Псмб православный календарь

Для наших читателей: псмб православный календарь с подробным описанием из различных источников.

Преображенское содружество малых братств — российская религиозная организация, основанная в 1960-е годы Георгием Кочетковым (впоследствии принял сан) и окончательно сформировавшееся в 1990 году. В качестве основной цели братства заявляется содействие возрождению полноты жизни Церкви и всех служений в ней (в частности, возрождению православной миссии, полноценной катехизации, основанной на святоотеческой традиции, общинно-братской жизни и др). На данный момент представители Преображенского братства участвуют в работе Межсоборного присутствия Русской православной церкви и Совета православных общественных объединений.

История Содружества

Вторая половина 60-х годов XX века — начало истории Преображенского братства, когда его основатель Юрий Серафимович Кочетков — будущий священник о. Георгий — а затем и несколько его друзей стали верующими людьми и вошли в Церковь. Вскоре была создана первая община. С самого начала жизни движения, о. Георгий и его близкие друзья стали обращаться за помощью, поддержкой и научением к архим. Тавриону (Батозскому), прот. Всеволоду Шпиллеру, протопресв. Виталию Боровому, архиепископу Михаилу (Мудьюгину), академику С.С. Аверинцеву и др. В конце 1970-х годов сложился огласительный цикл из бесед и регулярного посещения храма для людей, ищущих серьёзной подготовки к принятию святого крещения в соответствии с учением церкви, как это было в первые века христианства. Постепенно сложилось неформальное братство, состоящее из небольших общин (10-25 человек). Главный стержень жизни общин — общение, взаимная поддержка в церковной жизни, в личностном духовном росте. Братство объединяет людей общим служением. В начале 1990-х гг. Русской православной церкви по ходатайству братства были переданы четыре московских храма: Рождественский собор Рождественского монастыря, Владимирский собор б. Сретенского монастыря, храм прп. Феодора Студита и храм Успения Богородицы в Печатниках.

Практически сразу во всех храмах стали совершаться богослужения, в которых прихожане участвовали самым непосредственным образом, что выражалось в чтении вслух священнических молитв, исполнении песнопений не только хором храма, но и всеми присутствующими, чтении Евангелия по-церковнославянски и по-русски, проповедях после каждого чтения Священного писания. Начиная с 1993 года Сретенско-Преображенское братство пережило несколько «волн» гонений. Братство восстанавливало храмы, а их у него отбирали один за другим. Своего пика гонения достигли в 1997 г., когда был наложен временный запрет в священнослужении духовного попечителя братства свящ. Георгия Кочеткова и отлучение от причастия самых активных членов братства и прихода храма Успения Богородицы в Печатниках (12 человек) по ложному обвинению. После снятия прещений в 2000 году была предпринята не увенчавшаяся успехом попытка доказать, что в работах о. Георгия содержатся ереси.

К настоящему моменту Преображенское братство стало Содружеством малых православных братств. В своем развитии оно опирается на опыт некоторых братств и общин, прежде всего близких по времени — существовавших в разных странах, в разных поместных церквах, но очень близких друг к другу по внутреннему опыту своей жизни: Крестовоздвиженское братство Н. Н. Неплюева, община сщмч. Сергия Алексеевича Мечёва, община архим. Сергия (Савельева), община сщмч. Анатолия Жураковского.

Основные принципы жизни Преображенского братства

Основные принципы жизни Преображенского братства

  1. Церковность
  2. Личностность
  3. Неиерархичность
  4. Ответственность
  5. Служение
  6. Непрестанное обновление и целостное воцерковление жизни

Из этого вытекает

  1. Единая жизнь братьев и сестёр во Христе, включая жизнь в общинах и группах, малых и большом братствах, основанная на общении, братской агапической (всеобъемлющей) и дружеской любви и личном иночестве.
  2. Свидетельство о спасении во Христе, «благовестие Царства» словом, делом и жизнью.
  3. Стремление к простоте и открытости во Христе и созидание христианского единства
  4. Участие в евхаристическом и литургическом возрождении
  5. Мирное и непримиримое противостояние злу в церкви и обществе

