Тропари на каждый день

Для наших читателей: тропари на каждый день с подробным описанием из различных источников.

В православном словаре имеется множество терминов, которые слабо знакомы простым мирянам. Например, огромное количество людей задаются вопросом о том, что такое тропарь, что ему характерно и каковы его отличительные черты. Мы решили разобраться в этом деле и отобразить суть данного термина.

Стандартная трактовка

тропари на каждый день

В википедии тропарь – это термин, который имеет древнегреческое происхождение. Переводится на русский он как «мелодия» или «лад», но значение его имеет несколько иной смысл.

Охарактеризовать его можно как молитвенное песнопение в краткой форме, в котором отображается суть того или иного праздника.

Также тропарь для молебнов прославляет и призывает на помощь священное лицо, «ответственное» за конкретный праздник.

Познавательно! Расписание богослужений в Елоховской церкви на Бауманской

Интересен тот факт, что тексты тропарей и порядок их исполнения не указан ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Традиция исполнять подобные краткие, простые и предельно понятные песнопения возникла в Константинополе примерно в пятом веке нашей эры.

Придумал, а точнее, написал первые тропари Роман Сладкопевец, а саму традицию занесли в Устав Великой Константинопольской церкви. Ныне узнать каждому человеку о том, что такое тропарь и ознакомиться с текстами подобных пений можно, купив соответствующий сборник под названием «Тропарион».

Все существующие тропари дня или праздника имеют одинаковую структуру. В самом начале идет четкое описание праздника или же извещение о заслугах и подвигах конкретного святого. Затем следует просьба, в которой прихожане просят святого молиться за сегодняшний праздник и их души. Иногда пение заканчивается славословием.

Обратите внимание! Несмотря на то, что такое понятие в церкви, как тропарь, имеет музыкальную основу, то есть состоит из нотной партии и словесного текста, стихи его могут быть нерифмованными.
Важно, чтобы в них отображалась суть сакрального торжества, а рифмой в некоторых случаях можно и пренебречь.

тропари на каждый день

Виды

Наиболее обширно понять, что же значит тропарь, поможет классификации данного вида песнопения в зависимости от случая. Давайте рассмотрим все существующие варианты:

  • Отпустительный. Данный вид является классикой жанра, его характеристики совпадают с теми, что были описаны выше. Исполняется он в конце служения, звучит недолго и кратко описывает сакральное торжество конкретного дня (также это может быть святой или икона, которой посвящен день).
  • Иногда тропарь исполняет роль части канона и представлен он тогда в виде отдельных строф.
  • Для группы псалмов «Господи Воззвах» не так давно были придуманы отдельные, особенные тропари.
  • В зависимости от тематики, бывают тропари на каждый день — постные, а бывают праздничные.
  • Стихира – дублирование текста из того или иного псалма.
  • Кафизма – песнопение-вставка, которое служит как бы отдельной строфой в целом церковном концерте.
  • Кондак исполняется в церкви в качестве тропаря в третьей и шестой частях канона.
  • Ирмос – заключительное песнопение, которое исполняется в конце служения хором прихожанами, которые находятся в храме.

тропари на каждый день

Следует подчеркнуть, что читать тропарь также необходимо, исходя из внутреннего его содержания и конкретного торжества. Существует некая градация подобных песнопений, которая включает в себя тропари Крестобогородичен, Богородичен, Покаянен, Троичен, Воскресен и так далее.

Теперь важно ответить на вопрос о том, кто может исполнять тропарь, и для кого данное песнопение предназначено. Изначально эту миссию брал на себя исключительно церковный хор, более того, приходилось в рамках определенного музыкального мотива воссоздать прозу, подать ее людям и раскрыть суть всех слов, в ней содержащихся.

Ныне же принято исполнение его совместно с прихожанами и гостями храма. Его читают как служители церкви, так и люди, которые пришли поклониться в честь того или иного сакрального праздника. Текст тропаря на конкретный день всегда можно получить в храме, а учить его не придется – все будет изложено крайне понятно и доступно.

Интересный факт! Тропари в православии именуют словесными иконами, так как эти короткие песнопения неразрывно связаны со святыми ликами, отраженными на холстах. Чем славятся конкретные иконы в те дни, когда празднуются события, связанные с ними, то и описывает тропарь конкретной даты.

Праздники и будни

Мы разобрались в том, что такое тропарь. Но когда его читают? Только в честь великих праздников? Или же для исполнения данного вида песнопения вовсе не требуется грандиозное торжество?

