Июнь издревле по церковному

Для наших читателей: июнь издревле по церковному с подробным описанием из различных источников.

Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.

Источники для реконструкции древнеславянского календаря

Историки используют для восстановления древнеславянского календаря сведения из средневековых письменных источников. Во-первых, это болгарские и древнерусские летописные тексты, в которых упоминаются названия месяцев и ведётся счёт лет и временных периодов, начиная с дохристианской истории славян. Во-вторых, это агиографическая литература. Особую группу составляют тексты, содержащие календарные расчёты. К ним относятся пасхальные таблицы и «Учение о числах» Кирика Новгородца.

Важнейшим источником является так называемый народный календарь примет, зафиксированный в фольклорных текстах нового времени. Он сохранил, как полагают, важнейшие элементы годового календарного цикла древних славян и внутренние связи между ними. При работе с этим календарём следует принимать во внимание наслоение более поздних христианских представлений, расхождение юлианского календаря с астрономическим и смену календарей: юлианского на григорианский. Важное место занимает исследование народных названий месяцев.

Третья группа источников — археологические находки. Существует методика статистического анализа календарной символики на керамике и украшениях дописьменных археологических культур. Её суть заключается в выявлении календарных чисел, отражённых в украшениях (к примеру — числа 21, 13, 12, 9, 7, 4 и 3 — являются календарными), подсчёт частоты их употребления в ареале культуры и сопоставление с подобной статистикой соседних по территории синхронных культур, а также культур более раннего и более позднего периодов. Для славян подобных исследований не проводилось. Сложность вызывают и споры о том, какие именно археологически культуры можно считать славянскими. Другой проблемой является отсутствие на керамике славян календарной символики. Самый богатый материал для реконструкции календаря древних славян даёт керамика черняховской культуры, славянская принадлежность которой, при этом, признается далеко не большинством археологов. Некоторые исследователи пытались привлечь для реконструкции календаря числовые значения, отражённые в конструкции древнеславянских капищ (число 8, которое является скорее географическим, а не календарным).

Четвёртая группа сведений о календаре славян возникает при использовании сравнительного метода. При восстановлении используются аналогии с другими календарными системами, однако надёжных данных, ввиду отсутствия синхронных письменных источников и утвердительных археологических данных о ранней истории славян, этот метод не даёт.

Общие принципы исчисления времени древними славянами

Календарь славян изначально был лунным, или пережитки лунного календаря долго сохранялись. Это очевидно и из самого названия «месяц», и из многочисленных припоминаний о лунном счёте времени в народном быту. Однако реалии земледельческой жизни славян, как и других европейских народов, побуждали их больше внимания уделять солнцу. Основные праздники годового цикла издревле, ещё с дославянской поры, привязывались к дневному светилу — так что календарь славян с неизбежностью становился лунно-солнечным.

Б. А. Рыбаков, исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки (IV век) путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна») и т. п.), учитывая таким образом порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями. Такими явлениями, по мнению некоторых исследователей, были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала и Коляда.

На ромашкинском календаре, по мнению Рыбакова, обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники «Купалы» (ночь с 23 на 24 июня) и Перуна (12 и 20 июля), а также «русалии» и период жатвы.

Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» («инии деньми лето чтяаху»), тогда как в древнерусских источниках также указывается на то, что предки славян до того, как узнали о 12 месяцах юлианского календаря, считали время по луне («овии по луне чтяху»), то есть месяцами.

При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные локальные календарные системы и эры, не являвшиеся общеславянскими и существовавшие непродолжительное количество времени — до следующего значимого события.

К календарной символике, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем, числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной, а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение. В фольклоре встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года, «тридевять» (27) и «тридесять» (30), 40 дней и «сорок сороков» (1600) и др.

Выводы Рыбакова не разделяются некоторыми исследователями, например, Л. С. Клейном. Клейн критикует Рыбакова за натянутость выводов и игнорирование полиэтничного характера черняховской культуры, так что если знаки на горшках и могут рассматриваться как календарные символы, то только как германские или скифо-сарматские.

