Кто может не соблюдать пост в православии

Для наших читателей: кто может не соблюдать пост в православии с подробным описанием из различных источников.

Рождественский пост, не будучи особенно строгим, очень удобен для тех, кто только учится поститься. Есть ли какие-то особенности в посте для новоначальных? Об этом,  а также о традициях поста, сложившихся в Русской Зарубежной церкви, беседа со священником Алексием Чумаковым, настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США).

кто может не соблюдать пост в православии

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Лос-Анджелесе

– Отец Алексий, вот, человек только начал ходить в храм. Сразу ли ему предлагают начать поститься? Если нет, то в какой момент будет предложено соблюдать пост?

Священник Алексий Чумаков

– В нашем приходе, как и большинстве приходов русского зарубежья, встречаются самые разные люди – разные по развитию, культурному уровню, образованию, с очень разными личными судьбами. Некоторые из них обращаются ко Христу и приходят в православный храм, другие сначала приходят в православный храм, и стоит задача помочь им в приобщении ко Христу. При таком разнообразии вряд ли возможен единый подход и единые требования.

Пост не является самоцелью. Это важное, но вспомогательное средство в начале христианской жизни, поэтому для каждого, начавшего ходить в храм, требуется рассуждение. Кто-то может начать поститься строго и сразу, с пониманием того, почему это надо, а для кого-то это будет вредно, пустит его по пути фарисейства и обрядоверия. Но, в любом случае, о посте они узнают от меня довольно рано, как только заходит речь о христианской жизни и какие обязанности она на нас накладывает. Другое дело, что я могу посоветовать “входить” в нее по мере сил, чтобы не сорваться.

– Как вы объясняете новоначальным смысл поста?

– Мое объяснение зависит от того, кто передо мной. Соблюдение поста, дисциплина самоограничения имеет множество сторон: тут и послушание Церкви, и развитие навыка самоконтроля, и сбережение средств для милостыни, и много других.

Мне представляется очень важным, чтобы верующий приступил к посту с сознанием того, почему и ради чего он это делает, откуда такой обычай, что в нем хорошего. Люди имеют разные способности и потребности. Кому-то достаточно знать, что это полезно для молитвы, кому-то важнее аспект послушания. Кому-то можно рассказать, что пост – это приготовление к празднику, Пиру, когда полезно обратить пристальное внимание на себя и свою жизнь, взять бразды правления в свои руки и “убрать свой дом” – ограничить беспорядочную жизнь, расставить в ней всё по своим местам (в зависимости от важности), кое-что выкинуть вон, оглядеться по сторонам и установить или восстановить мир и братские отношения с ближними.

Я никогда не учу “посту ради поста”.

– Если человек впервые решил соблюдать пост, то какой вариант ему будет предложен?

– Зависит от человека. Некоторым легче начать сразу со строгого поста, на волне неофитского горения. Другим надо начать более плавно, притом, что они должны знать, что представляет из себя пост совершенный. Нет одного на всех рецепта.

– Новичку будет предложено соблюдать все посты или только большие?

– Я неплохо знаю историю развития дисциплины постов и их появления в нашей церковной практике, и соответственно, при плавном вхождении в режим соблюдения постов вначале идет Великий Пост, особенно первая неделя и Страстная, а также среды и пятницы во весь год, потом Успенский и последняя неделя Рождественского, потом Апостольский и Филиппов в полной мере.

– Есть ли в вашей практике какие-то уровни, градации поста для людей с разными условиями жизни? Как постятся люди, занятые физическим трудом? Офисные работники?

– Да, конечно. Пост не самоцель, и его устав есть устав монастырский. В современных, материально благополучных условиях жизни на Западе не представляет сложности соблюдать букву поста и при этом “нормально питаться”, даже более здоровым образом. Так что офисные работники никак не страдают, они всегда могут выбирать себе блюда.

А вот при жизни в семье, особенно, если кто-то из родных верующий, а кто-то – нет, проблемы возникают: кто-то не ест приготовленного для всех, а отдельно готовить неудобно. Опять-таки, надо подходить к посту в таких условиях с рассуждением, чтобы иной раз не нарушить мира в семье ради диеты, а другой раз бывает полезно настоять.

– Что предлагается тем, кто не может соблюдать пост по состоянию здоровья, а также беременным и кормящим?

– Болезнь вменяется в пост, и для больных, беременных и кормящих не будет грехом разрешение поста. Обычно они просят, для очистки совести, благословения у священника.

– С какого возраста начинают соблюдать пост дети? Как они постятся?

– В идеале, с детства и вместе с родителями (если питаются вместе). В иных случаях – в зависимости от того, кто их кормит, и от их практики поста.

Дети, как правило, любят рутину и ритуал, и если им объяснить, почему мы постимся, они обычно следуют этим правилам. Возраст начала поста в идеале тот же, что и возраст начала исповеди – примерно в 7 лет, но зависит от степени самосознания ребенка, которое формируется разными темпами.

– Расскажите, как определить свою меру поста в еде? Как понять, что взял на себя слишком много?

– Если мешает работе, молитве, если мысли все вокруг еды.

– Как сосредоточиться в пост на главном, а не думать все время про еду?

– Если мы думаем все время о еде, то вряд ли есть смысл в таком посте. Надо заниматься своими делами, и на их добросовестном исполнении сосредоточить свое внимание, а также максимально упростить процесс “пощения”: заранее приготовить себе еду, установить время питания и больше не возвращаться к этому вопросу.

Лично я в постные дни ничего не ем до вечера (заката солнца), и это мне проще, чем есть что-то постное на завтрак и обед. А другие люди имеют другой склад. Вообще, не принято интересоваться, кто как постится – это сугубо личное дело каждого христианина.

