Помин 3 года

Для наших читателей: помин 3 года с подробным описанием из различных источников.

Не существует единых правил, как проводить поминки 3 года после смерти, традиции в разных семьях имеют свои особенности. Обычай поминать умерших очень древний. Он зародился еще во времена, когда люди поклонялись родовым и племенным духам — первопредкам. Тогда всех усопших считали покровителями и защитниками семьи. На погребальных обрядах отразились культурные, национальные и религиозные особенности разных народов и поколений. Однако почтительное отношение к умершим родственникам сохранилось до наших дней. До сих пор принято поминать покойных на 3, 9 и 40 день. Затем поминки проводят ежегодно в день смерти родственника.

Кого приглашать на третью годовщину

Считается, что на три года после смерти надо в последний раз приглашать на поминки всех родственников и друзей усопшего, которым близка память о покойном. Все последующие годы родственника поминают в узком семейном кругу. Если у покойного не осталось родственников, то его поминают близкие друзья.

помин 3 года

В некоторых семьях на третью годовщину собираются за поминальным столом 12 самых близких родственников по аналогии с 12 апостолами, которые присутствовали на последней трапезе Иисуса Христа. Однако сама поминальная традиция имеет языческое, а не церковное происхождение. В древние времена в годовщину смерти на могиле покойника оставляли еду и питье, а дома устраивали пышные застолья. Родственники и друзья умерших не только трапезничали, но и соревновались в удали, пели и плясали.

Церковь же считает, что лучше всего поминать усопшего в храме или дома перед иконами.

При этом церковные каноны не запрещают поминальное застолье и не ограничивают число гостей, которых приглашают на поминки. Любой человек, которому был дорог покойный, может помянуть его и почтить память на третий год.

Если на похороны и сороковины гости приходят без приглашения, то на третью годовщину в гости ждут не всех. Решение о том, как проводить поминки и кого приглашать, принимает семья усопшего. Третья годовщина является мероприятием для самых близких. За поминальным столом можно собирать только тех, кого хочется видеть. Желательно заранее выяснить, кто точно сможет прийти. Если на поминки придет нежелательный визитер, то родственники имеют право не пустить его к поминальной трапезе.

Приглашать очень много людей не рекомендуется. Поминки не должны превратиться в шумную вечеринку. Обстановка на поминальном застолье должна быть тихой и интимной. В кругу близких, которым дорога память об усопшем, ведут тихие беседы. Принято делиться воспоминаниями об умершем, подчеркивать его достоинства и грустить о его кончине. Нужно поблагодарить покойного за все хорошее, что он оставил после себя. В большой компании гостям будет трудно услышать друг друга.

Как организовать мероприятие

Застолье можно сделать как дома, так и в кафе. При оформлении помещения семья должна руководствоваться своими вкусами и предпочтениями покойного. Можно создать атмосферу, которая была ему дорога, наполнив помещение его любимыми предметами. О поминальном характере мероприятия будут свидетельствовать траурные ленты, искусственные цветы и свечи.

Необходимо заранее выбрать заведение, в котором проводят такого рода мероприятия.

Договариваясь об аренде зала, надо сообщить о характере события.

Устраивать поминки в ресторане рядом с шумными веселящимися компаниями неуместно. Поэтому надо арендовать или все помещение или, его часть, изолированную от других посетителей.

При выборе помещения для поминок стоит обратить внимание на интерьер. Не следует заказывать поминки на 3 года в залах, оформленных в молодежном или праздничном стиле. Желательно отдать предпочтение помещениям с классическим или старинным интерьером без излишеств.

На поминках может играть тихая музыка, не заставляющая собеседников повышать голос. Лучше использовать мелодию, которая нравилась усопшему, подобрав подходящую для траурного мероприятия. Уместно слушать после смерти человека песни, которые он исполнял сам.

Чтобы отдать дань уважения покойному, возле поминального стола устанавливают его фотографию. Обычай ставить стакан с водой или водкой и куском хлеба имеет языческие корни. Придерживаться ее или нет, решают организаторы мероприятия. Осуждать родственников за использование тех или иных традиций не принято. Пить воду или водку, предназначенную для покойного, как и есть его хлеб, нельзя. Продукты относят на кладбище и выливают напиток на могилку.

