Притчи 11 глава

Для наших читателей: притчи 11 глава с подробным описанием из различных источников.

  1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
  2. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость.
  3. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
  4. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
  5. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
  6. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
  7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
  8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
  9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
  10. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
  11. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
  12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
  13. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.
  14. При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.
  15. Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
  16. Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.
  17. Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.
  18. Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду — награда верная.
  19. Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
  20. Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
  21. Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
  22. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
  23. Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.
  24. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.
  25. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
  26. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.
  27. Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
  28. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
  29. Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
  30. Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.
  31. Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость.
3. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
10. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
13. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.
14. При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.
15. Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
16. Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.
17. Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.
18. Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду — награда верная.
19. Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
20. Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
21. Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
22. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
23. Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.
24. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.
25. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
26. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.
27. Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29. Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
30. Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.
31. Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Прит. 11:1. Предостережение против нечестных приемов в торговле неоднократно повторяется в Притчах – потому, конечно, что грех этот был весьма распространенным. Соломон пишет, что пользоваться неправильными весами с тем, чтобы обмануть покупателя, – мерзость пред Господом, Которому угодно, чтобы торгующие пользовались “правильным весом” (сравните 16:11; 20:10,23). Здесь в сущности повторяется сказанное в законе (Лев. 19:35-36; Втор. 25:13-16; также Мих. 6:10-11 и Ам. 8:5).

В древности торговцы пользовались каменными гирями; с целью увеличить свой “прибыток” многие из них употребляли два комплекта таких гирь: те, что полегче, клались на весы, когда товар продавался (чтобы за условленную цену “отпустить” покупателю поменьше), а к тем, что потяжелее, прибегали, когда покупали сами (чтобы за ту же цену купить побольше). Соломон и торговые операции как бы переводит здесь в сферу духовной ответственности, поскольку ссылается на авторитет Господа.

Прит. 11:2. Гордость неизбежно будет посрамлена, утверждает Соломон. Смирение (здесь подразумеваются смирение и скромность не только перед Богом, но и перед людьми) – свойство, противоположное гордости, он приравнивает мудрости.

Прит. 11:3. В стихах 3-8 праведность рассматривается как начало, руководящее и хранящее от жизненных невзгод. Непорочность, как атрибут праведности, подразумевающая прежде всего нравственную целостность, выступает здесь как пастырь; ей противопоставляется лукавство, которое в конечном счете приведет “руководствующихся” им коварных к гибели.

Прит. 11:4. Под “днем гнева” может пониматься день смерти, либо день всеобщей гибели от ярости Господней, суда Его (сравните Иез. 7:19; Соф. 1:18). Никаким богатством не откупиться тогда человеку, не продлить жизни своей. Лишь праведность сулит долголетие.

Прит. 11:5-6. В каждом из этих стихов разными словами выражены мысли очень близкие как друг к другу, так и к той, что заключена в стихе 3. В них – противопоставление судьбы непорочного (прямодушных) судьбе нечестивого (беззаконников). Правда (праведность) делает жизненный путь человека, который избирает ее, прямым, свободным от многих опасных поворотов и тупиков. Нечестивый же в конце-концов становится жертвой своего нечестия (стих 5), или, что то же самое, беззаконники будут уловлены беззаконием своим (стих 6).

Прит. 11:7. Беззаконные, как правило, амбициозны и властолюбивы. Ради осуществления своих вожделений они попирают ногами праведность. Но есть ли в этом смысл, восклицает Соломон, если в день, когда застигнет их смерть, рухнут, превратятся в ничто все их нечистые “надежды и ожидания”!

Прит. 11:8. Праведник спасается от беды. Так во всяком случае бывает нередко (сравните стих 3, 5, 6), хотя в жизни немало и обратных свидетельств. Классический пример того, как, вместо праведника, в беду попадает… нечестивый, находим в книге Есфирь (Мардохей-Аман). Вера в то, что праведные, хотя и им выпадают несчастья, находятся под особой защитой Господа, созвучна с древним убеждением в том, что присутствие в городе праведников благодатно для него (стихи 10-11; сравните Быт. 18:24).

