Михаил тверской и анна кашинская

Для наших читателей: михаил тверской и анна кашинская с подробным описанием из различных источников.

Автор: Ольга Никитина

Святого благоверного великого князя Михаила особо почитают в Твери, святую благоверную княгиню-инокиню Анну – в Кашине, но мало кто знает, что они являются такими же покровителями семьи, любви и супружеской верности, как, например, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария, мученики первых веков христианства Адриан и Наталия.

А еще Михаила Тверского и Анну Кашинскую можно считать покровителями всей православной Руси, так как Михаил Ярославич, будучи великим князем Владимирским, впервые называется в летописях «великий князь всея Руси».

Конечно, говоря о святом семействе Михаила и Анны, нельзя не обратить внимание на то, от кого они унаследовали присущие святым благоверным князьям качества: любовь к Богу и к людям, твердость в вере, милосердие, готовность положить душу свою за други своя… Кстати, Михаил и Анна – родственники. Их общий предок – князь Всеволод Большое Гнездо, а если брать выше, то Юрий Долгорукий – сын Владимира Мономаха, правнук Ярослава Мудрого, праправнук Владимира Красное Солнышко.

Если говорить о самых известных святых, то Михаил Тверской – родной племянник Александра Невского. Анна Кашинская – праправнучка ростовского князя святого Василька Константиновича, который в 1238 году был взят в плен после битвы с монголо-татарами на реке Сить и зверски замучен в Шеренском лесу (многие считают, что это был Кашинский край). В этой же битве погиб дядя Василька, тоже причисленный к лику святых, великий князь владимирский Георгий (или Юрий) Всеволодович.

Еще один святой предок Анны Кашинской — князь Михаил Черниговский, вместе с боярином Феодором первые, кто погиб в Золотой Орде за христианскую веру в 1246 году. Можно еще назвать дочь Михаила Черниговского Евфросинию Суздальскую, внука Олега Брянского и многих других благоверных князей. Хотим назвать еще святого Петра, царевича Ордынского, Ростовского чудотворца, который стал побратимом дедушки Анны Кашинской князя Бориса, в годы юности Анны он был уже старцем, с которым она, безусловно, общалась. Вот на таких примерах и в такой атмосфере воспитывались Михаил Ярославич Тверской и Анна Кашинская.

Михаил Ярославич родился в 1271 году на сороковой день после смерти отца – тверского князя Ярослава Ярославича – и был воспитан в христианском благочестии своей матерью великой княгиней Ксенией, которая была очень мудрой женщиной и фактически правила княжеством до совершеннолетия сына.

Важный момент в его жизни – закладка Спасо-Преображенского собора в Твери в 1285 году – первого каменного храма после монголо-татарского нашествия, на 50 лет раньше Москвы. До 1935 года это был главный храм Твери. Он был взорван, и только сейчас началось его восстановление. Освящение собора произошло 8/21 ноября – в день Архистратига Михаила – святого покровителя Михаила Тверского.

В этот же значимый для Михаила день, но в 1294 году, произошло еще одно важное событие – он женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича Анне. Когда настало время выбирать Михаилу невесту, княгиня Ксения узнала, что у ростовского князя подрастает дочь – девушка красивая, умная, благочестивая, добродетельная, благородного происхождения. Князь Дмитрий умер незадолго до этого, и его брат решил пристроить племянниц – Анну и ее сестру Василису, об их матери ничего не известно. Для Ксении и Михаила это был и политический союз, направленный на укрепление мирных отношений с Ростовским княжеством. Так, в 1288 году сыновья Александра Невского предприняли поход на Тверь, Дмитрий Ростовский к ним присоединился, желая извлечь для себя выгоды, они подошли к Кашину, стояли под Кашином 9 дней и всё опустошили, а Коснятин (Скнятино) сожгли. Михаил Тверской выступил против них, провел переговоры, которые закончились миром. Кстати, именно это упоминание Кашина в летописях под 1287-88 годами «подарило» городу день рождения в 1287 году. И именно это событие опровергает то, что Кашин тогда принадлежал Ростовскому княжеству и был дан Анне в приданное (и фантазии, что она могла там родиться), потому что не мог ростовский князь опустошать свои земли. Наоборот, Кашин принадлежал Тверскому княжеству и был вторым по значимости его городом, он был, как считают тверские историки, выделен Михаилом на содержание Анны (традиция княжеских сел, идущая еще от княгини Ольги).

