Святые андреи список

Для наших читателей: святые андреи список с подробным описанием из различных источников.

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — 

«Именины»

.

Фомапостер. Скачать бесплатно

Значение имени Андрей:

Андрей — имя греческого происхождения. Переводится как «мужественный», «храбрый».

Дни памяти Андрея:

13 декабря — день памяти святого апостола Андрея

Апостол Андрей Первозванный (I век после Р. Х.)

святые андреи список

Призвание Симона и Андрея. Мозаика церкви Аполлинария Нового. Равенна. VI в.

Апостол Андрей Первозванный — один из 12 учеников Христа, родной брат Симона Петра. Первозванный он потому, что был первым из апостолов, кто встретил Христа и последовал за Ним. Примечательно, что само имя Андрей не еврейского, а греческого происхождения. Исследователи полагают, что это связано с тем, что в Галилее (место, где святой родился и вырос) в те времена проживало много эллинов, культурное влияние которых было достаточно сильным.

Повзрослев, Андрей и Симон вместе стали заниматься рыбным промыслом на Генисаретском озере. Однажды до братьев дошел слух о некоем пророке, который проповедовал на реке Иордан скорое пришествие Мессии и призывал людей к покаянию. Андрей отправился на поиски праведника и стал учеником Иоанна Крестителя. Тогда он впервые встретил Христа.

Вместе с братом святой продолжил ловить рыбу, ожидая новой встречи с Господом. И вскоре она состоялась. Евангелист Матфей так описал это событие: Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф 4:18–20).

Евангелисты сообщают о святом крайне мало. Известно, что Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые были чудесным образом умножены так, что ими насытилось множество людей. Вместе с апостолом Филиппом он привел ко Христу некоторых эллинов, которые пришли в Иерусалим, чтобы поклониться истинному Богу. Андрей был среди четырех апостолов, которым Христос на Елеонской горе незадолго до Своей крестной смерти открыл будущее человечества (Мк 13:3).

После Сошествия Святого Духа на апостолов, между ними был брошен жребий, в соответствии с которым ученики Христа отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Так Андрей оказался на побережье Черного моря. Южная часть берега входила тогда в состав Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары — скифы. Так апостол Андрей стал первым, кто принес Благую Весть туда, где через тысячу лет зародится Киевская Русь.
Позднее Андрей посетил в Риме своего брата Петра, а затем отправился проповедовать в Грецию. Как раз тогда император Нерон начинает гонение на христиан, которое принесло мученический венец обоим братьям. Апостол Андрей был распят в городе Патры на полуострове Пелопоннес. Крест, на котором страдал и умер святой, был в виде буквы «Х». Впоследствии крест такой формы был назван «Андреевским».

Известные святые с именем Андрей:

Святитель Андрей, архиепископ Критский (ок. 660–740)

Поэт и богослов, автор знаменитого Великого покаянного канона, который читается на первой и пятой неделе Великого поста. Он родился в Дамаске и, еще будучи подростком, стал монахом в монастыре Братства Гроба Господня в Иерусалиме. Затем стал диаконом и прослужил в храме святой Софии (Константинополь) около 20 лет, возглавляя Дом для сирот, который находился при соборе. Приняв сан епископа, святитель был назначен на кафедру в городе Гортина на Крите, где он построил много новых храмов и приютов для сирот. Помимо Великого покаянного канона, перу святителя Андрея Критского принадлежат каноны почти на все двунадесятые праздники. День памяти 17 июля.

Преподобный Андрей Рублев (ок. 1360–1428)

О жизни великого древнерусского иконописца известно крайне мало. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывался под своими иконописными творениями. Предположительно в начале XV века (до 1405 года) он принял монашеский постриг и подвизался в Спасо-Андрониковом монастыре. Вместе с другим знаменитым иконописцем Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Позднее совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В этот же период преподобный Андрей создает свой главный шедевр — «Троицу». Сегодня знаменитая икона хранится в Третьяковской галерее. День памяти совершается 17 июля.

Священномученик Андрей (Воскресенский) (1884–1937)

Настоятель храма Успения Божией Матери в Казачьей слободе. Прихожанам отец Андрей запомнился как безотказный и заботливый священник. В любую погоду он был готов приехать к больному, чтобы причастить его, помочь малоимущему, поддержать в хозяйственных делах одиноких людей. 7 октября 1937 году отец Андрей был арестован за «агитацию против руководителей советского правительства и колхозов». Нашлись лжесвидетели, которые дали ложные показания. Священник был приговорен к расстрелу. 31 октября священномученик был погребен в безвестной могиле. День памяти 31 октября.

Известные люди с именем Андрей:

Андрей Платонов (1899–1951)

Советский писатель, драматург и поэт, автор таких сочинений, как «Котлован» «Чевенгур», «Река Потудань». Родился в рабочей семье, с 13 лет работал: был помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе. В 1920-е годы Платонов начал печатать рассказы в газетах. Наибольшая популярность выпала на начало 1930-х годов. В годы Великой Отечественной войны Платонов работал военным корреспондентом. В 1943 году от туберкулеза умирает сын писателя. Ухаживая за ним, Андрей Платонов заразился и сам. Скончался в Москве и был похоронен на Армянском кладбище. 