Это интересно!История Ставропольской и Невинномысской митрополии

Тропари поют в церквях каждый день, так как практически каждая дата в календаре знаменательна определенным сакральным событием. Это может быть день рождения, смерти или прославления определенного святого, некий праздник, о котором знает далеко не каждый мирянин и т.д.

Поэтому дни, когда его, то есть тропарь, поют в храме, даже не отмечены в календаре, ведь происходит это ежедневно. Для того, чтобы тропари было исполнять удобнее, приняли решение разделить их в зависимости от дня недели.

Исключения составляют лишь воскресные песнопения, которые проходят каждое воскресенье, и молебны в честь какого-то большого праздника.

Итак, что же именно поется в каждый из существующих дней недели?

  • тропари на каждый деньВ понедельник по церковной традиции принято прославлять всех бесплотных представителей наивысших небесных чинов. Как правило, молятся, обращаясь к архистратигам небесным.
  • Вторник – день прославления святых пророков, особенно Иоанна Предтечи.
  • Если настала среда или пятница, значит пришло время вспомнить о Спасителе и его мучительной смерти, ради всех христиан на Земле.
    Также тропари по средам и пятницам посвящены Животворящему Кресту.
  • В четверг прихожане чтят память Николая Чудотворца как ведущего святого из всех святых. Также наряду с ним прославляются все существующие апостолы.
  • Суббота – день скорби. Поэтому все читаемые в субботы тропари оплакивают святых мучеников.

Интересный вопрос! Покупая молитвенники и прочие сборники церковных песнопений, люди задаются вполне разумным вопросом: можно ли читать дома тропарь?
Ответ на данный вопрос однозначно положительный, так как данная молитва по сути ничем не отличается от классических, более привычных простым мирянам. Дома запрещено петь только лишь божественную литургию.

Кондак. Что это такое?

Наверняка вы сталкивались с таким понятием, как кондак, когда знакомились с тропарем. Чем отличается от кондака вышеописанный термин и есть ли у них сходства?

тропари на каждый день

Итак, кондак – это также краткая молитва, исполняемая в виде песнопения, которая описывает тот или иной праздник.

Но отличается от тропаря она тем, что дает характеристику не торжеству в целом, а отдельному событию или традиции, которые свойственны для праздника.

Важно отметить, что нередко тропарь от кондака отделяют несколько строф. Это происходит в том случае, если второй является частью первого, а не звучит в составе канона.

Важно! Как празднуют рождество святителя Николая Чудотворца 11 августа

Также кондак может быть не только частью тропаря, но и отдельной строфой канона или же самостоятельным мини-произведением.

Особенности порядка пения

Главным образом тропари и кондаки исполняются во время храмовых и престольных торжеств в составе божественной литургии. Аналогично эти песнопения исполняются в дни средних, малых и полиелейных торжеств.

Познавательно! Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин

Во время празднования Пасхи поется самый главный тропарь – «Христос Воскресе». Аналогично исполняется тропарь Рождеству Христову.

тропари на каждый день

В целом для каждого праздника, как малого, так и большого, песнопения исполняются в определенной последовательности.

Сначала звучат все тропари, которые полностью описывают главное событие дня. Затем церковный хор вместе с прихожанами исполняют кондаки.

Важно подчеркнуть, что частенько в храмах большие праздники накладываются на дни, когда должен быть по расписанию исполнен тот или иной тропарь.

В таких случаях ежедневный вариант опускается и исполняется та молитва, которая повествует о великом торжестве.

Однако если служба в честь праздника проходит в вечернее время, то в дневное время допустимо исполнять плановое песнопение, которое поется в тот или иной день недели вне зависимости от события.

Это интересно!Сильная материнская молитва оберег о защите сына

Полезное видео

Подведем итоги

Тропари и кондаки – песнопения, без которых просто немыслимо представить себе церковную литургию. О них знает практически каждый прихожанин, постоянные же посетители храма отлично знакомы с текстами и особенностями тех или иных пений.

Исполнение данных сакральных произведений принадлежит хору, однако поют певцы вместе с прихожанами. Звучание их – вещь удивительная и ни на что не похожая. Эти стихи и голоса очищают, настраивают на божественный лад и помогают проникнуться энергией Всевышнего в максимальной степени.

В православной традиции каждый день недели имеет определенную тематику, согласно которой во время богослужения читаются и поются тропари дня. Тропарь, по определению, которое дает нам церковная наука гимнография – это короткое песнопение, в сжатой форме определяющее суть праздника, описывающее житие святого, восхваляющее Бога или Богоматерь. Традиция петь тропари очень древняя, поэтому все они написаны на церковнославянском языке и утверждены богослужебным Уставом. Читать тропари на каждый день принято в том числе во время домашней молитвы, присоединяя их к утреннему и вечернему правилу, а также к Правилу ко Святому Причащению.