Итак, Михаил и Анна увидели друг друга впервые только на свадьбе. Но рискнем предположить, что молодой девушке (дата ее рождения не известна, но ей было тогда не более 17 лет) невозможно было не влюбиться с первого взгляда в такого жениха, который был высок ростом, силен и отважен.

Тяжелые испытания, которые выпали на долю Михаила и Анны в начале совместной жизни (пожары в Твери, когда город дважды выгорал дотла, болезнь Михаила, неурожаи и засухи, смерть первенца – дочери Феодоры), только укрепили их брак. Так Господь готовил их к более сложным испытаниям.

Затем у Михаила и Анны родилось четверо сыновей: Дмитрий, которого впоследствии прозвали Грозные Очи, Александр, Константин и Василий.

После смерти великого князя Андрея Александровича, Владимирский великокняжеский стол должен был унаследовать московский князь Даниил Александрович, но он умер раньше, и его сыновья, согласно лествичному праву, лишились права на великий стол. Ярлык на великое княжение получил двоюродный брат Андрея – Михаил Тверской – в 1305 году. Но с этим не смог смириться московский князь Юрий Данилович, и с тех пор начал строить козни против Михаила. В 1317 году он лестью, подкупом и интригами все-таки получил ярлык, женился на сестре хана Узбека Кончаке, пошел на Михаила войной, разоряя тверские земли, но был разбит в Бортневской битве 22 декабря 1317 года. Юрий бежал, а тем временем умерла Кончака, взятая в плен Михаилом Тверским. Ее и татарского князя Кавгадыя содержали как царственных пленников, не причиняя вреда. Кончака умерла сразу после того, как был отпущен Кавгадый. Юрий объявился в Золотой Орде, и Михаила вызвали туда на суд. Он знал, что идет на верную смерть, но был готов положить душу свою за други своя, и Анна его в этом поддерживала. В житиях Михаила Тверского и Анны Кашинской описана эта трогательная сцена их прощания в Корчеве.

В Золотой Орде состоялся неправедный суд, Михаил был осужден на смерть (с ним был сын Константин – как заложник), в ожидании казни читал духовные книги, исповедовался и причащался. В то время Орда кочевала в предгорьях Кавказа, и закованного в колоду Михаила водили за ней пешком. Как сказано в летописях: «И пребывал в этом мучении 26 дней, за рекой Тереком, под великими горами Ясскими и Черкасскими, у города Тютякова, на реке Севенци, близ врат железных, у болвана медного – золотой головы, у могилы Тимурова богатыря».

Зверское убийство князя произошло 22 ноября / 5 декабря 1318 года. До недавнего времени ученые склонялись к тому, что эти события происходили на территории Северной Осетии. Но председатель Общества князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича, актер и режиссер Тверского драматического театра Георгий Николаевич Пономарев, еще раз сопоставив все источники, определил, что Михаила Тверского убили на территории Ингушетии, сегодня это село Средние Ачалуки.

Когда тело убиенного князя повезли на Русь, начались чудеса: оно оставалось нетленным более года, ночью оказалось отвязанным от повозки и лежало лицом вниз на земле.

А во время стоянки в городе Маджары произошло чудо светостояния: над хлевом, где положили тело Михаила, видели ночью «столп огнем от небеси и до земли, иные же – будто дугу небесную, склонившуюся к хлеву» (то есть радугу). В память об этом событии с 1721 по 1918 год данный город назывался Святой Крест. Сегодня Маджары – это археологический памятник федерального значения на территории Буденовского района Ставропольского края. Именно поэтому Буденновск с 2002 года является побратимом Твери. Тверь подарила Буденновску часовню, которая сегодня стоит на территории Буденовского кадетского корпуса. Кстати, больница, в которой боевики держали заложников в 1995 году, была построена на месте того самого хлева, где положили тело Михаила. Тогда тоже было чудо – видение Богородицы, и в память об этом событии была написана Святокрестовская икона Божией Матери. А группа «Альфа», которая освобождала заложников, с тех пор носит имя Михаила Тверского.

