Соотнесите названия народных праздников и их описания

Для наших читателей: соотнесите названия народных праздников и их описания с подробным описанием из различных источников.

Соотнесите название народного праздника и его описание.
А) Угощались блинами. Катались на санях с гор и на лошадях. Устраивались кулачные бои. Сжигали чучело зимы. Заканчивался праздник Прощеным воскресеньем.
 Б) Юноши и девушки собирались на берегах рек и озер на веселые игрища. Плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, водили хороводы, пели песни, плясали. Разжигали костры и прыгали через них. Купались на зорьке, собирали утреннюю росу, обливали водой каждого встречного. Собирали лекарственные травы.
 В) Этот праздник начинался колядованием. По улицам ходили ряженые от одной избы к другой, выкрикивая величание хозяевам. Люди потчевали, угощали ряженых. Это было время уличных забав, вечеринок. Девушки устраивали гадания.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть
  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 7 класс

КУЛЬТУРА И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАРОДОВ РОССИИ В XVI В.

Задание 1. Отметьте утверждения, которые характеризуют развитие образования в XVI в.

  • Основным материалом для письма была береста.
  • Появилось книгопечатание.
  • Центрами образования были монастыри.
  • Была издана специальная книга для обучения грамоте — «Часословец».
  • Обучением детей грамоте занимались только церковники.
  • Появились первые учебные заведения — училища.
  • При мечетях создавались мектебе и медресе.

Задание 2. Соедините линиями двух цветов имена публицистов, их взгляды и социальные группы, интересы которых они выражали.

соотнесите названия народных праздников и их описания

Задание 3. Соотнесите жанр литературного произведения, сущность жанра и название произведения, его авторов или героев.

Жанр

Сущность жанра

Название произведения, его авторы или герои

А) Былины Д) Путевые заметки И) «Задонщина», «Ска­зание о Мамаевом побо­ище»
Б) Исторические песни Е) Произведения, в основе которых лежали конкретные исторические собы­тия К) Афанасий Никитин
В) Воинская повесть Ж) Непосредствен­ные отклики на происходившие события, героями которых бы­ли простые люди Л) Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаевич
Г) Хождения З) Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги рус­ских богатырей М) Авдотья-Рязаночка, Щелкан Дудентьевич, Ермак

Запишите полученные сочетания букв:

  • А-З-Л
  • Б-Ж-М
  • В-Е-И
  • Г-Д-К

Задание 4. Выберите правильный ответ.

1. «Домострой» — это:

  • а)  свод правил по архитектурному строительству итальянских ма­стеров;
  • б)  сборник церковных текстов для семейного чтения;
  • в)  наставления о взаимоотношениях в семье.

2. «Хронограф» — это:

  • а)  сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемир­ной истории;
  • б)  общерусская летопись;
  • в)  первая хроника истории России.

Задание 5. Напишите, какой памятник русской литературы связан с именем митрополита Макария. Дайте характеристику этой книги.

Ответ:

С именем митрополита Макария связывают книгу «Четьи минеи». Минеи представляют собой свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера, стоявшие вне круга официальной церковной литературы.

Задание 6. Согласны ли вы с мнением, что появление книго­печатания на Руси имело огромное значение? Свой ответ аргу­ментируйте.

Ответ:

Я согласен с мнением, что начало книгопечатания в России имело огромное, в первую очередь, просветительское значение. Печатная книга была дешевле в производстве, чем рукописная, а следовательно, доступнее для большего числа людей. 

Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?

Ответ:

Родоначальником книгопечатания в Европе считается Иоганн Гутенберг. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. В 1450 году Гутенбергом была создана первая подтвержденная печатная книга. В дальнейшем этот способ книгопечатания широко разошелся по всем странам Европы, а к середине XVI века добрался и до России.

Задание 7. Подготовьте небольшой рассказ о памятниках куль­туры вашего края в XVI в., привлекая материалы краеведче­ского музея, библиотеки, интернет-ресурсы. Напишите план рассказа.

