Как помянуть усопшего в церкви?

Для наших читателей: как помянуть усопшего в церкви? с подробным описанием из различных источников.

Однажды в жизни каждого человека наступает время, когда кто-то из знакомых, близких или родных людей отправляется к почившим праотцам. Останки умершего человека чаще всего предают земле, где они и будут находиться в дальнейшем. Однако любовь к не иссякает, поэтому в определенные дни совершаются поминки по умершему. Чтобы не допустить нежелательных ошибок, очень важно знать, как поминать усопших, в какие дни это делается и, безусловно, как происходят поминки.

Как и когда проводить поминки

Для поминовений выделяют три основных срока после смерти человека. Первый раз моления происходят на третий день, второй раз поминают на девятый день и уже третий раз молятся об усопшем при наступлении сорокового дня. Отсчет ведется со дня кончины человека, а не со дня погребения. Поминки в установленные дни являются священным обычаем, который сохранился с давних времен.

Основные ошибки и правила

Поминки, как и любой другой обычай, имеют свои установленные годами правила. Их непременно нужно соблюдать, чтобы ненароком не потревожить и не обидеть душу умершего. Но прежде чем узнать какие правила поминания усопших существуют, стоит узнать об ошибочных действиях, которые многие совершают на похоронах. Распространённые ошибки могут быть связаны с такими предметами, как:

  1. Венки, которые в настоящее время являются важной атрибутикой любых похорон. На самом деле все искусственные изделия подобного рода становятся для души усопшего большой ношей, которую им приходится все время носить на шее. Чем больше венков было положено на могилу, тем сильнее страдает душа. Лучше, если на место захоронения будут возложены живые цветы.
  2. Поминальный стол. На самом деле поминки любого человека, будь то родственник или просто знакомый, должны проходить без спиртных напитков. Чем больше алкоголя будет выпито в поминальный день, тем страшнее муки у души усопшего. Согласно православным верованиям тот, кто алкоголем поминки устраивает — умершему мучений тяжких желает. В это день лучше пожертвовать еду бездомным или малоимущим людям, а также пригласить близких людей и угостить их чем-то вкусным, но при этом, не наливая спиртной напиток, — это будет благочестивым делом.
  3. Конфеты, печенье. После погребения очень часто можно увидеть, как раздают сладости соседям. Здесь тоже нужно обратить внимание на церковные учения. Сладкие изделия, наряду со спиртными, представляют собой продукты чревоугодия. Своей «доброй» раздачей конфет или печенья, якобы во имя усопшего родственника, вы можете совершить целенаправленное подталкивание к чревоугодию, что является большим грехом. В этот день лучше собраться за столом и помянуть умершего человека добрым словом, вспомнив его хорошие качества или жизненные заслуги. Можно также раздать приготовленную еду соседям, прохожим; особенно хорошо, если это будет делать человек с затруднительной финансовой ситуацией. Такое действие будет считаться словно милостыня во имя усопшего.
  4. Музыка. Дело касается похоронных оркестров. На самом деле в этот день не принято устраивать музыкальные оформления, даже если они трагические. Таким образом, идет привлечение бесов и прочей нечисти.

Итак, как правильно поминать умерших родственников.

Отведенные дни для поминок

Как уже говорилось ранее, различают три особых срока, когда проводят поминки, не считая дня похорон:

  1. Третий день со дня смерти. Именно в этот период происходит поминовение, так как он ознаменован трехдневным воскресением сына Божьего Иисуса Христа, а также во имя святого образа Святой Троицы. В первые 2 дня душа умершего человека остается на земле и в сопровождении с ангелом проходит по местам, которые наиболее укрепились в воспоминаниях. Порой душа скитается в окружении жилища, где находится тело. Только на третий день Господь велит ей вознестись к небесам на поклон Божий. В связи с этим третий день — наиболее подходящий срок для первичного поминовения души.
  2. Девятый день после смерти. Поминки проводятся в честь чинов ангельских, число которых как раз равняется 9. Ангелы являются слугами Небесного Владыки. Они в этот день приходят к Богу, чтобы ходатайствовать о получении помилования для преставившегося за содеянные им при жизни грехи. До этого срока душа знакомиться с Небесным Царством, посещает райские обители. На протяжении 6 дней душа спокойна, не вспоминает о скорби, которая одолевала ее при жизни. По истечении этого времени Господь призывает ангелов вновь представить упокоенную душу. Поэтому вновь родственники взывают с молитвой к Господу Богу, чтобы он принял в свое царство душу упокоенного.
  3. Сорокадневный срок. Это период является наиболее знаменательным, так как ровно столько времени необходимо, чтобы подготовиться к принятию дара Божьего и его благодати. Церковь, беря во внимание эти священные знания, установила, что на сороковой день необходимо поминать умершего, так как его душа восходит на священную гору Небесного Владыки. После того как случилось второе появление души перед Богом, ангелы отводят ее в ад к мученикам, где на протяжении всего времени она созерцает их муки за нераскаянность. Когда наступает дата сорокового дня после смерти, душа представляется Богу в третий раз. И вот на этом этапе решается ее дальнейшая судьба. Именно поэтому так важно в этот день совершать поминки по умершему человеку и взывать к Господу с молитвой.