Семья же князя в Твери долгое время оставалась в неведении, можно только представить, что пришлось пережить Анне. Тело привезли сначала в Москву, и Юрий долго не хотел его отдавать, и только в 1320 году удалось этого добиться. Его встречал с плачем весь город, князя похоронили в Спасо-Преображенском соборе. Почитание Михаила началось сразу после его смерти, к лику святых он был причислен в 1549 году. Мощи были обретены в 1632 году, от них совершались чудеса исцелений, но на сегодняшний день они утрачены.

После смерти отца тверским князем стал старший сын Михаила и Анны Дмитрий, но он убил князя Юрия Даниловича, случайно встретив в Золотой Орде, за что был посажен в тюрьму и казнен.

В 1327 году произошло восстание тверичей против татарского сборщика дани «Щелкана Дудентьевича», в котором участвовал ставший тверским князем второй сын Михаила и Анны Александр – и княжеская семья была вынуждена бежать в Ладогу, затем в Псков, а затем Александр – «в Литву и немцы». Вернувшись, был вызван в Орду и казнен вместе с сыном Феодором в 1339 году.

Третьего сына Константина Анна женила на дочери Юрия Даниловича (видимо, тоже с целью укрепления мирных отношений), но после брата он княжил недолго, умер от болезни. Начались междоусобицы между родственниками, борьба за тверское княжение, и младший сын Василий ушел княжить в удельный Кашин. А Анна ушла в Софийский монастырь в Твери. Таков был удел всех вдов, вторые браки были не приняты. Как видим, на ее долю выпали тяжелейшие скорби, но, как сказано в акафисте, она «в женском теле мужскую крепость возымела еси», не сломалась, а посвятила себя служению Богу и людям. Василий уговорил ее переехать в Кашин, выстроив для нее Успенский монастырь. Анна пришла туда в 1367 году, но прожила недолго и преставилась в 1368 году, в один год с сыном Василием.

Анну очень любили и почитали в Твери и в Кашине, но потом забыли. В 1611 году умиравшему от болезни человеку по имени Герасим во сне явилась женщина и назвалась Анной, сказав: «Что же вы забыли меня, не почитаете, и гроб мой не почитаете, и этим меня обижаете, а ведь я храню ваш город от напастей, ходатайствую о нем перед Господом». Тогда мощи Анны Кашинской обнаружили в порядком обветшавшем Успенском соборе, но прославление ее в лике святых состоялось в 1650 году, на канонизацию приехал царь Алексей Михайлович со всей семьей и свитой. Но позже, на волне борьбы с расколом, в 1678 году церковный собор постановил прекратить почитание преподобной Анны. Как было объявлено официально, в ее житии обнаружились нестыковки с летописями, а нетленные мощи еще не повод считать человека святым. На самом же деле поводом стало то, что у мощей Анны рука была сложена двуперстием (в ходе реформ патриарха Никона было предложено вернуться к более древней форме наложения крестного знамения – троеперстию), и представители Русской Православной Церкви, видимо, опасались, что Анна Кашинская может стать символом старообрядчества.

Хотя кашинцы, конечно же, продолжали почитать свою святую покровительницу. Только после манифеста 17 октября 1905 года, когда была провозглашена свобода вероисповедания и старообрядцы перестали быть вне закона, Вторая канонизация святой благоверной великой княгини Анны Кашинской состоялась 12/25 июня 1909 года. Это был очень большой праздник. От имени царской семьи на торжестве присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна. В богослужениях приняли участие такие архипастыри, как будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), архиепископы Серафим (Чичагов), Макарий (Гневушев), Гермоген (Долганев). Все они будут впоследствии прославлены как новомученики и исповедники Российские.

