Икона божией матери

Для наших читателей: икона божией матери с подробным описанием из различных источников.

Святые обители Черногории сберегают множество славных христианских святынь. Одной из наиболее старинных является Филермская икона Божией Матери. Она притягивает к себе православных паломников со всего мира. Святой лик относится к старейшим иконам, написанным евангелистом Лукой. Образ хранится отдельно от других бесценных реликвий в «Голубой часовне» Народного музея на территории монастыря города Цетинье.

Уже пять веков как это место стало резиденцией Черногорско-Приморских митрополитов. Здесь собраны величайшие святыни христианского мира – частица Животворящего Древа от Креста Господня, кисть десницы Господа Иоанна Крестителя и, конечно же, чудотворная Филермская икона Богоматери, черногорцы именуют ее «Божия Матерь Филермоза». Лик Богородицы помещен в подсвеченную стеклянную витрину отдельной комнаты без окон. Как утверждают хранители, такие условия оптимально позволяют обеспечить безопасность и сохранность святой реликвии. Хотя, надо заметить, это не лучшие условия для посещения иконы паломниками и смиренной молитвы к ней.

Оглавление [Показать]

Создание Филермской иконы Божьей Матери

Согласно древнему преданию, Филермская икона Пресвятой Богородицы – это один из редких образов, созданных во времена, когда Пресвятая Дева жила среди людей. Авторство лика принадлежит первому иконописцу, святому апостолу и евангелисту Луке. Прижизненное изображение получило благословение самой Божьей Матери. До нас не дошла достоверная информация о том, кем именно был Лука. Предполагают, что он входил в число 70 апостолов, которых Иисус избрал для служения.

икона божией матери

При создании первых Богородичных икон художник более всего использовал опыт созерцания лика Богоматери, свои впечатления от характера и образа Марии. Ведь еще не были установлены каноны – требования касаемо композиции, цветовых решений, акцентов, символических знаков.

Благодаря церковному историку Никифору Каллисту, сохранилось предание о внешнем виде и нраве Пресвятой Девы. Она была среднего роста, с русыми волосами, темными дугообразными бровями над «быстрыми» глазами. Немного продолговатый нос и яркие губы на овальном лице. Также отмечает длинные руки и пальцы. Святой Амвросий выделяет смиренность, вдумчивость и целомудрие в речи, благоразумие Приснодевы. Она почитала старших, была спокойна, благожелательна, независтлива и добродетельна, движения скромные, тихая поступь, голос ровный. На изображении иконописец должен был отразить то, что видел в жизни – «олицетворение чистоты».

История иконы

Филермская икона Божией Матери была написана святым Лукой в 46 году от Рождества Христова и принесена им к антиохийским монахам-назореям, посвятившим себя христианскому подвижничеству. Образ оставался там почти 300 лет. Затем икону отправили в Иерусалим.

В 430 году супруга Императора Византии Евдокия отправилась с паломниками посетить Святую Землю и оттуда по благословению передала сестре мужа, которую именовали Благоверной Пульхерией. Она с особыми почестями при большом скоплении людей установила образ Божьей Матери в новом Влахернском храме Константинополя. Верующие устремились к чудесной иконе. Получали исцеление, успокоение, молясь и преклоняясь лику Царицы Небесной.

626 года реликвия в ответ на горячие мольбы явила миру великое чудо – спасла Константинополь от завоевания персами. За это верующие составили благодарственную песню, которую следовало слушать стоя. Такое действо назвали акафистом. Царьград был местом обитания святой иконы более 700 лет.

Обретение имени «Филермская»

Этот период был прерван крестоносцами, образ Приснодевы отправили в Иерусалим, где он попал во владение рыцарей римо-католиков из Акры. Спустя 88 лет Акру завоевали турки. Покидая город, рыцари вывезли икону на территорию острова Крит. А в 1309 году образ Божьей Матери переправили на Родос на целых 200 лет. В XIV веке для святого лика рыцарями был возведен храм, посвященный Заступнице. Местом для строения выбрали фундамент разрушенной старинной византийской базилики, что находится в Ялисе на горе Филермиос. Эту церковь можно увидеть сегодня, она хорошо сохранилась. Здесь молятся, обращаясь к одному из списков, сделанному с иконы Филермской Божией Матери, католики и православные (каждые на своей части храма).

Летом 1522 года флот с непобедимым войском султана Сулеймана I ступил на землю Родоса, началась осада крепости и столицы. После падения обороны был принят документ об условиях сдачи. Рыцари согласились уступить Порте с островами за позволение в течение 12 дней собрать, а затем вывезти с захваченной территории христианские святыни, собственное имущество. Турки же обязались не разрушать родосские монастыри, храмы.