Первыми берут слово наиболее почтенные и старейшие члены семейства.

После первой речи гости поминают усопшего минутой молчания. Верующие люди могут в это время произносить молитву «Отче наш». Затем передают слово другим гостям по старшинству. Молодые гости должны дождаться своей очереди. Желательно, чтобы каждый из гостей произнес речь о покойном.

Сервировка стола

Подбирая блюда для поминального обеда, нужно руководствоваться предпочтениями усопшего. Обязательным элементом стола является поминальная кутья. Ее готовят из риса, ячменя или пшеницы. Обрядовая каша символизирует Царство Небесное, в которое попадает после смерти покойный. Также на поминки подают первое блюдо, пирожки с картошкой и капустой, блинчики, кисель или компот. На горячее готовят чаще всего суп с курицей и лапшой. Однако если покойный предпочитал другое блюдо, можно приготовить и его. Пирожки едят во время трапезы, кроме того, раздают гостям перед их уходом.

помин 3 года

Не следует заказывать изысканные блюда, стараясь удивить гостей.

Это не праздничное застолье. Пища должна быть как можно более простой и скромной. Готовят картофельное пюре, нарезку из мяса, голубцы, мясную запеканку, котлеты и 2–3 салата. Поскольку символом христианства является рыба, то на поминальный стол ставят пироги с рыбой, заливное, жареную или тушеную рыбку. Ассортимент блюд должен быть скромным.

Можно поставить на стол вино или водку. Однако количество алкогольных напитков должно быть минимальным. Не следует допускать сильного опьянения гостей. Порции спиртного должны быть символическими. Сладкие и игристые спиртные напитки на поминальный стол не ставят.

Если поминки пришлись на церковный праздник или пост, то надо учесть это и приготовить подходящие блюда. Во время строгого поста мясные блюда заменяют грибами, фасолью, чечевицей.

Перед началом трапезы верующим людям надо прочитать 90-й псалом или «Отче наш». Если среди гостей есть атеисты, то им следует уважать чувства верующих людей.

Единственным требованием является четное количество приборов на столе.

Также рекомендуется поставить дополнительно несколько приборов на случай появления нежданных, но желанных гостей.

Если поминки проводят дома, то место, на котором чаще всего сидел покойный, не занимают.

Считается, что душа умершего присутствует на поминках и занимает привычное место. Оставшуюся после трапезы еду отдают нуждающимся.

Использование ножей и вилок

Распространено поверье о том, что на поминках не должно быть острых предметов (ножей и вилок). До конца XVII вилка считалась уменьшенной копией дьявольских вил. Многие верующие люди до сих пор считают, что бесовский символ на поминках может причинить вред умершему в загробном мире.

помин 3 года

Нож и вилку не используют, чтобы не «ткнуть в кутью». В народе верят, что острыми столовыми приборами можно «уколоть» символ Царствия Небесного — кутью. Это потревожит душу покойного и причинит ему боль.

Церковь не считает использование вилок и ножей на поминках грехом. Решение о сервировке стола должны принимать родственники покойного. Однако им стоит прислушаться к мнению других гостей и учесть их убеждения.

Посещение церкви и кладбища

Чтобы заказать поминовение во время Божественной литургии об усопшем, необходимо прийти в храм рано утром до начала службы. В записке надо указать полное имя усопшего. Желательно остаться в церкви до конца утренней службы, после которой надо взять просфору. Ее надо съесть дома и на голодный желудок. После посещения храма рекомендуется подать милостыню. Деньги, печенье и конфеты раздают нуждающимся, коллегам, соседям и детям. При этом просят помолиться за усопшего.

Если нет возможности посетить церковь, то можно помолиться и дома.

Перед иконой зажигают свечку или лампадку и обращаются к Господу с молитвой об усопшем. После трех лет со дня смерти читают такую молитву:

— Боже, Господь милосердный, вспоминая третью годовщину смерти раба/рабы Твоего/Твоей (имя) просим Тебя, удостой его (ее) места в Царствии Твоем, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей. Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба/рабы Твоего/Твоей (имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем. Просим Тебя, сопричти его (ее) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

По традиции в день поминовения необходимо обязательно сходить на кладбище до 12 часов дня. Считается, что в утренние часы душа покойного находится на месте его погребения.

