Варфоломей это кто

Для наших читателей: варфоломей это кто с подробным описанием из различных источников.

Варфоломе́й (Нафанаи́л) (арам. בר-תולמי, греч. Βαρθολομαίος, лат. Bartholomaeus) — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, упомянут в Новом Завете.

Художественно изображается в светлой одежде с золотым рисунком и ножом в руке, символом его мученичества: с него содрали кожу.

Новозаветная история

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:3), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Имя «Варфоломей» возможно является арамейским патрономическим именем (отчеством) «bar talamai» — «сын Фалмая», где Фалмай — искажённое на арамейский лад греческое имя Птолемей.

Существует практически единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:45—50) Нафанаил — это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей — один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.

Евангелист сообщает, что Варфоломей был родом из Каны Галилейской (Ин. 21:2). По-видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус, увидев его, говорит о нём «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Более определённых сведений Священное Писание о Варфоломее не сообщает, большая часть его жизнеописания известна по апокрифическим источникам.

Предания

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы.

Смерть

Часовня апостола Варфоломея в

Баку

на предполагаемом месте казни апостола. Разрушена в 1937 году

Алтарь базилики Святого Варфоломея (Сан Бартоломео) в Беневенто, где хранятся мощи Апостола Варфоломея в ковчеге из красного порфира

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане». Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении».

Существуют при этом различные версии отождествления города Альбаны (Албанополь, Урбанополь):

  • православная традиция отождествляет его с Баку, в котором при раскопках у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола;
  • по мнению Мишеля ван Эсбрука, под Альбаной понимается понтийский город Никополь;
  • по другой версии, апостол Варфоломей захоронен на территории иранской провинции Западный Азербайджан, где в XIV веке на месте предполагаемого захоронения был построен армянский монастырь святого Варфоломея.

Около 410 года мощи Варфоломея были перенесены из Ахбака в Мартирополь, а около 507 года в город Дара (Месопотамия). При нашествии персов в 574 году, по сообщению Григория Турского, раку с мощами бросили в море, и она чудесным образом приплыла к острову Липари. Около 838 года мощи перенесли в Беневенто, где они хранятся в настоящее время в Базилике Сан Бартоломео. С X века часть мощей апостола хранится на острове Тиберина (Рим) в церкви Сан-Бартоломео, посвящённой апостолу. Частицы мощей апостола Варфоломея хранятся также в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку (передана в 2003 году Константинопольским патриархом) и других местах.

Память апостола Варфоломея совершается:

  • в Католической церкви — 24 августа,
  • в Православной церкви — 22 апреля (5 мая), 11 (24) июня (смерть), 30 июня (13 июля) (собор Двенадцати апостолов), 25 августа (7 сентября) (перенесение мощей),
  • в Армянской апостольской церкви почитается как её основатель, к которому возводится апостольская преемственность её иерархии, дни памяти — 25 февраля и 8 декабря.

Апокрифы

С именем Варфоломея связан ряд апокрифических произведений:

  • «Евангелие апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал на греческом.
  • «Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на коптском языке.
  • «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на коптском, арабском, эфиопском и греческом языках.
  • «Деяния апостола Варфоломея» на коптском.
  • «Мученичество апостола Варфоломея» на латыни и армянском.
  • «Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея»)

Память

  • Церковь Святого Варфоломея

См. также

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Апостол Варфоломей
  • Варфоломеевская ночь
  • Акт о единообразии — в соответствии с ним в день святого Варфоломея 24 августа 1662 года («Чёрный Варфоломей») из своих приходов были изгнаны более 2000 английских священнослужителей-нонконформистов
  • Медаль в честь святого апостола Варфоломея — церковная награда Бакинской и Прикаспийской епархии. Учреждена по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
  • Сан-Бартоломеу

Примечания

Ссылки

  • Димитрий Ростовский. Житие и страдания святого апостола Варфоломея
  • Апостол Варфоломей // Православная энциклопедия

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 11 января 2019; проверки требуют

16 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 11 января 2019; проверки требуют

16 правок

.

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Варфоломей

.

Патриа́рх Варфоломе́й I (греч. Πατριάρχης Βαρθολομαίος ο Α’, тур. Patrik I. Bartholomeos, в миру Дими́триос Архондо́нис, греч. Δημήτριος Αρχοντώνης, тур. Dimitris Arhondonis; 29 февраля 1940, Айос Теодорос, остров Имроз, Турция) — епископ Константинопольского патриархата; с 22 октября 1991 — 232-й Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх, предстоятель Константинопольской православной церкви.

Тезоименитство — 11 июня, день памяти апостола Варфоломея.

Биография

Родился 29 февраля 1940 года в деревне Айос Теодорос на острове Имроз (ныне Гёкчеада) в Турции. По этническому происхождению — грек.

Окончил среднюю греческую школу Зографион (Ζωγράφειον Λύκειον) в Стамбуле. По окончании в 1961 году Халкинской богословской школы на острове Халки был рукоположён в диакона. В 1961—1963 годах служил офицером в турецкой армии.

С 1963 по 1968 год учился в Папском восточном институте в Риме, в Экуменическом институте Боссэ (Швейцария) и Мюнхенском университете. Защитил докторскую диссертацию по теме канонического права. Был лектором в Папском Григорианском университете. Владеет греческим, турецким, английским, итальянским, немецким, французским и латынью.

По возвращении в 1968 году в Стамбул работал в Халкинской школе, где в 1969 году патриархом Афинагором I был рукоположён во пресвитера. Восшедшим на престол в 1972 году патриархом Димитрием был назначен управляющим созданным тогда Патриаршим кабинетом.

25 декабря 1973 года хиротонисан во епископа с титулом митрополита Филадельфийского, с оставлением в должности управляющего Патриаршим кабинетом. В январе 1990 года назначен митрополитом Халкидонским. С марта 1974 года вплоть до своей патриаршей интронизации состоял членом Синода и ряда синодальных комитетов.