Андре Мари Ампер (1775–1836)

Великий французский математик, физик и естествоиспытатель, создавший первую теорию электрических и магнитных явлений, родился в Лионе в богатой купеческой семье. С детства проявляя интерес к математике и физике, он, получив домашнее образование, устроился работать репетитором в парижскую Политехническую школу. Здесь же на кафедре математики Андре Ампер представил свое сочинение по теории вероятности «Рассуждения о математической теории игр». В 1814 году он был избран членом Академии наук. Ученый провел множество экспериментов, изучая взаимодействие между магнитом и электрическим током. Впоследствии в честь выдающегося физика была названа единица измерения силы электрического тока — ампер.

Андрей Тарковский (1932–1986)

Знаменитый режиссер родился в семье выдающегося поэта и переводчика Арсения Тарковского. В 1954 году поступил во ВГИК (на режиссерское отделение), который закончил с отличием. Первую славу Тарковскому принесла полнометражная кинокартина «Иваново детство», которая была удостоена «Золотого льва святого Марка» (Международный кинофестиваль в Венеции). За признанием последовали новые киношедевры, которые сразу были высоко оценены за рубежом, однако в СССР на государственном уровне остались не поняты. Содержание фильмов режиссера не укладывалось в официальную культурную конъюнктуру. В 1984 году отношения с руководством страны накалились до предела. Уехав в Италию для съемок фильма «Ностальгия», Андрей Тарковский был вынужден остаться в эмиграции в Европе. Режиссер скончался в Париже в возрасте 54 лет.

Интересные факты:

  • Глава апостола Андрея и частицы креста, на котором он был распят, хранятся в городе Патры (Греция). Другая часть мощей апостола находится в городе Амальфи (Италия).

святые андреи список

Guillaume Piolle/Wikipedia/CC BY 3.0

  • Во время правления императора Петра I Анд­ре­евский крест — две голубые полосы, пересекающиеся по диагонали, на белом фоне — стал флагом Рос­сийс­кого Военно-морского флота, апостол Андрей считался покровителем моряков.

святые андреи список

  • Андреевский крест изображен и на официальном флаге Шотландии. С древних времен апостол Андрей почитается как небесный покровитель этой страны. Уже в конце XIII века крест в виде «Х» появляется на государственных шотландских печатях.

святые андреи список

Печать Хранителя Шотландии

  • Андрей Болконский — один из ключевых героев романа Льва Толстого «Война и мир».

святые андреи список

“Война и мир”. Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского. Режиссер Сергей Бондарчук, 1965

  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного — первая и высшая государственная награда в Россий­ской империи. Орден был упразднен при советской власти и учрежден вновь в 1998 году.

святые андреи список

  • С лентой ордена Святого Андрея Первоз­ванного связана традиция перевязывать новорожденных мальчиков голубой лентой. По указу Петра I орденом награждали при рождении всех мальчиков императорской фамилии. Девочек же перевязывают красной лентой ордена святой Екатерины, второго по старшинству в Рос­сийс­кой империи, также учрежденного Петром.

Фомапостер. Скачать бесплатно:

святые андреи список

Читайте также:

Ученики: апостол Андрей

Апостол Андрей Первозванный. В картинках

Прогулки по воде, или Евангелие наизнанку

Именины Андрея по церковному календарю отмечаются почти в каждом месяце года.

В переводе с греческого языка это имя обозначает «мужественный». Если говорить об именинах Андрея, сначала надо отметить, что каждый день календаря в православии посвящен памяти какого-нибудь святого, а иногда и нескольким. Человеку при крещении дается имя его небесного покровителя. Именины еще называют днем ангела. Однако не надо путать ангела-хранителя, который дается при крещении, со святым покровителем, в честь которого назван крещеный.

Именины

Святой Феодор Едесский пишет о том, что Господь каждому человеку дает двух хранителей, первый – это ангел-хранитель, который уберегает его от всяких напастей и зла и помогает делать добрые дела. А второй – это святой. Он ходатайствует перед Богом молитвами за своего подопечного. Они постоянно стремятся наполнить душу любовью к своему Создателю и ближним людям.

Амвросий Оптинский говорил, что по имени твоему и житие да будет. Человек, названный именем святого, должен понимать, что это не только его покровитель, но и достойный образец для подражания. И для этого нужно хорошо знать его житие. Возможно ли подражать Христа ради юродивому? Конечно, нет, но надо учиться воспитывать в себе волю, смирение и терпение, чтобы стойко переносить все жизненные трудности. Надо уметь бороться с самолюбием и гордостью, как это делали все святые.

святые андреи список

Андрей Первозванный. Именины

Иисус Христос позвал за собой братьев Симона (Петра) и Андрея. Они родились в Вифсаиде. Андрей был учеником Иоанна Крестителя, и от него он узнал об агнце Божьем – Спасителе Иисусе Христе, который не чудеса показывать пришел, а спасти все человечество. В Писании мало написано об апостоле Андрее, однако некоторые подробности его деяний можно узнать из жития святого, который был мученически убит в 60-м году.

