Заповеди библии кратко

Для наших читателей: заповеди библии кратко с подробным описанием из различных источников.

Наверное, все слышали про 10 заповедей Библии. Они считаются основополагающими законами и в христианских религиях, и в иудаизме. Это простые тезисы, но по их толкованию написаны просто-таки целые тома. Реально ли применять их в сегодняшней жизни? Принесет ли это какую-то практическую пользу?

Происхождение Десяти заповедей

заповеди библии кратко

О том, как появился этот свод законов, повествует Библия. 10 заповедей Божьих были объявлены с неба во всеуслышание всему израильскому народу, который собрался возле горы Синай. Позже сам Бог написал провозглашенный свод законов на десяти каменных скрижалях и передал Моисею для того, чтобы этот оригинал хранился в народе из поколения в поколение.

10 заповедей Библии кратко

Рассказ о том, как Бог давал израильскому народу 10 заповедей, записан в двадцатой главе книги Исход. Вот их краткое содержание:

  1. Поклоняйся только своему Создателю.
  2. Не делай для поклонения никаких статуй и картин.
  3. Не используй имя Бога неподобающе.
  4. Субботу посвящай Богу (не занимайся повседневной работой).
  5. Уважай родителей.
  6. Не убивай.
  7. Не участвуй в распутстве.
  8. Не воруй.
  9. Не лги.
  10. Не завидуй.

заповеди библии кратко

Надо ли соблюдать христианам?

Относятся ли требования Закона, данного в древности Моисею, к христианам? Нелишним будет упомянуть, что постановления Закона не ограничивались лишь десятью пунктами. Он включает в себя около 600 различных указаний. Однако эти десять заповедей содержат в себе главные принципы, которые остальные постановления объясняли более широко.

Главным мерилом для принятия тех или иных решений для христиан, по идее, должна бы быть Библия. 10 заповедей Христа в ней нигде не упоминаются. И даже более того, когда Иисуса Христа спросили, какая заповедь в Законе самая главная, он привел два высказывания, которые не являются частью 10 заповедей Библии.

Означает ли это, что Христос считал их устаревшими к тому времени или неактуальными для своих последователей, которые должны были перестать исповедовать иудаизм и стать первыми христианами?

Отнюдь нет. Если проанализировать знаменитую Нагорную проповедь Христа, легко увидеть схему, по которой он ее строил: конкретное постановление из Закона – объяснение того, как его выполнять правильно. Так вот, среди этих постановлений есть и требования, включенные в 10 заповедей Библии, и те, которые не являются их частью.

Сам Иисус Христос заверил своих учеников в том, что он пришел на землю не для того, чтобы нарушить Закон, а для того, чтобы его исполнить. Не случайно на протяжении тысячелетий Слово Бога сохранялось, невзирая на все попытки его уничтожить. И это не простое совпадение, что сегодня у нас есть список 10 заповедей Библии. Закон Божий был написан для нашей же пользы. А потому принципы, содержащиеся в Десяти заповедях, непосредственно касаются христиан и сегодня.

заповеди библии кратко

Уникальность закона Бога

Даже при весьма беглом взгляде на знаменитые заповеди в глаза бросается сходство с основными законами любого цивилизованного общества. И это не удивительно, ведь в них отражается понимание человеческой сущности. Однако одна из заповедей в корне отличается от любого человеческого закона.

Подумайте о самом смысле существования законов. Они принимаются ради защиты интересов общества в целом и отдельно взятых членов этого общества в частности. К тому же любое постановление, которое что-либо запрещает, предполагает определенную меру наказания в случае нарушения. Соответственно определяются и методы фиксации этих нарушений.

Однако подумайте, как можно проследить за исполнением последней из заповедей: «Не завидуй»? Как можно определить, обвинить, доказать и добиться наказания для того, кто нарушит это указание? Для человека это просто невозможная задача.

Существование десятой заповеди – одно из косвенных доказательств правдивости библейского повествования. Бог в состоянии исследовать сердце и увидеть мотивы поступков и скрытые желания. Следить же за своей непорочностью в этом вопросе каждый должен самостоятельно.заповеди библии кратко

10 заповедей Библии и современное общество

Еще в 2000 году был проведен опрос на предмет отношения респондентов к Десяти заповедям. Результаты ярко проиллюстрировали изменение ценностей в пределах соседних поколений. Почти 70% опрошенных, которым было более 60 лет, знали заповеди и старались поступать в соответствии с ними. А вот среди молодых людей до 30 лет таковых не набралось и 30%. И подобная тенденция лишь усугубляется.

