Посты в христианстве

Для наших читателей: посты в христианстве с подробным описанием из различных источников.

У этого термина существуют и другие значения, см.

Пост

.

Пост в христиа́нстве — аскетический подвиг и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берёт на себя христианин на определенное время. Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»).

Понимание поста у христиан формируется по Священному Писанию (Библии, включая апокрифические памятники) и Священному Преданию (учению святых отцов, включая отцов и учителей Средних веков и Нового времени), а также по высказываниям современных авторитетов Церкви.

… отнимем у плоти её наслаждение, приумножим же душевную силу, чтоб, с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания. (Василий Великий, Беседа о посте, 2-я)

Пост в христианстве может рассматриваться как наилучшее время и средство для подготовки к таинству причащения.

Упоминовения о посте в Библии

Ветхий Завет

Упоминовения о посте в Ветхом Завете Библии для христиан носят справочно-познавательный характер. Несмотря на это, почти все формы поста из Ветхого Завета были унаследованы христианами, причем многие формы поста сохранились в конфессиях до сих пор.

На первое упоминовение в Библии о посте как о таковом указывают книги Исход (Исх. 34:28) и Второзаконие (Втор. 9:18), где идет речь двух подряд постах Моисея на горе Хорив, когда он получал скрижали для Израиля.

По форме воздержания, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминовения:

  • Длительное воздержание от пищи и питья: Исх. 34:28, Втор. 9:18 — посты Моисея и т. п.;
  • Обет молчания: Нав. 6:9 — Израиль держал молчание в течение 6 суток перед чудесным взятием Иерихона;
  • Воздержание от некоторых видов продуктов в пределах правила: Дан. 10:2—3 — трехнедельный пост пророка Даниила;
  • Частные формы постов: Суд. 20:26, 1Цар. 7:6 и 2Цар. 1:12 — однодневные посты; 1Цар. 31:13 — семидневный пост; 2Цар. 12:16—17 — пост царя Давида.

По цели (мотивации) поста, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминовения:

  • Встреча с Богом: Исх. 34:28 — «…И пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил…»;
  • Усиленная молитва: Втор. 9:18 — молитва Моисея о помиловании Израиля; Суд. 20:26 — молитва за сражение; 2Цар. 12:16—17 — молитва царя Давида о здравии умирающего новорожденного сына; 3Цар. 21:27 — молитва царя Ахава;
  • Достижение завета: Нав. 6:9 — Богом было завещано взятие Иерихона при шестидневном посте;
  • Покаяние: 1Цар. 7:6 — покаяние израильтян;
  • Правило: Дан. 10:2—3 — трехнедельный пост пророка Даниила.

Новый Завет

В Новом Завете упоминовения о посте носят для христиан не только справочно-познавательный, но и вероучительный характер. Основные моменты вероучения располагаются в Евангелии и относятся к словам Иисуса Христа о посте.

  • Мф. 4:2, Лк. 4:2 — сорокадневный пост Иисуса Христа; мотивация — подготовка к проповеди, форма воздержания — полное воздержание от пищи в течение 40 дней. В Евангелии повествуется, что Иисус Христос был искушаем диаволом в течение этого поста, чьи искушения в итоге были побеждены.
  • Мф. 6:16—18 — наставления Иисуса Христа о внешнем и внутреннем настрое постящегося: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»
  • Мф. 9:14—15, Мк. 2:18—20, Лк. 5:33—35 — проповедь о ситуациях в отношении поста: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.»
  • Деян. 10:30 — молитвенный пост Корнилия сотника;
  • Деян. 13:2—3 — «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.»
  • 1Кор. 7:5 — о воздержании от брачных отношений во время поста: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.»

Апокрифические книги

В Евангелии от апостола Иакова имеется сюжет, где праведный Иоаким, отец Пресвятой Богородицы, уходит в пустыню на 40 суток поститься. Мотивация поста — усиленная молитва о потомстве, способ воздержания — полное воздержание от приема пищи и питья в течение 40 суток: «И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва.» Евангелие от Иакова, 1:7

В книге Дидахе («Учение через двенадцать Апостолов народам») повествование о посте встречается трижды.

