Великомученика димитрия солунского

Для наших читателей: великомученика димитрия солунского с подробным описанием из различных источников.

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Димитрий

.

Дими́трий Солу́нский, или Дими́трий Фессалоники́йский (греч. Δημήτριος της Θεσσαλονίκης), известен также, как Дими́трий Мирото́чец (греч. Δημήτριος ο Μυροβλύτης; † 306 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Диоклетиана. Память совершается в Православной церкви 26 октября (8 ноября), в Католической церкви — 9 апреля.

Жизнеописание

Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

Мученичество св. Димитрия, критская икона 15 века

Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу.

Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Версия о паннонском происхождении святого

Древнейшие мартирологи связывают мученическую кончину Димитрия с городом Сирмием (современная Сремска-Митровица в Сербии), тогдашней столицей римской провинции Нижняя Паннония (англ.)русск.. Так сирийский мартиролог 411 года под 9 апрелем указывает память «в Сирмии Димитрия», а мартирологи Иеронима Стридонского под этой датой указывают память «в Сирмии Димитрия диакона». По этой причине существует гипотеза о сербском происхождении культа святого Димитрия и то, что изначально днём его памяти было 9 апреля, а 26 октября является памятью перенесения его мощей из Сирмия в Салоники. По мнению исследователей, мощи Димитрия могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в солунской базилике Святого Димитрия).

История мощей

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

В житии святого Димитрия Солунского описываются эпизоды, когда он запрещал отделять части от его мощей. Так иллирийский вельможа по имени Леонтий решил забрать из Солуни часть мощей святого, чтобы в своем городе построить церковь в честь святого Димитрия. Но святой, явившись ему, запретил отделять часть его мощей. Тогда Леонтий взял только плащаницу, обагренную кровью святого Димитрия. Также византийский император Юстиниан I решил иметь часть мощей святого в построенном им храме Святой Софии в Константинополе. Когда посланные приблизились к ковчегу с мощами святого Димитрия, то из него вырвался столб пламени и из огня послышался голос, запрещавший забирать мощи. Тогда посланные взяли только немного земли с этого места.

Мироточение

Раковина для сбора мира в крипте базилики святого Димитрия

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григора). В это же время, когда мощи исчезли из храма, возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Сейчас мироточение мощей прекратилось. Раку святого Димитрия открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (см. выше историю о рабе Луппе). При раскопках в алтаре базилики Святого Димитрия под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается, что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия, в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).

Почитание

Греция

Россия

В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия, была даже предпринята попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нём упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам русского летописца, своё поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя.

Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже частицы от его гроба. Этим объясняется наличие практически во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, частиц мощей или мира от святого Димитрия.

В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 году, перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.

Особое почтение к памяти святого Димитрия видно из того, что русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя.

Наше время

8 ноября 2013 в городе Камышине состоялось торжественное открытие памятника Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города.

Иконография

Святой Димитрий Солунский
(греческая икона, 1824 год)

Изображения Димитрия Солунского наиболее распространены в православных странах, уступая по своему количеству (среди изображений святых) лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. В западноевропейской живописи изображения Димитрия практически неизвестны.

Изначально св. Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (например, мозаики V—VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку согласно житию святой Димитрий был воин и правитель Солуни, то сообразно с этим с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьём и мечом, но более ранний вариант иконографии продолжал использоваться. В отношении изображения его внешности Ерминия Дионисия Фурноаграфиота сообщает, что он должен изображаться молодым и безбородым. Другой иконописный подлинник XVIII века содержит более подробные указания:

святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну».

Чудо о погибели царя Калояна

Чудо о погибели царя Калояна — эпизод жития св. Димитрия Солунского. Согласно легенде, (пересказываемой, в частности, Димитрием Ростовским), именно этот святой в 1207 году чудесным образом явился в стан Калояна и пронзил его копьём, отчего злодей и погиб.

Легенда стала популярным элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

С развитием почитания Димитрия как святого воина-защитника начинают появляться его изображения вместе со святым Георгием Победоносцем и прочими святыми воинами.

См. также

  • Базилика Святого Димитрия
  • Дмитриевская суббота
  • Дмитриев день

Примечания

  1. ↑ ἅγιος Δημήτριος, ὁ μυροβλύτης, ἅγιος Νέστωρ, ἅγιος Λοῦπος
  2. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 155-195. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  3. Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия
  4. ↑ Acta Stratigraphica Sinica. Nov. T. 2. Pars 1. P. LV
  5. ↑ Martirologos Hieronumus. P. 41, 180
  6. ↑ David Woods Thessalonica’s Patron: Saint Demetrius or Emeterius? // The Harvard Theological Review, Vol. 93, No. 3. (Jul., 2000), p. 222
  7. ↑ Святой Димитрий Солунский
  8. ↑ Подалтарная крипта — предполагаемое место захоронения святого Архивная копия от 26 февраля 2008 на Wayback Machine
  9. Charalambos Bakirtzis. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 176.
  10. Cormack, R. The Church of Saint Demetrios: The Watercolours and Drawings of W.S. George. — Thessaloniki, 1985.
  11. ↑ Чудеса святого Димитрия (Иоанн, архиепископ Фессалоникийский, середина VII века) Архивировано 17 октября 2007 года.
  12. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия, память 26 октября
  13. Bakirtzis, Ch. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 185—187.
  14. ↑ Nicetae Choniatae Historia / Ed. J. Van Dieten. — B., 1975. — Vol. 1. — P. 306.
  15. ↑ Великомученик Димитрий Солунский
  16. ↑ «Чтения в Обществе истор. и древн. рос.», 1846 год
  17. ↑ Торжественное открытие памятника Димитрию Солунскому Камышин — Официальный сайт Администрации городского округа.
  18. ↑ Преображенский А. С. Иконография великомученика Димитрия Солунского
  19. ↑ Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
  20. Большаков, Сергей Тихонович. Подлинник иконописный. — М., 1905. — С. 42.

