Великие чудотворцы россии

Для наших читателей: великие чудотворцы россии с подробным описанием из различных источников.

Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные. В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий». Но так же и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.

Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.

В каждом разделе имена выстроены по алфавиту. Список пополняемый.

Великие пророки

  1. Пророк Илия;
  2. Пророк Моисей, Боговидец;
  3. Пророк Елисей;
  4. Пророк Даниил;
  5. Пророк Иезекииль;
  6. Пророк Иеремия;
  7. Пророк Исаия.
  8. Пророк Енох, сын Иареда;
  1. Пророк Иов Многострадальный;
  2. Mелхисидек
  1. Пророк Ной;
  2. Пророк Авраам.
  1. Пророк Давид;
  2. Праведные Иоаким и Анна.

Предтеча Спасителя

  1. Пророк Иоанн Креститель

Апостолы

  1. Дева Мария, Богородица;

12 ближайших учеников Христа:

  1. Апостол Андрей Первозванный;
  2. Апостол Варфоломей;
  3. Апостол Иаков Алфеев;
  4. Апостол Иаков Зеведеев;
  5. Апостол Иоанн Богослов и Евангелист;
  6. Апостол Матфей, Евангелист;
  7. Апостол Матфий;
  8. Апостол Пётр, Первоверховный;
  9. Апостол Симон Кананит;
  10. Апостол Фаддей;
  11. Апостол Филипп;
  12. Апостол Фома.

Равные по почитанию с 12-ю учениками Христа:

  1. Апостол Лука, Евангелист;
  2. Апостол Марк, Евангелист;
  3. Апостол Павел, Первоверховный.

Великие святители

  1. Святитель Афанасий Великий († 373 год);
  2. Святитель Василий Великий († 379 год);
  3. Святитель Григорий Богослов († 389 год);
  4. Святитель Иоанн Златоуст († 407 год).

Равные по почитанию с Великими святителями:

  1. Святитель Григорий Просветитель († 326 год);
  2. Святитель Николай Мирликийский († ок. 345 года);
  3. Святитель Спиридон Тримифунтский († 348 год).

Великомученики

I век

  1. Великомученица Ирина Македонская († конец I — начало II веков).

II век

  1. Великомученик Евстафий Плакида († 118 год).

III век

  1. Великомученица Маргарита Антиохийская († 275 год);
  2. Великомученик Меркурий Кесарийский († 252 год);
  3. Великомученик Мина Котуанский († 288 год);
  4. Великомученик Прокопий Кесарийский († 290 год).

IV век

  1. Великомученица Анастасия Узорешительница († 304 год);
  2. Великомученик Артемий Антиохийский († 362 год);
  3. Великомученица Варвара Илиопольская († 306 год);
  4. Великомученик Георгий Победоносец († 303 год);
  5. Великомученик Димитрий Солунский († 304 год);
  6. Великомученица Евфимия Всехвальная († 303 год);
  7. Великомученица Екатерина Александрийская († 305 год);
  8. Великомученик Никита Готский († 372 год);
  9. Великомученик Пантелеимон Целитель († ок. 305 года);
  10. Великомученица Параскева Пятница;
  11. Великомученик Феодор Стратилат († 320 год);
  12. Великомученик Феодор Тирон († 306 год).

V век

  1. Великомученик Иаков († 421 год).

Великие преподобные

IV век

  1. Преподобный Антоний Великий, Египетский († 356 год);
  2. Преподобный Иларион Великий († 371 год);
  3. Преподобный Макарий Великий, Египетский († 390 год);
  4. Преподобный Онуфрий Великий († 400 год);
  5. Преподобный Паисий Великий († 400 год);
  6. Преподобный Пахомий Великий, Египетский († 348 год).

V век

  1. Преподобный Арсений Великий († 449 год);
  2. Преподобный Евфимий Великий († 473 год);
  3. Преподобный Пимен Великий († 450 год);
  4. Преподобный Сисой Великий († 429 год).

VI век

  1. Преподобный Варсонофий Великий, Киновиарх († ок. 563 года);
  2. Преподобный Феодосий Великий, Киновиарх († 529 год).

IX век

  1. Преподобный Иоанникий Великий († 846 год).