Дни недели

Названия дней недели у разных славянских народов

понедельник понєдѣ́л҄ьникъ poniedziałek pòniedzôłk pónjeźele pondělí pondelok ponedeljek ponedeljak ponedjeljak понедељак понеделник понеделник понеділок панядзелак
вторник въто́рьникъ wtorek wałtora wutora úterý utorok torek utorak utorak уторак вторник вторник вівторок аўторак
среда срѣ́да środa srjoda srjeda středa streda sreda sreda srijeda среда среда сряда середа серада
четверг чєтврь́тъкъ czwartek stwórtk štwórtk čtvrtek Štvrtok Četrtek četvrtak Četvrtak четвртак четврток четвъртък четвер чацьвер
пятница пѧ́тъкъ piątek pětk pjatk pátek piatok petek petak Petak петак петок петък п’ятниця пятніца
суббота сѫбо́та; собо́та sobota sobota sobota sobota sobota sobota subota subota субота сабота събота субота субота
воскресенье нєдѣ́лѧ niedziela njeźela njedźela neděle nedeľa nedelja nedelja nedjelja недеља недела неделя неділя нядзеля

В «Повести временных лет» понедельник и вторник упомянуты всего по одному разу, среда — дважды, четверг — трижды, пятница — 5 раз, суббота — 9, а воскресение («неделя») — 17 раз.

Названия дней недели («седмицы») имеют порядковое значение: вторник — второй день, четверг — четвёртый, пятница — пятый. Название воскресенья — «неделя» — указывает на запрет трудиться в этот день, на день отдыха (такие запреты также связаны с различными народными праздниками и различными видами деятельности). Название понедельника указывает на связь седьмого и первого дней («после недели»).

Слово суббота заимствовано из еврейского языка, пришло оно, вероятно, вместе с христианизацией Руси, при русских нецерковных шесток, шосток. Слово среда указывает на серединное положение дня среди пяти дней (или семи, если считать неделю не с понедельника, а с воскресенья). Пятница и воскресенье почитались в славянской народной традиции. Сохранилось празднование двенадцати «пятниц» в году, имеющее апокрифические истоки.

Светлана Толстая считает, что восточные славяне пользовались пятидневной неделей, а субботу и воскресенье они заимствовали во время христианизации.

Сербский этнограф Петар Петрович предполагает, что с приходом христианства у сербов добавилась суббота, а до этого неделя состояла из шести дней.

Л. В. Черепнин писал о первых веках христианизации:

«Трудно с достоверностью сказать, с какого дня начинался в древней Руси счёт дней недели: с воскресенья ли, заканчиваясь субботой, или же с понедельника по воскресенье. Предполагают, что единой системы и не было, что существовали параллельно оба указанных счёта, причём, в житейском обиходе был в ходу первый, в церковной практике преобладал второй».

Дни недели, как и у других языческих народов, могли быть посвящены различным богам. Соответствие дней недели семи планетам и планетарным богам было заимствовано древнеримским календарём из халдейской астрологии Месопотамии вместе с семидневной неделей, а затем распространилось по всей римской периферии. Известно, что четверг связан с Перуном, а пятница — с Мокошью (ср. поздний персонаж — Параскеву Пятницу).

Названия месяцев

Само слово «месяц» указывает на связь выделения такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.

Славянские названия месяцев сохранились у ряда славянских народов. (В языках выведенных курсивом обычно употребляются названия латинского происхождения, одним цветом обозначены названия с одним и тем же смыслом.)

В литовском языке сохранились балтийские названия месяцев, частично совпадающие со славянскими, что позволяет предположить, что часть этих названий восходит ещё ко времени балто-славянского единства. Литовские названия также приведены в этой таблице.

Просинец Просинец, Перезимье, Лютовей, Трескун Січень Студзень Styczeń Stëcznik lede môn Wezymski Wulki rožk Leden Просинец, Колог, Коложег, Голям сечко Prosinec sečén Siječanj Коложег Коложег sausis
Сухий Зимобор, Протальник, Грачевник, Капельник Березень Сакавік Marzec Strëmiannik zürmôn, sürmôn Pózymski Naletnik Březen Сух sušec mali tráven Ožujak Дерикожа Цутар kovas
Бере-
зозол
Снегогон, Ручейник, Первоцвет Квітень Красавік Kwiecień Łżëkwiôt choidë môn, chéudemon Nalětny, Jatšownik Jutrownik Duben Брязок mali traven velki tráven Travanj Лажитрава Тревен balandis
Травный Ярець, Травник, Цветень Травень Май, Травень Maj Môj laistë môn, leisten mon Rozhelony Rožownik Květen Тръвен veliki traven risálšček, risáolšček Svibanj Цветань Косар gegužė
Изок Разноцвет, Скопидом, Хлеборост Червень Чэрвень Czerwiec Czerwińc pątjustë môn, pancjusté mon Smažki Smažnik Červen Изок, Червеник rožnik ivánšček Lipanj Трешњар Жетвар birželis
Червен Страдник, Сенозарник, Грозник Липень Ліпень Lipiec Lëpinc zeminik, semínic Žnjojski Pražnik Červenec Чръвенъ, жетар, жътвар, сърпен mali srpan jakopšček Srpanj Жетвар Златец liepa
Зарев Густоед, Разносол, Жнивень Серпень Жнівень Sierpień Zélnik haimôn, haymon Jacmjeński Žnjenc Srpen Орач, Зарев veliki srpan méšnjek Kolovoz Гумник Житар rugpjūtis
Листопад Грязник, Свадебник, Листобой Жовтень Кастрычнік Paździ-
ernik
Rujan wainjă môn, weiniamon Winowc, Winski Winowc Říjen Листопад vinotok vsesvéšček Listopad Шумопад Листопад spalis
Груден Грудень, Полузимник, Бездорожник, Листогной Листопад Лістапад Listopad Smùtan zaimă môn, seynemon Młośny Nazymnik Listopad Груден listopad andrejšček Studeni Студени Студен lapkritis
Студеный Ветрозим, Студень, Стужайло Грудень Снежань Grudzień Gòdnik trubnë môn, trübnemon Zymski Hodownik Prosinec Студен gruden prosinec Prosinac Коледар Снежник gruodis

