Сколько есть архангелов

Для наших читателей: сколько есть архангелов с подробным описанием из различных источников.

Арха́нгел (др.-греч. Ἀρχάγγελος от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + др.-греч. ἄγγελος — «вестник, посланец, ангел») — в христианском вероучении одна из высших категорий (чинов) ангелов. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил (Послание Иуды:9), но, согласно традициям Церкви, архангелов восемь.

В Православной церкви встречается упоминание о восьми архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Селафииле, Иегудииле, Варахииле и Иеремииле. Известны также: Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора, бывшим за несколько лет до Первого Вселенского собора и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Классификации

Согласно книге «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — нач. VI вв), архангел — название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). Имена семи архангелов и их функции приведены в XX главе (абзаце) эфиопского апокрифа «книга Еноха» (II век до н. э.):

Михаил поставлен над лучшею частью людей, – над избранным народом поставлен над лучшей частью человечества и над хаосом председательствует над человеческой добродетелью, командует народами
Гавриил поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами поставлен над раем, змеями и херувимами председательствует над змеями, над раем и над херувимами
Рафаил ангел духов людей поставлен над духами людей председательствует над духами людей
Уриил ангел грома и колебания поставлен над миром и над тартаром председательствует над шумом и ужасом
Рагуил карает мир и светила дает отмщение миру светил налагает наказание на мир и светила
Саракаел поставлен над душами сынов человеческих, склонивших духов ко греху поставлен над духами, которые грешат в духе председательствует над духами сынов человеческих, которые преступают закон
Ремиил Нет Бог поставил над теми, кто воскресает Нет

Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.

Семь ангелов упоминается также в книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). И в Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20).

Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, — появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва (Амадей Португальский, †1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие Четье-Минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середина XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея Португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit. («Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.»)

Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена из откровения Амадея Португальского. Первое имя, Варахиил, встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Баракиэл (Варахиил), который управляет молнией», но Иегудиил — имя, которое не встречается вообще нигде, кроме «откровения» Амадея.

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно «Третьей книге Ездры», Уриил — является ангелом (не архангелом или херувимом или серафимом), а Иеремиил — архангелом.

В каббале раскрывается соответствие иерархии ангелов, праотцов и сфирот:
Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.

Архангел Михаил

Архангел Михаил (др.-евр. מיכאל, Михаэ́ль — «Кто как Бог»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:

  • «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13).
  • «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан. 10:21).
  • А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:

  • явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис. 22:22);
  • явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав. 5:13-15);
  • уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар. 19:35);
  • спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан. 3:95).

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) Люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зелёную финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом».

Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад её.

Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

— Иннокентий, архиепископ Херсонский

Празднование в православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю) и 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах); в католической — 8 мая и 29 сентября.

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил, новгородская икона

XII века

Архангел Гавриил (др.-евр. גבריאל — сила Божия) Упоминается в следующих библейских книгах: Дан. 8:16, 9:21 и Лк. 1:19, 1:26.

В Библии называется ангелом, но в предании христианской церкви выступает как архангел — один из высших ангелов. В Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Деве Марии в Назарете — о рождении Иисуса Христа. Считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа. По учению мусульман — от него пророк Мухаммед получил свои откровения. На иконах изображается со свечой и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Память архангела Гавриила совершается в Православной церкви 26 марта и 13 июля (по юлианскому календарю).

Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой каменное зерцало». Это зеркало из зелёного ясписа (яшмы) с чёрными и белыми пятнами на нём, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (др.-евр. רפאל, Рэфа́эль — «исцелил Господь»). Упоминается в книге Товита (3:16; 12:12-15). Рафаиил по-арамейски означает «Исцеление Божие» или «Врачевание Божие». Согласно еврейскому мидрашу, Рафаил вылечил боль, которую испытывал Авраам после того, как сделал себе обрезание. В исламе архангел Рафаил — тот, кто возвестит Судный день.

В «Руководстве к написанию икон» сообщается, что: «архангел Рафаил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран».

