Как поминать усопших?

Для наших читателей: как поминать усопших? с подробным описанием из различных источников.

Здравствуйте! Сегодня раскроем очень важную тему: Как правильно поминать усопших в день смерти, на 9, 40 дней, какие есть поминальные субботы, как поминать на Радоницу и многое другое.

Куда попадает душа?

По Преданию церкви, основанному на высказываниях Иисуса Христа, души праведников ожидают своего удела у врат рая, до самого Страшного Суда. Потом их ожидает вечное блаженство. Души грешников перенаправляются к демонам, где будут «вариться» «в аду, в муках».

Что означает Страшный Суд? На нем происходит определение душ. Грешники, которые не творили добрых деяний, будут осуждены, а те, кто раскаялся в грехах, потом жил праведно, будут оправданы.

Какие этапы проходит душа

Согласно Святому Писанию, первые 2 дня душа усопшего еще находится на Земле. Сопровождаемая Ангелами, она странствует по тем местам, где человек совершал праведные или неправедные дела, где испытал земные горести или радости. В третий день душа возносится на небо, чтобы предстать пред Богом. В этот день в храме совершается поминальная служба по душе умершего.

В последующие дни Ангелы проводят душу в рай для созерцания невиданной красоты. Так происходит от 3-го до 9-го дня. В 9-ый день Господь повелевает Ангелам вновь представить душу к Всевышнему на поклонение.

Святая Церковь вновь усердно молится за душу новопреставленного. Потом Ангелы провожают ее в ад для созерцания жесточайших мучений грешников, которые не раскаялись в своих деяниях.

В 40-ой день душа уже в 3-й раз возносится ко Творцу, где решается ее удел. Ее переправляют в то место, которого она заслужила своими делами. Потому в эти дни, особенно в 40-й, необходимо усердно молиться, поминать новопреставленного.

В молитвах надо просить прощение грехов и водворение души почившего со Святыми в раю. В эти дни в Церкви совершаются панихиды и литии.

Поминальная служба в 3 день

Поминальная служба в 3-й день совершается в ознаменование тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение на 9 дней совершается в честь 9-ти ангельских чинов. Ангелы в эти дни просят о помиловании умершего.

Поминальная трапеза на 9 день

На 9 день поминальная трапеза напоминает семейный обед. На стол ставят фотографию покойного, рядом ставят стакан с водой и кусочком хлеба. На 40 день приглашают всех, кто желает почтить память умершего. Часто приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах.

Поминки на 40 день

Помин на 40 дней совершается в честь сорокадневного плача израильтян о кончине Моисея. Иисус Христос также вознесся на небо в сороковой день после Воскресения.

Поэтому Церковью установлено: совершать поминовение в 40-й день по смерти усопшего, чтобы душа его взошла на святую гору Синая, предстала пред Всевышним, водворилась в селениях на Небесах со Святыми.

По молитве Бог прощает умершего, снимая с него много грехов или полностью его оправдывая.

В эти дни необходимо молиться особенно усердно, помогая усопшему пройти все испытания:

  • подавать записки в Церковь для поминовения на Литургии и Панихиде;
  • дома, приглашать родственников, чтобы помолиться за усопшего.

Часто спрашивают — делать ли поминки на полгода? Это не обязательно, решение принимают родственники умершего. Траурная дата, не повод для вечеринки. Православные устраивают скромный семейный обед, без лишних разговоров, с теплыми воспоминаниями об усопшем, вот и все, что требуется в траурные дни.

Годины. Как отмечать?

Через год в день смерти за поминальной трапезой вновь собираются родные и близкие. Они вспоминают праведные дела, которые усопший совершал в своей жизни, выражают соболезнование.

По православным канонам поминают только людей, кто проходил обряд Крещения. Церковь не молится за некрещеного, самоубийц, не православных, еретиков. Некрещеных, после прощания с местом, где он жил, везут на кладбище, минуя Церковь.

