Святой агапит печерский

Для наших читателей: святой агапит печерский с подробным описанием из различных источников.

Кондак 1

Избранный учениче великаго учителя преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония дивный подражателю жития его святаго, святче отче Агапите, песнью восхвалим тя с любовию заступника нашего; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися выну о спасении нас грешных, от всяких бед избавляя зовущих ти: Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Икос 1

Ангелов любезную чистоту от юности твоея возлюбил, блаженне Агапите, к добродетелей подвижнику, преподобному Антонию притекл еси, и от него во иночество облеченный, подражатель ревностный подвигов его был еси; темже славим тя воззвании сими: Радуйся, богоноснаго Антония добродетелей и даров наследниче. Радуйся, на высоту совершенства духовнаго возшедый. Радуйся, молитвами усердными дар врачевания и чудотворения от Господа получивый. Радуйся, из глубины души воздыханиями чистоту душевную стяжавый. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 2

Видев Всевидец Господь благое души твоея изволение, блаженне Агапите, еже поработати Ему безленостно, внуши преподобному Антонию благословити тя на жестокое и острое в пещернем затворе житие. Ты же благословение святое с верою прием, в пещере покой вечный обрел еси Единому Богу работая в пениих, бдениих и пощениих немолчно воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев преподобный Антоний произволение Божие возсияти в сем иноце вельми благоугодным начинаниям и душевноспасительным намерениям, изобильно насытил духовною сладостию и в добродетелех укрепил есть, чесо ради вопием ему таковая: Радуйся, преподобнаго Антония нравы себе усвоивый. Радуйся, тою житию усердно поревновавый. Радуйся, сыновью любовь к нему стяжавый. Радуйся, и от него зело возлюбленный. Радуйся, самовидче его подвигов. Радуйся, во врачевании недугов ему споспешествующий. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемый, святе Агапите, великия иноческия труды подъял еси, да благословит дело рук твоих во славу имени Его святаго на спасение и врачевание всех с верою и надеждою к тебе притекающих и неленостно возносящих песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысел чист и непорочну совесть и памятуя рекшаго: “Болен бе и посетите Мене: понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших — Мне сотвористе…” недугующих иноков под свой покров отечески приемля, якоже родители чада своя, утешал еси, отраду своим попечением подающе, и отеческою ласкою тяжесть болезни облегчающе, молитвою с одра болезни воздвигал еси. Сего ради приими от нас богохваления таковая: Радуйся, в добродетелех богоискусный подвижниче. Радуйся, во Христе всю братию монашескую возлюбивый. Радуйся, недужных иноков смиренный и неусыпный служителю. Радуйся, за подвиги временнаго жития покой вечный обретший. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 4

Бурю многомятежнаго житейскаго моря безбедно прошел еси блаженне, и в пристань безстрастия достигл еси, окормляем заповедями Христа Бога яже быша светильник ногама твоима и свет стезям твоим. Темже ныне в горних обителех водворяешися, сладце поя Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мысли о благоугоднем житии твоем, блаженне Aгапите, прихождаху к тебе: ови послушати поучений твоих, ови исцелений от различных недугов прияти, ихже ты с отеческою любовию приемля, руководствовал еси ко спасению, отгоняя всяк недуг и всяку немощь. Сего ради мы прибегаем к тебе, великому помощнику и целителю, славяще тя сице: Радуйся, безмолвия любителю, обитель подвиги своими украсивый. Радуйся, спасения многих душ человеческих виновниче. Радуйся, болезнующих грехми врачу благоискусный. Радуйся, воине Христов, полки невидимых врагов победивый. Радуйся, ближняя твоя искренне возлюбивый. Радуйся, спасению их душевному и исцелению телесному усердно послуживый. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 5

Боготечное светило быв угодник Божий, всех к Солнцу Правды — Христу путеводил еси примером жития твоего святаго; иже все бысть посвящено на служие Богу и ближним твоим: нищая и убогая милостиво питал еси. Темже блаженство милостивых унаследовал еси, и со святыми поеши вечно хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видим тя, блаженне отче Агапите, достигшаго в меру мужа совершенна о Христе и преисполненна дарований Божественных в Евангелии Христове обетованных верным последователем Бога Слова. Темже, чудящеся твоим подвигом, поем ти хвалебно: Радуйся, в глубине сердца бисер драгий Господа Иисуса Христа обретый. Радуйся, имя Его Божественное, во устех и в сердце своем выну имевый. Радуйся, на земле алкавый и жаждавый, ныне же нетленныя пищи на небеси насыщаяйся. Радуйся, нищету хранивый, нищих от глада избавляяй. Радуйся, иго Христово благое и легкое искренне возлюбивый. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 6

Проповедник быв житием твоих Евангельских добродетелей, отче блаженне, плоть твою постом и молитвою поработил еси, и во славу Божию пожил еси; лучами своих подвигов всезлобнаго врага армянина нечестиваго, завистию и гневом палимаго, и своими злостными ухищрениями веселящагося, не токмо посрамил еси, но и к свету Христовой истины привел еси, поучая за все благодарити и славословити Господа, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияв в пещере святыя обители сия, яко богоносное светило, блаженный Агапите, светом добрых дел и врачеваний, умилил еси души и сердца человеков, а нечестиваго врача и завистника и его безстудное безумие посрамил еси. Тем убо святому и блаженному угоднику сему умильно зовем: Радуйся, врачевание нечестиваго армянина посрамивый. Радуйся, обреченнаго на смерть тем же армянином недугующаго со одра болезни воздвигнувый. Радуйся, осужденнаго на смерть и напоеннаго смертным ядом, чудесно исцеливый и от смерти избавивый. Радуйся, испивый смертный яд от врага, и по слову Господню: “Аще что и смертное испиют, не повредит им” — живот невредимый сохранивый. Радуйся, злобу и коварство врагов своих посрамивый. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 7

