Воскресение и вознесение христа

Для наших читателей: воскресение и вознесение христа с подробным описанием из различных источников.

11. Воскресение, Вознесение и Второе Пришествие Христа

Христос сошел во ад и в третий день воскрес из мертвых

Выражением «Христос сошел во ад» мы исповедуем, что Иисус после Своей смерти сошел в «лоно Авраамово», т. е. в место, где находились души праведников, не могущих войти в рай, пока не совершилось Искупление. Искупление, таким образом, распространяется на предшественников Христа.

Здесь слово «ад» означает не «ад осужденных», а именно «лоно Авраамово».

В третий день после Своей смерти Иисус воскрес c тем же телом, c которым он был погребен. Его душа снова присоединилась к Его телу. Воскресение совершилось собственной властью Иисуса Христа. Это самое великое чудо из всех чудес творимых Христом.

Воскресение Господа – основа нашей веры: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор 15, 17).

Воскресение, предсказанное Самим Христом во время Его земной жизни, проповедано апостолами и удостоверено Священным Писанием и Преданием.

Христос предвозвещал Свое Воскресение при всех. Поэтому враги Его поставили стражу у гроба, чтобы ученики Его не крали Его тело (ср. Мф 27, 66). После Своего Воскресения Христос явился Своим апостолам и более чем 500 ученикам Своим (ср. 1 Кор 15, 6).

Воскресение Христа – исторический факт, обладающий достоверностью любого исторического факта, и доказанный c большей серьезностью, чем огромная масса исторических фактов, признанных всеми без малейшего сомнения.

Вознесение Господа

Через сорок дней после Своего Воскресения Христос вознесся на Небеса Своей собственной властью (ср. Деян 1, 9-10). Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян 1, 9).

Христос «восседает одесную Отца», т. е. по правую руку Отца. «Под правой рукой Отца, – пишет св. Иоанн Дамаскин, – мы разумеем славу и честь Божества, в которой Тот, Кто существовал как Сын Божий прежде всех веков, как Бог и единосущный Отцу воссел телесно по Воплощении и прославлении Его тела» .

На Небе Христос предстает за нас пред ликом Отца. Он непрестанно исполняет Свое священническое служение (ср. Евр 7, 25).

Христос приготовил нам место на Небе (ср. Еф 2, 6). Нам надо жить со взором, обращенным к славе небесной: ищите горнего (Кол 3, 1), мы не имеем здесь постоянного града (Евр 13, 14). Но это не значит, что мы должны пренебрегать земными делами. Евангелие обязывает христиан напряженно содействовать созиданию мира.

Хотя Христос восшел на Небо, Он остался c нами в Евхаристии.

Второе Пришествие Христа

Христос есть Царь вселенной, но пока не все, что в мире, Ему покорено (ср. Евр 2, 7; 1 Кор 15, 28). Торжественная победа Царства Христа состоится в конце времен, когда Господь придет во второй раз с силою и славою великою (Лк 21, 27).

Священное Писание рассказывает о событиях, которые будут предшествовать славному явлению Христа (ср. Мф 24, 1-51):

–  Многие придут под именем Моим, и будут говорить «Я Христос»… Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф 24, 5).

– Будут войны, великие бедствия и другие знамения (Мф 24, 6–7).

– Дьявол развернет мощное гонение на Церковь (Мф 24, 9-10).

–  По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф 24, 12).

– Евангелие будет проповедано по всей вселенной (Мф 24, 14).

– Еврейский народ обратится к христианской вере (Рим 11, 25).

– Придет Антихрист: Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… ибо тайна беззакония уже в действии… и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст своих (2 Фес 2, 3).

Иисус, Который был несправедливо приговорен к смерти, придет как Верховный Судья, чтобы судить живых и мертвых: это – всеобщий суд, на котором Христос воздаст каждому человеку по делам его.

Святые получат при всех обещанную награду за добро, которое они сделали. Так восторжествует справедливость, ибо на этой земле часто бывает, что поступающих дурно восхваляют, а поступающих хорошо презирают и забывают.

Христос будет судить не только со справедливостью, но и c мудростью, силой и бесконечным милосердием.

