Святой покровитель владимира

Для наших читателей: святой покровитель владимира с подробным описанием из различных источников.

Во многих православных храмах можно увидеть икону князя Владимира, которому принадлежит величайшая заслуга – распространение христианства на Руси. Он был мудрым, дальновидным правителем, и его выбор оказал решающее влияние на дальнейшую историю Руси.

Князь Владимир: история жизни и роль в истории

Отцом Владимира был великий князь киевский Святослав Игоревич, матерью – ключница Малуша, а бабкой – княгиня Ольга, первой из русских правителей принявшая христианство. Под ее руководством и проходило его воспитание, наставником же его стал воевода Добрыня.

святой покровитель владимира

Его путь к киевскому княжению был долгим и сложным. Владимир княжил в Киеве 37 лет и первоначально не собирался отказываться от язычества, да и образ жизни его отнюдь не был праведным: у него было много жен и наложниц. И все же он обратился в Веру Истинную сам, а затем крестил народ, как показывает икона «Крещение Руси».

святой покровитель владимира

Выбор христианства в качестве официальной государственной религии явился мудрым политическим шагом, но свою роль сыграли и наставления, полученные в детстве от крещеной княгини Ольги. Об искренней вере самого Владимира свидетельствуют изменения, произошедшие в нем после крещения: летописи повествуют о его кротости и милосердии, щедрости к сирым и убогим. В семейной жизни также произошли изменения, Владимир венчался и жил только с одной женой, византийской царевной Анной.

В правление князя Владимира после принятия христианства на Руси началось распространение грамотности, строительство православных храмов.

В историю он вошел как Владимир Красное Солнышко, а впоследствии был канонизирован как святой равноапостольный князь, то есть приравненный к апостолам за распространение христианства.

Описание иконы

Первые иконы «Святой Владимир» появились в 15 веке; иногда встречаются его иконы с житиями. Как правило, икона «Святой князь Владимир» ростовая или поясная, изображает его в княжеском облачении и венце, с крестом в правой руке. На некоторых иконах в левой руке его меч как символ надежной защиты государства; на других – свиток с молитвой.

святой покровитель владимира

Иногда можно увидеть двойную икону, где Владимир изображен со своей бабушкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой, первой принявшей христианство.

Значение иконы св. князя Владимира

Для каждого мальчика, юноши, мужчины, нареченного именем Владимир, значение иконы «Святой Владимир» неоценимо, ведь это его небесный покровитель, к которому можно обращаться в трудную минуту жизни. Лучшим подарком новорожденному или новокрещеному Владимиру  станет икона «Князь святой Владимир».

Кроме того, св. князь Владимир почитается в качестве покровителя внутренних войск нашей страны.

В чем помогает икона князя Владимира

К иконе обращаются с просьбой об исцелении от болезней, особенно от заболеваний глаз. По преданию, практически полностью утративший зрение из-за тяжкого недуга, князь после обряда крещения вновь обрел его.

Князь Владимир был мудрым государственным деятелем, поэтому его икона помогает не только в ответ на просьбы личного характера — ей молятся, чтобы Господь избавил Россию от врагов, чтобы она преодолела свои внутренние проблемы, чтобы воцарился мир, и укрепилась вера.

Память 28 июля.

Молитва перед иконой

Святой угодник Божий, премудрый князь Владимир! Не обойди вниманием мольбы наши, умоли Господа о нас, дабы не прогневался он за грехи наши, вольно или невольно совершенные, но удостоит милосердия Своего и прощения, дабы могли мы удостоиться Спасения и Царствия Небесного. К Тебе, всемилостивый, взываем: упаси от врагов видимых и невидимых, от наветов дьявольских и человеческих, от недугов телесных и душевных. Не оставь своим покровительством в делах, во благо человеческое совершаемых. Во веки веков славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.

(

оценок, среднее:

из 5)

Каждый крещёный человек имеет именины, но не каждый человек знает, что это за праздник. Именины по церковному календарю — это день имени святого, имя которого православный человек получил при крещении. Каждый день церковного календаря посвящён именинам святого, которые отвечают за живых людей и являются их покровителями и заступниками. Именины ещё называют тезоименитства или днём Ангела, но не нужно путать Ангела имени с Ангелом-Хранителем, который приставлен к нам с самого рождения и является нашим защитником на протяжении всей жизни.

Святой Феодор Эдесский говорил, что у каждого человека есть два Ангела: один из них — это Ангел-Хранитель, который хранит вас от всяческого зла, а второй Ангел — угодник Божий святой, чьё имя мы носим со дня крещения.

Дни имени Владимира

Имя Владимир всегда было очень популярно на Руси, благодаря его красоте и необычайной силе, которой оно наделяло мужчин. В переводе с древнерусского языка это имя переводится как «владеющий миром». Имя это стало очень популярным у славян после образа Великого Князя Киевского Владимира Красное Солнышко. Благодаря этому и святых заступников у мужчин, носящих это имя, очень много.

На какое число приходится день Владимира? Именины можно отмечать почти в каждом месяце. Самые значимые дни приведены ниже:

  • 28 июля именины Владимира, великого Князя, известного под именем также Владимир Святой или Володимир Креститель. Князь Владимир, внук княгини Ольги, от рождения был язычником, но чувствовал пустоту и ложь идолопоклонничества, уверовал в Бога. Почти ослепший князь прозрел после Святого Крещения в 988 году, был крещён под именем Василия и потом обернул в христианскую веру весь славянский народ. После перехода в христианскую веру начал строить церкви, помогал сиротам, был примером милосердия. Покровитель Владимир, заступник и молитвенник славянского народа, к нему можно обращаться в часы смуты, помогает святой при болезни глаз.
  • 4 октября — именины Святого мученика Владимира Правдолюбова.
  • 25 марта — священномученик, архимандрит.
  • 13 сентября — Владимир священномученик.
  • 3 марта — преподобный игумен.
  • 5 декабря — священномученик Владимир Рясенский, иерей.
  • 29 декабря — священномученик, иерей.

Также

Другие именины у Владимира по церковному календарю отмечаются в следующие дни.

Зимой эти дни выпадают на следующие числа:

  • в декабре — 3, 5, 10, 22, 27 и 29 числа;
  • в январе — 21, 24 числа;
  • в феврале — 7,10, 16, 26 числа.

Весной именины отмечают:

  • в марте — 3, 7 числа;
  • в апреле — 3, 6, 20 числа.

Летом эти дни отмечают:

  • в июне — 20, 27 числа;
  • в июле — 10, 29 числа;
  • в августе — 13 и 27 числа.