– Как понять, была ли польза от поста или нет?

– Надо подумать, сумели ли мы что-то в своей жизни повернуть к лучшему, есть ли какие-то плоды всей этой деятельности? Если ничего, кроме раздражения, мыслей о еде и желания побыстрее окончить пост не получилось, значит, это был опыт отрицательный. Но все равно опыт, в следующий раз постараемся лучше.

Так что польза всегда есть, на мой взгляд, даже если пост не удался.

Читайте также:

Рождественский пост: Пост №1

Рождественский пост

Гармония Рождественского поста

Рождественский пост. О любви

В дни Великого поста, который в 2019 году продлится с 11 марта по 27 апреля, верующим в течение 7 недель (седмиц) запрещается включать в рацион продукты животного происхождения.

Это мясо и любые мясные блюда, рыба и рыбные продукты, яйца, молоко и все продукты на его основе (сливки, кефир, простокваша, йогурт, сливочное масло, творог, сыр и др.).

Кроме того, в этот период нельзя употреблять спиртное. Однако выдержать такой рацион бывает непросто. Поэтому для больных людей, путешественников, детей, беременных и кормящих женщин делается исключение.

Монахи, посвятившие свою жизнь служению Господу, обязаны соблюдать строгий пост. От мирян же этого не требуется. Священнослужители советуют им не изнурять себя голодом, а прежде всего, воздерживаться от переедания.

Кому разрешаются послабления в Великий пост?

Больные и пожилые люди могут отказаться только от мяса или вовсе не делать ограничений в пище. Путешественникам следует по возможности исключить пишу животного происхождения.

Люди, занятые тяжелым физическим трудом, могут соблюдать минимум предписаний. Но в любом случае на послабление во время поста надо взять благословление у священника.

Кому еще разрешены послабления во время Великого поста? Людям, имеющим проблемы с пищеварением, можно не следовать рекомендациям о сыроядении.

А кому разрешается не соблюдать Великий пост? Это дети до семи лет, беременные и кормящие женщины.

Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью? Вместо отказа от пищи в первые и последние дни поста (в Чистый понедельник, Страстную пятницу) можно придерживаться сухоядения, то есть употреблять термически необработанную пищу.

В Великую субботу можно не придерживаться сухоядения и вкушать вареную пищу; в виде исключения также разрешается растительное масло.

В понедельник, вторник и четверг в виде исключения мирянам можно есть рыбу.

Но даже те, кому разрешено не соблюдать Великий пост, могут поститься хотя бы в некоторые дни, например, в понедельник, среду и пятницу, отказавшись в это время от продуктов животного происхождения, сладкого и, конечно, полностью отказавшись на семь недель от просмотра развлекательных передач, посещения театра, цирка, кино.

Послабления для мирян во время Великого поста касаются и времени приема пищи. В этот период рекомендовано однократное или двукратное употребление блюд, а современные люди привыкли питаться три-четыре раза в день.

Поэтому верующие в дни поста едят как обычно, но исключают из рациона скоромные продукты. Чтобы вам легче было выдержать пост, готовьте привычные для вас блюда, но без ингредиентов, имеющих животное происхождение.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. (Рим.14:3,4)
Кстати читается Апостол перед Великим постом.

Нажмите, чтобы раскрыть…

Для того-то и читается накануне Поста этот отрывок, чтобы подчеркнуть, что пост – это прежде всего
воздержание от нелюбви, а вовсе не от мяса. Апостол Павел призывает устранить из Церкви как склонность к осуждению, так и презрение к своим собратьям по вере. И прямо говорит “Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер” (Рим.14:15), то есть не отнимать у слабых верой надежду на спасение, не принуждать их поступать против совести, оставить их осуждение Богу, а вместо этого стремиться сочувствовать и понимать их (см. например, Комментарии к Новому Завету) Но, вместе с тем, апостол Павел не допускает, чтобы слабые в вере насильственно навязывали свое мнение всей Церкви.

В святоотеческом наследии очень много указаний о великом значении телесного подвига: “Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо” (св. Иоанн Лествичник). Однако при этом всегда настойчиво подчеркивается: “…пост для человека, а не человек для поста. Пост бесплоден, если на нем не основана молитва” (свт. Игнатий).То есть все учение Церкви говорит о преимущественной важности внутреннего делания по сравнению с телесным подвигом. Пост, служащий средством главным образом для борьбы с телесными страстями, несмотря на всю его важность, есть подвиг все же второй по значению в сравнении с “внутренним деланием”, с внутренним очищением человека от его душевных пороков: “Хорошее дело пост, бдение, странническая жизнь, однако это только труды наружной благой жизни, но чин христиан есть более внутренний” (св. Марк-Подвижник).

Но хотя пост лишь вспомоществующее средство к спасению души, отвергать его значение не следует: “Может быть, кто-нибудь скажет: если в молитве заключается главное дело правды, то какая надобность в посте? Всячески большая… Если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тела своего постом, то вместо правды принесем плод греха” (св. Марк Подвижник). Мир сейчас страдает от оскудения любви. Воздержанием человек борется с неразумной любовью к самому себе, которая препятствует смирению и любви к Богу и людям. Любовь к Богу зримо доказывается телесным подвигом: “Когда желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи ему прежде любовь свою телесными трудами. В них полагается начало жития” (св. Исаак Сирин).

Конечно никакой пост не дает гарантию стяжания духовности: “Пост, хотя бы как орудие благоустрояющее хотящих целомудрия, имеет цену, но не перед Богом. Поэтому подвижникам благочестия не должно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели” (блж. Диадох). Внемлите же дорогой Анатолий, этим драгоценным словам, станьте образцом любви и сокровищницей добродетелей – и да никто вас не заставит поститься насильно…

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here