Хотение единое имел еси, блаженне отче, еже Богу угождати и спасению душевному и здравию телесному ближних твоих благочестно служити, темже келлия твоя пещерная бысть врачебница благоотишная всякому человеку — нищему и богатому, князю и убогому. Ты же единое в сердце имея: “Всем вся бысть”, врачевал не взирая на лица, призывая вкупе с сердцем и усты немолчно возглашати Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя чудотворца великаго познаша славный князь Владимир Мономах, на одре болезни возлежащ, пребывая при кончине своей, слезно молил еси блаженнаго Агапита притекти и исцелити его, но той, монашеский обет соблюдая, николиже стен обители оставляти посла зелие от трапезы своея, и князь вкусив ею, здрав восташа. Таковой силе твоего чудотворения и нелицеприятия дивящеся, вопием ти хвалебно: Радуйся, крине пещернаго прозябения. Радуйся, мира Христова благоухание. Радуйся, не скрывый талант врачевания, тебе Домовладыкою врученный. Радуйся, ради сильных мира сего обета иноческаго не нарушивый. Радуйся, славы ради высшего звания славу человечскую ни во чтоже вменивый. Радуйся, Великаго князя Владимира Мономаха с одра смертнаго недуга былием, тобою благословенным и молитвою подъял еси. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем помышлял еси себе быти, Агапите блаженне, темже о богатстве земнем всякое попечение отложил еси. Всякое стяжание суетное возбраняя, приходящих к нему разделяти достояние свое с нищей братией, и в их лице самому Христу служити поучал еси, немолчно воспевая хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, отче блаженне, о Бозе и угождении Ему присно призывал еси, умоляя ничтоже предпочитати паче любве Христовы и памятуя реченное Христом: “Не собирайте себе сокровища, идеже моль и ржа истребляют, а собирайте себе сокровища на небеси”, не пожелал ради благ временных лишитися благ вечных, отвергал еси вся дары тебе князем приносимыя, поучая роздати их нищей братии и убогим. Тем же и мы таковое твое нищелюбие восхваляя зовем ти сице: Радуйся, нищету паче богатства возлюбивый. Радуйся, мзду за свое врачевание отвергая и раздати ю нищим и убогим повелевая. Радуйся, блаженство нищих унаследовавый. Радуйся, последния укрухи хлеба твоего с неимущими разделяти поучавый. Радуйся, любовь к Богу любовию к ближним своим свидетельствовавый. Радуйся, похвалами молитвенными до днесь в обители Киево-Печерской Лавры зело почитаемый. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 9

Всем приходившим в обитель молитв и врачевания ради, блаженне отче, дивно бысть видети тебе, нищетно в келлии твоей пребывающаго, обаче ты всех равною любовию принимал еси, коемуждо слово душевное или исцеление сотворял еси, научая всех пети виновнику всех Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут достойно воспети подвиги чудотворений твоих, блаженне Агапите, мы же таковым подвигом дивящеся, дерзаем венчати тебе, аще и недостойнии, похвалами таковыми: Радуйся, на скрижалях сердца твоею Закон Христов написавый. Радуйся, от глубины сердечныя, добрая и душевноспасительная наставления человеком износивый. Радуйся, пещерный гражданине, грады и веси наполнивый славою твоих чудотворений. Радуйся, Богом возлюбленный и ближними твоими благословляемый. Радуйся, образ совершенства о Христе в себе явивый. Радуйся, иго Христово благое и легкое искренне возлюбивый. Радуйся, Aгапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 10

Спасения надежу стяжал еси при исходе твоем, блаженне отче Агапите, и яко пшеница зрелая во время пожатия, кончиною благою преселился еси в день, тебе заранее предуказанный Господом, во обители горняя, прияти мзду от руки праведнаго Мздовоздаятеля Христа, иже вчини душу твою со духи святых, немолчно возглашающих пред престолом славы Его победную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный раб и последователь был еси, отче Агапите, темже по неложному Его глаголу: “Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет”, мы чтуще тя, сердцем несумненно, яко ты со Христом во обителех блаженства вечнаго водворяешися и радости нетленныя наслаждаешися, яко истинный Того угодник: от нас же слышиши благохваления сия: Радуйся, предсказания нечестиваго армянина о твоей смерти посрамивый. Радуйся, о дне твоей блаженной кончины oт Господа возвещенный. Радуйся, душу твою в руце Господа радостно предавый. Радуйся, откровенным лицем славу Трисиянного Божества созерцавый. Радуйся, телом смертным в обители погребенный. Радуйся, душею безсмертною к Сиону горнему воспаривый. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 11

Пение Пресвятей Богородице приносиши, блаженне отче наш Агапите, и об обители нашей святей и подвивающихся в ней, и о всех с любовию к тебе притекающих присно ходатайствуеши, прося мира свыше и благопоспешения всем возносящим достодолжная похвалы Триединому Богу, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника тя добрых дел, блаженне отче, исповедуем быти и прославляем прославльшаго тя Господа, иже чудесы многими мощи твоя ознаменована: струй бо исцелений благодатных источаеши от них недужным, и подвизаеши верныя вопити тебе: Радуйся, земный ангеле и небесный человечe. Радуйся, безмезднаго врачевания источниче. Радуйся, мира многоцелебнаго преисполненный фиале. Радуйся, от раки твоея святыя исцеления обильно пoдаваяй. Радуйся, скорбящих утешителю. Радуйся, унывающих ободрителю. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 12