Как отметить годовщину смерти

На годовщину смерти обязательно посещают кладбище, потом собираются в тесном семейном кругу. На кладбище желательно приезжать до 12-00 часов. Можно раздать милостыню – это конфеты, пироги, хорошие вещи покойного.

Венки из бутафорских цветов были запрещены Синодом еще в прошлом веке. В христианстве запрещено что-либо приносить на могилу. Можно зажечь свечи, возложить живые цветы.

Любая годовщина смерти проводится только для самых близких людей. Неспешная, спокойная обстановка, возможна даже тихая музыка, фотографии на столе – достойный способ почтить память. Часто трапезу проводят дома, но можно и в кафе.

Как писать в записке — новопреставленный и приснопамятный?

Новопреставленным называют покойного в течение 40 дней после смерти. Приснопамятным называют по истечении сорока дней.

Слово «присно» означает — всегда. А приснопамятный, то есть о ком всегда помнят и молятся. В годину в церковную записку надо писать: «приснопамятного(ой)».

Как накрыть стол

В любой траурный помин принято ставить на стол четное количество блюд. Вилки чаще всего исключаются, но если семья усопшего желает подать вилки, то это не запрещается.

Из блюд обязательными считаются блины, мед, щи, второе блюдо, каши, рыба, в постные дни — горох, пироги, компот и обязательно кисель. В православии принято ставить на стол кутью, освященную в храме.

Спиртное ставить на стол не рекомендуется. Помин — это не изобилие на столе, а искренняя молитвам об усопшем.

Если мучает совесть, что делать?

После смерти близкого человека многие мучаются от того, что при жизни неправильно относились к умершему. Что делать в этом случае? Церковь рекомендует прийти, исповедоваться, очистить душу. Чаще всего человек получает облегчение.

Потом не забывайте молиться, подавать милостыню, церковные записки о упокоении усопших, проводить дни в богоугодных делах, заботься о других.

Особенно важно молиться о прощении грехов покойного до Страшного Суда Божия. Именно на 40-й день душа получит отведенное ей место.

В день смерти правильным будет заказать в храме сорокоуст, а потом поминовение на год. Можно сразу в нескольких храмах.

Почему важна родительская суббота?

В особо обозначенную субботу Церковь поминает всех умерших христиан. Этот день называется Вселенская родительская суббота. Почти все родительские субботы не имеют твердой даты, они связаны с празднованием Пасхи.

Мясопустная суббота бывает за 8 дней до начала Великого поста. В Великий пост родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмице. Поминают маму, папу, родственников. Нужно молиться о упокоении почивших и после родительских суббот.

Поминальная суббота – это любая суббота в календаре. Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмовыми праздниками) считаются днями поминовения усопших. В эти дни поминают родителей и всех умерших.

Через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы наступает Радоница. В этот день наш Спаситель сошел во ад, чтобы оповестить о победе над смертью и извел из ада души праведников. Сходите на кладбище, помяните маму, папу, всех родственников, близких людей, зажгите свечи, положите на могилу живые цветы.

Как молиться об умершем младенце?

Младенцев также отпевают, по ним служат панихиды. Важно знать, что в молитвах не просят о прощении грехов, так как у них еще нет грехов, осознанно совершенных. За ребенка просят Всевышнего сподобить его Царства Небесного.

Отмечают ли день рождения усопшего

Наши предки никогда не отмечали день рождение умершего. Если человек умер в день рождения, то все равно дату рождения никак не отмечали. Поминая душу в день рождения, родственники невольно тянут ее на землю, то есть, не дают покоя почившему.

Уважаемые друзья, православная церковь рекомендует в день рождения умершего родственника или родителей сходить на кладбище, где можно раздать милостыню, но не устраивать посиделки. Посиделки со спиртным наносят страдания душе умершего.

Нельзя лить спиртное на могилу, это оскорбляет покойного. Давайте будем чтить православные традиции и мы.

Молитва на годовщину смерти

«Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.
Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.»

