Никита исповедник икона

Для наших читателей: никита исповедник икона с подробным описанием из различных источников.

Житие

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Ис­по­вед­ник во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­три­цы Ири­ны (797–802) и ее сы­на Кон­стан­ти­на на­хо­дил­ся при их дво­ре.

От­ка­зав­шись от всех зва­ний и по­че­стей, Ни­ки­та ре­шил по­стричь­ся в ино­ки, но по прось­бе им­пе­ра­то­ра не уда­лил­ся в пу­сты­ню, а остал­ся в сто­лич­ном мо­на­сты­ре. Ко­гда им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­нял ико­но­бо­рец Фе­о­фил, пре­по­доб­ный Ни­ки­та за об­ли­че­ние ере­си был из­гнан ере­ти­ка­ми из мо­на­сты­ря. Дол­го стран­ство­вал пре­по­доб­ный по стране.

Скон­чал­ся он в воз­расте 75 лет око­ло 838 го­да. При жиз­ни и по­сле смер­ти пре­по­доб­ный со­вер­шил мно­го чу­дес.

См. так­же: “Па­мять пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты Ис­по­вед­ни­ка” в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Ис­по­вед­ник, игу­мен оби­те­ли Ми­ди­кий­ской, ро­дил­ся в Ке­са­рии Вифин­ской (се­ве­ро-за­пад Ма­лой Азии) в бла­го­че­сти­вой се­мье. Мать умер­ла на 8-й день по­сле его рож­де­ния, и отец, по име­ни Фила­рет, по­стриг­ся в мо­на­хи. Ре­бе­нок остал­ся на по­пе­че­нии ба­буш­ки, вос­пи­тав­шей его в ис­тин­но хри­сти­ан­ском ду­хе. С юно­ше­ских лет свя­той Ни­ки­та при­слу­жи­вал в церк­ви и на­хо­дил­ся в по­слу­ша­нии у от­шель­ни­ка Сте­фа­на. По его бла­го­сло­ве­нию свя­той Ни­ки­та на­пра­вил­ся в Ми­ди­кий­ский мо­на­стырь, где игу­ме­ном был свя­той Ни­ки­фор (па­мять 13 мар­та).

Через семь лет доб­ро­де­тель­ной жиз­ни в мо­на­сты­ре, сла­вив­шем­ся стро­го­стью уста­ва, пре­по­доб­ный Ни­ки­та был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра. Пре­по­доб­ный Ни­ки­фор, зная свя­тую жизнь мо­ло­до­го ино­ка, по­ру­чил ему управ­ле­ние оби­те­лью, так как сам был тя­же­ло бо­лен.

Не жа­лея сил, пре­по­доб­ный Ни­ки­та стал за­бо­тить­ся о про­цве­та­нии и бла­го­устрой­стве мо­на­сты­ря. Лич­ным при­ме­ром стро­гой мо­на­ше­ской жиз­ни он на­став­лял бра­тию. Вско­ре сла­ва о вы­со­кой жиз­ни на­сель­ни­ков оби­те­ли при­влек­ла ту­да мно­гих, ищу­щих спа­се­ния. Через несколь­ко лет чис­ло мо­на­хов уве­ли­чи­лось до 100 че­ло­век.

Ко­гда пре­по­доб­ный Ни­ки­фор в глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел ко Гос­по­ду, бра­тия еди­но­душ­но из­бра­ла игу­ме­ном пре­по­доб­но­го Ни­ки­ту.

Гос­подь удо­сто­ил свя­то­го Ни­ки­ту да­ра чу­до­тво­ре­ния. По его мо­лит­ве глу­хо­не­мо­му от­ро­ку воз­вра­тил­ся дар ре­чи; две бес­но­ва­тые жен­щи­ны по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние; ли­шен­но­му рас­суд­ка вер­нул­ся ра­зум, и мно­гие дру­гие боль­ные ис­це­ля­лись от сво­их неду­гов.

В те го­ды при им­пе­ра­то­ре Льве Ар­мя­нине (813–820) воз­об­но­ви­лась ико­но­бор­че­ская ересь и уси­ли­лось го­не­ние на свя­тые ико­ны. Пра­во­слав­ные епи­ско­пы из­го­ня­лись и ссы­ла­лись. В Ца­рь­гра­де в 815 го­ду был со­зван со­бор ере­ти­ков, на ко­то­ром они сверг­ли с пре­сто­ла свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра (806–815; † 828), а на его ме­сто из­бра­ли ере­ти­ка из ми­рян Фе­о­до­та. На ме­сто со­слан­ных и за­клю­чен­ных пра­во­слав­ных епи­ско­пов бы­ли так­же по­став­ле­ны ере­ти­ки. Им­пе­ра­тор при­звал к се­бе игу­ме­нов всех мо­на­сты­рей и пы­тал­ся при­влечь их к ико­но­бор­че­ской ере­си. В чис­ле при­зван­ных был и пре­по­доб­ный Ни­ки­та, ко­то­рый твер­до сто­ял за пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние. По его при­ме­ру все игу­ме­ны оста­лись вер­ны по­чи­та­нию свя­тых икон. За это их по­са­ди­ли в тем­ни­цу. Пре­по­доб­ный Ни­ки­та му­же­ствен­но пре­тер­пе­вал все ис­пы­та­ния и под­дер­жи­вал твер­дость ду­ха в дру­гих за­клю­чен­ных.