Подробнее см. здесь

Основные направления деятельности

Миссия и катехизация

Миссия и катехизация в Содружестве считается одним из главных направлений деятельности. В рамках Содружества существует православное миссионерское общество во имя свт. Иннокентия Московского, цель которого формулируется как совместное распространение всеми его членами спасительной христианской веры и утверждение проистекающей из неё нравственности на Российской земле и в других странах и народах через проповедь Евангелия. Задачи Общества: осуществление как внешней — к неверующим, агностикам и инаковерующим (то есть нехристианам), так и внутренней миссии — к верующим, но не воцерковленным людям. Миссия осуществляется в отношении всех людей: мужчин и женщин, детей и стариков, инвалидов, заключенных, служащих в армии и др. Системе катехизации, созданной свящ. Георгием Кочетковым и практикующейся в братстве, больше 40 лет. Она основана на святоотеческих принципах, а также на опыте таких выдающихся русских миссионеров и катехизаторов, как свт. Стефан Пермский, свт. Иннокентий Московский, свт. Николай Японский, прп. Макарий Алтайский и др. В течение примерно года катехумены изучают Священное писание Ветхого и Нового завета, вникают в дух и смысл храмового богослужения и личной молитвы, учатся исполнять заповеди Божьи в своей жизни, обретают опыт общинно-братской и приходской жизни. Миссию и катехизацию Содружества организуют и осуществляют малые братства. Таким образом, за научение христианской вере и жизни и за воцерковление оглашаемых взрослых и детей несет ответственность реальное церковное сообщество. При Свято-Филаретовском православно-христианском институте, который поддерживается Преображенским братством, существует методический центр по миссии и катехизации, который оказывает постоянную методическую помощь в проведении катехизации малым православным братствам Содружества. Центр собирает и изучает опыт миссии и оглашения в различных православных приходах и братствах, а также инославный опыт, а также проводит аттестацию катехизаторов перед началом их деятельности.

Молитва и богослужение

Содружество поддерживает и содействует восстановлению преимущественно нарушаемых церковных традиций:

  • общее пение,
  • чтение евхаристического канона и других общих молитв вслух,
  • общенародное целование мира,
  • проповедь после чтения Писания,
  • «пасхально» постоянно открытые царские врата,
  • служение Утрени утром, а Вечерни — вечером.

Также Преображенское братство поддержало издание семитомной серии переводов православного богослужения с греческого и церковно-славянского на русский язык (издательство СФИ), в которых содержатся чины: Вечерни и Утрени; Литургии Иоанна Златоуста; Литургии Василия Великого; Литургии св. апостола Иакова и преждеосвященных даров; Крещения и Миропомазания; Покаяния, брака, елеосвящения, поставления на служение церкви; основные требы.

Духовное образование

Члены Преображенского братства считают, что все верующие, в том числе миряне — мужчины и женщины, должны иметь возможность получать качественное духовное образование. Поэтому ещё в 1988 г. подпольно был открыт Свято-Филаретовский православно-христианский институт (тогда — Московская высшая православная школа).

Воцерковление детей и молодежи

Забота о воцерковлении детей и молодёжи существовала в Преображенском братстве с момента образования небольшого братского круга, сложившегося вокруг будущего священника Георгия Кочеткова в 70-х гг. XX века. Определяющим мотивом в этом было не только стремление воспитать своих детей в вере, но и передать им любовь к церкви, чтобы они, став взрослыми, могли полноценно и ответственно войти в неё. Уже в 70-х и 80-х гг. в этом кругу устраивались христианские детские праздники, общинные встречи с детьми. Более широкая, разнообразная деятельность началась одновременно с образованием Преображенского братства в 1990 г.: детско-юношеская работа стала бурно развиваться одновременно по нескольким самостоятельным направлениям: воскресная школа; скаутские отряды; православный детский сад; семейное направление (круг из нескольких семей верующих родителей вместе с детьми); молодёжная группа и пр..

Собирание опыта новомучеников и исповедников российских

В связи с тем, что наследие новомучеников и исповедников имеет и общечеловеческое значение, но до сих пор недостаточно изучено, члены братства тщательно изучают опыт жизни новомучеников и исповедников Российских с тем, чтобы он находил своё воплощение в современной жизни церкви. Особое внимание уделяется наследию свт. Вениамина (Казанского), свт. Симона (Шлеёва), свт. Фаддея (Успенского), свщмч. Анатолия Жураковского, прпмч. Марии Скобцовой, свщмч. Сергия Мечёва и др.

Международные конференции и встречи

С 1991 г. Преображенское братство вместе со Свято-Филаретовским институтом проводит международные научно-богословские и практические конференции по самым различным темам церковной жизни. Экклезиологическая проблематика является для братства приоритетной, поскольку напрямую связана с возрождением Русской православной церкви, духовной жизни в российском обществе. В последние годы конференции проводились по следующим темам:

  • «Старшинство и иерархичность в церкви и обществе» (2010 г.);
  • «Служение Богу и человеку в современном мире» (2011 г.);
  • «Люди свободного действия. Неожиданные пути возрождения человека и общества» (2014 г.);
  • «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» (2016 г.).

Преображенское братство проводит встречи и семинары в Москве и других городах, посвященные истории России и Русской Православной Церкви, новомученикам и исповедникам Российским, памяти жертв политических репрессий, а также известным деятелям культуры и искусства. Братство организует поездки на места массовых захоронений жертв политических репрессий, экскурсии по мемориальным комплексам памяти новомучеников и исповедников Российских. В 2009 г. Преображенское содружество проводило встречи и акции против смертной казни.

