Притчи нового завета

Для наших читателей: притчи нового завета с подробным описанием из различных источников.

Короткометражный мультфильм из серии “Анимированные истории Нового Завета”, в котором вы узнаете о трех притчах Иисуса, которые учат быть мудрым, трудолюбивым и милосердным.

Первая притча
Сказал отец сыновьям своим, пойти помочь ему собрать виноград спелый. Один сын сказал отцу, что придет помочь ему, но не пришел, второй же сказал, что не пойдет, но пришел. Важны поступки, а не слова. Сын с покаянием пришел к отцу помочь с добрым сердцем, и отец принял его.
(Матфея 21:28-32).

Притча учит тому, чтобы дети слушались своих родителей, уважали их и помогали.

Бог – Отец Небесный всех людей и Он примет любого с покаянием, ведь Он ждет и призывает каждого. Если будем слушаться Господа – благословит нас.

Вторая притча
Жил богач один и жил бедный по имени Лазарь. Он приходил к воротам богатого просить объедки. Но богач был зол и сказал слуге своему не давать объедок Лазарю, иначе он выпорет его, если тот снова будет у ворот. Слуга вышел отдать объедки Лазарю, но собака их вырвала из рук, упал Лазарь и умер. Пришли за ним Ангелы Господа и забрали к Аврааму на небо и встретился он с Иисусом. Богач же умер и попал в ад, где просил воды. Авраам ничем не мог уже помочь и сказал ему: « У тебя при жизни столько еды было на земле, а ты Лазарю и объедок не давал!»
(Евангелие от Луки 16:19-31)

Притча учит быть милосердными и добрыми. То, как мы живем на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.

Третья притча
Хозяин, уплывая из дому в далекую дорогу, дал своим работникам монеты по мере их способности, и сказал, чтобы они увеличили их вдвое, пока его не будет. Одному из работников дал одну монету и тот ее закопал. Он не хотел работать, он развлекался со своим безработным другом. В то время, остальные двое работников, трудились и до приезда хозяина умножили монеты, за что хозяин их вознаградил, а того кто не трудился – выгнал.
(Евангелие от Матфея 25:14-30)

Притча учит трудолюбию. Все эти дары Божии разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают, кто-то больше, кто-то меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости. Ленивые же и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.

Просмотров: 1 342

Страшный суд и притча о десяти девах
(неизвестный фламандский художник, середина XV века)

Притчи Иисуса Христа — изложенные в Евангелиях назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом. Большинство притч содержится в синоптических Евангелиях, в то время как в Евангелие от Иоанна вошла только одна притча — Притча о добром Пастыре.

Причина использования

Причина, по которой Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют

Иоанн Златоуст считает, что Иисус использовал притчи, «чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть её в памяти и как бы представить глазам».

Феофилакт Болгарский объясняет использование Иисусом иносказательной формы тем, чтобы лишь «ищущие» способны были понять суть произносимого, от остальных же она нарочно была сокрыта, «дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного».

Сюжеты

Притчи Иисуса Христа отличаются простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, он рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле. Таким образом, сюжеты притч заимствованы из окружающей действительности, понятной слушателям. Александр Мень отмечает, что

Притчи невольно захватывают слушателя и читателя, заставляют их включаться в переживания действующих лиц. Лаконичная и яркая образность притч, их поэтическая структура и изобразительные средства (гиперболы, метафоры, контрасты, неожиданные концовки) помогали их быстрому запоминанию наизусть.

Перечень притч

Притча о работниках в винограднике

Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчёта, так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор (например, «Вы — соль земли» (Мф. 5:13)). Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Большая их часть содержится в синоптических Евангелиях. В Евангелии от Иоанна притчи Христа носят в большинстве своём характер развёрнутых метафор.

В Евангелиях встречаются также краткие высказывания Иисуса, изложенные языком притч. К ним относятся рассказы:

  • о человеке благоразумном, построившем свой дом на камне, и о безрассудном, воздвигшем свой дом на песке (Мф. 7:24-27, Лк. 6:47-49),
  • о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф. 9:16-17), (Лк. 5:36-39)
  • о женихе и сынах брака (Мф. 9:15).
  • о двух слепцах (Лк. 6:39-40); Иисус произнёс подобное высказывание также в отношении книжников и фарисеев (Мф. 15:14)
  • о доме сильного (Мф. 12:29)
  • об овце, упавшей в яму (Мф. 12:11-12)
  • о хозяине дома и воре (Мф. 24:43)
  • о детях на улице (Лк. 7:32)
  • о разделившемся царстве и доме (Мф. 12:25)
  • о малых птицах (Мф. 10:29-31)

Примечания

Ссылки

  • Притчи евангельские // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Притчи Христовы // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Григорий Богослов (IV век):
    • «Притчи Христовы у четырех евангелистов»;
    • «Притчи Христовы по Евангелию от Матфея»;
    • «Притчи Христовы по Евангелию от Луки».
  • Parables and Parabolic Images in the Gospels (англ.)
  • Евангельские притчи в русской живописи

ПРИТЧИ (II)

ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ

Искушая Иисуса, один законник сказал:

— Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

— А что в законе писано? — спросил Иисус.

— Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего своего, как самого себя.

— Правильно,— сказал ему Иисус.— Так и поступай.

— А кто же мой ближний?

— Вот послушай, что я тебе расскажу,— сказал Иисус.— Некий человек попался разбойникам, и те раздели его, избили и ушли, едва живым его оставили. Шел по дороге священник, увидел его и прошел мимо. Был на этом месте левит, посмотрел и тоже мимо прошел. А некий самарянин сжалился над беднягой. Перевязал он раны его, возливая масло и вино, на своем осле привез несчастного в гостиницу и там тоже о нем позаботился. На другой день, когда самарянин уезжал, он дал два динария содержателю гостиницы и попросил заботиться о больном. «Если издержишь больше, заплачу тебе на обратном пути»,— сказал самарянин. Кто из этих троих был, по-твоему, ближний для человека, попавшего в беду? Священник, левит или самарянин?

— Тот, кто оказал милость,— ответил законник.

— Иди и ты поступай так же.

МАРИЯ И МАРФА

Пришел Иисус в одно селение, где женщина по имени Марфа пригласила его в свой дом. Была у нее сестра по имени Мария. Села Мария у ног Иисуса и слушала слово его. А Марфа хлопотала об угощении, поэтому подошла она и сказала:

— Господи, разве ты не видишь, что сестра моя мне не помогает?! Скажи, чтобы помогла.

— Марфа, Марфа! Ты о многом заботишься и беспокоишься, а нужно ведь только одно. Мария же избрала то лучшее, что не отнимется у нее,— молвил Иисус.

О ВРЕДЕ БОГАТСТВА

Некий юноша спросил Иисуса:

— Учитель добрый! Что мне сделать хорошего, чтобы иметь жизнь вечную?

— Никто не добр, кроме Бога,— ответил Иисус.— Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди.

— Какие?

— Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего, как самого себя.

— Все это я соблюдаю давно. Чего мне еще недостает? — удивился юноша.

— Если хочешь быть совершенным,— ответил ему Иисус,— продай имение свое, раздай деньги нищим и тем приобретешь сокровище на небесах. Приходи тогда и следуй за мной.

Услышал такое юноша и ушел в печали, потому что велико было его имение.

— Трудно богатому войти в Царство Небесное,— сказал Иисус ученикам.— Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко.

Тогда Петр сказал Иисусу:

— Вот мы оставили все и последовали за тобой. Что же будет нам?

— Истинно говорю вам,— отвечал Иисус,— когда Сын Человеческий сядет на престол славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах. Всякий, кто оставит ради меня дом свой, сестер и братьев, отца и мать, жену и детей, тот получит в сто раз больше и наследует жизнь вечную. Первые будут последними, и последние — первыми.

ПРИТЧА О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ

И рассказал Иисус ученикам притчу.

Жил некий владелец имения, и вышел он однажды поутру нанять работников в свой виноградник. Сговорился с работниками платить по динарию в день и послал их на работу.

В третьем часу снова вышел хозяин на торжище и увидел, что люди стоят праздно.

— Идите в виноградник, я дам вам все, что положено,— сказал хозяин, и они пошли.

То же сделал хозяин в шестом и девятом часу. Наконец, уже около одиннадцати, нашел он других людей, стоящих праздно.

— Что вы стоите здесь целый день? — удивился хозяин.

— Никто нас не нанял.

— Идите в мой виноградник, я вам заплачу.

Когда наступил вечер, сказал хозяин своему управителю:

— Позови всех работников и отдай им плату — начиная с последних и кончая первыми.

Те, что пришли около одиннадцатого часа, получили по динарию. Пришедшие первыми надеялись получить больше, но и им выдали по динарию. Тогда они стали роптать на хозяина:

— Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, которые перенесли тягость дня и жару.

Хозяин же сказал в ответ одному из них:

— Друг! Я не обижаю тебя. Разве не за динарий ты договорился со мной? Возьми свое и иди. Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве не могу делать то, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так вот: будут последние первыми и первые — последними, ибо много званых, но мало избранных.