Ссылки

  • Житие Димитрия Солунского (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ)
  • Васильев П. П. Димитрий (Солунский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иванова О. В. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XV. — С. 155-195.
  • Преображенский А. С. Иконография великомученика Димитрия Солунского // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XV.
  • Святой великомученик Димитрий Солунский (иконы, молитвы, храмы, святыни) на сайте Православие.Ru

великомученика димитрия солунского

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Божественным мучения венцем увязен, при Бозе ликуеши, блистании отонудными сияя и просвещения исполняем, великомучениче досточудне.

Яко суща Истины свидетеля, и даже до крове подвигшася, блаженне, терпеливно; твердо же противление к мучителем показавша, тя Владыка прият.

Злобы обретателя низложил еси на землю, Димитрие, мученическим твоим копием убив, Божественною благостию, паче ума силою, на сие, блаженне, укрепляем.

Богородичен: Безматерен якоже Бог первее Сый, бысть еже по нам Безотчий из Тебе, Богородице Всепетая, плоть прием по единению, еже паче слова и разума.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Вменися в ничтоже мучителей от тебе повеление; Слово бо Божие паче всех, страстотерпче, предчествовал еси.

Свещник световиден мучения в скинии был еси, Божественным Светом сияющ, мучениче страстотерпче Димитрие.

Врачеваний тя источник священный и дивный, град твой и сокровище некрадомо стяжав, всяким веселием обогатися.

Богородичен: Врачуя образ истлевший земных, Пречистая, сим из Тебе облачится, пребыв якоже бе Человеколюбец.

Седален, глас 4.

Яко доблему страдальцу и воину крепку Всецарюющаго Христа, взываем псаломски: радуйся, мучеников украшение и лепота; радуйся, светлая Церкве звездо и стено, и пристанище прибегающих к тебе, великомучениче славне Димитрие, тя поющия спасай от всякаго вреда чуждаго и озлобления вся.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающа: слава силе Твоей, Господи.

Победившаго лжу нечестия, Божие Всевысочайшее видев Слово, славою венча тя, Димитрие, поюща: слава силе Твоей, Господи.

На лесть победу возставив, победительный венец правды приял еси, Димитрие, зовя Зиждителю твоему: слава силе Твоей, Господи.

Направляем дланию жизноносною, к пристанищем достигл еси тишайшим, идеже, ныне радуяся, зовеши, Димитрие: слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: Яко тварей всех Священнейшая, Мати Бога быти Едина сподобилася еси, Сего бо рождши, мир благодатию Богознания просветила еси.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой свет в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Огнь любве Божественныя в сердцы прием, огнь угасил еси безбожнаго идолонеистовства, славне Димитрие.

Избавляя ны от бед, явися, Димитрие, молитвами твоими покрывая верою и любовию восхваляющия тя.

Иже верою к твоему усердно притекающе храму, Димитрие, недугов и страстей душетленных вскоре избавляются.

Богородичен: Слово Божие, Отцу Единосущное, Твой бывает, Богомати, паче ума же и слова, Сын, Тебе Единосущен.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Согласно сошедшеся, поем славную и светоносную твою память, и чудес полную, и дарований Святаго и Честнаго, всеблаженне, Духа.

Разреши моя пленицы согрешений молитвами твоими, яко бо непобедим мученик дерзновение имаши ко Владыце, и буди ми прибежище и покров, Димитрие.

Богородичен: Чисту Тя посреде терния обрет, яко чистейший крин и удольный цвет, о Богомати! Жених во утробу Твою Слово вселися.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение.

Икос

Сего великаго вси воспоим, сошедшеся верою, яко оружника Христова и мученика, Димитрия, в песнех и пениих совзывающе Владыце и Зиждителю вселенныя: избави ны труса и нужды, Человеколюбче, молитвами Богородицы и всех святых мучеников Твоих. На Тя бо вси надеемся избавитися бед и скорбей, Ты бо еси наше утверждение.

Песнь 7

Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Преукрашен Божественною славою и благодатию, мучениче страстотерпче, сияеши световидно и просвещаеши зовущия: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Яко багряницею, украшен твоею кровию, имея вместо скиптра, славне, крест; со Христом царствуеши ныне, мучениче Димитрие, благословен еси, зовый, в храме славы Твоея, Господи.

Богородичен: Препрославленная, Просвещенная, Мати Дево, вся, чтущия Тя Всеистинную Богородицу, огради; благословена Ты в женах, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче: огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители отроцы, взывающе: благословите вся дела Господня Господа.

Омрачил еси весь вражий гнев, славне, и, борения неотъемлемою силою Христа облечен и победоносец быв, мучениче Димитрие, вопиял еси: благословите вся дела Господня Господа.

Мучеников благостояние показав, мучеников благозвание, мучениче, наследовал еси; банею омывся святою, яже вторыми не оскверняется греховными прилоги, копием прободаем, и зовый: благословите вся дела Господня Господа.

Чудес твоих множество, паче ума дарований, ихже тебе подаде Христос, всем показует, славне, и благодать исцелений, яже паче слова, яве твою благодать проповедает нам, вопиющим: благословите вся дела Господня Господа.

Богородичен: Едину во всех родех, Деву Матерь и Богородицу Чистую, песнословим: Та бо спасения нашего Ходатаица, яко мира Избавителя, Слово рождшая, Емуже вопием: благословите вся дела Господня Господа.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества; тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Раздери узы прегрешений тя поющих, страстотерпче, устави страстей прилоги, молву разори ересей и напастей утиши бурю молитвами твоими.

Направи к стезям правым Небеснаго Царствия священнейшую твою паству, венценосче мучениче Димитрие, на пажить спасительную, на место вечное.

Да венцев славы и Небеснаго Царствия получения поющим тя сего улучити моли, мучениче Димитрие, Жизнодавца Господа и Царя Сил.

Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления Тя, Дево, вси вернии, надеющеся, хвалами почитаем; Ты бо Ипостасное нам Безсмертие источила еси.

Светилен

Крестом вооружил еси Нестора, чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие, на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя, имиже стадо твое храни.

великомученика димитрия солунского

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда, Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца, спасе, песнь Богови воспеваюша.

Мира благовонна и честна, Димитрие, отверзеный источниче, страстей скверны сердце мое омый и, добродетелей деянием благовоние мя показав Христово, ум мой облагодатстви, благодати твоя Божественныя пети.