  • «…поститесь и за гонящих вас (Мф. 5:44)…» (Учение двенадцати Апостолов, 1:3) — указывается со ссылкой на Евангелие от Матфея, хотя в последнем не говорится о посте.
  • «А перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.» (Учение двенадцати Апостолов, 7:4) — указания для поста крещаемому. Мотивация — подготовка к важному событию, способ воздержания не указывается.
  • «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвёртый и шестой (среда и пятница).» (Учение двенадцати Апостолов, 8:1) — появление упоминовения о посте в среду и пятницу. Мотивация — еженедельный подвиг, способ воздержания не указывается.

Пост по Священному Преданию

Священное Предание о посте

Среди авторов святоотеческого предания, повествующего о посте, такие деятели Церкви, как три святителя каппадокийских Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. Поскольку эти христианские авторы создавали свои труды до раскола христианской церкви, их авторитет признается как в православии, так и в католицизме.

О назначении поста

Святоотеческое предание называет цели и смыслы поста в перечислении приносимой с точки зрения христианства пользы:

  • борьба с духовной нечистотой;
  • стяжание милости Божьей в молитвах;
  • диетическая польза,

подчинение тела духу, сбор средств на пожертвования, достижения мира и тишины, покаяние, Задачи поста: верность, благодарность, смирение

Василий Великий сравнивает исцеляющее от греха влияние поста на душу человека с действием лекарств на гельминтов

В целом, христианский пост предназначен для того, чтобы оторвать себя от земного, греховного, временного и взрастить в себе любовь к небесному, божественному, вечному. Основной целью поста в христианстве является духовный рост.

Содержание ограничений в период поста

Формы воздержания в христианских постах следующие:

  • безмолвие — сокращение разговоров, от пустословия до обета молчания. Святитель Григорий Богослов язык человека называет самым тяжким злом;
  • воздержание от пищи и питья — ограничение в принятии продуктов питания различного происхождения, от мясных продуктов до полного отказа от приема пищи (см. также раздел «В православии» основной статьи);
  • воздержание от брачных отношений

Дай отдых своему повару, дай свободу собирающему стол, останови руку виночерпия; пусть отдохнет когда-нибудь изготавливающий разные печенья; пусть и дому успокоится на время от тысячей тревог, от дыма и смрада, от беготни вверх и вниз прислуживающих чреву, как неумолимому властелину.

(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)

Пост телесный и пост духовный

Святитель Василий Великий утверждал, что воздержание от пищи является лишь дополнением к духовному посту, который и является целью христианина. Во-первых, он предлагает ограничить круг общения людьми, которые могут принести духовную пользу. Во-вторых, он считает необходимым усилить прием «духовной пищи».

Впрочем пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел.

(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)

Как проводить пост

Пост относится к внутренней работе души, поэтому человек не должен его разглашать — поститься напоказ. Святитель Василий Великий подчеркивал необходимость подготовки к посту: «сегодняшним пьянством не порти завтрашнего воздержания».

Пост у конфессий

Православие

Степени поста

  1. Полный отказ от любой пищи (например, Великая пятница).
  2. Сухоядение (например, среда первой седмицы Великого поста)
  3. Вкушение варёной пищи без растительного масла (например, пятница первой седмицы Великого поста).
  4. Сухоядение, но при этом разрешено вино (например, Благовещение, когда бывает в Великую пятницу)
  5. Вкушение варёной пищи с растительным маслом, разрешено вино (например, Торжество православия).
  6. Вкушение рыбной икры, пищи с растительным маслом, разрешено вино; но рыба запрещена (например, Лазарева суббота).
  7. Вкушение рыбы, пищи с растительным маслом, разрешено вино (например, Преображение).
  8. Вкушение любых молочных продуктов, яиц, рыбы, растительного масла и вина; мясо запрещено (например, Суббота сырной седмицы: Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших).

____________________

  • Разрешено есть любые продукты (например, Пасха).

Календарь постов и трапез

Посты, принятые в Православной церкви, можно подразделить на однодневные и многодневные.

Самая типичная форма однодневных постов — ограничение в определённых видах пищи (мясной, молочной, а также рыбы) в среду и пятницу в периоды мясоедов, приуроченные к дням предания Христа на страдания (среда), а также мучения и смерти на кресте (пятница). Днями строго поста в Православной церкви всегда являются день Воздвижения Креста Господня — 14 сентября (27 сентября), день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября) и навечерия Богоявления 5 января (18 января), в эти дни всегда (включая субботу и воскресение) запрещено есть рыбу, но разрешена пища с растительным маслом. К многодневным постам относится Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост.