Подмена понятий и ценностей

заповеди библии кратко

Практически каждый, даже очень далекий от религии человек скажет, что выполнение Десяти заповедей полезно и правильно. Да и не один здравомыслящий индивидуум не заявит, что надо идти против Бога. Подмена библейских ценностей – тех ценностей, которые были изначально установлены самим Создателем, – происходит на более тонком уровне.

Убивать – грех? Да! А если убивать, защищая свою страну? Убийца переименовывается в героя…. Причем независимо от того, защищается эта страна или нападает.
Прелюбодеяние – грех? Да! А если это – настоящая любовь? Вроде уже и звучит как-то по-другому….

Не делай изображений для поклонения. Вроде как абсолютно определенное указание. Но если это икона…. То, что согласно закону Бога – неприемлемо, в какой-то момент превратилось в освященное.

Вот так, незаметно, идет влияние на подсознание человека. И в момент, когда надо принять решение о том, как поступить, мозг автоматически предложит более комфортный вариант. Хотя последствия могут быть и плачевными.

Обучение детей

заповеди библии кратко

Когда стоит начинать знакомить детей с библейскими наставлениями? В наше время популярно мнение, что ребенку не стоит давать религиозное воспитание. Лучше подождать, пока он вырастет и сможет принять свое собственное осознанное решение в этих вопросах.

Однако подобные умозаключения несостоятельны. 10 заповедей Библии для детей полезны не меньше, чем для взрослых. А знание этих принципов вреда уж точно никакого не причинит.

Подумайте, мы же не ждем сознательного возраста у ребенка, чтобы начать учить его пользоваться ложкой. А следуя вышеприведенной логике, надо было бы все полностью пустить на самотек, ожидая подходящего момента.

Сам Закон Бога предписывает необходимость обучать своих детей заповедям с самого раннего возраста. Но как это можно делать практически?

Во-первых, не бойтесь читать с детьми Библию в оригинале с юного возраста. Не стоит недооценивать способность к восприятию и обучению у малышей. Лучше всего, если вы будете использовать ясный и легко понятный перевод Библии, а не отдавать предпочтение устаревшему варианту только из-за традиции.

Кроме того, сейчас в изобилии имеется литература, которая знакомит с основными библейскими требованиями, написанная специально для детей. Читайте ее вместе с ребенком. Поощряйте его задавать вопросы и вместе ищите на них ответы. И не сомневайтесь в том, что ваши усилия окупятся сторицей.

«Моисей со скрижалями законов»,

Рембрандт

, 1659.

Де́сять за́поведей (Декалог, или Закон Божий) (ивр. ‏עשרת הדברות‏‎, «асерет-ха-диброт» — букв. десять речений; др.-греч. δέκα λόγοι, «декалог» — букв. десятисловие) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19:10-25).

Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (см. Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21). В другом месте (Исх. 34:14-26) часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Всевышнего, при этом не комментируются морально-нравственные нормы, но формулируются предписания в религиозно-культовой области. Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.

Обстановка, в которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди (Исх. 19:1 и след.). Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» (Исх. 24:12; 31:18; 32:16) или «Скрижалях Завета» (Втор. 9:9, 11:15), и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей (Втор. 10:1-5).

Десять заповедей (Исх. 20:2-17)

Перечни Десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются. Согласно еврейской традиции, в Исх. 20:2 содержится первая заповедь, а в 20:3 — вторая. Согласно же христианской традиции, первая заповедь содержится в Исх. 20:3, а 20:2 рассматривается как общее вступление. Большинство протестантских церквей, а также Православная и Грекокатолическая церковь делят вторую по еврейской традиции заповедь (Исх. 20:3-6) на две, считая первый стих первой заповедью, а остальные стихи — второй. Римско-католическая и Лютеранская церкви делят на две десятую по еврейской традиции заповедь. Лютеране следуют порядку Второзакония и делают заповедь «Не желай дома ближнего» девятой заповедью, а дальнейшее — десятой. В Папирусе Нэша заповеди имеют некоторые отличия от еврейской традиции.

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Десять заповедей (Втор. 5:6-21)

  1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
  4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
  5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Ритуальный Декалог (Исх. 34:14-26)

Ритуальный Декалог — условное обозначение свода десяти заповедей в Исх 34:14—26. Он существенно отличается от десяти заповедей, содержащихся в Исх. 20:1—17 и Втор. 5:6—21, называемых иногда этическим Декалогом.