Воды живыя реки истекати от чрева верных, Слово Божие глаголет. Темже твоего проливаются мира источницы приснотекущии, ихже струи веселят Божий град, славящий мученическое дерзновение твое.

Жезл убо древле Моисеев, ударив камень в земли пустынней, отверзе струи рек многотечныя; тело же твое, Димитрие, прободенное копием, мира источник показа, новаго Израиля прохлаждающее.

Яже убо имаши воздаяния, Димитрие, мученических твоих язв, ниже око виде, ниже ухо слыша; ныне же мира море, воздаяния чистоты проливаеши мира концем, страсти душ очищающее.

Бргородичен: Пренескверно приятелище, Всечистая, Слово обрет Тя Божие, в Твоя вселися ложесна: и еже из Тебе приятие помазав Своим Божеством, Един пройде от двою, и истощенное миро наречеся, Христос бо Бог же и Человек.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Родився с Небес от Бога, был еси Божественных благ наследник, сын нарицаемь, снаследник Христов, царствуеши же с Ним, миро бо образ сего, Димитрие.

Вкоренився, якоже древо Давидски, славне, при исходищих вод, велик воздал еси мучения плод и ныне источник показался еси мира, проходящ, земли концы.

Почерп благодать Христову, ребра с Кровию источившаго воду, кровь излиял еси твою, Его ради прободся; и ныне, яко воду, проливаеши сердцам благовонное миро, Димитрие.

Богородичен: Священнии Твои сосуди душевнии, Пречистая, полны аромат и мира Божественнаго Духа, нашедшаго на Тя, ибо Бога рождши, верныя изменила еси от зловония страстей.

Седален, глас 4

Яко доблему страдальцу и воину крепку Всецарюющаго Христа, взываем псаломски: радуйся, мучеников украшение и лепота; радуйся, светлая Церкве звездо и стено, и пристанище прибегающих к тебе, великомучениче славне Димитрие, тя поющия спасай от всякаго вреда чуждаго и озлобления вся.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Скверну всяку отверг рождения банею порождения, чистоту, явился еси, соблюдая даже до кончины. Темже Христос тебе, Димитрие, естественную влагу претворяет в миро, якоже и воду в вино преложи.

Якоже огня естество всему преподается, целу спасающ силу; тако твое миро, страдальче, всеми убо почерпается, обаче же пребывает неумалено. Темже ныне благочествующии, покланяющеся, поем Бога, Иже благодать тебе даде.

Кто слышаны Твоя хвалы сотворит, Христе Слове, видя Твоя благодати, яже страдальцем Твоим подал еси; Димитрия бо се миро мученика, яко источник, убо истекает, благовоние же дышет и разоряет зол омрачение.

Напаяше убо источник, от земли восходящий, первее, неже одождити все сея лице, ты же сокрывся, мучениче, под землю, источник явился еси благовонна мира, Димитрие; копий бо множество отверзоша жилы и ныне мира напояеши концы.

Богородичен: Невесту Божию Тя и Матерь вемы, Богородице, Тебе бо, яко миродохновенный шипок, обрет Слово Божие, цветущ во удоле смиреннем человечестве, возжеле Твоея доброты, из Тебе Плотоносец прошед, верныя облаговонствоваше.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Был еси приятелище с Небес Снизшедшаго за милость, якоже дождя или капли, каплющия кротко, упоил еси таинственными даровании и ныне из гроба мира источник точиши, Димитрие.

Страдальцем, якоже закон, всякия мирския обнажився любве, упитался еси, мучениче, елеем благодатей Духа. Победив же тьмы начала, мзду приял еси точити миро сладковонное, Димитрие.

Шипок явился еси, процветый внутрь злачника Господня, Димитрие, обагрен кровию мучения и ранами сечений, и болезньми страдальческими, и разжжением пещи, и ныне миро источаеши приснотекущее.

Се паки зрится Божественный ковчег храм мученика, идеже свещник внутрь, гроб, носяй миро и елей, егоже окрест взыграим духовно, и, ликующе, восхвалим великаго Димитрия.

Новый якоже Илия, ревностию уязвлен Христовы любве, царя обличаеши и тебе самаго предаеши на смерть. Обаче живеши, и еще мира источник показав гроб, якоже скудельник елея неистощен.

Богородичен: Написует Твое, Дево, древле таинство, поя праотец Твой, Царевы Дщере слава вся внутрьуду, иже и Тя прославив, яко Блаженную человеком. Радуйся, мира всего воззвание.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся; к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Процвел еси духовно, якоже маслина плодовитая, и копиеносными руками нуждно изгнетеся. Верных же утешаеши, миро ныне точа из Божественнаго гроба твоего, Димитрие.

Пчелы образом тебе самаго делателя всякия показал еси Боготворныя добродетели, душу, блаженне, непорочну, яко сотову телеси, соблюдая, и миро ныне источаеши, услаждающее души.

Возлюбил еси от души Христа, и Сему последовал еси к миру благовония, и Сего причастился еси срастворением лучшим. И ныне мира струи точиши непрестанныя, Димитрие.

Капли страдальческих на землю кровей твоих каплюще, благовония источник мира тую соделаша. И ныне сие непрестанно почерпающим источаеши, Димитрие.

Потом твоих, мудре, кровей облиян, якоже ин новый источник речно, требующим богатно подаеши во исцеление твое миро, блаженне, усердно приходящим.

Богородичен: Зряще златовидный света Свещник неугасимый, множеством грехов души омрачившии, приступим; дает бо просвещение и всякое отгоняет омрачение.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение.

Икос

Сего великаго вси воспоим, сошедшеся верою, яко оружника Христова и мученика, Димитрия, в песнех и пениих совзывающе Владыце и Зиждителю вселенныя: избави ны труса и нужды, Человеколюбче, молитвами Богородицы и всех святых мучеников Твоих. На Тя бо вси надеемся избавитися бед и скорбей, Ты бо еси наше утверждение.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно, и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Воду почерпсти Исаия жаждущим, Димитрие, предповелевает. Аще бы видел твой гроб, возопил бы всяко: мира источнику приходите и почерпите спасение.

Земли убо пород был еси, вселился же еси в земли кротких, идеже вода сладости; еяже напився в сытость, мира источник присный ныне, Димитрие, проливаеши.