Кому посвящены тропари на каждый день недели?

Тропарями дня принято называть только те из них, которые поются и читаются с понедельника по субботу, так как, по церковному Уставу, воскресная служба стоит особняком от остальных богослужений, и не относится к будним седмичным богослужениям. Поэтому существует шесть видов тропарей на каждый день:

  • тропарь святым бесплотным силам, глас 4;
  • тропарь Крестителю, пророку и Предтече Господнему Иоанну, глас 2;
  • тропарь Честному и Животворящему Кресту Господню, глас 1;
  • тропарь святым апостолам, глас 3;
  • тропарь чудотворцу Николаю, глас 4;
  • тропарь всем святым, глас 2;
  • тропарь, поемый об усопших, глас 2.

Гласы, указываемые в названиях тропарей дня, обозначают распев (мелодию), в соответствии с которыми следует их исполнять. При домашней молитве их можно просто прочитать.

Особые тропари на каждый день

Помимо стандартных тропарей дня, существуют еще и тропари святым, память которых отмечается в тот или иной день. Их можно найти в православных календарях либо на православных сайтах, содержащих календари. Как и тропари на каждый день, эти песнопения можно добавлять к келейно молитве. Исключением является Великий пост – во время него читаются особые молитвы из Постной Триоди.

Читать тексты православных тропарей на каждый день седмицы

В понедельник (совершается память всех Небесных Сил Бесплотных)

Тропарь, глас 4-й

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы; сохраняюще нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2-й

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Во вторник (совершается память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)

Тропарь, глас 2-й

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 2-й

Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние.

В среду и пятницу (совершается почитание Креста Господня)

Тропарь, глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4-й

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

В четверг (совершается память Святых Апостолов и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца)

Тропарь апостолам, глас 3-й

Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Тропарь святителю, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак апостолам, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякого всеплодия, Едине сведый сердечная.

Кондак святителю, глас 3-й

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христовобо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таиник Божия благодати.

В субботу (совершается память всех святых, известных и неизвестных, а также поминовение всех усопших православных христиан)

Тропарь святым, глас 2-й

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Тропарь за упокой, глас 2-й

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша прости; никто же бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Кондак за упокой, глас 8-й

Со святыми, упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Кондак святым, глас 8-й

Яко начатки естества Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики; тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Данная статья содержит: молитва тропарь дня – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Bookitut.ru

Тропарь дня, или праздника.

(Если Неделя (воскресенье), тропарь воскресный по гласу. Если же нет, настоящие тропари, глас 6-й):

«Помилуй нас, Господи, помилуй нас,

ибо, не находя себе никакого оправдания,

молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем,

не прогневайся на нас сильно

и не вспомни беззаконий наших:

но воззри и ныне, как Милосердный

и избавь нас от врагов наших.

Ибо Ты – Бог наш и мы – Твой народ,

все мы дело рук Твоих

и имя Твоё призываем.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

Милосердия двери отверзи нам,

дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились,

но избавились молитвами Твоими от бед,

ибо Ты – спасение рода христианского».

Толковый православный молитвослов

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Тропари дневные на всю седмицу:

В седмичные (будние) дни совершаются службы ликам, или чинам святых. Каждый день седмицы (недели) посвящен определенной памяти и имеет соответствующий тропарь. Дневные тропари включаются в Последование ко Святому Причащению; желательно также включать их в ежедневное молитвенное правило, в число утренних молитв (удобнее всего в конце их, наряду с тропарями чтимым святым и тропарем Кресту).

В понедельник:

В первый день после Недели (воскресенья), понедельник, Церковь воспоминает Небесные чины бесплотные, которые в соборе святых после Божией Матери, Честнейшей Херувим, занимают первое место и сотворены прежде человека.

Тропарь Небесным чинам бесплотным, Глас 4:

Небесных воинст Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних Сил.

Архистратизи – военачальники (архистратиг – верховный стратег); мы обращаемся к верховным чиноначалиям вышних Сил – предводителям Небесного ангельского воинства. Присно – всегда. Кровом крил – покровом крыл.

Создатель этого тропаря – преподобный Иоанн Дамаскин.

Во вторник:

Вторник посвящен памяти Иоанна Предтечи, который прославляется больше всех человеков (см.: Мф.11:11); в лице Предтечи Церковь прославляет и всех пророков.

Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну, Глас 2

Память праведнаго с похвалами, тебе же доалеет свидетельство Господне, Предтече; показал бос я еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземляющаго греха мира и подающаго нам велию милость.

