Заповедь любви в ветхом завете

Для наших читателей: заповедь любви в ветхом завете с подробным описанием из различных источников.

Заповедь о любви к Богу (Втор. 6).

В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспоминая завет Израиля с Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6-21 ст.).

Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, указывающих на Любовь к Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлении в землю обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога в следствии соприкосновения с язычниками — хананеями. Это увещание и составляет содержание VI-й главы.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть. И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (6:4-5), — так говорит Моисей, увещая помнить благодеяния и повеления Божия.

Когда законник, искушая Спасителя, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Господь напомнил ему рассматриваемое место Второзакония: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:36-37). Но любовь к Богу неотделима от любви к ближнему (1 Ин. 4:20), и Господь в ответе законнику продолжает: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания Ветхого Завета (Лев. 19:18). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия, проникают весь Ветхий Завет. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» — добавил Спаситель. Они являются и основой Нового, чем наглядно подтверждается связь обоих Заветов.

Следующая глава >

Заповеди любви — две заповеди, изложенные в Библии в Ветхом Завете и прокомментированные Иисусом Христом в Новом Завете.

И заповедь любви к Богу, и заповедь любви к ближнему присутствуют еще в Пятикнижии Моисеевом. Так, любовь к Богу заповедуется во Второзаконии: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.» (Втор. 6:5), а любовь к ближнему предписывается в Левите. Относительно единоплеменников: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18), и в отношении чужаков: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев. 19:33-34)

Особый смысл и значение принимают эти заповеди с приходом Христа. Новый Завет рассказывает, как законник-фарисей спросил Христа: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22:37-40)

Святой Иоанн Златоуст в своём толковании заповеди Христа о любви пишет: «Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну!» Святой Иоанн Кронштадтский предостерегает от узкого понимания слова «ближний», вспоминая притчу о добром самаритянине, в которой раскрывается этот момент: «Притчей об израненном разбойниками человеке и милосердом самарянине, принявшем в нём самое сердечное и деятельное участие, Господь показал, что ближним должно считать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг наш, и особенно когда он нуждается в помощи».

Нормативные принципы, близкие к заповедям любви, содержатся и в других религиях. Так, в индуизме традиция бхакти, служения Богу с любовью и преданностью, является основным предметом книг Бхагавата-пурана и Бхагавад-гита, где бхакти провозглашается самой возвышенной формой религиозной практики. При этом как особая ступень бхакти выделяется према — чистая любовь к Богу.

См. также

  • Заповеди блаженства
  • Заповеди Иисуса Христа
  • Божественная любовь

Примечания

Литература

  • Апресян Р. Г. Заповедь любви // Этика: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2001.
  • Апресян Р. Г. Императивно-ценностная динамика морали. 2002
  • Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Г Этика: Учебник — М.: Гардарики, 2003. — 472 с.
  • Бердяев Н. А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — С. 444—460.

Ссылки

  • О любви к Богу и к ближним. Св. прав. Иоанн Кронштадтский
  • Заповедь любви — «Закон божий», 1966
  • Заповеди Божии — Александр (Милеант), епископ.
  • Повеления Господа Иисуса Христа — Теологические исследования
  • Св. Иоанн Златоуст, Толкование на святого Матфея Евангелиста

Заповедь о любви к Богу (Втор. 6).

В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспоминая завет Израиля с Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6-21 ст.).

Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, указывающих на Любовь к Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлении в землю обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога в следствии соприкосновения с язычниками — хананеями. Это увещание и составляет содержание VI-й главы.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть. И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (6:4-5), — так говорит Моисей, увещая помнить благодеяния и повеления Божия.

Когда законник, искушая Спасителя, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Господь напомнил ему рассматриваемое место Второзакония: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:36-37). Но любовь к Богу неотделима от любви к ближнему (1 Ин. 4:20), и Господь в ответе законнику продолжает: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания Ветхого Завета (Лев. 19:18). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия, проникают весь Ветхий Завет. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» — добавил Спаситель. Они являются и основой Нового, чем наглядно подтверждается связь обоих Заветов.

Заповедь о любви к Богу (Втор. 6)

В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспоминая завет Израиля с Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6-21 стихи).

Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, указывающих на Любовь к Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлению в землю обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога вследствии соприкосновения с язычниками-хананеями. Это увещание и составляет содержание шестой главы.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть.И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твои ми» (6, 4-5), — так говорит Моисей, увещая помнить благодеяния и повеления Божия.

Когда законник, искушая Спасителя, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Господь напомнил ему рассматриваемое место Второзакония: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22, 36-37). Но любовь к Богу неотделима от любви к ближнему (1 Ин. 4, 20), и Господь в ответе законнику продолжает: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания Ветхого Завета (Лев. 19, 18). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия, пронизывают весь Ветхий Завет. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»— добавил Спаситель. Они же являются и основой Нового, чем наглядно подтверждается связь обоих Заветов.

О лжепророках (Втор. 13, 1-5)

Если среди Израиля появится ложный пророк или сновидец и будет совершать знамения и чудеса (демонским действием по Божию попущению, как поясняют Святые Отцы), совращая при этом народ к служению иным богам, такого пророка не должно слушать, через него Господь испытывает (слав. «искушает») только приверженность и любовь к Себе народа (1-3 стихи). Израиль должен предавать смерти подобных ложных пророков (4-5 стихи).