Возрасл еси, яко розга в винограде, пребывая неотсечен Богу и совокуплен; и Сего исполнився тука неизреченнаго, миро, яко струи, всем ныне, Димитрие, точиши.

О, новых твоих борений! О, странных мученических страданий! твоя бо поты, за Него пролиянныя, блаженне, Христос приим, источник мира тя показует.

Струю мира твоего проливая, велию пучину простерл еси чудес, и душ, и телес недуги потопляеши, и напастей, Димитрие, всяку бурю усповуя.

Богородичен: Млеком питала еси, Дево, Плотоносца, Твоего Бога рожденнаго, яко да болезнь Адамову сущую во аде облегчит, от древа снедша знания, и заповеди преслушавша.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдеиский мучитель, Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею, спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Да Бог явленна сотворит тя сущим в мире, Димитрие, негасиму свещу душевную сохранша, елеем деяний умащену всегда, и, яко чертога, тебе отверзошася двери, приснотекущ источник тя мира Божественнаго показует, возмездие чистоты сию дая благодать.

Не из кровей, якоже рече честное Евангелие, ниже из похоти плоти, Димитрие, Богом же родился еси, Воплощеннаго почитая Бога; кровь же усердно Того ради твою истощив, восприял еси свыше чудесную благодать, источаеши Божественное миро, души благоухаяй.

Ты лествица явился еси одушевленная, на земли убо утвержденная стопами плоти, до Небес же досяжущая; Богом бо обогатился еси, утвержденным, мучениче, в тебе. Столп же явився, помазан елеем подвигов мучения, и ныне источаеши верою приступающим источник Божественнаго мира.

Тя реку прописа Божию наводнену, поя Давид пророчески, Димитрие; се бо неистощаемо прихождение мира твоего. Тем и множество рек, наводняющеся, гласы своя возвышют, руками же плещут в славу сими всеми прославльшаго тя Бога.

Господь Един Трисвятый, Ты, Боже Всемощнейше, Егоже Богословствуяй страдалец Димитрий в темнице заключается, и с скорпиею чувственною змия уморив мысленнаго, и гордыню Лиеву низложив чрез Нестора Божественнаго, копием прободается, и миро ныне из гроба точит.

Богородичен: За Адама — Господь, за Еву — Ты, Всечистая, Гавриил же — за льстивнаго змия, Крест же — за древо, вертоград гроба — вместо Едема, радуйся — вместо печали, копие — вместо пламеннаго оружия, и багряница — вместо смоковнаго листвия: Тя убо поем, Отроковице, яко всех виновну.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес; тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Прием твой алавастр душевный, добродетелей Божественнаго мира исполнен, имея же Христа, преклониша тебе, мучениче, главу, яко упокоившася жития твоего светлостию чистоты. Тем ублажился еси и благодати исполнился еси, мироточити мира концем.

Се ожидающих тя воздаяний неизреченных светлая проображения, се источник мира приснотекущаго, о страдальче! Богу убо предстоя со дерзновением мученическим, воинству нашему испроси на враги победу, и мир стране неотемлем.

Образом Креста Победотворца победил еси Лиево суровство, и победителя Нестора, и сострадальца поставив; и ныне всяк язык варварский работен покори православным, содействуя, своинствуя, укрепляя, величаяй земныя концы Димитрие.

Теплою от сердца любовию к твоему честному ковчегу прибегающии, мучениче Христов, миро проливающему реками, твоими молитвами избави дел душетленных и потопа страстей злосмрадия; обоняния же покажи сия Господу благовоннейша.

День радости духовныя совершаем, Димитрие, видяще мира твоего непрестанно точащ источник. Ты же страстей омрачение разоряя, яко Божественнаго исполнен света, яко во дне давай ходити благообразно, Божий же видети Свет неприступный.

Богородичен: Ты, Всечистая, златая голубица еси, яко сучец масличный, носящая Слово Божие, помазавшее плоть Свою елеем Божества. Егоже в сердцы, яко ковчег, прием страдалец, из гроба миро точит, и умащает верных лица.

Светилен

Крестом вооружил еси Нестора, чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие, на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя, имиже стадо твое храни.

великомученика димитрия солунского

Кондак 1

Дивный воеводо града Солуня, великий угодниче Христов и славный страстотерпче, святый Димитрие, источаяй мирови милости миро, похвальная восписуем ти, чтущии святую память твою. Ты же имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед избавляй нас, верно зовущих ти:

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил яви тя, досточудне, ангела во плоти, мученика тверда и сильнаго предстателя верных. Прибегающе убо к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим:

Радуйся, звездо блистающая на тверди церковней; радуйся, светильниче, чудесы мир озаряяй.

Радуйся веры непоколебимый столпе; радуйся, христиан несокрушимый щите.

Радуйся, Фессалии светлое украшение; радуйся, Солуня похвало преславная.

Радуйся, апостолов согражданине; радуйся, мучеников совсельниче.

Радуйся, молящихся к тебе прошения приемляй; радуйся, о всех нас Богу моляйся.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 2

Видяще себе безчадна, благочестивая родителя твоя прилежно моляста Бога о даровании чада. Прием же Всевышний молитвы ею, и помянув милостыни, яже творяста убогим, дарова им тебе, блаженне. Сего ради с веселием возописта Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум божественный имея, яко отроча богодарованное, возгнушался еси языческия прелести, мудре. Родительское же благочестие возлюбль, добродетельми аки лествицею от силы в силу восходяй, благодать Божию приобрел еси, юже испроси получити и нам, почитающим тя звании сими:

Радуйся, благочестивым родителем молитвенное прозябение; радуйся, благочестия их наследниче.

Радуйся, рождением своим возвеселивый многих; радуйся, от утробы матерния благодатию свыше осененный.

Радуйся, благоуханный крине девства и нетления; радуйся, освещенный душею же и телом.

Радуйся, вместилище дарований Божиих; радуйся от юности идолослужение презревый.

Радуйся, истинное богопочитание даже до смерти возлюбивый; радуйся, яко благочестием твоим угодил еси Христу.

