Солнечная икона божией матери

Для наших читателей: солнечная икона божией матери с подробным описанием из различных источников.

Вауловский скит – любимое детище св.Иоанна Кронштадтского наряду с Леушинским монастырем. Устроенный в усадьбе сенатора Владимира Павловича Мордвинова в 1903 г. как подворье Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге, он был местом уединения всероссийского пастыря. В письмах из Ваулово о.Иоанна неизменно называл его раем на земле.

В советское время монастырь был превращен в колхоз, два храма обители были разрушены до основания.

Однако чудом сохранилась главная святыня монастыря – икона Божией Матери «Благодатное Небо». Она является списком с иконы, находящейся в иконостасе Архангельского собора Московского кремля, сделанным по благословению св.Иоанна Кронштадтского в 1900 г., т.е. на пороге Голгофского ХХ века. Образ, высотою боле двух метров поражал своим величием и Царственным достоинством Пресвятой Богородицы. Именно пред ним св.Иоанн Кронштадтский отслужил 40 Литургий  в последний год своей жизни.

В советское время почти все иконы были уничтожены, разрублены и сожжены. Однако, моленный образ всероссийского пастыря оказался написанным на металле – его ни разрубить, ни сжечь, казалось невозможно, и он был отправлен в Тутаев на металлолом. Однако и здесь его большие размеры спасли образ от переплавки. В конце концов удалось икону перенести в Воскресенский собор Тутаева.
 

 три иконы благодатное небо в храме св. Иоанна Кронштадского в Вауловском скиту

С конца 1990-х г. В Ваулове был открыт приход и устроен домовой храм св.Иоанна Кронштадтского в келейном корпусе. А в 2005 году в память 105 летия написания образа, было решено принести его на три дня в Ваулово на память св.Иоанна Кронштадтского. И здесь произошло чудо: икона осталась в Ваулово – Ни у кого не поднялась рука вывозить ее из Ее родного дома. Как будто сам Иоанн Кронштадтский не отпустил свой образ. С этого момента началось прославление иконы. Была издана книга о ней, напичатан тираж иконочек, в Ваулово потянулись паломники.

Огорченные перенесением иконы Тутаевцы решили написать точный список мера в меру. А в Санкт-Петербурге на Леушинском подворье, где помнят о том, что именно Леушинский причт освящал образ в Санкт-Петербурге 105 лет назад, также в память об этой связи решили написать список иконы «Благодатное небо» для своего храма. Удивительным образом, не сговариваясь, две иконы из Птербурга и Тутаева были привезены в Ваулово для освящения в один день – на праздник этого образа 19 марта сего года. В этот день обычно в обители служит Ярославский архиепископ Кирилл. На службу приехали богомольцы из Санкт-Петербурга, Рыбинска, Тутаева, Ярославля. В храме же предстояло дивное зрелище. Три больших иконы «Благодатное Небо» в ряд. Едва ли кто- нибудь сподоблялся видеть три столь редких образа вместе.

В проповеди, сказанной протоиереем Геннадием Беловоловым, настоятелем Леушинского подворья, было сказано: «Апостол Павел некогда говорил, что он был восхищен до третьего Неба. Сегодня мы дерзновенно можем повторить эти слова: мы зрим перед собой три образа Божией Матери «Благодатное Небо». И если апостол Павел был восхищен на Небеса, то мы удостоились того, что три благодатных Неба сами снизошли к нам».

Владыка Кирилл сам освятил два новых образа Божией Матери и щедро окропил паломников благодатным дождем святой воды.

Сретение трех икон «Благодатное Небо» было воспринято как особое знамение. Дело в том, что именно в этом году архиепископ Кирилл Ярославский предполагает поставить вопрос на заседании Священного Синода о возобновлении Вауловской обители. В связи с этим владыка благословил поселить здесь уже общину сестер во главе с игуменией Дамианой, переведенной сюда из Пошехонского монастыря.