Также на нашем сайте вы можете прочитать: как деликатно выразить соболезнование по поводу смерти родного и близкого человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

—   «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная — это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть — самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

 Что происходит с душой после смерти?

—   По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

 Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

—   Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней — от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь — ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

— Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Какое надо иметь понятие о рае?

— Рай — это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая — лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его—Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, — говорит святи­тель Василий Великий, — потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства — в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», — говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Какое надо иметь понятие об аде?

— Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение — есть раскаяние».

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, — пишет пре­подобный Симеон, — никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе — огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. — являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, — тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша… и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

—   Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть — начало новой жизни, а земная жизнь — лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

—   Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

Что делать, если снится умерший человек?

—   На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких — долг каждого православ­ного христианина.

Сколько дней носят траур по усопшему?

—   Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

—   Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный — слово «присно» означает — всегда. А приснопамятный — всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

—   Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

—   После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

—   Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

—   Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

—   Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников — вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

— Кремация — это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел — это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью — верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому — покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

—   Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней — до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай — заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Что такое канун?

—   Канун (или канунник) — это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Зачем надо приносить в храм продукты?

—   Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью — помянуть усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

—   Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

—   Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что такое родительская суббота?

—   В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») — последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Когда бывают родительские субботы?

—   Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

—   Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть — не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

—   Радоница — через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

—   Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

— Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших — родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Что делать при посещении кладбища?

—   Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

—   Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду — лучше отдать ее нищему или голодному.

Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

—   По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо — это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

—   Кладбище — это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

—   Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Что читать по усопшему на Пасхальной неделе?

—   Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

—   Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

—   Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

—   Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

— В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

—   Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

—   Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается — можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

—   Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви — не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

—   Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался — тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

—   Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

—   Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

—   Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

— Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

— Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Однажды в жизни каждого человека наступает время, когда кто-то из знакомых, близких или родных людей отправляется к почившим праотцам. Останки умершего человека чаще всего предают земле, где они и будут находиться в дальнейшем. Однако любовь к не иссякает, поэтому в определенные дни совершаются поминки по умершему. Чтобы не допустить нежелательных ошибок, очень важно знать, как поминать усопших, в какие дни это делается и, безусловно, как происходят поминки.

Как и когда проводить поминки

Для поминовений выделяют три основных срока после смерти человека. Первый раз моления происходят на третий день, второй раз поминают на девятый день и уже третий раз молятся об усопшем при наступлении сорокового дня. Отсчет ведется со дня кончины человека, а не со дня погребения. Поминки в установленные дни являются священным обычаем, который сохранился с давних времен.

Основные ошибки и правила

Поминки, как и любой другой обычай, имеют свои установленные годами правила. Их непременно нужно соблюдать, чтобы ненароком не потревожить и не обидеть душу умершего. Но прежде чем узнать какие правила поминания усопших существуют, стоит узнать об ошибочных действиях, которые многие совершают на похоронах. Распространённые ошибки могут быть связаны с такими предметами, как:

  1. Венки, которые в настоящее время являются важной атрибутикой любых похорон. На самом деле все искусственные изделия подобного рода становятся для души усопшего большой ношей, которую им приходится все время носить на шее. Чем больше венков было положено на могилу, тем сильнее страдает душа. Лучше, если на место захоронения будут возложены живые цветы.
  2. Поминальный стол. На самом деле поминки любого человека, будь то родственник или просто знакомый, должны проходить без спиртных напитков. Чем больше алкоголя будет выпито в поминальный день, тем страшнее муки у души усопшего. Согласно православным верованиям тот, кто алкоголем поминки устраивает — умершему мучений тяжких желает. В это день лучше пожертвовать еду бездомным или малоимущим людям, а также пригласить близких людей и угостить их чем-то вкусным, но при этом, не наливая спиртной напиток, — это будет благочестивым делом.
  3. Конфеты, печенье. После погребения очень часто можно увидеть, как раздают сладости соседям. Здесь тоже нужно обратить внимание на церковные учения. Сладкие изделия, наряду со спиртными, представляют собой продукты чревоугодия. Своей «доброй» раздачей конфет или печенья, якобы во имя усопшего родственника, вы можете совершить целенаправленное подталкивание к чревоугодию, что является большим грехом. В этот день лучше собраться за столом и помянуть умершего человека добрым словом, вспомнив его хорошие качества или жизненные заслуги. Можно также раздать приготовленную еду соседям, прохожим; особенно хорошо, если это будет делать человек с затруднительной финансовой ситуацией. Такое действие будет считаться словно милостыня во имя усопшего.
  4. Музыка. Дело касается похоронных оркестров. На самом деле в этот день не принято устраивать музыкальные оформления, даже если они трагические. Таким образом, идет привлечение бесов и прочей нечисти.