помин 3 года

Желательно заблаговременно посетить могилу, чтобы привести ее в порядок.

Перед третьей годовщиной нужно не только убрать участок, но и посадить на нем дерево (березу, тую, рябину, иву, калину или ель), кустарник (самшит, сирень), многолетние цветы (пионы, ирисы) и поставить новую оградку или памятник.

В день третьей годовщины на могилу приносят живые цветы и зажигают лампадку. Во многих семьях принято приносить на могилу еду и напитки. Лучшие куски оставляют на могиле вместе с питьем. Кроме того, на кладбище оставляют те продукты, которые остались несъеденными. Ничего с собой уносить нельзя. Считается, что птицы и звери придут и съедят еду «на помин души». Некоторые верят, что в них перевоплощаются умершие, когда посещают свою на могилу.

Как лучше одеться на поминки

Гости, приглашенные на поминки, могут посетить кладбище и церковь вместе с семьей покойного. Если предстоит поездка на могилу, то необходимо надеть удобную одежду и обувь на низком каблуке. Обязательно надо учесть погодные условия. Желательно взять с собой теплую одежду, зонт и головной убор. Если гости будут мерзнуть или мокнуть на кладбище, то поминки пройдут скомкано. Когда запланирован поход в церковь, женщины должны взять с собой платок и длинную юбку.

На поминки не обязательно надевать одежду черного цвета.

Надо подобрать строгий костюм нейтральных оттенков без лишних украшений. Не допускаются наряды с декольте, короткой юбкой, бантами и рюшами. Неуместно надевать открытую обувь, спортивные костюмы, шорты и майки, даже если в день поминок стоит жаркая погода.

Можно ли переносить дату поминок

Поминки 3 года после смерти, традиции которых не являются слишком сложными, предусматривают и то, что молиться за усопшего нужно именно в день его смерти. Если нет возможности делать поминки в день третьейгодовщины, то надо заблаговременно заказать поминовение в храме и почитать молитву дома.

Поминальные мероприятия лучше организовать после годовщины в ближайшие выходные. Раньше дня смерти поминать усопшего не рекомендуется. Считается, что до этой даты покойный был жив и радовался жизни, поэтому поминать его нельзя.

Необходимо отложить поминки, если день смерти совпал с днем недели Святой Пасхи или страстной недели Великого поста. В этот период все помыслы верующих должны быть направлены к радости от известия от воскрешения Иисуса Христа или к печали в связи с его распятием. Лучше всего устроить поминки на Радоницу — день поминовения усопших. Радоницей называют вторник второй недели после Пасхи.

Также нежелательно проводить поминки, если дата смерти пришлась на Сочельник.

Лучше перенести мероприятие на 8 января. В таком случае поминки будут посвящены факту рождения уже в вечной жизни.

Многие люди не знают, обязательно ли устраивать поминки через 3 года со дня смерти. Поминальные традиции носят добровольный характер. Если родные в них не нуждаются, то можно их не придерживаться. Однако правильно проведенные поминки помогают близким смириться с расставанием.

Похожие статьи

Вопрос читателя: Батюшка, благословите. Как правильно поминать, т.е. делать поминальный обед, когда исполняется 3 года? Нужно делать в день памяти или перенести? Благодарю.

Клавдия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, уважаемая Клавдия! Принято поминать усопших в день их память, в день смерти, если только он не приходится на двунадесятый праздник. В этом случае, по традиции, поминальный обед переносится, но большого, существенного значения день не имеет.  Основное, что нужно сделать – это помолиться об усопшем – помянуть его дома, прочитать канон о единоумершем, заказать поминовение в храме, панихиду. Это самое главное, что нужно умершим и чем мы можем облегчить их посмертную участь. И тем лучше, если в день памяти умершего получится собраться всей семьей, помолиться о покойном. А потом уже по-доброму вспомнить его за совместной трапезой. Храни Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Renan Garcia Lopes

Результат поиска: найдено 16 материалов.

На небе нет ни скорби, ни печали, там вечные радости, сладости. Такой радости и сладости мы желаем всем усопшим. Вот почему и поминаем их сладостями: сладким коливом, сладким киселём и прочим.