Был избран предстоятелем Константинопольской церкви 22 октября 1991 года, чин интронизации состоялся 2 ноября того же года.

В феврале 2008 года в руководстве Патриархии произошли значительные изменения, что наблюдателями было расценено как усиление позиций патриарха Варфоломея.

Титул

Полный титул предстоятеля Константинопольской Церкви: Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх (греч. Η Αυτού Θειοτάτη Παναγιότης, ο Αρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως, Νέας Ρώμης και Οικουμενικός Πατριάρχης).

Правительство Турции не признаёт официально титулование Варфоломея как «Патриарха Вселенского» и признаёт только его статус как главы греко-православной общины Турции.

Международная деятельность

Барак Обама и патриарх Варфоломей

Дмитрий Медведев и патриарх Варфоломей

Известен своим активным патронированием и организацией мероприятий, направленных на защиту среды обитания, благодаря чему стяжал неофициальный титул «зелёного патриарха». В 2005 году был награждён премией ООН за заслуги в деле защиты окружающей среды.

В январе 2004 года патриарх Варфоломей посетил Республику Куба и освятил первый на острове православный храм. Визит, в ходе которого патриарх осудил эмбарго Кубы со стороны США, вызвал острую критику среди кубинских диссидентов и эмигрантов.

Посещал Соединённые Штаты Америки, где находится крупнейшее каноническое подразделение под его юрисдикцией.

Участвовал во Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1999 и 2006 годах.

23 января 2007 года патриарх Варфоломей выступил на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге. В своём выступлении он поддержал стремление Турции вступить в Евросоюз. Он высоко оценил «важные успехи Турции в принятии стандартов ЕС и проведении реформ, пересматривающих внутреннее законодательство», и напомнил, что Константинопольский патриархат «всегда поддерживал европерспективы» Турецкого государства. Он также подчеркнул важность беспристрастного и толерантного подхода к трезвому диалогу между религиями. Вместе с тем он отметил, что в отношениях Константинопольской церкви и государства в Турции остаются нерешённые проблемы: отказ турецких властей признавать «вселенский» статус патриархата, открыть богословскую школу на острове Халки и вернуть собственность, принадлежавшую ранее Константинопольской церкви. Перед выступлением патриарх Варфоломей встретился с президентом ПАСЕ Рене ван дер Линденом и комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом. Приглашение патриарха на сессию ПАСЕ вызвало протесты некоторых националистически настроенных турецких политиков. Выступая 24 сентября 2008 года в Брюсселе перед депутатами Европарламента с речью, подтвердил свою поддержку евроинтеграции Турции.

В апреле 2008 года был включён журналом Time в список «100 самых влиятельных людей мира».

Варфоломей и Русская православная церковь

Состоявшийся вскоре после интронизации официальный визит в Русскую православную церковь в июле 1993 года ознаменовал некоторое потепление традиционно напряжённых (после 1922 года) отношений между Фанаром и Московским патриархатом (МП). Во время своего визита полностью и однозначно поддержал Московский патриархат в его споре с самопровозглашённым и поддержанным украинскими властями Киевским патриархатом: «Патриарх Варфоломей I официально провозгласил, что Вселенский Патриархат признаёт только одного канонического митрополита Киевского, Его Высокопреосвященство Владимира (Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины».

В феврале 1996 года возник острый конфликт с МП вследствие решения КП о восстановлении Эстонской апостольской православной церкви (в юрисдикции КП), что было воспринято руководством МП как посягательство на юрисдикцию Русской церкви. С конца февраля 1996 года в течение некоторого времени имя патриарха Варфоломея было исключено из диптихов Московской патриархии.

В сентябре 1997 года как гость симпозиума «Экология, религия и окружающая среда» в Одессе был на территории Украины и 24 сентября имел встречу с патриархом Московским Алексием II, которая, однако, существенно не разрядила напряжённые отношения — прежде всего из-за Эстонской апостольской православной церкви. Тем не менее, на состоявшемся 2 октября заседании Священного синода РПЦ было заявлено: « 2. Особо отметить важность полного совпадения взглядов и позиций Предстоятелей двух Церквей в вопросах преодоления расколов, нарушающих церковное единство и серьёзно препятствующих успешному свидетельству Православия в мире. 3. С удовлетворением отметить поддержку, выраженную Патриархом Константинопольским Варфоломеем, канонической Православной Церкви на Украине во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Московский Патриархат). 4. Констатировать единую и конструктивную позицию обоих Предстоятелей в вопросах межхристианских отношений и признание необходимости всеправославного рассмотрения в ближайшее время вопросов, связанных с участием Православных Церквей в экуменическом движении, а также назревших проблем в этой области».

C 1996 года обозначилась напряжённость также в связи с новой линией Константинопольского патриархата в отношении церковной ситуации на Украине на фоне попыток представителей неканонических структур добиться от Константинопольского патриарха их признания. В ходе подготовки торжеств в связи с 1020-летием крещения Киевской Руси в июле 2008 года, которые он возглавил по приглашению украинских властей, руководство Украины во главе с президентом Виктором Ющенко предполагало одобрение патриархом Варфоломеем создания на Украине «единой поместной церкви». Участие патриарха в юбилейных торжествах вызвало недовольство со стороны РПЦ и властей РФ.

В 2004 году в связи с обсуждением концепции «Москва — Третий Рим» на VIII Всемирном русском народном соборе осудил её как богословски несостоятельную. Согласно изложению позиции Патриарха в греческой газете «То Вима» от 8 июля 2004 года, специально для министра иностранных дел России Игоря Иванова он заявил следующее: «Вовлечение правительства в процесс принятия церковных решений имеет привкус неприемлемого цезарепапизма. Во времена коммунистической эры происходила нетерпимая политизация Русской Церкви … Мы надеялись, что ситуация будет иной после падения чудовищной системы. Однако, к нашему негодованию, мы видим, что настоящее российское правительство продолжает, не колеблясь, вторгаться и даже „делать политику“ в отношении сугубо церковных дел»; для председателя ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева) — «Неужели вы говорите нам, что единство православия есть вопрос цифр, политической силы, светской и дипломатической власти? То, что мы слышали относительно единства Церкви есть, целиком и полностью, прискорбное веяние духа ватиканизма, который толкует единство как единую организационную структуру, а не единство духа и сердца, как оно всегда толковалось в Православной Церкви».