Приобщение к православной аскетической традиции

В Преображенском братстве создано братство «Трезвение», которое помогает воцерковленным людям освобождаться от зависимостей (пьянство, курение и пр.), основываясь на святоотеческом аскетическом опыте.

Благотворительность и милосердие

Члены Преображенского братства ведут благотворительную работу в больницах, домах престарелых, хосписе, детских домах и т. п..

Информационная и просветительская деятельность

К информационные ресурсам Преображенского братства относятся журнал «Православная община» (1990—2000), газета «Кифа» (названная от греческого λίθος — камень, синоним этого слова πέτρα — Пётр, имя данное Христом своему апостолу), сайт Преображенского братства, сайт Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Примечания

Ссылки

  • Личный сайт духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова
  • Наше движение возникло естественно
  • Этого я ждал всю жизнь
  • Непростой разговор об отмене смертной казни. А. Г. Гордон и свящ. Георгий Кочетков
  • Из доклада руководителя методического центра по миссии и катехизации при СФИ В. И. Якунцева «Критерии готовности к таинству Крещения в огласительных школах Древней Церкви» на XVIII Рождественских чтениях
  • «Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях»
  • Живая традиция катехизации
  • Фильм «Разоблачение. Pro et Contra» о том, что же на самом деле произошло 29 июня 1997 года в храме Успения в Печатниках

Православное Преображенское братство выпустило заявление по поводу выступления Воронежского митрополита
psmb.ru

Пресс-служба Преображенского содружества малых православных братств (ПСМПБ) распространила накануне заявление в связи с высказываниями, недавно прозвучавшими из уст правящего архиерея Воронежской и Борисоглебской епархии РПЦ митрополита Сергия. В них православный иерарх сделал, как отмечает пресс-служба ПСМПБ, новые необоснованные выпады в адрес Содружества. Текст заявления приводится ниже:

“Преображенское содружество малых православных братств вынуждено с прискорбием констатировать появление новых необоснованных и враждебных выпадов в свой адрес, смысл которых сводится к фактическому обвинению всех братчиков в постоянном непослушании церковной иерархии.

Совсем недавно в храме (а потом и в СМИ — на епархиальном сайте) митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием были произнесены слова о неких людях, как выразился митрополит, “кочетковской настроенности” (имеется в виду основатель Преображенского братства, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института профессор-священник Георгий Кочетков. – Прим. ред.), которые якобы пагубно влияют на жизнь и деятельность одного из приходов Воронежской епархии. Смысл пресловутой “настроенности” недвусмысленно обозначен как борьба с церковной иерархией и Патриархом, причем на том основании, что иерархия якобы считается нами “консервативным крылом Церкви, которое зажимает свободную жизнь во Христе”.

Пресс-служба Содружества уполномочена официально заявить, что данное и ему подобные заявления не имеют под собой абсолютно никаких реальных оснований. Если они делаются без умысла — их следует расценивать как зловещее искажение фактов, если же это происходит намеренно — мы имеем дело с явной клеветнической провокацией, сеющей церковные нестроения.

В словах владыки Сергия особое недоумение вызывает утверждение, будто кто-то из нас расценивает иерархию как “консервативное крыло Церкви”. Наличие различных позиций в отношении многих, в том числе животрепещущих, сторон современной жизни Русской православной церкви предполагается самой ее логикой. Образованный решением Архиерейского собора орган — Межсоборное присутствие — как раз и призван развивать конструктивный диалог между носителями разных позиций и одновременно распознавать деструктивные деяния и мнения. Однако даже крайним радикалам не приходило в голову видеть в церковной иерархии “некое крыло”, поскольку священноначалие Церкви по определению может только начальствовать, т. е. занимать положение ответственного руководства.

Возможно, слова митрополита Воронежского следует квалифицировать как признание факта его собственной принадлежности к крайне “консервативному крылу Русской православной церкви”, однако и в этом случае совершенно не ясно, на каком основании несогласие с таким архиереем должно непременно означать наше противление Святейшему Патриарху и всему священноначалию, чего никогда не было, нет и не будет. В этой связи стоит напомнить, что сам владыка Сергий в свое время почему-то не посчитал невозможным для себя публично высказать прямо на последнем Архиерейском соборе свое несогласие новоизбранному Патриарху относительно процедуры избрания Святейшего в Русской православной церкви. Как тогда следует расценивать такой шаг: как выражение позиции “консервативного крыла Церкви” или просто как “антипатриаршее деяние”?

Мы исходим из убеждения, что сегодня, когда наша церковь решает грандиозную задачу возрождения духовной жизни, развития своего просветительского и миссионерского служения и умиротворения общественных настроений, требуется укрепление единства священноначалия, клира и мирян, и поэтому выступление митрополита Сергия с церковного амвона и в СМИ может быть расценено лишь как шаг прямо противоположной направленности. “Смотрите же, братия, как опасно ходите” (Еф. 5:15)!