В Остромировом Евангелии (XI век) и других древнейших памятниках письменности январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), февралю — сечень (так как это был сезон вырубки леса), марту — сухий (безводный, есть версия, что в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю — березень, берёзозол (имена, связанные с берёзой, начинающей цвести), маю — травень (от слова «трава»), июню — изок (кузнечик), июлю — червень, серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы), августу — зарев (от «зарево»), сентябрю — рюен (возможно, от «реветь», рёв животных), октябрю — листопад, ноябрю — декабрю — грудень (от слова «груда» — мёрзлая колея на дороге), иногда — студень.

Таким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря. Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода спекуляций на эту тему. Единственное, в чём сходится большинство реконструкторов, — это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.

В. Шаур считает, что у праславян существовали общие названия для месяцев, на основании чего попытался произвести реконструкцию наименований: так, январь у него prosinьсь, февраль — sěčьnь, март — berzьnь, апрель — květьnь, май — travьnь, июнь — čьrvьnь, июль — lipьnь, август — sьrpьnь, сентябрь — versьnь, октябрь — rujьnь, ноябрь — listopadъ, декабрь — grudьnь.

Сезоны

По мнению Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова, у древних индоевропейцев выделялось лишь три времени года, что вероятно было связано с сельскохозяйственными сезонами. Однако позже практически у всех индоевропейских народов фиксируется выделение четырёх времён года. Славянское название лета является инновацией, сохраняя наряду с этим древнее значение «год».

Весна Весна Вясна Wiosna Proleto Nalěćo Jaro Jar Pomlad Proljeće Proljeće Пролеће Пролет Пролет
Лето Літо Лета Lato Lato, Let Lěćo Léto Leto Poletje Ljeto Ljeto Лето Лето Лято
Осень Осінь Восень Jesień prenja zaima, jisin Nazyma Podzim Jeseň Jesen Jesen Jesen Јесен Есен Есен
Зима Зима Зіма Zima Zaima Zyma Zima Zima Zima Zima Zima Зима Зима Зима

Начало года

Часть исследователей считает, что новый год у славян начинался в январе, когда праздновали Святки — рождение нового света.

До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта (как в Древнем Риме) или с сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января. Этим указом летоисчисление «от сотворения мира» Пётр I указал заменить на летоисчисление от Рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с Новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее.

Если говорить о народной, крестьянской культуре, то в ночь с 31 декабря на 1 января русские отмечали Васильев вечер, преемником которого отчасти можно считать Старый Новый год. Обрядность Васильева вечера имела многие элементы «магии первого дня».

Исчисление лет. Века и эра

Из греческой хроники Иоанна Малалы нам известно о царствовании Сварога и его сына Дажьбога. Последний правил, согласно вставке в летописи, 7470 дней, или 20 с половиной лет. С другой стороны, данный фрагмент лишь был переведён с использованием имён славянских богов. Сюжет его был полностью заимствован, отражая традицию эвгемеризма, характерную для средневековой христианской книжности. То же самое можно сказать и о русичах как «Дажьбожьих внуках» из «Слова о полку Игореве».