Этот всеобщий суд отличается от частного суда, который совершается непосредственно после смерти каждого человека.

Следующая глава >

Христос сошел во ад и в третий день воскрес из мертвых

Выражением «Христос сошел во ад», мы исповедуем, что Иисус после Своей смерти сошел в «лоно Авраамово», т.е. в место, где находились души праведников, не могущих войти в рай, пока не совершилось Искупление. Искупление таким образом распространяется на предшественников Христа.

Здесь слово «ад» означает не «ад осужденных», а именно «лоно Авраамово».

В третий день после Своей смерти Иисус воскрес c тем же телом, c которым он был погребен. Его душа снова присоединилась к Его телу.

Воскресение совершилось собственной властью Иисуса Христа. Оно самое великое чудо из всех чудес творимых Христом.

Воскресение Господа есть основа нашей веры: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор 15,17).

Воскресение, предсказанное Самим Христом во время Его земной жизни, проповедано Апостолами и удостоверено Священным Писанием и Преданием.

Христос предвозвещал Свое Воскресение при всех. Поэтому враги Его поставили стражу у гроба, чтобы ученики Его не крали Его тело (ср. Мф 27,66). После Своего Воскресения, Христос явился Своим Апостолам и более 500 ученикам Своим (ср. 1 Кор 15,6).

Воскресение Христа есть исторический факт, обладающий достоверностью любого исторического факта, и доказанный c большей серьезностью, чем огромная масса исторических фактов, признанных всеми без малейшего сомнения.

Вознесение Господа

Через сорок дней после Своего Воскресения Христос вознесся на небеса Своей собственной властью (ср. Деян 1,9-10). Сказав сие Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян 1,9).

Христос «восседает одесную Отца», т.е. по правую руку Отца. «Под правой рукой Отца, – пишет св. Иоанн Дамаскин, – мы разумеем славу и честь Божества, в которой Тот, Кто существовал как Сын Божий прежде всех веков, как Бог и единосущный Отцу воссел телесно по Воплощении и прославлении Его тела».

На небе Христос предстает за нас пред ликом Отца. Он непрестанно исполняет Свое священническое служение (ср. Евр 7,25).

Христос приготовил нам место на небе (ср. Еф 2,6). Нам надо жить со взором, обращенным к славе Небесной: ищите горнего (Кол 3,1), мы не имеем здесь постоянного града (Евр 13,14). Но это не значит, что мы должны пренебрегать земными делами. Евангелие обязывает христиан напряженно содействовать созиданию мира.

Хотя Христос восшел на Небо, Он остался c нами в Евхаристии.

Второе Пришествие Христа

Христос есть Царь вселенной, но пока не все, что в мире Ему покорено (ср. Евр 2,7; 1 Кор 15,28). Торжественная победа Царства Христа состоится в конце времен, когда Господь придет во второй раз с силою и славою великою (Лк 21,27).

Священное Писание рассказывает о событиях, которые будут предшествовать славному явлению Христа (ср. Мф 24,1-51):

Многие придут под именем Моим, и будут говорить «Я Христос»… Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф 24,5).

– Будут войны, великие бедствия и другие знамения (Мф 24,6-7).

– Дьявол развернет мощное гонение на Церковь (Мф 24,9-10).

По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24,12).

– Евангелие будет проповедано по всей вселенной (Мф 24,14).

– Еврейский народ обратится к христианской вере (Рим 11,25).

– Придет Антихрист: Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… ибо тайна беззакония уже в действии… и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст своих (2 Фес 2,3).

Иисус, Который был несправедливо приговорен к смерти, придет как Верховный Судья, чтобы судить живых и мертвых: это – всеобщий суд, на котором Христос воздаст каждому человеку по делам его.

Святые получат при всех обещанную награду за добро, которое они сделали. Так восторжествует справедливость, ибо на этой земле часто бывает, что поступающих дурно восхваляют, а поступающих хорошо презирают и забывают.

Христос будет судить не только со справедливостью, но и c мудростью, силой и бесконечным милосердием.

Этот всеобщий суд отличается от частного суда, который совершается непосредственно после смерти каждого человека.


Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, Книга IV, 2.

Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение из мёртвых Иисуса является основной доктриной христианства.

Пророчества о воскресении Христа

Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости… воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века.

Ветхозаветные пророчества о Христе антиномичны: темы страдающего Мессии и грядущего во славе Царя часто сменяют одна другую. Наиболее отчётливо это выражено в пророчестве Исаии (Ис.53):

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. …
когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Воскресением Христа из мёртвых разрешается и другая антиномия: Мессия есть обычный человек и бессмертный Бог: Пс. 2, 44, 109, 9:6, Иер. 23:5, Мих. 5:2, Мал. 3:1. Пророчества о вечном Царстве Израиля понимаются как возглавление Христом, пребывающим после Вознесения в вечности, Церкви в земной истории, а также как предсказания о Втором пришествии: Быт. 49:1, 2Цар. 7:13, Пс. 131:11, Дан. 7:13-14.

В день Пятидесятницы ап. Пётр в первой проповеди христианской Церкви говорил о пророчествах в псалмах Давида (Деян. 2:22-36):

…Иисуса Назорея… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

Ибо Давид говорит о Нем: …Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

Типологическое толкование Библии рассматривает исторические события Ветхого Завета как прообразы событий Нового Завета, так по словам св. ап. Павла, ветхозаветный закон был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (Гал. 3:24; Евр. 10:1). События ветхозаветной Пасхи — Исхода евреев из Египта представляет наиболее ёмкие прообразы Воскресения Христа, в частности:

  • Ангел, видя знаки крови пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских домов, проходит мимо (Пасха — досл. ивр. «проходить мимо»), из-за чего еврейские первенцы спасаются — это есть прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира.
  • С другой стороны, прообразом самого пасхального (избавительного) агнца является овен, которого обнаружил Авраам на горе Иегова-ире (досл. «Бог узрит») Быт. 22:1-18, а жертва Авраама своим сыном как прообраз жертвы Бога-Отца Сыном, избавление Исаака символизирует воскресение.
  • Прохождение через стихию, как напр. переход евреев через море и погубление фараона, также является прообразом воскресения, обновления, перехода из старого «плотского» Египта в новую жизнь. То же относится к первому празднованию Пасхи после перехода через пустыню перед входом в Землю обетованную.

В качестве прообраза Своего будущего воскресения Христос говорит, что «не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы-пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40). Вообще, до страданий, Христос пророчествовал ученикам о Своей будущей смерти и воскресении трижды, но апостолы не понимали смысла сказанного.

Четвероевангелие

совмещение евангельских повествований:

  • Евангелие от Матфея: 28
  • Евангелие от Марка: 16
  • Евангелие от Луки: 24
  • Евангелие от Иоанна: 20

По древнему иудейскому преданию Мессия — Царь Израилев должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя.

  • Великий Четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в доме Симона прокаженного в Галилее. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Иоанн и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху в день казни Христа, то есть двумя днями позже. Наиболее вероятное объяснение, с учетом кумранских находок, говорит, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского календаря. Таким образом, на Тайной Вечере Пасха ветхозаветная — агнец, вино и опресноки мистически связывается с Пасхой новозаветной — Христом, Его Телом и Кровью.
  • Страстная Пятница — по традиции перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде, что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый старейшинами, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчеркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казненных. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя (ср. пасхальный агнец должен быть съеден до начала следующего дня). Возле гроба находятся Мария Магдалина и «другая Мария».
  • Великая Суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своем воскресении на третий день, просят Пилата поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. (Мф. 27:65). Первосвященники пошли и поставили у гроба своих воинов, и опечатали гроб.
  • Воскресение Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет гроб, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Мария Магдалина, пришедшая ко гробу ранее всех, возвращается и сообщает апостолам Петру и Иоанну, что тело Учителя унесли. Петр и Иоанн спешат ко гробу. Первый подбегает Иоанн, но, не решаясь войти, видит в гробе только пелены. Петр же сразу входит в гробницу и замечает, что сударь, повитый вокруг головы, лежит не с ризами, но особо. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Христа. Петр же «отъиде, в себе дивяся бывшему» (Лк.24:12).

