Псалтырь молитвы по усопшим

Для наших читателей: псалтырь молитвы по усопшим с подробным описанием из различных источников.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари

Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.

И ныне, и присно и во веки веков. Аминь: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй, 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

Советуем ознакомиться молитва об усопших псалтырь с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Порядок чтения Псалтири по усопшим

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.), Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Затем продолжается чтение псалмов кафизмы. По окончании кафизмы читается):

Трисвятое Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Молитва ко Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (трижды); Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

(находящиеся в начале “Последования по исходе души”)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его. Господи, помилуй (40 раз)

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы).

Новости

Чтение псалтири об усопших

В Православной Церкви существует добрый обычай чтения Псалтири в память об усопшем. Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы. По окончании кафизмы читается:

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.

Надейся на Господа всем сердцем твоим,

и не полагайся на разум твой.

Псалтирь, псалом 3, 5

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Псалтырь состоит из ста пятидесяти обращенных к Богу молитвенных песнопений. В древности большая часть этих песнопений исполнялась в храме под аккомпанемент струнного инструмента наподобие арфы. Он назывался псалтирь. От него эти песнопения получили название псалмов. Самый знаменитый автор этих молитв царь Давид. Ему принадлежит большинство псалмов, поэтому собрание их называют еще Псалтирью Давида.

Все книги, вошедшие в канон Священного Писания Ветхого Завета, почитаются как богодухновенные, то есть написанные благочестивыми мужами под руководством Святого Духа и полезны для чтения. Но книга псалмов достойна особого почитания, ибо она, по словам святителя Афанасия Великого «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания». Она чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека.

Псалмы, пророчествующие об обещанном Спасителе, поражают точностью и ясностью своих откровений. «…Пронзили руки мои и ноги мои…Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» – звучит в псалме, написанном за тысячу лет до Крестной смерти Христа. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» – читаем мы в Евангелии.

Но самое главное и самое ценное, что в ней описаны и изображены движения человеческой души, рвущейся к Богу. Оковы греха, словно камень, тянут ко дну человека, во мрак ада, но он, превозмогая эту тяжесть, устремляется к горним вершинам, навстречу божественному свету.

Дух Святой устами авторов псалмов сказал все, что переживает наше сердце в разные моменты жизни, сказал так, как не могли бы сказать мы. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», – говорит святитель Афанасий.

Псалтырь можно уподобить зеркалу, в котором человек познает самого себя, познает движения души своей. Псалмы, судя по тому, чем страдает душа человека, учат его, как должно действовать, чтобы уврачевать свою немощь.

Тот, кто уповает на Бога и живет, соблюдая Его заповеди, пребудет во веки, обретет спасение и блаженство уже в земной жизни. Это одно из важнейших духовных завещаний Псалтыри, которое помогает человеку пережить самые тяжелые минуты своей жизни.

Не удивительно, что любимой книгой древних христиан была Псалтырь. Они сопровождали всю свою жизнь псалмопением, воодушевляя себя этим на подвиги благочестия. Псалом был на устах и у идущего на смерть мученика, и у удалившегося от мира пустынника. Да и в повседневной жизни христиане не оставляли Псалтыри. «Земледелец, – пишет блаженный Иероним, идя за плугом поет «Аллилуйя»; покрытый потом жнец поет псалмы, и виноградарь, срезая кривым ножом виноградные ветви, поет из Давида».

В древней Церкви существовал обычай заучивать все псалмы наизусть, так любили и почитали эту книгу. Уже во времена апостольские Псалтырь получила особенно широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы.

Как уже было сказано, в древности, в ветхозаветной Церкви во время богослужения и молитвы использовались музыкальные инструменты: ударные – кимвалы, духовые – трубы и струнные – псалтирь. Но в Православной Церкви инструментальной музыки нет, не слышен голос рукотворных инструментов. В православном храме звучит только голос человека – этого Боготворного инструмента, обновленного Духом Святым и приносящего Богу «песнь новую». Его голосовые связки – самые приятные струны для Божьего слуха, его язык – самый лучший кимвал. Когда человек поет или читает псалмы, то он становится таинственной арфой, к струнам которой прикасаются искусные персты Святого Духа. И этот человек может вместе с царем Давидом воскликнуть Богу: «сколь сладки гортани моей словеса Твоя. Паче меда устам моим.»