Текст из книги Исход по Синодальному переводу.

И сказал : вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев;

  1. Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, , ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа , потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
  2. И не бери из дочерей их жен сынам своим , дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
  3. Не делай себе богов литых.
  4. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
  5. Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
  6. Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
  7. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
  8. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
  9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
  10. Не вари козлёнка в молоке матери его.

И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.

Два текста со схемами деления

  • Phi. Деление Филона Александрийского (из трудов Филона Александрийского и Иосифа Флавия). Является старейшим. Принято в эллинистическом иудаизме, Греческой православной церкви и протестантизме (за исключением лютеранства).
  • Tal. Талмудическое деление (III век).
  • Aug. Деление Аврелия Августина (V век). Принято в Римско-католической церкви и лютеранстве, причём Католическая церковь взяла за основу текст из Второзакония, а Мартин Лютер — из Исхода.
1 1 И изрек Бог все слова сии, говоря: 4—5 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня … Он сказал:
Pre 1 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. 6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
1 2 1 3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 7 Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
2 2 1 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли.
2 2 1 5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого , ненавидящих Меня. 9 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня.
2 2 1 6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 10 И творящий милость до тысячи любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3 3 2 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
4 4 3 8 Помни день субботний, чтобы святить его. 12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой.
4 4 3 9 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. 13 Шесть дней работай и делай всякие дела твои.
4 4 3 10 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. 14 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты.
4 4 3 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 15 И помни, что был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
5 5 4 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6 6 5 13 Не убивай. 17 Не убивай.
7 7 6 14 Не прелюбодействуй. 18 Не прелюбодействуй.
8 8 7 15 Не кради. 19 Не кради.
9 9 8 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10 10 9 17 Не желай дома ближнего твоего. 21 Не желай жены ближнего твоего.
10 10 10 Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. И не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Традиционное понимание

В иудаизме

Сопоставление текстов Исх. 20:1-17 и Втор. 5:4-21 (по ссылкам) на языке оригинала, с приближенным по смыслу переводом на английский язык (KJV), позволяет точнее уяснить содержание заповедей.

  1. #
  2. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно , ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно . В оригинале это означает «не носи (евр. תשא, tisa) имя Господне лживо (впустую, тщеславно, противозаконно)». Исходный глагол נשא nasa’ означает «поднимать, нести, брать, возносить». Ещё раз подобным образом выражение «носить имя» используется только в Исх. 28:9-30, где, в отражение заповеди, Бог наказывает первосвященнику Аарону вносить на своих плечах в святилище имена колен сынов израилевых, вырезанные на двух камнях оникса. Таким образом тот, кто исповедует веру в Бога Израилева, согласно заповеди, становится носителем Его имени, неся ответственность за то, как представляет Бога окружающим. Тексты Ветхого Завета описывают случаи, когда имя Бога оскверняется лицемерием людей и ложным представлением Бога или Его характера.Джозеф Телушкин, современный ортодоксальный раввин, также пишет, что эта заповедь означает намного больше чем запрещение случайного упоминания имени Бога. Он указывает, что более буквальный перевод «lo tissa» будет «Вы не должны нести», а не «Вы не должны брать», и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как «Не убивай» и «Не прелюбодействуй».
  3. Не убей. В оригинале: «לֹא תִרְצָח». Использованный глагол «רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)
  4. Не прелюбодействуй . Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство.
  5. Не кради. Запрет на хищение имущества также изложен в Лев. 19:11. Устная традиция толкует содержание заповеди «Не укради» в Десяти заповедях как запрет на похищение человека с целью порабощения. Поскольку предшествующие заповеди «не убивай» и «не прелюбодействуй» говорят о грехах, наказываемых смертной казнью, то один из принципов толкования Торы предписывает понимать и продолжение как сурово наказуемое преступление.
  6. «Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества.

В лютеранской традиции

В «Кратком катехизисе» М. Лютера даётся следующий перечень заповедей (с их объяснением):

  • Заповедь первая:

Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Что это значит? Мы должны превыше всего уважать, любить Бога и уповать на Него во всём.

  • Заповедь вторая:

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Что это значит? Мы должны бояться Бога и любить Его так, чтобы не проклинать, не клясться, не колдовать, не лгать и не обманывать именем Его, но призывать Его имя во всякой нужде, молиться Ему, благодарить и прославлять Его.

  • Заповедь третья:

Помни день субботний, чтобы святить его.

Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не пренебрегать проповедью и Словом Божьим, но свято чтить его, охотно слушать и познавать.

  • Заповедь четвёртая:

Почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо и долголетен будешь на земле.

Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не презирать и не гневить своих родителей и господ, но почитать их, служить и повиноваться им, любить их и дорожить ими.

  • Заповедь пятая:

Не убивай.

Что это значит? Не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нём во всех его нуждах.

  • Заповедь шестая:

Не прелюбодействуй.

Что это значит? Чтобы в мыслях, словах и делах быть чистыми и целомудренными, и чтобы каждый из нас любил и почитал своего супруга.

  • Заповедь седьмая:

Не укради.

Что это значит? Не отбирать у ближнего своего денег, или имущества его, и не присваивать себе чужого путём нечестной торговли, или мошенничества. Но нам следует помогать ближнему своему в сохранении и преумножении его имущества и средств существования.

  • Заповедь восьмая:

Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

Что это значит? Не говорить неправды о ближнем своем, не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нём худой молвы, но защищать его, говорить о нём только хорошее и стараться всё обратить к лучшему.

  • Заповедь девятая:

Не пожелай дома ближнего твоего.

Что это значит? Не посягать коварно на наследство, или дом ближнего своего и не присваивать их себе, прикрываясь законом, или правом, но служить ближнему, способствуя сохранению его собственности.

  • Заповедь десятая:

Не пожелай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабы его, ни скота его, ничего из того, что есть у него.

Что это значит? Не совращать, не присваивать и не отчуждать от ближнего своего его жену, прислугу, или скот, но побуждать их к тому, чтобы они оставались на своих местах и исполняли свои обязанности.

Примечания

  1. ↑ Слово דיבר (дибер) происходит от корня דבר — «говорить».
  2. Новиков, 1985, с. 158.
  3. ↑ См. примеры Лев. 18:21, 20:3, 21:6; Иер. 5:1-2, 7:9-15; Matthew Henry’s Commentary on the Whole Bible, Vol. 1 Архивная копия от 14 января 2010 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 26-05-2013  — историякопия) Комментарий на Исход 20:7
  4. ↑ Telushkin, J., Jewish Literacy: The most important things to know about the Jewish religion, its people and its history. New York: William Morrow and Company, Inc., 1991, ISBN 0-688-08506-7, pp. 56—57

См. также

  • Заповеди Иисуса Христа
  • Скрижали Завета
  • Гора Синай
  • Камень Декалога
  • «Декалог» — фильм Кшиштофа Кеслёвского
  • «Кислород» — фильм Ивана Вырыпаева.
  • Десять заповедей (буддизм)
  • Моральный кодекс строителя коммунизма

Литература

  • Баренбойм П. Д. Библейское начало философии права // Законодательство и экономика. — 2012. — № 2. Архивировано 29 ноября 2016 года.
  • П. Баренбойм, А. Гусейнов, А. Недель, С. Шиян. Моисей. Первый философ права. Человек, который видел Бога (сборник статей), М.: ЛУМ, 2017. ISBN 978-5-906072-28-3.
  • Заповеди, десятословие, декалог // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 158. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Лопухин А. П. Десятословие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Десять заповедей — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Ссылки

  • О заповедях на сайте Библия-Центр
  • О десяти заповедях на сайте Мгарского Свято-Преображенского монастыря
  • Православное толкование десяти Заповедей

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

заповеди библии кратко

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

“Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.”

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

Десять заповедей Иисуса Христа — это закон для христиан. Это десять основополагающих правил или заповедей в христианских религиях и иудаизме, которые дал Моисею Бог. Спустя огромное количество времени заповеди все еще остаются актуальными. Рассмотрим каждую из заповедей более подробно. Библия рассказывает о том, как произошли и откуда появились эти законы.

Десять Божьих заповедей во всеуслышание были объявлены с небес всему израильскому народу на пятидесятый день, собранному после изгнания, возле горы Синай. Спустя время сам Бог написал и провозгласил свод этих десяти законов на десяти каменных скрижалях. Позже Бог передал все эти десять скрижалей Моисею, чтобы тот сохранил оригинал среди народа и передавал их.

заповеди библии кратко

Десять заповедей Иисуса Христа в краткой формулировке

В двадцатой главе книги Исход записан рассказ о том, как Бог отдавал свои десять заповедей израильскому народу.