По истечении сорока дней умершего принято считать приснопамятным, то есть тот кого надо приснопоминать, где «присно» обозначает «всегда». О своем почившем родственнике или близком человеке не надо забывать после смерти.

Что такое панихида

При жизни любовь можно показать своим близким людям обняв их и поцеловав. Но если человек отправляется в мир иной, то проявить свои чувства к нему можно только при помощи панихиды. Проводятся они в церкви, как правило, сразу же после окончания утренней службы. Сколько будет стоить панихида, узнать можно непосредственно при посещении храма.

Для проведения панихиды необходимо купить хлеб или что-то из выпечки, но ни в коем случае она не должна быть сладкой, а также можно приобрести фрукты. Эти продукты считаются основными, но можно добавить и другие виды, в зависимости от финансовых возможностей. Как правило, в этот день заведено нести муку, различную крупу и масло растительного происхождения. Ни в коем случае нельзя брать с собой спиртное и сладости.

К продуктам добавляется записка с именами всех усопших родственников, написанная заранее. Бланк для правильного заполнения можно взять непосредственно в церкви. Все приготовленное для панихиды укладывается на специальном столе. Во время панихиды желательно присутствие того, кто взывает с молитвой к святым. Общая продолжительность священного действия составляет порядка пятнадцати минут. Верующие люди говорят, что в это время душа становится рядом со своим родственником и молится за него точно так же, как и он.

Есть панихиды, которые особо значимы для умерших душ, их действие в 10 раз сильнее, чем обычная служба. Проходят они в специальный день памяти умерших, который приходится на родительскую и поминальную субботы. О том, когда они бывают и сколько их в году, узнать можно в самой церкви или в специальном церковном календаре, где их принято отмечать черным крестиком. Как правило, основная их часть приходится на период Великого поста.

Душа умершего человека ожидает родственника в храме и радуется, если он приходит. В противном случае она очень сильно тоскует и чувствует себя опустошенной. Накануне, в пятницу вечером, во имя упокоенного справляется парастас.

Помимо суббот, поминание умерших в православии происходит на Радоницу, которая следует на девятый день после празднования Пасхи. Именно в это время души ждут своих родных возле могил или в церкви, иногда они приходят в квартиру, где жили до смерти. В этот день необходимо усиленно припоминать их, а также заказывать панихиду и подавать милостыню нуждающимся. Если день рождения усопшего приходится на Радоницу, то ничего страшного нет в том, чтобы устроить поминки. Нет запретов для памяти о близких людях, покинувших бренную землю.

Церковный устав гласит

Не надо забывать о близких своих, ушедших к Богу. Поминовение усопших по уставу православной церкви происходит и через полгода со дня смерти, и даже через год. Годовщина смерти считается вторым рождением души и новой жизнью в Небесном Царстве. Особое внимание уделить нужно поминовению перед Троицкой субботой; когда совершается очередной помин об усопшем, в церкви ставится свеча за упокой души в отведенном для усопших месте в один из полых подсвечников, а также заказывают панихиду. Но ни в коем случае, даже спустя много лет со дня смерти, нельзя приносить спиртное или сладкое. Не надо гневить Бога и терзать душу умершего.

Согласно уставу церковному, на благодать души усопшего сразу же после его смерти в храме надо заказать сорокоуст, который будет читаться на протяжении сорока дней. В монастыре можно заказать молебен за упокой, который служители будут делать на протяжении нескольких месяцев. Еще один важный момент, который необходимо соблюдать — если человек при жизни был некрещеным, то в церковных службах его поминать нельзя. О благословении его души молиться можно только дома перед ликом святого, чьим именем был наречен упокоенный раб Божий.

Если по каким-то причинам не получается отметить поминки в день смерти близкого человека, то можно сделать это в любое другое время, даже в случае, когда оно намного позднее, чем дата кончины, за исключением тех дней, когда поминать умерших запрещено. Не стоит устраивать поминки по церковным правилам во время:

  • Пасхи.
  • Страстной недели.