© 2017 Русская Православная Церковь Крефельд

О молитве за умерших. Чтение Псалтыри до сорокового дня

Предав тело усопшего земле, Церковь не оставляет без попечения его души. Высшей и полезнейшей формой ходатайства об усопшем считается святая Литургия:

Много бо верным душам пособие, еже за сих даяти маломощным и еже за души их попове и диакони молятся и службы часто творят, т.е. божественную литургию. Св. Иоанн Златоуст, сл. 76

Благочестивые христиане обыкновенно просят творить за усопшего св. Литургию в течение 40 дней со дня кончины (Сорокоуст). Основанием для этого сорокадневного поминовения служит образное изображение судьбы души человеческой после смерти в церковном сказании о мытарствах. По этому сказанию душа в течение сорока дней «восходит» к престолу Божию, проходя так называемые «мытарства», где испытывается в грехах своих, а в 40 день является на суд Божий.

Немомненно, великим делом для каждого христианина является чтение Псалтыри.

Ни кияже бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь душеполезна есть: ово Бога славит со ангелы вкупе, и превозносит, и воспевает велиим гласом, и ангелы подражает, овогда бесы кленет и прогоняет, и велик плач и язвы творит: за цари и князи, и за весь мир Бога молит…

Иоанн Златоуст говорит, что христианину не следует ни при каких обстоятельствах оставлять пение псалмов:

Уне есть солнцу престати от течения своего нежели оставити Псалтырь: вельми бо есть полезно…

Чтение Псалтыри по умершим

Обычай чтения Псалтыри по умершим восходит к глубокой древности. Чтение Псалтыри, несомненно, приносит христианам, закончившим земное бытие, великое утешение, и свидетельствует о любви и памяти. В старину чтения Псалтыри по умершим считалось обязательным. В одних случаях родственники усопшего сами читали Псалтырь. В других — нанимали людей, читавших Псалтырь по преставившемуся сорок дней, год и даже более. В свою очередь родственники предоставляли читающим Псалтырь по отошедшему ко Господу жилье и пищу, а порой и денежную плату. Женщин, читавших Псалтырь по усопшему, называли канононицами. Таковые молитвенницы часто упоминаются в знаменитом романе А. Мельникова (Печерского) «В лесах и на горах», посвященном жизни и быту заволжских старообрядцев.

В предисловии к канону за единоумершаго говорится:

Духовныи мой отче и господине, (имя рек). Сотвори со мною Бога ради последнюю любовь и милость сицеву. Помилуй мя Бога ради, пой за мя сей канон, на третины, на девятины, на четыредесятины, аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли и больши того благоволиши пропети канон сей за мя, то большую ми пользу сотвориши, и сам большую мзду приимеши от Бога, рекшаго, в ню же меру мерите, возмерится вам, и паки помилуяи помилован будет, и ты отче господине, Бога ради помилуй мою душу грешную, помолися о ней ко Господу, и Господь Бог наш возмерит тебе за сие, и помилует тя самого, яко милостива…

В этом слове христианин, закончивший свою земную жизнь, просит своего духовного отца «сотворить последнюю любовь», просит о молитве, ибо только она и требуется ему теперь. Однако не только умершему такая молитва полезна, не меньшую пользу она приносит и для души молящегося, так как это великое доброе дело. И при каждой возможности следует христианину молиться за своих родственников, уже отошедших ко Господу.

Следует сказать, что до истечения 40 дней с момента преставления христианина, нужно молиться Псалтырь вкупе с молебным последованием за умершего человека. В старообрядческой традиции такое последование называется «Канон за единоумершаго (ую)». Он состоит из 9-ти песен, но 2-ая песнь обыкновенно отсутствует. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первый стих песни) и тропарей (следующие за ирмосом стихи песни).

Схема чтения Псалтыри за умершаго до сорокового дня (Сорокоуст)

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти поклоны кладет только старший, а именнотот, кто замолитвует).

Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Затем читается тропарь, глас, 8 «Иже глубинами мудрости…»

Слава, и ныне. Богородичен «Тебе град и пристанище имамы…»

Затем читаются все 20 кафизм Псалтыри, перед каждой кафизмой читают «Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс). В каждой кафизме три «Славы» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь»), а по каждой «Славе» читается «Аллилуия. » (трижды, с поклонами в пояс), затем читается за умершаго тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».

