Исповедь оптинских старцев

Для наших читателей: исповедь оптинских старцев с подробным описанием из различных источников.

Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня. Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил. Прости нас, Милосердный Господи (для народа).

Прости мя, честный отче (для одиноких). Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанные благодеяния, призыванием Имени Божия без нужды – всуе. Прости мя, честный отче. Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. Заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа. Прости мя, честный отче. Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и св. отцов преданиям от ленности и небрежения не поучался.

Прости мя, честный отче. Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы – согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению. Прости мя, честный отче. Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися. Прости мя, честный отче. Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней – среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честный отче. Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных. Прости мя, честный отче. Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию. Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением всех людей – живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием. Прости мя, честный отче. Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным; осквернением, невоздержанием в супружеской жизни. Прости мя, честный отче. Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело. Прости мя, честный отче. Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду. Прости мя, честный отче. Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение. Прости мя, честный отче. Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телеснаго покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим или склоняли кого-нибудь к этому великому греху – детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах. Прости мя, честный отче. Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.

Прости мя, честный отче. Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров. Прости мя, честный отче. Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением. Прости мя, честный отче. Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия. Прости мя, честный отче. Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием – волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

* Данный текст читается священником перед исповедью и приводится здесь, как один из образцов исповеди, в целях лучшей подготовки верующего к этому таинству, а так же лучшего осознания своей греховности и возбуждения покаянных чувств при домашней молитве.

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

  • Молитва вторая перед исповедью
  • Православная молитва перед исповедью Преподобного Симеона Нового Богослова
  • Блаженства Евангельские в Православии
  • Православная молитва первая об исцелении болящего Владыко Вседержителю
  • Чинопоследование обедницы с причастием

1. Уединись, оставь все заботы, сосредоточь рассеянный свой ум, сотвори молитву и попроси у Бога просвещения, чтобы вспомнить тебе все грехи свои, и, если сознаёшь, что память у тебя слаба, запиши их на бумаге.

2. Перед исповедью надо пересмотреть всю свою прежнюю жизнь с семилетнего возраста, припомнить и отыскать в себе забытые грехи, в которых не было принесено покаяние и в которых часто и таится причина душевной болезни.3. Прежде всего от нас требуется осознать два великих наших греха и каяться в них: первый — это неблагодарность Богу за всё, что Он дает нам, а второй — отсутствие истинного страха Божия, благоговения перед Ним; а уж потом нужно каяться во всех других грехах, из этих двух проистекающих.4. Для самоиспытания имей перед глазами десять заповедей Божиих и наблюдай, какую из них ты преступил; испытай хорошо свою совесть, в чем ты провинился умом, словом или делом, в чем ты согрешил перед Богом, перед ближним и самим собой.5. Если у тебя есть вражда к кому-нибудь, прости его от всей души; если у тебя есть чужая вещь, возврати ее; если ты затронул чью-нибудь честь, исправь зло, которое ты сделал; болей, сокрушайся, вздыхай, плачь горько. И, ко всему этому, обвиняй себя. Устрани свои прежние грехи, твердо решись впредь их не допускать.6. Пред исповедью храни молчание, чтобы удобнее было сознать свои грехи, прежде чем пойти к духовнику и с сокрушенным сердцем исповедаться — чистосердечно, без стыда, ибо тогда только объемлет душу мир и радость.

О записывании своих грехов

Некоторые известные духовники советовали при подготовке к исповеди составить письменный перечень соделанных прегрешений.

Но надо помнить, что приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы вспомнить и записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут видны ясно наши грехи. Исповедник должен принести на исповедь не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце. Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание — искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот грех — «окамененное нечувствие» — мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия. И всё же сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь.«Недостаточно того: перечислил все грехи — и конец, и ничего не получилось, — говорил о письменной исповеди святой праведный Алексий Мечев, — а нужно, чтобы грех опротивел, чтобы всё это перегорело внутри, в сердце, когда начнешь вспоминать… И вот тогда-то уж грех нам будет противен, и мы уже не вернёмся к нему. А то тут же и опять за то же».

