Рыба символ христианства

Для наших читателей: рыба символ христианства с подробным описанием из различных источников.

Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквями.

Появление христианских символов

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает:

Активное использование в древней Церкви различных символов, а не иконописных образов Л. А. Успенский связывает с тем, что «для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ». Также символические образы, по его мнению, использовались как способ сокрытия от оглашенных до времени их крещения христианских таинств. Так Кирилл Иерусалимский писал: «слышать благовествование всем позволено, но слава благовествования предоставлена одним искренним Служителям Христовым. Тем, которые не могли слушать, Господь говорил в притчах, а ученикам наедине изъяснял притчи».

К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. Среди прочих символов катакомбной живописи выделяются:

  • якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. 6:18-20);
  • голубь — символ Святого Духа;
  • феникс — символ воскресения;
  • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
  • павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец — символ Иисуса Христа;
  • лев — символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь — символ вечного мира;
  • лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Характеристика отдельных символов

Крест

Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова, как правило, скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в христианских храмах, а также у верующих в качестве нательной символики. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором был распят Сын Божий.

В первые века христиане не делали изображений креста. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.

Ихтис

Ίχθύς (мраморная стела, начало III века)

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками.

Часто изображалась аллегорическим образом — в виде рыбы. При этом само изображение рыбы имеет также евхаристическое значение, связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии:

  • насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. 6:34-44, Мк. 8:1-9);
  • трапеза Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении (Ин. 21:9-22).

Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.

Добрый пастырь

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя (Ин. 10:11-16).

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.

Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес Криофор, Орфей Боуколос), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божия.

Агнец

Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который берет грех мира» (Ин. 1:29). Агнец также является евхаристическим образом (в Православии агнец — часть просфоры, которой причащают верующих) и его изображения встречается на литургических сосудах.

Образ агнца в раннем христианстве широко использовался как символ крестной жертвы Иисуса, который был удобен тем, что был непонятен не христианам. С распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором:

На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца…

Хризма

Монограмма имени Христа в окружении виноградных лоз (саркофаг VI века)

Хризма или хрисмон (Хи-Ро) — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр. 7:2).

Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320).

Альфа и Омега

Примечания

Литература

  • Уваров А. С. Христианская символика. — СПб: Алетейя, 2001. — С. 256. — ISBN 5-89865-004-0.
  • Демаков С. И., Бушуева Е. Н. Великие таинства, сокрытые в малых словесах. Книга о методах святоотеческих толкований Библии, о языке православных символов и о символическом подтексте евангельских притч. — 2-е изд., испр. и доп.. — Вятка, 2016. — С. 189.

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

Часто изображалась аллегорическим образом — в виде рыбы.

Символическое значение

Акроним ИХТИС (ΙΧΘΥΣ) построен на использовании следующих букв:

Ἰησοὺς Иисус Собственное имя
Χ Χριστóς Христос Мессия, употребление этого эпитета стало одним из обвинений против Иисуса (см. Мф. 26:63-66)
Θ Θεοῦ Божий Указывает на происхождение от Бога (ср. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век).
Υ Υἱός Сын Исповедание Иисуса как второе лицо Святой Троицы
Σ Σωτήρ Спаситель Показывает миссию Иисуса Христа на земле — «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10)

Таким образом, в этой аббревиатуре в краткой форме выражается исповедание христианской веры.

Евангельская символика

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, из которых многие были рыбаками. Иисус Христос называет своих учеников «ловцами человеков» (Мф. 4:19, Мк. 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф. 13:47).

«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы

Изображение рыбы имеет также евхаристическое значение, связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии:

  • насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. 6:34-44, Мк. 8:1-9);
  • трапеза Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении (Ин. 21:9-22).

Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.

Знак также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Отк. 22:13).

Время возникновения символа

В раннехристианском искусстве изображения Христа были недопустимым сюжетом по причине гонений, поэтому возникают различные символические коды. Изображения акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующей его рыбы появляются в римских катакомбах во II веке. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века:

Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде.