Новый виток конфронтации в 2006 году был вызван ситуацией в Сурожской епархии Московского патриархата на Британских островах. Решением Синода Константинопольской церкви от 8 июня 2006 года бывший управляющий епархией епископ Василий (Осборн) был принят в лоно Константинопольской церкви. Вместе с ним в викариатство ушёл ряд приходов и значительная часть прихожан. 6 октября 2006 года Священный синод РПЦ постановил (журнал № 104) предложить патриарху Варфоломею рассмотреть в рамках двусторонних собеседований ситуацию, сложившуюся после приёма в его юрисдикцию епископа Василия (Осборна). Последовал положительный ответ, и 23 января 2007 года в Женеве (Швейцария) состоялась встреча делегаций Константинопольского и Московского патриархатов. Московская патриархия согласилась признать канонический статус епископа Василия в Константинопольском патриархате. Результаты переговоров одобрены на заседании Синода Русской православной церкви 27 марта 2007 года.

Состоявшийся в начале июля 2009 года официальный визит в Фанар избранного в начале 2009 года патриарха Московского Кирилла оценивался по итогам переговоров между двумя патриархами как приведший к потеплению напряжённых отношений между двумя патриархатами; СМИ сообщали о достижении компромисса по вопросу духовного окормления православных в диаспоре: Московский патриархат согласился на проект устройства епископских собраний под председательством иерархов Вселенского трона в регионах диаспоры; взамен, по неофициальной информации, Константинопольский патриархат обещал не вмешиваться в церковную ситуацию на Украине.

22 мая 2010 года прибыл в Москву с визитом в РПЦ по приглашению патриарха Московского Кирилла. В ходе визита Варфоломей побывал также в Валаамском монастыре, с патриархом Московским Кириллом обсудил подготовку к созыву Всеправославного собора; призвал верующих Украины, сомневающихся, вернуться ли им в Московский патриархат, «присоединиться к канонической церкви».

Летом 2016 года произошло новое обострение, связанное с проведением Всеправославного собора. Перед его открытием от участия отказались четыре из 14 общепризнанных автокефальных Церквей: Антиохийская, Грузинская, Болгарская и Русская. Они выразили свое несогласие с предложенными Варфоломеем проектами Соборных документов, однако он отказался их менять.

20 апреля 2018 года Синод Вселенского патриархата принял решение «приступить к предпринятию шагов, потребных для дарования автокефалии православным христианам Украины». Согласно греческим СМИ и сделанному патриархом Кириллом спустя два месяца заявлению, встреча патриарха Варфоломея с патриархом Кириллом в Фанаре 31 августа 2018 года выявила отсутствие взаимопонимания по украинскому вопросу. 14 сентября 2018 года во внеочередном заседании Священный синод Русской православной церкви, имев суждение об «ответных действиях в связи с назначением Константинопольским Патриархатом своих „экзархов“ в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви „решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине“», постановил: «1. Приостановить молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением. 2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. ».

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом в связи с его намерением предоставить автокефалию православной церкви на Украине.

5 января 2019 года патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии для Православной церкви Украины. Церемония состоялась в Стамбуле в соборе Святого Георгия в резиденции Вселенского патриарха. 6 января патриарх вручил жезл митрополита и томос об автокефалии Православной церкви Украины митрополиту Киевскому и всей Украины Епифанию.

Варфоломей и Римско-католическая церковь

Папа Римский Франциск и патриарх Варфоломей

В ноябре 2005 года Варфоломей I пригласил в Стамбул папу римского Бенедикта XVI. Визит состоялся в ноябре 2006 года. Понтифик стал третьим из первосвященников Рима, побывавших в Турции (его предшественник Иоанн Павел II посетил эту страну в 1979 году, а Павел VI — в 1967-м). Папа присутствовал на литургии в храме Святого Георгия в Фанаре 30 ноября. Приветствуя его, патриарх Варфоломей назвал «благословением мира» визит Папы на день апостола Андрея, престольный праздник Вселенской патриархии, и сказал, что скорбит о том, что «две Церкви ещё не соединены». По итогам встречи Варфоломей I и Бенедикт XVI выпустили совместное заявление.

В 2007 года патриарх прокомментировал итоговый документ Х пленарного заседания Смешанной православно-католической комиссии в Равенне: «Все мы, православные…, убеждены, что в первом тысячелетии существования Церкви, во времена неразделенной Церкви, было признано первенство епископа Рима, Папы. Однако, первенство это было почётным, в любви, не являясь юридическим главенством над всей христианской Церковью. Иными словами, согласно нашему богословию, это первенство — человеческого порядка, оно было установлено из-за необходимости для Церквей иметь главу и координационный центр. Если мы… придём к согласию с Католической Церковью в том, что касается значения термина „первенство“, каким оно было в первом тысячелетии, то Экуменическому патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место».

Критика деятельности Варфоломея I

Патриарх Кирилл, Дмитрий Медведев и патриарх Варфоломей

В среде консервативного крыла греческой Церкви, среди монахов Афона, в особенности в монастыре Эсфигмен, Патриарх, как и его предшественники, подвергается критике за активную экуменическую деятельность.

Так, накануне состоявшегося 28—30 ноября 2014 года визита папы римского Франциска в Турцию в Греции была обнародована петиция, подвергающая критике заявления предстоятеля Константинопольской православной церкви. В частности, речь идёт о его взглядах на природу Православной церкви и её отношения с другими христианскими исповеданиями и иными религиозными конфессиями. Петицию подписали более чем 2000 лиц, среди которых шестеро епископов, священники, монахи Греции и Кипра, а также монахи Горы Афон.