Если говорить об именинах Андрея, то в первую очередь надо вспомнить из Евангелия, как апостолы по жребию отправились в разные страны, чтобы прославлять Господа и нести его слово миру.

Путь Андрея лежал к побережью Понта Эвксинского (к Черному морю и к крымскому южному побережью). Тогда вся эта территория находилась под властью Римской империи. Андрей посетил северное Причерноморье, где жили варвары, или скифы, как их еще называют. Никто не знает, насколько далеко он зашел в этом направлении.

святые андреи список

Странствия

В позднем предании можно прочитать, что святой Андрей поднялся вверх по Днепру и освятил место, где уже позже был построен город Киев. Позже он, якобы, дошел до Новгородской земли, где был удивлен русскими банями, но в более ранних источниках об этих странствия святого апостола нет никаких сведений. Считается, что именно апостол Андрей первым стал распространять христианство на Руси и, скорее всего, побывал в Херсонесе, будущем Севастополе.

Он много проповедовал, исцелял и воскрешал, молился своему Учителю. Святой Андрей, что есть сил защищал христиан, которых бросали в тюрьмы, пытали, а затем жестоко убивали. Такая же участь ждала и апостола: его распяли на косом кресте в виде буквы “Х”, отсюда и пошло название “Андреевский крест”. Два дня он висел на нем, а затем скончался.

Православные именины имени Андрея отмечаются 13 декабря (30 июня).

святые андреи список

Андрей Боголюбский

Великого правителя Руси и святого называют страстотерпцем. Дата его рождения находится в периоде между 1111 и 1125 годами. Память его чтут 4 (17 июля). Надо признать тот факт, что святой князь Андрей сумел отличиться во многих областях: науке, культуре, религии, искусстве, политике и, разумеется, военном деле. Его отец – Юрий Долгорукий, который из своих сыновей готовил настоящих воинов. Мать Андрея была дочерью половецкого хана Аепы (Осеневича).

Андрей был очень религиозным человеком. Однажды ночью у него было видение: ожившая икона подсказала ему отправиться во Владимир, хотя отец отправлял его править в Вышгород.

Андрей Боголюбский за свою жизнь отстроил, украсил и обустроил более тридцати белокаменных церквей. Денег на это не жалел. Он был большим интеллектуалом, знал 6 языков. При нем Владимиро-Суздальское государство стало весьма могущественным.

святые андреи список

Боголюбский хотел объединить разрозненную Русь, но князья не хотели терять свою независимость. У Великого князя было немало единомышленников, но и врагов тоже предостаточно. Заговорщики предательски убили князя 12 июля 1174 года. Сначала у него выкрали оружие, а затем группа вооруженных людей ворвалась к нему в покои и зверски убила. По данным современной экспертизы он получил 45 колющих ран мечами, копьями, кинжалами и саблями.

Если бы князя не убили, и если бы ему еще тогда удалось объединить князей, то через полвека не пришлось бы страдать русскому люду от монголов. И, возможно, история будущей России сложилась бы совсем по-другому.

святые андреи список

Андрей Рублев

Преподобный Андрей Рублев – один из самых известных древних иконописцев XV века. Биографических сведений о Рублеве очень мало. Он родился примерно в 1360-х годах в Московском княжестве. Раньше прозвища давали из-за ремесла, которым занимался человек, а «рубель» – это инструмент для накатки кожи. Сохраненная с того времени икона имеет подпись «Андрей Иванов сын Рублев». Возможно, его отца звали Иван.

Именины Андрея (Рублева) отмечают 4 (17) июля – день преставления 6 (19) июля.

Летописи свидетельствуют о том, что Рублев вместе с Даниилом Черным и другими помощниками расписал собор в Троице Сергиевом монастыре и изготовил иконостас, в который входила знаменитая сегодня икона «Святая Троица». В ней он использует библейский сюжет: момент, когда Авраама посетила Святая Троица. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее и являет собой один из величайших памятников древнерусского искусства.

Именины имени Андрей. Заключение

Кроме святых, которые были приведены выше, есть имена еще прославленных в лике святых людей. Именины Андрея также отмечаются 17 (4) июля в честь святителя Андрея, архиепископа Критского (712-726 гг.); 15 (2) октября – Христа ради юродивого, славянина из Новгорода, Константинопольского (X в.) блаженного Андрея; 25 (12) июня – преподобного Андрея Египетского и многих других праведников, которые посвятили жизнь служению Господу. Некоторые не пожалели своей жизни и проповедовали Евангелие, за что были жестоко наказаны всемогущими безбожными правителями.

Если Вас позвали на День Ангела Андрея, то прежде чем готовить поздравления и подарки, узнайте лучше о секретах этого имени и какой характер обладателя. Так вы точно не прогадаете с пожеланиями.

святые андреи список

Имя дословно переводится, как отважный, мужественный (с греческого). Его обладатели наделены этими качествами сполна, так как еще с детства проявляют сильную личность и самостоятельность. Андреи всегда были душой любой компании.