Благодать Господню испроси нам, отче Агапите, почитающим с любовию святую память твою и усердно притекающим к честней раце мощей твоих, от неяже чудесныя исцеления подаеши недужным. Темже тебе, чудотворения даром от Бога прославленному, прилежно молимся: исцели наша недуги душевныя и телесныя и помози нам предстательством твоим спасение вечное получити, да вкупе тобою воспоем Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоя, блаженне отче, ублажаем равноангельское житие твое, дивимся чудотворениям твоим, молитвенно почитаем святую память твою, и припадающе к раце мощей твоих, умильно взываем: Радуйся, Пресвятыя Богородицы достойный предстателю. Радуйся, пещерожителей славо и похвало. Радуйся, святыя обители сея, вкупе с Антонием и Феодосием присное охранение. Радуйся, подвизающихся в ней благонадежное заступление. Радуйся, приходящих в ню на поклонение благий предстателю. Радуйся, почитающих память твою небесный покровителю. Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 13

О преблаженне отче Агапите! Ты горе на небеси, мы же долу на земли, удаленныя от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею, обаче дерзаем приносити тебе сие малое похвальное пение, еже милостивно прием, моли Господа и Владыку нашего избавити нас погибели вечныя и сподобити блаженства святых, вопиющих Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Яко немаго древле прикосновением устроил еси право глаголати, сице и мне, Христе, мой язык разреши, ум отверзи, да принесу в память угодника Твоего хваление, любовию поя.

Не могу воспети ясно благодати твоея, преподобне, аще не ты молитвами твоими подаси мне помощь, да прославлю Владыку, давшаго тебе благодать исцелений, во хвалении поя.

По предуведению воззван был еси, святе, вслед Владыки своего шествовати и, Тому последуя, вся красная мира оставль, любовию пришел еси к великому Антонию и с ним пожил еси, непрестанное хваление Богу поя.

Земному Ангелу и Небесному человеку последуя, и сам ангельское житие стяжал еси, отче преподобне. Тем твоя исправления почитаем и прославляем всех Владыку, о тебе песнь Ему поюще.

Богородичен: От земных и Небесных сил славимая, Приснодево, в днешний день хваление Тебе дерзающих приносити, от всех прилогов сохраняй, да выну Тя воспоем, Обрадованная.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Во многих летех множайшия прошел еси труды, Агапите, подвизался во бдении и пощении, дондеже единонравен показался еси наставнику своему и от него утвердился еси на камени твердаго жития.

Ничтоже ино, токмо нищету имея, обнищавшему нас ради Христу последовал еси, отче, и, Того заповеди храня, служил еси больным, посещая, и упокоевая, и здравие тем молитвою своею подавая.

С преподобным жительствуя, стяжал еси преподобство, достохвальне Агапите, и исцеления даров сподобился еси, яко молитвою и зелием снедным здравие подавал еси болящим, темже и врач нареклся еси безмездный.

Прославил еси Бога во удесех твоих, преподобне, темже и Бог тя прослави благодатию исцеления, имже и наша недуги уврачуй душевныя и телесныя, да утвердимся на камени исповедания Божия.

Богородичен: Израстившая животное древо, Того плодом нас, умерщвленных грехами, оживи и даруй нам, Мати Чистая, крепкое благости Твоея исповедание.

Седален, глас 4

Яко туне приемый от Бога дар исцеления, страждущим исцеление туне подаеши, с верою к тебе притекающим. Темже и мы, кланяющеся раце мощей твоих, отче преподобне, просим прияти от тебе недугом нашим исцеление.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.

Буия мира сего Христос избра, да премудрыя посрамит, еже и на тебе сбыстся, отче всеблаженне: благодатию бо, а не хитростию премудраго посрамил еси врача. Тем тя славим, о Господе празднующе.

Прельстися, иже первее больных прельщаше, извещая им день и час смерти, емуже ты поносив, преподобне, болящаго исцелил еси молитвою и зелием снедным, рек: даждь славу Богу, имущему ключ живота и смерти.

Зависти стрелою злочестивый арменин уязвен, поношаше ти, святе, и, послав на смерть осужденнаго, повеле пред тобою умертвити былием смертоносным. Но ты сего молитвою и зелием исцелив, посрамил еси еретика, хотящаго тя посрамити.

Претыкающемуся данная ти благодать бысть падение, преблаженне, наипаче бо на тя вооружився, злочестивый арменин наусти дати тебе отраву, но ты, и смертно испив, невредимь был еси, яко Божия благодать сохрани тя к большему чудодействию.

Богородичен: Радуйся, сосуде, носивший миро, исцелившее род человеческий, ядом мя греховным умерщвленна оживи, да прочее время цел поживу, Тя, Дево, восхваляя.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

От Бога благодать исцеления приемь, исцелил еси князя, иже аще и врачуемь бе от арменина, но не получаше отрады, твоего же зелия вкусив, от недуга избавися.

Зрите, иночествующии, и добродетельному терпению Богоноснаго отца почудитеся, како со отречением мира воли своея отречеся и не изыде никогдаже вне врат монастырских, еже видяще, сему поревнуйте.

Едину любовь ко всем имея, а не на лице зря, аще князь, аще прост к тебе прихождаше, преподобне, всем приходящим подавал еси исцеление туне, единаго ища возмездия от Бога.

Приемь князь тобою исцеление, всеблаженне, уразуме, яко истинен раб Божий еси, и видети тя желаше, темже прииде к тебе с дары. Ты же, Единаго имея Бога, ничтоже от тех даров восхотел еси прияти.