Подписание Соглашения
«О сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским Патриархатом». Турция, Стамбул, 3 ноября 2018 года

Неоднократно подвергался критике за «восточный папизм» и бесцеремонное вмешательство во внутренние дела других поместных церквей. В 2008 г. в турецкой газете Cumhuriyet отмечалось, что «вмешательство во внутренние дела других стран» патриарха Варфоломея «от Кипра до Эстонии, от Иерусалима до Украины» создаёт внешнеполитические проблемы Турецкому государству.

В России официальная критика деятельности патриарха Варфоломея связана, прежде всего, с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922 года ведутся между Константинопольским и Московским патриархатами. Патриарх Варфоломей продолжает в целом вести «глобализированную» линию в русле политики патриархов Мелетия и Афинагора, что вызывает резко негативную реакцию руководства Московской патриархии, стремящейся отстоять свою каноническую территорию.

Управляющий делами Московского патриархата митрополит Варсонофий (Судаков) 18 сентября 2018 года в ходе паломнической поездки по Святой Земле заявил Патриаршему эпитропу в Аммане архиепископу Кириакопольскому Христофору (Аталла) (Иерусалимский патриархат): «Большую проблему для Православия создал Константинополь, вопреки всем канонам назначив двух экзархов на Украину. Сейчас мы разорвали отношения со Вселенским Патриархатом на уровне архиереев, чтобы остановить его вторжение на Украину. А если они не остановятся, то в Православии будет раскол. Нужно постараться не допустить этого. Нам восточный папа не нужен. Все Православные Поместные Церкви равны, все Патриархи также равны в своей власти и не могут вмешиваться в дела Поместных Церквей».

В ходе ежегодной большой пресс-конференции 20 декабря 2018 года президент РФ Владимир Путин раскритиковал патриарха Варфоломея за политическую ангажированность и упрекнул его в «жажде наживы», назвал учрежденную 15 декабря 2018 года Православную церковь Украины «объединенной раскольнической церковью стамбульского прихода».

Награды и почести

  • Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой (РПЦ, 1993).
  • Золотая медаль Конгресса (1997, США).
  • Большой крест I степени Почётного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой» (2004)
  • Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина, 2008)
  • Орден Креста земли Марии 1 класса (Эстония, 2000)
  • Орден Золотого руна (Грузия, 2007)
  • Орден Звезды Румынии
  • Большая цепь Ордена Орла Грузии и Священного хитона Господа нашего Иисуса Христа (2011, Грузинский Царский дом)
  • Орден Свободы (Украина, 27 июля 2013 года) — за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъём авторитета православия в мире, и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
  • Орден Двойного белого креста II степени (Словакия, 2013 год)
  • Орден Святого царя Константина (Сербская Православная Церковь, 2013 год)
  • Орден «Стара планина» I степени (Болгария, 2015 год)
  • Большой крест Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 2016 год)
  • Орден Республики (Молдова, 2016 год)
  • Орден «За заслуги» І степени (Украина, 5 января 2019) — «за выдающийся личный вклад Его Святейшества в развитие автокефальной поместной Православной Церкви Украины, повышение авторитета православия в мире, многолетнюю деятельность по утверждению идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия» (согласно сообщению на сайте президента Украины)

Лауреат премии Софии (2002).

Почётный доктор Московской духовной академии, Университета Крита, Лондонского городского университета, Эдинбургского университета, Университета Аристотеля в Салониках и др. учреждений. Почетный доктор Национального университета «Киево-Могилянская академия» (декабрь 2018).

Почётный председатель Общества македонских исследований (2018).