Если совратителем в идолопоклонство явится даже ближайший родственник, то израильтянин, поборов чувство родственной любви, должен донести на совратителя, последний должен быть побит камнями и доноситель должен первым бросить в него камень (6-11 стихи). Если совратится в идолопоклонство целый город, то Израиль, произнеся над ним обет с заклятием, должен разрушить самый город и истребить все находящееся в нем (12-18 стихи)

Ветхозаветный закон о лжепророках предостерегает нас от уклонения в том или ином виде суеверия (приметы, гадания и т.п.), и указывает на необходимость сохранения чистоты религиозной истины.

О ложных пророках и ложных знамениях и чудесах Христос говорит: «Тогда если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», — не верьте! Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 23-24).

И тогда, как и в ветхозаветные времена, эти ложные знамения и чудеса будут испытанием истинности веры и любви к Богу (2 Фес. 2, 12).

Жребий Левитов (Втор. 18, 1-8). Предсказание мессии (Втор. 18, 9-21)
Стихи 1-5

Под «жребием», которого не имели права наследовать левиты, разумеются доставшиеся по жребию земельные участки каждому из 12 колен Израилевых при разделении земли обетованной на уделы.

Сам Господь — жребий левитов, как священнослужителей, и они — жребий Его (греч. «клирос» — отсюда «клирики»). Поэтому, взамен земельных участков, Господь передает им некоторые приношения Ему со стороны народа; различные части жертвенных животных и начатки плодов земли и шерсти овец. Кроме того, левитам принадлежали остатки хлебных приношений (Левит 6, 14-17; 7, 9-10), десятина плодов земли и стад (Левит 27, 30-34; Чисел 18, 21-32) и первенцы нечистых животных, за которых обыкновенно вносился выкуп (Чисел 18, 15-16).

Так был установлен закон содержания священнослужителей, подтвержденный и в Новом Завете: «Священнодействующие, по Апостолу, — питаются от святилища» (1 Кор. 9, 13).

Стихи 9-22

Все виды ложных прорицателей и чародеев, как-то вызывающие духов и вопрошающие мертвых
вых и т.п., должны быть казнены смертью, потому что все такие люди, как обманщики, мерзки перед Господом, как и слушающие их. Но народу избранному должно быть чуждо чародейство, волхование и все ложнопророчество, исходящее от дьявола. В среде его должна храниться истина божественная и для утверждения Господь дает обетование о Высочайшем Пророке, имеющем прийти впоследствии.

Господь сказал Моисею:
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того я взыщу» (стихи 18-19).

Под обетованным пророком, подобным Моисею, нельзя разуметь ни приемника последнего Иисуса Навина, ни позднейших пророков.

При всей высоте личности Иисуса Навина его нельзя разуметь в данном случае по ясному указанию Священного Писания, в последней 34 главе книги Второзакония позднейший священный писатель (может быть сам Иисус Навин или составитель священного канона Ездра) замечает, что после Моисея народным вождем стал Иисус Навин; но при этом: «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (стих 10).

Второе предположение об отнесении этого обетования к какому из позднейших пророков нельзя принять потому, что все последующие пророки не были подобны Моисею. Сам Господь выделяет его из ряда дальнейших пророков (Чисел 12, 6-8).

Новозаветное Писание ясно указывает, что под обетованным пророком разумеется Мессия — Христос Спаситель.

В третьей главе Деяний Апостольских повествуется, что после исцеления хромого при красных воротах храма святой апостол Петр обратился в Соломоновом притворе с речью к народу о наступивших по предсказанию пророков временах Мессии и приводит слова Втор. 18, 18-19 о пророке, подобном Моисею (Деян. 3, 20-24). Первомученник архидиакон Стефан в своей предсмертной речи к иудеям относит это пророчество также ко Христу Спасителю (Деян. 7, 37).

Сам Христос Спаситель засвидетельствовал, что Моисей писал о Нем (Ин. 5, 46), (Лк. 24, 44) и народ в Лице Христа Спасителя видел пророка, грядущего в мир (Ин. 6, 14).

Пророком, подобным Моисею, Мессия называется потому, что Он явился в мир, чтобы возвестить волю Божию‚ и служение Его имело много сходственных черт со служением Моисея, который был прообразом Мессии. Особенная близость Моисея к Господу (Чисел 12, 6-8) предуказывала близость Христа Спасителя, как Сына к Богу Отцу (Евр. 3, 2, 5-6). Моисей был ходатаем (посредником) Ветхого Завета между Богом и народом еврейским (Гал. 3, 19). Христос был Ходатаем Нового Завета для всего человечества (Евр. 12, 24). Как Моисей освободил Израиля от рабства египетского, так Христос Спаситель освободил все человечество от рабства греху и дьяволу. Как через Моисея дан был закон для ветхозаветного человека, так через Христа Спасителя новозаветному человеку дан закон благодати (Ин. 1, 17).

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here