Радуйся, яко благодатию Его мног плод сотворил еси; радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго сотвори тя, Димитрие, храбра во бранех, врагом страшна, всем людем именита. Темже и злочестивый царь Максимиан вручи тебе град Солунь, повелевая, яко суемудрый, гнати Христианы, поющия Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй благоприятную по благочестию ревность, яве пред неверными исповедал еси Христа, прехвальне, и тех веровати и покланятся Тому научил еси, и яко вторый Павел был еси солуняном, с нимиже вопием ти:

Радуйся, Церкви Христовой драгий бисере; радуйся, града твоего украшение.

Радуйся, божественную ревность в сердцы своем носивый; радуйся, мучителей коварства победивый.

Радуйся, идольския прелести обличителю; радуйся, идольское терние посецаяй.

Радуйся, благочестия учителю; радуйся, на стези спасения наставителю.

Радуйся, врагом видимым и невидимым неприступне; радуйся, воине Христов непобедиме.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 4

Бурею одержим помышлений злобных, нечестивый царь смятеся, уведев тя, всечестне, вернаго быти раба Христова, к вере в Того приводяща и идолы низлагающа, солунян же научающа славити трисвятое имя Божие и пети Тому: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко дышащий на тя, Димитрие, яростию Максимиан грядет в Солунь, молитвою и пощении предуготовил еси себе к мучению, повелевая Луппу, верному ти рабу, вся имения твоя и богатства привременная расточити убогим. Темже, восхваляюще тя, с любовию зовем:

Радуйся, прещения мучителева не убоявыйся; радуйся, да Христа приобрящеши, вся расточивый.

Радуйся, суетную славу мира сего во уметы вменивый; радуйся, небесную славу у Христа Бога нашего получивый.

Радуйся, яко состраждеши всем требующим от тебе помощи; радуйся, сущим в нуждах скорый заступниче.

Радуйся, нищих обогатителю; радуйся, сирых предстателю.

Радуйся, убогим помощниче; радуйся, алчущим питателю.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде уподоблься, Димитрие, дерзновенно Солнце Правды проповедал еси тьмою одержимому царю. В темнице же им заключенный, славословил еси в ней, яко в чертозе светле, Христа Бога нашего, с веселием поя Тому: Аллилуиа.

Икос 5

Видя добра ненавистник диавол течение, достоблаженне, скончатися имущее, завистию снедаемь, устремися на тя во образе скорпии. Ты же, поправ того, узрел еси во светлости велицей ангела Господня, укрепляюща тя и венец райский тебе подающа, приими убо и от нас земных малый венец похвалы сицевыя:

Радуйся, трубо, неверным Христа Бога возвестившая; радуйся, свиреле, услаждающая слышание верным.

Радуйся, яко мужеством твоим небожители возвеселил еси; радуйся, в темнице мрачней святым ангелом утешенный.

Радуйся, пресветлый на небесех чертог, яко мученик, унаследовавый; радуйся, во плоти безплотныя враги победивый.

Радуйся, козни их, аки паучину разоривый; радуйся, светлый конец победы приемый.

Радуйся, венцем от Царя славы венчанный; радуйся, сугубыя благодати от Него сподобивыйся.

Радуйся, велие дерзновение к Нему стяжавый.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 6

Проповедник злочестия Максимиан радовашеся, яко прекрепкий борец его Лий убиваше Христианы. Блаженный же Нестор не терпя того безчеловечия, у тебе, мучениче, благословение испроси, и шед низверже того на копия, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый в Солуне просвещение истины, святе, предпослал еси ко Господу Нестора, чрез посечение от нечестивых. Таже и сам, повелением царевым, копиями избоден был еси за Христа, пред Нимже помяни и нас, поминающих страдания твоя и вопиющих ти:

Радуйся, на Лиево низложение Нестора молитвами твоими укрепивый; радуйся, яко по умерщвлении Лия, смерть мученическую купно с Нестором приял еси.

Радуйся, яко за Прободеннаго на Кресте нас ради копиями избоден был еси; радуйся, со славою на небеса по смерти от ангел провожденный.

Радуйся, в немерцающем свете душею пребываяй; радуйся, с мученики и со всеми святыми ликовствуяй.

Радуйся, покрове песнословящих тя; радуйся, молитвенниче о чтущих святую память твою.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 7

Хотя блаженный Лупп благословение от тебе, страстотерпче Христов, получити, взя по кончине твоей перстень твой и ризу, кровию твоею омоченную, и многа чудеса и исцеления теми сотворив, усечен бысть во главу, да поет купно с тобою и Нестором в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый храм созидая тебе, досточудне, исцеленный тобою Леонтий, обрете в земли святыя мощи твоя, источающая миро, егоже благоухания исполнися весь град и множество болящих исцеле. Темже уврачуй и облагоухай и нас, вопиющих ти сице:

Радуйся, благоухание добродетелей от юности возлюбивый; радуйся, нрав ангельский от младенчества стяжавый.

Радуйся, сосуде благодати; радуйся, храме непорочности и чистоты.

Радуйся, яко Господь обитель в тебе сотвори со Отцем и Духом; радуйся, яко Той прослави мощи твоя нетлением благодати.

Радуйся, благовонное Миро от тех источаяй; радуйся, освящение и цельбы теми подаваяй.

Радуйся, яко паче нарда и смирны благоухаеши; радуйся, яко благоуханием твоим зловоние страстей отгоняеши.

Радуйся, землю и одежды твоя кровию твоею освятивый; радуйся, язвами своими наша язвы душевныя и телесныя врачуяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 8

Странное и дивное чудо сотворил еси, пречудне, возвращавшемуся восвояси храмоздателю твоему, приим бо той плащаницу от святых твоих мощей, волнующуюся и многоводную реку немокренно прейде. Темже прославляемому в тебе Богу сердцем и усты воспеваше: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горя любовию и усердием к тебе Леонтий вторый в честь твою, святе, созда храм во Иллирии, отечестве своем, и тамо, якоже и в Солуне, множество болящих и страждущих от дух нечистых, молитвами твоими исцеляшеся, и ина многа совершахуся чудеса. Имже мы, дивяшеся тебе, вопием:

Радуйся, любовию прославляющим тя крепкий заступниче; радуйся, созидающим во имя твое храмы чудный покрове.