Схема чтения канона за единоумершаго (-ую)

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон)

По 3-й песни читается седален, глас 5-й «Покой Спасе…»

По 6-й песни читается кондак, глас 8 –й «Со святыми покой…». Икос «Ты искони един еси безсмертен…».

По 9-й песни канона читается «Достойно есть…» (поклон земной). Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова.

«Именем Господним благослови Отче».

Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс)

Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»

«Рабу (е) Божию (ей) преставльшемуся (йся) (имя рек), о нем (ей) же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».

Потом молятся за умершего тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».

Статьи

Спецпроекты

&laquoРусская вера&raquo

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна!

Как читать псалтырь по усопшим

  • Как читать псалтырь по усопшим
  • Как молиться за усопших на пасхальной неделе
  • Как одеть усопшего

Псалтырь – книга, входящая в корпус Священного Писания Ветхого Завета. В ней находятся 150 псалмов (отсюда и соответственное название), являющихся молитвословиями Господу. Автором псалтыри считают царя Давида, однако некоторые молитвословия были составлены и другими правителями древнего Израиля.

Псалтырь получила широкое распространение для употребления еще в апостольские времена. На Руси издревле эта ветхозаветная книга использовалась в качестве молитвословий как на богослужении, так и в домашней молитве. В настоящее время богослужения Церкви так же включают в себя молитвословия из псалтыри.

В православной культуре существует благочестивая традиция совершать чтение псалтыри по усопшим, в память о них. Вся ветхозаветная книга делится на двадцать кафисм, полное ее прочтение может занять до пяти часов времени, поэтому молитва об умершем при помощи этой книги являет собой особый труд живых людей в память об усопшем. Чтение псалтыри совершается как по мирянам, так и по диаконам и монахам. Осуществлять чтение может любой благочестивый христианин.

Принято вычитывать псалтырь перед погребением умершего. Желательно, чтобы молитвословия длились непрерывно, однако за неимением таковой возможности можно читать хотя бы по несколько кафисм в день или же сменять чтецов. В молитвословии псалтыри прослеживается надежда человека на милосердие Божие, священные тексты утешают близких и родственников умершего человека.

Псалтырь можно читать на протяжении сорока дней после смерти, особое внимание при этом уделяется дням поминовений: девятому и сороковому. Кроме того, псалтырь по усопшим можно читать на годовщины смерти или же в любой другой день, ведь молитвословия ко Господу о прощении грехов умерших могут возносится христианином в любое время.

Порядок чтения псалтыри по усопшим прост. В молитвословах перед чтением псалтыри положены специальные предначинательные молитвы, после которых читается “Приидите поклонимся” и текст кафисмы. Все кафисмы делятся на три “Славы”. Особенностью чтения псалтыри по усопшим является добавление специальной заупокойной молитвы на каждом “славнике”. Таким образом, когда в тексте кафисмы чтец видит надписание “Слава”, нужно читать следующим образом:

После этого продолжается чтение псалмов из кафисмы. Существует практика по которой после заупокойной молитвы произносится богородичное молитвословие “Богородице Дево, радуйся”. На последней третьей “Славе” произносится только “Слава” “И ныне”, троекратное “Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия слава Тебе, Боже” и молитва об усопшем. После этого читается трисвятое по Отче наш, специальные тропари, написаныые по окончании кафисмы, а также определенная молитва.

Начало каждой новой кафисмы вновь сопровождается чтением “Приидите поклонимся”:

По окончании чтения псалтыри или нескольких кафисм положены специальные молитвы, публикуемые в молитвослове “по прочтении Псалтыри или нескольких кафисм”.

Стоит особо отметить, что если у человека нет возможности вычитывать псалтырь по усопшим полностью, следует потрудится хотя бы в чтении 17-й кафисмы, так как именно эта часть псалтыри читается на заупокойном богослужении (употребляется во время молитвословия поминовения усопших).

Положение молящегося при чтении псалтыри должно быть стоячим. Остальные люди во время молитвословия могут сидеть, если испытывают физическую немощь.