В Италии

Желая оставаться независимыми, рыцари около 7 лет возили реликвии по всей Италии, были в Неаполе, Ницце, Риме, Мессине, на острове Кандия. Только к 1530 году мытарства закончились, Карл V (император Римской Империи) передал во владение рыцарскому ордену острова Комино, Гоцо, Мальту и др. территории. Пристанищем для святынь, а также для Филермской иконы Пресвятой Девы стал форт Святого Ангела. А позже – резиденция Мальтийского ордена, замок святого Михаила.

С чудесной помощью иконы Пресвятой Богородицы связывают победу рыцарей над турками при нападении в 1565 году. С 1568 по 1571 святые реликвии рыцарского ордена находились в церкви Святой Победной Богоматери. А после все бесценные артефакты с почестями перенесли к новой часовне Госпожи Филермской на земле собора святого Иоанна (г. Ла-Валетта).

При завоевании Мальты французами Наполеона (1798 году), несмотря на то что имущество ордена было разграблено, наибольшие христианские святыни спасли. Великий магистр Гомпеш увез десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста, чудотворный Филермский образ Богородицы.

Обретение и утрата гатчинских великих святынь

Император Павел I принял титул Великого магистра. Рыцари Мальтийского ордена прибыли в Гатчину под защиту России. 12 октября 1799 года состоялось перенесение великих святынь в столицу. Государь повелел изготовить для Филермской иконы 7-фунтовую золотую ризу, украшенную драгоценными камнями. Затем святыни перевезли в Петербург (собор Спаса Нерукотворного). Страшный пожар произошел 1837 года, но реликвии не повредись.

икона божией матери

Люди желали видеть святыни, молиться им, а придворный храм был для них закрыт. После обращения православных император принял решение каждый год переносить святые предметы в Гатчину для народного поклонения. Что и было исполнено с 1852 по 1919 год. Ежегодно 12 октября проводили крестный ход с мощами и иконой из дворца к церкви собора. Кроме того, придворные художники сделали копию оригинала иконы. После украшения драгоценной ризой список разместили в Павловском соборе.

1820-1817 годы – Александр I запретил Мальтийский орден, но члены ордена не оставляли попыток вернуть святыни. В 1915-м по обращению судьи судебной палаты о. Мальта Пулличино император Николай II распорядился сделать фотографии чудотворной Филермской иконы Божией Матери, а затем переправить Мальтийскому музею.

После событий 1917 года святая икона была отвезена в Гатчину, затем святыни изъяли и увезли в Эстонию. Позже список образа Богородицы тайно передали Мальтийскому ордену на Римскую землю, где с 1975 он выставлен в базилике города Ассизи. А подлинные реликвии вывезли изгнанной императрице Марии Федоровне в Данию. 13 октября 1928 г. святыни передали Русской Православной Церкви. После ряда событий Филермская икона оказалась (с 30 октября 1994 года) в историческом музее города Цетинье (Черногория). Попытки вернуть ее не дали результата.

Списки Филермской иконы Божьей Матери

К сожалению, гатчинские святыни для РПЦ утрачены. Но сохранились чудотворные списки чудесного Филермского образа Богородицы. Например, Павловский собор Гатчины хранит копию иконы Девы Марии, выполненную расстрелянным протоиреем Алексием (Благовещенским).

Молитвы к Филермской иконе Божией Матери

Днем празднования иконы Филермской Божьей Матери является 25 октября. В этот день молитва к святому образу обретает особую силу и значение. Приснодева помогает, укрепляет каждого, кто чист душой, искренен.

О чем можно молиться перед ликом Филермской Богородицы? Молящиеся просят об укреплении веры, духовных сил, благочестии, сохранении от расколов, ссор, ересей. Икона покровительствует иночествующим и праведным людям, защищает их от врагов веры и Бога.

Из де­таль­но­го рас­смот­ре­ния све­де­ний, по­ме­щен­ных в раз­лич­ных ли­тур­ги­че­ских и ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах о Пу­тивль­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, сле­ду­ет, что по край­ней ме­ре два об­ра­за но­си­ли это на­име­но­ва­ние.