Довлеет – достаточно. Показал бос я еси – ибо ты явился. Показал бос я еси – ибо ты явился. Честнейший – славнейший (достойный наибольшей чести). Вземляюшаго – Взявшего на Себя.

Тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече. – Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его (Лк.7:27-28).

Благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию. Проповедь Предтечи была продолжена во аде, где она также предшествовала проповеди Спасителя (пред воскресением). В службе ко дню Усекновения главы Иоанна Предтечи поется: Предвари бо во аде Жизнь, проповедати сущим во тьме и сени смертней сидящим свыше Восток, Христа Бога нашего (стихиры на литии).

В среду и пятницу:

В среду вспоминается предание Господа на смерть и бывают молитвословия и песнопения Животворящему Кресту, так как на нем Господь претерпел смерть за нас. В пятницу (по-церковнославянски – пяток) бывает воспоминание страданий Господа и смерти Его на Кресте. И среда, и пятница – дни, посвященные Кресту Господню, поэтому еще с апостольских времен Церковь сохраняет в эти дни пост.

Тропарь Кресту Господню, Глас 1

Спаси Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

В четверг (по-церковнославянски – четверток) воспоминаются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, а в лице его и все святители.

Тропарь святым апостолам, Глас 3

Апостоли святии, молите Милостливаго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Тропарь святителю Николаю, Глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Правило – здесь: мерило, образец. Образ – здесь: образец. Яви – явил. Яже вещей истина – есть подлежащее предложения, поставленное в конце его, и означает – познание истины. Высокая – здесь: величие. Богатая – богатство. Священноначальниче – начальник священнослужителей, то есть епископ (звательный падеж).

Этот тропарь является также и общим тропарем святителю – то есть тропарем, который может применяться к любому святителю. Таким образом, святитель Николай предстает пред нами и как “правило и образ” святителя вообще.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина. В пособиях начала ХХ века дается такое понимание этого выражения: яже вещей истина переводилось как “познание истины”: “Познание истины сделало тебя для паствы твоей мерилом веры, образцом кротости, учителем воздержания”; Сего ради: ради Христа, для Него (хотя, безусловно, возможно и простое понимание выражения “сего ради” как предлога: “благодаря этому”, “поэтому”).

Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Приобрел смирением величие (высоту неба), нищетою – богатство (рая). Такого рода противопоставления (антиномии) свойственны новозаветному мышлению, ими пронизано Евангелие: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя (в церковнославянском Евангелии: смиряяй же себе), тот возвысится (Мф.23:12; также Лк.14:11; 18:14); “Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою” (2 Кор.8:9).

Суббота издревле чтилась как седьмой день по создании мира, когда Господь почил от дел творения, освятил и благословил день. Будучи последним днем седмицы, суббота указует на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому в этот день Церковью вспоминаются все преподобные, мученики и все святые, достигшие вечного блаженного покоя, и совершается служба за умерших.

Тропарь всем святым, Глас 2

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Добре подвиг совершившии и веру соблюдшии… В основе – слова апостола Павла: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (в Славянской Библии: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: напомним, что течение – это бег); а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим.4:6-8).

О усопших, глас тот же:

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости; никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покоя.

Тропари воскресные восьми гласов:

Глас данного воскресенья (Недели, по-церковнославянски и в богослужебной терминологии) можно узнать в церковном календаре. Гласом определяются многочисленные богослужебные песнопения седмицы, здесь же мы приводим только воскресные тропари, так как их желательно включать в свое келейное правило и их предписывается читать в Последовании ко Святому Причащению.

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, едине Человеколюбче.

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое – хотя камень был запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое. Сего ради – поэтому. Вопияху Ти – взывали к Тебе. Смотрение – провидение, Промысл.

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое… Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66).

Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое… Перед нами характерный для церковнославянского языка оборот речи: так называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция несет значение обстоятельства. На современный русский язык это значение переводится совсем другим оборотом (придаточным предложением).

Егда – когда. Животе Безсмертный – Бессмертная Жизнь (звательный падеж – обращение).

Каноническая икона Воскресения Христова – это икона Его сошествия во ад.

Спаситель “сходит во ад для того, чтобы подобно тому, как находившимся на земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для пребывающих во тьме и сени смертной (см.: Иов.10:21) воссиял свет; для того, чтобы подобно тому, как находящимся на земле Господь проповедал мир, пленным отпущение и слепым прозрение и для уверовавших сделался Виновником вечного спасения, а для неуверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:10). И таким образом разрешив тех, которые от веков были связаны, Он возвратился назад – от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению”.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества… “Проникши во ад, Христос сиянием своей славы рассеял непроницаемый мрак его и святых пленников, содержащихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собою на небеса”.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Умершия от преисподних воскресил еси… “Души праведников освободил из темниц ада Ходатай Бога и человеков, когда Сам нисходил туда, и возвел к радостям райским”.