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие) — в Библии не упоминается, известен только из «откровения» Амадея Португальского.

В книге «Руководство к писанию икон» о нём сообщается: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном». Белые розы выступают символом благословения Божьего.

Поелику благословения Божии различны, то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.

— Святитель Иннокентий Херсонский

Архангел Селафиил

Архангел Селафиил (Салафиил; др.-евр. שאלתיאל — «молитва к Богу»). Упоминается только в апокрифической Третьей книге Ездры (3 Ездр. 5:16).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил»

В «Руководстве к писанию икон» о нём говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся».

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия). Это имя известно только из «откровения» Амадея Португальского, в канонических текстах его имя не упоминается.

Имя архангела Иегудиила в переводе на русский язык означает «Славитель Божий» или «Хвала Божия». Руководствуясь этими переводами подобные эпитеты иконописцы помещали на его изображения. Так, в надписи на фреске Благовещенского собора говорится: «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам».

Иннокентий Херсонский пишет о нём: «Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию».

Архангел Уриил

Архангел Уриил (др.-евр. אוּרִיאֵל — «свет Божий, или Бог свет есть»). Упоминается в апокрифической Третьей книге Ездры (3 Ездр. 4:1; 5:20).

Согласно апокрифу — Третьей книге Ездры, архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По мнению православных богословов, Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невеж, а само имя архангела, соответствуя его особому служению, означает «Огонь Божий» или «Свет Божий».

По иконописному канону Уриил «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень».

Иннокентий Херсонский в своём сочинении об архангелах пишет об Урииле следующее: «Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные».

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия). Упоминается только в Третьей книге Ездры (3 Ездр. 4:36.).

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора сообщает о нём следующее:

В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается ещё Архангел Иеремиил (высота Божия). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Исходя из значения имени (Иеремиил — «Высота Божия») богословы считают, что он посылается от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению и возвращению человека к Богу. Изображается он, держащим в правой руке весы.

См. также

  • Малаика — ангелы в нехристианских авраамических религиях.
  • Мукаррабун — ангелы высшей категории в исламе.
  • Ангельская иерархия

Примечания

  1. Архангелы — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. ↑ Акафист святым Бесплотным силам
  3. ↑ Собор Архистратига Михаила (неопр.). Архивировано 27 ноября 2012 года.
  4. Смирнов А.В. Книга Еноха. — Казань, 1988
  5. 1 Enoch (Ethiopic) Parallel Translations. Chapter XX / Chapter 20
  6. ↑ Empore (Gesamt) (неопр.). Проверено 2 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  7. ↑ Дебольский Г. Е. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной церкви.том 1.1837 г. стр.98
  8. ↑ Engel
  9. ↑ Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio Vol 012 (1692—1769) col. 384 Concilium Romanum 745 Actio tertia
  10. ↑ Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (неопр.). Архивировано 27 ноября 2012 года.
  11. ↑ Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226.
  12. ↑ Архиепископ Херсонский Иннокентий. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6
  13. ↑ Фартусов В. Д. Указ. сочю С. 226
  14. Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 226
  15. Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 227
  16. ↑ Иннокентий Херсонский. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996. С. 14
  17. ↑ Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 11-12
  18. ↑ Фартусов В. Д. Указ. соч. С. 226—227
  19. ↑ Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 12
  20. ↑ Иннокентий Херсонский. Указ. соч. С. 10
  21. ↑ Никифор, архим. Библейская энциклопедия. М., 1891. С. 63

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Архангелы
  • Архангел // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов (неопр.). Архивировано 27 ноября 2012 года. на сайте Православие и мир
  • Архангел Михаил (неопр.). Архивировано 27 ноября 2012 года.
  • Архангел Гавриил (неопр.). Архивировано 27 ноября 2012 года.

Архангелами называют воинов и охранителей Бога. В Ветхом завете они поддерживали трон Господень, а согласно Новому Завету, архангелы сопровождали Иисуса Христа во всех главных событиях его жизни – от Благовещения до Воскресения.