Если псалтырь читается перед гробом умершего, то чтец стоит перед ногами покойного. При чтении псалтыри принято возжигать свечи или лампаду перед иконами. Во время чтения псалтыри необходимо полностью сосредоточиться на молитве и обращаться ко Господу со смирением, благоговением и благочестивым вниманием к священным текстам.

Чтение Псалтири по усопшим

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый – это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине – например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших – таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона – “Достойно есть..” и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

“При чтении Псалтири при гробе усопшего, – пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”, – нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой “Славы:”, и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: “Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего”, причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой”.

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй “Славе:” кафизмы, читается молитва “Помяни, Господи Боже наш…”, а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Последование при чтении Псалтири по усопшим

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш…”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды);

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Тропари

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)
(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Религиозное чтение: молитва о новопреставленном псалтырь в помощь нашим читателям.

О чтении Псалтири по усопшим.

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и мирянина. (Над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Это чтение служит молитвой Господу о усопшем, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу.

Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин.

Псалтирь читается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего.

Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм, каждая из которых делится на три “Славы”. Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

( При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки вековю Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляли неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(затем продолжается чтение псалмов)

По окончании кафизмы читается :

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, “И ныне и присно и во веки веков. Аминь

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

(находящиеся в начале “Последования по исходе души”)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри

О чтении Псалтири по усопшим

Порядок чтения псалмов на всякую потребу

Псалтырь как требник

Молитвы по псалтыри

Псалмы на разные случаи

ПСАЛТИРЬ. КАФИСМЫ.

Псалтырь. Кафисма. Псалом:

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри

О чтении Псалтири по усопшим

Порядок чтения псалмов на всякую потребу

Псалтырь как требник

Молитвы по псалтыри

Псалмы на разные случаи

Библия. Псалтырь

Ежедневные молитвы

Молитвы благодарственные каждодневные

Основные евангельские заповеди

Виды и формы православных молитв

Что нужно знать верующему

Молитвы, которые обязательно помогут

Православные информеры для сайтов и блогов

Весь Псалтырь .

Как читать молитвы о новопреставленном дома и в храме

«Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» — пишет апостол Павел христианам города Коринфа. Это означает, что человеку не хватит воображения представить, как выглядит другой мир, где он предстанет перед Богом лицом к лицу. Но когда умирает родственник или друг, хочется знать, что происходит с ним за гранью бытия. Когда и как молиться Богу, чтобы облегчить свою скорбь об ушедшем и путь его души в вечность? Церковные и домашние молитвы о новопреставленном при внимательном чтении дают христианину утешение и поучение.

Новопреставленным (т. е. только что представшим перед Богом) называют усопшего с момента смерти до года. За многие века в Православной Церкви установилось несколько обычаев поминать новопреставленных:

  • ежедневное чтение Псалтири со специальной молитвой;
  • сорокоуст, исполняемый в храме;
  • панихиды на 3-й, 9-й и 40-й день;
  • литии на могиле в дни общего поминовения усопших;
  • пожертвования, поминальные трапезы.

Благочестивые христиане стараются делать перечисленное и по истечении года. Таким образом облегчается участь умершего и исполняется заповедь Господа о любви к ближним.

Чтение Псалтири по новопреставленному

Когда тело умершего ещё находится в доме и ожидается прибытие священника для отпевания, родственники по очереди, включая ночное время,

читают над усопшим Псалтирь . При отсутствии должного мастерства приглашают церковного чтеца или благочестивого мирянина, имеющего в этом опыт.

Для чтения устанавливают аналой (подставку для книги) или небольшой стол, располагая его в головах покойного, зажигают свечу. Не запрещено, наряду со свечой, использовать настольную лампу. При длительном чтении и крайней утомлённости чтец может продолжать молитву сидя, вставая только для поклонов на словах «Слава: и ныне: Аллилуйя» и молитвы, совершаемой после каждой кафизмы.

Друзья и родные могут тихо входить и выходить во время исполнения Псалтири, совершая молитву об усопшем родственнике по силам. Приглашённый чтец, по возможности, может читать всю ночь или ограничиться прочтением Книги Псалмов один раз. За понесённый труд ему предлагают денежное пожертвование, часть поминальной трапезы и просят молитв об усопшем.

Звучание псалмов у гроба новопреставленного успокаивает скорбь близких и вселяет надежду на милость Бога, с Которым очень скоро встретится душа умершего.