Прит. 11:9. О гибельности лицемерия одного человека для окружающих. Прозорливость, свойственная людям мудрым и честным (“праведникам”), не дает им “попасться на крючок” к лицемерам, удерживает их в стороне от них и тем спасает.

Прит. 11:10-11. окончание комментария на стих 8. Древние евреи верили, что если в городе живут праведные, то они являются благословением для него, ими он возвышается (Иер. 22:2-5). Потому и радовались они благоденствию праведников, как радовались и погибели нечестивых, ибо последние не только делами своими, но и словами (устами), т. е. распространением лжи, сплетен, раздоров, содействовали разрушению общественных, экономических связей, нравственного климата – всего того, что “вмещается” в понятие город.

Прит. 11:12-13. Меткие изречения, касающиеся личной нравственности. Лишь неумный человек ведет себя высокомерно, “задирает нос” перед ближними. “Молчание” разумного человека здесь синоним его скромности; подразумевается, возможно, и то, что такой человек не даст волю языку и тогда, когда сосед его (“ближний”) не заслуживает уважения (стих 12).

Умение хранить тайну, дорожить оказанным доверием удостаивается похвалы Соломона. Осуждение вызывают у него легкомысленные переносчики слухов, распространители сплетен.

Прит. 11:14. Словом “попечение” здесь переведен мореходный термин, который относился к управлению кораблем. Тут подразумевается, что царь (направляющий народ “взятым курсом”) нуждается в надежных советниках; если он станет прислушиваться к их мнению, то страна будет благоденствовать (сравните 15:22; 24:6). При недостатке же советников у царя не избежать народу бедствий.

Прит. 11:15. Повторение житейской мудрости о вреде легкомысленного поручительства (толкование на 6:1-5; сравните 17:18; 22:26-27).

Прит. 11:16. Поскольку в еврейском тексте соотнесенность первой и второй фразы неясна (вторая звучит примерно так: “а сильные (безжалостные) мужчины приобретают лишь богатство”; в англ. текстах Библии сохранено именно такое прочтение), то русский синодальный перевод сделан был на основании текста Септуагинты.

Представляется, что в нем мысль стиха 16 обретает последовательное, логическое звучание: никакое благо (будь то моральное или материальное: слава – богатство) не дается человеку без усилий с его стороны (“усилий” ведь требует как “благонравное” (по другим переводам – “милосердное”) поведение, так и неустанный труд). При таком звучании стих 16 получает дальнейшее развитие в последующих стихах.

Прит. 11:17. В стихах 17-21 противопоставляются друг другу “плоды”, пожинаемые нечестивыми и праведными. Напомним, что благотворительность. которую предписывал евреям Моисеев закон, ценилась особенно высоко (как нравственное достоинство); она вытекала из милосердия (кстати, “благонравная жена” в стихе 16 звучит и как “милосердная (раздающая милостыню) жена”). Так вот: Человек милосердый благотворит и собственной душе, читаем в стихе 17 (сравните стих 25).

Следующая мысль в этом стихе построена по принципу антитетического параллелизма: а жестокосердый разрушает плоть свою (т. е. навлекает на себя бедствия, гибель). Здесь и далее проводится таким образом столь часто звучащая в Притчах мысль о зависимости земной судьбы человека от его нравственного и духовного состояния.

Прит. 11:18. Этот стих читается в том смысле, что какое богатство ни составил (ни сделал) бы себе нечестивый, – все оно ненадежно (сравните стих 4), а того, кто учит других добру и благочестию (“сеющего праведность”) ожидает награда верная. Заметим, что по-еврейски тут имеет место намеренная звуковая аллитерация (чередование сходно звучащих слов): тикер (“ненадежное”) и секер (“награда”).

Прит. 11:19-21. Повторение мыслей, постоянно звучащих в Притчах. Непорочные в пути (стих 20) означает “люди непорочного поведения”.