Владыка Кирилл в этот день передал Игумении Дамиане образ Спасителя, который происходит из Вауловского скита. Искусно написанная икона была найдена трудами архимандрита Вениамина (Лихоманова) в одной из антикварных лавок Москвы и выкуплена благотворителями для Вауловского скита. На обратной стороне сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что икона была написана в 1893 году в Санкт-Петербурге изографом Платоном Брусникиным «для Вауловского скита». Из надписи следует, что идея устроения скита возникла еще за 10 лет до его официального открытия. Судя по всему, это вообще первая икона, написанная для будущей обители (характерно, что сохранившаяся икона 1892 года надписана просто: «в храм в имении Владимира Павловича Мордвинова»). Возвращение первой иконы Вауловского скита увенчало встречу трех икон Божий Матери.

Специально к празднику приходом Леушинского подворья был издан тираж икон, которые Владыка Кирилл благословил всем богомольцам.

Перед иконами сестры прочитали акафист «Благодатное Небо». Паломники осмотрели место возрождаемого храма преп. Александра Свирского, который предполагают построить уже в том году. Также богомольцы прошлись по липовой аллее, посаженной св.Иоанном Кронштадтским в 1908 году, которую здесь называют «канавкой Дорогого Батюшки» и проходят с молитвой на устах. Все 40 лип, посаженные всероссийским пастырем, до сих пор растут. И хотя в этот день небо было пасмурным, тем не менее, настроение у всех было не пасмурное, потому что всех покрывало три благодатных Неба Пресвятой Богородицы.

В конце праздник иконы отправились в разные концы. Одна – на запад, в Воскресенский собор Тутаева, другая – на восток, в Санкт-Петербург, на Леушинское подворье. И таким образом Матерь Божия распростерла покров Своего благодатного Неба от края и до края. Будем надеяться, что это – не последние списки, и вскоре появятся новые над всей русской Землей.

материал взят с сайта www.leushino.ru

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» представляет собой одну из целой группы «Акафистных икон». Эта группа характерна определенной целью их создания — это прославление Богородицы и возвеличивании ее как Царицы Небесной.

К таким иконам приходят помолится и попросить о наставлении, о вразумлении и помощи на тернистом жизненном пути. Знаменит этот образ помимо своих чудотворных особенностей и тем, что он последний, кто слышала молитву святого Иоанна Кронштадского.

Икона «Благодатное небо»

Композиционные особенности

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» является иконографическим прототипом более раннего образа «Жена, облеченная в солнце», на котором также изображается Божия Матерь на руках с Младенцем Христом. Она стоит на полумесяце с короной на голове, а вся ее фигура купается в лучах золотого света. Сияние на этой иконе особой формы — мандолы, это овальная форма света, которая вытянуто по горизонтали.

Еще об иконах Богородицы:

  • «Андрониковская»
  • «Ахтырская»
  • «Боголюбская»

Оба образа отвечают видению Иоанна Богослова, которое записано в 12-ой главе Откровения.

Как уже было сказано, иконография образа ставила своей целью изобразить ту самую «Жену, облечённую в солнце», которая изображена в Откровении (12:1-5 стихи). Там Богородица символизирует Святую Церковь. На картине Дева Мария изображена в полный рост, левой рукой придерживающая Младенца Христа. Всю девушку обрамляет солнечное сияние, которое называется в иконописи мандола из-за характерного вытягивания по горизонтали, еще его называют миндалевидным нимбом. Головы Марии и Христа украшены короной, а ноги первой устойчиво стоят на поверхности месяца, который изображен в свою неполную стадию сияния.

Все изображение сделано яркими красками, переливающийся нимб, корона — все эти атрибуты направлены на то, чтобы человек, смотрящий на картину, понял, кто есть Царица Небесная, и наполнился благоговением.

Образ «Благодатное Небо», несмотря за основу из «Жены облаченной», отличается своей многофигурностью и сложностью с точки зрения композиции, поскольку, помимо Девы Марии , тут присутствует еще ряд фигур:

  • древние пророки;
  • младенец Иисус;
  • святые из православного канона;
  • зарисовки из Евангелия.