Равные по почитанию с Великими преподобными:

IV век

  1. Преподобный Аммон, Египетский († 357 год);
  2. Преподобный Ефрем Сирин († 373 год);
  3. Преподобный Иоанн Прозорливый, Египетский († 394 год);
  4. Преподобный Макарий Александрийский, Египетский († 394 год);
  5. Преподобный Павел Фивейский († 341 год);
  6. Преподобный Памва Нитрийский, пустынник († 386 год).

V век

  1. Преподобный Виссарион Египетский, пустынник († конец V века);
  2. Преподобный Герасим Иорданский († 475 год);
  3. Преподобный Даниил Столпник († 490 год).
  4. Преподобный Симеон Столпник († 459 год).

VI век

  1. Преподобный Авва Дорофей († конец VI века);
  2. Преподобный Кириак Отшельник, Палестинский († 556 год);
  3. Преподобная Мария Египетская († 522 год);
  4. Преподобный Савва Освященный († 532 год).

VII век

  1. Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский († 649 год);
  2. Преподобный Исаак Сирин († ок. 700 года).

VIII век

  1. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753 года);
  2. Преподобный Петр Афонский († 734 год).

IX век

  1. Преподобный Феодор Студит († 826 год).

XI век

  1. Преподобный Симеон Новый Богослов († 1022 год).

XIV век

  1. Преподобный Григорий Палама († 1359 год).

См. также

  • Список православных миссионеров

Ссылки

  • «Общий список православных святых». // Православие.Ru

великие чудотворцы россии

Схема: АиФ

Начавшийся Великий пост – лучшее время для поклонения святым. Их только в Соборе московских святых, празднуемом с 1997 г., – 542. Это святители и митрополиты, благоверные князья (Иван Калита и Дмитрий Донской) и воины Пересвет и Ослябя, цари и преподобные старцы (Антоний Оптинский, Зосима Верховский). Но особое место в этом длинном списке молельников, заступников и покровителей Москвы занимают юродивые, или блаженные. Официально канонизированных, их в столице пять: Василий Блаженный, Максим Московский, Марфа Блаженная, Иоанн Большой Колпак и Иоанн Можайский.

И всё же святые?

«Странные люди», «божьи человеки», странствующие по­движники веры… Известно, что юродство как явление возникло на Руси в XV-XVI вв., особо укрепилось в Москве и постепенно сошло на нет к XVIII в. Но память о великих юродивых жива до сих пор: в честь Василия Блаженного самим народом назван собор Покрова, что на Рву, на который он «собирал копеечку», где он и похоронен ➊. А память о блаженной Марфе хранит столичный Иоанно-Предтеченский монастырь у Китай-города, близ ул. Солянка (М. Ивановский пер., д. 2) ➋.

великие чудотворцы россии

Храм Покрова, что на Рву, народ прозвал собором Василия Блаженного. В 30-е гг. XX в. храм спас от сноса архитектор П. Д. Барановский. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий Юродивые оставляли семью и дом, скитались без крова, перебиваясь скудной пищей, а то и впроголодь, почти без одежды, босыми – таким был Василий Блаженный, или Нагой. Нагим он изображён и на иконах. Вериги, тяжёлые железные кольца, тряпьё на голом теле и в жару, и в мороз – такими они предстают на полотнах «Боярыня Морозова» Сурикова, «Юродивый» Павла Сведомского, таков и Николка в опере «Борис Годунов». Именно за эту крошечную роль в Большом театре лично вождём был удостоенСталинской премии Иван Козловский – видно, как и Иван Грозный, покорно выслушивавший дерзновенные речи Василия Блаженного, неравнодушен был к юродству и Сталин (существует даже легенда, что он тайно навещал в 1941-м­ Матрону – советовался). Юродство подразумевало право вести себя скандально, говорить правду сильным мира сего. «Кровь христианскую пьёшь!» – говорил Василий Блаженный Грозному-царю. Ещё одним, и главнейшим, признаком юродства был дар пророчества. великие чудотворцы россии Иоанно-Предтеченский монастырь. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Поэтому и почитались блаженные как великие мудрецы и чудотворцы. «Юродивый» – от славянского «оурод», т. е. урод, дурак, безумец. Апостол Павел ещё в Новом Завете первым теоретически обосновал природу юродства, причисляя к ней и себя: «Мы безумны Христа ради, вы крепки, а мы немощны, вы в славе, а мы в бесчестии, терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся. Злословят нас – мы благословляем, гонят нас – мы терпим».