Святитель Григорий Великий

Воскресный тропарь 2-го гласа – это также тропарь Великой Субботы, канун Светлого Христова Воскресения.

Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость.

Небесная – все небесное, небо. Земная – все земное, земля. Сотвори державу мышцею Своею – явил мощь руки Своей. Велию – великую.

Сотвори державу мышцею Своею – выражение из песни Пресвятой Богородицы (в русском переводе: явил силу мышцы Своей – Лк.1:51); слова, сказанные Пречистой Девой о Воплощении Сына Божия, тропарь относит к Его Воскресению и, таким образом, ко всему делу Домостроительства (Промысла) Божия. Слова попра смертию смерть обращают нас к тропарю Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас. Строка отсылает нас к словам апостола Павла: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор.15:20-24).

Светлую воскресения проповедь от Ангела увидевша Господни ученицы, и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.

Воскресения проповедь – весть о воскресении. Уведевша – узнав. Ученицы – ученики. Прадеднее осуждение – осуждение, унаследованное от праотцев (то есть Адам и Евы). Испровержеся – попрана.

Ученицы – ученики. В церковнославянском языке в определенных позициях (например, пред “и” и “ять”) звуки “к”, “г”, “х” (заднеязычные) чередуются со звуками “ц”, “з”, “с”. Так, праведник – но праведницы, мученик – но мученицы (м. род); Бог но о Бозе, дух – но Дуси.

Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим вернии и поклонимся, яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным воскресением Своим.

Собезначальное – также не имеющее начала и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.

Ангельския силы на гробе Твоем, и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси деву, даруяй живот; воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

Стрегущи – стерегущие, стражи.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам (Мф.28:1-7). А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им : унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин.20:11-13).

Сретил еси деву, даруяй живот… Строка тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдолиной (Ин.20:11-18). Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят нам о возрасте и семейном положении святой ко времени евангельских событий; но греческое слово – дева – подобно современному девушка, употреблялось и для обозначение юной женщины вообще – такой, на брачное состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом тропаре слово “дева” пишут с прописной (большой) буквы, как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком понимании тропарь не поддается никакому удовлетворительному объяснению.

Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря – обезоружил.

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил еси, и апостолом проповедати повелел еси, яко воскресл еси, Христе Боже, даруяй мирови велию милость.

Предложил еси – то есть превратил в радость (преложити – превратить).

Отверзл еси разбойнику рай… – см.: Лк.23:43.

…Мироносицам плач преложил еси… – см.: Мф.28:8-10.

…И апостолом проповедати повелел еси… – см.: Мф.28:18-20; Мк.16:15.

С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас освободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.

Свободиши страстей – освободишь от страданий (но, безусловно – и от страстей в аскетическом понимании).

“Как научиться понимать молитвы?”.

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Тропарь всем святым

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротос­ти, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Тропарь всем святым субботы, глас 2

Апостоли мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко блага, молите, молимся, спастися душам нашим.

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопием Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Апостол проповедание, и отец догматы, Церкви едину веру запечатлеша, яже и ризу носящи истину, истканну от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство.

Яко начатки естества Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, Богоносныя мученики; тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и вси святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Тропари на каждый день — кому молится православная церковь в течение недели?

В православной традиции каждый день недели имеет определенную тематику, согласно которой во время богослужения читаются и поются тропари дня. Тропарь, по определению, которое дает нам церковная наука гимнография – это короткое песнопение, в сжатой форме определяющее суть праздника, описывающее житие святого, восхваляющее Бога или Богоматерь. Традиция петь тропари очень древняя, поэтому все они написаны на церковнославянском языке и утверждены богослужебным Уставом. Читать тропари на каждый день принято в том числе во время домашней молитвы, присоединяя их к утреннему и вечернему правилу, а также к Правилу ко Святому Причащению.

Кому посвящены тропари на каждый день недели?

Тропарями дня принято называть только те из них, которые поются и читаются с понедельника по субботу, так как, по церковному Уставу, воскресная служба стоит особняком от остальных богослужений, и не относится к будним седмичным богослужениям. Поэтому существует шесть видов тропарей на каждый день:

  • тропарь святым бесплотным силам, глас 4;
  • тропарь Крестителю, пророку и Предтече Господнему Иоанну, глас 2;
  • тропарь Честному и Животворящему Кресту Господню, глас 1;
  • тропарь святым апостолам, глас 3;
  • тропарь чудотворцу Николаю, глас 4;
  • тропарь всем святым, глас 2;
  • тропарь, поемый об усопших, глас 2.