сколько есть архангелов

Кто такие архангелы

Существует целая паранаука об ангелах – ангелология. Слово «ангел» в переводе с греческого обозначает вестник. Это бесплотные спутники и посланники Бога. Ранняя христианская иконография ангелов восходит к изображению крылатых охранников царских дворцов Ассирии и Вавилонии.

Григорий Богослов в 4веке предложил иную классификацию, а Кирилл Иерусалимский, называя те же чины что и Псевдо-Дионисий, но в несколько ином порядке.

Ангелы имеют свою иерархию, которую установил в 5 столетии в трактате «Божественные имена» Псевдо-Дионисий Ареопагит. Ангельская градация включает 3 лика по 3 чина в каждом. Архангелы вместе с престолами и ангелами занимают третью, самую низшую иерархическую ступень.

В другой, более древней книге Еноха приводится иная классификация и называется сколько же архангелов существует. Всего 7 архангелов, руководящих мириадами ангелов (небесного воинства). Их называют также архистратигами.

Слово «архангел» переводится с греческого, как «главный или высший вестник». Они осуществляют связь между Богом и людьми; водят в бой небесное войско против адских полчищ; руководят ангелами-хранителями. По мнению некоторых ученых, архангелы соответствуют 7 амшаспандам древних персов и 7 планетным духам вавилонян.

Скольким архангелам даны имена

Михаил является единственным ангелом, упомянутым в Библии в чине архангела.

Каждый из 7 архангелов имеет свое предназначение и имя. Римско-католическая церковь более других почитает архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила. Михаил считается наиболее значимым из них. Он является князем своего чина, защищающим церковь от сил тьмы. Гавриил – страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям. Рафаил считается властителем мыслей человека и его исцелителем.

Архангел Уриил властвует над небесными светилами. Шамуил мир светил подвергает наказаниям. Иофил – начальник над духами, вовлекающими людей в грех. Иезекииль наблюдает за воскресением из мертвых.

Как Небесные посланники и защитники Церкви на земле архангелы имели свою атрибутику. В христианском искусстве они изображались в облике молодых красивых сильных мужчин со сложенными за спиной крыльями, держащими в руках мечи и сферы – символы небесных воителей.

Ангел милосердия Гавриил часто изображается держащим в руке лилию или скипетр. Защитник воинов и верующих Михаил, как правило, облачен в богатые одежды и держит в руке меч. Ангел-хранитель Рафаил – с посохом странника и рыбой или же блюдом. Уриил нес свиток или книгу. Шамуил держал кубок или жезл, Иофил – огненный меч, а Иезекииль – священный нож.

Сколько всего архангелов и какие у них имена

Об ангельской иерархии – архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии и семинарии, старший помощник ректора по учебно-методической работе. сколько есть архангелов

– Отче, число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию. Что это за иерархия?– В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого». В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение “небо и земля” (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной». О количестве Ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Святые отцы, например свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но подсчитать их конкретное число невозможно.

Мир Ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16), что указывает на иерархичность ангельского мира. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии. «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)», – пишет свт. Иоанн Златоуст.

– Для каждого чина Ангелов существует свое предназначение? Чем отличаются Ангелы друг от друга?– Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений – не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются к благодатному освящению не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

– Ближе всего к людям Ангелы и Архангелы. Так ли это?– Согласно Corpus Areopagiticum, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая: Господства, Силы, Власти; и третья: Начала, Архангелы, Ангелы. Соответственно, Архангелы, Ангелы находятся ближе к нам.

– Существуют семь Архангелов: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Архангел Уриил, Архангел Салафиил, Архангел Иегудиил, Архангел Варахиил?– В Corpus Areopagiticum Архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания и христианской литературе Архангелы представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной в «Ареопагитиках». Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, по Ареопагиту, но являются Ангелами с особым родом служения.

– Кто такие Ангелы Хранители?– В Священном Писании есть выражения, указывающие на то, что к людям приставлен Ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об Ангеле света, который дается крещаемому.

По учению Церкви, люди получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей. «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего». Также прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом».

Беседовала Наталья Горошкова

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here