В эти дни справлять поминки ни в коем случае нельзя, таким образом можно потревожить упокоенную душу, в результате чего она будет мучиться и изнывать.

Неоднократно можно услышать, что поминать усопших нельзя в понедельник. На самом деле церковным уставом это не запрещено. Такое мнение связано исключительно с мнением людей о том, что понедельник — день тяжелый, и в этот день ничего нельзя начинать, значит, проводить поминки можно и в этот день недели.

Смерть близких людей — огромное потрясение для любого человека. Как помочь душе умершего человека? Как помянуть усопших в церкви? Можно ли молиться за некрещенных умерших в храме?

В Православной Церкви принято поминать лишь тех умерших, которые сочетали себя с Христовой Церковью и таинством крещения. Даже если человек в своей жизни не так часто посещал храм и не молился, но был крещен, то поминать в храме таких людей можно и нужно.

Прихожане любого православного храма очень часто задают один и тот же вопрос: «Как помянуть усопших в церкви, какие поминальные службы для этого существуют?» Протоиерей Игорь Фомин отвечает на этот вопрос так: «Перед божественной литургией следует подать записочку на проскомидию. Проскомидия — это часть божественной литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливают хлеб и вино для предстоящего таинства причащения. На ней также читаются молитвы за христиан, как живых, так и умерших.  За Пресвятую Богородицу, святых отцов и нас, простых верующих христиан, вынимаются частички из просвор.

Кроме того, в храмах проходят специальные поминальные службы, которые называются панихидой. В церкви можно подать отдельную записочку с требой о панихиде, но важно не только заказать панихиду, но и поприсутствовать на ней. О времени проведения этой службы можно узнать непосредственно у служителей храма, которым будете передавать записочку.

Как помянуть усопших в церкви, как правильно ставить свечу за упокой?При посещении храма, при любом богослужении, после окончания или до начала службы можно поставить свечу за упокой за близких перед распятием Господним (обычно слева в храме). Перед тем как поставить свечу, следует произнести «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)» или «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О церковных свечах

Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун».

Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

Что можно приносить в церковь
в память об усопших

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.

Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Зачем пишутся имена в записках
«О упокоении»

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Как завести помянник

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

Надо ли огорчаться, если считаешь,
что твоя записка не была прочитана?

Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.

«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.

При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение. Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена. Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.

Что означает наше поминание
«О упокоении» в записках об усопших

Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42. 43). Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную.

Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.

В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.

«Милости Божией, — восклицает диакон, — Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».

Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь».

Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».

Символическое значение кутии

При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Когда необходимо совершать память
об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего… соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело… Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

На сегодняшний день традиции и верования, указывающие на то, как поминать усопших, делать это, не нарушая существующих канонов, сильно переплелись и представляют собой остатки языческих и народных поверий и церковных правил.

В Православии некоторые народные праздники, оставшиеся со времен, когда славяне были язычниками, органично вошли в церковные каноны и закрепились церковными правилами.

На похоронах и в поминальные дни подают милостыню и еду, а после упокоения раздают одежду и деньги покойного малоимущим, с просьбой помянуть усопшего и помолиться за его душу.

Лучшим поминанием, по мнению церкви, будет молитва и милостыня, и не только в день похорон, но и в любой другой. Для того чтобы молиться за всех близких умерших людей, в храмах следует подавать записки, заказывать панихиды и молебны. Причем не просто подавать записки, а присутствовать на службах.

Молиться можно и нужно дома, по молитвослову, лишь бы обращение к Богу было искренним, а слова шли от самого сердца.

Что такое поминальные дни в православном календаре

Православная церковь установила особенные дни, когда упоминают усопших. Это:

  • Вселенская Родительская суббота перед масленичной неделей;
  • Вселенская Родительская суббота перед Троицей (в 2018 году она приходится на 26 мая);
  • Великопостные субботы на 2, 3 и 4 неделе Великого Поста перед Пасхой;
  • Радоница (отмечается на 9 день после Светлой Пасхи);
  • 9 мая и 11 сентября – дни, когда в храме служат панихиду по всем усопшим воинам;
  • 3 ноября – Дмитриевская родительская суббота и День памяти Дмитрия Солунского, великомученика.

как помянуть усопшего в церкви

По традиции, укоренившейся с незапамятных времен, на Пасху только радуются и отмечают церковный Праздник, а усопших поминают ровно на 9 день – в Радоницу.

Для чего совершается поминовение усопших

Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Поминание усопших совершается для определения их дальнейшего пути.

Всем известно, что жизненная стезя, в зависимости от того, как она прожита, приводит человека в преддверие вечных мук или вечного блаженства, и там душа и ожидает разрешения своей участи.