ПРИТЧА О ПОТЕРЯННОЙ ОВЦЕ

Приходили к Иисусу мытари и грешники, чтобы послушать его. Ворчали на это фарисеи и книжники:

— Он принимает грешников и ест с ними.

Тогда Иисус рассказал им такую притчу:

Кто из вас, имея сто овец и одну из них потеряв, не оставит девяноста девяти и не станет искать заблудшую овцу? Как только найдет ее хозяин, он обрадуется и всем скажет: «Порадуйтесь вместе со мной: я нашел заблудшую овцу». Так же и на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

ПРИТЧА О ДРАХМАХ

И далее говорил Иисус: — Какая женщина, имеющая десять драхм и потерявшая одну драхму, не зажжет свечу и не станет мести комнату, пока не отыщет потерянное? А как найдет, тут же и похвалится соседкам. Так же точно бывает радость у ангелов Божьих и об одном кающемся грешнике.

О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына.

— Отец! — сказал младший сын.— Отдай мне мою часть наследства.

Разделил отец имение, и спустя немного времени младший сын пошел в дальнюю сторону и промотал там свою долю в распутной жизни.

Вскоре настал великий голод, нечего было есть младшему сыну, и денег у него уже не было. Пристал он к одному из жителей той страны, а тот послал его пасти свиней. Сильно голодал младший сын, рад бы и желудей наесться вместе со свиньями, но никто ему не давал. Опомнился он и сказал:

— У моего отца и наемники хлеба не поедают, а я умираю от голода! Пойду к отцу и покаюсь. Пусть возьмет меня хоть наемником.

Пошел к отцу, а тот увидел его еще издалека, побежал навстречу, повис на шее.

Сын говорит:

— Грешен я перед тобой, отец! Не достоин я и сыном твоим называться!

притчи нового завета

    Возвращение блудного сына

А отец приказывает рабам:

— Тащите сюда лучшую одежду, обуйте его и перстень наденьте на его руку! Скорее заколите откормленного теленка, чтобы есть нам и веселиться, ибо сын мой был мертв — и ожил, пропадал — и нашелся.

И началось веселье.

Старший сын был в то время в поле. Под вечер идет он домой, слышит пенье и ликованье и подзывает слугу:

— Что это значит?

— Брат твой вернулся, и отец ваш велел забить теленка.

Осердился старший брат и не хотел идти в дом. Узнал о том отец, выбежал вон, стал звать его в дом, но старший сын сказал отцу:

— Сколько лет служу тебе, и во всем-то я был послушен, но ты ни разу даже козленка не дал мне зарезать, чтобы повеселиться с друзьями. А этот все промотал, и ты для него — теленка откормленного забил!

— Сын мой! — ответил отец.— Ты всегда со мною, и все мое — твое. Но нужно радоваться и веселиться, потому что брат твой был мертв — и ожил, пропадал — и нашелся.

БОГАЧ И ЛАЗАРЬ

Жил-был богатый человек, одевался в пурпур и нежное полотно и каждый день пировал. А в это время некий нищий по имени Лазарь сидел у ворот в ожидании крошек со стола богача, и собаки лизали его струпья.

притчи нового завета

   Богач и Лазарь

Умер нищий, а потом и богач.

И вот оказался богач в аду, поднял в муках своих глаза и вдруг увидел Авраама с Лазарем вместе.

— Отче Авраам! — взмолился богач.— Пошли Лазаря, пусть омочит палец в воде и охладит мой язык: задыхаюсь в огне!

— Ты получил уже доброе во время жизни, а Лазарь получил злое. Теперь его очередь утешаться, а твоя — страдать,— сказал Авраам.— И кроме того: между вами великая пропасть, так что ни отсюда к вам, ни от вас к нам никто перейти не может.

И тогда сказал богач:

— Пошли, отче, Лазаря в дом отца моего, к моим братьям, пусть он все им расскажет, чтобы и они не попали в ад.

— Есть у них законы Моисея и писания пророков, пусть внемлют им твои братья,— отвечал Авраам.

— Нет, отче! Но если кто из мертвых к ним явится, они покаются.

Тогда Авраам сказал:

— Если Моисея и пророков не слушают, то и воскресшему не поверят.

ПРИТЧА О ФАРИСЕЕ И МЫТАРЕ

Тем, кто считал себя праведнее других, Иисус рассказал следующую притчу:

— Фарисей и мытарь пришли в храм молиться. И вот фарисей говорит про себя: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь». А мытарь стоял в отдалении, не смел поднять к небу глаз и шептал: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам, что мытарь более оправдан перед Богом, чем фарисей, ибо всякий, возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя — возвысится.

притчи нового завета

   Фарисей и мытарь

Следующая глава >

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here