Стража сообщила происшедшее первосвященникам. Первосвященники же дали им много денег, чтобы те говорили, что ночью, когда они спали, ученики Иисуса украли Его. Воины так и поступили, как научены были.

Мария Магдалина рассказывает апостолам об явлении ей Христа и его воскрешении, миниатюра из псалтыри св. Олбана, 1120-е гг.

  1. После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей являются два ангела, а потом и Христос, которого она сперва приняла за садовника. Христос говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, а возвратилась, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу.
  2. Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает другую Марию. Христос является женам второй раз, вновь повелевая сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили.
  3. Путник, явившийся Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, расспрашивает их о событиях в Иерусалиме и толкует Писание, что Христу подобает воскреснуть. Ученики узнают Его только вечером, когда Христос преломляет хлебы, после чего мгновенно исчезает. Они тотчас возвращаются в Иерусалим, сообщая об этом апостолам, которые не поверили.
  4. Бывшие там же другие ученики говорили, что Иисус явился и Симону.
  5. В момент этого обсуждения, Христос является ученикам, кроме Фомы, сквозь запертые двери (из-за боязни иудеев). Ученики же подумали, что это лишь дух Иисуса. Тогда, подтверждая свою телесность, Иисус вкушает печёную рыбу и мед.
  • Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь. Говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».
  • В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также ещё более чем пятистам человекам (1Кор.15:6).
  • На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.
  • На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

«Апостол»

В книге Деяний апостолы начинают свою проповедь еврейскому народу об Иисусе воскресшем как о том Мессии, Которого и ждал Израиль, но по неведению и попущению Божиему убил, «пригвоздив руками беззаконных», то есть римских солдат. Воскресение Христа является новостью для жителей Иерусалима и окрестностей, которую, тем не менее, апостолы подкрепляют толкованием Писаний. В итоге проповедь учеников навлекает на себя гнев первосвященников, те начинают применять запретительные меры, чтобы апостолы не проповедовали народу.

В Посланиях апостола Павла тема воскресения Христа открывается с большой богословской глубиной:

  • «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7);
  • «быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12)
  • «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:3-5);
  • «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. …Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:14-17);
  • «Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,…Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:4,12-14,22-23)

Другие свидетельства воскресения Иисуса Христа

Основными источниками о воскресении Христа являются раннехристианские тексты, такие как послание священномученика Поликарпа Смирнского, Игнатия Антиохийского. В первые века христианства основным свидетельством о воскресении Христа являлось принятие мученической смерти христианами за исповедание веры.

К вещественным свидетельствам воскресения христиане относят плащаницу, в которую Иосиф Аримафейский пеленал тело Иисуса. Плащаница использовалась на службе Страстной Пятницы в Константинополе, этот обычай лег в основу православного чина выноса плащаницы. По тождественности этой исходной плащаницы, исторический след которой прервался в XIII веке, и т. н. Туринской плащаницы сегодня ведутся исследования.

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Догматическое и богословское значение воскресения Христа

Вера в воскресшего Христа как необходимое условие спасения и веры во последующее всеобщее воскресение выражена апостолом Павлом в его посланиях, особенно 1Кор.15. Как всеобщее исповедание Церкви догмат о воскресении Христа из мертвых на третий день был сформулирован в древнем Апостольском символе веры. В пятом члене Никео-Цареградского Символа к «И воскресшего в третий день» добавлено «по Писаниям», то есть по ветхозаветным пророчествам.

В богословском понимании смертью Христа завершается Его вольное принятие страданий и смерти, разделение участи со всем человечеством. Пределом Божественного кенозиса является сошествие во ад в Великую субботу. Происходит обновление смысла субботнего покоя: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» (стихира Великой субботы). Воскресение Христа представляет кульминацию спасения человека от рабства греху, во Христе смерть и естество побеждены, и через сопричастие Ему побеждаются в остальном мире.