Согласно Уставу Православной церкви, монахам целиком и полностью запрещено есть мясо на протяжении всей их жизни.

без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
без ограничений без ограничений горячая с (растительным) маслом без ограничений горячая с маслом без ограничений без ограничений
любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса любая пища, кроме мяса
пищу не едим (немощным и старым разрешается сухоядение) пищу не едим (немощным и старым разрешается сухоядение) горячая без масла сухоядение сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
сухоядение сухоядение сухоядение сухоядение сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
сухоядение сухоядение сухоядение горячая с маслом пищу не едим сухоядение
без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
без ограничений без ограничений рыба без ограничений рыба без ограничений без ограничений
без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
сухоядение горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
без ограничений без ограничений горячая с маслом без ограничений горячая с маслом без ограничений без ограничений
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
без ограничений без ограничений горячая с маслом без ограничений горячая с маслом без ограничений без ограничений
сухоядение горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
сухоядение горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом
без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом горячая с маслом
без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений без ограничений
без ограничений без ограничений горячая с маслом без ограничений горячая с маслом без ограничений без ограничений

Кроме того Известие учительное предписывает пост перед каждым причащением: 7, 3, или 1 день — сколько христианин считает нужным или сколько дней поста назначит ему священник. В случае тяжких грехов, искушений и бедствий православные могут принимать епитимию в виде дополнительных постов.

В православии имеются посты в течение не всего дня, а только части суток, например: Евхаристический пост — полное воздержание от еды и питья после полуночи перед причащением, или за 6 часов до причащения, если оно ожидается вечером. По уставам древних монастырей Египта, пищу во время постов разрешалось вкушать только после третьего часа дня, соответствующего восточному 9-му часу — времени смерти Христа на кресте; в остальные дни — после Литургии, когда во время совместного обеда совершается Чин о панагии. Вторая (последняя) трапеза происходила после вечерни: след в богослужебной практике от братского ужина остался в совершении литии, на которой благословляется пять хлебов, пшеница, вино и елей.

Взгляды поздних православных авторитетов

Кроме Библии и указанных выше авторов святоотеческого предания, в православии очень развита проповедь о посте. Среди авторов предания Григорий Палама, Иоанн Лествичник, Тихон Задонский. Необходимое в посте: осознание своей духовной слабости, возрастаниие в любви к Богу и к людям. Митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на слова преп. Серафима Саровского, давал рекомендацию принимать пост с радостью, чуждой внутреннему напряжению.

Реальная практика поста у православных

Строгий «стандартный» распорядок поста из Устава Церкви предписан только монахам, которые обязаны его соблюдать полностью. Для мирского христианина строгость поста индивидуальна, все зависит от возможностей человека и его духовного рвения. Индивидуальные рекомендации, а также разрешение на некоторые послабления в связи с ограничениями по здоровью верующий получает от приходского священника или от своего духовника. По данным социологов пост в России в настоящее время строго соблюдают 10-12 % православных людей, относящих себя к верующим, то есть примерно 2,5-5 % всего русского населения. Полностью или частично постятся в Великий пост около 34 % россиян, считающих себя православными.

Католицизм

Апостольские Церкви до Халкидонского собора

Примечания

  1. Иоанн Златоуст. Собрание сочинений. — М.: Православная книга, 1991. — Т.11. — Ч.2 «О посте»
  2. ↑ Архимандрит Симеон, 2001, p. 9-26.
  3. ↑ Иоанн Златоуст. Собрание сочинений. — СПб.: изд-во Духовной Академии, 1904. — Т.10. — Кн.2. — Беседа 74 «О посте»
  4. Святитель Василий Великий. Беседа 1. О посте первая
  5. Святитель Василий Великий. Беседа 2. О посте вторая
  6. Святитель Григорий Богослов: Слово «На безмолвие во время поста»
  7. ↑ • Vitalfood.ru: Как правильно поститься
  8. Митрополит Антоний Сурожский. «Пост — весна духовная»
  9. ↑ Золотарев В. Ф. «Чем полезен пост для здоровья?»
  10. ↑ О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов
  11. ↑ Алфавит духовный, 2006, p. 389-392.
  12. ↑ Аверинцев, 1995, p. 377.
  13. ↑ Типикон Глава 32. От правил святых апостол о святой 40- це., Глава 48. Месяцеслов во весь год с тропарями и кондаками и с марковыми главами Ноябрь, 14 число
  14. ↑ • Credo.ru: Заведующий кафедрой социологии РГГУ, д.ф.н., член-корреспондент РАН ЖАН ТОЩЕНКО: «Количество постящихся в России стабильно уже 15-20 лет»
  15. ↑ • Российская газета: Большинство россиян не соблюдает Великий пост
  16. ↑ • «ВЕЛИКИЙ ПОСТ-2014»