Один из них хра­нил­ся в Пу­тивль­ском Мол­чен­ском мо­на­сты­ре, дру­гой – в хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва г. Пу­тив­ля. Фак­то­ром, объ­еди­ня­ю­щим эти два об­ра­за, слу­жит то, что яв­ле­ния икон про­изо­шли на го­род­ских во­ро­тах, но в раз­ное вре­мя. В до­ку­мен­тах упо­ми­на­ют­ся раз­лич­ные да­ты яв­ле­ния об­ра­за – 1232, 1238, 1600 и 1635 го­ды.

Све­де­ния, по­ме­щен­ные на ки­о­те, в ко­то­ром хра­ни­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри из Мол­чен­ско­го мо­на­сты­ря, пред­став­ле­ны в «До­но­ше­нии» игу­ме­на Ма­ну­и­ла. Из них сле­ду­ет, что «От со­зда­ния ми­ра в ле­то 7143 го­ду от Рож­де­ства Хри­сто­ва 1635 мая во вто­рой день в пер­вом ча­су дни бысть яв­ле­ние Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии во гра­де Пу­тив­ле яже внутрь гра­да у пе­ред­них Ни­коль­ских врат».

О вто­рой Пу­тивль­ской иконе сви­де­тель­ству­ет ис­то­рик на­ча­ла XX ве­ка oтец Иа­ков Ле­вит­ский: «Это­му го­ро­ду на пу­ти и бла­го­угод­но бы­ло Про­мыс­лу Бо­жию на­ка­нуне смут­но­го вре­ме­ни 2 мая 1600 г. явить чу­дес­но ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри Пу­те­во­ди­тель­ни­цы, на­хо­дя­щей­ся в на­сто­я­щее вре­мя в Вос­кре­сен­ской церк­ви под ви­дом боль­шо­го и ори­ги­наль­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри, на зад­ней стене ко­то­ро­го на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись ки­но­ва­рью: „Ле­та 7108 го­да 2 ма­ия в 1-й час дне яв­ле­ние Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы на­шея Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но де­вы Ма­рии об­раз чест­но­го и свя­то­го Ея Оди­гит­рии во гра­де Пу­тив­ле в пер­вых го­ро­до­вых вра­тах“». В цер­ков­ных опи­сях, су­ще­ству­ю­щих со вре­ме­ни ос­но­ва­ния хра­ма, эта ико­на на­зы­ва­ет­ся «яв­лен­ной».

Су­ще­ству­ют све­де­ния, что чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы дол­гое вре­мя на­хо­дил­ся на го­род­ских во­ро­тах и про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми и зна­ме­ни­я­ми.

Бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Бо­го­ро­ди­цы через Свою свя­тую ико­ну, го­род Пу­тивль «от на­хож­де­ния в дав­них го­дах на град Пу­тивль та­тар­ских лю­дей, а в про­шлых го­дах от све­ев (шве­дов) неод­но­крат­но был из­бав­ля­ем».

Во вре­ме­на во­ин­ству­ю­ще­го ате­из­ма пер­во­об­раз чу­до­твор­ной ико­ны, как и мно­гие дру­гие свя­ты­ни Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, был утра­чен. Со­хра­ни­лись лишь ил­лю­стра­ции в до­ре­во­лю­ци­он­ных из­да­ни­ях, где Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, дер­жа­щим в ле­вой ру­ке шар, как сим­вол Все­дер­жи­те­ля; у пра­вой ру­ки Бо­го­ма­те­ри изо­бра­же­на лест­ни­ца, в свою оче­редь сим­во­ли­зи­ру­ю­щая со­еди­не­ние зем­но­го с Небес­ным через Рож­де­ство Спа­си­те­ля. По­доб­ное изо­бра­же­ние встре­ча­ет­ся и на Мол­чен­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Несмот­ря на утра­ту древ­не­го об­ра­за, пра­во­слав­ный на­род и в на­ше вре­мя по­чи­та­ет Пу­тивль­скую ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. К совре­мен­но­му спис­ку с чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри, пре­бы­ва­ю­ще­му ныне в Пу­тивль­ском Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре, не ис­ся­ка­ет по­ток лю­бя­щих, бла­го­дар­ных сер­дец.