После октябрьского переворота 1917 года начались новые испытания. На тот момент мощи Анны Кашинской находились в Воскресенском кафедральном соборе (с 1817 года). В январе 1930 года они были вскрыты и помещены в Кашинский районный музей. В 1948 году по многочисленным просьбам духовенства и верующих они были возвращены в действующий на тот момент храм Вознесения Господня. В 1963 году в связи с закрытием Вознесенской церкви мощи были перенесены в церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в связи с ее ремонтом в 1986 году – в церковь Рождества Христова на Горе. И только в 1993 году мощи преподобной Анны Кашинской вновь перенесли в Вознесенский собор, который был возвращен Русской Православной Церкви и отреставрирован, где они и покоятся по сей день.

А теперь поговорим о святых тверского княжеского дома. Тверской историк Галина Сергеевна Гадалова выделяет четыре их поколения в XIII-XIV веках. Надо заметить, что только Михаил Тверской и Анна Кашинская прославлены для общероссийского почитания, остальные – местночтимые тверские святые. Во-первых, это родители Михаила Ярослав и Ксения и сестра София. Ярослав Ярославич принял схиму с именем Афанасий незадолго до смерти, возвращаясь из Орды. Софья выбрала монашеский путь и основала Афанасьевский женский монастырь в честь святого покровителя отца, его поэтому называли Софийским монастырем, туда же потом уйдут Ксения и Анна Кашинская. Причислены к лику тверских святых и старшие сыновья Михаила и Анны Дмитрий Грозные Очи и Александр. И дети Александра – мученически погибший в Орде вместе с отцом Феодор и вполне благополучный князь Михаил Александрович, много сделавший для развития Тверского княжества.

Историк Владимир Александрович Кучкин объясняет это стремлением «создать свой пантеон святых в Тверском княжестве – в конце XIII – начале XIV века наиболее могущественном государственном образовании в Северо-Восточной Руси – пантеон, где видное место отводилось и женщинам».

Это и великая княгиня Мария Александровна (умерла в 1399 году), третья супруга великого князя Симеона Гордого Московского (1317 – 1353), и великая княгиня Иулиания Александровна (умерла 17 марта 1399 года), жена великого князя Ольгерда Литовского (1296 – 1377) – внучки Михаила Тверского и Анны Кашинской.

К сожалению, сегодня Михаил Тверской и Анна Кашинская не воспринимаются как семья, как единое целое. Может, потому, что история носит «мужской характер», о женщинах сведений очень мало, да и жизнь такая была – у каждого на своей половине? Но более логичное объяснение можно увидеть в словах кашинского князя Василия, который звал Анну перейти в Успенский монастырь, ставших для нее последним аргументом: «Как отец является небесным заступником для града Твери, так и ты будь для Кашина». И Анна, для которой Тверь стала родным городом, больше не могла сопротивляться воле Божией.

Но мы все же предлагаем не забывать, что Михаил Тверской и Анна Кашинская – святые покровители не только своих городов, но и семьи, любви и супружеской верности.

Многие из нас помнят рассказ няни Татьяны Лариной из пушкинского «Евгения Онегина» про обычай, когда родители сами выбирали своим детям супругов. Няня говорила, что в её время даже «не слыхали про любовь»… Однако бывало, что из подобных союзов вырастала любовь, которая не угасала даже спустя долгие годы.

Михаил, правитель Тверского княжества, и Анна, дочь ростовского князя, увиделись первый раз на пороге храма, куда их вели венчаться. Но им столько рассказывали друг о друге, что молодым казалось, будто они знакомы с самого детства. Анна смущённо краснела, когда думала о статности и храбрости жениха, а Михаил был заранее влюблён в доброту и скромность невесты. Оба не обманулись в своих ожиданиях. Встретившись, Михаил и Анна поняли, что ни за что не хотят расставаться.

Судьба подарила молодым всего несколько спокойных, счастливых лет. В эти годы они узнавали друг друга, Анна привыкала к чужой земле, помогала мужу управлять княжеством. Супруги оказались на редкость мудрыми и справедливыми правителями. В Твери строились храмы, налаживались торговые связи с другими городами. Михаил старался ослабить зависимость княжества от Золотой Орды, и в его правление по тверской земле впервые перестали ездить татаро-монгольские баскаки, собирающие дань.

Но скоро у Михаила и Анны появились завистники. Михаил унаследовал право княжить во Владимире, который был в то время столицей Руси. Московский князь Юрий Данилович, племянник Михаила, решил сам завладеть городом. Между родственниками разгорелась долгая и кровавая война.