См. также

  • Список ныне живущих архиереев Константинопольской православной церкви

Комментарии

  1. ↑ Подписан в отсутствие делегации Московского патриархата

Примечания

  1. Круг П. Византийские интриги. Варфоломей I совершил кадровый переворот во Вселенском Патриархате. НГ-Религии, 19.3.2008.
  2. ↑ Константинопольский патриарх Варфоломей укрепляет «вертикаль власти» в своем патриархате. // «Православие и мир», 25.04.2011.
  3. ↑ «Патриаршие споры» продолжаются. Имеет ли право Варфоломей I именоваться «вселенским патриархом»? religare.ru, 27.10.2005.
  4. ↑ Высший апелляционный суд Турции отказал патриарху Варфоломею в праве на вселенский статус. Интерфакс-Религия, 27.6.2007.
  5. ↑ The last Orthodox patriarch in Turkey? CNN, 27.08.2010.
  6. ↑ ‘Halki Summit’ to convene and discuss global responsibility and environmental sustainability (June 18-20)
  7. ↑ Патриарх Константинопольский Варфоломей I принял руководителей Всемирного совета церквей. На официальном сайте МП 19 декабря 2006 г.
  8. Woodard C. Orthodox leader blesses green agenda. // Christian Science Monitor. — 24.7.2003.
  9. ↑ Вселенский Патриарх Варфоломей награждён премией ООН. Центр новостей ООН, 20.4.2005.
  10. ↑ На Кубу прибыл Вселенский Патриарх Варфоломей.
  11. ↑ Кастро принимает Вселенского патриарха. Би-би-си, 22.1.2004.
  12. Rev. Johannes L. Jacobse. The Patriarch and Fidel // Front Page Magazine. — 5.2.2004.
  13. ↑ Address Of His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew Phos Hilaron. Georgetown University, Washington, DC, 21.10.1997.
  14. ↑ Address given by All Holiness the Ecumenical Patriarch Bartholomew at the 1999 Annual Davos meeting of the World Economic Forum. На сайте OrthodoxyToday.org.
  15. ↑ Speech of His All Holiness Ecumenical Patriarch BARTHOLOMEW to the Plenary of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe. Речь Вселенского патриарха Варфоломея на пленарной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы 22 января 2007 года, Страсбург, Франция.
  16. ↑ Выступая на сессии ПАСЕ, Патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркнул важность межрелигиозного диалога. Патриархия.ru, 24.1.2007.
  17. ↑ Патриарх Константинопольский Варфоломей выступил на сессии ПАСЕ // Церковный вестник. — № 1-2 (350—351). — Январь 2007.
  18. ↑ Патриарх Варфоломей — Фанарский, а не Вселенский, утверждает турецкий депутат. Интерфакс, 22.1.2007.
  19. ↑ Патриарх и гражданин // НГ Религии. — 1.10.2008.
  20. ↑ Bartholomew I // Time. — May 1, 2008.
  21. ↑ Официальная хроника // Коммюнике о визите Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Варфоломея I в Русскую Православную Церковь по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Изд. Моск. патриархии. — 1993. — № 7—8. — С. 3.
  22. ↑ COMMUNIQUE OF THE ECUMENICAL PATRIARCHATE ON THE AUTONOMY OF THE CHURCH OF ESTONIA. (англ.)
  23. ↑ Телеграмма Патриарха Алексия Патриарху Константинопольскому Варфоломею I от 23 февраля 1996 // ЖМП. — 1996. — № 3 (официальная часть).
  24. ↑ На этой неделе к Одессе были устремлены взоры всего православного мира. Именно здесь высшее православное духовенство в лице Вселенского патриарха Варфоломея 1 и патриарха Московского м всея Руси Алексия II, патриарха Грузии Илии вело сложные переговоры о состоянии православной церкви. // Слово : газета. — № 39 (254). — 26.9.1997. Архивная копия от 8 июля 2007 на Wayback Machine
  25. ↑ Киев принимает Вселенского патриарха Варфоломея NEWSru.ua, 25.7.2008. Архивная копия от 6 августа 2008 на Wayback Machine
  26. ↑ Определения Священного Синода // ЖМП. — 1997. — № 11.
  27. Гудзик К. Патриарх Варфоломей I — первый среди равных в мировом православии // День : газета. — № 226. — 8.12.2000.
  28. ↑ Московский патриархат: «В Киеве готовится раскол мирового православия». // Сегодня : газета. — 22.7.2008.
  29. ↑ «В Украине будет единая Поместная Церковь, к которой стремятся истинные христиане и патриоты своей земли», — Вселенская Патриархия. Сайт Религиозно-информационной службы Украины, 21.7.2008.
  30. ↑ Президент Украины попросил Патриарха Варфоломея помочь в создании единой поместной православной Церкви. NEWSru, 26.7.2008.
  31. ↑ 25-30 липня в Україні у торжествах з нагоди 1020-річчя Хрещення Русі візьмуть участь Вселенський та Московський Патріархи і делегації Помісних Церков — програма святкових заходів. На официальном сайте УПЦ КП. Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine
  32. ↑ Для посещения патриархом Варфоломеем Украины необходимо приглашение Алексия II, напоминают в Московском патриархате. Интерфакс, 21.5.2008.
  33. ↑ В Киев по пригласительным. Ющенко зовёт религиозных лидеров на празднование 1020-летия Крещения Руси // Независимая газета. — 4.6.2008.
  34. ↑ Обращение Священного Синода УПЦ к Святейшему Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху Варфоломею І. МП, 24.7.2008.
  35. ↑ Приход незалежности // Коммерсантъ : газета. — № 129 (3946). — 25.7.2008.
  36. ↑ VIII ВРНС (3-5.02.2004) Некоторые материалы Собора на сайте ВРНС. Архивная копия от 22 мая 2008 на Wayback Machine
  37. ↑ «Москва — Третий Рим» — не только метафора, но историческое задание для России. Выступление Константина Затулина на открытии VIII Всемирного русского народного собора в Троице-Сергиевой лавре 3 февраля 2004 г.
  38. Ecumenical Patriarch Bartholomew Denounces Moscow’s «3rd Rome» Theory. На сайте kiev-orthodox.org.
  39. ↑ Епископ Василий (Осборн) принят в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Blagovest-info.ru, 08.06.2006.
  40. ↑ Константинопольский экзархат открывает викариатство в Англии. Интерфакс, 13.6.2006.
  41. Поздняев М. Сурож разрушен. Раскол в епархии РПЦ на Британских островах — теперь факт окончательный и бесповоротный // Новые известия. — 19.6.2006. Архивная копия от 24 марта 2007 на Wayback Machine
  42. ↑ Митрополит Кирилл: канонический конфликт с епископом Василием (Осборном) полностью урегулирован, но человеческий — остался. blagovest-info.ru, 29.3.2007.
  43. ↑ Протокол заседания Св. Синода 27 марта 2007, Журнал № 17.
  44. ↑ Завершился визит предстоятеля Русской православной церкви в Константинопольский патриархат. Официальный сайт МП, 7.7.2009.
  45. ↑ Orthodox leaders give message of unity in Istanbul (англ.). Reuters (4.7.2009). Проверено 7 июля 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  46. ↑ Патриарх Кирилл надеется на обновление отношений между Русской и Константинопольской Церквами. NEWSru, 6.7.2009.
  47. Поздняев М. Взятие Царьграда (неопр.). Новые известия (7.7.2009). — Патриарх Кирилл начал «перезагрузку» православного мира. Проверено 7 июля 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  48. Круг П. Летняя дипломатия Патриарха Кирилла (неопр.). Независимая газета (6.7.2009). — Глава Русской Церкви поехал в Турцию вслед за миллионами соотечественников. Проверено 7 июля 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  49. ↑ Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей прибыл с визитом в Русскую Православную Церковь