См. также

  • Сербский народный календарь
  • Народный календарь восточных славян
  • Народные календари у славян

Примечания

  1. ↑ Алексеев, 2013, с. 21.
  2. ↑ Клейн, 2004, с. 98.
  3. Успенский Б. А. Почитание Пятницы и Недели в связи с культом Мокоши // Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей
  4. ↑ Рыбаков, 1981.
  5. ↑ Толстая, 2005.
  6. ↑ Петровић, 1970, с. 99.
  7. ↑ Scandinavian days: Old or new? | Carl Edlund Anderson – Academia.edu
  8. Ивакин Г. Ю. Священный дуб языческих славян // Советская этнография. — 1979. — № 2. — С. 114.
  9. Топоров В. Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. — М.: Индрик, 1996. — С. 165, 167.
  10. ↑ Народни називи за месеце у години Архивная копия от 17 февраля 2008 на Wayback Machine, Јарослав Францисти: Календар и мерење времена Архивная копия от 17 февраля 2008 на Wayback Machine
  11. Карамзин Н. М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2009. ISBN 978-5-9922-0089-8
  12. ↑ Некрылова, 1991.
  13. Рыженков, 1991.
  14. ↑ Балтийские и славянские названия месяцев Архивная копия от 4 ноября 2011 на Wayback Machine
  15. ↑ Май в народном календаре
  16. ↑ «Этимологический словарь русского языка», «Словарь Даля»
  17. Шаур В. К вопросу о реконструкции праславянских названий месяцев // Этимология 1971. М.: Наука, 1973. С. 93-101.
  18. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1984. Т. II. С. 853—854.
  19. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времён до конца XVII века. — М.: Просвещение, 1997. — С. 32.
  20. ↑ Петровская календарная реформа
  21. ↑ Васильев Вечер // Российский этнографический музей
  22. ↑ Петрухин В. Я. Были ли русичи Дажьбожьими внуками? // Категория родства в языке и культуре / Отв. редактор С. М. Толстая. — М.: Индрик, 2009. — С. 23—35. — 312 с. — («Библиотека Института славяноведения РАН. 16»). — 500 экз. — ISBN 978-5-91674-065-3.

Литература

  • Алексеев С. В. Реконструкция праславянской обрядности: календарные обычаи // Научные труды московского гуманитарного университета. — Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. — № 3/2013. — С. 21–40.
  • Клейн, Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб. : Евразия, 2004.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Петровић П. Ж. Годишњак временски // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 99–101. — 317 с. — (Библиотека Синтезе).  (сербохорв.)
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 608 с.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.

Ссылки

  • Сводная таблица славянских названий месяцев
  • Журавель А. В. Месяцы «книжные» и «небесные»: их соотношение на страницах летописей
  • Гусев В. Е. О реконструкции праславянского календаря (к проблеме этногенеза славян) // «Советская этнография», 1978, № 6. М.: «Наука», 1978. С. 132—143.

  • июнь издревле по церковному

Фото: alefbet / Shutterstock.com

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

13 июня, 31 мая по церковному календарю, в качестве которого издревле используется календарь юлианский, разработанный в Александрии в середине I века до Рождества Христова и названный в честь Юлия Цезаря, при чьем правлении и был введен в качестве официального в Римской Империи. В России этот календарь, ныне обычно именующийся “старым стилем”, использовался вплоть до того как большевики в 1918 году заменили его григорианским календарем.

Вторник 2-й седмицы по Пятидесятнице (то есть второй недели после праздника Святой Троицы, в церковной традиции также именующегося Пятидесятницей). Второй день Петрова (Апостольского) поста, который продлится до 12 июля, дня святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Несмотря на то, что в 2017 году этот пост длится достаточно долго (в течение месяца, что зависит от даты Пасхи Господней, а потому его продолжительность варьируется от 8 до 42 дней), сам он считается легким, поскольку во многие из дней Петровского поста постящимся христианам благословляется употребление рыбы.

Так, сегодня, 13 июня, по строгому монашескому “Большому уставу” дозволяется вкушение пищи только с растительным маслом, однако в большинстве случаев благословляются и рыбные блюда. Между тем нужно помнить, что запрет на вкушение пищи животного происхождения не является главным смыслом православного поста. Самое главное – это воздержание духовное.

***

13 июня в Русской Православной Церкви совершается память нескольких святых, совершавших свое служение как в апостольские времена, так и годы советских богоборческих гонений. Далее вкратце расскажем о каждом из них.

***

Апостол от 70-ти Ерм. Напомним, что в период своей земной жизни Спаситель избрал не только 12 главных учеников, но и более широкий круг, известный как “апостолы от 70-ти”. Именно к этим ученикам Христа относился святой Ерм. Об этом апостоле сохранилось не так много сведений, однако Священное Предание Православной Церкви сохранило то, что святой Ерм был епископом во Фракийском городе Филиппополе (согласно другой версии, он проповедовал Слово Божие в Далматии, хотя, возможно, это были два разных Ерма).