С тех пор Михаил редко бывал дома. У Анны, которая воспитывала четырех сыновей, дрожало сердце каждый раз, когда муж отправлялся в очередной поход. Она втайне мечтала уехать вместе с ним, но это, конечно, было невозможно: кто-то должен был заботиться о детях, управлять княжеством. Анна оставалась дома, молясь по ночам, чтобы Михаил скорее к ней вернулся.

И он возвращался. Иногда с гордо поднятой головой, одержав победу, иногда понурый, потерпев поражение, но всегда сразу приходил к любимой жене, чтобы крепко её обнять после долгой разлуки. Не дождалась Анна мужа только один раз, и свидеться им было уже не суждено.

Михаил и Юрий Данилович отправились в Золотую Орду, чтобы ответить перед ханом за свою вражду. Анна отпускала мужа скрепя сердце, как будто чувствовала что-то недоброе. Не ехать было нельзя – хан угрожал разорением Твери. И Анне пришлось смириться. Она только со слезами на глазах просила мужа, чтобы он присылал ей весточки так часто, как только сможет. Но писем почему-то не было…

Целый год Анна мучилась, не зная, что случилось с её мужем. Наконец, пришла страшная весть: хан встал на сторону московского князя, и Михаила вероломно убили. Анна была вынуждена просить Юрия Даниловича, чтобы он вернул ей гроб с телом мужа.

Михаила погребли в Преображенском соборе. Плакала вся Тверь, Анна была безутешна. Без мужа её перестала радовать прежняя жизнь, и княгиня решила уйти в монастырь. Но в условиях постоянных раздоров княжеству требовалась рука уверенного правителя, а юные княжичи ещё не набрались нужного опыта. И Анне пришлось выполнять свой долг княгини, пока росли и мужали её сыновья.

Ей довелось пережить много страшных ударов, гибель детей и внуков, разграбление княжества. Чем дальше, тем сильнее Анна мечтала о монастыре и вела жизнь, которая мало чем отличалась от монашеской. Поэтому как только дети окончательно встали на ноги, Анна с радостью постриглась в монахини. Последний год жизни она провела в Успенском монастыре города Кашин, приняв особо строгие монашеские обеты – схиму – с именем Анна.

Анну Кашинскую и Михаила Тверского в России прославили в лике святых за их благочестивую жизнь, глубокую веру в Бога и самоотверженное служение ближним. Их мощи находятся в разных местах, но души святых супругов, так часто разлучавшихся при жизни, наконец-то соединились в жизни вечной.

А́нна Ка́шинская, в монашестве Софи́я, в схиме Анна (ок. 1280 — 2 октября 1368 года, Входно-Иерусалимская слобода под Кашином) — тверская княгиня, святая в Русской православной церкви, канонизированная в лике благоверных. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, междоусобица), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — прецеденту в истории Русской церкви.

Жизнь

Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. 8  ноября 1294 года вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского (впоследствии канонизирован), 22 ноября 1318 года казнённого в Орде по приказу Узбек-хана. В 1326 году в Орде был казнён её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 году — другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Фёдор Александрович.

Год её монашеского пострига неизвестен. В 1358 году 80-летняя княгиня, бабка князя Михаила Александровича, упоминается уже как монахиня София, вероятно, она тогда уже была настоятельницей Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. В 1361 году пожертвовала несколько сёл Тверскому Отрочу монастырю, куда ушёл на покой тверской епископ Феодор (также канонизирован). Приняла участие в похоронах святителя в 1367 году. В этом же году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном кашинским князем Василием Михайловичем, на короткое время захватившим Тверь и устроившим расправу над людьми своего племянника князя Михаила, который вскоре вновь его выбил из Твери при помощи литовцев. Там она и скончалась. Стала известна в миру как Анна Кашинская, хотя прожила в этом городе только последний год жизни. По житийной традиции, перед смертью она приняла схиму, вновь с именем Анны (на иконах часто изображается в схиме).