Коливо имеет и символическое значение. Зерно (рис, пшеница), если его не бросить в землю, будет лежать одно, без приплода, а если его бросить в землю, прорастёт и даст колос в несколько зёрен. Это значит, жизнь продолжается, и увеличивается плод.

Читать далее»

Новый год, 2 января, вечер. Иду на отпевание усопшего.

А сам думаю, а туда ли я иду? Адрес специально на бумажку не записал, понадеялся, что запомню. Номера телефона тоже нет, подтвердить вызов мне никто не сможет. Так что приходится полагаться только на память, ну и на интуицию, разумеется. Пятый этаж, ни на входе в подъезд, ни возле квартиры никаких свидетельств о присутствии покойника.

Хотя, сейчас это обычное дело. Боятся люди разных неожиданностей.

Читать далее»

Помяните, пожалуйста, новоприставленную Ксению!

Вчера, на сороковом году жизни, отошла в мир иной, моя кума Ксения!

Двухлетняя крестница Лия, осталась без мамы.

Помяните, пожалуйста новоприставленную Ксению!
Вчера, на сороковом году жизни, отошла в мир иной, моя кума Ксения!
Двухлетняя крестница Лия, осталась без мамы.

Маме моей завтра будет 3 года. Надо бы сделать поминки. А я не хочу.
Потому что опять все придут, будут лезть в душу.
Ну, как же так, качать головой. Не хочу!!!
С братом говорила, давай между собой, сами помянем. Нет, там сноха влезла.
Как же, а мама(свекровь то есть, а тетки?) А я не хочу!
Вообще никого не хочу видеть! Брату сказала, хочет всю родню собирать пускай делает у себя!
Ушла в лес, от глаз подальше!

Однажды… Пригласили меня на поминки. Это были поминки пожилого мужчины, который никогда не посещал церковь. Соответственно, друзья и коллеги этого человека были так же далеки от православной веры, быть может ещё и в силу тех обстоятельств, что детство и зрелые годы их пришлись на советское атеистическое время. Жена покойного всё же пришла к вере, так как болезнь мужа явилась для неё тяжким испытанием и многое переменила в ней самой.

Читать далее»

Александр Ткаченко

Почему православные христиане молятся за своих умерших? Что происходит с человеком после того, как он умирает, и нужны ли ему наши молитвы?

Минута молчания

Поминать умерших можно только когда веришь, что они – живы. Эта, парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается, тем не менее, даже не церковным учением, а обычной человеческой интуицией. “Все там будем…” – так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения умерших.

Читать далее»

Что значит «поминки»? – поминовение. Какое поминовение? – молитвенное. Мы вкушаем, Бога благодарим и молимся: «Господи, помяни…». Ведь раньше-то как поминки устраивали, для кого? Не для себя и даже не для самых близких. Их устраивали для нищих, чтобы помолились люди, которые нуждаются в пище и которые находятся близко к Богу. Их молитвы многого стоят. Если же человек за своего близкого выпил-поел, то он его не помянул. И тем, что гостей неверующих на трапезу пригласил, не помянул.

Читать далее»

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения. Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших “православными”, т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека.

Читать далее»

Есть в фейсбуке одна интересная москвичка, служит она регентом в одном из московских храмов. Бог наградил её не только музыкальным даром: она ещё и замечательно пишет. Друзья советуют ей издаваться, так что если однажды на прилавке книжного магазина вы увидите книгу Ульяны, не пройдите мимо – хорошее настроение вам будет обеспечено надолго.

Пока делаю перепост одной истории, случившейся в лихие 90-е.

Читать далее»

Девочки, похоронила я папу. Это для меня первая потеря близкого человека. Скоро 40 дней. Подскажите, что я должна делать в этот день? В церкви? Дома? Поминать папу будут в его родном городе, где осталась мама и все родственники, а я буду одна, вот и растерялась.

Никогда не задавалась этим вопросом, но сейчас захотелось узнать. Почему количество цветов для усопших должно быть обязательно четным? Это просто традиция или это имеет свое обоснование?