Итак, как правильно поминать умерших родственников.

Отведенные дни для поминок

Как уже говорилось ранее, различают три особых срока, когда проводят поминки, не считая дня похорон:

  1. Третий день со дня смерти. Именно в этот период происходит поминовение, так как он ознаменован трехдневным воскресением сына Божьего Иисуса Христа, а также во имя святого образа Святой Троицы. В первые 2 дня душа умершего человека остается на земле и в сопровождении с ангелом проходит по местам, которые наиболее укрепились в воспоминаниях. Порой душа скитается в окружении жилища, где находится тело. Только на третий день Господь велит ей вознестись к небесам на поклон Божий. В связи с этим третий день — наиболее подходящий срок для первичного поминовения души.
  2. Девятый день после смерти. Поминки проводятся в честь чинов ангельских, число которых как раз равняется 9. Ангелы являются слугами Небесного Владыки. Они в этот день приходят к Богу, чтобы ходатайствовать о получении помилования для преставившегося за содеянные им при жизни грехи. До этого срока душа знакомиться с Небесным Царством, посещает райские обители. На протяжении 6 дней душа спокойна, не вспоминает о скорби, которая одолевала ее при жизни. По истечении этого времени Господь призывает ангелов вновь представить упокоенную душу. Поэтому вновь родственники взывают с молитвой к Господу Богу, чтобы он принял в свое царство душу упокоенного.
  3. Сорокадневный срок. Это период является наиболее знаменательным, так как ровно столько времени необходимо, чтобы подготовиться к принятию дара Божьего и его благодати. Церковь, беря во внимание эти священные знания, установила, что на сороковой день необходимо поминать умершего, так как его душа восходит на священную гору Небесного Владыки. После того как случилось второе появление души перед Богом, ангелы отводят ее в ад к мученикам, где на протяжении всего времени она созерцает их муки за нераскаянность. Когда наступает дата сорокового дня после смерти, душа представляется Богу в третий раз. И вот на этом этапе решается ее дальнейшая судьба. Именно поэтому так важно в этот день совершать поминки по умершему человеку и взывать к Господу с молитвой.

По истечении сорока дней умершего принято считать приснопамятным, то есть тот кого надо приснопоминать, где «присно» обозначает «всегда». О своем почившем родственнике или близком человеке не надо забывать после смерти.

Что такое панихида

При жизни любовь можно показать своим близким людям обняв их и поцеловав. Но если человек отправляется в мир иной, то проявить свои чувства к нему можно только при помощи панихиды. Проводятся они в церкви, как правило, сразу же после окончания утренней службы. Сколько будет стоить панихида, узнать можно непосредственно при посещении храма.

Для проведения панихиды необходимо купить хлеб или что-то из выпечки, но ни в коем случае она не должна быть сладкой, а также можно приобрести фрукты. Эти продукты считаются основными, но можно добавить и другие виды, в зависимости от финансовых возможностей. Как правило, в этот день заведено нести муку, различную крупу и масло растительного происхождения. Ни в коем случае нельзя брать с собой спиртное и сладости.