Богородичен: Хвалим Тя, Пречистая Дево, яко отверзаеши нам двери милости Твоея и подаеши всем независтный источник исцеления, от яда греховнаго избавляющий.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Вся тленная мира сего оставив, принесенное злато извергл еси, блаженне, пред враты келлии своея, извергая вкупе любоименнаго врага и стирая душегубную того главу.

Един бисер стяжав многоценный — Иисуса, вся во уметы вменил еси, святе, и тем купил еси себе селение в Небесных, еже и мы получити молимся твоими, отче, молитвами.

Многими леты постяся, изнемогл еси телом, преподобне, но духом пребыл еси крепок, аки столп, вся наносимая терпя и благодаря Бога, к Нему взывал еси: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Телом болезнуя, духом брался еси с злочестивым арменином, иже по триех днех смерть тебе провозвещаше, сего ты, блаженне, одолел еси, по триех месяцех отшествие свое к Богу возвещая.

Богородичен: К Твоему пристанищу прибегаем, Богоневестная Дево, носими житейских страстей волнами, яже Ты укроти, да воспоем Тебе: радуйся, пристанище житейских плаваний.

Кондак, глас 6

Врач сый изряден, чудне, являя несумненную твою веру, обличая же армениново неверие и приводя его к благочестию, себе, близ смерти бывшу, испросил еси от Бога продолжение живота и, сим чудом того уверив, привел еси Христови, Емуже в веселии предстоя, молися о нас, преподобне.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Дарование имый свыше недуги исцеляти, преподобне, боляща мя небрежением благих деяний уврачуй, якоже иногда принесеннаго в недузе уврачевал еси, молитвою подав тому здравие и воспев: благословен Бог отец наших.

Чудодействуя святыми, твари Создатель внезапу постави тя здрава пред злочестивым, иже видев, удивися скорому твоему от болезни в здравие пременению. Мучима мя язвами студных дел, во изменение исправления приведи твоим, отче, свыше посещением, да пою: благословен Бог отец наших.

Болезнь твоя и зелие снедно принуди исповести врача свое злочестие, егоже укорил еси, яко дерзну осязати святую твою руку; се дерзаю и аз к тебе, отче, приступити, но молю тя: не отрини мя в нуждах моих, да пою: благословен Бог отец наших.

Трудов своих собрав плоды с веселием, аки добр земледелец, блаженною кончиною отшел еси к Горним прияти от Христа Бога даяние и приял еси от Него некончаемую радость, многочудне Агапите.

Богородичен: Во Твое чрево, Пренепорочная Дево, всельшееся Слово род человеческий в Небесных дворех всели. Умоли Того от тления мя сея жизни преселити, идеже потоком сладости питаются святии.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Врач был еси, отче предивен, телесныя болезни врачуя, в жизни сей живый телом, по кончине же твоей душевное врачевство подавая, якоже сие на арменине явил еси, души того дав цельбу и ко благочестию наказание.

Видев тя, святе, арменин в видении чудном, исповеда ясно, яко свят еси и преподобен, и в веру из неверия преложся, бысть инок твоим направлением, егоже и нас не лиши, поющих Господа во веки.

Многое имый дарование, чудодействовал еси, исцеляя болящих, ныне же, сподобивыйся больших дарований, приложи пластырь на раны души моея, да, получив ослабу, превозношу Господа во веки.

Из пламеновиднаго света святым струи благодати подаяй, Христе Боже, палящия мя страсти угаси щедрот Твоих росою, разгоняя тьму страстей. Се бо преподобный молит с нами Тебе, Господа, превозносимаго от всех во веки.

Богородичен: Просветившая мир пречистым рождеством Твоим, мрак злодеяния моего разжени, изливая мне на благотворение щедрот Твоих богатую милость, да превозношу Тя, Матерь Божию, во веки.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с Небесными вои Тя ублажаем.

Богодаронаннаго целебника людие имуще, никтоже да грядет к суетным врачем, иже имение и здравие вреждают, но требуяй с верою да грядет к раце Богоноснаго отца и туне приимет исцеление.

Мысленныя ураниша ны разбойницы ныне, неисцельныя убо имуще язвы, несумненно к многочудесней припадаем раце твоей, преподобне, и просим: подаждь цельбу требующим, да вси тя хвалим и величаем.

В Горняя душею возшед, во всесветящияся чертоги, оставил еси, преблаженне, раку мощей своих в пещере; имже покланяющеся, просим: подаждь недугом нашим исцеление, да тя песньми величаем.

Помощи от тебе в немощех просящих не презри, но посещением твоим даждь душевное вкупе и телесное исцеление, преблаженне Агапите, яко сый врач преизящный, да выну тя величаем.

Богородичен: Помощи от Тебе требующих не презри, Дево, но подавай с верою к Тебе притекающим: Ты бо еси источник цельбам неоскуден, да Тя с Небесными силами присно величаем.

Светилен

Тленная мира оставив и нетленная сподобився прияти, потщался еси хуждшая на лучшая пременити, обнищав любоимением страстным, но обогатився дарованием исцелений, и нам сия подай, днесь память твою почитающим, всеблаженне Агапите.

В жизни каждого рано или поздно случаются такие ситуации, когда человек, даже тот который не верит в чудеса идет в церковь и преклоняется святым, надеясь на чудо. С одной стороны, это может указывать на укрепление веры. А с другой стороны каждый должен понимать, что без веры чуда не бывает. Говоря о святых нужно отметить, что в православном мире достаточно большое количество святых, перед которыми преклоняются веряне и молятся с просьбами. Одним из самых почитаемых является Святой Агапит Печерский.