То­гда им­пе­ра­тор и лже­па­три­арх Фе­о­дот ре­ши­ли хит­ро­стью уло­вить упор­ству­ю­щих. Им объ­яви­ли, что им­пе­ра­тор да­ру­ет всем сво­бо­ду и раз­ре­ша­ет по­кло­не­ние ико­нам при од­ном усло­вии: ес­ли они при­мут При­ча­ще­ние от лже­па­три­ар­ха Фе­о­до­та. Дол­го со­мне­вал­ся пре­по­доб­ный, мо­жет ли он всту­пить в цер­ков­ное об­ще­ние с ере­ти­ком, но дру­гие уз­ни­ки умо­ли­ли его при­ча­стить­ся вме­сте с ни­ми. Усту­пая их моль­бам, пре­по­доб­ный Ни­ки­та по­шел в храм, где для об­ма­на ис­по­вед­ни­ков бы­ли вы­став­ле­ны ико­ны, и при­нял При­ча­стие. Но ко­гда он вер­нул­ся к се­бе в мо­на­стырь и уви­дел, что го­не­ние на ико­ны про­дол­жа­ет­ся, то рас­ка­ял­ся в сво­ем по­ступ­ке, вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль и стал без­бо­яз­нен­но об­ли­чать ико­но­бор­че­скую ересь. Все уго­во­ры им­пе­ра­то­ра бы­ли им от­верг­ну­ты.

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та вновь был за­то­чен в тем­ни­цу, где про­был шесть лет, до кон­чи­ны им­пе­ра­то­ра Льва Ар­мя­ни­на. Там, пе­ре­но­ся го­лод и скор­би, пре­по­доб­ный Ни­ки­та си­лой сво­их мо­литв со­вер­шал чу­де­са: по его мо­лит­ве Фри­гий­ский царь без вы­ку­па от­пу­стил двух плен­ни­ков; три че­ло­ве­ка, по­тер­пев­ших ко­раб­ле­кру­ше­ние, о ко­то­рых мо­лил­ся пре­по­доб­ный Ни­ки­та, бы­ли вол­на­ми вы­бро­ше­ны на бе­рег.

В 824 го­ду при но­вом им­пе­ра­то­ре Ми­ха­и­ле (820–829) пре­по­доб­ный Ни­ки­та ото­шел ко Гос­по­ду. Те­ло его бы­ло пе­ре­ве­зе­но на ко­раб­ле в Ми­ди­кий­ский мо­на­стырь епи­ско­пом Ефес­ским Фе­о­фи­лом и ар­хи­епи­ско­пом Со­лун­ским Иоси­фом. На пу­ти в мо­на­стырь по­гре­баль­ную про­цес­сию встре­тил епи­скоп Плу­си­ад­ский Па­вел с мно­же­ством ино­ков и ми­рян. От гро­ба пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты со­вер­ша­лись мно­гие ис­це­ле­ния. Он был по­гре­бен в гроб­ни­це сво­е­го на­став­ни­ка пре­по­доб­но­го Ни­ки­фо­ра. По­сле по­гре­бе­ния у гроб­ни­цы свя­то­го так­же со­вер­ша­лись чу­де­са.

См. так­же: “Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ни­ки­ты Ис­по­вед­ни­ка” в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Ники́та Мидики́йский (греч. Νικήτας Μηδικίου или Никита Исповедник греч. Νικήτας ο ομολογητής; 760, Германикополь (Кесария Вифинская), Вифиния, Византийская империя — 3 (16) апреля 824, Принцевы острова) — христианский святой, преподобный, прославленный в лике исповедников; игумен (настоятель) Мидикийского монастыря (813—824).

Память — 3 (16) апреля

Биография

Родился около 760 года в Кесарии Вифинской, на северо-западе Малой Азии, в благочестивой семье. Мать умерла, когда мальчику было восемь дней, а отец, которого звали Филарет, принял монашество. Ребёнок был воспитан бабушкой и с юношеских лет прислуживал в церкви, находясь под духовным руководством отшельника по имени Стефан. Последний в 782 году направил юношу в Мидикийский монастырь, который в этот период управлялся игуменом Никифором Исповедником и славился строгостью устава и благочестивой жизнью насельников.

В 790 году патриархом Константинопольским Тарасием молодой подвижник был рукоположен в сан иеромонаха, а позднее стал преемником святителя Никифора Исповедника по управлению монастырём. Число братии в период его игуменства выросло до 100 человек.

Жизнь подвижника была отмечена даром чудотворения: по его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две одержимые злыми духами женщины получили исцеление; пребывавшему в помешательстве вернулся разум, а также целый ряд больных исцелились от своих недугов.