Осенью именины выпадают на такие дни:

  • в сентябре — 2, 7, 11, 13, 16 числа;
  • в октябре — 1, 4, 7, 9 числа;
  • в ноябре — 3, 5, 10, 22, 29 числа.

Значение имени Владимир

Выбирая имя своему ребёнку, поинтересуйтесь значением имени. Современными учёными доказано, что сочетание звуков в имени, которые человек слышит каждый день, вызывает в мозгу определённые импульсы, влияющие не только на поведение личности, ее характер, но и на ежедневное настроение.

Мальчики с этим именем с самого раннего детства отличаются благородством, они могут при необходимости постоять за себя и за ближних своих. Взрослея, мальчик начинает ценить комфорт вокруг себя, у них хорошо развит вкус, он выбирает себе красивую одежду, предметы интерьера, стараются поддерживать порядок в делах и в вещах.

Взрослые мужчины по имени Вова способны принимать сложные волевые решения, умеют рисковать, добиваться своих целей, уважают умных людей. Считается, что избранницу мужчины, с этим гордым именем ждёт интересная, насыщенная жизнь. Вова будет верным мужем и будет очень трепетно относиться к своим детям. Зачастую мужчины с этим именем любят тихую, стабильную, семейную жизнь, они замечательные хозяева. Любят жить на земле, стремятся иметь собственный дом.

Как поздравить Владимира с именинами

Мужчины с таким именем предпочитают простые поздравления, без лести и фальши, от чистого сердца. Не стоит пытаться поздравить Вову дорогой вещью, они очень трепетно относятся к вере и лучше, если это будет икона с ликом святого, церковная книга, восковые свечи.

Каждый человек должен почитать своего Ангела, чьё имя он носит, лучше всего это сделать, внимательно изучив историю святого, и стараться жить, той жизнью, которой жил святой. А также большое значение имеет молитва Святому с именем Владимир. Именины день ангела Вовы обязательно должны быть подкреплены молитвой, но также её можно читать в часы смуты или беды.

Молитва святому равноапостольному Великому Князю Владимиру

Эта молитва принесёт успокоение не только в дни именин, рекомендуется читать её каждый день, особенно мужчинам с этим именем.

«О великий угодник Господний равноапостольный князь Владимир! Призри на немощи наши и моли Премилосердного Бога, да не прогневается зло, да не погубит нас со беззаконием нашим, да помилует и спасёт нас милостью Своей. Да всадит в сердца наши покаяния и страх спасительный Божий, да просветит Господь благодатью своею ум наш в ежи оставит нам стеши нечестия, и обратит нас на путь спасения, неуклонно же заповеди Божьи твориться и Уставы Святые Церкви соблюдать.

Моли, заступник наш, Всемилостивого Бога, да явит он нам свою милость, пусть избавит он нас от болезней смертельных и зла всякого, и спасёт он рабов Божьих от всех козней и врагов, да сподобимся с тобой на вечное блаженствие, хвалящее и превозносящее Бога нашего во веки веков. Аминь».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Великий князь Владимир

Икона святого Великого князя Владимира.

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Святославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Владимир стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.

Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 (по новому стилю 28) июля.

И на берег вышел, душой возрожден,Владимир для новой державы,И в Русь милосердия внес он закон —Дела стародавних, далеких времен,Преданья невянущей славы!..

(А.К. Толстой)

Содержание:

Владимир Святой: жизнеописание

Анна, жена киевского князя Владимира Святого
Завет святого равноапостольного князя Владимира

Владимир Святой: жизнеописание

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его» — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак. Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

В. Петрушко: Князь Владимир и древнерусское язычество

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования. Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

Князь Владимир: от варварства к христианству

Долгое время рассказ об «испытании вер» Владимиром считали вымыслом, своего рода «сказкой». Однако это не так. Русь и в самом деле окружали страны и народы, придерживавшиеся разных вероучений, и приверженцы этих вероучений пытались привлечь к своей вере киевского князя. Летописное предание подтверждается свидетельствами иностранных источников, знающих о подобных посольствах князя Владимира. (Так, известно о посольстве «царя Буладмира» (Владимира) в Хорезм с целью обсуждения возможности принятия руссами ислама.) Владимир и в самом деле всерьез размышлял о преимуществах различных вер. Но то, что в конечном итоге он выбрал христианское вероучение (причем в его восточном, православном варианте), конечно же, не случайно.

Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи и родичи восточных славян — поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божием на своем родном языке. Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, — все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа.

К сожалению, о самом крещении князя Владимира, несомненно, главном событии его жизни, мы знаем явно не достаточно, ибо показания источников на этот счет весьма противоречивы. Летописи рассказывают о крещении Владимира под 988 годом и связывают его со взятием русскими войсками Корсуни (Херсонеса), византийского города в Крыму. Владимир осаждал город в течение долгого времени, рассказывает летописец, но никак не мог взять его, пока один из защитников города, некий Анастас (впоследствии сподвижник князя Владимира и настоятель Киевской Десятинной церкви) не пришел ему на помощь и не подал совет перекопать трубы, по которым в осажденный город поступала вода. Получив это известие, князь дает обет: креститься в том случае, если город будет взят. Херсонес, действительно, пал, но Владимир пока еще не спешит с крещением.

Он посылает в Константинополь, к византийским императорам Василию и Константину, с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну. Императоры соглашаются, но с непременным условием предварительного принятия князем христианства. «Скажите царям так, — обращается Владимир к посланникам императоров. — Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи». Царевна Анна в сопровождении своих приближенных и священников прибывает в Херсонес, где ее торжественно встречают жители.

Однако Владимира внезапно поражает тяжелый недуг: «по Божественному промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать». Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Князь повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир».

Так рассказывает летопись. Однако современные исследователи ставят этот рассказ под сомнение, полагая, что в летописном повествовании соединились различные и к тому же противоречивые источники, по-разному излагавшие историю приобщения Владимира к христианству. Используя данные других русских источников (в частности, так называемой «Памяти и похвалы князю Владимиру», составленной Иаковом мнихом и являющейся древнейшим известным Житием князя Владимира), а также свидетельства иностранцев, исследователи включают события, связанные с принятием русским князем христианства, в канву внешнеполитической ситуации того времени и восстанавливают действительный ход событий следующим образом

К концу 80-х годов X века Византийская империя оказалась на пороге национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами (986 год) и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем Вардой Фокой, объявившим себя императором (987), вынудили императоров-соправителей Василия II (будущего Василия Болгаробойцы) и Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру. (Это соответствовало условиям русско-византийского договора, заключенного отцом Владимира Святославом.) Владимир пообещал предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их порфирородной сестры. И гордые правители Ромейской державы вынуждены были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование, конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя — Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II.