  • В. Н. Лосский: «Христос принял на Себя нашу природу,… для того, чтобы разрешить трагедию человеческой свободы, преодолеть разрыв между Богом и людьми, внося разрыв во внутрь Своей Личности, в Которой нет места ни для какого разрыва… В Своем неизреченном кенозисе Богочеловек включает Себя в растленную реальность, истощая её, очищая её изнутри Своей нерастленной волей. Это добровольное включение Себя в условия падшего человечества должно привести к смерти на кресте, к схождению во ад… Святой Максим учит, что дело спасения включает три степени, которые Христос последовательно восстановил в природе: бытие, благобытие (eu einai) и бытие вечное (aei einai). Первое достигнуто воплощением, второе — неповрежденностью земного воления, приведшего ко кресту, третье — неповрежденностыо природной, раскрывшейся в воскресении»;
  • Свт. Григорий Богослов: «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых»;
  • Прп. Максим Исповедник: «Тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей…Тот, кто проникнет ещё глубже креста и гроба, и будет посвящён в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала»;
  • Свт. Кирилл Иерусалимский: «И тот (Иона) брошен был во чрево кита; а сей добровольно сошёл туда, где мысленный оный кит смерти, сошёл добровольно, чтобы смерть изблевала поглощенных ею, как писано: „от руки адовы, избавлю я, и от смерти искуплю я“ (Ос. 13:14)… Надлежало пострадать за нас Господу, но не осмелился бы приступить диавол, если бы знал сие. „Если бы познали (власти века сего), то не распяли бы Господа славы“ (1Кор. 2:8). Итак, тело соделалось отравою смерти, дабы дракон, когда надеялся пожирать, изблевал и тех, которых пожрал».
  • Свт. Иоанн Златоуст: «Восторжествовал над адом Сошедший в ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. И, прозрев это, Исаия воскликнул: „Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней“. Горько пришлось, потому что он упразднен; …Принял тело и (внезапно) натолкнулся на Бога; принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел, и попался на то, чего не видел. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос — и ты повержен„.

Воскресение Христа в иконографии и культуре

Иконография

В православной иконописи сюжет “Сошествия во ад» являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Православные иконы, особенно русская иконопись, подчеркивают мотив сокрушения врат ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из разрушенного шеола выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в аде до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов.

Распространенный мотив западного происхождения — Христос выходит или даже взмывает вверх из отверстого гроба, рядом находятся ангелы, воины повергаются на землю или разбегаются. Иногда рядом присутствуют жены-мироносицы или апостолы. Данный сюжет не вполне соответствует евангельскому изложению событий, где Христос воскресает до того, как камень отворяет гроб, вследствие схождения Ангела. Однако со времен Средневековья западная иконопись использует его, меняя только детали и способ выражения. Для этого иконографического канона также часто характерна деталь — Христос держит крест или флаг с изображением креста.

Живопись

Явление Христа Магдалине в саду. Медная

гравюра

. А. Заделер

Сюжет «Не прикасайся ко Мне» (лат. Noli me tangere — слова Христа Марии Магдалине при первом Его явлении ей) получил широкое распространение не только в иконографии, но и в светской живописи, начиная с эпохи Возрождения. Различными способами художники и иконописцы старались показать динамичность события и его эмоциональную окраску — рвение Марии к неожиданно воскресшему Учителю, и Его отстранение от неё, но при этом не холодно-отчужденное, а исполненное любви и в то же время строгости. В некоторых работах в руки Христа вложена лопата, таким образом авторы объясняют ошибку Марии, почему она приняла Христа за садовника.

Тема воскресения Христа была популярным сюжетом у великих живописцев средневековья и эпохи Возрождения. Картины, посвящённые воскресению и явлениям воскресшего Христа ученикам, создали Караваджо, Маттиас Грюневальд, Альбрехт Альтдорфер, Петер Пауль Рубенс и многие другие. Эпизод с уверением апостола Фомы изображён на картинах Караваджо и Рембрандта.

Кисти Микеланджело принадлежит несколько графических эскизов «Воскресение Христа». В Сикстинской капелле Ватикана есть фреска XVI века с изображением воскресшего Спасителя.