Что можно приготовить на 9 дней в пост?. Какие именно должны быть блины?. Я читала, что блины должны быть обязательно на дрожжах в пост.
Обязательно ли готовить 2 горячих и какие закуски холодные можно подать, ну и соответственно что можно подать на второе.? Можно ли подавать рыбу.? 9 дней будет в субботу.
Жду ваших комментариев

Обычно здесь все просят советовать что приготовить на день варенья и пикник, а я вот с таким пришла… Делать буду сама. Столовая в которой были поминки мне не очень понравились. Ни по вкусу, ни по разнообразию. А то же самое совсем не хочется. Другого подходящего заведения по близости нет, а ехать куда-то – никто не поедет. Да и народу, дай Бог, человек 10 собрать. При условии что народ захочет отдать дань уважению и памяти моей бабуле, может человек 15 максимум.

Читать далее»

Вчера мы поминали нашего покойного батюшку, Поставили ему тарелочку, рюмочку с водочкой и кусочек хлебушка. Вопрос- а что делать с водочкой из рюмочки, после того, как поминальный день прошел, куда её положено определить?

Пеку блинчики. С пылу с жару. Помяните р. б. Ольгу Никифоровну 1912 г. р., прабабушку мужа моего. 9 дней сегодня.

Список всех тэгов

Поми́нки (поминальные обряды, поминальный культ, заупокойный культ, помина́льный обе́д, помина́льная тра́пеза) — обряды, совершаемые в память умершего, главным из которых является коллективная трапеза, устраиваемая родственниками в доме покойного или на кладбище, непосредственно после погребения и в определённые сроки поминовения.

Поминки у славян

Первые поминки проводятся непосредственно после погребения. Затем на второй, третий день (в.-слав. третины), в первую субботу (серб.), седьмой (серб., словен.), восьмой (словен. osmica), девятый (в.-слав. девятины), иногда также двенадцатый (полес.), двадцатый день (в.-слав. полусороковины), иногда три недели, повсеместно на сороковой день (в.-слав. сороковины, сорочины), иногда шесть недель, спустя полгода, год со дня смерти, реже в последующие годы. Это так называемые частные поминки (т. е. поминки в честь конкретного лица) в отличие от календарных поминок — поминальных трапез и сопутствующих обрядов, посвященных всем умершим. Поминки являются продолжением и завершением погребального обряда и отмечают последовательные этапы перехода души в иной мир; по прошествии года со дня смерти покойный присоединялся ко всем умершим предкам (родителям, дедам) и лишался индивидуального поминовения (у южных славян частные поминки могли совершаться и дольше — до седьмой годовщины у сербов, до девятой у болгар).

В день похорон

Первые поминки (др.-рус. тризна; рус. обед, стол, горячий стол, горячина, красный стол, поминки; укр. обід, комашня; белор. гарачкі, клёцкі, хаўтуры; болг. трапеза, софра, хляб; макед. ручек, погреп, закопнина, задушница; серб. дапа, трпеза, помен, подушjе; словен. pogrebscina; польск. stypa, uczta pogrzebowa; чеш. hostiny, pohosteni) были обязательными у всех славян. У восточных славян не принято было приглашать к поминальной трапезе, считалось, что каждый участник похорон, даже незнакомый и нищий, может сесть за стол; однако в поминках запрещалось участвовать неженатой молодёжи. У русских обязательно в день похорон подавали кутью, мёд, каши, овсяный, ржаной или клюквенный кисель, в северных районах рыбные пироги, часто блины. Начиналась трапеза с кутьи, а завершалась напитком из мёда, разведённого в воде или браге, или киселём.

В другие дни

Поминки на кладбище. Петроград, 1919.

В другие дни проводили панихиду, литию или поминание на литургии, но прежде всего посещение могил, раздачу еды, иногда обед. Как правило, это были более скромные трапезы, чем в день похорон и сороковины; число и значимость этих поминок различны по регионам. У восточных славян обычай посещения могилы на следующий день после похорон (или третий день после смерти) называется «будить покойника» или «носить завтрак покойнику». В с. Линово Путивльского района Сумской области поминки второго дня назывались «в рай вводить»: «Вот нынчи схаранйли, назавтрега у рай уводють. Пайдом на могилки сходим, там падячить на могилках пе́вьчея. Кали́ся, если я схарани́ла мамку, мине ити́ть не сь ким, я сама паднилась, пашла, усе, пабуди́ла, паплакала: “На што ты мене, мая мацька, бросила, как жы ты мине́ адной аставила, я ж адна, как у полю палыни́на”. И всё. Приходють двару , со́дюцца абе́дать. Пабе́дали, и ‘пять памяну́ли. Ета завёцца у рай увяли́. И всё». Там же поминки девятого дня называются «погребение»:«Де́вить дней — абе́т справляють у хати. На кладьбишша ня йду́ть. А ў хати паспива́ить, певьчея при́йдеть, паспива́ить, и панахви́ду в це́рькву но́сють на де́вить дней, паслужуть, а та да прика́зують, пайдо́мте, нынчи ж де́вить дней, абе́д бу́дить. Заве́цца пагрибе́ние, де́вить дней».

