Христианские праздники и таинства

Для наших читателей: христианские праздники и таинства с подробным описанием из различных источников.

Главная –> Молитвы –> Христианские таинства. Семь Таинств.

Христианские таинства. Семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Таинство Евхаристии, Таинство покаяния, Таинство священства, Таинство брака, Елеосвящение.

Христианские таинства.

Таинства нельзя смешивать с обрядами и называть их обрядами. Обряд – любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру.
Таинство – это такое Священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таинств в церкви семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия). Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение).

Для жизни Церкви на главном месте стоит таинство Тела и Крови Христовых, которые собственно и называются Святые Тайны. Само таинство также именуется Евхаристией, т.е. «благодарением» – главным делом Церкви. Главным богослужением Церкви соответственно является Божественная литургия – чинопоследование таинства Евхаристии. Далее, чрезвычайно важно в жизни Церкви таинство священства – посвящения избранных лиц для служения Церкви на иерархических ступенях через рукоположение (хиротонию), дающее необходимую структуру Церкви. Три ступени священства различаются их отношению к таинствам – диаконы сослужит при таинствах не совершая их; священники совершают таинства пребывая в подчинении епископу; епископы не только совершают таинства, но и другим через рукоположение преподают благодатный дар совершать их. Наконец, особо важно таинство крещения, пополняющее состав Церкви. Остальные таинства, предназначенные для получения благодати отдельными верующими, необходимы для полноты жизни и святости Церкви. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно данному таинству. Ряд таинств, таких как крещение, священство и миропомазание – являются неповторимыми.

Так как в узком смысле слова таинства есть “как бы высоты в длинной цепи холмов остальных богослужебных чинов и молитвословий”, они являются лишь наиболее явными выражениями полноты скрытой жизни Церкви, почему их категоризация и исчисление не абсолютизируются Православной Церковью. Исторически, разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне, а в число таинств включались такие как:
1. Монашество
2. Погребение
3. Освящение храма

Семь Таинств.

1. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
2. В Миропомазании получает благодать, духовно возращающую (содействующую духовному росту) и укрепляющую.
3. В Причащении (человек) питается духовно.
4. В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов.
5. В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств.
6. В Браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей.
7. В Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от (болезней) духовных.

Понятие о церковных таинствах.

В Символе веры говорится о Крещении, «потому что вера запечатлевается Крещением и прочими Таинствами…» «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать,или, что то же, спасительная сила Божия».
Символ веры говорит только о Крещении и не упоминает прочие таинства по той причине, что в IV столетии имели место споры о необходимости вторично крестить приходящих в Православную Церковь еретиков и раскольников. Церковь приняла решение не крестить таковых вторично в тех случаях, когда крещение было совершено, хотя бы и в отделившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правилами Кафолической Церкви.

1. Крещение.

«Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и воз рождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую»
«… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»(Мф. 28, 19).

Совершительной формулой Крещения являются слова:
«Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Условием принятия Крещения являются покаяние и вера.
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2, 38)
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16, 16)
Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

2. Миропомазание.

«Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Сея того Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (Деян. 8, 14-17).
Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (Исх. 30, 25; 3 Цар. 1, 39).

О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом:
«вы имеете помазание от Святого и знаете всё… помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20, 27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22).

Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь.»

Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа».

Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание
а) чела означает «освящение ума или мыслей»
б) персей — «освящение сердца и желаний»
в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»
г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христианина».

В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника — Иисуса Христа.

3. Таинство Евхаристии.

3.1. Понятие о таинстве Евхаристии

Евхаристия есть таинство, в котором
а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;
6) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.

Чинопоследование таинства Евхаристии — Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза — призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

3.2. Установление таинства Евхаристии

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии

Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со свв. Дарами в таинстве Евхаристии, использует термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что буквально означает «изменение по сущности»:
«Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина — в сущность Его Крови». При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными лишь по видимости, сохраняясь только как внешние случайные признаки (акциденции).

Хотя православные богословы также пользовались термином «пресуществление», Православная Церковь считает, что этим словом «не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею».

Для свв. отцов в учении о Евхаристии чужды рассудочные схемы, они никогда не стремились выразить сущность величайшего христианского таинства посредством схоластических дефиниций. Большинство свв. отцов учили о преложении Святых Даров как об их восприятии в Ипостась Сына Божия действием Святого Духа, вследствие чего евхаристические хлеб и вино поставляются в такое же отношение к Богу Слову, что и Его прославленное человечество, нераздельно и неслиянно соединяясь с Божеством Христа и Его человечеством.