Крещение св.князя Владимира.

Шеститысячный русский корпус прибыл в Константинополь и принял самое активное участие в подавлении мятежа; именно руссы сыграли решающую роль в разгроме войск Варды Фоки (сам он погиб в апреле 989 года). Однако императоры не спешили выполнить свое обещание относительно женитьбы Владимира на Анне. Разгневанный Владимир двинул свое войско на Корсунь и, лишь завладев городом, вынудил византийцев подчиниться. В Корсуни и произошло бракосочетание Владимира с византийской царевной. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя.

Покидая город, Владимир вывез из него многие святыни — церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива. Взяты были также античные изваяния и квадрига медных коней, поставленная впоследствии в Киеве, близ Десятинной церкви. Клир этой киевской церкви состоял из священников-корсунян, также вывезенных князем из завоеванного города. Вероятно, именно выдающаяся роль Корсуни в христианизации Руси и привела к появлению легенды о крещении князя Владимира именно в этом городе. (Впрочем, следует оговориться, что такая реконструкция событий, связанных с принятием христианства князем Владимиром, не является единственной.) После возвращения Владимира в Киев (989) начинается крещение народа.

Крещение Руси: факты истории

Крещение св. Руси.

Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».

Князь повелел сплавить идол вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого последовало крещение киевлян. Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку — богат ли, или убог, или нищий, или раб — да будет противник мне». Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра (так по версии Жития князя Владимира; летопись сообщает о крещении в Днепре). Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни). На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого Василия — небесного покровителя князя. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной — главный храм Киевской Руси Владимировой поры (храм был освящен 12 мая 996 года). С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира — установление церковной десятины.

Икона крещения Руси.

Крещение Руси.

Христианизация Руси растянулась, по крайней мере, на несколько десятилетий. Первоначально новая вера утвердилась в Поднепровье и некоторых (прежде всего, княжеских) городах. Не везде этот процесс происходил мирно. Так, в Новгороде, судя по свидетельствам поздних источников, имели место кровавые столкновения между представителями княжеской администрации и местным населением. В Северо-Восточной же Руси проповедники Слова Божия появились, по-видимому, лишь в XI столетии.

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, — едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно», рассказывает летописец. «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных — всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» А это уже слова мниха Иакова, автора «Памяти и похвалы князю Владимиру».

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко — легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами — главными врагами Руси в конце X — начале XI века. Владимир строит своего рода «засечную черту» по южным границам своего государства — ставит города-крепости по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Крепости соединялись мощным земляным валом. Самой знаменитой из поставленных Владимиром крепостей был Белгород на реке Ирпень, в глубине стугнинской линии обороны. Владимир заселяет крепости на южном порубежье Русской земли «лучшими людьми» из других областей страны — земель новгородских словен, кривичей, чуди, вятичей. Оборона Руси становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен. Кроме всего прочего, эта мера наносила серьезный удар по прежнему племенному строю Русского государства.

Закладка камня.

Во всех важнейших центрах Руси были посажены на княжение сыновья Владимира. В Новгороде княжил старший, Вышеслав, в Полоцке — Изяслав, в Турове на Припяти — Святополк (сын князя Ярополка Святославича, усыновленный Владимиром), в Ростове — Ярослав. После смерти Вышеслава (предположительно, около 1010 года) Ярослав получает Новгород, а на его место, в Ростов, переведен Борис. Глеб был посажен в Муроме, Всеволод во Владимире-на-Волыни, Святослав в Древлянской земле, Мстислав в Тьмуторокани, Станислав в Смоленске, Судислав в Пскове. (Всего князь Владимир имел 12 сыновей.) Большинство названных городов — старые племенные центры, которые, благодаря нововведениям Владимира, управлялись теперь непосредственно сыновьями киевского князя.

Князь Владимир

Памятник св. князю Владимиру.

В последние годы жизни Владимир испытывал немало беспокойств из-за своих сыновей. Так, вскоре после женитьбы на Болеславне Святополк устроил заговор против приемного отца. По свидетельству иностранных источников, организатором заговора был польский князь Болеслав, а также епископ Рейнберн, духовник жены Святополка. Заговор был раскрыт; Святополк, его жена и Рейнберн арестованы. Польский епископ умер в заточении, а Святополк и его супруга пребывали под стражей до самой смерти Владимира. В 1014 году поднял мятеж еще один сын Владимира — Ярослав Новгородский (будущий Ярослав Мудрый). Он отказался платить в Киев ежегодную дань — 2 тысячи гривен. Это вызвало жестокий гнев Владимира, и он объявил о походе на Новгород.

Однако Бог не допустил войны между отцом и сыном. В то время Владимир был уже стар, к старости приспели и болезни. Одна из них и не дала Владимиру выступить в поход против Ярослава. Думая о том, кому передать престол, Владимир призвал в Киев своего любимого сына — Бориса. В это время на Русскую землю вновь напали печенеги. Владимир находился в великой печали, оттого что не мог сам выйти против них; он передал своих воинов в руки Борису. Борис отправился против печенегов, однако не нашел их: кочевники, услыхав о приближении войска, ушли обратно в степи. Но Владимиру уже не суждено было узнать об исходе последней в его жизни печенежской войны. 15 июля 1015 года он скончался в сельце Берестовом близ Киева. Власть в Киеве в отсутствие Бориса захватил Святополк, освободившийся из-под стражи. Он попытался сохранить в тайне смерть отца: «Умер же Владимир на Берестове, и потаили смерть его, потому что был тогда Святополк в Киеве», рассказывает летописец. Однако смерть великого князя, столь много сделавшего для своейстраны и столь прославившего свой город, конечно же, не могла пройти незамеченной. Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа, оплакиваемый всеми киевлянами — и боярами, и убогими, малыми и великими. «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…»

Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. Однако, по не вполне ясным причинам, официальная канонизация князя Владимира задержалась на два столетия. Отчасти это объяснялось, наверное, тем, что мощам блаженного князя не был дан дар чудотворения. Вот что рассказывал об этом автор древнейшего Жития князя Владимира: «Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит по смерти — многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются. Сказал ведь некогда об этом святой Иоанн Златоуст: «От чего узнаем и разумеем святого человека — от чудес или от дел?» И сказал: «От дел узнаем, а не от чудес»…» И только в XIII веке происходит общецерковное причтение князя Владимира к лику святых. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича (Александра Невского), разгромила шведское войско.

Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма. В 1635 году киевский митрополит Петр Могила, казалось бы, обнаружил драгоценную святыню — два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель извлек из гроба главу и кисть правой руки. Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе. Однако современные исследователи ставят под сомнение подлинность этой находки.

Анна, жена киевского князя Владимира Святого

Карпов А. Ю.: историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»

Принцесса Анна, жена св. князя Владимира.

АННА (род. 13 марта 963; ум. 1011/1012), византийская принцесса, порфирогенита, дочь императора Романа II, сестра императоров Василия II и Константина VIII, жена киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси.

Анна родилась за два дня до смерти своего отца императора Романа (сведения византийского хрониста Иоанна Скилицы); следовательно, ее рождение произошло в т. н. Порфире – особом помещении Константинопольского дворца, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. По-видимому, именно ее руки добивался для своего сына, будущего императора Оттона II, император Священной Римской империи Оттон I в 967 г. (сведения Лиутпранда, епископа Кремонского, не назвавшего, однако, имени предполагаемой невесты).

Около 987 г. начались переговоры о браке Анны и русского князя Владимира. Этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии; не удивительно, что о нем сообщает целый ряд источников – как русских (летописи, различные редакции Жития князя Владимира), так и иностранные (Яхъя Антиохийский, Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир; Скилица; Титмар Мерзебургский и др.).

Обстоятельства беспрецедентного сватовства русского князя к порфирородной принцессе известны. Византийский император Василий II, оказавшийся в крайне затруднительном положении после поражения от болгар (август 986 г.) и начала мятежа Варды Склира (февраль 987-го), а затем и Варды Фоки (август или сентябрь 987-го), обратился за помощью к русскому князю Владимиру. Владимир обещал помочь, но потребовал взамен руки Василия Анны. Несмотря на то, что брак порфирородной принцессы с «варваром» считался кощунственным и недопустимым (о чем специально писал в середине X в. дед Василия и Анны император Константин VII Багрянородный в своем сочинении «Об управлении Империей»), Василий дал согласие при условии крещения Владимира (не позднее октября 987 г.). Владимир, вероятно, принял крещение, но заключение брака задержалось почти на два года. За это время Владимир успел оказать помощь Василию (ставшую спасительной для него), а затем начал военные действия в Крыму против византийского города Херсонеса (Корсуни). Лишь после падения Херсонеса (вероятно, между 7 апреля и 27 июля 989 г.) переговоры между Василием и Владимиром были возобновлены. Анна всячески противилась браку (о чем согласно сообщают русские и восточные источники), однако ей пришлось подчиниться воле брата. Вместе со священниками и приближенными она отправилась в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром. О пребывании Анны в Херсонесе, помимо «Повести временных лет», свидетельствуют данные микротопонимики: во второй половине XI в. в Корсуни были известны «царицыны палаты» (летописная статья 988 г.). Об этом же, вероятно, свидетельствует Житие св. Стефана Сурожского (известное в русском переводе, в списках не ранее XV в.), а именно «Чудо 4-е» (последнее из посмертных чудес святого). В нем имеется рассказ о болезни, случившейся с «царицей Анной» на пути из Херсонеса в Керчь: Анна заболела, когда пребывала на «Черной воде» (греческое Мавропотам; вероятно, нынешняя река Биюк-Карасу), вблизи Сурожа (современный Судак); ее исцелила молитва святому Стефану.Анна – единственная византийская царица, о пребывании которой в Крыму (и при том именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Это делает отождествление Анны Жития с Анной, женой князя Владимира, весьма вероятным. (Русские источники всегда называют Анну «царицей», но не царевной; кроме того, отметим, что авторы Жития вовсе не проводят такого отождествления, следовательно, ее имя не могло появиться в тексте Жития по догадке.)

Согласно «Повести временных лет», а также Житию князя Владимира, именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство: вскоре после ее прибытия в Корсунь князь заболел глазами и крестился лишь после того, как Анна пообещала ему исцеление. Впрочем, этот эпизод можно расценивать и как агиографический штамп, клише, поскольку, как можно полагать, Владимир ко времени бракосочетания с Анной уже был крещен. Тем не менее роль Анны в христианизации Руси была весьма значительной. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Имя Анны читается в тексте т. н. Устава князя Владимира о церковных судах (памятнике XIII в., в основе которого, вероятно, лежит подлинная грамота князя Владимира).

Дочерями Анны, по-видимому, были Мария-Добронега, ставшая впоследствии женой польского князя Казимира I Восстановителя, а также, возможно, Феофана, жена новгородского посадника Остромира (предположение А. Поппэ). Высказывавшееся неоднократно предположение о том, что Анна являлась также матерью князей Бориса и Глеба не представляется обоснованным и прямо противоречит источникам.

«Повесть временных лет» сообщает о смерти Анны под 6519 (1011/1012) г. Это известие, извлеченное, скорее всего, из помянника Киевской Десятинной церкви (где княгиня была похоронена), безусловно, надо предпочесть свидетельству византийского хрониста Скилицы, согласно которому Анна умерла уже после своего мужа, т. е. после 1015 г. О гробнице Анны, находящейся рядом с гробницей ее мужа, сообщает немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ошибочно назвавший княгиню Еленой).

Завет святого равноапостольного Великого князя Владимира

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».

Акафист святому равноапостольному князю Владимиру

Икона равноапостольного князя Владимира.