Существует предание, что именно в таком виде, в каком изображена Богоматерь, она и будет во время второго пришествия Христа, поскольку весь ее лик как бы молит о спасении этого мира.

Богословские трактаты по-разному толкуют данный образ Жены, но в своем большинстве они соглашаются с тем, что так автор изображает Церковь Христову.

Возник данный тип такого изображения Богоматери в 15 веке в Германии, откуда затем широко распространился по миру западного искусства. Русь же приняла его только в 17 веке через Польшу и страны Прибалтики, где и дал начало подобным иконографическим типам. К этой же группе относятся иконы «Солнечная», «Неопалимая купина» и пр.

Характерной особенностью такого типа написания является:

  • миндалевидное сияние вокруг фигуры Марии;
  • дополнительные коленопреклоненные персонажи;
  • Христос на руках;
  • обязательный сюжет из акафиста;
  • особый способ компоновки изображения.

История и значение образа

Нет единой теории о том, как же святой лик попал на Русь. Известно лишь, что появился он здесь лишь в 17 веке.

Главные версии появления таковы:

  1. «Благодатное Небо», по преданию, была привезена в Москву из Литовского княжества в качестве придания княгини Софии Витовтовны. Она выходила замуж за русского князя Василия I (Дмитриевича) и образ стал своеобразным благословением данного супружества. А оригинальное название взято из надписи по внутренней части сияния вокруг Девы на самой доске: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды»;
  2. По другой версии, икона прибыла все так же из Литовского княжества, но уже в качестве приданного княгини Софьи Фоминичны, которая стала супругой царя Иоанна III;
  3. Совсем другого мнения ряд богословов, которые считают, что происхождение иконы западное, о чем говорит своеобразная иконографика. Они говорят, что написана она могла быть только в Византии, Константинополе. Что интересно — такая теория может и не противоречить другим, ведь и литовские правители могли ее купить в Византии.

Интересно! Из-за надписи на иконе ранее она носила название «Что Тя наречем», но после реформы патриарха Никона осталось только официальное название «Благодатное Небо», которое также является частью этой надписи.Икона Богоматерь Благодатное Небо. 2-я половина 18 — начало 19 века

Чудеса

Изначально икона не имела такой большой популярности среди православных верующих. Началось это лишь тогда, когда митрополит Филарет Дроздов в 1853 повелел собрать исторические данные о лике, который находился в то время среди реконструировавшегося иконостаса Архангельского собора. После того как данных было достаточно, чтобы сказать, что данный образ — чудотворный, прихожане стали приносить к нему масло, лампады и свечи, а митрополит распорядился вести перед ней праздничную литургию два раза в год.

До революции верующие в Москве особо почитали три святыни:

  • Владимирскую Божью Матерь;
  • «Нечаянную радость»;
  • «Благодатное Небо».

Считается, что именно через эти святыни Господь обильно благословлял людей и совершал исцеления. Среди чудес особо выделяются несколько.