В день погребения верующие родственники и друзья покойного договариваются между собой продолжать чтение Псалтири до сорокового дня. Каждый берёт обязательство прочитывать какую-то одну кафизму ежедневно.

Молитва о новопреставленном

Псалтирь состоит из 20 кафизм , каждая из них поделена на три части. После каждой части делается по три поклона и читается короткая молитва:

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царство Небесное».

По окончании кафизмы читают молитву по усопшему до 40 дней, расположенную в конце Псалтири, в главе «О чтении Псалтири об усопшем». Если такой главы в книге нет, используют отдельно распечатанный текст.

Для осознанного чтения следует понимать значение некоторых слов и выражений, составляющих текст.

  • «в надежди живота вечного» — надеясь на вечную жизнь;
  • «отпущаяй грехи и потребляяй неправды» — эти слова относятся ко Господу, Который отпускает грехи и уничтожает неправые дела, сотворённые человеком;
  • «вольная и невольная согрешения» — грехи, сделанные намеренно и нечаянно;
  • «причастие вечных благих» — получить часть вечных благ;
  • «Аминь» — всё сказанное — истина.

Заказ сорокоуста в храме

Молитва на 3-й, 9-й и 40-й день

Поминовения в особые дни после смерти существовали ещё в язычестве. Желая освятить народные обычаи, Церковь постановила в установленные древностью сроки творить молитвы о душе усопшего. Человеческому разуму невозможно познать, что происходит в мире, где нет времени. Чтобы легче было представить загробный путь покойного, Церковь делит его на периоды:

  • до 3-го дня душа находится при теле, наблюдая скорбь и молитву близких, посещая дорогие сердцу места;
  • с 3-го по 9-й день ангелы возносят душу умершего на небо, показывая ей райские обители;
  • с 9-й по 40-й день душа проходит мытарства, отвечая за каждый грех, совершённый при жизни и не очищенный покаянием;
  • в 40-й день душе выносится приговор, в какое место она будет помещена ожидать Страшного Суда, который совершится над всеми после конца мира.

3-й день, погребение

В третий день после смерти совершается Погребение (отпевание) — православный обряд с участием священника и обязательной молитвой близких. Погребение совершается над гробом покойного. В случае трагической смерти, когда тело не удаётся обнаружить, совершается заочное отпевание в храме.

Чин погребения очень продолжительный и в древности длился около двух часов. Сегодня он совершается сокращённо, до 20 минут. На участь усопшего это не повлияет, если родственники горячо молятся за его душу.

После обряда устраивается поминальная трапеза, на которую в старину приглашали нищих и убогих, прося их молитв об умершем.

9-й день, начало мытарств или «двадцати судов»

В этот важный день близкие собираются в храме, чтобы отслужить панихиду. Душа покойного, насладившись созерцанием райских обителей, готовится давать ответ за все содеянные неправды. К ней приступают бесы, напоминая даже самые мелкие проступки, относящиеся к двадцати видам грехов. Им отвечают Ангелы, указывая на добрые дела покойного или принесённое им церковное покаяние. Тяжело приходится душе, за которую Ангелы не могут дать ответ. Тогда на чашу весов кладутся молитвы близких, совершаемые в 9-й день и всё последующее время, до 40-го дня.

40-й день, определение места пребывания души

В 40-й день вновь собирается поминальная трапеза, в храме заказывается панихида. Можно продлить закончившийся сорокоуст или заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири» в монастыре. Близкие покойного молятся, чтобы Бог помиловал душу и определил ей ожидать Страшного Суда в райском блаженстве.

К молитве лучше призвать как можно больше людей, творя милостыню от имени покойного. Обычно раздают угощение, деньги или одежду неимущим, говоря: «Помяните о упокоении раба Божиего (имя)». Берущий милостыню крестится и отвечает молитвой: «Помяни, Господи, раба Твоего во Царствии Твоем».

По прошествии 40 дней чтение Псалтири по усопшему прекращается, но его имя постоянно поминается при домашнем чтении кафизм или слушании их в храме. Достаточно на «Славе» мысленно произнести «Помяни, Господи, раба Твоего».

В отдельных случаях, по договорённости со священником, в храме может быть совершена заупокойная литургия.

Родительские субботы

До того как со дня смерти исполнится год, усопшего называют новопреставленным. Существует также обычай делать это только до 40-го дня. Обе традиции допустимы.