Гласы, указываемые в названиях тропарей дня, обозначают распев (мелодию), в соответствии с которыми следует их исполнять. При домашней молитве их можно просто прочитать.

Особые тропари на каждый день

Помимо стандартных тропарей дня, существуют еще и тропари святым, память которых отмечается в тот или иной день. Их можно найти в православных календарях либо на православных сайтах, содержащих календари. Как и тропари на каждый день, эти песнопения можно добавлять к келейно молитве. Исключением является Великий пост – во время него читаются особые молитвы из Постной Триоди.

Читать тексты православных тропарей на каждый день седмицы

В понедельник (совершается память всех Небесных Сил Бесплотных)

Тропарь, глас 4-й

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы; сохраняюще нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних сил.

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Во вторник (совершается память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)

Тропарь, глас 2-й

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние.

В среду и пятницу (совершается почитание Креста Господня)

Тропарь, глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

В четверг (совершается память Святых Апостолов и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца)

Тропарь апостолам, глас 3-й

Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Тропарь святителю, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак апостолам, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякого всеплодия, Едине сведый сердечная.

Кондак святителю, глас 3-й

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христовобо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таиник Божия благодати.

В субботу (совершается память всех святых, известных и неизвестных, а также поминовение всех усопших православных христиан)

Тропарь святым, глас 2-й

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Тропарь за упокой, глас 2-й

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша прости; никто же бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Кондак за упокой, глас 8-й

Со святыми, упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Кондак святым, глас 8-й

Яко начатки естества Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики; тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Главными связующими звеньями в церковных богослужебных песнопениях, выражающих основные мысли праздника или дня и отображающих события из земной жизни Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божьих являются тропари . Тропарь дня — это древняя песнь, которая выражает суть последования дня. Основными темами тропарей являются ангельское славословие Господа, миротворение Божье, искупление, чувство покаяния, прославление святых. Первые пять веков христианской веры тропари использовались как припевы к стихам некоторых псалмов. В настоящее время очень удобным вариантом является приобретение Тропариона — сборника тропарей на каждый день недели, который можно купить в православных храмах, церковных лавках или заказать в интернет-магазине. Данные издания тиражируются на русском и на церковно-славянском языках, с толкованиями и без них.

Православные тропари ежедневные

В православном богослужении каждый день седьмицы имеет свой определенный тропарь, посвященный определенной памяти. В понедельник православные чтят память небесных чинов бесплотных.

В тропаре дня понедельника верующие обращаются к архистратигам — верховным начальникам высших Сил, которые являются предводителями Небесного ангельского воинства. Во вторник вспоминают и восхваляют Иоанна Предтечи, а вместе с ним и всех пророков. Проповедь Предтечи была продолжена в аду и предшествовала проповеди Спасителя перед воскресением.

В тропаре дня среды и пятницы христиане вспоминают гибель Господа, а также, посвящают песнопения Животворящему Кресту, на котором принял смерть Спаситель. Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца, а в его лице и всех святителей. православные чтят в тропаре дня четверга. Правилом веры и образом кротости называют святого Николая в данном тропаре, который является, общим и применятся для всех святителей. Суббота считается еще со времен древности днем познания мира, когда Господь почивал от дел творений, только освятил и благословил день. В этот день вспоминаются Церковью все мученики, преподобные и совершается поминание усопших.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд.

Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять…

Текст тропаря на каждый день года

ТРОПАРЬ Кресту Господню, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя,  и благослови достояние Твое,  победы православным христианом  на сопротивныя даруя,  и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

ТРОПАРЬ Воскресению Христову, глас 5:

Христос воскресе из мертвых,  смертию смерть поправ,  и сущим во гробех живот даровав.

ТРОПАРЬ В Неделю Антипасхи, глас 7:

Запечатану гробу,  живот от гроба возсиял еси Христе Боже,  и дверем заключенным,  учеником предстал еси,  всех воскресение:  дух правый теми обновляя нам,  по велицей Твоей милости.

Величание:

Величаем Тя,  Живодавче Христе,  нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго.