Русская культура

  • Л. Н. Толстой своё краткое изложение Евангелия прерывает на смерти Христа, не затрагивая тему Его воскресения из мёртвых. В своём последнем романе «Воскресение» религиозное значение писатель переосмысливает как социальное: воскресение — восстание — преображение народа.
  • В «Солнце мёртвых» И. С. Шмелёв затрагивает как тему воскресения — восстания социального, так и внутреннего обновления личности.
  • В. В. Маяковский в произведении «Как кто проводит время, праздники празднуя (На этот счёт замечания разные)» сатирически описывает пасхальное застолье. Он также поднимает темы воскресения народного как восстания («Владимир Ильич Ленин») и личного воскресения.

Современная культура

Мотивы Пасхи и воскресения Христа в произведениях русского рока:

  • «ДДТ» Ю. Шевчук, «Пасха»

«Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».

  • «Алиса» К. Кинчев, «Солнце-Иерусалим»

«Сквозь свет звезды вечерней, сквозь вой безликой черни, смерть поправший смертью Непобедим, ветхий храм разрушить греть надеждой души и увидеть Солнце-Иерусалим» «Красное на чёрном»: «На Кресте не спекается кровь и эпилогом Любовь»

  • «Оргия праведников» С. Калугин, «Гимн»

«Кто был мёртвым, Тот ныне воскрес. Камень гроба отвален, и нет Его здесь»

  • «Наутилус Помпилиус» В. Бутусов/И. Кормильцев, «Христос»

«А мне снилось, что Христос воскрес, а мне снилось, что Он жив»

Литература

  • «Евангелие от Афрания» — описание Кириллом Еськовым евангельских событий в жанре криптоистории.

Воскресение Христа в календаре

  • В русском языке день недели воскресенье назван в честь Воскресения Христа, воскресшего в этот день; в отличие от германских языков (в английском воскресенье — День Солнца (Sunday)).

См. также

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Воскресение Иисуса Христа
  • Воскресение
  • Пасха
  • Сошествие во ад
  • Страсти Христовы
  • Явления Христа ученикам

Примечания

Литература

на русском языке

  • Васильев П. П. Воскресение Иисуса Христа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иванов М. С., Лукашевич А. А., Квливидзе Н. В. Воскресение Иисуса Христа // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 414-423. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  • Воскресение Христово
  • Иванова С. В. Сошествие во ад или Воскресение?
  • Иванова С. В. Сошествие или Воскресение: Изменения иконографии Воскресения в России

на других языках

  • Dag Øistein Endsjø Greek Resurrection Beliefs and the Success of Christianity, Лондон 2009. ISBN 978-0-230-61729-2

Ссылки

  • Воскресение Христово в русской живописи
  • Воскресение Христово и Пасха в русской поэзии
  • Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX—XIV вв.

По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.

Новый Завет о Вознесении Господнем

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин.16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян.2:1-4).

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян.1:12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах.14:4).

В Деян.1:3 период явлений Воскресшего Христа (и, следовательно период от Воскресения до Вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа – от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк.2:22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф.4:1-2; Мк.1:12-13; Лк.4:1-2).

В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян.2:32-36, 3:15-16, 4:10, 5:30-32, 10:40-43, 13:31; 1Кор.15:5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин.20:17).

Вознесение Господне как прославление Сына Божия

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк.24:26; Деян.5:31; Еф.4:8-10; Флп.2:6-11; 1Тим.3:16; Евр.1:3, 5, 2:9, 5:5, 12:2; Откр.3:21, 12:5; о «прославлении» после Воскресения – в 1Пет.1:21; о «седении одесную Бога» – в Рим.8:34; Еф.1:20, 2:5-6; Кол.3:1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк.12:35-37, 14:62). В Откр.3:21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр.4:14, 6:20, 7:26, 8:1, 9:11-12, 24, 10:12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф.16:27, 24:30, 26:64; Мк.8:38, 13:26; Лк.21:27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин.3:13, 13:1-3, 16:5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин.3:17, 31, 6:38, 8:23, 13:3, 16:28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф.4:8-10 и 1Пет.3:18-22 (ср.: Пс.67:19 и 138:8).

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1Тим.3:16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр.1:3, 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12, 24-26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Установление праздника Вознесения Господня

А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич (Из статьи «Вознесение Господне» IX тома «Православной энциклопедии»)

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) – Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи – Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441–452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost”), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста – до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19–20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно – например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531–4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3–5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках – сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей – свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.