Существует упоминание этого святого и в Священном Писании. Так, святой первоверховный апостол Павел в своем Послании к Римлянам приветствовал его и других апостолов от 70-ти словами: “Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев”. Также именно апостолу Ерму некоторые древние исследователи приписывали создание такого святоотеческого текста, как “Пастырь” Гермы (или, иначе, Ерма). Правда, более поздние исследователи склоняются к тому, что это произведение относится ко II веку от Рождества Христова.

***

Мученик Ермий Команский. Один из раннехристианских святых, принявший страдания за Христа и Его Церковь во II веке при императоре-язычнике Антонине Пии. Святой Ермий к моменту своей мученической кончины был уже убеленным сединами воином-христианином, отказавшимся принести языческую жертву, за что старого солдата подвергли чудовищным мучениям. Мученика Ермия избивали, сдирали с него кожу, бросали в раскаленную печь, но чудесным образом он оставался жив. Даже отравленное питье не подействовало на страдальца. Увидев все это, языческий жрец уверовал во Христа и был обезглавлен, приняв крещение мученической кровью. После этого святого Ермия продолжали истязать, и во время этих пыток он совершил несколько чудес, в том числе исцелил внезапно ослепших зевак, наблюдавших мучения святого страдальца. Только после того как обезумевший от гнева на христиан правитель этой области Севастиан собственноручно отрезал ножом голову святому, мученик Ермий отдал свою бессмертную душу Господу. А от святых мощей страдальца сразу же стали совершаться чудеса и исцеления.

***

Мученик Философ Александрийский. Этот святой также пострадал за исповедание христианской веры в первые века от Рождества Христова, а именно в III столетии в годы правления императора-язычника Декия (249-251). Юношу-христианина Философа из города Александрия, отказавшегося отречься от Христа, пытались склонить к греху, в частности, соблазняя распутной женщиной, с которой его оставили в заключении наедине. Но будущий страдалец удержался от плотской страсти при помощи страданий, откусив себе язык. После чего мученику Философу отсекли голову.

***

Священномученик протоиерей Философ Орнатский и иже с ним убиенные сыновья Николай и Борис. Священномученик Философ, страдалец за веру, погибший в годы советских гонений на Церковь, при крещении был наречен в честь упомянутого выше мученика Философа Александрийского. И также как и этот древний святой принял смерть за Христа, причем не один, а с двумя своими сыновьями. Отец Философ был одним из самых известных дореволюционных пастырей русской Имперской столицы – последние годы своей земной жизни он служил настоятелем Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга, куда к батюшке за духовным окормлением, а также, чтобы услышать его удивительные проповеди, стекались многие тысячи людей.

В своих проповедях и выступлениях будущий священномученик всегда выступал против революционных и либеральных пропагандистов и за верность императору Николаю II. А в годы революционной смуты отец Философ сделал очень много, чтобы уберечь петербургские святыни от поругания. В августе 1918 года протоиерей Философ Орнатский и его сыновья (военный врач Николай и штабс-капитан артиллерии Борис) были арестованы, а 30 октября – расстреляны. Тела мучеников, судя по всему, были сброшены в Финский залив.

***

Мы просим святого заступничества у сегодняшних святых и поздравляем всех, кто носит имена Ерм, Ермий, Философ, Николай и Борис! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

Оставьте email и получайте интересные статьи на почту

*

Летний праздник Ивана Купалы — один из любимых у славянских народов (Фото: JackF, Shutterstock)

Предками данная мудрость народная

Славянство — это поклонение святому духу природы, частью которой является сам человек. Это почитание Рода, предков, и созидание семейной родовой жизни, по древним славянским обычаям. Славянство, по словам Государственного Гимна России — предками данная мудрость народная — достоинство славянских народов и великое наследие Руси.

Традиция русского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции.

Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.

Цикл славянских праздников

Коло Сварожье — годовое колесо славянских племен

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.

Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года.

Январь — Просинец

Февраль — Лютень

Март — Березень

Апрель — Цветень

Май — Травень

Июнь — Червень

Июль — Липень

Август — Серпень

Сентябрь — Вересень

Октябрь — Листопад

Ноябрь — Грудень

Декабрь — Студень

Далее представлен список основных праздников, ритуалов и обычаев славян.

Всего в разделе – 62 праздника. Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены государственные выходные.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here