Кондак 1 

Избранного светильника, тьму идолослужения в державе Русской разгнавшаго и светом Божественныя веры ю просветившаго, восхваляем тя, святый равноапостольный княже Владимире: ты же яко выну со дерзновением предстояй Царю царствующих, не престай моляся о достоянии твоем и твоими молитвами сохраняй нас от всяких бед и зол, да со умилением благодарственно зовем ти: Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Икос 1

Ангелом и человеком Творец, времена и лета во Своей власти положивый и судьбы государств и народов устрояяй, егда благоизволи призвати род русский от тьмы идолослужения ко свету истины и правды вечныя, постави тя, благоверный княже, благовестителя и совершителя сея всеблагия воли Своея. Темже, благодаряще Творца и Спаса нашего, славословим тя, яко великаго избранника Божия нашего ради спасения, с веселием зовуще: Радуйся, равноапостоле, ко просвещению народа русскаго Премудрым Промыслом предъизбранный; радуйся, от первозваннаго апостола на горах Киевских прореченный. Радуйся, преславный сосуде Божественныя благодати, державе твоей дарованный; радуйся, пречудный кореню, из негоже на земли нашей произрасте велие древо правоверия. Радуйся, яко тобою Имя Господне во всех пределех страны твоей прославляется; радуйся, яко и твое преславное имя от всех родов русских с любовию воспевается. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 2

Видя суету бездушных идолов и прелесть диавола еюже уловляет темныя люди в сети беззакония, купно же слыша святых первомученик русских за Христа Феодора и юнаго Иоанна, глаголющих безбожным мучителем: “Бози ваши не суть бози, но древо, еже днесь пребывает — утро сгнило есть. Един же есть Бог Истинный, Иже сотвори Небо и землю”; тогда возгорелся еси сердцем, во еже взыскати и уведети Сего Единаго Истиннаго Бога, Емуже покланяется всяко колено Небесных, земных и преисподних, немолчно поспевая: Аллилуиа.

Икос 2

Разум всевышний приосени тя, егда предсташа ти проповедницы разновернии и потщался еси, да не уловлен будеши в сети лжеучения, но да обрящеши веру истинную и спасительную. Темже ублажаем тя: Радуйся, премудрый просветителю народа русскаго; радуйся, разум богопросвещенный стяжавый. Радуйся, яко ухищрения и суесловия лжеучителей посрамил еси; радуйся, яко глаголы Жизни Вечныя в словесех Мудреца Истиннаго мудре уразумел еси. Радуйся, лучу Божественнаго света посреде тьмы лжеверия; радуйся, стено нерушимая посреде бури страстей языческих. Радуйся, Владимире, державы Русския прocветитeлю.

Кондак 3

Силою свыше умудрен, послал еси мужи избранныя во страны иныя, да видят и испытают, како инии народи служат Богу и како веру свою от дел своих показуют; тии же вся добре испытавше, достигоша Царьграда, идеже видяще благолепное совершение Божественнаго священнодействия, мнеша себе не на земли, но на Небеси стояти, и со умилением сердца воздаша хвалу Господеви, зовуще: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще в сердцах своих твердое уверение, яко вера греко-восточная воистинну есть православная и яко священнодействия ея паче всех иных велелепна, послании тобою мужие, возвратившеся во Отечествие свое исповедаша сия пред лицем твоим и пред старейшины твоими, рекоша же: “Никтоже вкусив сладкаго, восхощет горькаго, тако и мы не можем паки остати зде и служити кумиром”. Яковое извещение прием, возгорелся еси ревностию по вере истинней. Сего ради величаем тя: Радуйся, гласу Божественныя благодати прилежно внимавый; радуйся, водительству Святаго Духа ycеpдно последствовавый. Радуйся, яко советники твоя умудрил еси; радуйся, вся люди твоя советы твоими ко истинней вере привел еси. Радуйся, яко со тщанием поискал еси добраго бисера Христа; радуйся, пчело трудолюбивая, мудре взыскавшая цветы, в них же сладкий мед истины и спасения. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 4

Бурею сумнений и недоумений не поколебался еси повнегда уведети тебе веру истинную, православную, но абие восхотел еси прияти Святое Крещение со всею державою твоею, да купно с нею, яко отец со чады своими, достойно воспоеши Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше боляре и старейшины яже о вере истинней, помянуша праматерь твою святую княгиню Ольгу, яже прият Святое Крещение в Цареграде, и рекоша: аще не бы блага бысть вера сия, не бы прияла ю сия мудрейшая в женах. Темже и мы, присно поминающе премудрую Ольгу, благодарственно зовем ти: Радуйся, яко соблюл еси Божественное семя, еже всея в сердце твое блаженная праматерь твоя; радуйся, яко святым заветам тоя последовал еси. Радуйся, яко провидел еси в ней зарю спасения народа твоего; радуйся, солнце возшедшее по заре той. Радуйся, свете, старейшины твоя просветивый; радуйся, вся люди твоя ко Христу приведый. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 5

Боготканную одежду Святаго Крещения восхотев получити, помыслил еси, откуду и како имети имаши толик сонм пастырей и учителей, да просветят вся люди твоя с тобою, и како пояти себе жену, в вере святей испытанну, дому твоему благую строительницу, чадом твоим матерь во Христе, советницу же всем во благочестии, и о сем всем поревновав, дух твой приведе тя ко стране Гречестей, идеже вернии от лет древних благочестно воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше царие гречестии всю страну твою во тьме идолослужения коснящу, небрегоша тя, яко кумиром служаща, обаче побеждени бывше от тебе и уведевше крепкое изволение твое прияти Святое Крещение и вся люди твоя ко Христу привести, исполнишася радости и вдаша ти сестру свою Анну на брак, пастыри же и учители народу твоему. Темже и мы, присно радующеся святому сему союзу твоему, воспеваем тя: Радуйся, яко посетил есть тя Восток свыше; радуйся, яко звезда Всевышняго приведе тя к Востоку, идеже Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь, седмь Соборов Вселенских, иже утвердиша веру Христову по вселенней. Радуйся, яко сия есть вера апостольская, сия вера вселенную всю утверди; радуйся, яко от чистаго источника чистое учение Христово приял еси. Радуйся дому твоего и чад твоих добрый рачителю, радуйся, всего народа твоего премудрый наставниче. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 6

Пастырие и учители, ихже приял еси, прехвальне княже, от царей греческих, яко да напаяют всю страну Русскую ученьми Божественными, со тщанием течаху на делание свое, благодарственно поюще призвавшему народ твой ко спасению Господу Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия пречудне чувственный свет в помраченною недугом слепоты очию твоею, в душе твоей свету благодати возсиявшу, егда, просветився Божественным Крещением, изшел еси от святыя купели, еже ощутив, радостно воскликнул еси: “ныне познах Бога Истиннаго”. Темже ублажаем тя: Радуйся, светильниче, огнем Божественныя благодати во тьме язычества возжженный; радуйся, благовестителю света Христова, омраченная очеса и сердца народа твоего отверзаяй. Радуйся, яко умною очию твоею провидел еси Божие смотрение о державе твоей; радуйся, яко до конца потщался еси, да и вси людие твои просветятся в нем. Радуйся, богосветлая главо князей Русских; радуйся, славнейшее украшение и похвало Церкве Христовы. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 7