Литература

  • Пост // Христианство. Энциклопедический словарь / Гл. ред.: Аверинцев С.С.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — Т. 2. — С. 375-377.
  • Литвинова Л.В. Воздержание // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М., 2005. — Т. 9. — С. 173-184.
  • Архимандрит Симеон (Куцас). Церковный пост. Зачем, когда и как мы постимся. Перевод с греческого.. — М.: Русскiй Хронографъ, 2001. — 169 с.
  • Творения иже во святых отца нашего Василiя Великаго, архiепископа Кесарiи Каппадокiйскiя. Репринтное издание. — М.: “Паломник”, 1993. — Т. 4. — 207 с.
  • Святитель Василий Великий. Алфавит духовный. — М.: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2006. — 605 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89424-009-3.
  • Кухня православного поста. — СПб.: Святослов, 1996. — 87 с. — (Библиотека православного христианина). — 20 000 экз. — ISBN 5-89614-002-9.

Ссылки

  • Святитель Иоанн Златоуст. О посте.
  • Святитель Григорий Богослов. На безмолвие во время поста.
  • Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица.
  • О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов
  • Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь о посте.

Постный стол

  • Постный стол из книги Василия Лёвшина «Русская поварня» (1816)

Православный церковный календарь постов и трапез на 2018 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2018 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2018 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
Великий Пост
с 19 февраля по 7 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба
Петров пост
с 4 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение
Успенский пост
с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
Рождественский пост с 28 ноября 2018 года по 6 января 2019 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

Великий Пост в 2018 году

С 19 февраля  по 7 апреля в 2018 году.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2017 году 9 апреля). В Лазареву субботу (в 2017 году 8 апреля) разрешается рыбная икра. В страстную пятницу (в 2017 году 14 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

Читайте также – Православные посты в 2018 году

Петров пост в 2018 году

Петров пост еще называют Апостольским постом
С 4 июня по 11 июля в 2018 году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост в 2018 году

С 14 по 27 августа в 2018 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост в 2018 году

С 28 ноября 2018 года по 6 января 2019 года.

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2018 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 28 января по 3 февраля,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 12 по 18 февраля,
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 9 по 15 апреля,
Троицкая – неделя после Троицы с 28 мая по 3 июня.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2018 год. Если Вы хотите знать больше о православных постах, тогда обратите внимание на статью Православные посты: правила для тех, кто постится впервые.
  • Мы постимся, чтобы быть счастливыми

Правила соблюдения православного поста предназначены для того, чтобы верующие люди прошли необходимую подготовку ко вхождению в Небесное Царство. Эта традиция воздержания от скоромной пищи и ограничения половой жизни является особой формой аскетизма, упражняющего дух и ведущего к спасению индивидуального сознания. Указания по соблюдению поста различаются в зависимости от возраста и состояния здоровья людей.

Значение поста в православии

Сегодня часто встречается пренебрежение к этой традиции. Некоторые люди думают, что пост — это только неприятное монашеское дело, могущее принести вред телу. Такое рассмотрение вопроса совершенно неверно, так как православный последователь должен думать о собственной душе, а не о земной оболочке.

Значение поста в православии

Возвышающий своё сознание и веру в Бога радуется воздержанию и с легкость переносит условные телесные трудности. Рассудительный прихожанин должен использовать это время со всей пользой. Именно с этим у истинных христиан принято поздравлять с наступлением периода очищения от материального и суетного.

Важно! Простое изменение состава пищи не является постом, если в уме не возникает желания воздерживаться, покаяться в неминуемых грехах через искреннюю молитву.