Краткое житие святого

Преподобный Агапит Печерский родом из Киева. Жил в XI веке. Преподобный был родом из Любеча, что находится недалеко от Чернигова.  Был пострижеником св. горы Афонской. Когда он пришел в Киев, для поселения выбрал одну из пещер в лесистые горы, которая находился рядом с рекой Днепр.  Подвижническая жизнь собрала родом с ним достаточно большое количество людей, желавших жить под его руководством и проводить иноческую жизнь.  Это и было началом создания Киево-Печерского монастыря.

Агапит Киево-Печерский желал получить исцеление души через пострижение в ионический чин.  После того, как он добился желаемого он очень рьяно служил. Он последовал ангелоподобному житию преподобного Антония. Агапит руководствовался его наставлениями. Так случилось, что преподобный стал свидетелем как Антоний исцелял болящих своей молитвой. Причем он скрывал свое дарование, вручая лекарственные травы от своей пищи.

Наблюдая за происходящим Агапит начинал соревноваться в подвигах. Когда кто-то заболевал из братии он оставлял свою келию и шел служить к болящему. Он его укладывал, выносил на руках на прогулки и молился о его исцелении.  Его молитва исцелила не одного человека.  Об исцелениях быстро распространилась молва по всему Киеву и к нему стали приходить болящие люди со всего города, чтобы он их исцелил.

В тоже время в Киеве жил врач армянин. У него был иной дар. Когда он смотрел на болящего он вмиг мог назвать не только насколько серьезная болезнь, но и с точностью назвать дату смерти. Когда он видел тяжело больного и знал, что скоро наступит его кончина, то он отказывался его лечить. Однажды смертным недугом заболел князь Всеволод. Армянин поверг его в отчаяние и предсказал его смерть через 8 дней.

Князь был принесен в Киево-Печерскую лавру к преподобному Агапиту.  Преподобный сотворил для него молитву, дал ему целебных трав, которые и сам употреблял и произошло чудо, князь исцелился. Армянину такое содеяние не понравилось, и он приказа Агапита отравить. Но ему это не удалось.

Когда сильно заболел Агапит к нему пришел тот самый врач армянин и предсказал смерть через три дня. Но преподобный сказал, что Господь его заберет к себе только спустя три месяца, на что врач дал обет, что если его предсказание не исполнится, то он пойдет служить в монастырь. Преподобный Агапит Печерский врач безмездный умер через три месяца в 1095 году. Армянин после его смерти пришел к игумену Печерского монастыря и покаялся, после чего принял постриг.

Нужно отметить, что преподобного почитают и сегодня.  С его личностью связанно очень много тайн и разных догадок.  Но скорее всего, что все они, наверное, так и останутся не разгаданными.  Его все знают, как первого врача Киевской Руси.

Полезные статьи:

Молитва Архангелу Михаилу – очень сильная защита

Всякий раз мы встречаем на своем пути самых разных людей: соседей, родных, друзей, коллег. И не всегда такие встречи могут оказаться приятными, ведь в жизни всегда есть ссоры, обиды и обман. Часто друзья становятся злейшими врагами, желая один другому неприятностей, болезней…

Читайте далееМолитва о прощении грехов очень сильная

У всех народов, которые живут на Земле, есть тайные слова, которые в обязательном порядке передаются  из старшего поколения к младшему, и благодаря которым, человек обращается к высшим силам, к Господу Богу. Такие слова называют   молитвой. Основное обращение –  молитва Го…

Читайте далееМолитва от скандалов и ссор в семье, с мужем, с детьми

В Православии семья, воспитание детей и отношения между супружескими парами имеет высокую значимость. Семью же называют «малым храмом» благодаря чему семейный очаг находится под заступничеством всех святцев и даже Всевышнего.Как известно ничего идеального в этом мире…

Читайте далее

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: заходите, мы ждем Вас!

Агапит Печерский: икона и мощи

Не для кого не секрет, что Киево- Печерская лавра является известной на все пространство СНГ.  Вся Европа наслышана историй насколько много происходит чудес на ее территории. Печерские пещеры и по сей день своими тайнами привлекают многих прихожан, желающих раскрыть тайны. Именно в этом месте находятся мощи преподобного. Также в храме Печерской Лавры находится икона святого Агапита.  К ней съезжаются веряне со всего мира, чтобы преклониться святому и помолится о помощи.

Кроме того, на территории монастыря находится исторический музей, в котором находятся бюсты и картины многих святых. Среди них можно увидеть бюст врачевателя Агапита Печерского.

Молитва Агапита Печерского изменяющая судьбу

Днем памяти преподобного является 14 июня. Вечером на кануне этого дня традиционно совершается крестный ход по территории Лавры.  Его почитают наряду с такими целителями как Пантелеймон. Существует множество историй, которые подтверждают то, что чудеса исцеления от преклонения мощам и иконе святого происходят по сей день.

Говорят, что если преклонится к мощам, то от них чувствуется необъяснимое тепло. Интересно, но факт сегодня о происшедших чудесах, совершенных по молитве Агапиту Печерскому об исцелении знают даже в самых укромных уголках мира.

И так, о чем просят молитвой у Преподобного веряне:

  • Об исцелении от тяжких неизлечимых болезней. Таких, например, как онко.
  • Исцелении от желчнокаменной болезни.
  • Об исцелении незрячих,
  • Исцелении болезней печени и многое другое.

Один мужчина рассказывает, как заразился не по своей воле болезнью, которую спровоцировала бактерия. У него началась температура, сильная потливость и гнойники по всему телу. Ему поставили страшный диагноз, который не лечится во всем мире. После такого услышанного он принялся искренне молится целителям Луке, Пантелеймону и Агапиту Печерскому. И произошло чудо, он исцелился.

Придя в больницу на обследование доктора замерли от изумления, от болезни не осталось и следа.