Радуйся, здравия подателю; радуйся, недугов врачевателю.

Радуйся, токи крови уставляяй; радуйся, епарха Марина от струпов и гноя свободивый.

Радуйся, одеждою твоею, якоже Павел убрусцами, чудодействуяй; радуйся, имевшему ю Леонтию немокренный на реце путь показавый.

Радуйся, яко повинуются тебе быстрины речныя; радуйся, яко дуси злобы бегают от призывающих имя твое.

Радуйся, яко предстательством твоим и мы уповаем от наветов вражиих сохранитися; радуйся, яко заступлением твоим и мы веруем от потопа иных бед избавитися.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися, Димитрие святый, великаго твоего дерзновения делу. Хотящу бо Господу врагом предати Солунь, и явлением ангельским, повелевшу ти оставити град, не оставил еси того, славне. Темже сподобивыйся ужаснаго видения и слышания, Иллюстрий с трепетом возглашаше: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещанныя не возмогут разумети, как плененныя иногда девы, образ твой, святе, пленившему их князю швением уготовавшия, внезапу восхищени быша тобою, и у гроба твоего поставлени, бдению на память твою совершающуся, благословяще убо о тебе Господа, со умилением зовем ти:

Радуйся, за истину на земли, даже до крови пострадавый; радуйся, на небеси со дерзновением престолу Божию предстояй.

Радуйся, благопотребная оттуду верным посылаяй; радуйся, от бед призывающия тя свобождаяй.

Радуйся, яко во озлоблении сущим скоро помогаеши; радуйся, яко Господь молитвам твоим благоутробно внемлет.

Радуйся, чудес неисчерпаемый кладезю; радуйся, знамений неоскудеваемый источниче.

Радуйся, плененных свободителю; радуйся, варварския дерзости укротителю.

Радуйся, печальным утешение посылаяй; радуйся, скорбящим радость подаваяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя град твой от глада, являлся еси, Димитрие, во пристанищех морских и отоцех, повелевая имущим пшеницу плыти с тою в Солунь. Темже тобою от смерти избавленнии, благодарственне пояху о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена явился еси граду твоему несокрушимая, богомудре, и необоримый защитник всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небесе и земли Творец. Темже и нас научи приглашати тебе:

Радуйся, милосердия великий любителю; радуйся, о бедствующих сострадательный попечителю.

Радуйся, от глада верныя спасаяй; радуйся, от нашествия языков тех изымаяй.

Радуйся, множицею избавивый солунян от уз работы горькия; радуйся, губительную язву и иный вред от них удаливый.

Радуйся, воеводо, никимже в мужестве одолимый; радуйся, ратоборче, николиже в силе оскудевающий.

Радуйся, вся на град твой устремляющияся, яко Моисей Амалика, низлагаяй; радуйся, яко Сампсон, иноплеменники прогоняяй.

Радуйся, царем верным на враги одоление подаваяй; радуйся, христолюбивым воином на брани помогаяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, прехвальне, пред сиянием славы твоея и величием чудес. Егда бо Иустиниан царь, возжеле имети в Софийстем храме часть мощей твоих, огнь изыде от гроба твоего на посланные от него, возбраняюще прикасатися раце твоей. Темже удивленнии со страхом возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную звезду, сущим во тьме неразумия, зрим тя, святе. Служащу бо у гроба твоего Онисифору тьмою святотатства держиму, двукратным явлением твоим возбранил ему похищати свещи, возжигаемыя верными у мощей твоих. Сего ради со благоговением зовем ти:

Радуйся, прежде мученическия кончины свято поживый; радуйся, по кончине чудесы прославивыйся.

Радуйся, яко жив во граде мощми твоими почиваеши; радуйся, яко присноживый чудеса теми содеваеши.

Радуйся, яко правду милостию растворяеши; радуйся, яко огнем ревности по славе Божией гориши.

Радуйся, святыя мощи твоя неприкосновенны имеяй; радуйся, касатися им дерзающия, яко молния опаляяй.

Радуйся, согрешающих вразумителю; радуйся, святотатцев наказателю.

Радуйся, освящение подаваяй благоговеющим к тебе усердно; радуйся, миром облагоухаяй чтущих тя верно.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать приял еси, Димитрие, целити всяк недуг и всяку язю в людех. Подаждь убо и нашим душам и телесем исцеление, да Богу, даровавшему нам тебе, помощника и врачевателя, благодарственне воспоим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя чудеса, ублажаем тя, досточудне, пред нечестивыми Христа Бога дерзновенно исповедавша, прославляем мученическую кончину твою, почитаем память твою, и сицевая радостная тебе приносим:

Радуйся, стопам Христа Спасителя всех ревностный последователю; радуйся, страстем его мужественный подражателю.

Радуйся, с небесными силами прославляяй Бога; радуйся, с Царицею небесе и земли моляяйся о мире.

Радуйся, многоцелебнаго мира сподобляяй верных; радуйся, разслабленныя телом и духом исцеляяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 13

О, святый великомучениче и верный угодниче Христов, Димитрие мироточиве, малое сие песнословие от нас приемше, моли Христа Бога нашего, да вселяется и благоухает в сердцах наших святыня православной веры, да умножается в житии нашем елей благих дел, да не угаснут светильники наши в полунощный час сретения Небеснаго Жениха, и да сподобимся вместе с тобою воспевати Ему в вечном Царствии: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангелов Творец…» и кондак 1-й «Дивный воеводо…»

Молитва

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Дмитрий Солунский — известный христианский святой. Его почитают как одного из первых просветителей людей в том, что Иисус Христос воистину Сын Бога Отца, наш Спаситель от первородного греха и победитель смерти. О жизни Димитрия, его подвигах и трудах, а также о чудесах, которые по его молитвам сотворил Бог, знают не все верующие.

Один из наиболее почитаемых православных христианских святых великомученик Димитрий Солунский являлся сыном римского проконсула. Отец будущего прославленного в лике святых служил в греческом городе Фессалоники (сейчас этот город звучит как Салоники, на старославянском — Солунь). Особое внимание уделил личности великомученика преподобный Андрей Рублев, написав лик Димитрия на одной из фресок Успенского собора во Владимире.