Духовное ограничение стоит рядом с телесным, но возвышается над ним. Если человек всецело отдается первому, Господь вселяет необходимые силы для преодоления второстепенных трудностей физической оболочки. Иоанн Златоуст авторитетно подтверждает: «Пусть в пост будут вовлечены все части вашего тела через опору на сильный и стойкий разум».

Сегодняшнее житие порой неправильно рассматривает сущность традиции — многие люди видят здесь только лишение материального подкрепления через наказание. Православный (и любой) пост — величайший способ достигнуть желаемого результата в служении Богу. Истощая собственное тело, верующий снимает темную пелену с души и открывает мистический путь, облегчающий приближение к Небесному Царству.

Воздержание нельзя называть голодом, которому подвергаются все существа за те или иные проступки. Эта традиция обретает религиозную ценность только в объединении с упражнениями для души (покаяние, уничтожение пороков через молитву).

Пост есть утончение физической плоти, что позволяет приблизиться к воздействию высших сил и сделаться наполненным благодатью. Церковь говорит о воздержании, чтобы напомнить о необходимом исцелении тяжело больной души, погрязшей в бытовой суете. Определенные дни в религиозном календаре предназначены для таких очищающих процедур. Они являются сугубым воздержанием и равновесием между оболочками, что должно вернуть главенство ума (души) над телом.

Христос постился сорок дней в пустыне

Апостолы говорили, то до появления поста человек проигрывал страстям и дьяволу. Христос показал пример 40-дневного воздержания и обрел силу Святого Духа. Каждый верующий обязан следовать примеру Безгрешного Сына и разить собственные слабости. Пребывающий в посте имеет непоколебимый ум и способен на любые свершения.

На заметку! Правила соблюдения православного поста описываются в Типиконе (книге Божественного устава), Номоканоне (византийском сборнике церковных указаний), Минеи и других подобных произведениях.

Практика воздержания невероятно развита в христианском мире — число постных дней иногда доходит до 200. Строгость поста, описанного в этих книгах, различается для монахов и мирских людей.

Особенности богоугодного воздержания

Подвиг покаяния и молитвенного прошения необходимо сопровождать мыслями об индивидуальной греховности. Верующий также должен отринуть увеселительные походы, смотрение неподобающих передач, чтение «легкой литературы» и т.п. Если эти категории не отпускают ум, человек обязан приложить ментальное усилие и разорвать путы бессмысленности.

В зависимости от подготовленности организма и здоровья воздержание различается на пять степеней:

  1. Для больных, престарелых или начинающих подходит первый тип с отказом только от мясной пищи.
  2. Далее идет отказ от молочной продукции.
  3. Отрицание рыбы.
  4. На предпоследней позиции полный отказ от масла.
  5. Пост без потребления вообще какой-либо пищи на определенный срок — ступень, доступная верующим с непоколебимой верой и титаническим здоровьем.

Важно! Неприлично в дни воздержания приготовлять себе изысканные блюда из разрешенных продуктов, потому что таким образом удовлетворяется сластолюбие и стремление к особому вкусу.

Не совершается поста, когда верующий покидает место трапезы с обремененным желудком и чувством удовлетворенного насыщения. Здесь практически нет жертв и лишений, которые только и придают воздержанию великой ценности.

Некоторые православные меняют физическое воздержание на «духовное», под которым понимают сдерживание раздражительности, критики других людей и всяческих ссор. Однако такая позиция не продвигает верующего по пути к истинной праведности, так как благорасположение само собой подразумевается в любое время. Поэтому послабление в приеме пищи — это только самообман, лишенный пользы.

Постная пища

Если человек не способен по состоянию здоровья или финансовому недостатку соблюдать традиционные правила поста, он должен отказаться от развлечений, сладостей, воздерживаться, хотя бы, в среду и пятницу. Приобщение начинается с малого — отрицания мясного.

Интересно! Ранее в русских семьях пост был чрезвычайно почитаем и выполнялся с чистым сердцем. Некоторые князья соблюдали правила воздержания лучше, чем многие монахи. Иноки Египта вторили 40-му посту Моисея и Христа. Монахи Оптиной пустыни в Калужской области питались только травой и славились долголетием.

Отдельные периоды воздержания

В православии выделяют однодневные и многодневные посты. Верующие постятся перед церковными праздниками или значимыми днями для православия.