Кроме молитвы перед иконой святого также читают акафист, который можно найти в молитвослове.

Молитва Агапиту Печерскому звучит так:

Преподобне отче Агапите! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.

Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о преподобном Агапите:

святой агапит печерский

CВЯТОЙ АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ: МОЛИТВА, ИКОНА И ЖИТИЕ ПЕРВОГО ЦЕЛИТЕЛЯ РУСИ

И близким людям, и любым знакомым на каждый праздник мы желаем, в первую очередь, здоровья. И действительно, без здоровья многие блага нам будут не в радость. Вот почему зачастую через болезнь, через вынужденное самоограничение Господь призывает человека обратиться за помощью к Его силе, к Его святым угодникам. Среди рабочей суеты и развлечений мы часто забываем о Всемогущем Боге. Одним из известнейших святых, врачевавших своими молитвами, является преподобный Агапит Печерский — целитель и чудотворец. Свидетельства о чудесных исцелениях по молитвам к нему остаются в течение многих веков. Он стал первым святым врачом на крестившейся Руси; помогает святой и сегодня. Ему молятся о выздоровлении телесном и душевном, то есть не только об исцелении физических болезней, но и об отгнании депрессии, уныния, отчаяния, тревоги и прочих душевных недугов.

святой агапит печерский

ИКОНА СВЯТОГО АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО

Святой Агапит Печерский называется «врачом безмездным» — то есть бессребренником, не берущим платы за свою помощь. В те времена медицина была слабо развита, лечились, в основном, травами, и по своему смирению преподобный давал людям растения или «зелье» — отвар из них для лечения болезней, но в действительности исцелял своей сильной молитвой к Богу, по Его благодати. Это отражено на иконе святого. Первые его изображения относятся к древности, и уже на них святой изображен с букетом цветов и трав в одной руке, с сосудом, в который налит отвар из трав, в другой. Преподобный одет в схимнические одежды, имеет длинную седую бороду. Также за его спиной часто изображаются храмы Киево-Печерской лавры.

святой агапит печерский

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО

Преподобный Агапит был родом из Киева. Он жил в XI веке пребывал в монашеском сане и был учеником святого Антония Печерского. Святой Антоний, в свою очередь, был пострижен в монашество на Афоне и в благословение от афонских иноков принес на Руси икону Успения Богородицы, основав первый монастырь на Киевских землях — Свято-Успенскую обитель, будущую Киево-Печерскую лавру, известную сегодня каждому православному человеку. Поначалу это было лишь несколько иноков, поселившихся в пещерах на берегу Днепра и пребывавших в посте и молитве за весь мир. По преданию, сам святой Агапит пришел к святому Антонию, чтобы исцелиться от него душевной болезни: тоски или уныния. Он увидел, что сам глава монашеской общины не гнушается помощью никому. Действительно, после пострижения в иноческий чин и усердной молитвы ко Господу, болезнь святого Агапита отступила. Тогда он сам взял на себя послушание ухаживать за заболевшими братиями из числа монахов, будучи сиделкой для лежачих больных, кормя их и нося на руках. Когда же иноки стали исцеляться по его молитвам, к святому стали приходить и люди из Киева и со всей округи. Слава о нем широко распространилась и дошла даже до княжеского двора. За исцелением к преподобному приходили с болезнями, которые не подавались лечению лучших докторов того времени. Реальной историей из жизни святого Агапита, подтвержденной историческими документами, является исцеление Владимира Мономаха, бывшего тогда князем Черниговским. Князя лечил известный иностранный врач-армянин, однако болезнь все усугублялась. Прослышав же о способностях преподобного Агапита, князь просил прислать его ко двору. Однако святой старательно избегал славы. Он считал, что не должно быть неравного отношения к простым людям и знати, и решил, что однажды выйдя к больному, пусть и князю, за ворота, он должен будет ходить ко всем больным. А поскольку монахи и сегодня не покидают монастырь без крайней необходимости, святой считал недолжным постоянное пребывание вне обители. Он решительно отказался идти ко двору, послав вместе себя приготовленное им с молитвой лекарство. И находившийся при смерти князь, съев сваренные травы, исцелился. В благодарность же святому Агапит князь Владимир сам пришел в монастырь. Но и тут святой Агапит, опасаясь славы, почестей и награды укрылся в своей келье и не открывал. Исцеленный князь пожертвовал принесенное с собой золото обители, а к келье Агапита направил одного боярина с золотом. Святой же ответил ему, что денег за лечение не берет ни с кого, ведь исцеляет Господь; а князю просил сказать, чтобы он раздал золото бедным. Агапит напомнил, что все богатство княжеское дано Богом, поэтому князю нужно заботиться о нуждающихся так, как если бы среди них был Христос. Агапит также предрек возвращение болезни князя в случае, если он не станет более милосердным. Возможно, именно благодаря этому уроку святого князь Черниговский и прославился как Владимир Мономах, став мудрым и справедливым правителем. Интересна также история «противостояния» врача-армянина, лечившего князя Владимира, а также нескольких княжеских дворов Руси, преподобному Агапиту, а точнее, искренней вере святого. По преданию, этот врач имел «дар» узнавания дня смерти человека, а точнее, был хорошим диагностом, но человеком жестоким: он хвалился тем, что может по определенным симптомам узнать дату смерти человека с точностью до дня. Соответственно, этот врач отказывался лечить таких людей, называя их приговоренными и повергая в отчаяние перед смертью. Однако преподобный Агапит, и вслед за ним вся Православная Церковь сегодня, поддерживают надежду и веру даже в тяжелобольных людях. Кроме того, он лечил человека молитвой и призывал больше молиться и каяться в своих грехах, таким образом, исцеляя его душу и готовя его или к праведной жизни на земле, или к блаженной кончине и жизни в райских обителях. Первым эпизодом в истории с врачом-армянином стала болезнь боярина Киевского княжеского двора. Этому сановнику армянин предрек кончину через неделю, чем заставил его отчаяться. Однако боярин поступил мудро, попросив принести себя в Киево-Печерский монастырь: преподобный Агапит молитвой и травами исцелил его сразу. Тут известный придворный врач исполнился зависти, да так, что решил отравить святого Агапита через своих подручных. Однако святому не повредил яд, более того, он сам напомнил желающим его смерти слова Христа о том, что христиане должны жить с верой в Господа и даже если что-то ядовитое примут — им оно не повредит по благодати Божией. В преклонных годах заболел и сам Агапит. Врач-армянин под предлогом помощи сам пришел к нему и пытался устрашить обещанием смерти через три дня. Однако преподобный возразил ему, сказав, что духом знает: Господь отвел ему еще три месяца жизни, — и тут же при враче встав с кровати, исцелил сам принесенного в обитель очередного страдающего от болезни человека. Тогда армянин поклялся: если изменится срок жизни святого Агапита, он сам изменит свою жизнь и примет монашество в Киево-Печерском монастыре. Предсказание святого сбылось: он тихо почил через три месяца, в 1095 году, а после смерти, по свидетельству придворного врача-армянина, явился ему и напомнил об обещании постричься. Тот, действительно, принял постриг, покаялся в своих злодеяниях и оставался до смерти в монастыре. Год смерти чудотворца Агапита Печерского известен по летописям: смерть преподобного последовала вскоре после исцеления Владимира Мономаха в его бытность черниговским князем, а он пробыл в Чернигове до 1094 года. Таким образом, чудеса и жизнь святого Агапита — не легенда и не предание, они имеют документальное подтверждение.