Поминальная трапеза в иудаизме

В древности евреи совершали поминальные трапезы:

И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их.

В священном для евреев Танахе часто поминаются подробные родословия с именами умерших предков и других выдающихся деятелей израильского народа.

Современные иудеи, равно как и мусульмане, поминок как таковых не устраивают. По иудейской традиции после похорон для близких родственников начинается шива — семь дней траура. Запрещено устраивать любые застолья. По возвращении с кладбища скорбящим, тем, кто соблюдает шиву, подают «трапезу сочувствия»: каждый человек должен съесть хлеб, куриное яйцо, сваренное вкрутую, и немного каши из бобов или варёную чечевицу. Во время траура нельзя есть мясо, пить вино (за исключением Суббот и праздников). Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи. Принято съесть что-то круглое (фасоль или варёное яйцо). Важно, что близких родственников умершего «освобождают» от приготовления пищи. Все семь дней шивы те, кто находится в состоянии траура, сидят на низких табуретках, скамейках или просто — подушках.

Однако в годовщину смерти (отсчитывается уже не со дня похорон, а от даты смерти) принято созывать родственников и друзей на памятную трапезу. На ней должны быть праздничные блюда. Но главное — не меню, а Кадиш (поминальная молитва), который произнесёт кто-либо из присутствующих, желательно мужского пола (лучше, если это сделает сын или брат покойного).

Поминальная трапеза в христианстве

В православии

Поминки по усопшему в византийско-славянской христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки — в день похорон, то есть на третий день, принимая за первый день отсчёта сам день смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи; вторые поминки — на девятый день, и третьи — на сороковины (40 дней). В дальнейшем поминки устраивают через год (то есть на первую годовщину смерти), на которые приходят все, кто желает помянуть, в этот день обычно принято посещать могилу умершего. Потом поминки уже в тесном семейном кругу проводят на каждую годовщину кончины, на день рождения и на именины умершего. Поминки бывают двух родов: частные, имеющие в виду одного конкретного умершего, и общие, устраиваемые в память всех покойников.

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки — это не просто еда, это особый ритуал, цель которого — помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об упокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

В отдельных регионах на поминки стараются без приглашения не приходить; в других же, напротив, приходят все, кто сможет присутствовать и имеет желание вспомнить скончавшегося, как дань уважения его семье. Засиживаться долго также не совсем в правилах, тем более если вы не были очень близки умершему человеку.

Поминальная трапеза после похорон

Такие поминки устраивают непосредственно после похорон усопшего. Они проходят в память и честь чудесного воскресения Иисуса Христа на третий день и в образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа преставившегося остаётся на земле, находясь рядом с родными и посещая под сопровождением Ангела памятные ей места, которые притягивают её воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает ей вознестись на небо и впервые предстать для поклонения перед Богом. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