Пресс-служба Преображенского братства (Содружества малых православных братств)

Немного о Преображенском братстве

Вот что рассказывается на сайте ПСМПБ об истории и принципах деятельности этого православного объединения.

Преображенское братство (движение) — неформальное братство православных христиан, осознающих и исполняющих свое призвание: содействовать возрождению полноты жизни Церкви и всех служений в ней.

История Преображенского братства начинается со второй половины 60-х годов ХХ века, когда Юрий Серафимович Кочетков — будущий священник отец Георгий, а затем и несколько его друзей обратились к Богу и вошли в Православную церковь.

С первых шагов на пути ко Христу они стремились к полноте церковной жизни. Это означало не только воцерковление — приведение в соответствие с евангельской проповедью всех сторон жизни, но и свидетельство о своей вере. Все это было невозможно без взаимной поддержки, а значит, без общины. Очевидной становилась и мысль о необходимости серьезной подготовки к принятию святого крещения, как этому учит Цер­ковь и как это было в первые века христианства, когда каждый но­вообращенный делал главнейший шаг в своей жизни ответственно и осмысленно. Из негласной, но регулярной подготовки к крещению постепенно выросла целая система катехизации (оглашения), опирающаяся на святоотеческую традицию. С момента отмены антицерковных законов в конце 80-х гг. оглашение ведется открыто и даже получило официальный статус. Благодаря усилиям о.Георгия и катехизаторам Преображенского братства за это время (по настоящий момент) прошли оглашение и вошли в Церковь 10-15 тысяч человек.

Основные принципы жизни Преображенского братства

Церковность

Принципиальная и неразрывная, внутренняя и внешняя связь с Церковью, которая “есть Тело Христово”, и, в частности, с Русской православной церковью, а также решимость не отделяться от Православия ни при каких условиях, ибо “любой грех в церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви” (священник Валентин Свенцицкий). Итак, это — верность Церкви Христовой и понимание того, что братство — только ее часть. Для нас принадлежность к Церкви важнее принадлежности к братству, а еще важнее — наша любовь к Богу и ближним.

Личностность

Неформальный и нефункциональный подход к каждому человеку; помощь в раскрытии его личных даров через обретение им свободы от “духа века сего” с его стремлением к самовыражению, накопительству и потребительству; преодоление индивидуализма и самозамкнутости; невозможность в решении главнейших жизненных вопросов переступить хотя бы через одного человека.

Неиерархичность

Невозможность “ставить себя выше других в Церкви, а тем более — выше Церкви, или претендовать особым образом выражать Церковь” (протопресвитер Николай Афанасьев); недопустимость создания параллельной иерархии, но не отрицание принципа старшинства и иерархии мистической (“выше тот, кто ближе к Богу”).

Ответственность

Все, что делается и сделано, проверять в Духе Святом и “многом совете”, обязательно исправляя, лично или совместно, свои ошибки и грехи; ответственность за всех и за всё в себе, в общине, братстве и в Церкви.

Служение

Полагание всего своего времени, всех своих сил и средств на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему в подражание Христу, Который “не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить” (Мф 20:28); служение именно теми дарами, какие мы получили от Духа Святого в братстве, в общинах и лично.

Непрестанное обновление и целостное воцерковление жизни

Возрастание во Христе по действию Духа Святого, чтобы дать возможность Богу “творить все новое” (Откр 21:5), а самим не быть “тромбом” в теле Церкви, сохраняя способность не только быстро и точно реагировать на все значимое в Церкви и обществе, но восполнять недостающее и даже быть “впереди времени” (в соответствии со святоотеческим принципом “Церковь всегда обновляется”).

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4

Гpа́да Сио́нска взыску́юще,/ под Твой покpо́в, Де́ва Чи́стая, днесь пpитека́ем,/ и никто́же возмо́жет на ны,/ я́ко несть гpад си́лен, а́ще не Су́щаго Бо́га,// и несть и́на кpе́пость, а́ще не ми́лость Влады́чицы Де́вы.

Перевод: Града Небесного ищуще, под Твое покровительство, Дева Чистая, сегодня прибегаем, и никто не сможет нас победить, потому что нет города сильнее, чем Божий (Сущего Бога), и нет другой силы, кроме милосердия Владычицы Девы.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4

А́нгелов ли́цы благогове́йно Тебе́ слу́жат,/ и вся Небе́сныя си́лы немо́лчными гла́сы Тя ублажа́ют,/ Богоpо́дице Де́во;/ усе́pдно мо́лим Тя, Влады́чице,/ да пpебу́дет Боже́ственная благода́ть/ на честне́й ико́не Твое́й Деpжа́вней,/ и светоза́pный луч сла́вы чуде́с Твои́х да нисхо́дит от нея́/ на всех с ве́pою Тебе́ моля́щихся// и вопию́щих Бо́гу: Аллилу́ия.