Характер именинника

С самого детства они обладают здоровой любознательностью, пытливым умом, живым деятельным характером, так как успевают во всем и везде. Даже иногда кажется, что обладателям этого имени, все жизненные блага сами идут в руки.  Эти люди все добиваются терпением, трудолюбием и сообразительностью.

Тем не менее, за безудержным весельем, простотой и всегда жизнерадостной улыбкой скрывается великодушная и глубокая личность. Поэтому всегда к выбору подарка и поздравления Андрея по православному календарю подходите с нужной внимательностью и осторожностью. Тогда ваши подарки действительно принесут радость и не оскорбят высокие чувства владельца.

Полезные статьи:

Вечернее правило молитвы

Вечернее правило молитвы на сон грядущим читать необходимо для того, чтобы люди задумывались о смерти. Дело в том, что в действительности многие живут и не задумываются об своём исходе. Ведь в действительности люди не владеют информацией о том, что будет завтра или даже чер…

Читайте далееМолитва Архангелу Михаилу – очень сильная защита

Всякий раз мы встречаем на своем пути самых разных людей: соседей, родных, друзей, коллег. И не всегда такие встречи могут оказаться приятными, ведь в жизни всегда есть ссоры, обиды и обман. Часто друзья стают злейшими врагами, желая один другому неприятностей, болезней. Быва…

Читайте далее

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

День Ангела Андрея по церковному календарю

Главным святым покровителем этого имени в христианском обряде является апостол Андрей Первозванный. Этот человек, принявший сан, сделал очень много для христианства на черноморском побережье и Балканах. Существует даже мнение, что Первозванный указал место на холме возле Днепра. Там и начали строительство великого города русского — Киева. А с Киевом началась история державы — Киевская Русь.

Именины Андрея по церковному календарю:

Дата Святой покровитель
8 января (26 декабря) священномученик Андрей, епископ Уфимский.
19 (6) января мученик пресвитер Андрей (и мученицы Лидия, Домника, Мария и две другие дочери) († 1919).
27 (14) января праведный Андрей.
28 (15) апреля мученик Андрей Месукевийский, Грузинский (100-130).
31 (18) мая мученик Андрей Лампсакийский (249-251).
3 июня (21 мая) блаженный Андрей Симбирский (Огородников).
5 июня (23 мая) благоверный князь Андрей Смоленский, Переславльский (рус.).
11 июня (29 мая) мученик Андрей Хиосский.
25 (12) июня преподобный Андрей Египетский.
3 июля (20 июня) апостол Андрей Первозванный (перенесение мощей). 13 июля (30 июня) — апостол Андрей Первозванный († 62).
17 (4) июля святитель Андрей, архиепископ Критский (712-726), святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский, страстотерпец († 1174; рус.), преподобный Андрей (Рублев), иконописец (XV в.; рус.).
22 (9) июля мученик Андрей.
25 (12) июля мученик Андрей, Стратилат (IV в.).
17 (4) августа праведный Андрей.
1 сентября (19 августа) мученик Андрей Стратилат (284-304).
19 (6) сентября два мученика Андрея (VII в.).
23 (10) сентября преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский († 1453; рус.).
4 октября (21 сентября) священномученик Андрей Ефесский, пресвитер (730-735).
6 октября (23 сентября) мученик Андрей Сиракузскии (IX в.).
15 (2) октября блаженный Андрей, Христа ради юродивый, славянин из Новгорода, Константинопольский (X в.).
23 (10) октября блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый († 1637; рус.).
30 (17) октября преподобномученик Андрей Критский († 767).
9 ноября (27 октября) благоверный князь Андрей Смоленский (XV в.; рус.) (обретение мощей в Переславле-Залесском).
10 декабря (27 ноября) блаженный Андрей Симбирский (Огородников) (рус.).
11 декабря (28 ноября) мученик Андрей.
13 декабря (30 ноября) апостол Андрей Первозванный († 62).
15 (2) декабря преподобный Андрей Египетский (IV в.).

Поздравляйте Андрея не только в Дни Рождения, но и в Дни Ангела — это будет признаком положительного внимания к его персоне.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео о Дне Ангела Андрея:

Апо́стол Андре́й (греч. Ανδρέας , лат. Andreas, ивр. ‏אנדראס הקדוש‏‎), больше известный как апостол Андре́й Первозва́нный — один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому назван Первозванным. В списках апостолов, приводимых в Евангелиях от Матфея и Луки, занимает второе место после своего брата, апостола Петра, но в Евангелии от Марка — четвёртое место. Персонаж книг Нового Завета.

По преданию, был распят в Патрах около 67 года. Считается, что X-образный или косой, так называемый «андреевский» крест, впервые появился в юго-западной Франции в X веке и с XIV века стал традиционным, хотя первоисточник такой формы креста неизвестен. В итальянское искусство косой крест привнесён уже после периода Возрождения.

Иконографически апостол Андрей изображается в красном и зелёном одеянии с недлинной бородой, держащий крест или с косым крестом, символом его мученической казни, а также свитком в руке или книгой.

Евангелия

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов.