Возможный ответ (по материалам сайта moscovery.ru):

Московский Кремль (Москва, Кремль)

соотнесите названия народных праздников и их описания

В начале XVI века московский великий князь и государь Иван III затеял перестройку Кремля, продолжавшуюся более века. Кремль тогда полностью стал каменным, удивляя друзей и недругов своей красотой и неприступностью: стены крепости толщиной до 5 метров достигали высоты 8-17 метров, замкнув периметр треугольной формы протяжённостью 2270 метров. Именно таким мы и видим Кремль сегодня: его охраняют три угловые башни и по шесть башен с узкими бойницами на каждой из трёх сторон периметра. 

Китайгородская стена (Никольская ул., 17, стр. 20)

соотнесите названия народных праздников и их описания

В 1538 году Москва обрела ещё одну защищённую территорию – к угловым башням Кремля пристроили Китайгородскую стену. Сейчас от неё остались лишь фрагменты (на площади Революции и близ станции метро «Китай-город»), напоминающие о некогда энергичной жизни Китай-города. В 1934-м году стены, мешавшие движению транспорта, разобрали. Но то, что осталось, является удивительным памятником средневековой русской фортификации.

Палаты бояр Романовых (ул. Варварка, дом 10).

соотнесите названия народных праздников и их описания

Палаты, построенные на исходе XVI века, принадлежали к величественной усадьбе бояр Романовых. Она была построена не позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. Предание гласит, что родоначальник будущей царской династии, Михаил Фёдорович Романов, появился на свет именно здесь – 12 июля 1596 года. Сегодня здание в его исконном состоянии мы увидеть не можем, так как за почти шесть веков его несколько раз перестраивали. Зато глубокий белокаменный подвал сохранился таким же, каким был при первых владельцах.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая набережная, д. 3)

соотнесите названия народных праздников и их описания

Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. В летописях храм Зачатия Анны впервые упоминается в связи с пожаром 1493 года, не пощадившим деревянное строение. Считается, что каменная церковь на этом месте могла быть построена в 1547-м году. В дальнейшем храм не раз перестраивался. В 1920-м году церковь Зачатия Анны была закрыта большевиками и использовалась как административное помещение. Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году.

Церковь Вознесения в Коломенском (проспект Андропова, д. 39/1)

соотнесите названия народных праздников и их описания

Величественное здание церкви, возведённое по распоряжению великого князя Василия III, связывают с именем итальянского зодчего Алевиза Нового. В 1532 году к небесам устремился высокий храм: открытые паперти, несколько крылец, белоснежные стены и шатёр – настоящее произведение искусства! Церковь Вознесения, входящая в комплекс музея-заповедника «Коломенское», в наши дни открыта для посещения. 

Храм Василия Блаженного, или Покровский собор (Красная площадь, 2)     

соотнесите названия народных праздников и их описания

У Покровского собора, сооружённого на Красной площади в честь взятия Казани Иваном IV, есть более известное, но более позднее название – храм Василия Блаженного. На строительство храма ушло шесть лет, и в 1560 году у стен московского Кремля появился собор невиданной красы. Храм представляет собой единый ансамбль, состоящий из девяти церквей и колокольни на едином фундаменте. Он знаменит на весь мир своими многоцветными куполами и шатрами, переплетающимися арками и сводами, удивительно изящной росписью. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. Сегодня храм открыт для посещений как музей.

Архангельский собор (Кремль, Соборная площадь) 

соотнесите названия народных праздников и их описания

Великолепный храм 1505-1508 года постройки, творение итальянского архитектора Алевиза Нового, находится на том самом месте, где с XIII века стоял деревянный Архангельский собор. Этот храм — один из самых величественных архитектурных и исторических памятников России. В пятиглавом каменном соборе, декорированном белым камнем, одновременно «звучат» мотивы итальянского стиля эпохи Возрождения и древнерусского церковного зодчества. Строгий горделивый храм, место паломничества туристов и верующих, уникален и тем, что здесь захоронены великие русские князья и цари – от Ивана Калиты (ум. 1340 г.) до императора Петра II (ум. 1730 г.). Архангельский собор открыт для посещений как музей.