Перевод: Собрание ангелов благоговейно Тебе служит и все Небесные силы неумолкающими голосами Тебя прославляют, Богородица Дева, усердно молим Тебя, Владычица, да пребудет Божественная благодать на почитаемой иконе Твоей Державной, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нее на всех, с верой Тебе молящихся и взывающих к Богу: «Аллилуйя».

показать все

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельныя пе́сни прино́сим,/ я́ко дарова́ся нам Держа́ва Твоя́, и ничесо́же устраши́мся,/ не от ми́ра бо спасе́ние на́ше,/ но Превознесе́нныя Влады́чицы милосе́рдием огражда́емся/ и тому́ днесь ра́дуемся,// я́ко прии́де Засту́пница на стра́жу земли́ Своея́.

Перевод: Высшей Военачальнице победные песни воспеваем, потому что даровалась нам Сила Твоя, и ничего не побоимся, потому что не от мира спасение наше. И защищаемся милосердием Превознесенной Владычицы и этому сегодня радуемся, потому что пришла Заступница на стражу земли Своей.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Взбра́нней Воево́де, Засту́пнице на́шей Держа́вней,/ пе́сни благода́рственныя прино́сим о дарова́нии нам ико́ны Ея́ святы́я,/ е́юже огражда́еми, ничесо́же устраши́мся,/ не от челове́к бо спасе́ние на́ше,/ но Преблагослове́нныя Влады́чицы милосе́рдием./ Те́мже днесь ра́дуемся и пра́зднуем све́тло,// я́ко прии́де Держа́вная на стра́жу земли́ Своея́.

Перевод: Обороняющей Военачальнице, Защитнице нашей Державной, песнопения благодарственные приносим о даровании нам иконы Ее святой, ею же защищаемы, ничего не устрашимся, ибо наше спасение не от людей, но по милосердию Преблагословенной Владычицы. Потому сегодня радуемся и празднуем светло, так как пришла Державная на стражу земли Своей.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Избра́нней от всех родо́в Засту́пнице ро́да христиа́нского,/ покро́вом Своея́ бла́гости покрыва́ющей страну́ на́шу правосла́вную,/ благода́рственная пе́ния прино́сим Ти, Влады́чице,/ о явле́нии нам чу́дныя ико́ны Твоея́ Держа́вныя./ Ты же, я́ко Всеми́лостивая Засту́пница всех, с ве́рою к Тебе́ притека́ющих,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:/ ра́дуйся, Ма́терь Бо́жия Держа́вная,// Засту́пнице Усе́рдная ро́да христиа́нского.

Перевод: Избранной из всего человечества Защитнице рода христианского, покровом Своих благодеяний укрывающей страну нашу православную, благодарственные песнопения приносим Тебе, Владычица, в честь явления нам чудесной иконы Твоей Державной. Ты же, как Всемилостивая Защитница всех, с верой к Тебе приходящих, от всяких нас бедствий освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Матерь Божия Державная, Защитница Усердная рода христианского».

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим Держа́вный о́браз святы́ни Твоея́,/ и́мже подае́ши ве́лию ми́лость// всем, с ве́рою к нему́ притека́ющим.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

О, Держа́вная Влады́чице Пресвята́я Богоро́дице, на объя́тиях Свои́х держа́щая Содержа́щаго дла́нию всю вселе́нную Царя́ Небе́снаго! Благодари́м Тя за неизрече́нное милосе́рдие Твое́, я́ко благоволи́ла еси́ яви́ти нам, гре́шным, сию́ святу́ю и чудотво́рную ико́ну Твою́ во дни сии́. Благодари́м Тя, Засту́пнице, я́ко призре́ла еси́ с высоты́ святы́я Своея́ на чад правосла́вных, и, я́ко со́лнце све́тлое, увеселя́еши изнемо́гшия от печа́ли очеса́ на́ша пресла́достным зре́нием держа́вного о́браза Твоего́. О, Преблагослове́нная Ма́терь Бо́жия, Держа́вная Помо́щнице, Кре́пкая Засту́пнице, благодаря́ще Тя, со стра́хом и тре́петом, я́ко раби́ непотре́бнии, мы припа́даем, со умиле́нием, с сокруше́нием серде́чным, со слеза́ми мо́лим Тя: вкорени́ в сердца́ всех нас пра́вду, мир и ра́дость о Ду́се Свя́те: водвори́ в стране́ на́шей тишину́, благоде́нствие, безмяте́жие, любо́вь друг ко дру́гу нелицеме́рную! Держа́вою Твое́ю всеси́льною поддержи́ нас, сла́бых, малоду́шных, немощны́х, уны́лых, подкрепи́, возста́ви! Я́ко да под держа́вою Твое́ю всегда́ храни́ми, пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, Держа́вную Засту́пницу ро́да христиа́нского во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Священномученику Феодоту, епископу Киринейскому