Почитание

Прославление

Ковчег-мощевик серебряный, золоченый, в форме квадрифолия с резными изображениями архангела Михаила, святых Николая, Бориса и Глеба. Внутри ковчега-мощевика размещался ещё один — меньшего размера. По предположению исследователей, во внутреннем ковчежце могли находиться святыни, привезённые в 1218 году из Константинополя великому князю

Константину Всеволодовичу

. Его праправнучка Анна Дмитриевна, получив реликвии, видимо, в

приданом

, заказала внешний ковчег тверским мастерам в память о своём муже великом князе Михаиле Ярославиче, после его гибели в Орде в 1318 году

Останки Анны Кашинской были найдены в 1611 году в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы, причём долгое время они были заброшены. По преданию, княгиня явилась пономарю Герасиму, исцелила его, а затем ещё нескольких больных. Началось почитание её останков как чудотворных мощей. В 1649 году мощи освидетельствовали тверские духовные по повелению царя Алексея Михайловича, были зафиксированы новые чудеса.

В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви под председательством патриарха Никона было определено открыть мощи схимницы Анны Кашинской; сама благоверная княгиня Анна была причислена к лику святых во всей Русской поместной церкви.

В честь святой Анны стали называть новорождённых младенцев. Закрытый гроб, где покоились мощи святой, стали украшать.

Для поклонения святой благоверной княгине Анне и для открытия святых её мощей в Кашин отправился сам царь Алексей Михайлович вместе с супругой и со своими благочестивыми сестрами, 21 (31) июля 1649 года в присутствии царя и при большом стечении народа мощи святой Анны были торжественно открыты.

Тело новоявленной угодницы Божией по освидетельствовании оказалось нетленным, только небольшие тления оказались на лице и на ступнях ног. При этом было замечено, что правая рука лежит на груди, «согбенна яко благословящая», то есть с двоеперстным древним перстосложением. Царь Алексей Михаилович в следующем 1650 году снова отправился в паломническую поездку в Кашин. Тогда царь и церковные иерархи, при большом стечении народа города Кашина и его окрестностей, торжественно перенесли мощи святой благоверной княгини Анны из ветхого Успенского храма в Воскресенский кафедральный собор. В этом же году постановили праздновать память святой Анны дважды в год: 2 октября, в день её преставления, и 21 июля, в день обретения её мощей. Службу на перенесение мощей составил известный писатель Епифаний Славинецкий. В 1660—1670-х годах был написан также обширный агиографический корпус текстов: житие, сказание об обретении и перенесении мощей, «плач княгини Анны» — в подражание плачу Евдокии, жены Дмитрия Донского.

Царь повелел построить новый храм в честь Анны Кашинской, а духовенство Кашинского собора щедро одарил дарами. Царица и царевны трудились над вышиванием богатого покрова на мощи великой княгини, с лицевым её изображением и воздухов для богослужения.

Деканонизация

После окончательного соборного анафематствования старообрядцев («раскольников») продолжались споры между старообрядцами и новообрядцами о древности двоеперстного перстосложения (Московский собор (1656) объявил всех крестящихся двоеперстно еретиками и подражателями арменов, предал их анафеме, Большой Московский собор подтвердил это решение и снова предал анафеме всех крестящихся двоеперстно).

Старообрядцы в подтверждение православия и большей древности двоеперстия, чем троеперстия, указывали на открытые для всеобщего обозрения мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, персты правой руки которой были сложены двоеперстно, и каждый, придя в собор города Кашина, мог это увидеть в любое время. Это был очень сильный и убедительный аргумент в пользу древности двоеперстия.

В 1677 году в Кашин на поклонение святым мощам святой схимницы Анны — по примеру отца Алексея Михайловича — собирался царь Феодор Алексеевич, но не поехал.

Вместо этого 12—21 февраля 1677 года в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима с целью утверждения нового перстосложения — троеперстия, борьбой со старообрядчеством и для утверждения «правильности» соборных решений была отправлена новая комиссия (Иосиф (митрополит Рязанский); Симеон (архиепископ Тверской); Варсонофий, игумен Доброго монастыря; протопоп собора Николая Гостунского Иоанн Лазарев), осмотревшая мощи княгини и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года, которые, в частности, утверждали, что правая рука княгини сложена двуперстно, что использовалось старообрядцами как аргумент в пользу своих убеждений. Осмотр 1677 года показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями: так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.