Житие Димитрия Солунского

Святой был рожден в третьем столетии от Рождества Христова. Тогда было особенно тяжелое время для христиан: за открытое исповедание Иисуса Христа Богом от язычников и многобожцев смельчакам грозила верная, чаще всего мучительная смерть. Поэтому христиане скрывали свою веру, то есть были «тайными».

Такими тайными христианами и являлись родители святого Димитрия. Будущего святого крестили в потаенной церкви, которая располагалась внутри самого дома. Мальчика воспитали в христианской вере. После кончины отца святой Димитрий получил должность правителя греческой Солуни. Направляемый ревностью к христианской вере, он начал открыто распространять христианство и учить истинному вероисповеданию солунских жителей, которые в большинстве своем являлись идолопоклонниками.

Вскоре императору был донос, что его проконсул Димитрий является ярым христианином. Император был оскорблен и повелел святого Димитрия взять под стражу и заключить в темницу. Димитрий знал, что ему грозит смерть, и стал заранее готовиться. Он раздал свое имущество неимущим, а сам предался посту и молитве. В заключении он был удостоен посещения Ангела Христова, а это привело к тому, что узник еще сильнее восхотел мученического подвига.

Максимиан остановился в г. Солунь, возвращаясь из военного похода. Правитель, заключив своего проконсула в темницу, решил проучить жителей города, а себя развлечь гладиаторскими боями. Люди Максимиана разыскивали христиан и тащили их на арену. Известный боец Лий с лёгкостью одолевал кротких христиан в битве и при ликовании неистовствовавшей толпы скидывал их с помоста на копья.

Молодой человек по имени Нестор, который являлся воспитанником святого Димитрия Солунского, приходил в тюрьму, чтобы слушать его наставления. Юноша, больше не желающий видеть, как Лий убивает многих прекрасных и добрых людей, решил вступить в поединок с кровожадным убийцей. Он отправился к Димитрию в темницу и просил его молитв и благословения на это дело.

Святой перекрестил его и пророчески произнес, что юноша и Лия победит, и примет мученическую кончину. Молодой христианин, подкрепленный всемогущей силой Святой Троицы, одержал победу над Лием и скинул его с помоста на копья.

Когда правитель Максимиан призвал к ответу Нестора, какое чародейство тот употреблял, чтобы одержать победу над таким искусным воином, тот ответил прямо, что гладиатор был побежден ангелом, который послан «Богом Димитрия». Рассвирепевший император повелел без промедления предать казни Нестора.

Поняв, что именно молитвами Димитрия юноша смог одержать победу, Максимиан повелел предать его той же смерти, какой был убит Лий: святого истязали копьями. Слуга Димитрия по имени Лупп собрал на ткань кровь великомученика и окунул в нее перстень, принадлежащий новому святому.

Вскоре от этих предметов стали исходить чудеса исцеления. Молва о них быстро разнеслась по Солуни, люди приходили почтить память святого и получить необходимую помощь. Император и об этом узнал и распорядился казнить Луппа. Тело Димитрия единомышленники бывшего проконсула погребли из страха перед правителем там же, где тот принял свою мученическую кончину. Много знамений и чудес было совершено у места смерти Димитрия Солунского, и теперь уже слава о великомученике разнеслась по всей Фессалии и Македонии.

Чудеса великомученика

О серебряном троне

У мощей святого произошло множество чудес, но до нас дошли лишь самые яркие и запоминающиеся.

Однажды в храме, построенном в честь великомученика, случился пожар. От сильного пламени расплавился серебряный навес над ракой св. Димитрия. Архиепископом Солуни в те годы был владыка Евсевий, который собирался восстановить покров. Однако у него было для этого очень мало серебра.

Также в этом же храме располагался серебряный трон, сохранившийся совершенно не поврежденным после пожара. Архиепископ принял решение перелить трон на покров для раки святого, но при этом пока не извещал никого о своем намерении. В то же время при церкви был один богобоязненный пресвитер по имени Дмитрий. Святой великомученик троекратно являлся ему с одними и теми же словами: «Ступай и сообщи епископу, что я сам позабочусь о городе и своем храме, и чтобы предоставил мне самому попечение о них. Поэтому пусть не переливает трон».

Благочестивый христианин послушно передал слова святого архиепископу, но тот лишь на третий раз прислушался к передаваемым словам и повелел не переливать трон. Вскорости в храм явился один солунский гражданин, имя которого было Мина, и пожертвовал 75 фунтов серебра. Он выразил желание, чтобы этот драгоценный металл был истрачен для навеса над ракой святого. После этого пожаловали и прочие граждане Солуни, которые точно так же принесли серебро. Из собранных пожертвований был изготовлен великолепный покров над ракой великомученика Димитрия.

Об осаде города

Когда ко власти пришел император Маврикий, авары, проживавшие на Дону, осадили город Солунь. Преподобный Димитрий возник на одной из городских стен и, сразив копьем, скинул со стены первого из врагов, который туда поднялся. Падая, он повлек за собой прочих наступавших, и стотысячное воинство осаждавших в ужасе устремилось прочь от города. Однако через некоторое время противник пришел в себя и заново осадил город.

В то время некий праведный житель Солуни по имени Иллюстрий пламенно молился в храме великомученика Димитрия об освобождении города от противников. Внезапно он увидел двух ангелов, которые вошли в храм и направились ко гробу великомученика. По их воззванию Димитрий, как гласит история, «исшел в своем подобии» при этом, уточняет рассказчик, «лик его сиял сильнее солнечного света». Ангелы приветственного «лобзали его» и передали повеление Вседержителя Господа выйти из Солуни, поскольку Солунь «будет взят погаными».

Святой Димитрий заплакал, опечаленный, и просил передать Владыке, что он не может покинуть свой родной город в такой беде и видеть, стоя в стороне, его гибель. Святой дерзновенно ответил небесным вестникам «Коли уничтожишь Солунь, то и я с ним погибну; если избавишь, то и я с ним избавлен буду». Ангелы остались разочарованы решением великомученика и ушли, предупредив того, что за непослушание ему грозит гнев Божий. Святой же лег обратно во гроб.