В этот период многое зависит от молитв, возносимых за него живыми, поэтому нужно не только справлять поминки, которые по сути не нужны умершим, но и молиться, прося у Господа Бога и Святых Угодников для смягчения участи и прощения грехов усопшему.

Поминание усопших на 3-й, 9-й, 40-й день — что нужно делать

В 3-й, 9-й и 40-й день обязательно, как диктуют церковные правила, нужно заказывать Панихиду по усопшему, чтобы способствовать благополучному разрешению его участи.

Необходимо раздавать милостыню в виде денег, еды и вещей, это тоже зачтется в ходатайстве живых за бессмертную душу покойного.

Поминать усопшего нужно всегда, в первые 40 дней проводить в особенно усердной молитве, а в 3-й, 9-й и на 40-й день заказывать панихиду.

Народный обычай предписывает в эти дни собирать близких за поминальные столы, и церковь этому не препятствует, но основное, что приносят для близкого христиане в этот период – свою пламенную и искреннюю молитву.

Как происходит поминовение усопших по уставу православной церкви

На 3-й, 9-й, 40-й день совершается служба, на которой Бескровная Жертва производится изыманием просфоры и 40 раз в эти дни упоминается имя покойного. Столько же раз окунается частица Бескровной Жертвы в Кровь Христову с молитвой о прощении души умершего.

Так же рекомендуется заказать сорокоуст — особо усердные молитвы, совершаемые в течение 40 дней. Бывают сорокоусты о здравии и о упокоении.

Как правильно поминать умерших родственников

После смерти близкого человека, нужно как можно скорее заказать поминальную службу в церкви, отстоять ее и желательно самому причаститься, простив покойному его земные обиды.

Таким образом молитва за умершего быстрее дойдет до Господа и тем самым облегчит участь покойного. Так же заказывают сорокоуст за новопреставленного раба Божьего.

Все субботы года, на которые не выпадут церковные праздники, считаются поминальными. В этот день можно вспоминать усопшего добрыми словами и молиться Богу за упокоение души его и вечером, и утром, и днем, и не только в Церкви, но и дома, перед иконами.

Делают или нет поминки на полгода

На этот счет в православных канонах нет ни запретов, ни специальных предписаний. Однако служители церкви считают, что вспоминать усопших нужно ежедневно, и ничего дурного в том, что говорят и поминают бессмертную душу в молитвах и между собой в полгода, церковь не усматривает.

Люди отмечают те даты, в которые чувствуют надобность вспомнить покойного и мысленно побыть с ним.

Поминают ли умершего в день его рождения

День рождения и День Ангела – дни, когда в Православии не только разрешено, но и положено поминать усопших. Это можно сделать и позже даты, и в день годовщины свадьбы супругов, но для правильного поминания необходимо подать в церкви записку с указанием имени покойного.

Можно ли поминать в воскресенье

По церковным канонам молиться, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

Поминки по усопшему нельзя устраивать в воскресенье, на Светлую Пасху, их переносят с Седмицы на Радоницу.

Можно ли делать поминки раньше даты смерти

Служители церкви считают, что ничего особенного в переносе даты поминок нет, а на крупные религиозные праздники есть даже специальные указания их не проводить (на Рождество и на Пасху).

Главное – вовремя подать поминальную записку в церковь и помолиться, а в какой день посидеть за поминальным столом – уже не так важно.

Как правильно поминать усопших на кладбище

Многие люди несут на поминальные дни на кладбище вино и водку, кладут пищу и оставляют ее на могилке.

Церковь не одобряет таких действий, а раздачу еды предлагает проводить голодным и страждущим.

Можно передавать из рук в руки с просьбой помолиться за упокой души усопшего, упомянуть его в ежедневных молитвах или даже просто вспомнить добрым словом.

Ни пить на могиле водку, ни тем более, выливать ее на место упокоения не следует – это считается кощунственным поступком.

Правильно помянуть усопших на кладбище – это зайти в Церковь, подать записку и помолиться о душе усопшего. Только после этого нужно идти на могилу, но ни в коем случае там не горевать и не рыдать в голос. Это ему не поможет, а только усугубит взаимную горечь утраты.

По большому счету, покойнику нужны только искренние молитвы живых, а не пышные надгробья, громкие поминальные речи и столы, накрытые на сотни человек. Оставлять еду на могилах – это разрешено с целью милостыни для бедных и бездомных, вести себя следует на кладбище прилично, ведь это место будущего воскресения из мертвых.

Нужно помолиться, зажечь свечку, прибрать могилку и мысленно поговорить с бессмертной душой усопшего.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here