Краткое содержание заповедей:

  1. Поклоняйся только своему Создателю
  2. Не делай никаких статуй либо картин для поклонения
  3. Не упоминай имя господа всуе
  4. Не проводи субботу в повседневной работе, посвяти ее Богу
  5. Почитай своих родителей
  6. Не убий
  7. Не участвуй в распутстве
  8. Не лги
  9. Не воруй
  10. Не завидуй

Сам же Иисус Христос заверил своих учеников в том, что он на земле не чтобы нарушить Закон, для того чтобы его исполнять. Не просто так Слово Божье сохранялось и сохраняется на протяжении тысячелетий, несмотря на все попытки его уничтожить. Божий Закон был написал для пользы людей, поэтому принципы, которые содержатся в Десяти заповедях напрямую касаются христиан даже на сегодняшний день. Даже если бегло пройтись по списку знаменитых Заповедей, любой культурный человек заметит схожесть их с основополагающими законами любого цивилизованного общества.

Заповеди Иисуса Христа нередко сравниваются с законами природы. Это значит, что эти законы не только требуется придерживаться и запрещено их нарушать, помимо того они гармонично друг друга дополняют. Одновременно заповеди позволяют людям обрести душу, отказаться от разнообразных искушений или инстинктов, которые ранее были свойственны дикому человеку, наполняют людей добродетелями, а с другой — эти законы способствуют тому, чтобы все люди могли обрести нравственную основу, для помощи близким совершенно не из-за того, что это необходимо делать ради каких-то материальных благ, а опираясь на собственное желание.

Из всех десяти заповедей Иисуса Христа выявить одну главную не представляется возможным, так как все они равнозначно важны для человека. Например, если человек будет в основном уделять время на то, чтобы избавиться от искушения, к примеру, прелюбодеяния, но будет завидовать или не станет уважать родных, близких и своих родителей, соседей или друзей, то это равносильно тому, что этот человек вообще не придерживается законов христианства. Десять Заповедей Иисуса Христа, необходимо отметить, прописаны лаконично и кратко. Несмотря на то, что они в какой-то степени возводят рамки для людей, однако, в большинстве своем, это является обеспечением полной свободы личности.

Десять полных заповедей

Заповедь первая

“Я — Господь Бог твой. Да и не будет у тебя других никаких иных богов помимо меня пред ликом моим”.

В первой заповеди Господь говорит о Себе, о том, что каждый обязан руководствоваться Божьим именем и не уклоняться от Его воли. Это правило основополагающее, фундаментальное, ведь тот человек, который будет во всем следовать законам и предписаниям Божьим не станет нарушать остальные девять заповедей. В индивидуальной трактовке Бог не претендует на абсолютное первенство среди других идолов, также как и требует, чтобы Ему оказывали большее внимание, чем каким-то иным богам. Он хочет, чтобы Ему Единственному поклонялись, в связи с тем, что, как гласит религия, никаких иных богов в мире не существует.

заповеди библии кратко

Заповедь вторая

«Не сотвори себе кумира либо изображения того, что вверху на небе или что на земле внизу, что в водах ниже земли; не служи ты им и не преклоняйся; ибо Я Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину их отцов до третьего и четвёртого рода, тех, что ненавидели Меня, и те, что творили милости до тысячи родов любящим Меня и кто соблюдает заповеди Мои» (Исход 20:4-6).

В этом тексте Господь напоминает людям о том, что не стоит создавать рукотворных изображений идолов и поклоняться им. Мотивируется это тем, что вечный бог не должен быть ограничен образом из камня либо дерева. Попытка это сделать Его оскорбляет, извращает реальность и истину.

заповеди библии кратко

Третья из десяти заповедей Библии

“Не произноси имя Господа Бога всуе (просто так), ибо Господь Бог не станет оставлять никого без наказания, кто называет имя Его всуе”. (Исход 20:7).

В этой третьей из десяти заповедей говорится о человеческой небрежности. Так как человек нередко имеет дурную привычку говорить что попало и не следить за языком и при всяком случае произносит слово “Бог”. Это является абсолютным грехом, считается чем-то сродни кощунству. Этот закон запрещает не только ложные клятвы и простые слова, которыми люди божатся время от времени, помимо того этого напоминает о легкомысленном и небрежном отношении к святому значению данного слова. Бесчестит его человек даже ненароком упоминая в светской беседе или обыденном разговоре.