Особенности изображения символа

Ίχθύς Раннехристианская надпись,

Эфес

  • Монограмма без каких-либо рисунков.
  • Рыба (с монограммой ΙΧΘΥΣ и без неё) — может изображаться символично.
  • Рыба, несущая на спине корзину с хлебами и бутылью вина, — символ Христа, несущего причастие.
  • Дельфин — символизирует Христа, как проводника через хаос и гибельные пучины. Дельфин с якорем или кораблём олицетворяет церковь, а пронзённый трезубцем или прикованный к якорю дельфин — это Христос распятый на кресте.

В настоящее время

В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах. Такую наклейку они размещают на автомобилях.

Противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками.

Примечания

Ссылки

  • Ихтис // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Изображение рыбы часто встречается в местах собраний ранних христиан, в катакомбах и на кладбищах Древнего Рима и Греции, а также в средневековой христианской архитектуре. Существует несколько взаимодополняющих теорий относительно того, почему именно рыба стала символом христианства.

рыба символ христианства

Инструкция

Сторонники первой теории утверждают, что рыба была избрана символом новой веры и опознавательным знаком среди ранних христиан, поскольку греческое написание этого слова составляет акроним главного догмата христианской веры. «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» – таково было и остается по сей день вероисповедание христианства, а первые

буквы

этих слов на греческом (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ) образуют слово Ίχθύς, «ихтис», «рыба». Согласно этой теории, ранние христиане, изображая знак рыбы, исповедовали свою веру и одновременно узнавали единоверцев. В романе Генрика Сенкевича “Quo vadis” есть сцена, в которой грек Хилон рассказывает патрицию Петронию именно эту версию происхождения знака рыбы как символа христиан.

Согласно другой теории, знак рыбы у ранних христиан являлся символическим обозначением последователей новой веры. В основе этого утверждения лежат нередкие упоминания рыбы в проповедях Иисуса Христа, а также в Его личных беседах со своими учениками, впоследствии апостолами. Он метафорически называет людей, нуждающихся в спасении, рыбами, а будущих апостолов, многие из которых были прежде рыбаками – «ловцами человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10) «Перстень рыбака» Папы Римского, один из главных атрибутов облачения, имеет то же происхождение.
В библейских текстах также утверждается, что только рыбы пережили Всемирный потоп, насланный Богом за грехи людей, не считая укрывшихся в Ковчеге. В начале эры история повторилась, греко-римская цивилизация переживала чудовищный кризис нравственности, и новая христианская вера была призвана стать спасительными и вместе с тем очищающими водами нового «духовного» потопа. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47).

Заслуживает внимания также теория о том, что рыба стала символом христианства благодаря своей основной, пищевой функции. Новое вероучение прежде всего распространялось среди самой угнетенной части населения. Для этих людей простая пища вроде рыбы была единственным спасением от голодной смерти. Именно в этом некоторые исследователи видят причину, почему рыба стала символом спасения и от смерти духовной, хлебом новой жизни и обещанием жизни после смерти. В качестве доказательств сторонники этой теории приводят многочисленные изображения в римских катакомбах в местах совершения обрядов, где рыба выступала как евхаристический символ.

Большинство рыб имеет большие и круглые глаза, но устроены они совершенно не так, как у других животных. В связи с этим возникает вопрос, насколько хорошо и как способны видеть рыбы.

рыба символ христианства

Инструкция

Зрение рыб устроено таким образом, что они могут с легкостью видеть цвета и даже различать оттенки. Тем не менее видят они несколько по-другому, в

отличие

от обителей суши. При

взгляде

вверх рыбы способны видеть все без искажения, но если

смотреть

в сторону, прямо или под углом,

картинка

искажается из-за сред воды и воздуха.