святой агапит печерский

МОЩИ АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО И ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО

Мощи святого по сей день покоятся в Киево-Печерской лавре, в Ближних пещерах, продолжая исцелять многих людей, с верой приходящих к ним. Феномен сохранения мощей в Киево-Печерской лавре известен всему миру. Здесь покоятся только святые, прожившие в молитвенных подвигах и окончившие жизнь в Лавре, а также канонизированные мученики-чудотворцы послереволюционных лет. Их тела высыхают и не разлагаются, но не только по причине пещерного воздуха: известно, что в советское время здесь пытались хоронить и мирских людей, однако с их телами не происходило ничего подобного. Все тела в Ближних пещерах, включая мощи преподобного Агапита, лежат наверху, в особых раках (ковчег для мощей в форме гроба) под парчовыми покровами и почти у всех открыта какая-то часть тела. Так, каждый верующий может поцеловать открытую кисть правой руки святого Агапита. По свидетельствам очевидцев, его рука теплая, словно у живого человека. Также существует бюст святого, где его лицо восстановлено по костям черепа. Это одухотворенный лик, несколько удлиненный, с длинной бородой. Оригинал бюста хранится в Историческом музее Киево-Печерской лавры. Канонизация святого Агапита в лике преподобных была совершена уже в XIII веке, после создания и изучения Церковью Киево-Печерского материка (сборника жития святых, живших в Лавре в первые века ее создания). Почитание всей полнотой Вселенской Православной Церкви преподобного Агапита началось в XVIII веке; его имя было включено в Православный календарь (месяцеслов). Сегодня в славянских странах существует множество храмов, освященных в честь преподобного. Чаще всего они строятся при больницах. В каждом таком храме еженедельно читается молебен с акафистом преподобному, за которым можно помолиться об исцелении своем или своих близких. Интересным фактом является выпуск почтовой марки Украины с изображением святого в 1993 году. На ней написано: «Агапит Печерский — древнерусский лекарь». День памяти святого Агапита — 14 июня. Накануне этого дня по обычаю совершается торжественное Всенощное бдение, 14 июня по территории Лавры проходит крестный ход. К сожалению, в наши дни появилась секта, прикрывающаяся именем Агапита Печерского, и опирающаяся на книги некой Анастасии Новых. Люди «заряжают» воду у мощей преподобного в одну из недель февраля, которая является временем его памяти — якобы только этим действом и можно спасти свою душу, в эти дни «святой дух» пребывает в мощах святого. Это совершенная ложь и лжеучение: память преподобного празднуется только 14 июня. А подобными действиями оскорбляется память преподобного: ведь он лечил молитвой ко Господу, призывал людей к покаянию, исправлению своей жизни и приступанию к Таинствам Церковным, а не к неким временным механическим действиям с «заговоренной водой».

святой агапит печерский

МОЛИТВА АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО, ИЗМЕНЯЮЩАЯ СУДЬБУ

Преподобному Агапиту молятся во многих трудностях, связанных со здоровьем. Он почитается наряду с великомучеником и Целителем Пантелеимоном, а также святым врачом-исповедником нашего времени: святителем Лукой Крымским (Войно-Ясенецким). Святому Агапиту молятся:

    • Об исцелении и диагностике неизвестных мучительных болезней;
    • О помощи в лечении и исцелении от онкологических заболеваний;
    • О прозрении и исцелении глазных болезней;
    • О выздоровлении в тяжелых вирусных заболеваниях;
    • Об уврачевании ран, восстановлении после травм.