Комиссия объявила Анну Кашинской несвятой, а святые мощи Анны Кашинской несвятыми и недостойными поклонения и целования. Комиссия распорядилась отобрать все иконы Анны Кашинской при раке её мощей, а также отобрать и уничтожить все украшения, которые были при раке. Сами мощи, которые лежали открыто в раке для всеобщего поклонения с двоеперстным перстосложением, закопали в землю, могилу свели на нет, замуровали так, что от неё не осталось никаких следов, каменную крышку от гроба спрятали под полом в другом месте. Церковь в честь неё комиссия закрыла.

По распоряжению патриарха Иоакима были собраны два собора. Малый церковный собор в Москве в 1677 году подтвердил все действия комиссии, он принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Великий собор 1678 года под председательством патриарха Иоакима, в котором участвовало пятеро митрополитов, шестеро архиепископов и много духовных властей, ещё раз подтвердил все предыдущие решения, а также запретил почитать княгиню Анну Кашинскую за святую, храм в честь княгини Анны переименовать в честь Всех святых. Было определено петь по Анне панихиды (а не служить молебны как святой). Житие святой Анны Собор 1678 года подвел под анафему.

Восстановление официального почитания

Открытие памятника св. благоверной Анне Кашинской 25 июня 2009 г.

Спустя небольшое время после учреждения Единоверия, с 1818 года Святейший Синод разрешил включить имя Анны не в сам месяцеслов, а в указатель имён к месяцеслову, в нём писалась как «прп. Анна» под 2 октября, без дополнительных пояснений. В «Полный месяцеслов Востока», изданный Сергием Спасским в 1876 году, имя Анны Кашинской не вошло.

В 1899—1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI в.) — годовщину перенесения мощей в 1650 году. В этот день в Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания святой, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году — церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

Изъятые в 1930-х годах мощи св. Анны были возвращены Церкви в 1948 году и помещены в Вознесенском храме г. Кашина. После закрытия Вознесенского храма в 1960-х годах её мощи около четверти века лежали в Церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Когда Вознесенский храм был вновь открыт и отреставрирован, раку с мощами вернули в него 25 июня 1993 года.

В наше время Анна Кашинская почитается также в день своей кончины (2 октября ст. ст.) и в Соборе Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.).

В 2009 году мощи святой княгини находились для поклонения в Санкт-Петербурге, в церкви Анны Кашинской подворья Введено-Оятского монастыря (самый первый русский храм, посвящённый этой святой). Так же в этом году было подготовлено красочное издание подарочного формата — «Житие святой Анны Кашинской».

В литературе

Анна Ахматова, «Причитание»:

И выходят из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти,
Анна — в Кашин, уж не княжити,
Лен колючий теребить!

Дмитрий Балашов, «Великий стол»

См. также

  • Церковь Анны Кашинской (Санкт-Петербург)
  • Церковь Святой Анны Кашинской (Каменск-Шахтинский, Ростовская область)

Примечания

Литература

  • Тверские (великие и удельные князья) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. — Париж, 1954.
  • Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. — М.: 1974. С. 188—192.
  • Паченков О. В. «Обретение и перенесение честных мощей новоявленныя великия княгини инокини Анны» как исторический источник // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. — СПб.: 1997. — С. 43-49.
  • Семячко С. А. Круг агиографических памятников. посвящённых Анне Кашинской // Труды ОДРЛ, 1996 , т. 50, — С. 531—536, 1999, т. 51, — С. 221—231.
  • Анна Кашинская // Православная энциклопедия. Т. II

Ссылки

  • Святая Анна Кашинская и Михаил Тверской
  • Святая княгиня Анна Кашинская
  • Видео о преподобной Анне Кашинской

Святая благоверная княгиня Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Михаил Ярославич Тверской – сыном великого князя Ярослава Ярославича. С 14-ти лет стал самостоятельно княжить в Твери. В 1294 г. Анна была просватана за Михаила Ярославича. Быть супругой удельного князя в ту пору означало быть обреченной на долгие ожидания мужа из враждебной Орды, годами страдать в неведении, трепетать за судьбу семьи и княжества при татарских разорениях и междоусобных распрях. Всего этого на долю Анны выпало сполна.