Чу­до­твор­ная Ня­мец­кая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри в 1401 го­ду бы­ла по­жерт­во­ва­на Ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном Па­лео­ло­гом Яс­ско­му мит­ро­по­ли­ту Иоси­фу. Свя­тая ико­на, пе­ре­дан­ная им в Воз­не­сен­ский Ня­мец­кий мо­на­стырь (ос­но­ван в XIV ве­ке), про­сла­ви­лась здесь мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. В 1497 го­ду ста­ра­ни­я­ми мол­дав­ско­го гос­по­да­ря свя­то­го Сте­фа­на Ве­ли­ко­го в оби­те­ли был воз­ве­ден ве­ли­че­ствен­ный храм в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня, став­ший ар­хи­тек­тур­ным об­раз­цом для мно­гих церк­вей Мол­до­вы. В этом мо­на­сты­ре впо­след­ствии под­ви­за­лись и про­сла­ви­лись мно­гие по­движ­ни­ки Рус­ской Церк­ви во гла­ве с ве­ли­ким стар­цем схи­ар­хи­манд­ри­том Па­и­си­ем Ве­лич­ков­ским (1722–1794).

Боль­шим по­чи­та­ни­ем поль­зо­вал­ся чу­до­твор­ный Ня­мец­кий об­раз в оби­те­ли – каж­дая мо­на­стыр­ская служ­ба за­кан­чи­ва­лась пе­ред ним. По мо­лит­вам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це пе­ред Ее свя­той ико­ной по­лу­ча­ли уте­ше­ние ино­ки и па­лом­ни­ки оби­те­ли.

Спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за позд­нее был по­жерт­во­ван неким мол­дав­ским кня­зем по­ме­щи­ку Черт­ко­ву, од­но­му из вла­дель­цев сло­бо­ды Ми­хай­лов­ки Бо­гу­чар­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии. В 1846 го­ду об­раз крест­ным хо­дом пе­ре­нес­ли в Ми­хай­лов­скую цер­ковь в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва. На иконе, на­пи­сан­ной на по­лотне древним ис­кус­ным пи­са­ни­ем и по­ме­щен­ной в по­зо­ло­чен­ную с се­реб­ром ри­зу, бы­ла над­пись на мол­дав­ском язы­ке. Пе­ре­вод на об­рат­ной сто­роне об­ра­за гла­сил: «До­сто­вер­ное изо­бра­же­ние чу­до­твор­ныя ико­ны Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рое на­хо­дит­ся во свя­том мо­на­сты­ре, име­ну­е­мом Ня­мец­ким (Нам­цу­лы), на зем­ле Мол­дав­ской; при­сла­но от бла­го­че­сти­вей­ше­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка Па­лео­ло­га Алек­сан­дру, во­е­во­де стра­ны Мол­дав­ской, в 6907 (1399) го­ду».

Дру­гой за­ме­ча­тель­ный спи­сок, оклад для ко­то­ро­го из­го­то­вил луч­ший в те вре­ме­на ху­дож­ник по ме­тал­лу Ф.А. Вер­хов­цев, был сде­лан с чу­до­твор­ной ико­ны для но­во­об­ра­зо­ван­но­го Но­во-Ня­мец­ко­го мо­на­сты­ря. 10 ок­тяб­ря 1864 го­да спи­сок свя­ты­ни был встре­чен в оби­те­ли сло­ва­ми: «В оби­тель на­шу Но­во-Ня­мец­кую при­хо­дит Са­ма Ца­ри­ца и Спа­си­тель­ни­ца ро­да хри­сти­ан­ско­го. На­ша На­деж­да и на­ша За­ступ­ни­ца. При­па­дем к Бо­го­ро­ди­це и воз­не­сем к Ней с со­кру­шен­ным серд­цем свои мо­лит­вы». От этой ико­ны так­же про­изо­шли мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния, сви­де­тель­ства о ко­то­рых хра­нят­ся в цен­траль­ном ар­хи­ве г. Ки­ши­не­ва.

В на­сто­я­щее вре­мя чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­вле­кая к се­бе на по­кло­не­ние ты­ся­чи па­лом­ни­ков, пре­бы­ва­ет в ру­мын­ском Ня­мец­ком мо­на­сты­ре.

Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, многие христианские святыни были похищены, отвезены в Персию и проданы находившимся в то время в этой стране русским купцам. Так Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом, попала к некоему купцу Стефану, который хранил ее с глубоким почитанием и благоговением. В это же время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа она так потому, что была построена на гористом и мрачном месте, издавна именовавшемся Черной горой; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся перед ней избегали смертоносной язвы.

Ныне икона пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы. Множество списков с Грузинской иконы Божией Матери, хранящиеся и хранившиеся ранее во многих храмах Москвы, храме святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Раифской Богородичной общежительной пустыни Казанской епархии, разрушенном в 1935 году храме в честь Грузинской иконы Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии), свидетельствуют о ее глубоком почитании.

В 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here