Собор Петра Митрополита (ул. Петровка, дом 28)

соотнесите названия народных праздников и их описания

Еще одно творение Алевиза Нового – первый каменный храм Высоко-Петровского монастыря Москвы, построенный в 1514 – 1517 годах. До Алевиза Нового на Руси таких церквей не возводили: над нижним ярусом с его восьмью «лепестками» возвышается восьмигранная башня со шлемовидной главой. Собор Петра Митрополита преобразил архитектурный облик монашеской обители, история которой началась почти на два века раньше. В наши дни собор является действующим храмом.

Задание 8. Найдите в школьной библиотеке или в Интернете изображения объектов культуры XVI в. Составьте список наиболее ценных, на ваш взгляд, памятников. Объясните, почему именно они попали в ваш список.

Возможный ответ:

Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Покровский собор на Красной площади

В середине XVI века на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь) ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор. После возвращения молодого царя с победой был воздвигнут деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма.

Архангельский собор

соотнесите названия народных праздников и их описания

Архангельский собор Московского Кремля

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен в 1508 году митрополитом Симоном. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы, сочетание трёх малых и одного большого круглых окон на западном фасаде имеет аналоги в архитектуре Венеции). В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи своих прародителей в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. Первым здесь был перезахоронен умерший в 1340 году великий князь Иван Калита (останки перенесены из Собора Спаса на Бору).

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору

соотнесите названия народных праздников и их описания

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору (под Бором, у Боровицких ворот), известная также как церковь святого мученика Уара — древнейшая по времени основания церковь Москвы, располагавшаяся в Кремле. Деревянная церковь известна с XII века. В начале XIV века при митрополите Петре церковь стала соборной. В то время она находилась на митрополичьем дворе, располагавшемся на вершине Боровицкого холма. Каменная церковь на месте деревянной построена в 1461 году. Обрушилась при пожаре в 1493 году, отстроена заново Алевизом Новым в 1508 году. Церковь была снесена в 1847 году по личному повелению Николая I в связи с ветхостью, а также с тем, что старинное здание не гармонировало с панорамой только что отстроенного Большого Кремлёвского дворца.

Церковь Вознесения в Коломенском

соотнесите названия народных праздников и их описания

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Пьетром Франческо Анибале (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой) на правом берегу Москвы-реки. В здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). Петрок Малый применил ряд готических элементов как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.

Казанский Кремль

соотнесите названия народных праздников и их описания

Кремль на гравюре Эдварда Турнерелли

соотнесите названия народных праздников и их описания

Церковь Киприана и Иустинии, XVI век (снесена после 1917 г.), на заднем плане колокольня Спасского монастыря

соотнесите названия народных праздников и их описания

Спасская башня Казанского Кремля

После осады Казани крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь Иван IV призвал псковских зодчих Постника Яковлева (по прозвищу Барма) и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного) возвести новую крепость. Крепость была значительно расширена, 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными), но в XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большую часть стен и башен кремля возвели из дуба. Вместе с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского кремля: Благовещенский собор, церковь Киприана и Иустины, церковь Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, Спасскую (в честь иконы Нерукотворного Образа) церковь у Спасской башни, а также два монастыря — Троице-Сергиевский с деревянными Троицким и Сергиевским храмами и Спасо-Преображенский, с каменным храмом Николы Ратного и каменным, из тёсаного известняка, подклетом деревянного (в XVI веке) Преображенского собора.

Икона-картина «Церковь воинствующая»

соотнесите названия народных праздников и их описания

Икона-картина «Церковь воинствующая»

Была написана в середине XVI века. Посвящена взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов — прославленные летописные князья-воители: Владимир Святославович с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской. Впереди на крылатом коне — Архангел Михаил. В центре — фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Замысел картины — показать военный успех как результат покровительства небесных сил.

Задание 9. Заполните пропуски в тексте. Напишите, о каком событии идёт речь.

В Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она направлялась к главному Успенскому собору, отстроенному при Иване III. В тяжёлых меховых шубах — соболиных, горностаевых, беличьих, крытых по-восточному шелками с яркими разводами, то итальянским бархатом, то фландрским сукном, — плавно двигались бояре. В толпе зрите­лей кафтаны купцов и гостей перемежались сермягами мастеровых и холопов. Заворожённая великолепием шествия и серьёзностью происходящего толпа застыла. Это было 16 января 1547 г.

Речь идет о венчании на царство Ивана IV

Задание 10. Соотнесите названия народных праздников и их описания.