Максимальная видимость у обитателей водной стихии не превышает 10–12 метров в прозрачной воде. Нередко данное расстояние сокращается еще больше из-за наличия растений, изменения цвета воды, повышенной мутности и т.д. Наиболее четко рыбы различают предметы на расстоянии до 2 метров. Из-за особенности строения глаз, подплывая к поверхности воды, рыбы начинают видеть объекты, словно через

иллюминатор

.

Лучше всех способны видеть хищники, обитающие в прозрачных водах — хариус, форель, жерех, щука. Некоторые виды, питающиеся донными организмами и планктоном (лещ, сом, угорь, судак и др.), имеют в сетчатке глаза особые светочувствительные элементы, способные различать слабые световые лучи. За счет этого они могут довольно хорошо видеть и в темноте.

Находясь около берега, рыбы очень хорошо слышат рыболова, но не видят его из-за преломления луча зрения. Это делает их уязвимыми, поэтому большую роль

играет

наличие маскировки. Бывалые рыболовы советуют не надевать на рыбалку яркую одежду, а,

наоборот

, подбирать в качестве маскировки более защитные цвета, которые будут сливаться с общим фоном. Намного меньше вероятность заметить

рыбака

будет на мелководье, чем при ловле вблизи берега и на более глубоких местах. Таким образом, во время рыбалки лучше сидеть, чем стоять, а также не

совершать

резких движений. Именно поэтому спиннингистам, которые любят охотиться с лодки, лучше ловить рыбу (вываживать хищника, забрасывая приманку) сидя, что не только безопасно, но и поможет

получить

заметно больший улов.

Что означает этот знак рыбы у христиан

Как известно, в Римской империи в первые века Церковь подвергалась жестоким гонениям. В этих условиях нельзя было не только открыто исповедывать себя христианином, но и создавать изображения, напрямую рассказывающие о вере. Поэтому в раннехристианском изобразительном искусстве появились различные символические изображения. Они были своего рода тайнописью, по которой единоверцы могли опознавать друг друга. Пример подобной тайнописи приводит польский писатель Генрик Сенкевич в своей замечательной книге «Камо грядеши». Роман начинается с того, что один знатный римлянин влюбился в молодую красивую девушку, оказавшуюся христианкой. И вот он рассказывает, как застал эту девушку что-то чертящей на песке:

– А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!

– Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, — сказал Виниций. — Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?

– Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.

– Рыбу.

Девушка была христианка, и этот рисунок она начертила неслучайно. Действительно, рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живописи. И символизировала она не кого-нибудь, а самого Господа Иисуса Христа. А причина этого – древнегреческий язык. Дело в том, что по-древнегречески рыба ὁ ἰχθύς (ihthys). Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры: Ἰησοῦς Χριστός Jεοῦ Uἱός Sωτήρ. С древнегреческого на русский это переводится так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Т.е. древние читали древнегреческое слово ἰχθύς (рыба) как аббревиатуру этой фразы.

Вообще в Новом Завете часто используется символика рыбы. Например, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7: 9–11). Как считают многие толкователи Священного Писания, образ рыбы здесь символизирует Христа как истинный Хлеб Жизни, а змея символизирует диавола. Поэтому, например, иногда рыбу в раннехристианской живописи рисовали вместе с корзинами, наполненными хлебами и вином. Т.е. этот образ имел евхаристическое значение.

Также Христос насыщает множество народа, взяв семь хлебов и «немного рыбок»: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф 15: 36–37). При другом таком же чуде было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф 14: 17–21).

Кроме того, Христос называет апостолов, бывших рыбаков, «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное – «неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода» (Мф 13:47).

Интересно еще и то, что Отцы Церкви сравнивали с рыбой и самих христиан, последовавших за Спасителем в «воду вечной жизни». Вот что, например, писал раннехристианский писатель Тертуллиан (II-III в. после Р.Х.): «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» («О крещении». 1.1). 

На заставке фрагмент фото Randy Williams/www.flickr.com

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here