Хотя просветити Божественным Крещением народ русский, первее повелел еси креститися сыновом и вельможам твоим, да вси людие, последующе стопам их, со благим произволением приступят ко Святому Крещению, благочестно зовуще Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Ново творение во Христе яви тя, по Святем Крещении, образ жития твоего: ревнитель бо первее быв идолослужения, последи выну по вере Христовой ревновал еси: возлюбил же еси кротость и милосердие, воздержание и целомудрие и все житие по заповедем Господним. Чудящеся убо благому пременению сему, благочестно зовем ти: Радуйся, яко росою Святаго Духа пламень страстей в себе угасил еси; радуйся, яко огнем Божественныя благодати вся помышления и вся чувствия твоя согрел еси. Радуйся, селения Господня, церкви святыя, паче всех селений земных, возлюбивый; радуйся, Божественныя службы и Христова учения паче всех деяний и учений взыскавый. Радуйся, образ новаго жития всем людем твоим в себе показавый; радуйся, сирых и убогих благий кормителю и попечителю. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 8

Странное бе, купно же и радостотворное видение, егда тмочисленный сонм мужей и жен, юнош и дев, таже незлобивых младенец с радостию течаху к реце Днепру, якоже ко Иордану, идеже крещахуся во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, иереом на брезе возносящим тайнодейственныя молитвы и воспевающим Господу песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси объят неизреченною радостию, достоблаженне княже, зря крещаемыя люди твоя, и во умилении сердца, воздав хвалу Спасителю Богу, усердно молил еси Его, да призрит на новопросвещенныя люди Своя, да утвердит их в вере и благочестии и да прославит Имя Свое в странах русских. Воспоминающе убо преславное и прерадостное сих сбытие, приносим ти благодарственныя и похвальныя песни сия: Радуйся, виновниче спасения безчисленных душ в земли Русской; радуйся, неоскудеваемый источниче благословений и милостей Божиих к народу твоему. Радуйся, благий вертоградарю, сад Божественныя веры в царстве твоем насадивый; радуйся, поточе сладости, напоивый водою благочестия люди русския. Радуйся, яко Божественную веру прославил еси, прелесть же идольскую посрамил еси; радуйся, яко Царь царей дарова тебе мудрость Соломонову, кротость Давидову, ревность Илиину, правоверие апостольское. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 9

Все естество Ангелов, хранителей рода человеческаго, прослави тя, благоверный княже, егда повелел еси отцем и матерем вдаяти дети своя в учение книжное, да разумеют, яже веруют, и да познают, како житие свое добре по вере провождати. Темже и ныне призри на учащияся Божественным писанием, и на отцев и матерей их, пастырей же и учителей, споспешествующих им во учении, благослови, укрепи и настави я во трудех их, да возрастают в вере истинней и в добром житии, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не могут достойно изобразити величие благодеяний, дарованных тобою, княже, земли твоей: водворив бо в ней Божественную веру, избавил еси ю от мрака языческаго и вечныя погибели, открыл еси ей путь ко истинному просвещению, ко спасению и земному благоденствию. Сего ради со благодарением благочестно зовем ти: Радуйся, могущества и славы державы Русския основателю; радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю. Радуйся, в народе твоем языческих суеверий и злых обычаев искоренителю; радуйся, идольских требищ и кумиров потребителю. Радуйся, святых храмов создателю; радуйся, равноапостольному царю Константину равночестный подобниче. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 10

Спасти хотя от вечныя погибели царство твое, в бездне идолослужения гибнувшее, подъял еси велия труды и попечения, обходя грады и веси земли твоея и посылая повсюду пастыри духовныя, во еже Божественною верою Святым Крещением люди твоя просветити, и научити их Единому Истинному Богу пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена твердая был еси земли твоей во вся дни живота твоего противу врагов тоя и виновник благоденствия и славы ея; буди и ныне защитник необоримый от враг видимых и невидимых и помощник в нуждех и скорбех нам, с любовию вопиющим тебе: Радуйся, благопопечительнейший пастырю народа русскаго; радуйся, благострадательнейший отче сирых и страждущих. Радуйся, готовый споспешниче ищущих вечнаго спасения и истиннаго просвещения; радуйся, слава и радование державы Русския. Радуйся, присный помощниче в многотруднем деле народоуправлепия; радуйся, мощный споборниче в брани воинства русскаго. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 11

Пение умиленное приими от нас, угодниче Божий, сокруши твоими молитвами вся враги наша, насади православную веру среди язык страны русския, неведущих истиннаго Бога, искорени в ней вся ереси и расколы, да сынове русские едиными усты и единым сердцем славят Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, просвещающее сиянием своим страну русскую, ты еси достохвальне княже Владимире, разгоняя мрак идолослужения и показуя путь к истинному просвещению и небесному блаженству. Сего ради, прославляюще тя глаголем: Радуйся, звездо, просвещенная от незаходимаго Солнца Правды; радуйся, путеводителю, правую стезю к вечному спасению нам открывый. Радуйся, мощный споспешниче и укрепление проповедников православныя веры; радуйся, присный покровителю благих наставников юношества и всех благотрудящихся на пользу общую. Радуйся, скорый помощниче всех, к помощи твоей прибегающих; радуйся, яко всем усердно тя чтущим, благотворныя советы подаеши. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 12

Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, преблагий пастырю наш, от Всещедраго Бога и Спаса нашего, вразумляющую и укрепляющую нас в деле спасения, да не безплодна будет в нас насажденная тобою святая вера, но да уклоняющеся от путей нечестия и заблуждений, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем вечнаго блаженства, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя премногая и преславная благодеяния, явленная державе нашей в просвещении тоя светом Божественныя веры, купно же велия твоя труды и подвиги, во благоустроение ея подъятыя, усердно благодарим и восхваляем тя, с любовию зовуще: Радуйся, богоизбранне и богопрославленне самодержче земли Русския; радуйся, несокрушимое ограждение ея, покрове и защищение. Радуйся, райское древо, произрастившее две пречудныя отрасли, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, радуйся, первостоятелю святых Русския Церкве. Радуйся, апостолов сопрестольниче и сликовствователю; радуйся, яко на землю Русскую выну призираеши благ временных и вечных ей у Бога ходатайствуеши. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю.

Кондак 13

О прехвальный и предивный равноапостоле, великий княже Владимире, приими милостивно от нас благодарение сие о всех, яже тобою воздаде Господь нам, отцем и праотцем нашим и всей державе Русской, начен от дне Крещения даже до сего часа, и моли Всеблагаго Бога пробавити милость Свою на ны и на роды родов наших, утвердити ны в правоверии и благочестии, хранити же от всех бед и зол, да сподобимся с тобою, якоже чада со отцем, во веки воспевати Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы святому равноапостольному князю Владимиру

Молитва первая

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Тропарь равноапостольному князю Владимиру

Тропарь, глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу.