Родился на паперти

Самый знаменитый и почитаемый святой – Василий Блаженный – родился в середине XV в. (если верить дате 1469 г., то ему – 545 лет) на паперти церкви в селе Елохово, на бывшей территории села – здесь с XVII в. Богоявленский кафедральный Елоховский собор (ул. Спартаковская, д. 15) ➌. В 16 лет ушёл из дома, но, ещё будучи учеником сапожника, явил дар предвидения: один купец-заказчик потребовал сапоги покрепче, чтоб вовек не сносить, а малец-ученик, заплакав, сказал своему мастеру, что купец и вовсе их не примерит – помрёт. Так и было. Василий быстро прославился на Москве. Ругался, плевался и кидал камнями в дома людей благочестивых и добродетельных и целовал стены домов пьяниц и лихоимцев: ведь у одних все бесы – снаружи, а у других, напротив, ангелы плачут за дверьми. Выплеснул за окно поднесённые ему самим Иоанном Грозным три бокала вина – пожар, мол, в Новгороде погасил. И пожар действительно вскоре был и был погашен. Предсказал блаженный пожар и в самой Москве.

великие чудотворцы россии

Богоявленский собор в Елохове. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Василий мог буйствовать на рынках, разбрасывая хлебы («Пожалели? А людей пожираете!») и выливая квас с прилавков – эти безумные жесты имели основание: торговцы оказывались нечестны, хлеб пекли гнилой, а квас разбавляли. Разбил камнем свеженаписанный образ Богородицы на башне у Варварских ворот (ул. Варварка ➍, не сохранились) – но на обороте доски оказалось изображение чёрта! Он остановил многие кровавые казни в Новгороде в 1570 г., протянув Грозному кусок сырого мяса: «Покушай, Иванушко!» И тот опамятовался.

Царицына подруга

Максим Московский и Иоанн Большой Колпак, двое других «городских сумасшедших», – персоны ещё более загадочные. Про Максима известно, что был он первым в ряду московских юродивых, чудотворцев, умер в 1434 г., канонизирован в 1547 г. Что ходил нагим и что и сегодня есть храм в его честь (ул. Варварка, д. 4) ➎, где захоронены его мощи. А Иоанн, пришедший в Москву из Вологодчины при царе Фёдоре Иоанновиче, носил на голое тело лишь вериги с кольцами да накидку с высоким капюшоном – отсюда и прозвище Большой Колпак. Любил подолгу смотреть на солнце и пророчествовал всегда с улыбкой, терпел оскорбления и насмешки. Умер в бане и погребён, как и Василий, в храме Покрова на Рву (по сталинскому плану реконструкции Москвы он должен был быть снесён – мешал парадам, но сохранился благодаря архитектору Барановскому, поплатившемуся годами в лагерях).

великие чудотворцы россии

Храм прп. Максима Блаженного (Исповедника). Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Блаженная Марфа Москов­ская, в миру Дарья, стала схимонахиней Иоанно-Предтеченского монастыря при царе Михаиле Фёдоровиче, первом Романове, и являла иной тип юродства – аскетический. Жила в уединении в келье, голодала, обуви не носила, спала на голом камне (так и похоронена с камнем в изголовье), ночами любила ходить пешком с молитвой на Воробьёвы горы. К Марфе часто приезжала или приходила пешком царица Евдокия Стрешнева, мать будущего царя Алексея Михайловича, бывал и сам царь Михаил Фёдорович, и царевич. Евдокия стала духовной дочерью юродивой. Похоронили Марфу 1 марта 1638 г. по высшему чину царей, великих князей и архиереев, с высочайшими почестями, в главном соборе монастыря, при личном присутствии царской семьи. Спустя 200 лет в гробнице при реконструкции собора обнаружили мощи и миро, но в 1927 г. монастырь закрыли и мощи исчезли бесследно, хотя блж. Марфе до сих пор молятся как святой в возрождённом в 1991-1992 гг. монастыре.

А Василию молятся в соборе его имени – от болезней глаз, слепоты и опасности пожаров. Также от слепоты молиться можно и у иконы прп. Максима. Почему именно от слепоты? Быть может, помогут тут только юродивые – те, кому дано было видеть то, чего не видят другие.

Смотрите также:

  • Москва Николая Чудотворца. Какие места в столице названы в честь святого →
  • За женским счастьем. Где в столице можно попросить о самом сокровенном? →
  • Тайная столица. Неизвестные места Москвы →

Кто: Николай Угодник.