Однодневные посты

К еженедельным постным дням относятся среда и пятница. Постные дни имеют собственную символическую сущность, мимо которой не смеет безразлично проходить христианская душа.

  • Среда знаменует момент великого позора человеческой души, олицетворенный в образе предателя Иуды. Ученик продал Спасителя за небольшую горсть монет и принял смерть после жестокого угрызения совести.
  • Пятница — время претерпевания бесчеловечных издевательств над Сыном Божьим, распятым на кресте. Это день страшных страданий и последующей смерти Того, кто пришел искупить вину всех творений. Воспоминания об этом событии придает сил в борьбе против соблазнов материальной роскоши.

    Питание в дни поста

Послабления существуют в следующие периоды:

  • неделя после Троицы;
  • период Святок (от Рождества до Крещения);
  • на Масленицу (запрещена мясная пища, можно молочные продукты)

Также есть особые однодневные посты:

  1. День усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).
  2. Воздвижение Креста Господня ( 27 сентября).
  3. День перед Крещением.

Многодневные посты

  1. Великий пост (Четыредесятница). Длится 40 дней и символизирует страдальческий путь Христа Спасителя на Голгофу, чтобы совершить жертву. В этот период полагается не ядение в понедельник, а также вторник первой недели и в Страстную Пятницу. В будни полагается однократное принятие хлеба и овощей, вареная пища разрешена только в выходные дни, рыба — в Благовещение Девы Марии и Вербное воскресенье.
  2. Петровский пост (продолжительность 8-42 дня).
  3. Успенский пост (длительность 14 дней).
  4. Рождественский (до 40 дней).

    Сухоядение в Великий пост

Мнение Церкви

Религия утверждает, что пост есть действенный метод преобразования Гнева Божьего в Его милость. Жизнь в аскетизме и подвижничестве приятна Господу, она подобна чистому кристаллу, сбросившему с себя оковы грязного греха и рабства материальности.

  • Воздержание является практикой для великого начинания. Любое действие проще выполнить, если усмирить собственную плоть.
  • Уменьшая издержки на самого себя, православный человек имеет возможность больше положить на алтарь милосердия. Пища более пригодится сироте, вдове или бездомному, которые будут молиться о спасении.
  • Воздержание позволяет оставаться с Церковью, приобщаться к апостолам, Христу и Отцу. Оно открывает лучшие качества и приближает к самым глубоким таинствам.
  • Однако чрезмерное воздержание подобен пресыщению чрева: были примеры, когда фанатизм приобретал негативные качества и становился чревоугодием. Верующий должен знать собственные силы и быть рассудительным.
  • Человек должен вкушать столько пищи, сколько необходимо для поддержания телесного функционирования. Начав с нуля и впав в фанатизм, неофит чрезмерно навредит себе, и долгое время не сможет осознать правильное направление.
  • Главное условие — не нарушить устава душевного поста, если приходится поступиться правилами потребления. Были примеры, когда будущие святые вкушали скоромное, но умом не отдалялись от созерцания величия Господа.
  • Если верующий замечает изнеможение в теле , неспособность вознести молитву, это говорит о неправильном методе. Здесь помогает руководство опытных духовников, имеющих опыт в проведении поста.

Важно! Пост в православии — средство исцеления от недугов греховности. Он очищает ум от действия загрязняющих мыслей, утончает тело и приближает к областям высшего блаженства.

Посмотрите видео о значении поста в православии

Вся церковная жизнь христианина расписана в православном календаре. Там описан каждый день: какую пищу можно вкушать, отмечается ли сегодня какой-либо праздник или день памяти определенного святого. Они установлены церковью для того, чтобы человек мог подняться над мирской суетой, задуматься о своем будущем в вечности, приобщиться к богослужениям в церкви. В большие праздники и в день ангела верующие всегда стараются причаститься. Также считается, что все молебны и молитвы будут восприняты Господом с большей благосклонностью именно в канун праздников. И неслучайно этим великим дням часто предшествуют христианские посты. Смысл жизни верующего – обретение любви, единение с Богом, победа над страстями и искушениями. Пост нам дарован как возможность очищения, это период особенного бдения, а праздник после него – день ликования и благодарственных молитв за милость Божью.