Наутро Иллюстрий поведал о том, чему оказался свидетелем, своим согражданам. Те очень ободрились и обрадовались тому, что с ними их небесный заступник. Через неделю осады враги без всякой явной причины обратились в бегство, бросив и свои метательные орудия, и палатки.

О помощи в голоде

Когда осада города была снята, выяснилось, что все хлебные запасы в городе уничтожены, и в Солуни настал голод.

Великомученик не один раз являлся на суднах, плававших по морю, обходил острова и пристани, повелевая повсюду кораблям с пшеницей отправляться в Солунь. Таким образом, город был спасен святым Димитрием от голода.

Чудо о мощах

Когда благочестивый правитель Юстиниан построил великолепный храм в Константинополе в честь Софии-Премудрости Божьей, он снарядил в Солунь честных мужей, дабы те доставили оттуда какую-либо часть мощей св. великомученика Димитрия для украшения и освящения нововоздвигнутого храма. Приехав в Солунь, посланники царя приблизились к священной раке, в которой почивали мощи великомученика, чтобы исполнить царское повеление.

Внезапно из раки вырвался поток пламени, осыпав всех присутствующих целым потоком искр, а из огня раздался голос: «Стойте и не дерзайте ко мне прикасаться». Все, кто оказался свидетелем этого чуда, пали ниц, пронизанные трепетом; после этого царские посланники, взяв только немного земли рядом с тем местом, где были святые мощи, вернулись к правителю и поведали ему обо всем, что с ними случилось. Все внимавшие рассказу были потрясены. Половину привезенной земли посланники передали правителю, а оставшуюся часть поместили в храмовую сосудохранительницу.

Почитание Димитрия Солунского на Руси

Имеется множество свидетельств того, что этот святой был особенно почитаем нашими предками, а также и подтверждений исключительной отзывчивости Димитрия, помогающего каждому, кто нуждается в его защите:

  1. Славяне, еще будучи язычниками, не один раз нападали на Фессалоники, однако всякий раз были свидетелями того, как городские стены обходит некий грозный юноша. Такое видение очень пугало неприятеля. Такие предания дошли и до наших прямых прадедов, которые после того, как Русь была крещена, весьма почитали святого Димитрия Солунского. По этой причине в Киеве сыном Ярослава Мудрого сразу же была основана первая на Руси Димитриевская обитель (позже она стала Михайлово-Златоверхим монастырем).
  2. Святой Дмитрий Солунский, икона которого была выполнена в мозаике, долгое время находилась в обители и была предметом особого почитания в народе. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее.
  3. В 1194—1197 годах князь Всеволод III, по народному прозвищу Большое Гнездо, который в те годы правил во Владимире, возвел Димитриевский собор, который до настоящего времени представляет собой одно из главных украшений этого города. При этом чудотворная икона святого Димитрия Солунского из того храма на сегодняшний день также располагается в столичной Третьяковской галерее.
  4. Первый сын святого благоверного князя Александра Невского получил свое имя в честь великомученика, а младший сын князя Дмитрия, святой Даниил Московский, в столице в 1280 году воздвиг первый каменный храм в городе также в честь святого Солунского чудотворца. К сожалению, спустя пятьдесят лет при Иване Калите он был разобран, а на его месте выстроили Успенский собор.

Святой, хотя и не был по происхождению русским, тем не менее всегда считался защитником также и нашей Родины, одним из первых покровителей тех, кто участвовал в ратном деле. Князь Дмитрий Донской весьма почитал греческого святого. Накануне Куликовской битвы, в 1380 году, он торжественно перевез из Владимира в Москву центральную святыню Владимирского собора — икону великомученика, которая была написана на доске гроба святого. В память о воинах, в Куликовской битве павших, была для общецерковного поминовения установлена Дмитриевская Родительская суббота.

Впервые такая панихида была проведена в Троице-Сергиевой Лавре 20 октября 1380 года самим святым преподобным Сергием, игуменом Радонежским, там же присутствовал и сам великий князь Дмитрий Донской.

В чем помогает великомученик

Молитва Димитрию Солунскому может быть вознесена в очень разных случаях. Вот некоторые примеры, когда святой являл (причем лично) свою великую помощь:

  1. Димитрий помогал воинам в осаде, даже дерзнул ослушаться Всевышнего ради любви к родному городу. Димитрий — заступник людей, в том числе в военное время.
  2. После осады Солуни святой кормил граждан в голодное время. То есть Димитрий помогает в голодное время, в житейских трудностях.
  3. Эпарх Мариан вел неправедный образ жизни, это привело его к тяжелой болезни. Никто из врачей не мог помочь, оставался один способ — магия. Но Мариан отказался от волхования, решив не предавать своей веры. В ту же ночь ему явился великомученик и повелел идти в его храм. Больной послушался и, проведя ночь в храме, исцелился. Дмитрий помогает в болезнях.
  4. Летописец Солуни Иоанн упоминает о серьезной эпидемии, унесшей жизни огромного количества граждан. Болезнь не жалела ни детей, ни взрослых. Жители стали усиленно молиться своему небесному попечителю. По истории, все, кто пребывали в храме Дмитрия и возносили молитвы, утром остались в живых, а те, кто были дома, скончались. Дмитрий помогает в эпидемиях тем, кто просит о помощи.
  5. До нас дошли также и свидетельство того, как один воин оказался под властью демонов. Бедняга не мог даже призвать на помощь Высшие силы. Друзья отвели страждущего в храм Дмитрия и закрыли его в помещении на ночь. Уже утром бесноватый был полностью в своем уме. Великомученик Солунский помогает при одержимости и помутнении разума.

Если кому-то требуется помощь, то можно молиться святому акафистом — небольшой домашней или храмовой службой, текст которой составлен так, чтобы охватить все жизнеописание святого, упомянуть его основные чудеса и факты помощи. Такая молитва универсальна и поможет верно выразить свои чувства и просьбы одному из великих христианских святых.

8 ноября – день памяти Великомученика Димитрия Солунского

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.

Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить  голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.

Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.
великомученика димитрия солунского


В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.

Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

великомученика димитрия солунского

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве.

По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.

Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию (или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Оценка 4.8 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here