  50. ↑ С 22 по 31 мая состоится визит Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Русскую Православную Церковь. Официальный сайт РПЦ, 18.5.2010.
  51. ↑ Завершился визит Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Русскую Православную Церковь. Mospat.ru, 31.5.2010.
  52. ↑ Главы Русской и Константинопольской Церквей обсудили подготовку к созыву Всеправославного собора. NEWSru, 31.5.2010.
  53. ↑ Патриарх Варфоломей надеется на преодоление раскола на Украине. РИА Новости, 30.5.2010.
  54. ↑ Regarding the granting of Autocephaly to the Church of Ukraine Greek Orthodox Archdiocese of America, 28.09.2018.
  55. ↑ Греки разоблачили провал дипломатии РПЦ: интернет-журнал утверждает, что действия и слова Московского патриархата оскорбили Константинополь // Независимая газета. — 28.09.2018.
  56. ↑ Патриарх Кирилл утверждает, что на Украине реализуется глобальный заказ на уничтожение Русской православной церкви. Интерфакс-Религия, 30.10.2018.
  57. ↑ ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 сентября 2018 года. Патриархия.ru, 14.09.2018.
  58. ↑ Непоминаемый Фанар: Русская Церковь избрала мягкую форму разрыва отношений с Константинопольским Патриархатом (неопр.). Царьград ТВ (14.9.2018). — Внеочередное заседание руководящего органа Русской Православной Церкви – Священного Синода – было созвано в связи с противозаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Московского Патриархата.
  59. ↑ Что означает раскол двух церквей: ответы на главные вопросы. РБК, 16.10.2018.
  60. ↑ Константинопольский Патриарх Варфоломей заявил, что желает объединения с Католической Церковью. portal-credo.ru, 1.12.2006.
  61. ↑ Совместное заявление Папы Бенедикта XVI и Патриарха Варфоломея I. portal-credo.ru, 1.12.2006.
  62. ↑ Патриарх Варфоломей I заявил о готовности признать почетное первенство епископа Рима. Патриархия.ru, 26.10.2007.
  63. ↑ Letter to Ecumenical Patriarch Bartholomew Holy Community, Holy Mountain Athos. Послание Вселенскому Патриарху Варфоломею игуменов всех монастырей Святой Афонской Горы от 30 декабря 2006 г.
  64. ↑ От полиции до политики. Политичность как угроза существованию православия. portal-credo.ru, 24.10.2006.
  65. Д-р Владимир Мосс. Значение битвы за Эсфигмену. // Портал-Credo.ru? 1.2.2007.
  66. ↑ Духовенство Греции и Кипра обнародовало петицию с критикой взглядов Патриарха Варфоломея. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  67. ↑ Неканоническая ситуация: Православная диаспора на распутье. // Православие и мир
  68. Каверин Н. Восточный папизм Константинополя и перспективы созыва Всеправославного Собора // Благодатный огонь : журнал. — 8.09.2011.
  69. Протоиерей Андрей Новиков. И вновь о восточном папизме. Православие и мир.
  70. ↑ Против идеи «восточного папизма». Византистский портал «Катехон».
  71. прот. Андрей Новиков. Первенство в Церкви: примат чести или примат власти?
  72. Рюмин А. «Восточный папизм» Константинопольского Патриарха и противодействие ему. Русская линия, 14.06.2004.
  73. Протоиерей Вадим Леонов. Константинопольский папизм (неопр.). Православие.ru (23.10.2018). Проверено 23 октября 2018.
  74. ↑ Фанар угрожает «отзывом» автокефалий за связь с Московским Патриархатом. Радонеж, 05.05.2012.
  75. ↑ Турецкое руководство дало понять Варфоломею I, что его возможное вмешательство в украинские дела противоречит интересам Турции. NEWSru.com, 27.6.2008.
  76. ↑ Глобальное Противостояние. Епископ Василий (Осборн) в Константинопольском патриархате и Константинопольский патриархат на Украине. Часть первая. // Портал-Credo.ru
  77. ↑ Владыка Кирилл: «Церковь по природе своей не может быть ни в оппозиции, ни во власти». Она призвана быть голосом совести своего народа (Интервью митрополита Кирилла) // Портал-Credo.ru, 24.11.2006.
  78. Иерей Андрей Берман. Вселенский Патриархат и его роль в условиях глобализации. В ближайшей перспективе именно глобализация будет определяющим фактором мировой политики, а, следовательно, и политики церковной. 25.12.2006.
  79. Солдатов А. (укр.)русск., Холмогоров Е. Каноническое пространство: принципы, идеологи, конфликты. // Отечественные записки. — 2002. — № 6.
  80. ↑ Управляющий делами Московской Патриархии встретился с Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви. Патриархия.ru, 19.9.2018.
  81. ↑ Путин назвал «раскольнической» новую объединенную церковь Украины. // Коммерсантъ, 20.12.2018.
  82. ↑ Путин уличил Вселенского патриарха в жажде наживы на Украине (неопр.). lenta.ru. Проверено 23 декабря 2018.
  83. ↑ Aufstellung aller durch den Bundespräsidenten verliehenen Ehrenzeichen für Verdienste um die Republik Österreich ab 1952 (PDF-Datei; 6,6 MB)
  84. ↑ Указ Президента Украины от 22 июля 2008 года № 651/2008 «О награждении орденом князя Ярослава Мудрого» Архивная копия от 28 января 2014 на Wayback Machine
  85. ↑ Визит Патриарха Газета «Молодёжь Эстонии»
  86. ↑ Патриарх Константинопольский Варфоломей награждён орденом «Золотое руно» — высшим орденом Грузии для иностранных граждан Архивная копия от 17 октября 2007 на Wayback Machine
  87. ↑ ГЛАВА ДОМА БАГРАТИОНОВ НАГРАДИЛ ВЫСШИМ ДИНАСТИЧЕСКИМ ОРДЕНОМ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА
  88. ↑ Указ Президента Украины № 393/2013 «О награждении орденом Свободы» Архивная копия от 26 января 2014 на Wayback Machine
  89. ↑ Prezident udelil arcibiskupovi Bartolomejovi I. vyznamenanie (слов.)
  90. ↑ Podelom ordena Svetog Cara Konstantina završena liturgija povodom jubileja Milanskog edikta
  91. ↑ Президент Болгарии наградит Вселенского патриарха Варфоломея орденом «Стара планина» (недоступная ссылка)
  92. ↑ Ο Πρόεδρος της Ιταλίας απένειμε στον Οικουμενικό Πατριάρχη το ανώτατο παράσημο της χώρας
  93. ↑ Щедрая Молдова иностранцам «Ордена Республики» вручать готова
  94. ↑ Президент вручил высокую государственную награду Вселенскому Патриарху Варфоломею. president.gov.ua, 5 января 2019.
  95. ↑ Порошенко вручил патриарху Варфоломею орден «За заслуги» (рус.). Коммерсантъ (5 января 2019). Проверено 5 января 2019.
  96. ↑ Ecumenical Patriarchate
  97. ↑ Патриарх Варфоломей стал почетным доктором Киево-Могилянской Академии. 26 января 2019.
  98. ↑ Ανακήρυξη της Α.Θ.Π. του Οικουμενικού Πατριάρχη κ.κ. Βαρθολομαίου σε Επίτιμο Πρόεδρο της Εταιρείας Μακεδονικών Σπουδών (неопр.). ems.gr (Σεπτεμβρίου 14, 2018).
  99. ↑ Θεσσαλονίκη: Επίτιμος πρόεδρος της ΕΜΣ ο Βαρθολομαίος (φωτο) (неопр.). voria.gr (Σεπτεμβρίου 30, 2018).
  100. Καρεκλά, Σοφία. Ο Οικουμενικός Πατριάρχης επίτιμος πρόεδρος της Εταιρείας Μακεδονικών Σπουδών (неопр.). orthodoxia.info (Οκτωβρίου 1, 2018).