За что почитают: Он побил Ария за ереси, это произошло во время Вселенского cобора, и по правилам его тут же низложили за драку. Однако в эту же ночь Пресвятая Богородица явилась всем участникам Вселенского собора во сне и в категоричной форме распорядилась, чтобы его вернули. Николай Угодник был пламенный, неистово верующий человек, был добр, спас очень многих людей от несправедливых судебных тяжб. Больше всего он известен тем, что раздаривает на Рождество подарки. А дело было так: его сосед разорился и собрался выдать своих дочерей замуж за нелюбимых, старых, но богатых. Когда Николай Угодник узнал об этой несправедливости, то решил отдать соседу все золото церкви, в которой был епископом. Узнал он об этом как раз под Рождество. Николай Угодник пошел в храм, собрал золото, но его было много, в руках не унести, и тогда он решил насыпать все в носок, а носок перекинул соседу. Сосед смог расплатиться с кредиторами, и девчата его не пострадали, а традиция дарить рождественские подарки в носках сохранилась до сих пор.

Стоит отметить, что Николай Угодник — бесконечно почитаемый русским народом святой. В петровские времена основным аргументом в нежелании обрезать бороды был следующий: «Как же я без бороды предстану перед Николаем Угодником!» Он был очень понятен русскому человеку. Для меня это очень теплый святой, объяснить и мотивировать я это не могу, но сердцем очень сильно ощущаю.

Кто: Спиридон Тримифунтский.

За что почитают: Он отличился на том же Вселенском соборе, что и Николай Угодник, доказывая двоичную природу Христа. Он сжал кирпич в руке и получил песок и воду, доказав таким образом, что может быть два естества в одном. Но гораздо интереснее другой случай, связанный с этим святым. Известно, что Гоголь окончательно укрепился в православной вере после своего посещения Корфу. Гоголь и его друг-англичанин попали на вынесение нетленных мощей Спиридона Тримифунтского. Во время этого хода мощи святого несут на специальных носилках, в хрустальной раке. Наблюдая за шествием, англичанин сказал Гоголю, что это мумификация, а швов не видно, потому что они на спине и прикрыты одеянием. И в этот момент мощи Спиридона Тримифунтского шевельнулись, он повернулся к ним спиной и сбросил накинутые на плечи одеяния, демонстрируя совершенно чистую спину. После этого события Гоголь окончательно ударился в религию, а англичанин принял православие и, по неподтвержденным данным, стал со временем епископом.

Кто: Ксения Петербуржская.

За что почитают: История ее всем известна. Она была супругой регента царского хора. Горячо любила своего мужа, и когда он умер, то выходила в его одеждах на улицу и говорила, что это Ксения умерла, а не Иван Федорович. Многие принимали ее за сумасшедшую. Позже все изменилось, чудотворения она совершала еще при жизни. Купцы считали за большую честь, если она заходила к ним в лавку — потому что тогда торговля шла значительно лучше.

Неоднократно ощущал в своей жизни ее помощь. Всякий раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, основной целью моей поездки становится не посещение Эрмитажа или других музеев и храмов, а посещение именно часовни Ксении Петербуржской и храма, где она молилась.

Кто: Василий Блаженный.

За что почитают: В свое время Василий Блаженный был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который решался говорить Ивану Грозному правду, не думая о том, как может в дальнейшем сложиться его судьба. Обладал даром чудотворения.

Правда, лично меня с ним ничего не соприкоснуло, кроме видов собора Василия Блаженного, но я сердцем чувствую, что это великий святой, близок он мне очень.

Кто: Прасковья Пятница.

За что почитают: Ей молятся о детях. Как-то я был в Югославии, ездил туда на Пасху, как раз американцы тогда только начинали бомбить эти территории. Я посетил монастырь Прасковьи Пятницы и помолился о детях, коих у меня множество. Там мне дали самую простую ее иконку, такую обычную, картонную. Я привез ее в Москву. Решил принести в храм показать, ее нес мой друг в своей сумке, так как мне ее положить было некуда. А вход в храм был через ворота с надвратной колокольней. Я решил подняться на колокольню, а друг пошел дальше. Тут я вспомнил, что забыл у него забрать икону Прасковьи Пятницы, и окликнул его. Друг сделал шаг навстречу ко мне, а в это же мгновение с колокольни на место, где только что стоял мой друг, упал молоток. Упал с такой силой, что пробил асфальт и вошел в него по самую ручку. Вот так Прасковья Пятница уберегла моего друга.