Каждую субботу в церкви совершаются заупокойные литии, на которые следует подать записку и свечу. В дни общецерковного поминовения — Родительские субботы — приносят продукты для служителей храма, чтобы те присоединились к молитве. В пакет с приношением хорошо вложить записку с именем умершего, обязательно пометив «за упокой».

По исполнении года со дня смерти над могилой устанавливается капитальный памятник (крест) и служится панихида. После этого усопший называется «приснопоминаемым» (о котором помнят вечно).

Домашняя молитва о новопреставленном

Почти все тексты, звучавшие в храме на отпевании и панихидах, можно использовать в домашней молитве за покойного. Найти их можно в молитвослове или Требнике. Обычно поминание новопреставленного совершается за утренним правилом, где этому посвящён отдельный текст.

Молитва за новопреставленного успокаивает горечь разлуки, позволяет духовно соединиться с ним, помочь его положению. Для более продолжительной молитвы существует «Канон за единоумершего», где для удобства поминовение ведётся в единственном числе. К канону можно присоединить акафист с тем же названием. Эти тексты находятся в богослужебных книгах, поэтому для чтения дома удобней купить в храме отдельное издание или из интернета. Существует традиция читать канон и акафист именно в сороковой день.

В западных странах по покойному могут читать Евангелие, в русской традиции Св. Писание читается только над гробом епископа или священника.

Посещая могилу, мирянин сам может пропеть тропари «Со духи праведных скончавшихся», «Со святыми упокой», «Вечная память».

Как правильно читать Псалтирь?

В Православной Церкви существует добрый обычай чтения Псалтири в память об усопшем. Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Заказать чтение Неусыпаемой псалтири в Иерусалиме

Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм , каждая из которых делится на три ” Славы “. Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляли неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

(находящиеся в начале “ Последования по исходе души ”)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Для чего читают псалмы

Чаще всего у христиан Псалтырь читается, когда умер человек. Чтобы было более понятней, рассмотрим пример того, как читать Псалтырь по усопшим.

Данный обычай читать псалмы об усопших идёт, как и весь религиозный обряд погребения человека, ещё из древних веков. Иногда даже существуют специальные люди, которые читают эти псалмы, они приглашаются в дом где умер человек и непрерывно, в течение 40 дней, читают псалмы по просьбе родственников умершего.

Когда читают Псалтырь об усопших, кроме всех молитв и прочитывания кафизмов, также используется и специальная молитва – «Слава», которая упоминает имена всех усопших связанных с человеком, который умер.

Чтения Псалтыря для усопших дарит память и утешения для родственников. Эти специальные псалмы свидетельствуют о любви, уважении родственников к усопшему и к Богу, ведь только читая эти песни, вы приближаетесь к нашему создателю.

А как читать Псалтырь о здравии? Мы ответим, что чтение это аналогично псалмам по усопшим, то есть также читаются и псалмы о здравии. Чаще всего эти псалмы идут вместе. То есть, мы упоминали уже, когда прочитывается кафизма, идет молитва о «Славе» тогда перечисляются имена усопших и имена живых людей, в основном это идет по очереди: одно имя – усопший человек, второе – живой.

В общем, псалмы нужно читать каждый день, а их порядок особо не аргументирован.

Также хочется выделить некоторые правила или советы, для тех, кто хочет читать псалмы.

  • Для того чтобы знать, как правильно читать Псалтырь, вы должны иметь при себе всегда свечку или лампадку (это для молитвы дома).
  • Псалмы читайте только вслух или в полголоса.
  • Не забывайте про правильное ударение в словах, ведь не правильно произнести священное предложение приравнивается к греху, будьте внимательными.
  • Псалмы можно читать, как и сидя, так и стоя. В основном они читаются сидя, а стоя произносятся имена усопших и живых, после молитв и на «Славе».
  • Обратите внимание, что псалмы читаются не только вслух, а и монотонно, без каких-то там выражений своих эмоций – это не литературное произведение, а серьёзный религиозный текст.
  • Если вы не понимаете смысл псалмов, особо не унывайте, ведь в этом и есть суть – вы развиваетесь в духовном понимании поэтапно. Взрослея духовно, будет открываться и смысл псалмов.

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here