Ссылки

  • Bartholomew Сайт Вселенского Патриархата на английском
  • Варфоломей I, Святейший Патриарх Константинопольский (Архондонис Димитриос) на официальном сайте МП
  • John Couretas. A Patriarch in Dire Straits
  • Chronology of the Ministry of His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew

(Нафанаил)

   один из 12 апостолов Иисуса Христа. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков (см. Деян. 1, 13; 2, 1-4), св. Варфоломею выпал жребий вместе с апостолом Филиппом идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Проходя города Сирии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биение и скорби, были заключены в темницы, избивались камнями, но, несмотря на все гонения, благодатью Божиею, оставались живы для предстоящих трудов по распространению веры Христовой.

   В Иераполе жена начальника этого города по имени Никанор была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услышав о святых апостолах, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие своего мужа повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное – от укушения змеи и душевное, ибо, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, что и было исполнено. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие.

   Первым пострадал св. Филипп. Просверлив его ступени ног и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли св. Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение. Тогда все пришли в великий страх и поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов. Св. Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Когда хотели снять с креста св. Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Св. Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископа.

   После погребения апостола Филиппа св. Варфоломей пробыл несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную Церковь, а затем отправился в Индию, где и пробыл довольно продолжительное время. Просветив своей проповедью многих из язычников и устроив церкви, он перевел на их язык Евангелие от Матфея, которое носил с собой и передал им. У них же он оставил Евангелие, написанное на еврейском языке, которое по прошествии ста лет и было принесено в Александрию Пантеном, христианским философом. Из Индии св. Варфоломей отправился в Великую Армению. У царя той страны Полимия была бесноватая дочь, которую святой апостол исцелил. После этого царь, желая отблагодарить святого, послал к нему верблюдов, навьюченных драгоценными дарами. Апостол же отослал все обратно к царю со словами: «Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом».

   Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцелившейся дочерью и со множеством вельмож и великим числом людей из народа. Тогда языческие жрецы вознегодовали на святого апостола, тяжко печалясь о том, что идолослужение исчезало и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Приступив к брату царя – Астиагу, они научили его погубить Варфоломея. Тот же, улучив удобное время, схватил святого апостола и в городе Альбане (современный Баку) распял его на кресте головой вниз. Святой же апостол с радостью страдал за Христа и даже на кресте не переставал возвещать слово Божие. Этого не мог слышать мучитель и велел с апостола содрать кожу и усечь главу св. Варфоломея. Бывшие при кончине святого апостола верующие, сняв с креста его тело, положили его в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Великой Армении. От мощей апостольских происходили чудесные исцеления болящим, и многие из неверующих обращались ко Христовой Церкви. Скорее всего, Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом, которого Филипп привел ко Христу (см. Ин. 1, 45). Дело в том, что в Евангелии нигде не говорится о призвании к апостольству Варфоломея, если только не считать вместо него имя Нафанаил. Затем, первые три евангелиста: Матфей, Марк и Лука, повествующие о Варфоломее, ничего не говорят о Нафанаиле, а евангелист Иоанн, повествующий о Нафанаиле, не говорит о Варфоломее и в рассказе о ловлении рыб при явлении воскресшего Спасителя называет Нафанаила в числе лиц, близких к апостолам, – именно, он говорит: были вместе Симон Петр, и Фома… и Нафанаил… и сыновья Зеведеевы (Ин. 21, 2). Таким образом, имя этого апостола Христова было Нафанаил, а прозвание по отцу он получил Варфоломей, т.е. сын Фоломеев (слово «вар» с еврейского переводится как «сын»). Но иные толкователи с этим не согласны и полагают, что Симон Зилот – одно лицо с Нафанаилом, некоторые же полагают, что Нафанаил – один из числа 70 учеников Христовых.

Православие. Словарь-справочник . 2014.

24 августа католики вспоминают святого апостола Варфоломея. По сравнению с другими святыми в христианской традиции о Варфоломее мало сведений в Библии. Большая часть его жизнеописания известна по апокрифам (произведениям с библейским сюжетом, содержащим отступление от официального церковного учения) и житиям святых.