Кондак, глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся, яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею: и ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Величание

Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтем святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго.

святой покровитель владимира

Многие задаются вопросом, какие святые покровители по имени и дате рождения у них. Наша статья целиком посвящена ответу. Вы узнаете имя своего святого покровителя, также будет предоставлена информация о том, как лучше праздновать именины. Этот день неимоверно важен для каждого человека. Итак, читайте внимательно информацию, представленную ниже.

В наше время у людей всё больше после многолетнего перерыва начинает возрождаться интерес к своим небесным покровителям и дням именин. Но многие продолжают путать понятия «день именин», «день рождения» и «день ангела-хранителя». Также часто люди просто не задумываются, а почему их день именин празднуется, скажем, сегодня, а не завтра или в какой-либо другой день. Ещё чаще, узнав, что святых с определённым именем несколько, люди начинают теряться в догадках, а какой же именно из этих святых является небесным покровителем для того или иного человека. Давайте попробуем разобраться в этих вопросах и найти на них ответы. Эти понятия просто необходимо различать.

День именин, день ангела-хранителя и день рождения

О том, что же такое день рождения, думаю, знают все и любят его праздновать, созывать гостей и получать подарки. Тут всё просто: день рождения — это день, в который человек родился. Но давайте задумаемся, а почему же довольно часто человека у нас в день его рождения называют «именинником»? Так происходит оттого, что благодаря длительному атеистическому периоду на всём постсоветском пространстве люди попросту стали путать день рождения и день своих именин, объединяя их порой в одну дату. Однако же «день рождения» и «день именин» — понятия разные. Стоит упомянуть, что до революции в царской России именины для православных были гораздо более важным праздником, чем день рождения. В наше время они празднуются намного реже. Виной тому неосведомлённость людей по поводу значимости дня именин. Но с каждым годом ситуация меняется и всё больше людей проявляют интерес к ним и своим небесным покровителям. Так что же это за день? Верующие ещё обозначают его словом «тезоименитство». Вам ведь знакомы значения слов «тёзка», «тёза»? Они обозначают человека, у которого такое же имя. Так вот: определённый календарный день, в который вспоминается тот или иной святой или же сразу несколько святых, и является тезоименитством, праздничным для человека, носящего имя того святого, которого этим днём вспоминают. В простонародье, особенно в западных частях Украины и Белоруссии, день именин зачастую обозначается как «день ангела», «день ангела-охоронця (ангела-хранителя)», что, конечно же, тоже не совсем правильно. Ошибка происходит по той причине, что верующие люди своих святых иногда именуют ангелами, ангелами-хранителями. Но это не святой, это именно ангел, добрый дух, данный при крещении Богом человеку, для того, чтобы тот наставлял человека во время его земной жизни на путь спасения. А вот личного его имени человек знать не может, так как он для человека невидим. Потому-то для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня для его воспоминания. Но установлены определённые дни, в которые чествуют все небесные ангельские силы.

святой покровитель владимира

Как узнать имя святого покровителя

Так как всё-таки узнать, и когда назначается день почитания своего святого? И какие святые покровители по имени и дате рождения у каждого из нас? В конце концов, кто это всё определяет? Итак, по порядку: во-первых, чтобы узнать, какой из святых является нашим небесным покровителем, нам необходимо заглянуть в Святцы, или, как ещё называют этот церковно-народный календарь, Месяцеслов. Именно там записаны имена всех святых и даты для их памяти. А установлены эти даты Церковью, которая и причисляет того или иного человека к лику святых. Во-вторых, обычно определяются святые покровители по имени и дате рождения. Хорошо, с этим понятно, ведь имя мы своё знаем. Однако как же нам быть, если в Святцах упоминаются сразу несколько святых с нашим именем? В таком случае, мы должны выбрать святого, чья память чествуется ближе всего ко дню нашего рождения. Следует также учесть, что список со святыми постоянно обновляется, по мере того как прославляются всё новые и новые святые. Например, на Архиерейском соборе в 2000 году были прославлены новомученики и исповедники российские, и вот если человек был крещён до 2000 года, то святые по имени и дате рождения определяется согласно изданиям Святцев ранее 2000 года. А если после — то святой определяется из более широкого списка по дате рождения, по изданиям Святцев позднее 2000 года. А что делать, если в Святцах мы не найдём святого со своим именем? Например, если человек носит не христианское имя? В этом случае мы должны выбрать святого покровителя, близкого по имени к нашему. Так, Дина становится Евдокией, Анжелика становится Ангелиной, Жанна Иоанной, а Светлана — Фотинией. А вот Юрий при крещении нарекается Георгием. Значит ли это, что человек и в обычной мирской жизни называется этим новым именем? Нет. В мирской жизни он, естественно, остаётся Юрием. А в церковной жизни, при, скажем, исповеди или причастии, называя себя, он должен назвать церковное имя: Георгий. Подавая записки о здравии или о упокоении, также пишется церковное имя человека. Раньше, когда решали наречь и покрестить новорождённого, обычно заглядывали в Святцы и смотрели, память каких святых Церковь чтит в этот день, и выбирали святого покровителя для младенца по имени из этого списка. Именно в день крещения ребёнка, а не в день его рождения. Теперь же это забытая традиция, и в наше время мало кто её придерживается. Нарекают теперь в основном в честь своих родственников либо в честь каких-то любимых персонажей книг или фильмов, но не в честь святых. Это происходит ещё и потому, что многие не знают, какие святые покровители по дате рождения и имени существуют. На примере некоторых имён посмотрим, сколько святых приходится на одно имя.

святой покровитель владимира

Святой покровитель имени Андрей

Имя Андрей — греческого происхождения. В переводе оно означает «мужественный, храбрый». Поскольку данное имя очень распространено, — так звали одного из двенадцати апостолов Христовых, — то, соответственно, и святых с таковым именем должно быть немало. Посмотрим, так ли это? Заглянем в Святцы. Да, действительно, святых с именем Андрей немало. Вот они. Священномученик Андрей, епископ Уфимский (8 января), мученик Андрей Лампсакийский (31 мая), апостол Андрей Первозванный (3 июля, 13 июля, 13 декабря), преподобный Андрей Рублёв, иконописец (17 июля), преподобномученик Андрей Критский (30 октября).