1) Масленица А) Угощались блинами. Катались на санях с гор и на лошадях. Устраивали кулачные бои. Сжигали чучело зимы. Заканчивался праздник Прощёным воскресеньем
2) Святки Б) Юноши и девушки собирались на берегах рек и озёр на весёлые игрища. Плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, во­дили хороводы, пели песни, плясали. Разжи­гали костры и прыгали через них. Купались на зорьке, собирали утреннюю росу, обливали водой каждого встречного. Собирали лекар­ственные травы
3) Иван Купала В) Этот праздник начинался колядованием. По улицам ходили ряженые от одной избы к другой, выкрикивая величание хозяевам. Люди угощали ряженых. Это было время уличных забав, вечеринок. Девушки устраивали гада­ния
4) Ураза-байрам Г) Один из главных праздников мусульманских народов России, знаменующий заверше­ние поста, который длится в течение месяца Рамадан
5) Курбан-байрам Д) Мусульманский праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима

Ответ:

Задание 11. О чем свидетельствовали русские поговорки?

  • Калачом не заманишь — значит, не заставишь делать что-то или идти куда-то даже заманчивыми обещаниями.
  • Хлеб всему голова — так говорили, отдавая дань уважения хлебу, главному продукту на столе.
  • Где щи да каша, там и место наше — где можно прокормиться, там и живем, и работаем.
  • Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной — так говорили о ключевых продуктах для человека.
  • Киселём брюха не испортишь — кисель в те времена варили из отваров злаковых культур и воспринимали его как питательное и полезное блюдо.

Задание 12. Заполните таблицу «Пища населения России в XVI в.»

Национальная принадлежность

Основные продукты питания

С чем были связаны пищевые пристрастия

Русские Продукты в основном растительного происхождения: хлеб, каши, овощи. Мясо и рыба ели не постоянно, поскольку это было возможно при определенном достатке. Пристрастия зависели от условий мест проживания и распространенного вида деятельности (земледелия, охоты, рыболовства, скотоводства).
Карелы Рыба, каши, пироги Пристрастия зависели от условий мест проживания – обилие рек, лесов, сложные условия для земледелия и скотоводства.
Мордва Растительная пища – кислый хлеб, каши, пироги, блины из гречихи и пшена. По праздникам – блюда из мяса. Место проживания – лесостепь. Распространено земледелие и скотоводство.
Татары Мясо-молочная и растительная пища. Сочетание традиций питания кочевых племен с развитым животноводством и оседлых земледельцев.
Башкиры Мясная пища. Традиции питания кочевых племен. Занимались в основном скотоводством. Места проживания способствовали развитию скотоводства.
Чуваши Продукты растительного происхождения. Мясные и молочные продукты производились в основном на продажу. Место проживания – лесостепь. Распространено земледелие и скотоводство.
  • ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс
  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть
  • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 7 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

Их множество. И связано это с удивительной историей нашего государства, которому от роду многие и многие столетия. Кто-то из ученых насчитывает их тринадцать и ведет начало с времен правления варяга Рюрика. Официально же 1153 годовщина России была отмечена в 2015 году. И первое упоминание о Руси было обнаружено в летописях, датируются которые 862 годом. Кстати, “Россия” – не исконно русское название: им наше древнее государство нарекли греки. И как-то само собой оно у нас прижилось. А что такое Древняя Русь? Помимо главного – державы, это и обычаи, традиции, верования и тому подобное, складывавшиеся веками, прижившиеся у нас, пусть даже они на фоне современности и выглядят архаичными, оторванными от действительности, под завязку напичканной технологиями космического масштаба, которые нашим предкам и не снились.

    Праздники официальные, государственные

    Конечно в России-матушке они на первом месте. И их более трех сотен. Перефразируя великого Гоголя, можно сказать: “А кто из русских не любит хорошие праздники?!”. Среди популярных и горячо любимых государственных – Новый год, День защитника Отечества, Международный день 8 Марта, Первомай, День Победы, ну и так далее и так по порядку. Несколько лет назад к ним прибавилось Рождество Христово. И хотя статуса официального и государственного у него нет, праздник объявлен выходным.