Исповедничество

В период правления императора Льва Армянина (813—820) в империи возобновилась иконоборческая ересь, а после Константинопольского собора 815 года, патриарх Никифор Цареградский был низложен и на его место из числа мирян избран иконоборец Феодот I. В этот период императором были призваны игумены всех монастырей с целью склонения их ложному учению об иконах. Игумен Мидикийского монастыря Никита твердо отстаивал православное иконопочитание и, по его примеру, все присутствовашие настоятели обителей остались верны традиционному учению. Все исповедники были подвергнуты заключению, а игумен Никита позднее был сослан в крепость Масалеон, где претерпел все испытания, поддерживая твердость духа в других заключенных.

Императором и лжепатриархом Феодотом были применена хитрость, по которой заключенным было объявлено об их освобождении и разрешении почитания икон при условии сослужения и евхаристического общения с лжепатриархом Феодотом. После долгого размышления, уступая просьбам заключённых игуменов других обителей, преподобный Никита вошёл в храм (где для обмана исповедников были выставлены иконы) и принял Причастие, но по дороге в свой монастырь увидел, что иконоборчество и поругание икон продолжается.

Раскаявшись в своем поступке, он вернулся в Константинополь, где стал вновь безбоязненно обличать иконоборческую ересь и отверг все уговоры императора. Он был вновь подвергнут заключению на острове св. Гликерии, в котором провёл шесть лет (до кончины императора Льва Армянина), а его подвиги были вновь отмечены даром чудотворения: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный, были волнами выброшены на берег.

По окончании заключения, подвижник не вернулся в монастырь, но поселился в уединении на одном из островов близ Константинополя, где и скончался 3 (16) апреля 824 года, в период правления императора Михаила II Травла (820—829) после чего тело его было перенесено и с почестями погребёно в Мидикийском монастыре.

Примечания

Ссылки

  • Преподобный Никита Исповедник
  • Слово надгробное преподобному отцу нашему и исповеднику Никите Мидикийскому, писанное Феостириктом, учеником самого блаженнейшего

Заказать икону святого

Смотреть иконы святого Никиты

Житие

Святой Никита родился в Пафлагонии от благочестивых родителей. Он был дальним родственником императрицы Феодоры, жены императора Феофила иконоборца. После обучения, 17 лет от роду, Никита пришел в Константинополь. В то время императорский престол занимала супруга умершего императора Льва IV Ирина, за малолетством своего сына Константина. Принятый на царскую службу, Никита в скором времени возвысился, возведен был в патрицианское достоинство и сделан смотрителем над всем царским дворцом, а потом поставлен начальником войск в Сицилии. Достигнув высокого положения, Никита сознал всю тщету и суетность мирских званий и благ и возымел благочестивое желание принять иноческий постриг. Но император Никифор и сын его Ставракий, ценя заслуги Никиты государству, не хотели отставить его от занимаемой им должности и отпустить его в монастырь. Когда же после них вступил на царство Михаил Рангав, Никита выпросил у него дозволение оставить свою службу и постричься в монашество. Однако ему не позволено было при этом удалиться из столицы, но император велел дать ему помещение в Золотых воротах, в так называемой Хрисоникии, где он должен был находиться постоянно. В сей обители святой Никита оставался безвыходно до царствования императора-иконоборца Льва Армянина. Когда же святой Никита увидел поругания, каким подвергались святые иконы от сего беззаконного царя, то оставил Константинополь и вступил в число низшей братии одного подгородного монастыря и там проводил время в посте и трудах. Между тем иконоборцы, проведав, что у него есть икона Спасителя, которую он приобрел из Рима, донесли о том императору. К Никите посланы были чиновники, которые с угрозами вынуждали его выдать сию икону. Но так как святой Никита решительно отказался выдать ее, то посланные разыскали одного инока, который указал, где находится та святая икона. Тогда они вошли в церковь и, взяв святую икону, всячески надругались над ней. Кощунство сие привело святого Никиту в великую скорбь. Не довольствуясь тем, царские посланцы, уходя из обители, запретили ему выходить оттуда под каким бы то ни было предлогом. Впоследствии, когда на царский престол вступил другой иконоборческий государь Феофил, к преподобному послан был один царедворец, по имени Феодосий, который, при всех собравшихся, под угрозой изгнания требовал от него признания иконоборческого патриарха Антония и отвержения иконопочитания. Но святой на это сказал:

Не перестану никогда покланяться иконе Христа и Бога моего, а Антония назову не патриархом, но прелюбодеем и преступником… Ты же делай что хочешь.

За сей мужественный подвиг веры, святой Никита был тотчас же изгнан из обители. Воздав благодарение Богу и взяв с собою троих из братии, он отправился в другую обитель, где провел Великий пост и время до Пятидесятницы, а затем оставил и сию обитель. После многих скитаний и невзгод он поселился, наконец, в одном приморском монастыре, где и окончил свою жизнь на 76-м году от рождения. Как при жизни, так и по смерти он совершил много чудес.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here