У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василько Ростовский, Александр Невский).

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем. Получив Владимирский стол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. При нем сбор дани для татар перешел в ведение великого князя и ненавистные людям баскаки больше не ездили по русским городам. Воспитанный своей матерью великой княгиней Ксенией в вере и благочестии, Михаил старался и в княжении своем следовать христианским принципам, что в ту жестокую эпоху междоусобиц, татаро-монгольского разорения и грубых нравов было нелегко. Но князя отличала особая тверская стать, которая проявлялась и внешне: по словам летописца, Михаил был “высок ростом, силен и отважен”.

Князь Юрий Данилович Московский, “перекупив” в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска в битве под Бортеневым. В плен были захвачены татарский князь Кавгадый и его отряд, сестра хана Узбека – жена Юрия Даниловича Кончака. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд. Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. “Видите, что царь моей головы хочет. Если я уклонюсь, то отчина моя вся в полону будет. Придется же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души…”. Анна провожала мужа до Нерли. Внутренне разрываясь сердцем, она укрепляла Михаила быть мужественным и не посрамить достоинство князя и человека, не отступить от христианской веры. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Тело его повезли в Москву бояре Юрия Даниловича. В городе Маджары, не уступая просьбам знавших князя купцов, поставить его тело на ночь в храме, его бросили в хлеву. Ночью над этим местом воссиял яркий столп света. Это было первое чудо от мощей убиенного князя. В память о знамении построенный рядом город был назван Святой Крест (ныне г. Буденновск Ставропольского края).

Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся, и о том, что тело князя Михаила находится в Москве. Выкупив у Юрия Даниловича дорогие всем останки князя, их привезли в Тверь. К общему удивлению, тело не предалось тлению. Михаила Ярославича погребли в им построенном Преображенском соборе. По свидетельствам летописца, от всеобщего плача нельзя было совершать службы. Почитание князя в Твери началось сразу же, а в 1549 г. он был прославлен на Московском соборе как общероссийский святой.

Анна осталась вдовой. Часто вдовы князей вскоре после смерти супруга постригались в монахини. Но положение тверской княжеской семьи было столь трудным, что Анна не могла ее оставить. И ей пришлось пережить гибель в Орде от рук татар сыновей Дмитрия и Александра, внука Феодора. Сын Константин умер от болезни в 1339 г. И тогда, испив до конца тяжелейшую чашу скорбей, Анна уходит в монастырь. Сначала она подвизалась в Твери, а потом по уговорам своего, теперь единственного, младшего сына Василия переходит в его удел – Кашин, в Успенский монастырь. Скончалась Анна в 1368 г. в Кашине и была погребена в Успенском соборе.

Почитаемая при жизни за духовную мудрость и щедрые благодеяния, после упадка Кашинского княжества княгиня Анна была забыта, но в Смутное время при опасности разорения города явила себя его защитницей и покровительницей.

В 1611 г. при нападении польско-литовских интервентов на Кашин, она явилась во сне тяжело больному пономарю Герасиму, сказав: “гроб мой народом ни во что вменяется, считаете его обыкновенным, и меня презираете… Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него. И доколе будете вы попирать меня ногами? Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, и сохраняю вас от многих зол и напастей?” После этого сна Герасим был исцелен, и люди стали молиться у забытой ими гробницы. Начались случаи исцелений. Об этом стало известно при дворе.

Прославление святой происходило при одобрении и непосредственном участии царя Алексея Михайловича. Сам царь с царицей, сестрами и всем двором приехал на торжества прославления 12 июня 1650 г., привез составленную по его указу знаменитым Епифанием Словинецким службу святой Анне и собственными руками вместе с царедворцами перенес нетленные мощи святой из ветхого Успенского собора в каменный Воскресенский. Несли гроб на особом “деревянном одре” (носилках) на своих плечах сам Царь и прибывшие с ним бояре. Множество народа, стекшегося по этому случаю, придавало большую торжественность величественной церемонии. Еще ни одна святая Русской Церкви не удостаивалась столь пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here