Андрей был родным братом апостола Петра, рыбак, как и Пётр, родился в Вифсаиде, городе на северном берегу Галилейского озера.

Андрей стал первым из призванных учеников Христа, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным.

Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера, апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса. Согласно этому повествованию апостол Андрей был вначале учеником Иоанна Крестителя.

На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется ещё дважды — он ведёт диалог с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей и вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу Еллинов.

Известны апокрифический текст Деяния Андрея, созданный, по общепринятой версии, в III веке, а также утраченное Евангелие от Андрея, отклонённое Геласием I (492—496) в Decretum Gelasianum.

Житие

В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу. Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за Ним, оставив свои сети.

Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки». Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу. По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира.

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божьим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).

Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран».

Продолжая свой проповеднический путь, апостол прошёл через города Неокесарию и Самосаты, через страну Аланы, через земли Абасков и Зигов. По преданию, язычники зиги сначала не приняли евангельскую проповедь святого Андрея и даже хотели убить апостола, но, дивясь его кротости и подвижничеству, оставили своё намерение. Пройдя через Боспорское царство, он предпринял морское путешествие во фракийский город Византий. Апостол первым проповедовал там учение Спасителя в будущем центре восточного христианства, где святой Андрей и основал Церковь. Он рукоположил в сан византийского епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, о котором Павел упоминает в Послании к римлянам. Также святой назначил пресвитеров церкви, «чтобы они учили народ и совершали таинства».

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших:

  • В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
  • В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
  • В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
  • Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
  • Также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
  • В городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
  • В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
  • В городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.
  • В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.

Предание о служении Андрея Первозванного в Скифии

Евсевий Кесарийский в первой половине IV века, ссылаясь на не дошедшее до нас сочинение Оригена, говорит о служении Андрея в Скифии. Ориген, согласно Евсевию, утверждал, что для определения направления своей миссионерской деятельности 12 апостолов бросили жребий. Так Петру выпало проповедничество в Риме, Матфею — в Палестине, Марку — в Египте, Иоанну — в Малой Азии, Фоме — в Парфии, а Андрею — во Фракии и Скифии.

Однако уже по поводу этого свидетельства расходятся мнения церковных историков. Так, А. Гарнак оставлял открытым вопрос о том, насколько приведённая Евсевием цитата представляет буквальную выдержку из Оригена. Некоторые учёные утверждали, что известие об апостоле Андрее принадлежит самому Евсевию и современному ему церковному преданию, а А. В. Карташёв склонялся к традиционному мнению.

Последующие церковные писатели — Досифей Тирский, Епифаний Кипрский (IV век), Евхерий Лионский (V век), Никита Пафлагон (IX—X) и другие — по-своему дополняют это предание. Таким образом, маршрут апостола пролегал «через всю Вифинию, всю Фракию и скифов… потом достиг великого города Севаста… где находится крепость Аспар и река Фасис… у которой обитают внутренние эфиопы» (то есть, согласно этим авторам, апостол достиг примерно нынешней Абхазии (Фасис обычно соотносится с Риони)). Между Иверией и Скифией Андрей посетил, как утверждается, Боспор, Феодосию и Херсонес.

Однако в большинстве вариантов легенды о бросании жребия Скифия вообще не упоминается. Также ни в одной из древнейших записей легенды не упоминается путешествий апостолов по Северному Причерноморью или по Днепру. А св. Григорий Богослов (IV век) писал, что Андрею жребий выпал на Индию. Н. М. Карамзин, приведя в «Истории государства Российского» этот рассказ, заметил: «Впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия».

Церковный историк, профессор А. В. Карташёв отмечает:

В это же время (VIII—IX века) монах Епифаний составляет рассказ об апостоле Андрее. В этом рассказе упоминается о «железном жезле с изображением животворящего креста, на который апостол всегда опирался». Неподалёку от Никеи в Вифинии «блаженный ап. Андрей, низвергнув гнусную статую Артемиды, поставил там животворящее изображение спасительного Креста». Далее к востоку, в Пафлагонии «он избрал место молитвы, удобное для устроения жертвенника, и освятил его, воздвигнув знамение животворящего креста». Из этого рассказа, отмечает А. В. Карташёв, ведут своё начало крест и жезл, фигурирующие в двух версиях русского сказания.

Предание об Андрее Первозванном на Руси

Памятник апостолу Андрею в

Киеве

. На постаменте — цитата из летописи

Предание о жребии апостолов было известно на Руси с момента появления здесь христианства. В 1051 году о нём пишет киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Также предание было внесено в «Изборник Святослава 1076 года». Но в них предание о жребии апостолов не связывается с крещением Руси. Так, митрополит Иларион писал: «Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла… Асия и Эфес, и Патмос — Иоанна Богослова. Индия — Фому, Египет — Марка… Похвалим же и мы… великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира…». Более того, первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша».

Но уже с 1116 года сын Всеволода Ярославича, Владимир Мономах, приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного. Так с того времени рассказы о посещении апостолом земли русской непременно включаются во все последующие летописные списки.