Как происходит таинство покаяния в храме

Исповедь совершается в храме вечером (во время или после вечернего богослужения) или утром, перед литургией. К началу исповеди нельзя опаздывать — перед исповедью священник читает особые молитвы чинопоследования покаяния (в народе эти молитвы называют «общая исповедь»), которые следует прослушать каждому желающему исповедоваться. Поэтому приходить в храм на исповедь следует за полчаса до начала богослужения.

Молитвы чинопоследования покаяния служат вступлением и подготовкой к личному покаянию. Священник, вспоминая о милости Божией к покаявшимся царям Давиду и Манассии, молит Бога принять покаяние ныне кающихся Его рабов. И в другой молитве, обращаясь ко Господу Иисусу Христу, Агнцу, «взёмлющему (берущему) грехи» всего мира, просит простить кающимся грехи, сделанные по своей воле, и невольные, ведомые и неведомые.По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит…» Это обращение помогает пришедшему на исповедь осознать в этот последний момент важность и ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою. Священник здесь не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.Вот как эта молитва звучит по-русски: «Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, и всё, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из неё неисцелённым!»На этом кончается первая часть последования, и начинается исповедь перед священником каждого кающегося отдельно.

Что говорить на исповеди

Исповедание грехов, то есть называние своих прегрешений, духовных болезней и падений вслух перед священником, очень важно, потому что в нем преодолевается гордыня (главный источник грехов) и уныние безнадежности своего исправления и спасения. Выявление греха приближает уже к извержению его из себя.

Часто вместо исповеди грехов человек жалуется священнику на своих близких и на трудности жизни. Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна», или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными слабостей и грехов.Опасно деление грехов на «тяжкие» и «лёгкие». Такие «лёгкие» грехи, как ложь (хотя бы и бескорыстная), похотливые помыслы, грубость при общении с людьми, развращают и порабощают душу, и бороться с ними, как правило, бывает труднее, чем с тяжкими. Можно привести известный святоотеческий образ: убрать груду мелких камней требует большего труда, чем передвинуть равный им по весу большой камень. Греховный образ жизни, превратившийся в норму, порочные привычки и склонности, на которые зачастую не обращают внимания, можно уподобить злокачественной опухоли, незаметной снаружи, но изо дня в день подтачивающей душу и отравляющей весь духовный организм человека.Не надо бояться называть вещи своими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода — тяжелейшие грехи, нераскаянность в них лишает спасения, обрекает на вечные муки.Грехи на исповеди называются вслух, членораздельно, сосредоточенно и так, чтобы в словах исповеди отражалось покаянное состояние духа и стремление как бы оторвать грех с его корнем и освободиться от него. «Бог хочет услышать грехи от нас не потому, что Сам не знает их, — писал преподобный Ефрем Сирин. — Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения». Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями.Надо ли подробно рассказывать о грехах? На это старцы отвечают так:«Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сора, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты, — советует преподобный Никон Оптинский. — Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи».Старцы советовали быть особенно осторожными в открытии на исповеди блудных грехов и помыслов. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Надо поскорее засыпать, закрыть эту смердящую яму, а не копаться в ней. Блудные помыслы вам в грех не поставятся, если вы не услаждались ими. Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться. Если у вас своих сил нет бороться с помыслами, то призывайте Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять их».Преподобный Оптинский старец Лев не советовал подробно исповедовать блудные помыслы и дела: «…Старцы знали великое милосердие Божие, нежелающее крайнего пристыждения нашего, потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда тебе диавол внушит их, и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда и старец, не очень твердый, не вывеет помыслы твои из уха своего сердечного».Вот с каким чувством советовал исповедоваться преподобный Феофан Новоезерский: «Когда исповедуетесь, то просите единого Подателя благ: „Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих!» И когда священник скажет: „Прощаю и разрешаю!», то в самую сию минуту и на небеси прощено и разрешено».Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху.«Покаяться, с намерением опять приняться за грехи, — это смертный грех», — писал преподобный Феофан Новоезерский. 