Прит. 11:22. Кольцо в носу было обычным украшением древней израильтянки. Но могло ли украсить золотое кольцо свинью, животное уродливое и традиционно нечистое! Смысл этого образа в том, что внешняя красивость лишь подчеркивает нравственное уродство. Напомним, что понятие “безрассудства” в Притчах в общем синонимично понятию нечестия, развращенности. Что, с которого начинается стих 22, соответствует “как”. Это первый в книге случай употребления сравнения, или так называемого эмблематичного параллелизма.

Прит. 11:23. Здесь мысль о противоположных стремлениях праведных и нечестивых: если первые стремятся к добру, то вторые ожидают всякой возможности дать выход переполняющему их злу (гневу).

Прит. 11:24-26. Эти три стиха объединены общей мыслью о том, что щедрость благословляется свыше (сравните 2-Кор. 9:6), а чрезмерная “бережливость”, или попросту жадность – наказывается. Хлеб, или зерно, был в древнем аграрном обществе главной статьей торгового обмена, и “удержание” его в запасниках скверно сказывалось на состоянии цен на рынке (стих 26). Тех же, кто припрятывал хлеб в закромах в голодные годы – с целью обогатиться, народ проклинал (стих 26).

Прит. 11:27-28. Стремящийся делать добро для других обретает благоволение (доброе отношение) с их стороны; тот же, кто творит зло другому, сам попадает в ловушку зла. В богатстве как таковом нет греха, но надеющийся только на него упадет (1-Тим. 6:9-10), потому что богатство преходяще, а человек смертен (сравните Пс. 61:10; Прит. 23:5; 27:24; Иак. 1:11). Праведники же, надеющиеся на Господа, как лист будут зеленеть (сравните Пс. 1:3-4; 91:12-15; Иер. 17:7-8).

Прит. 11:29. Расстраивающий дом свой понимается двояко: как “разоряющий дом свой” и как “навлекающий на него несчастье, бесчестие”. Во втором случае он будет (подразумевается) лишен наследства, и в обоих случаях получит в удел ветер, т. е. не получит ничего. Глупцу этому ничего не останется, как пойти в услужение к умному человеку. С точки зрения Соломона это справедливо (сравните 17:2).

Прит. 11:30. Первая фраза этого стиха может быть истолкована в двух смыслах. Древо жизни – как символ полной благословенной жизни – становится уделом (“плодом”) праведника. Существует и такое толкование. Праведник становится источником жизни (как библейское “древо жизни”) для других. При этом толковании более очевидна смысловая “привязка” второй фразы – и мудрый (праведный) привлекает души – к первой; вторую фразу не следует, конечно, понимать в значении христианского евангелизма – тут, очевидно, подразумевается привлекательность (в житейском, человеческом плане) “мудрого” для других людей, которых он “питает” (наподобие “древа жизни”) своей мудростью.

Прит. 11:31. Если согласно высшим законам нравственности, управляющим вселенной, праведнику воздается добром, то тем паче воздается (в сугубо негативном смысле) нечестивому и грешнику, которые не остаются без наказания. Союз Так, с которого начинается этот стих, подтверждает его связь (по крайней мере, первой части его) с предыдущим стихом (при обоих его толкованиях).

1Неверные весы–мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.2Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными–мудрость.3Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.4Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.5Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.6Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.7Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.8Праведник спасается от беды, а вместо него попадает нечестивый.9Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.10При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых торжество.11Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.12Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.13Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.14При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.15Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.16Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.17Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.18Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду–награда верная.19Праведность к жизни, а стремящийся к злу к смерти своей.20Мерзость пред Господом–коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.21Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.22Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и–безрассудная.23Желание праведных одно добро, ожидание нечестивых–гнев.24Иной сыплет щедро, и еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.25Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет , тот и сам напоен будет.26Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего–благословение.27Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.28Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.29Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.30Плод праведника–древо жизни, и мудрый привлекает души.31Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here