святые андреи список

Николай Ломтев

. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Так появился рассказ о путешествии апостола Андрея из Крыма в Рим через Ладогу. Согласно этой версии о служении апостола в Причерноморье: «А Днепр втечёт в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров» (Стлб. 7), — далее рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалёку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по Днепру. Остановившись на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам:

По преданию апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Из Киева апостол прибыл в Новгород, где удивлялся тому, что местные жители любят, моясь в банях, бить себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и студёною водой. Рассказ ученикам Иисуса в Риме ограничился только банями, и римские слушатели «слышаще, дивляхуся».

В древнейших списках и вариантах этой легенды нет никаких-либо упоминаний об успехах проповеди Андрея Первозванного. В связи с этим профессор Московской духовной академии Е. Е. Голубинский иронизировал: неужели апостол приходил в наши земли только для того, чтобы увидеть русские обычаи пользования банями.

Профессор А. В. Карташёв отмечает:

У русского автора-южанина в рассказе о новгородских банях очевидно была и определённая, не особенно высокая цель. Так прекрасно возвеличив свой родной Киев, он, по русскому обычаю — трунить над всяким, кто не нашей деревни, решил выставить новгородцев пред апостолами в самом смешном виде. Новгородцы так это и поняли, потому что, в ответ на киевскую редакцию повести, они создали свою собственную, в которой, не отвергая прославления Киева и умалчивая совершенно о банях, уверяют, что ап. Андрей «во пределы великого сего Новаграда отходит вниз по Волхову и ту жезл свой погрузи мало в землю и оттоле место оно прозвася Грузино… Чудотворный жезл этот „из дерева незнаемого“ хранился, по свидетельству жития св. Михаила Клопского, в его время (1537 год) в Андреевской церкви села Грузина».

Так эта легенда начала обрастать всё большим числом деталей.

Различные средневековые источники сообщают о дальнейшем пути святого Андрея в Новгород, где он воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и далее до острова Валаам, где он будто бы установил каменный крест и истребил капища богов Велеса и Перуна, обратив в христианство языческих жрецов.

Стоит отметить, что факт пребывания апостола Андрея на территории будущей Руси ставили под сомнения даже некоторые православные церковные историки. Среди них: митрополит Платон (Левшин), архиепископ Филарет (Гумилевский), академик, профессор МДА Е. Е. Голубинский, А. В. Карташёв и другие. Известный старец псковского Елеазарова монастыря Филофей (ок. 1465—1542) писал о русской земле:

В одном сборнике XVI века читаем:

Преподобный Иосиф Волоколамский (1440—1515) в своём «Просветителе» ставил даже вопрос: почему ап. Андрей не проповедовал христианства в русской земле? и отвечал так:

Однако в церковной среде широко распространено и другое мнение. Некоторые историки церкви склонны считать предание об апостоле Андрее правдивым. Так, историк церкви, митрополит Макарий (Булгаков) (1816—1882) замечает по этому поводу:

Во вступительной статье к «Истории русской церкви» митрополита Макария С. А. Беляев в 1994 году утверждает, что «во II тысячелетии — начале I тысячелетия до Р. Х. Восточная Европа была уже довольно плотно населена народами… Почти все исследователи выделяют в Восточной Европе славянские, а точнее праславянские племена… В том, что по крайней мере в XV—XII вв. до Р. Х. праславяне уже живут на интересующей нас территории сомнений нет», и считает, что с греческой колонизацией Северного Причерноморья «вся Восточная Европа от Карпат на западе до Уральских гор на востоке и от северного берега Чёрного моря до современной Перми стала неотъемлемой частью античного мира».

Мученичество за веру

Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 67-го года. Недалеко от места распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. На предполагаемом месте распятия святого Андрея находится источник, находящийся рядом со старым храмом апостола Андрея.

Политика византийской церкви

По мнению профессора А. В. Карташёва, с помощью развития легенды об Андрее византийская церковь решала две задачи:

  • Оградить свою независимость от притязаний Рима и доказать свою равнозначность Риму (Андрей был старшим братом апостола Петра).
  • Обеспечить себе господство над всеми по возможности церквями Востока.
Отсюда можно заключить, что Византия охотно поддерживала сказания о проповеди ап. Андрея в тех странах, где они существовали (Армения, Грузия) и даже старалась привить подобные предания в странах северных (Моравия, Россия), на которые простиралось её влияние. О том, что византийцы при случае даже прямо внушали русским верование о проповеди на Руси ап. Андрея, мы имеем документальное свидетельство. Это – письмо к русскому князю Всеволоду Ярославичу, написанное от лица императора Михаила Дуки (1072-1077) его секретарём, знаменитым учёным своего времени, Михаилом Пселлом, с целью сватовства за брата императора дочери Всеволода. Одним из аргументов к теснейшему союзу двух дворов служит здесь следующий: „Духовные книги и достоверные истории научают меня, что наши государства оба имеют один некий источник и корень, и что одно и то же спасительное слово распространено в обоих, одни и те же самовидцы божественного таинства и его вестники провозгласили в них слово Евангелия“.

Почитание

При императоре Констанции II мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены из Патр в Константинополь и положены 3 марта 357 года в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — Тимофея, апостола от семидесяти.

Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

По легенде, в VIII веке мощи апостола Андрея были перевезены в Шотландию монахом Регулусом и помещены в кафедральный собор Сент-Эндрюса, города, который получил своё имя в честь апостола и стал церковной столицей Шотландского королевства. По другой версии, они (возможно, частично) были перевезены крестоносцами в 1208 году в Италию, в Амальфи.

После падения в 1453 году Константинополя Фома Палеолог (младший брата Константина XI Палеолога) бежал вместе с женой и детьми на Корфу, взяв с собой забальзамированную голову святого апостола Андрея. В конце 1460 года он уехал, взяв её с собой, в Италию и 7 марта 1461 года был с почестями принят в Риме. Через неделю папа, которому Фома преподнёс голову апостола Андрея, наградил его орденом Золотой розы.

В Трирском соборе хранятся сандалия и гвоздь апостола Андрея.

Часть мощей Святого Андрея хранятся в кафедральном соборе в городе Мантуе.

В Православной церкви память апостола 30 ноября (13 декабря) по юлианскому календарю и в Собор двенадцати апостолов 30 июня (13 июля); в Католической церкви и Православных церквах, придерживающихся григорианского календаря: 30 июня и 30 ноября.

На Руси особый культ апостола Андрея Первозванного получил распространение с 1080-х годов. Первая церковь в честь апостола Андрея была построена в Киеве в 1086 году трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном.

В 1698 году российским царём Петром I учреждена первая (и затем остававшаяся высшей) награда России — Орден Святого Андрея Первозванного, позднее он учредил флаг русского флота — Андреевский, поместив на морской флаг изображение креста св. Андрея (две голубые полосы, пересекающихся по диагонали, на белом фоне). В 1998 году орден был возрождён в России.

26 декабря 1906 года в английском Бирмингеме открыт футбольный стадион «Сент-Эндрюс», названный в честь святого Андрея.

Апостол Андрей — святой покровитель Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков.

В июле 2013 года в Харькове открыт памятник Андрею Первозванному.

Корабль-церковь «Андрей Первозванный»

В преддверии 70-летия со дня образования Новосибирской области с 15 по 31 августа 2008 года работал благотворительный духовный медико-просветительский православный корабль-церковь «Андрей Первозванный». Рейд корабля-церкви был организован Новосибирской епархией Русской Православной церкви и областной администрацией. Главная цель миссии — оказание духовно-социальной и материальной помощи жителям отдалённых сёл. В ходе своей поездки представители социальной защиты, медицинские работники, священнослужители посетили более 25 отдалённых сёл Болотнинского, Колыванского, Мошковского и Новосибирского районов.

«Золотая легенда» о св. Андрее

«Золотая легенда» также сообщает об одном из чудес апостола, о котором нет упоминания в «Четьи-Минеях», но которым можно объяснить почитание св. Андрея как покровителя мореходов: однажды он воскресил сорок мужей, направлявшихся к нему, чтобы получить учение о вере, но утонувших из-за шторма, вызванного дьяволом. Поэтому в гимне Апостолу поётся: «Quaternos iuvenes submersos maris fluctibus vitae reddidit usibus». В другом случае, записанном в «Золотой легенде», апостолу удалось молитвой успокоить бушующее море.

Ещё одним любопытным эпизодом легенды является христианский ответ святого апостола на придуманный дьяволом основной вопрос о том, что выше — земное или небесное: «На имперских небесах, где находится Иисус Христос, Который является формой нашей плоти, Он превыше всех небес!»

Памятники

  • Памятник Андрею Первозванному (Москва)
  • Памятник Андрею Первозванному в г. Батайске. Открыт 27 сентября 2003 г. Скульптор С. Исаков.
  • Памятник Андрею Первозванному (Донецк. Украина).
  • Памятник Андрею Первозванному (Севастополь).
  • Памятник Андрею Первозванному (Феодосия).