    соотнесите названия народных праздников и их описания

    А сколь много у нас профессиональных праздников! Начнем с мирных профессий – День стоматолога, День российской науки, День транспортной полиции, День космонавтики, День работников геодезии и картографии. Продолжим – связанные с военными историческими и памятными событиями – День Военно-Морского Флота, День инженерных войск, День танкиста, День ракетных войск и артиллерии, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве ( 1943 г) День воинской славы – список можно продолжить. А есть хотя и сугубо профессиональные, но широко отмечаемые населением – День работников сельского хозяйства, День работников торговли, День работников бытового обслуживания и ЖКХ – и этот список можно продолжать. В году на планете 365 дней, в високосный – на день больше, 366. И практически каждый день у нас что-то празднуется, отмечается. Так уж в России сложилось!

    Народные праздники стоят особняком

    И вот они как рас тесно и связаны с верой ( религией), обычаями и традициями. Возьмем, к примеру, Пасху. Во времена СССР особенно коммунистам и комсомольцам праздновать ее не то что не рекомендовалось, а строго запрещалось! “Религия – опиум народа!” Это, ставшее впоследствии крылатым, выражение впервые произнес английский социалист Чарльз Кингсли ( 1819 – 1875 ). Потом оно в борьбе с религией активно использовалось Лениным. Результат – разрушались церкви, храмы, за веру в Бога преследовались духовные лица. Дошло до того, что в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Но прошли лихие времена и он был восстановлен, в том числе и на собранные народом деньги. А Пасха теперь стала одним из любимейших всенародных праздников и отмечается широко, как и в старину – красят яйца, пекут куличи, приветствуют друг друга: “Христос воскресе” и отвечаю: “Воистину воскресе!” Пасхальные угощения освещаются в церкви и щедро раздаются родным, друзьям, сиротам, нищим. Таков обычай.

    Прижился в России и обычай встречать Старый Новый год. Во всем мире этому очень удивляются. А для россиян – это лишний повод встретится за праздничным столом, еще раз отпраздновать наступление Нового года, с удовольствием посмотреть полюбившуюся искрометную комедию Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром!”, а некоторым “Голубой огонек” – да и мало ли развлекательных программ показывает в Старый Новый год отечественное телевидение! Происхождение же популярного у нас праздника объясняется расхождением в тринадцать дней между юлианским и григорианским календарями. Последний используется всем миром. Отсюда появилось – “старый стиль”. Согласно ему 13 января у нас да во многих других странах отмечается Старый Новый год. Как, впрочем, и несколько позднее – Новый год по восточному календарю, который выпадает на ночь с 27 на 28 января.

    Среди народных праздников популярны – Троица, Страстная неделя, Яблочный спас, Масленица, Вербная неделя, Покров день, Чистый понедельник, Ильин день, Святки, Крещенский сочельник, День Петра и Февронии, Крещение Господне и другие. На некоторых из них остановимся подробнее.

    • Праздники Фото
    • Дни рождения по знакам Зодиака
    • Рецепты на английском языке

    Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста,

    сообщите

    нам об этом

    Статья по теме: Русский народный календарь на каждый день

    Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы —  день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

    Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней, начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника – подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

    Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа, а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот – срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника – освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название – первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

    Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января. Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

    Крещенский сочельник

    весна

    Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан  и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение.  Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

    Народно-православный праздник, отмечается 8 июля. Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос – день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят — к худому покосу.

    Традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа. В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи – пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

    Шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование – освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

    Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования — в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника – поворот солнца с зимы на лето. Празднование – колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

    Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Цель праздника – прощание с зимой.  Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная.

    Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста— времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

    Праздник восточных славян, который начинается 14 сентября. Суть праздника — торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна — последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали — считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

    Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день “полоскали рот” или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

    Один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября. Значение праздника – окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

    Православный праздник, отмечаемый 14 августа. Суть праздника – малое водосвятие. Традиции праздника – начало сбора мёда, его освящение и трапеза – «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника – первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют “Спасом на воде”, это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник “Медовым спасом” из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

    Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля. Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

    Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи. В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна – это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: “Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется.”

    Материал создан: 28.04.2014

    Оценка 5 проголосовавших: 3
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here