К продуктам добавляется записка с именами всех усопших родственников, написанная заранее. Бланк для правильного заполнения можно взять непосредственно в церкви. Все приготовленное для панихиды укладывается на специальном столе. Во время панихиды желательно присутствие того, кто взывает с молитвой к святым. Общая продолжительность священного действия составляет порядка пятнадцати минут. Верующие люди говорят, что в это время душа становится рядом со своим родственником и молится за него точно так же, как и он.

Есть панихиды, которые особо значимы для умерших душ, их действие в 10 раз сильнее, чем обычная служба. Проходят они в специальный день памяти умерших, который приходится на родительскую и поминальную субботы. О том, когда они бывают и сколько их в году, узнать можно в самой церкви или в специальном церковном календаре, где их принято отмечать черным крестиком. Как правило, основная их часть приходится на период Великого поста.

Душа умершего человека ожидает родственника в храме и радуется, если он приходит. В противном случае она очень сильно тоскует и чувствует себя опустошенной. Накануне, в пятницу вечером, во имя упокоенного справляется парастас.

Помимо суббот, поминание умерших в православии происходит на Радоницу, которая следует на девятый день после празднования Пасхи. Именно в это время души ждут своих родных возле могил или в церкви, иногда они приходят в квартиру, где жили до смерти. В этот день необходимо усиленно припоминать их, а также заказывать панихиду и подавать милостыню нуждающимся. Если день рождения усопшего приходится на Радоницу, то ничего страшного нет в том, чтобы устроить поминки. Нет запретов для памяти о близких людях, покинувших бренную землю.

Церковный устав гласит

Не надо забывать о близких своих, ушедших к Богу. Поминовение усопших по уставу православной церкви происходит и через полгода со дня смерти, и даже через год. Годовщина смерти считается вторым рождением души и новой жизнью в Небесном Царстве. Особое внимание уделить нужно поминовению перед Троицкой субботой; когда совершается очередной помин об усопшем, в церкви ставится свеча за упокой души в отведенном для усопших месте в один из полых подсвечников, а также заказывают панихиду. Но ни в коем случае, даже спустя много лет со дня смерти, нельзя приносить спиртное или сладкое. Не надо гневить Бога и терзать душу умершего.

Согласно уставу церковному, на благодать души усопшего сразу же после его смерти в храме надо заказать сорокоуст, который будет читаться на протяжении сорока дней. В монастыре можно заказать молебен за упокой, который служители будут делать на протяжении нескольких месяцев. Еще один важный момент, который необходимо соблюдать — если человек при жизни был некрещеным, то в церковных службах его поминать нельзя. О благословении его души молиться можно только дома перед ликом святого, чьим именем был наречен упокоенный раб Божий.

Если по каким-то причинам не получается отметить поминки в день смерти близкого человека, то можно сделать это в любое другое время, даже в случае, когда оно намного позднее, чем дата кончины, за исключением тех дней, когда поминать умерших запрещено. Не стоит устраивать поминки по церковным правилам во время:

  • Пасхи.
  • Страстной недели.

В эти дни справлять поминки ни в коем случае нельзя, таким образом можно потревожить упокоенную душу, в результате чего она будет мучиться и изнывать.

Неоднократно можно услышать, что поминать усопших нельзя в понедельник. На самом деле церковным уставом это не запрещено. Такое мнение связано исключительно с мнением людей о том, что понедельник — день тяжелый, и в этот день ничего нельзя начинать, значит, проводить поминки можно и в этот день недели.

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода. Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.

Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье, тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитвы об умерших

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься …

Родительские субботы в 2018 году: православный календарь

Родительские субботы имеют огромное значение в жизни православных верующих. Эти дни предназначены для поминовения усопших …

Поминальные молитвы об усопших

Смерть близких людей — всегда большое горе. Однако каждому православному человеку утешиться в печали и …

Православная Радоница: что это за праздник

В православии существует большое количество праздников и важных дат. Сразу за Пасхальной неделей следует Радоница. …

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here