  1. Одна лютеранка долгое время страдала сильным недугом и однажды ей приснился пророческий сон. Она увидела во сне этот образ и когда проснулась, отправила гувернантку заказать перед ним молебен о здравии. Девушка выполнила приказание и совершала тоже самое действие еще на протяжении 6 недель. После этого ее больная хозяйка полностью оправилась и уже сама могла посещать храм и заказывать молебен.
  2. В 1885 году художника Васнецова пригласили во Владимирский храм для росписи. Но художник отказался из-за серьезной болезни своего сына. Прибывая на даче вместе со своей семьей, художник однажды заметил свою жену с сыном на руках в лучах солнечного света. Поразившая его картина настолько засела в голове, что он понял — именно так должна быть изображена Богородица. После этого Васнецов отправился расписывать храм.
  3. Во время подготовки под роспись Владимирский храм несколько раз штукатурили, и нанесенная масса высыхала неравномерно. Наблюдавшие за этим рабочие и руководители однажды заметили на стене проступающий образ Богородицы с Христом на руках, именно такой какой и видел Васнецов на своей даче. Его зарисовали, а через пару часов стена окончательно высохла.
  4. Васнецов показал свои наброски руководителям храма и те сверили их с наброском со стены — рисунки были практически идентичными по своим композиционным параметрам. Художник был поражен и промолвил: «Это был заказ Божий».
  5. Уже умершая старейшая смотрительница московского храма Животворительная Троица Мария Андреевна рассказывала, что список в данном храме был найден на свалке возле общежития МГУ студентами, которые использовали ее для кроватей, подкладывая вместо матраса. Спустя какое то время после прибытия в храм она чудесно обновилась так, что реставратору осталось дописать только фрагмент в углу.

Важно! Благодаря своим чудесам образ особенно почитается верующими Православной Церкви. Для него был даже написан акафист, который читается во время празднеств в храме.

Списки и дни празднования

Когда икона переехала со Смоленска вместе с княжеской семьей (по одной из версии), ее поместили в Архангельском соборе, где она хранится и сейчас.

На сегодняшний день самые популярные списки находятся в церкви Святой Троицы в Никитниках, а также в Воскресенском соборе города Тутаева и в Большом Кремлевском дворце в храме Распятия Христова, где хранятся первоначальные списки.

Хотя списки с тех пор стали многочисленнее:

  1. Владимирский собор Киева хранит список лика кисти Васнецова.
  2. В московском храме Живоначальной Троицы, который расположен на Воробьёвых горах, появился список в 60-е годы 20 века. Известно, что этот список был написан весьма давно, но был утерян и случайно найдет в котельной МГУ среди обычных дров.
  3. В московских храмах: Троицыном и Архангела Гавриила.

В каждом храме возносят поклонение иконе два раза в год:

  • 19 марта;
  • в первое воскресенье после Пятидесятницы на Недели Всех Святых.

Перед ней читают тропарь и акафист в ходе праздничной литургии.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо», Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново

В чем и кому помогает

Данному образу молятся разные люди, ведь нет разницы, к какому образу взывать о спасении — Господь слышит каждый зов.

Обычно к данном лику приходят те, которые желают найти путь к спасению своей души, стремятся к Царствию Небесному и желают излечить болезни тела и духа и тела. Наравне с этим, она хранит Церковь от ересей и лжеучений, наставляет заблудшие души, а также может помогать в вопросах управления всем, кто занимает должностные позиции и просит Деву Марии о помощи.

Молиться данной иконе можно всем, кто:

  • желает защититься от зависти и недоброжелателей;
  • ищет спасения от катастроф и бедствий;
  • отправляется в путешествие или поездку;
  • стремится освободиться от греха;
  • ищет покровительства Господа в работе;
  • жаждет исцеления от телесных и психологических проблем;
  • молиться за близких и их покаяние;
  • ищет благословения в личной жизни.

Как известно, Господь слышит каждую просьбу, поэтому у лика можно молиться Господу о:

  • счастливом замужестве и рождения деток;
  • от защиты в дороге и от катастроф;
  • освобождении себя и близких от пьянства и других зависимостей;
  • избавлении от внезапной смерти, чтобы не покинуть мир не покаявшись;
  • помощи в государственном управлении;
  • защите страны и города от природных катастроф и стихийных бедствий.

О чем еще можно молиться Богородице:

  • Молитва о помощи в работе и делах
  • Молитва о замужестве
  • Молитва Богородице об усопших

Совет! Пречистая Дева Мария помогает каждому, кто к ней приходит и просит о защите искренне и горячо. Она защищает и молит Господа о каждом, к ней обратившемся. Защищает христиан от врагов, завистников и клеветников. Помогает получить Божию благодать и благословения.

Посмотрите видео об иконе *Благодатное Небо*

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here