заповеди библии кратко

Четвертая заповедь

“Помяни день субботний, дабы проводить его правильно: Целиком шесть дней недели работай и делай в их продолжении все свои дела, а на день седьмой — покоя, посвяти его Господу Богу твоему. Не делай в вышеупомянутый ни каких дел своих ни ты, ни дочь твоя, ни сын твой… Ибо в шесть дней Господь твой создал все что имеется в земле, море и небе и их самих, а в седьмой день отдыхал. Посему Господь благословил субботний день и его освятил”. (Исход 20:8-11)

Эта заповедь из Библии призывает всех людей лишь шесть дней в неделю заниматься своим трудом, а в седьмой день, говорит Библия, необходимо посвятить себя и все свое время в этот день недели служению Богу и сотворению благих дел. Суббота в этом законе представлена как утвержденный день при творении, а не как новое установление. И люди должны о нём помнить, соблюдать этот день в память о делах Господа.

заповеди библии кратко

Пятая Библейская заповедь

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои, чтобы ты хорошо жил на земле, которую даровал тебе Господь, Бог твой” (Исход 20:12)

Пятый закон или пятая заповедь требует уважения, покорности и послушания от детей к родителям. Здесь Господь обещает благодарным детям за заботу, нежность и сохранение родительской репутации продолжительную и хорошую жизнь. Эта заповедь требует от детей, чтобы те стали для родителей утешением и помощью в преклонных годах.

заповеди библии кратко

Шестая Божья заповедь

Одна из самых понятных, не требующих особой трактовки заповедей.

В переводе звучит так: “Не убий” (исход 20:13). Краткая, простая и понятная заповедь. Господь говорит, что человек не может самовольно лишать кого-то жизни — творения Божьего. Это вне человеческой власти. Тут необходимо добавить, что также тяжким грехом является самоубийство. Те, кто по своему желанию лишили себя жизни не смогут никогда оказаться в Царствии небесном, так как не заслуживают того. Этому греху (убийству) предшествуют такие чувства как ненависть, гнев, злость. Этот список нельзя пускать в сердце христианину.

Считается, что Бог — источник жизни. Один Он может даровать жизнь, это святой Божий дар, который никто из людей не может отнять, то есть убивать кого-то. Согласно Библии, отнять чью-то жизнь — значит вмешаться в Божий план, т.е. лишить жизни себя либо другого человека — попытаться встать на место Господа. Эта заповедь подразумевает разумное почитание жизненны законов и человеческого здоровья.

заповеди библии кратко

Седьмая заповедь

“Не прелюбодействуй”. Этот закон призывает супругов хранить друг другу верность

(Исход 20:14). Основное установление Господа — брачный союз. Учреждая таковой, у Него была определенная цель — сохранение чистоты и счастья людей, возвышение их моральных сил. Библия говорит, что достичь счастья во взаимоотношениях возможно только если человек сосредоточен на личности, которой отдает себя целиком, свое доверие и преданность в течение всей жизни. Оберегая людей от прелюбодеяния, Бог хочет, чтобы люди не стали искать ничего иного, помимо полноты любви, которая будет надежно защищена супружеством.

заповеди библии кратко

Восьмая заповедь

Еще один лаконичный Божий Закон.
“Не кради”.

Богом не разрешается присвоение чужого имущества. К этому греху относятся также взяточничество и тунеядство. Этот закон подразумевает как тайные, так и явные грехи. Осуждается похищение людей, войны, работорговля. Порицается воровство, грабеж. Восьмая заповедь требует искренности даже в незначительных делах.

заповеди библии кратко

Девятая заповедь

“Не произноси ложного свидетельства на своего ближнего”.

Господь запрещает ложь в суде, клевету на кого-либо. Всякий намек или преувеличение с расчетом на мнимое впечатление — ложь. Этот закон запрещает всякий способ опорочить человека, его статус злословием либо сплетнями.

заповеди библии кратко

Десятая заповедь

“Не возжелай дома, коим обладает ближний твой, ни его жены, ни раба, ни всего, что принадлежит ему”.

В этой заповеди Бог говорит о любви. Любви к ближнему — это продолжение любви к Господу.

В стремлении всей душой своей соблюдать эти заповеди, человек очищает свою душу, получает возможность быть с Господом.

заповеди библии кратко

Все эти законы писались изначально в буквальном смысле, не надо было ломать голову над смыслом, достраивать теории, чтобы был понятен их реальный смысл. На сегодняшний день лишь некоторые среди всех десяти заветов не имеют двойного смысла и не требуют дополнительной трактовки, поиска скрытого смысла. Остальные же необходимо интерпретировать. Каждый из этих заветов — равносильны классике. Они всегда были и будут.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here