Кто: Иоанн Воин.

За что почитают: Ему молятся, чтобы он защитил от воровства. Сам я насчет защиты от воровства ему не молился, но это просто мой святой. Это военный. Был в свое время крупным римским военачальником. Принял христианство, переоформил все имущество на зарождающуюся церковь, тем самым дал сильный импульс становлению христианства. Его не решились казнить, потому что он был героем, а просто сослали его в ссылку.

Кто: Преподобный Кукша Одесский.

За что почитают: Любимый святой одесситов. Практически наш современник, умер в декабре 1964 года. Его настолько почитали, что в день его смерти властями был дан запрет принимать сообщения об этом на телеграфах, дабы не спровоцировать поток верующих в Одессу. Преподобный Кукша был бесконечно добр, светел и весел. Он не был мучеником, но мог своими словами успокоить и унять любую душевную травму. Исцелял людей и до своей смерти, и после. Преподобный Кукша Одесский очень близок моему сердцу.

Кто: Александр Свирский.

За что почитают: Известен тем, что, когда Пресвятая Богородица явилась ему и распорядилась, чтобы он отправился через озеро строить Свирский монастырь, он встал на камень и на камне переплыл озеро. Мне этот поэтический образ очень симпатичен. И вот сердцем я чувствую, что он может мне помочь и не оставит меня в молитве.

Кто: Серафим Саровский.

За что почитают: История его известна всем. Он наряду с Николаем Угодником очень близкий и понятный сердцу русского человека святой.

Кто: 40 Севастийских  мучеников.

За что почитают: Расскажу их историю современным языком. Это были 40 контрактников, непобедимая когорта, воины-ветераны, много лет верно служившие императору, но принявшие христианство. В те времена отношение к христианам было крайне противоречивое. И местным чиновникам сей факт показался крайне подозрительным. Они зимой загнали их в озеро, чтобы воины охладили свои горячие умы, одумались и отказались от христианства. Военные от своих убеждений отказываться не пожелали, остались стоять в озере, пока все не погибли. Один из них смалодушничал, вышел из воды и пошел греться в баню, которая топилась на берегу, и там умер из-за резкого температурного перепада и отсутствия Божьей протекции. А банщик, увидев мужество солдат, почел за честь разделить их убеждения и смерть. Мне в этой истории очень нравится сам дух коллективного чувства.

великие чудотворцы россии

Кто: Феодор Ушаков.

За что почитают: Это всем известный адмирал Ушаков. Ушаков был православным человеком и идеальным военным, который разделял со своими солдатами все невзгоды. Благодаря его мужеству, его вере в силу Христову он одержал множество побед. Святым он признан в том числе и в Греции.

Кто: Даниил Московский.

За что почитают:  Даниил Московский из тех людей, кто в кровавые для Руси времена все решал миром. Не участвовал в междоусобицах. При дележе отцовского наследства ему досталась довольно-таки никчемная территория Московского княжества. Он умудрился за годы своего правления не вступать в интриги, не посягать на чужие территории, а когда его собственный брат пошел на него с войной, он малым войском его разбил, а потом впустил к себе. И этот старший брат, усмиренный благородством и миролюбием Даниила Московского, когда умирал, завещал ему свое княжество, и в итоге Даниил Московский стал самым мощным князем. При всем своем смирении.

Кто: Святой Вонифатий.

За что почитают: Он был рабом при дворе одной богатой христианки. Жил со своей хозяйкой в гражданском браке и вел крайне разгульный образ жизни. Тогда считалось очень почетным иметь у себя в домашней церкви мощевик. В то время, а это был уже закат Римской империи, еще казнили довольно много христиан. Вот он и отправился по приказу своей хозяйки искать мощи мучеников. Он долго ходил, ничего не нашел, но попал на казнь христиан и во время этой казни принял решение объявить себя христианином и пожертвовать собой для своей хозяйки. Потом его мощи передали этой женщине. А она через какое-то время покинула мирскую жизнь и посвятила себя Богу. Такая вот история.

Назад

Иногда человек чувствует себя буквально загнанным в угол, не знает, как жить дальше. На помощь ему может прийти духовно опытный старец, наделенный от Бога даром прозорливости

великие чудотворцы россии

Само определение старчества многозначно. Так можно обозначить все духовенство Церкви, поскольку с греческого «пресвитер» (священник) переводится как «старец», «старейшина».