посты в христианстве

Христианские праздники и посты

Какие существуют христианские посты и праздники? Год церковных богослужений состоит из неподвижного круга событий и Пасхального круга. Все даты первого твердо установлены, тогда как события второго зависят от даты Пасхи. Именно она – величайший праздник всех верующих, несущий смысл христианской веры, воплощающий надежду на всеобщее воскресение. Дата эта непостоянна, ее каждый год высчитывают по православной пасхалии. После этого светлого дня по важности идут двунадесятые праздники. Их двенадцать, три из них – преходящие, именно они зависят от дня Пасхи. Это Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. А непреходящие двунадесятые праздники – это Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Все они связаны с земной жизнью Христа и Девы Марии и почитаются как воспоминание о святых событиях, произошедших когда-то. Кроме двунадесятых, великими праздниками считаются: Обрезание Господне, день Апостолов Петра и Павла, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы.

посты в христианстве

Понятие христианского поста

Периоды воздержания для верующих – неотъемлемая часть жизни. Само слово «пост» произошло от греческого apastia, что в дословном переводе значит: «тот, кто ничего не ест». Но ограничение в пище у христиан мало общего имеет с лечебным голоданием или диетой, ведь забота о лишнем весе здесь совершенно ни при чем. Первое упоминания о посте в Библии мы встречаем в Ветхом Завете, когда Моисей постился 40 дней перед тем, как получить от Господа заповеди. А Иисус провел столько же времени в пустыне, в голоде и одиночестве, прежде чем выйти к людям со словами своих проповедей. Постясь, они думали не о своем физическом здоровье, а в первую очередь об очищении разума и отречении от всего земного.

Не в наших силах так строго поститься – без воды и пищи, но о смысле поста забывать мы не имеем права. Нам, грешным людям, он дан для избавления от страстей, для понимания, что человек – это сперва дух, а потом плоть. Самим себе мы должны доказать, что можем отказаться от любимых блюд и продуктов ради достижения чего-то высшего. Ограничение в пище во время поста – лишь помощь в борьбе с грехами. Научится бороться со своими страстями, дурными привычками, внимательно следить за собой и не допускать осуждения, зла, уныния, распрей – вот что значит поститься.

посты в христианстве

Главные христианские праздники и посты

Церковью установлены однодневные посты и многодневные. Среда и пятница каждой недели – это дни, когда православные не едят молочной и мясной пищи, стараются удерживать свои мысли в чистоте и помнить о Боге. В среду мы постимся в память о предательстве Иисуса Иудой Искариотом, а в пятницу – в воспоминание о распятии и страданиях Христа. Эти однодневные христианские посты установлены навсегда, соблюдать их нужно круглый год, за исключением сплошных седмиц – недель, во время которых воздержание отменяется во славу великих праздников. Однодневные постные дни установлены также накануне некоторых праздников. А многодневных постов четыре: Рождественский (длится зимой), Великий (весенний) и летние – Петров и Успенский.

Великий пост

Самый строгий и продолжительный – Великий христианский пост перед Пасхой. Существует версия, что он был установлен еще святыми апостолами после смерти и чудесного воскресения Иисуса. Поначалу христиане воздерживались от всякой пищи каждую пятницу и субботу, а в воскресенье праздновали воскресение Христа за литургией.

Сейчас пост начинается обычно за 48 дней до Пасхи. Каждая седмица наделена особенным духовным смыслом. Недели, во время которых предписано самое строгое воздержание – первая и последняя, Страстная. Она названа так потому, что в течение этих дней вспоминаются все события жизни Христа, предшествующие его крестным мукам, смерть и воскресение. Это период особенной скорби и усиленных молитв, покаяния. Поэтому, как и во времена апостолов, пятница и суббота Страстной недели предполагают отказ от любой пищи.

посты в христианстве

Как держать пост?

Какие правила христианского поста? Некоторые полагают, что для того, чтобы поститься, необходимо благословение священника. Это, несомненно, хорошее дело, но соблюдение поста – обязанность каждого православного человека, и если нет возможности взять благословение, нужно поститься без него.

Главное правило: соблюдать воздержание, избегать зла физического и духовного. Язык сдерживать от гневных и несправедливых слов, мысли – от осуждения. Это время, когда человек сосредотачивается на себе, на осмыслении своих грехов, внутренне отрешаясь от мира. Кроме пищи, постящийся сознательно ограничивает себя в развлечениях: посещения кинотеатров, концертов, дискотек и других мероприятий откладываются на время. Также нежелательно смотреть телевизор и читать развлекательную литературу, злоупотреблять интернетом. Исключаются курение, различные спиртные напитки и интимная близость.