Кондак священномученику Феодоту, епископу Киринейскому, глас 3

Мо́ря злове́рие обличи́л еси́,/ и и́дольскаго безбо́жия лесть ве́рою правове́рия уязви́л еси́/ и, всесожже́ние Боже́ственное быв,/ чудоде́йствием ороша́еши концы́,/ о́тче святи́телю Феодо́те, Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Языческую ересь ты обличил, и идольского безбожия коварство ты поразил правым исповеданием веры и, будучи жертвой всесожжения Богу, чудотворениями ты орошаешь мира концы, отче святитель Феодот, Христа Бога моли даровать нам великую милость.

Святителю Арсению, епископу Тверскому

Тропарь святителю Арсению, епископу Тверскому, глас 8

Благоче́стно пожи́в во святи́тельстве,/ лю́ди пpосвети́л еси́ уче́нием твои́м,/ и о хpа́ме Пpечи́стыя вельми́ подвиза́вся,/ и люби́тель мона́хов быв,/ сего́ pа́ди от Хpиста́ па́ствы твоея́ вене́ц пpия́л еси́./ Те́мже, я́ко апо́стольскаго пpесто́ла наме́стника,/ и святи́теля вели́каго чту́ще тя, мо́лим ча́да твоя́, блаже́нне:/ от всех бед изба́ви нас я́же ко Хpисту́ моли́твами твои́ми,// святи́телю Хpисто́в Аpсе́ние, о́тче наш.

Перевод: Благочестиво пребывая в чине святителя, просветил людей своим учением и для храма Пречистой много потрудился, и заботился о монашеской братии, из-за этого от Христа принял венец твоей паствы. Поэтому, как наместника апостольского престола и великого святителя почитая тебя, молим тебя, блаженный, чада твои: от всех бед избавь нас ко Христу твоими молитвами, святитель Христов Арсений, отец наш.

Ин тропарь святителю Арсению, епископу Тверскому, на обретение мощей, глас 1

Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, святи́телю,/ и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́./ Те́мже источа́еши чуде́с благода́ть/ и́же с ве́рою приходя́щим к честне́й ра́це моще́й твои́х, Арсе́ние преблаже́нне./ Мы же вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Божественной свыше просветился благодатью, святитель, и со многим терпением во временной жизни совершил ты подвиг. Потому источаешь благодать чудес всем с верой приходящим к почитаемой раке с мощами твоими, Арсений преблаженный. Мы же взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Кондак святителю Арсению, епископу Тверскому, глас 8

Восприе́мши ра́достно честны́я твоя́ мо́щи, пречи́стая це́рковь,/ в ню́же че́стно вноси́ми мно́жеством священномона́хов, и кня́зи благове́рными,/ и я́же прие́мши я́ко сокро́вище многоце́нное./ Те́мже и мы ны́не твоея́ огра́ды слове́сныя о́вцы,/ о́крест ра́ки твоея́ предстоя́ще,/ любе́зно вопие́м ти́:/ не забу́ди чад твои́х, о́тче,/ и́хже му́дре собра́л и возлюби́л еси́,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю Арсе́ние, па́стырю и учи́телю наш.

Перевод: Приняла с радостью чтимые твои мощи Пречистая Церковь, в которую они с почтением вносятся множеством иеромонахов и благоверных князей, и которые были приняты как драгоценное сокровище. Также и мы сейчас твоей ограды словесной овцы, вокруг раки твоей стоящие, с любовью воспеваем тебя: не забудь чад твоих, отец, которых ты с мудростью собрал и полюбил, чтобы мы взывали к тебе: радуйся, святитель Арсений, пастырь и учитель наш.

Ин кондак святителю Арсению, епископу Тверскому, глас 8

Я́ко богоявле́нная росси́йская звезда́,/ днесь, сия́я чудесы́,/ яви́лся еси́, святи́телю Арсе́ние./ Тем непреста́нно моли́ся Христу́ Бо́гу о ста́де твое́м/ и сохраня́й оте́чество твое́, град же и лю́ди,/ и́же ве́рою почита́ющих честно́е пренесе́ние твое́/ и к честны́м моще́м твои́м припа́дающих со стра́хом и любо́вию целу́ющих я́./ Да вси велегла́сно зове́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре святи́телю Арсе́ние, о́тче наш.

Перевод: Как явленная Богом российская звезда, сегодня, сияя чудесами, явился ты, святитель Арсений. Потому не переставая молись Христу Богу о стаде твоем и сохраняй Отечество твое, город же и людей, с верою прославляющих священное перенесение твое и почитаемым мощам твоим поклоняющихся, со страхом и любовью прикладывающихся к ним. Да все громогласно взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый святитель Арсений, отче наш».