Кто они?

Старцы – это обычные люди, такие же, как мы. Только в силу своих подвигов ради Господа получившие от Него различные дары – чудотворения, прозорливости, исцеления.

Старцы – это обычные люди, такие же, как мы. Только в силу своих подвигов ради Господа получившие от Него различные дары – чудотворения, прозорливости, исцеления. Старцы. Именно так их называют православные. Они могут видеть будущее как настоящее, к ним можно обратиться за советом в трудной ситуации.

Само определение старчества многозначно. Так можно обозначить все духовенство Церкви, поскольку с греческого «пресвитер» (священник) переводится как «старец», «старейшина». Старец – лицо, обладающее духовной властью, человек, получивший от Бога дар особого духовного руководства христианами.

Среди чудотворцев последних дней, наших современников, особо выделяются отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Николай (Гурьянов).

Отец Иоанн

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был духовником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Родившийся в 1910 году в семье орловских мещан, он с детства прислуживал в храме. После школы получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности сначала в Орле, потом в Москве, посещая при этом храм.

В 1945 году в безбрачии рукоположен в сан диакона, затем во иерея. За свой дар проповеди и отцовскую заботу пользовался любовью прихожан. Его кандидатская работа (по окончании Московской Духовной Семинарии и Академии) о святом Серафиме Саровском так и осталась недописанной – в 1950 году его арестовали на семь лет за «антисоветскую агитацию» и отправили в КаргопольЛаг Архангельской области. Его солагерники вспоминали: «Когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором».

После освобождения в 1955 году отец Иоанн продолжал свое служение в разных храмах Псковской и Рязанской областей, а затем в Псково-Печерском монастыре. Практически сразу с поселением отца Иоанна в обители молва о нем распространилась по всему Советскому Союзу. За советом и благословением к нему приезжали тысячи людей.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Скорый поезд со всеми остановками

В обители отца Иоанна порой шутливо называли «скорый поезд со всеми остановками». Он не ходил, а скользил, как светлый луч, неуловимо, плавно и быстро. Если торопился по каким-либо послушаниям, то пробегал мимо протянутых к нему за благословением рук. Но, пробежав, частенько так же быстро возвращался и скороговоркой спрашивал: «Ну, что у тебя там?» И моментально начинал отвечать на еще незаданный вопрос, выдавая свое сокровенное ведение о жизни человека. Архимандрит Тихон (Шевкунов) вспоминает, что однажды, будучи еще послушником в Печорах, он был свидетелем такой картины: отец Иоанн в окружении богомольцев спешил по монастырскому двору к храму. Вдруг к нему бросилась заплаканная женщина с ребенком лет трех на руках: «Батюшка, благословите на операцию, врачи требуют срочно, в Москве». Отец Иоанн остановился и твердо сказал женщине: «Ни в коем случае. Он умрет на операционном столе. Молись, лечи его, но операцию не делай ни в коем случае. Он выздоровеет». И перекрестил младенца.

После освобождения в 1955 году отец Иоанн продолжал свое служение в разных храмах Псковской и Рязанской областей

Тогда они, послушники, были в ужасе от размышлений, предполагая: а вдруг отец Иоанн ошибся? Что если ребенок умрет? Что сделает с ним мать, если такое случится? Заподозрить старца в вульгарном противлении медицине нельзя: известно много случаев, когда отец Иоанн и благословлял, и настаивал на операции. Среди его духовных детей было немало врачей. Что же будет дальше? Явится ли в монастырь убитая горем мать и устроит чудовищный скандал или ничего подобного не произойдет, ребенок выздоровеет, как предсказал отец Иоанн?

Но отец Иоанн по-прежнему продолжал «курсировать» между храмом и своей кельей в окружении исполненных надежд и благодарности паломников, что говорило о положительном исходе дела.

Отец Иоанн не любил, когда его называли старцем. Он говорил: «Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть старики и молодые. Но старцы – это Божие благословение людям. И у нас нет старцев больше. Бегает по монастырю старик, а мы за ним». Смирение было одним из многих его духовных качеств.

Скончался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в возрасте 95 лет. Похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.