Краткие молитвы преподобному Агапиту можно читать в любое время. Выучите их наизусть, чтобы в случае опасности для здоровья обратиться к преподобному; впрочем, можно молиться ему и своими словами, добавляя также просьбу к другим святым врачам. Если вы заболели или от болезни страдают ваши близкие люди, приобретите в любом храме икону святого и наберите святой воды (это освященная на водосвятном молебне питьевая вода, которая раздается бесплатно во всех храмах). Подайте записку «О здравии» с крещеным именем больного человека в храме. Дома поставьте икону рядом с больным, можно зажечь около нее лампадку или свечу и вместе почитать молитвы. Святую воду с молитвой: «Господи, благослови!» — добавляют в еду и питье больного; он может креститься перед принятием пищи. Если человек неверующий, можно добавлять святую воду тайно и молиться за больного самостоятельно. Читать молитвы святому Агапиту Печерском можно на русском языке онлайн по текстам ниже:

Подражая смирению святого Антония Печерского, имевшего в себе благодать Святого Духа, как лучшими лекарствами, отваром трав ты исцелял больных, о преподобный Агапит! Ты и врача-иноверца привел к истинной вере, наставил его на путь спасения. Вылечи и наши болезни и молись ко Господу о поющих тебе молитву. Ты был чудесным и и искусным врачом, о чудный Агапит! Даже придворного врача-армянина ты обличил и исцелил его неверие через испрошенное себе самому, находящемуся при смерти, продление жизни. Этим чудом ты уверил армянина и привел к вере Христовой. Сейчас ты предстоишь Господу, молись же Ему о нас, о преподобный! Преподобный отец наш Агапит! Посмотри милостиво на нас и у земли пребывающих своими желаниями возведи на высоту небесную! Ты вверху, на Небесах, а мы на земле, здесь, внизу, удалены от тебя не только местом, но еще больше своими беззакониями и грехами! К твоей иконе же мы приходим и просим: наставь нас жить праведной жизнью, следовать твоим духовным наставлениям, сам же нами и руководи на пути нашем. Вся твоя святая жизнь была отражением всех добродетелей. Не переставай, о Божий угодник, просить за нас ко Господу. Попроси твоим предстательством у Бога Милостивого мир Его Церкви, борющейся под знаменем Креста с врагами видимыми и невидимыми, согласие в вере, мудрость и единство, уничтожь суетные споры и расколы, помоги благим делам нашим, больных исцели, печальных утешь, заступись за обидимых, помоги бедствующим. Не забудь нас и исполни прошения приходящих к тебе с верой! Все православные христиане, которым ты твоими чудесами помогаешь и твоей милости исполняешь, имеют тебя своим заступником и покровителем и благословляют тебя. Покажи же милость твою, которую в древности подавал и нашим предкам, не отвернись от нас, детей их, идущих к тебе по их благочестивому пути. Стоя у иконы твоей, словно перед тобой самим живым, поклоняемся тебе и молимся: прими наши молитвы и принеси на жертвенник Господа Творца, чтобы мы приняли благодать Его через тебя и помощь своевременную в наших нуждах.  Укрепи, о преподобный Агапит, нашу веру, избавь нас от малодушия и боязни, чтобы мы крепко верили, что можем получить все нужное и все блага, необходимые нам для жизни земной и вечной, у доброго Господа и Владыки твоими молитвами. О, великий и славный угодник Божий Агапит! Всем нам, с верой приходящим к тебе, помоги ходатайством твоим ко Господу, и дай нам всем в мире и с покаянием в грехах наших окончить жизнь нашу и переселиться с надеждой несомненной в Царство Небесное, где почивают пророки и праотцы наши, где и ты радостно от трудов и подвигов сейчас отдыхаешь душой в благодати Божией, прославляя вместе со всеми святыми вечно прославляешь Бога во Святой Троице, Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами преподобного Агапита Печерского да хранит вас Господь!

Иконы

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Агапит

.

Агапи́т Пече́рский (Безме́здник) (? — 1 июня 1095) — инок Киево-Печерского монастыря, врач безмездный.

Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) 1 июня и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).

Биография

Согласно Киево-Печерского патерика Агапит был родом из Киева, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре ещё при жизни преподобного Антония (т.е. не позднее 1073 г.).

Агапит, считающийся первым лекарем (врачом) Киевской Руси, прославился своей безмездной помощью больным, приобрёл большую известность исцелением трудно больных посредством молитвы и вареного былия (трава), которое давал больному. Согласно житию, исцелил черниговского князя — Владимира Мономаха.

Имевший большую практику и враждовавший с Агапитом врач-армянин увидев многие исцеления посредством молитвы, перешёл в православие и принял монашество. Мощи Агапита почивают в Антониевых (Ближних) пещерах Киево-Печерской лавры.

Местная канонизация Агапита относится ко времени составления Киево-Печерского патерика (первая треть XIII века), общецерковное почитание началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине XVIII века включать в общецерковные месяцесловы имена ряда киевских святых. Однако в современном Типиконе РПЦ память преподобного Агапита не отмечена.

Память

Агапит Печерский — древнерусский лекарь

  • В 1993 году была выпущена почтовая марка Украины, посвящённая Агапиту Печерскому.
  • В честь Агапита Печерского назван храм Украинской православной церкви (Московского патриархата) в Донецке (Украина).

Литература

  • Агапит, преподобный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 5000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.
  • А. В. Назаренко, игум. Андроник (Трубачев). Агапит, врач безмездный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 229-230. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.

Ссылки

  • Димитрий Ростовский. Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского, безмездного врача
  • Житие преподобного отца нашего Агапита, врача безмездного, сайт Киево-Печерской лавры
  • Карпов А. Ю. «Агапит Лечец»
  • «Зеленая минея». Июнь. 1 июня. Преподобнаго Агапита Печерскаго, врача безмезднаго, в Ближних пещерах почивающаго († не позднее 1095)

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here