Проводить поминки можно в доме усопшего или в любом другом месте. В современном мире поминальный обед зачастую устраивают в кафе или ресторане, поэтому проблем с подготовкой к кушанью обычно не возникает. Если же было принято решение поминать в доме почившего, то необходимо как следует подготовиться к этому событию. Приготовления к трапезе заканчиваются, когда гроб с телом умершего доставляют на кладбище и хоронят. В первую очередь, в доме обязательно следует навести порядок, провести тщательную уборку, причём её стараются сделать до того, как покойника опустят в могилу, хотя по времени это трудно подгадать. Расставляют мебель, моют полы, весь накопившийся за три дня мусор сметают по направлению от большого угла к порогу, собирают и сжигают. Полы требуется мыть тщательно, особенно углы, ручки и порог. После уборки комнату окуривают дымом ладана или можжевельника. Уборку обычно делают сторонние люди, не состоящие в кровном родстве с покойным или/и членами его семьи. Когда все возвращаются с кладбища, начинается трапеза.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом её кто-нибудь из близких читал 17-ю кафизму из Псалтири перед святыми иконами с зажжённой лампадой или свечой. Непосредственно перед едой читают христианскую молитву Отче наш (в идеале лучше начать с чина литии, совершаемого мирянином, или прочесть 90-й псалом). В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать почившего. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, недопустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках покойника и прочие разговоры на отвлечённые темы, непристойные для такого мероприятия, например, беседы о политике или на бытовые темы. Всех пришедших обычно усаживают за стол со словами: «Просим разделить наше горе!». Прежде чем сесть за стол, каждый гость обязательно должен вымыть руки и умыться, вытереться чистым полотенцем. Нельзя приступать к трапезе, не осенив себя крестным знамением.

Существует и особый порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола усаживают хозяина дома, по обе стороны от главы семьи располагаются родственники в порядке близости родства к умершему по старшинству. Детям, как правило, выделяют отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по согласию с близкими родственниками умершего, их сажают рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умер кто-либо из родителей. Место, где обычно сидел покойный, в некоторых традициях оставляют незанятым, а спинку стула украшают траурной лентой или веткой ели. Во время поминок для умершего кладут тарелку, обеденный прибор, часть блюд, которые ставятся перед его портретом. Эта традиция не является православной, как и занавешивание зеркал, скорее всего это отголосок языческого прошлого.

помин 3 года

Первым блюдом на поминальном столе выступает кутья (ко́ливо) — каша из цельных зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. Зёрна служат символом Воскресения, а мёд и изюм — сладость, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья должна быть благословлена (освящена) во время панихиды, если такой возможности нет, то можно просто побрызгать её святой водой и прочитать любую известную молитву. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий. Сначала его отведывают ближайшие родные и друзья и только потом все остальные. Нельзя поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Кроме кутьи, обязательным поминальными блюдами на Руси считаются традиционные для русской кухни блины и кисель. Блины принято употреблять с мёдом, а кисель пьют после поминок все уходящие. Его, как и кутью, должны попробовать все гости. Ещё одним традиционным напитком на поминках может быть сыта (мёд пополам с водой), её обычно подают вместе с кутьёй в самом начале поминок. Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста: в постные дни — постная, в иные — скоромная.

Пища на столе должна быть простой, без изысков, так как последние мешают процессу поминок. Сервировка стола обычная. Пищу подают в обычной посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы. Поминальный стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта, чёрной траурной лентой. Скатерть стелют однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушённых тонов, которую по краям можно декорировать чёрной лентой. При каждой смене блюд православные стараются прочесть краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (-ой, -ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Благодарить за угощение не принято. То, что не успели съесть непосредственно за столом, отдают с собой («на вынос»), чтобы помянули, придя домой. Часть еды можно отнести в церковь на поминовение души.

Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвёртую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели — особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье.

На поминках мужчины должны быть без головных уборов, а женщины, напротив, с покрытой головой. Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами: обмывал и обряжал покойного, читал Псалтирь, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт, участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище. В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, поскольку поминки — милостыня для всех, кто на ней присутствует.

Поминальная трапеза на девятый день (девяти́ны)

Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстает перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу — о водворении души усопшего вместе со святыми.

В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.

Поминальная трапеза на сороковой день (сорокови́ны, сорочи́ны)

Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. На выбор для особого поминовения 40-го дня также существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своем вознесся на Небо святое именно в этот срок.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда, на 40-й день, решается её участь — по земным делам усопшего и его духовному состоянию души Господом назначается место пребывания в ожидании Страшного Суда. Это происходит после того, как она в период с 9-го до 40-го дня ходит по мытарствам и познает совершённые грехи.

Поминовение и молитвы в сороковой день чрезвычайно важны. Они в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. Если усопший был крещён, то в этот день его родные идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни — день рождения, смерти, именины покойного.

На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Для православного верующего день смерти ближнего — это день рождения в новую, вечную жизнь, и проводить его в эту новую жизнь надо достойно и благочестиво.