Факт 1. Ученик Христа

Святой Варфоломей — один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Апостол имел второе имя — Нафанаил (в давние времена широко была распространена практика иметь два имени, что можно заметить и сегодня).

По словам евангелиста Иоанна, Варфоломей был четвёртым апостолом после Андрея, Петра и Филиппа.

Факт 2. Оздоровление и исцеление больных и бесноватых

После вознесения Иисуса Христа Святой Варфоломей проповедовал Евангелие в Армении, Индии, Арабии и Эфоипии, оздоравливал больных и бесноватых. Так, например, в городе Иераполе (в те времена языческий город), который  находился в малоазийской области Фригии, апостолы Филипп и Варфоломей исцелили человека по имени Стахий, который был слепым на протяжении 40 лет. Также в этом городе была исцелена и жена градоначальника Никанора, которую укусила ядовитая змея. Она долгое время лежала при смерти, но услыхав о апостолах, велела своим рабам отнести её тело к дому Стахия (там жили и проповедовали апостолы). Женщина получила двойное исцеление: телесное — от укуса змеи и душевное — от бесовского обольщения. Благодаря учениям и проповедям апостолов, уверовала во Христа и приняла крещение.

Факт 3. Ужасная смерть во имя Христа

Умер Варфоломей в Армении. Тут он также проповедовал и изгонял бесов. Апостол исцелил дочь царя Полимия, после чего царь, его дочь и весь двор приняли крещение и стали истинными христианами. Однако это не понравилось языческим жрецам, которые утратили свою власть и титулы. Они обратились к брату Полимия Астиагу, который был верен бывшим заблуждениям и идолопоклонству. По его приказу в городе Албане святой Варфоломей был схвачен и распят вниз головой, но не прекращал славить Христа и проповедовать Его милость. Тогда разъяренный Астаиг велел содрать с него кожу, но и это не остановило проповедника. В итоге король приказал святому отрубить голову. Верующие, получив его останки, положили голову, кожу и тело в оловянную раку (ковчег с мощами святых) и погребли в том же городе. От могилы было множество исцелений. И благодаря этому, многие пришли ко Христу .

варфоломей это кто

Святой Варфоломей. Статуя в Миланском соборе. Фото: pikabu.ru

Факт 4. Чудеса святого Варфоломея после смерти

Страдания и скитания апостола Варфоломея не прекратились и после мученической кончины. Как говорится в житии святого, написанном святителем Дмитрием Ростовским, через много лет после смерти Варфоломея Армения вновь переживала расцвет язычества и идолопоклонства — и оловянная рака с мощами была выброшена в море, однако она не утонула, а уплыла к острову Липару, где  епископ Агафон нашёл тело апостола. Епископ и множество взрослых мужчин не могли вытащить его из воды. Тогда Агафон послал за детьми. Они с легкостью вынесли тело на сушу.

Факт 5. Мощи святого Варфоломея

От 410 года мощи святого Варфоломея переносили с места на место, защищая их от арабов до тех пор, пока в 838 году они дошли до Беневенто в Италии. В настоящее время мощи находятся под верхней частью главного алтаря тамошнего собора святого Варфоломея, часть которых в Х веке была перенесена в Рим. Тут в честь апостола был построен собор святого Варфоломея в Исоло, на Тибре, где и сегодня хранится некоторая часть мощей. Одну его руку в XI веке жена короля Канута, королева Эмма, передала в Кентербери.

варфоломей это кто

Церковь святого Варфоломея в Исоло. Фото: wikimapia.org

Факт 6. Бородатый мускулистый человек с книгой и ножом мясника

Согласно всем приданиям о мученической смерти, в искусстве Cвятого Варфоломея изображают иногда в виде бородатого человека среднего или пожилого возраста с книгой и ножом мясника, используемым для сдирания кожи, иногда с анатомической точностью, как мускулистого мужчину. Некоторые художники и скульпторы показывают апостола, который сам держит снятую с него кожу.

варфоломей это кто

Маттео ди Джованни «Святой Варфоломей с содранной кожей», 1480. Источник: kovensky.ru

Факт 7. Святой Варфоломей — «евангелист»

Римский историк Евсевий писал, что Пантен Александрийский (II век) — христианский богослов — около 200-го года нашёл в Индии Евангелие от Матфея, приписываемое Варфоломею на еврейском языке. Евангелие от Варфоломея считается апокрифическим, то есть произведением не вошедшим в Библию. Подобную версию сообщает и Иероним, общехристианский святой, один из учителей церкви.

Факт 8. День памяти Святого Варфоломея

Католики святого Варфоломея вспоминают сегодня, 24 августа, так как в этот день мощи апостола из  Албанаполя, что на территории Кавказа, в начале VI века были принесены в город Анастасиуполь в Месапотомии и находились там примерно одно столетие. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось к Христу.

Факт 9. Опекун в Налибоках

В Беларуси нет костёлов, названных в честь святого Варфоломея, но в Налибоках в Минско-Могилёвской диоцезии есть приход Успения Пресвятой Девы Марии, где одним из опекунов является апостол Варфоломей. 24 августа верующие, празднуя торжество в честь святого, просят его заступничества за них перед Богом.

варфоломей это кто

Костёл Успения Девы Марии в деревне Налибоки. Источник: stolbtsy.minsk-region.by

А в Вильнюсе есть костёл святого Варфоломея, который передали белорусской общине в 1997 году. Но только с 13 марта 2016 года здесь богослужения проводятся исключительно на белорусском языке.

варфоломей это кто

Костёл святого Варфоломея в Вильнюсе. Фото: kp.by

Факт 10. Кому покровительствует святой Варфоломей?

Главными атрибутами апостола Варфоломея являются книга, нож, свиток. Святой является покровителем переплётчиков книг, мясников, торговцев свечами, красильщиков, перчаточников, скорняков, штукатуров, обувщиков, портных, дубильщиков, виноградарей, торговцев флорентийской солью и сыром. А также его заступничества просят при нервных и кожных заболеваниях.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here