Как питаться во время поста?

Что можно есть в христианский пост? Он подразумевает, что пища должна быть проще и дешевле, чем та, к которой вы привыкли. В былые времена деньги, сэкономленные в течение поста на питании, жертвовали бедным. Поэтому рацион постящегося основан на крупах и овощах, которые обычно дешевле мяса и рыбы.

посты в христианстве

Что можно есть в христианский пост?

Великий и Успенский посты считаются строгими, а Рождественский и Петров – нестрогими. Отличие в том, что во время двух последних в определенные дни разрешается есть рыбу, употреблять растительное масло и даже выпить немного вина.

Прежде чем приступать к посту, следует продумать свой рацион, чтобы организм не ощутил недостатка витаминов и микроэлементов. Зимой их много в квашеных овощах, особенно в капусте, а летом – в свежих овощах, фруктах и зелени. Готовить картофель, кабачки, баклажаны, морковь лучше на пару, в мультиварке или гриле – так они сохранят все полезные вещества. Очень хорошо соединять тушеные овощи с кашами – это и вкусно, и полезно. Не забывайте о зелени и сезонных фруктах, а зимой – о сухофруктах. Источником белка на этот период могут стать бобовые, орехи, грибы и соя.

посты в христианстве

Что нельзя есть в пост?

Вот и наступил Великий пост христианский. Что нельзя есть? Мясо, птица, любые субпродукты, колбаса, молоко и любые молочные продукты, а также яйца под запретом. Растительное масло и рыба тоже, за исключением некоторых дней. Придется отказаться и от майонеза, сладкой выпечки, шоколада, алкоголя. Есть особый смысл в том, чтобы воздерживаться от лакомства, придерживаясь принципа «чем пища проще, тем лучше». Предположим, вы приготовите вкуснейшую семгу, которая стоит дороже мяса и очень аппетитна. Даже если в этот день разрешено есть рыбу, такое блюдо станет нарушением поста, ведь постная пища должна быть дешевой и не возбуждать страсти чревоугодия. И конечно, не нужно переедать. Церковью предписывается принимать пищу один раз в сутки и не досыта.

посты в христианстве

Послабления во время поста

Все эти правила соответствуют монастырскому уставу. Для постящихся в миру существует множество оговорок.

  • Посильный, нестрогий пост соблюдают беременные женщины и кормящие мамы, дети, а также нездоровые люди.
  • Послабления делаются тем, кто находится в пути и не имеет постной пищи, чтобы утолить голод.
  • Людям, не готовым к посту духовно, также нет смысла соблюдать строго все предписания.

Настолько ограничить себя в еде, как предполагает монастырский устав, очень сложно тому, кто не готов к этому морально. Поэтому начинать нужно с чего-то малого. Для начала отказаться только от мяса. Или от какого-нибудь любимого блюда или продукта. Отказаться от переедания, от лакомств. Это очень сложно, и смысл заключается именно в победе над собой, в соблюдении какого-нибудь ограничения. Тут важно не переоценить свои силы и выдержать баланс, который позволит вам оставаться в благодушном настроении и добром здравии. Лучше уж съесть скоромное, чем раздражаться или злиться на близких людей.

посты в христианстве

Вегетарианство и его отличие от христианского поста

На первый взгляд, христианские посты много общего имеют с вегетарианством. Но между ними существует большая разница, которая заключается в первую очередь в мировоззрении, в причинах ограничения в питании.

Вегетарианство – это образ жизни, предлагающий отказ от нанесения вреда всему живому. Вегетарианцы не просто не едят продуктов животного происхождения, они также часто отказываются от шуб, кожаных сумок и сапог, выступают в защиту прав животных. Такие люди не едят мяса не потому, что ограничивают себя, а потому, что это принцип их жизни.

В христианских же постах, напротив, основная идея воздержания от определенной пищи – временное ограничение, принесение посильной жертвы Богу. Кроме того, постные дни сопровождаются напряженной духовной работой, молитвами, покаянием. Поэтому говорить о схожести этих двух понятий можно лишь с точки зрения питания. А основы и сущность вегетарианства и христианских постов не имеют ничего общего.

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here