Советы русских старцев об исповедании грехов

1. Подходя к исповеди, надо сознавать, что грешен, виноват именно я, и до мелочей рассмотреть со всех сторон свое согрешение, чтобы это опротивело, почувствовать благость Божию: Господь пролил за меня кровь, заботится обо мне, любит меня, готов, как мать, принять меня, обнимает меня, утешает, а я всё грешу и грешу (св. праведный Алексий Мечев).

2. Став перед духовником, надо особенно заботиться о том, чтобы исповедь была без ложного стыда и отговорок. Мы стыдимся явиться грешными и хотим в глазах мира казаться святыми. Даже объявив на исповеди свои грехи, мы тотчас стараемся представить их в измененном виде. Мы исповедуем, что провинились, но тотчас подыскиваем оправдания, и, вместо того чтобы обвинять себя, мы обвиняем других. «Знайте, любезнейшие, в чём откроетесь отцу духовному, того не будет записано у диавола, а о чём не раскаетесь, то будет записано у него; прошу любовь вашу всмотреться — не лучше ли здесь загладить покаянием, нежели там мукою, — чего не дай Боже?» (Валаамский старец Дамаскин).Преподобный Варсонофий Оптинский предупреждал, что неисповеданный грех разрушающе действует на человека и приводит душу к смерти.3. Не обращайте исповедь в осуждение своих родных и близких: «У меня муж — пьяница, сын — безбожник…», а надо лучше подумать, не мы ли являемся причиной их падения? Надо спрашивать у совести, в чём мы преступили, в чем несогласны были наши поступки с законом Божиим. А совесть всё подскажет, она не даст покоя человеку за сделанный грех. И не надо стесняться, надо всё рассказать духовнику.4. Механическое перечисление грехов на исповеди не спасает нашу душу, это мерзость пред Богом и кощунство над таинством святой Православной Церкви.

Надо ли искать для исповеди особого духовника

«Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому

редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка, — писал преподобный Никон Оптинский. — Надо веровать в самое таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств».«Когда подойдёшь к исповеди, — говорил святой праведный Алексий Мечев, — то каешься Господу, распятому на кресте, как дитя, когда оно со слезами говорит: „Мама, прости, я больше не буду». И тут есть кто, нет ли, будет всё равно, ведь священник только свидетель, а Господь все грехи наши знает, все мысли видит, Ему нужно только наше сознание себя виновными. Как в Евангелии Он спросил отца бесноватого отрока, с которых пор это с ним сделалось. Ему это было не нужно, Он всё знал, а Он это сделал для того, чтобы отец сознал свою виновность в болезни сына».

Можно ли рассказывать другим о своей исповеди

Преподобный старец Алексий Зосимовский говорил об этом так: «Старческая душа — могила, что слышала она, то и похоронила в себе навеки и никому того не отдаст. Не надо и тебе другим рассказывать про исповедь. Зачем? Исповедь — это тайна твоя и духовника. Мало ли что может духовник сказать тебе на исповеди, что сказать-то другим неполезно».

Преподобный Амвросий Оптинский об исповеди

Из писем преподобного оптинского старца Амвросия.

Преподобный Амвросий Оптинский

Исповедать все полезно с самоукорением, а с негодованием на других, какая польза и от полных объяснений?.

***

: на мое признание — «во всем грешна», спросил: «А лошадей крала?» Я ответила: «Нет». — «Ну вот, видишь, и не во всем», — сказал старец, улыбнувшись. На мои слова, что совсем не умею исповедоваться, батюшка заметил: «От исповеди выходишь, как святая».

***

В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научат тебя уклонению и осторожности и охранению себя, чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи.

***

Вопрос: «Что значит искренно исповедоваться?» Ответ: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять».

***

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

***

Чтобы человеку исправить себя, не надо вдруг налегать, а как тянуть барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай! — Не все вдруг, а понемногу. — Знаешь рожон на корабле? Это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, и если тянут за него, то потихоньку и все тянется, а если взять сразу, то все испортишь от потрясения.

***

Вышел как-то старец в хибарку, чтобы преподать благословение, и говорит: «У хозяина были гуси, — он и ласкает их: те-жа, те-жа, а они все те же».

***

Вопрос «Батюшка, помолитесь, чтобы мне исправиться». Ответ: «Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпляше».

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here