В среду Преполовения Пятидесятницы, глас 8:

Преполовившуся празднику,  жаждущую душу мою благочестия напой водами,  Яко всем Спасе возопил еси:  жаждай да грядет ко мне и да пиет,  источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

ТРОПАРЬ Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи,  о Твоих великих благодеяниях на нас бывших,  славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,  и рабски любовию вопием Ти:  Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне,  яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко,  к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим,  и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием:  слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю,  времена и лета во Своей власти положивый,  благослови венец лета благости Твоея, Господи,  сохраняя в мире люди и град Твой  молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак, глас тойже:

В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

ТРОПАРЬ Обновлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4:

Якоже вышния тверди благолепие,  и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея Господи, утверди сие во век века,  и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,  всех Животе и Воскресение.

Кондак, глас 4:

Небо многосветлое Церковь показася, вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: сей дом утверди, Господи.

Ин кондак, глас 2:

Обновления духа в сердцах и просвещение внутренним даруй, верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, емуже благоволил еси создатися в Твое Божественное Имя, Едине во святых прославляемый.

ТРОПАРЬ Обрезанию Господню, глас 1.

На Престоле огнезрачнем  в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,  сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный.  Слава всеблагому Твоему совету,  слава смотрению Твоему,  слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Величание:

Величаем Тя,  Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея  законное обрезание.

Кондак, глас 3:

Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру, радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

ТРОПАРЬ Явлению на небе Креста Господня в Иерусалиме, глас 8:

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия,  егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси  и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси.  сим укрепляя нас  и спасай выну в мире  молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак, глас 4:

Отверзый небеса заключенная, на небеси пресветлыя лучи, на земли возсия пречистый Крест; Темже сияний Его действа приемше, к незаходимому наставляемся свету и во бранех имамы Его оружие мира непобедимую победу.

ТРОПАРЬ Положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, в Москве, глас 4:

Днесь притецем, вернии,  к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,  благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти,  еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще. вопием Ему :  спаси отечество наше,  и архиереев, и град, и вся люди,  честною Твоею ризою защити  и спаси души наша,  яко Человеколюбец.

Величание:

Величаем Тя,  Живодавче Христе,  и почитаем вей Божественныя ризы Твоея честное положение.

Кондак, глас 4:

Одеяние нетления, спасительнаго целения всем человеком, Владыко, даровал еси Твое Божественное сокровище, честную Ризу, яже есть хитон, еюже живоносную и Святую Плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси. Сию желанием приемлюще светло празднуем, страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти, Христе: сохрани в мире отечество наше, и вся люди, по велицей Твоей милости.

ТРОПАРЬ Всемилостивому Спасу, глас 8:

С вышних призирая, убогия приемля,  посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве:  молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:

Всякия скверны, всемилостивый Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров падся, но стеню от сердца, и вопию к Тебе, Слове, ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

ТРОПАРЬ Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2:

Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий,  просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:  волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,  да избавиши яже создал еси от работы вражия.  Тем благодарственно вопием Ти:  радости исполнил еси вся, Спасе наш,  пришедый спасти мир.

Величание:

Величаем Тя,  Живодавче Христе,  и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего  преславное воображение.

Кондак, глас тойже:

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и Образ неписанный и Богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем Того лобызающе.

ТРОПАРЬ Ипостасной Премудрости Божией, Спасителю нашему Иисусу Христу, глас 1:

На Престоле огнезрачнем  в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,  благоволил еси явитися на земли, яко человек,  исполняя предвечный о нас Совет Святыя Троицы, Христе Иисусе;  сего ради и пострадал еси плотию,  да спасеши мир и вознесеши избранныя Твоя,  идеже присно, яко Бог, во славе царствуеши.  Слава всеблагому Твоему Совету,  слава премудрому смотрению Твоему,  слава неизреченному снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Величание:

Величаем Тя,  Единородный Сыне Божий, Иисусе Христе,  вся премудростию Твоею в начале сотворшаго  и человеческий падший род от вечныя смерти  всемилостивно искупившаго.

ТРОПАРЬ Иконе Софии, Премудрости Божией, глас 1:

Превечная Премудросте, Христе Боже наш!  Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,  благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,  средостение вражды разрушив,  освятил еси естество наше  и Царствие Твое нам отверзл еси;  сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,  и рождшую Тя,  спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

ТРОПАРЬ Крещению Руси, глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш,  Землю Российскую Крещением просветивый,  людем ея низпослав Духа Святаго,  ихже и ко спасению приведый,  Человеколюбче, слава Тебе.

ТРОПАРЬ Перед началом всякого доброго дела, глас 2:

Творче и Создателю всяческих, Боже,  дела рук наших к славе Твоей начинаемая,  Твоим благословением спешно исправи,  и нас от всякого зла избави,  яко един всесилен и Человеколюбец.