«Водку любишь, а Бога не любишь»

Отец Николай Гурьянов

Старец, если он действительно от Бога, никогда не будет навязывать своего мнения, требуя беспрекословного исполнения всех предписаний и поклонения себе. Протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит, скрывая свой духоносный дар, так при жизни и говорил: «Обращайтесь прежде всего не ко мне, а к Господу!» Отец Николай отличался простотой в разговоре, частенько пел что-нибудь народное, любил пословицы: «Живи просто – доживешь до ста». Приезжает какой-нибудь регент хора, а отец Николай ему с порога: «Си-соль-ре-соль» и улыбается. Батюшка чаще всего был радостен. Всем буквально раздавал любовь. Легко разъяснял сложные, как клубок запутанных ниток, жизненные ситуации. Причем делал это не только словами, но и поступками. Для вразумления некоторых говорил иносказательно. О себе всегда просил только молитв.

Как-то раз один неверующий человек приехал утром на остров по своим делам. Имея свободное время, заглянул в храм, где на него обратил внимание отец Николай – вдруг быстро подошел к нему и произнес: «Водку любишь, а Бога не любишь». Затем ушел в алтарь. Человек этот, любивший и в самом деле выпить, был озадачен таким провидением незнакомого священника и отстоял всю Литургию. После богослужения к нему вновь подошел отец Николай. Но при этом уже сказал: «Ну вот, теперь ты Бога любишь, а водку не любишь». С этого времени тот человек полностью бросил пить.

Одна из духовных чад отца Николая писала, что в декабре 1999 года они с будущим мужем поехали к батюшке просить благословения на брак. Ситуация была нелегкая, поскольку оба перед вступлением в брак были тяжело больны. Старец тогда практически не принимал. На калитке висело объявление: «Отца Николая не беспокоить!» Решили передать письмо через келейницу. Безуспешно – келейница на страже здоровья и покоя старца! Ушли. Тяжело и грустно на душе. И вдруг совершенно неожиданно выбегает келейница с иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и говорит: «Вас батюшка благословляет на брак». А ведь они даже не излагали старцу своей просьбы!

Как-то отца Николая спросили «Что вас больше всего беспокоит в душах современных людей Что наиболее опасно» Он ответил «Безверие»

Духовные дары отца Николая Гурьянова проявлялись во многом: он помогал изменить жизнь людям, потерявшим надежду, мог назвать незнакомых людей по имени, предупреждал о возможной опасности, вымаливал тяжелобольных. В то же время, невзирая на чины и звания, мог по какому-то своему духовному видению отправить гостей восвояси. За этим стояло не желание обидеть человека, но стремление дать возможность осмыслить свою прошлую жизнь и вернуться с покаянными чувствами обратно.

Любушка блаженная

Старица Любушка

Старица Любовь Ивановна Лазарева родилась 17 сентября 1912 года в деревне Колодези Калужской губернии. Ее семья была очень религиозна: отец был старостой сельского храма, мама растила детей. Оставшись сиротой, девочка была взята на воспитание близкой родственницей. В 18 лет Любушка уехала в Ленинград к брату, который помог ей устроиться на фабрику «Красный треугольник». Но вскоре Любушка решила стать странницей. Она побывала во многих монастырях, однако самым дорогим для нее местом стала Вырица, где она часами молилась у могилы своего духовного отца иеромонаха Серафима. Небольшого роста, сухая старушка всегда выделялась своей кротостью и молитвенностью. Многие люди отмечали ее прозорливость и дар чудотворения.

Духовная дочь блаженной, Валентина, вспоминала: «Однажды заболел мой внук Георгий: сочится гной, стафилококк… Я к Любушке: “Георгий умирает!” Она помолилась и сказала: “Будет жить”. И все обошлось. Потом дочь заболела краснухой, и опять по молитвам Любушки болезнь прошла».

Старица была известна и тем, что «ставила храмы», то есть вымаливала у Господа появление новых или возрождение разрушенных церквей. Одним из них стал храм Христа Спасителя.

Такими были истинные старцы, которые и после своей смерти помогают людям. Хорошо тем, кто имел в духовном руководстве таких наставников, скажете вы. Но что же делать, если рядом нет старца?

Благочестивые паломники, готовясь посетить тот или иной монастырь, стараются разузнать, есть ли там духовно опытные наставники, которым можно открыть свое сердце, обратиться за советом. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Псково-Печерский монастырь всегда были кладезем истинной мудрости, передаваемой от одного старца к другому, и именно поэтому туда устремляются люди, ищущие духовного руководства и помощи.

Роман Тузов

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here