Радость разлуки

Слово митрополита Сурожского Антония, произнесенное 29 мая 1968 г. на всенощной под праздник Вознесения Господня в храме свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкино (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости,- радости разлучения. И радуемся мы сегодня также встрече на земле. Господь нам дал сегодня встретиться. Встретиться не значит просто оказаться где-то в одном и том же месте, лицом к лицу. Радоваться встрече можно только тогда, когда встретишь и посмотришь другому в глаза и в душу, когда уйдешь взором души в глубины человека: тогда встреча совершилась. Иначе мы только столкнулись и прошли мимо. А в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе, к одной цели, с тем же чувством – как легко встретиться.

Но есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу… И вот сегодня мы вспоминаем этот день, когда, совершив трудом, подвигом, кровью дело нашего спасения, Господь почил от трудов Своих в великую, благословенную субботу, воскрес в славный день Воскресения, а теперь возвращается во славу Отчую, в ту славу, которую Он имел от начала мира и прежде чем мир стал. А нам Он все же оставляет радость. И радость не только о том, что Он теперь в славе, которая Ему принадлежит, что нет больше перед Ним крестного пути, нет скорби земной, а есть прославленность вечная, – не только об этом радость нам дана. Радость нам дана в том, что теперь, в совокупности всего случившегося, мы понимаем путь спасения, и мы видим, чтo для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности.

Мы редко задумываемся над тем, что значит для твари, для той самой земли, на которой мы живем, для всего того, что окружает нас, и для людей, которые нас окружают, воплощение Господне. Бог стал человеком. Теперь среди человеческих имен – Имя Вечного Бога. Разве это не дивно? Разве мы не дивимся, не ликуем, когда в нашем роде и в нашей семье можем прочесть имя, достойное любви, почитания, благоговения? И вот в нашей человеческой семье одно Имя вписано, Имя Бога, Который так возлюбил нас, что Он породнился с нами, стал одним из нас, и не на время, а навсегда, на веки вечные. Потому что воскресший Господь воскрес плотью человеческой, и возносящийся Господь вознесся человеческой плотью Своей. И не только мы можем радоваться об этом, но радуется вся тварь. Ведь подумайте о том, что представляет собой просто человеческое тело. В нем сосредоточено, можно сказать, все то, из чего состоит вселенная. Все материалы не только земли, но и неба мы находим в этом человеческом теле, и вот со всем этим соединился Господь. В Его теле соединилось с Божеством неразлучно и навсегда все, что видимо и невидимо. Разве этого не достаточно для того, чтобы ликовать? Мы можем думать с радостью, что Господь Бог не только нашу человеческую судьбу взял на Себя, не только так породнился с нами, что Он один из нас, человек среди нас, но что вся тварь, все породнилось через воплощение с Живым Богом. Наша земля, на которой мы живем, уже не та земля, какой она была до воплощения, земля, которая как бы лицом к лицу стояла перед Богом – в грехе, в трепете, в борении, в вере, в искании Господа. Нет, теперешняя земля – та, которую Господь таинственно Себе соединил, она пронизана Его присутствием, она призвана вся без остатка стать как бы богоприимной: так же как богоприимными делаются хлеб и вино, которые на литургии освящаются Духом Святым и делаются Телом и Кровью Христа, так же как воплотился Господь. Разве это не радость?

А дальше? Христос жил, Христос учил, Он на Себе понес все ограничения земли, Он на Себя принял всю человеческую ненависть, Он был отвергнут – и за что? За то, что Он разочаровал людей. Люди надеялись, что Он придет водворить временное царство, победу Своего народа над другими народами. А Господь не для этого пришел. Он пришел для того, чтобы собственный Свой народ призвать, вместе с Ним и подобно Ему, быть готовым жить и умирать ради других. Они надеялись на победу, а им было сказано: Я вас посылаю, как овец среди волков, идите, проповедуйте слово Господне, благую весть любви Господней всей твари. Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю, – говорил Господь. Это страшно; так любить – страшно нам. Разочаровались люди: они хотели землю,- Господь предложил небо на земле и крест. Он нас призвал любить, притом так, как никто на земле любить не может; любить, как Он любит, Его любовью; любить, не ища взаимности, любить, не ища награды; любить не для себя, а для другого.