Примечания

Комментарии Источники

  1. ↑ Ин. 1:40-41
  2. ↑ Мф. 10:2, Лк. 10:2
  3. Мк. 3:18
  4. ↑ Bulletin — The St. Louis Art Museum, 1993. «The X-shaped or saltire cross, also known as St. Andrew’s cross, appears for the first time in the tenth century in southwestern France. By the fourteenth century it had become the convention, although the original source for this particular form is unknown»
  5. ↑ Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 108. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
  6. Сургуладзе М., Виноградов А. Ю., Анохина Т. А., Лосева О. В., Н. В. Квливидзе. Андрей Первозванный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 370-377. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  7. ↑ Андрей Первозванный // Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  8. ↑ Мф. 10:2
  9. ↑ Лк. 6:14
  10. ↑ Деян. 1:13
  11. ↑ Мф. 4:18—19
  12. ↑ Мк. 1:16—18
  13. ↑ Ин. 1:35—40
  14. Ин. 6:8—9
  15. Ин. 12:20—22
  16. ↑ DECRETVM GELASIANVM
  17. ↑ The Decretum Gelasianum
  18. ↑ В Евангелии от Иоанна (1:42) Иисус говорит будущему св. Петру: «ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что́ значит: „камень“ (Пётр)».
  19. ↑ Мк. 13:3
  20. Деяния св. апостола Андрея Первозванного (недоступная ссылка)
  21. ↑ Рим. 16:9
  22. ↑ Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго (Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря.)
  23. ↑ Книга о чудесах блаженного апостола Андрея Георгия Флоренция Григория, епископа Турского
  24. ↑ Грузия-Религия
  25. ↑ цит. по: Архимандрит Макарий (Веретенников), И. С. Чичуров Христианство на территории исторической России до её крещения. I. Предание об апостоле Андрее Первозванном Архивировано 3 апреля 2007 года.
  26. ↑ A. Harnack Gesch. d. altch Litter. Leipz. 1893. S. 344. Цит. по: Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.42
  27. Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.43
  28. ↑ Официальный сайт Румынской Православной Церкви Архивировано 18 декабря 2007 года. (англ.)
  29. Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. — Симферополь: Таврия, 1988. — С.21
  30. ↑ Слово о законе и благодати
  31. ↑ Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. — Симферополь: Таврия, 1988. — С.23
  32. ↑ ПЛДР: XI-начало XII века. М., 1978. С. 26.
  33. ↑ Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. — Симферополь: Таврия, 1988. — С.17
  34. Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. — Симферополь: Таврия, 1988. — С.18
  35. ↑ Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.46.
  36. ↑ Житие апостола Андрея Архивировано 15 апреля 2009 года.
  37. цит. по: Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.49
  38. ↑ В. И. Петрушко Курс лекций по истории Русской Церкви.
  39. ↑ Макарий. История Русской церкви. Том 1. Отдел 1. Глава 1.
  40. ↑ Митрополит Макарий «История Русской Церкви» М.1994,книга первая; Вступ. ст., стр.41-42.
  41. ↑ Собор апостола Андрея Первозванного в городе Патра на Пелопоннесе
  42. ↑ Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.46.
  43. ↑ Андреевский флаг // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ;  : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  44. ↑ В Харькове открыли памятник Андрею Первозванному.
  45. ↑ pravoslavie.ru
  46. ↑ Батайск. Краеведческий портал (неопр.).

Литература

  • Бурега В. Освещение миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного в российской церковно-исторической науке / Доклад прочитан на конференции «Первозванный апостол» в Варне (Болгария) 31 октября 2006 г.
  • Карташёв А. В. Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси? / Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. — М.: Наука, 1991. — С.40-51
  • Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в начальной летописи // Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 37-47
  • Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и в Новгород // Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 48-63;
  • Мурьянов М. Ф. Апостол Андрей Первозванный в Повести временных лет // Палестинский сборник. Вып. 19. Л., 1969. С. 172;
  • Остапенко Р.А. Апостольская проповедь среди зихов // Вопросы теории и методологии истории. — Майкоп, 2013. С.74-82.
  • Свенцицкая И. С. Легенды об апостоле Андрее. Деяния апостола Андрея и мученичество апостола Андрея / Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М.: Вече, 2006. — С.139-166
  • Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 7-23.
  • Μανουήλ Γεδεών, Πατριαρχικοί Πίνακες: Ειδήσεις ιστορικαί βιογραφικαί περί των Πατριαρχών Κωνσταντινουπόλεως: από Ανδρέου του Πρωτοκλήτου μέχρις Ιωακείμ Γ’ του από Θεσσαλονίκης, 36-1884. — Κωνσταντινούπολις: Lorenz & Keil, . — 720 σ.: πορτρ. — σ. 82-89  (греч.)
    • 2-изд. доп. и расш.: Πατριαρχικοί πίνακες: ειδήσεις ιστορικαί βιογραφικαί περί των Πατριαρχών Κωνσταντινουπόλεως από Ανδρέου του Πρωτοκλήτου μέχρις Ιωακείμ Γ΄ του από Θεσσαλονίκης, 36-1884 / Εκδ. δευτέρα επηυξημένη καί βελτιωμένη… υπό Νικολάου Λυκ. Φυροπούλου. — Άριστη: Σύλλογος πρός διάδοσιν ωφελίμων βιβλίων, 1996. — 922 σ. ISBN 0-00-713338-3 ISBN 978-0-00-713338-3  (греч.)

Ссылки

  • Апостол Андрей Первозванный // Православная Богословская Энциклопедия. Том 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
  • Андрей святой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сургуладзе М., Виноградов А. Ю., Анохина Т. А., Лосева О. В. Андрей Первозванный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 370-377. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Святой апостол Андрей Первозванный
  • «Житие и акафист святого апостола Андрея Первозванного» (издано по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь, г. Одесса, 2005 г.)
  • Апостол Андрей Первозванный
  • Панченко А. М.Летописный рассказ об Андрее Первозванном и флагеллантство.
  • Апостол Андрей на официальном сайте Вселенского Патриархата

См. также

  • Андреевский крест
  • Андреевский флаг
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного
  • Андреевская церковь
  • Собор Святого Андрея
  • Фонд Андрея Первозванного
  • Андреева ночь

Оценка 4.8 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here