Итак, как мы можем видеть, выбор богатый. Это далеко не полный список. Помните, что Андрею для определения его небесного покровителя нужно выбрать святого с именем Андрей из списка, который бы оказался ближайшим ко дню рождения.

Владимир

Какой святой покровитель имени Владимир? Оно славянское. Первая часть имени восходит ещё к праиндоевропейской основе и обозначает слово «сила, власть». Вторая же часть имени заимствована из германских языков со значением «великий, знаменитый». Однако эта вторая часть (-мер) у славян приняла, под влиянием слова «мир», иное значение, соответствующее указанному слову. Получается, что имя Владимир обозначает сочетание «владеющий миром»; одновременно миром в значении «Вселенная, земной шар», и миром в значении «тишина, покой». Первоначально имя это было языческим. Но после крещения Руси, впоследствии, имя Владимир канонизировали, поскольку Русь крестил князь Владимир Святославич. Святых с таким именем гораздо меньше, чем в случае с Андреем. Заглянем в Святцы. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1 февраля), мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский (4 июня), равноапостольный великий князь Владимир (28 июля), мученик иерей Владимир (29 августа), благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский (17 октября).

святой покровитель владимира

Имя Дмитрий

Теперь узнаем, какой святой покровитель имени Дмитрий. Это греческое имя означает «посвящённый богине Деметре». Установленная церковная форма имени — Димитрий. Святых с этим именем также немало, поскольку имя Дмитрий является очень распространённым и по сей день. О каких же святых с именем Димитрий упоминают Святцы? Преподобный Димитрий Скевофилакс (7 февраля), праведный Димитрий Юрьевский, сын благоверного князя Святослава (16 февраля), страстотерпец благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский (28 мая, 5 июня, 16 июня), мученик Димитрий Казанский (15 октября), мученик Димитрий (28 ноября), праведный Димитрий (14 декабря).

Александра

Поговорим о том, какой святой покровитель имени Александра. Это женская форма имени Александр; имеет греческое происхождение и переводится как «защитница людей», «храбрая». Святых с этим именем, прямо скажем, немного, вот они: мученица Александра Понтийская (2 апреля), мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица (6 мая), мученица Александра Коринфская (31 мая, 19 ноября), преподобная Александра Дивеевская (26 июня), святая страстотерпица императрица Александра (17 июля). В России, безусловно, наиболее популярная святая, носящая данное имя, — это российская императрица, супруга Николая ІІ, последнего российского императора.

святой покровитель владимира

Анна

Стоит рассказать о том, какой святой покровитель имени Анна. Если все предыдущие рассматриваемые нами имена (за исключением Владимира) были греческого происхождения, то это имя — еврейского, и переводится как «благодать, благосклонность, милость, милая». Имя это — библейское. Так как имя очень распространено по всему миру, то и святых с этим именем, в отличие от Александры, ясное дело, много: пророчица Анна (16 февраля, 22 декабря, мученица Анна Готфская (8 апреля), благоверная великая княгиня Анна Кашинская (25 июня, 3 августа, 15 октября), преподобная Анна Вифинская (26 июня, 11 ноября), мученица Анна (18 июля).

Елена

Какие святые покровители имени Елена? Оно греческого происхождения. Интересно тем, что этимология его до сих пор неясна. Были предположения, что оно связано с богом солнца Гелиосом или указывает на самоназвание греков — эллины. Однако, несмотря на популярность, святых с этим именем весьма мало. Мученица Елена (28 января), равноапостольная царица Елена (3 июня), мученица Елена, дочь апостола Алфея (8 июня), преподобная Елена Дивеевская (10 июня), равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, в святом крещении Елена (24 июля), праведная Елена, королева Сербская (12 ноября).

святой покровитель владимира

Немного об иконах святых покровителей

Существует множество икон с изображениями святых. И очень хорошо, если человек имеет дома или носит с собой изображение своего небесного святого покровителя. К святому можно обращаться с любой просьбой, наши святые покровители нас слышат и помогают. Для того чтобы правильно выбрать икону с изображением своего святого, нам нужно знать о своём покровителе, как он изображается на иконах, зайти в церковную лавку и выбрать подходящую. Будет хорошо, если икона святого покровителя по имени будет всегда находиться рядом с вами. В дополнение скажем, что неплохо было бы ещё и знать хотя бы одну молитву, обращенную к своему святому.

Как правильно праздновать день святого покровителя?

Если вы понимаете, в чем отличие именин от дня рождения, вы, безусловно, понимаете и разницу между празднованиями. В день именин мы, прежде всего, вспоминаем своих святых, чтобы и они помнили о нас. В день именин верующие обычно идут в храм, исповедуются и причащаются. Но, безусловно, нет препятствий для гостей, праздничного ужина и подарков. Но это не должно быть шумное веселье и застолье с алкогольными напитками. Лучше, если это будет душевная беседа, наполненная смыслом и содержанием. Стоит отметить, что, если ваши именины приходятся на время Поста, готовить нужно только постные блюда. Соблюдайте это правило. Если ваши именины пришлись на будний день в Пост, их необходимо перенести на воскресенье или субботу.

святой покровитель владимира

Некоторые люди никак не отмечают день своих именин. Это крайне неправильно, ведь, кроме религиозного подтекста, это ещё и просто хороший светлый день, наполненный радостью.

Очень важно с раннего возраста приучать детей к празднованию именин, водить их в храм к причастию, а также дарить им небольшие подарки и устраивать тихое застолье в кругу семьи. В дальнейшем ребенок на протяжении всей жизни будет относиться к этому дню, как к праздничному и особенному.

И ещё. Никогда не забывайте поздравлять с именинами своих родственников и друзей. Дарите им небольшие подарки. Ваше внимание в этот день им будет очень приятно. По возможности навещайте их. Знание о том, какие святые покровители по дате рождения и имени у ваших близких, помогут вам с выбором подарка, если вы решите приподнести икону.

Очень надеемся, что эта статья была полезной для вас. Вы знаете, какие есть святые покровители по имени и дате рождения, а также как их определять. Это ещё не все. Вы узнали, какой святой покровитель по имени у вас. Также надеемся, что для вас будет интересной информация, как нужно праздновать именины. Для многих людей это очередной повод для застолья, что не является правильным. Теперь вы будете знать, какие действия лучше всего совершать в этот замечательный для каждого человека день его именин. Как узнать имя святого покровителя? Это не так сложно. Нужно лишь проявить живой интерес.

Другие статьи:

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here