Молитва святителю Арсению, епископу Тверскому

При́зри от Го́рних высо́т, святи́телю о́тче Арсе́ние, на нас смире́нных и гре́шных, во умиле́нии душ и серде́ц к тебе́ прибега́ющих, ве́рою кре́пкою на тя упова́ющих, любо́вию нелицеме́рною прося́щих у тебе́ заступле́ния. Тебе́ бо моли́твенника благоприя́тнаго ве́мы ко Всеми́лостивому Бо́гу. Проле́й о нас твоя́ святы́я моли́твы и умоли́ Человеколю́бца Го́спода не погуби́ти нас со беззако́нии на́шими, но обрати́ти нас к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го, не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и в благоче́стии провожда́ем и со благо́ю наде́ждою дости́гнем кончи́ны на́шея. В час же сме́ртный наипа́че яви́ся нам, о́тче, засту́пник благи́й, ускори́ тогда́ на моли́тву о нас безпо́мощных и помози́ нам со прича́стием Та́инств Боже́ственных ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зныя мыта́рства возду́шныя безбе́дно прейти́ и унасле́довати Го́рнее Ца́рство. Ей, святи́телю Бо́жий, не пре́зри нас и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о нас предста́тель немо́лчный к Бо́гу. Па́стырю наш до́брый, упаси́ нас бо́дренными твои́ми моли́твами и сохрани́ ненаве́тны от вся́каго зла, да сла́вим неизрече́нное человеколю́бие Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Арсению, епископу Тверскому

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святи́телю о́тче Арсе́ние! Се прино́сим тебе́ хвале́бное пе́ние мы, гре́шнии и недосто́йнии ча́да твоя́, и велича́ем по́двиги и доброде́тели твоя́, и мно́гую ми́лость твою́ ко всем с ве́рою притека́ющим к оте́ческому твоему́ покро́ву. Приими́ с любо́вию приноше́ние ве́ры и любве́ на́шея, и принеси́ е́ Вседержи́телю Бо́гу, от Него́же нисхо́дит вся́кое дая́ние бла́го и вся́кий дар соверше́нный, и я́коже благоде́тельствовал еси́ в земне́м житии́ твое́м всем иска́вшим твоея́ по́мощи, та́ко и ны́не не лиши́ нас, о́тче благосе́рдый, твоего́ пред Бо́гом многомо́щнаго заступле́ния. Се бо нетле́нныя и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ дарова́ нам Госпо́дь во увере́ние, я́ко ве́лие дерзнове́ние и́маши к Нему́ и я́ко мно́го мо́жет предста́тельство твое́ пред Престо́лом бл́агости Его́. Те́мже не оста́ви нас си́рых и безпо́мощных, но при́сно помина́й нас во святы́х небе́сных твои́х моли́твах. Укрепи́ на́ша стопы́ тве́рдо и непоколеби́мо ходи́ти путе́м за́поведей Госпо́дних, утверди́ ру́це на́ша к воздея́нию моли́твенному и к соверше́нию до́брых дел, согре́й сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду и к жи́зни ве́чней. Испроси́ у Царя́ Небе́снаго гра́ду Твери и святе́й оби́тели твое́й благостоя́ние и всей стране́ Росси́йстей ми́лость Бо́жию и сохране́ние от вся́каго зла. Испроси́, святи́телю Бо́жий, и всем, с ве́рою прибега́ющим к ра́це святы́х моще́й твои́х и и́мя твое́ благогове́йно призыва́ющим, коему́ждо дар благопотре́бен: неду́гующим исцеле́ние, бе́дствующим избавле́ние, печа́льным утеше́ние, заблу́ждшим и́стины позна́ние, гре́шным исправле́ние, подвиза́ющимся преспе́яние, и всем вся к жи́зни вре́менней и ве́чней потре́бная, во сла́ву ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва третья святителю Арсению, епископу Тверскому

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче, о́тче Арсе́ние! Не забу́ди нас, чад святы́я оби́тели твоея́ и всех с ве́рою и любо́вию прибега́ющих к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, но помина́й нас во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Моли́ за вся христиа́ны, о́тче святи́телю Арсе́ние, и за святу́ю сию́ оби́тель, ю́же вручи́ тебе́ Пречи́стая Влады́чица Богоро́дица, мним бо тя вы́ну предстоя́ща Христу́ Бо́гу на́шему и Пречи́стей Его́ Ма́тери и иму́ща ве́лие к Ним дерзнове́ние. А́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но душе́ю жив сый, неотсту́пен пребыва́еши с на́ми ду́хом. Сохраня́ нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Небе́снаго Царя́ от ко́зней вра́жиих, от собла́знов ми́ра, во зле лежа́щаго, и от вся́кия ско́рби и ну́жды. О преблаги́й па́стырю и учи́телю нaш, о́тче Арсе́ние! К тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, моли́ся всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да очи́стившеся от вся́кия скве́рны грехо́вныя, Небе́сному Ца́рствию насле́дники сподо́бимся бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мысли свт. Феофана Затворника

«Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч.:34).

Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же пред Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдишься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.

Притча дня

Неизменность внутреннего мира

Как-то два инока пришли к авве Иосифу с просьбой объяснить, лучше ли им с радостью принимать посещающих их братьев или не выражать этой радости. Они не успели ещё открыть рта, чтобы изложить ему своё затруднение, как он предупредил их вопрос и вошёл в свою келью. Там покрылся старым рубищем и прошёлся между ними в таком одеянии, не говоря ни слова.

Затем он снял с себя рубище, надел хорошую одежду, которую употреблял в праздничные дни, и снова прошёлся между ними. Наконец, он оделся, как одевался постоянно, и сел с ними.

Монахи смотрели на него с удивлением, не понимая ничего из того, что он представил.

Тогда он им сказал:

– Хорошо ли заметили вы, что я сделал?

– Да, – ответили они.

– Но, – прибавил Иосиф, – заметили ли вы, чтобы перемена в платье изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал ли я лучше, надев лучшую одежду?

– Конечно, нет!

Помните же по сравнению с этим, что всё созданное, даже и люди, не должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем мире. Принимайте с радостью и невинностью, и с христианской любовью братьев, которые посетят вас. А если никто не придёт к вам, храните себя в сосредоточении духа.

… вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие (2Пет.1:5-6)

Практические советы

В пятницу первой недели Великого поста воспоминается чудо великомученика Феодора Тирона, во времена Юлиана Отступника предупредившего строго постившихся на 1-ой седмице Поста христиан о том, что пища осквернена и давшего совет вкушать коливо (святой был замучен за исповедание Христа более чем за полвека до этого). В память о чуде сегодня в храмах освящается и вкушается принесённое прихожанами коливо.

После заамвонной молитвы Литургии Преждеосвящённых Даров служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо, сам же день памяти великомученика празднуется завтра – в первую субботу Великого поста.

Священник Вадим Семчук: “Но ведь для этой миски колива есть более понятное предназначение, о котором часто забывают. Это — милостыня в память усопшего. Раньше было принято, собирая в церковь на поминовение приношение, отдельно позаботиться об угощении для людей бедных. Ведь в Евангелии Господь заповедал, приготовив званый обед, звать на него неимущих, чтобы дар был безвозмездным. Стараясь исполнить эту заповедь, хозяйка варила вкусную кашу, которой угощала после богослужения нищих. К сожалению, во многих местах этот прекрасный обычай выродился. Осталась горстка каши, с которой не знают что делать. Бороться с коливом, пожалуй, не стоит (разве что с излишними «святыми правилами»), но призвать к возрождению хорошей традиции нужно. Пусть это будет не только каша, а может быть пирожки, или даже полноценный обед для неимущих, но все равно традиция обретет утраченный смысл”.

Сегодня: Пятница, 15 марта 2019 г. (2 марта ст.ст.)

Седмица 1-я Великого поста Иконы Божией матери, именуемой “Державная” (1917) Свт. Арсения, еп. Тверского (1409) Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок 320-326)День памяти святых: Мч. Троадия (ок. 249-251). Мц. Евфалии (257). Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440 Италийских (ок. 579). Как поститься: Великий пост. Браковенчание не совершается в продолжение Великого поста. Евангелие и Апостол:
На веч.: – Быт. 2:20-3:20; Прит. 3:19-34

Псалтирь: На утр.: – Пс. 134-142; Пс. 9-16 На веч.: – Пс. 119-133

  • Богослужебные указания для священно- и церковнослужителей
  • Ежедневные чтения в соответствии с указаниями Типикона
  • Краткие поучения на каждый день года
  • Акафист дня
  • Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Державная
  • Акафист святителю Арсению, епископу Тверскому, чудотворцу

Завтра: Суббота, 16 марта 2019 г. (3 марта ст.ст.)

Седмица 1-я Великого поста Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308)День памяти святых: Прп. Пиамы девы (337). Св. Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572). Как поститься: Великий пост. Евангелие и Апостол:

На лит.: – Ап.: Евр. 1:1-12 Ев.: Мк. 2:23-3:5Псалтирь: На утр.: – Пс. 109-111; Пс. 118 На веч.: – Пс. 1-8

Предстоящие события:

• Пятница, 22 марта 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320)• Суббота, 23 марта Суббота 2-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших. • Воскресенье, 24 марта Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458)

Официальный православный календарь церковных праздников и постов Русской Православной Церкви, выпускаемый Издательством Московской Патриархии.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here