Ведь часто мы любим друг друга и держим друг друга в плену нашей любви. Как часто людям хочется освободиться от гнетущей любви, которой мы их порабощаем. Нет, этой любви Господь нам не оставил. Он нам сказал, чтобы мы любили, как Отец Небесный любит: и злых и добрых равно. Не одинаково, но равно; не одинаково, потому что на одних радуешься, а о других разрывается сердце; но любишь – так же. Ликуешь, потому что один добр и светел, и плачешь, потому что другой не таков; но любишь равно. И эта любовь должна идти очень и очень далеко. Господь нам дал пример (Он Сам это говорит), чтобы мы ему последовали: так любить, чтобы жизнь отдать и смерть подарить людям, тому, кто захочет их взять; но вместе с этим, отдав, не поколебаться в любви. Вот почему столь многие отвергают Господа и не могут Его принять: потому что так любить значит согласиться на смерть. Всякий, кто любит, в какой-то мере умирает. Кто любит, уже не живет для себя, а для дорогого, любимого, родного. Тот, кто любит совершенно, себя забывает до конца, и живет только в том, кого любит, для того, кого любит. Такой любви и тогда испугались, и теперь боятся: страшно!.. А вместе с тем, это одна из дивных радостей, которую нам оставил Господь: уверенность в том, что мы можем так любить, что человек настолько велик, что он даже на это способен.

И еще радость о том, что Господь – вот сегодня мы вспоминаем это событие – вознесся на небо. С одной стороны, казалось бы, горе, разлука… Нет! Не горе, не разлука – что-то другое. Вознесся Господь плотью Своей, вошел во славу Отчую, сел одесную Бога и Отца, и теперь мы с ужасом и удивлением, как говорит святой Иоанн Златоустый, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы – человек. Человек Иисус Христос. Да, Сын Божий, но и нам родной – человек. Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве не можем мы об этом ликовать?

А на земле? Господь нам обещал на земле не оставить нас сиротами, послать Духа Святого в сердца наши. Кто Этот Святой Дух? Что Он нам принесет, приносит,- уже принес и дал? Это Дух сыновства. Через Него мы приобщаемся духу Христову. Кто открывает Ему свое сердце, тот приобщается всему, чем жил Христос; этой вере без предела, этой надежде всепобеждающей, этой дивной и ничем не колеблемой любви. Дух этот нас делает вместе со Христом детьми Божиими, дает нам возможность говорить Небесному Отцу, Богу нашему: Отец! Не называть Его больше «Вседержитель», а родным словом Его называть: Отец, и так к Нему относиться, так обращаться с Ним. Этот же Дух нас учит, что всякий человек – нам брат, родной, для которого мы должны быть готовы – нет, «должны» плохое слово, оно означает долг, а мы говорим о радости – для которого мы поистине готовы дать свою жизнь, чтобы только он ожил, чтобы и у него возликовала душа, чтобы и он вошел в Господню светлую вечность.

Праздник разлуки… Какая разлука! Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Но тогда понятно, почему апостолы могли выйти на проповедь, радуясь и ликуя, не боясь ни гонений, ни преследований, ни мук, ни смерти, ни изгнания – ничего. Радостью они шли, потому что все у них было уже: было Небо на земле, была вечность в них самих, и они были в вечности. Вот куда нам надо врастать. Верой, устремленностью мы, может быть, с ними вместе, а на деле нам надо вырасти в их меру, стать такими, какие они на самом деле были: любящими всем сердцем, всем умом, находчивым, трезвым, творческим умом, всей волей – закаленной, крепкой, самозабвенной волей, всей жизнью нашей, а если нужно – и всей смертью, и не только по любви к Богу, но и по любви к ближнему, ко всякому человеку. Ближний – тот, кто в нас нуждается. Проявим же эту любовь к каждому отдельному человеку, кто рядом с нами, и сами вырастем в меру истинной церковной радости. Аминь!

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here