Кондак, глас 6:

Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне и, благословив, укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи; вся бо, елика хощеши, яко Всесильный Бог, творити можеши.

ТРОПАРЬ На освящение воды, глас 6:

С небесе поели благодать, Жизнодавче,  и воду сию освяти,  и всем сквернам яви ю быти очищение.

ТРОПАРЬ На освящение храма, глас 3:

Иже на камени веры создавый, церковь Твою, Блаже,  к той исправи моления наша,  и приими люди в вере вопиющих Тебе:  спаси ны Боже наш, спаси ны.

ТРОПАРЬ О болящих, глас 4:

Скорый в заступлении един сый, Христе,  скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим,  и избави от недуг и горьких болезней,  и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2:

На одре болезни лежащих и смертною раною уязвленных, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу, и расслабленнаго на одре носимаго, сице и ныне, Милосерде, страждущих посети и исцели: Ты бо Един еси недуги и болезни рода нашего понесый, и вся могий, яко Многомилостив.

ТРОПАРЬ О усопших, глас 2:

Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя,  и елика в житии согрешиша прости,  никтоже бо без греха, токмо Ты един, могий и преставленным дати покой.

Ин. тропарь, глас 8:

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих; на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.

Слава: кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

И ныне: Богородичен, глас 8:

Тебе и стену и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.

ТРОПАРЬ О ненавидящих и обидящих нас, глас 4:

О распенших Тя моливыйся, любодушне Господи,  и рабом Твоим о вразех молитися повелевый,  ненавидящих и обидящих нас прости,  и от всякого зла и лукавства к добродетельному настави жительству,  смиренно мольбу Тебе приносим,  да в согласном единомыслии славим Тя,  Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5:

Якоже первомученик Твой Стефан, о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

ТРОПАРЬ О путешествующих, глас 2:

Путь и истина сый, Христе,  спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне,  якоже Товии иногда,  поели сохраняюща,  и невредимых к славе Твоей, от всякого зла  во всяком благополучии соблюдающа,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2:

Луце и Клеопе в Еммаус спутешествовавый Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши, хотяй.

ТРОПАРЬ О умножении любви, глас 4:

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе,  и нас. Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав,  творити заповеди Твоя  и друг друга любити нелицемерно сотвори,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 5:

Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою разжизаеми, сердцем, мыслию же и душею и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе, и повеления Твоя храняще, славим Тя, всех благ Дателя.

ТРОПАРЬ При нападении врагов, глас 4:

Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом,  хулящим Тя и претящим нам, Христе Боже наш,  погуби Крестом Твоим борющия нас,  да разумеют, како может православных вера,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 8:

Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю! Яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой, но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

ТРОПАРЬ Во время бездождия, глас 2:

Воздуха благорастворение повелением Твоим содеваяй, Господи,  вольный дождь даруй земли,  еже приносити людем Твоим плоды изобильны,  и насыщати всякое животно Твоим благоволением,  молитвами Богородицы и всех святых Твоих.

Кондак, глас 6:

Всех Творца и Зиждителя, и благих Дателя Тя сведуще, Господи, к Тебе припадаем, и прилежно молим: пощади, Милосерде, и прости яко Благ беззакония наша, и настоящаго праведнаго гнева избави рабы Своя, подая, яко Благ, жаждущей земли благоплодныя дожди, яко Един Многомилостив.

ТРОПАРЬ Во время безветрия, глас 2:

Призри милостивно. Боже, на люди согрешшия,  и не презри в покаянии к Тебе припадающих,  но яко Благ, помилуй, и вскоре праведнаго Твоего избави прещения,  молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2:

Не отрини до конца согрешшия люди Твоя, Владыко, ниже отстави милости и щедроты Твоя от нас, но яко бездна сый щедрот, и милосердия пучина, приими мольбы наша, и избави нас от належащия беды и нужды, Един бо еси Благоуветлив.

ТРОПАРЬ В прещение труса (об избавлении от землетрясения), глас 2:

Призираяй на землю, и творяй ю трястися,  избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,  и низпослй нам богатыя милости Твоя,  молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак, глас 6:

Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя, грех ради наших. Пощади, Господи, люди Твоя, яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко, и град не предаждь в погибель трусом страшным, иного бо разве Тебе Бога не вемы, и воззови поющим: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

ТРОПАРЬ Благодарственный Спасителю, глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,  о Твоих великих благодеяниях на нас бывших,  славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,  и рабски любовию вопием Ти:  Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Прещедрый.

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here