В католицизме

Католики обязательно поминают усопших в День всех усопших верных — 1 ноября. Также поминают на третий, седьмой и 30-й дни после смерти, но эта традиция не строгая, на усмотрение родственников. Поскольку Католическая Церковь включает множество поместных Церквей и практикует разнообразие обрядов, местные традиции поминовения усопших по всему миру также весьма разнообразны.

Поминальная трапеза в исламе

Имам аш-Шафи’и считал, что отправлять еду семье покойного желательно. Он писал: «Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят для его семьи поесть в день смерти. Это — сунна и дань памяти. Так поступали и всегда будут поступать те, кто любят вершить добро. Так велел поступать посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда до него дошла весть о гибели Джа’фара».

См. «аль-Умм» (1/278).

Учёные отмечали, что желательно настоять на том, чтобы семья покойного поела и не теряла сил, независимо от того, отказываются они есть из-за стеснения или же из-за сильной печали и скорби.

См. книгу имама ан-Навави «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/290).

Правоведы также говорили, что нельзя готовить еду для вдов, которые собираются вместе с близкими и громко причитают над покойником, потому что тем самым люди помогают ей не трудиться по дому и грешить.

См. «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/290).

А Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»

(Трапеза», 5:2).

Поминки в доме покойного и угощение гостей едой является ересью /бид’а/.  Все мусульманские богословы единодушны в том, что нежелательно, чтобы семья покойного готовила еду для людей и собирала их у себя в доме. Это еще более отягощает их и доставляет им лишние хлопоты, что похоже на то, как поступали язычники во времена невежества. Один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Джарир рассказывал: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным».

Ахмад (2/204), Ибн Маджах (1612). Аль-Бусыйри назвал его иснад достоверным. То же мнение высказал шейх Ахмад Шакир (6905).

Имам ан-Навави писал, что аш-Шафи’и и его ученики неодобрительно относились к тому, чтобы семья покойного садилась у себя в доме, а люди приходили к ним и садились рядом, чтобы утешить их. Они считали, что после выражения соболезнования люди должны уйти и что выразить соболезнование можно даже случайно встретив родственника покойного, а собираться для этого нежелательно как для мужчин, так и для женщин. См. «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/278).

Сам имам аш-Шафи’и писал: «Я считаю нежелательным проводить поминки, т.е собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут. Все это лишь увеличивает горе, которое и без того приносит много переживаний и хлопот». См. «аль-Умм» (1/279).

Ученый ханбалитского толка Ибн Къудама писал: «Абуль-Хаттаб говорил, что нежелательно садиться для того, чтобы выразить соболезнование. Ибн ‘Акъиль считал нежелательным устраивать собрания после смерти, потому что это только увеличивает печаль родственников покойного».

См. «аль-Мугъни» (3/487).

Имам Ахмад сказал: «Я считаю нежелательным выражать соболезнования родственникам и утешать их у могилы покойного. Только те, кто еще не выразил соболезнования, могут сделать это после того, как его похоронят, или до этого». Он также сказал: «Выражая соболезнование, тот, кто хочет, может взять родственника покойного за руку. Если он увидит, что тот рвал на себе от горя одежду, то пусть все равно выразит ему свои соболезнования, потому что не следует отказываться от доброго дела из-за чьего-то греха. Если он предостережет его от этого прегрешения, то это хорошо».

См. книгу Ибн аль-Химама «Шарх аль-Хидайа» (1/473).

Все это говорит о том, что устраивать поминки в доме покойного является скверной ересью. Об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ахкамуль-джанаиз»  (стр. 16).

В наше время многие люди ввели обычай резать барана и приглашать людей на поминки на третий, седьмой или сороковой день после смерти, а также каждый четверг. Все это является новшеством и ересью. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал таким образом и не учил нас этому. Ни один сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал так, и мусульманин всегда должен помнить об этом.

См. Мухаммад ан-Наджи:  «Некоторые правила похорон», пер. Э. Р. Кулиева.

См. также

  • Сороковины
  • Поминальные дни
  • Годовщина смерти

Примечания

Литература

  • Поминки / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 162—169. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. — СПб.: Сатисъ, 1999. — ISBN 5-7868-0054-7.
  • Л. В. Беловинский. Поминки // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 511. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Ссылки

  • Мусульманские поминки

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here