При этом отцы Церкви считали, что сущность хлеба и вина в таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств, подобно тому как во Христе полнота Божества нисколько не умаляет полноты и истинности человечества. «Как прежде того, когда освятится хлеб, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени тела Господа, хотя природа хлеба в нем осталась».

Приблизить эту тайну к нашему восприятию свв. отцы пытались посредством образов. Так, многие из них использовали образ раскаленной сабли: железо, нагреваясь, становится единым с огнем так, что можно жечь железом и резать огнем. Однако ни огонь, ни железо не теряют при этом своих существенных свойств. По крайней мере до X века ни на Востоке, ни на Западе никто не учил об иллюзорности евхаристических видов.

Латинское учение о пресуществлении деформирует восприятие верующими таинства Евхаристии, превращая таинство Церкви в некое сверхъестественное, по существу магическое, действие. В отличие от западных схоластов, свв. отцы никогда не противопоставляли евхаристические Дары и прославленное человечество Спасителя как две внешние сущности, единство которых необходимо рационально обосновать. Отцы Церкви усматривали их единство не на природном, а на ипостасном уровне, в причастности свв. Даров и человечества Христова единому способу существования в Ипостаси Бога Слова.

Чудо преложения свв. Даров подобно сошествию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию; иными словам, в таинстве Евхаристии не изменяется сама природа людей и вещей (хлеба и вина), а преображается образ существования их природы.

3.4. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн

О необходимости для спасения причащаться Свв. Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…» (Ин. 6, 53-54)

Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть

а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55~56);
б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57);
в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58).
Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29).

4. Таинство покаяния.

«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23).

От приступающих к таинству покаяния требуется:
а) вера во Христа, ибо «… всякий, верующий в Него, получит прощение грехом именем Его»- (Деян.,Ю 43).
б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7, 10).
в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иезек. 33, 19).
Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва.

5. Таинство священства.

«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово».

Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).

Таким образом, священническое служение включает в себя учительство («научите»), священнодействие («крестя») и служение управления («уча их соблюдать»).
Это тройственное служение — учительства, священнодействия и управления — имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются для того, чтобы «пасти Церковь» (Деян. 20, 28).

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь «поставил одних Апостолами, … иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения…» (Еф. 4, 11 — 12).

Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поста вил вас…» (Ин. 15, 16).
«И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Еф. 5, 4).

Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, — это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы.
Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина.
Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14). «… напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).

В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон.

«Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные».

Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира.

Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал: «Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов — без них нет Церкви».

6. Таинство брака.

Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел: «… оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5, 31—32)

В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе.
Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», — единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача».

Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни.
В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие — девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования.

«Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное».
Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества:
«… не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11-12).
При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33).

Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.

7. Елеосвящение.

«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».

Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа,
«многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13).
Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

В таинстве Елеосвящения болящий получает также и прощение забытых грехов. Это есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, — восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности».

Иные популярные молитвы:

Церковные праздники. Православные праздники и посты
Виды и формы православных молитв
Праздники русского народа, отмечаемые и почитаемые в России
О молитве: Краткие молитвы, Церковные молитвы, О силе молитв служителей Церкви, Канонические молитвы, Молитва своими словами
О молитве: Положение тела при молитве, Молитва перед иконами, Молитва за ближних, Молитва за усопших, Молитва за врагов, Семейная молитва, Практические советы и молитвы на разные случаи жизни, Подведем итоги разговору о молитве
Молитвы в душевных недугах. Молитвы об исцелении душевных и духовных недугов
Молитвы за отечество
Молитвы в скорбях и утешениях
Молитвы об исцелении телесных недугов
Молитвы при детородном неплодстве
Молитвы перед началом обучения
Молитвы в печали о детях, где они находятся и живы ли
Молитвы о благополучии второго брака
Пяточисленные молитвы
Молитвы иные

Все молитвы …

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему “Христианские праздники и таинства” для предмета : ОРКСЭ. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема урока «Христианские праздники и таинства»

Цель:

-формирование у учащихся первоначальных представление о роли и значении богослужения, церковных праздников и таинств, заключенных в них духовно – нравственных ценностей,

-развитие чувства сопричастности с русской культурой,

-воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны

в течение урока школьники получают представление о значении богослужения, церковных праздников и таинств, знакомясь с наиболее важными из них Рождество, Крещение, Пасха. Основные термины и понятия, используемые во время урока, для описания таинств расширяют словарный запас школьников.

Планируемый результат:

-Познакомить детей с особенностями православных праздников и таинств

– Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины

– Развивать коммуникативные навыки учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: христианский праздник, таинство, православие.

Межпредметные связи: история, литературное чтение.

Дополнительные ресурсы: презентация.

На этапе актуализации знаний проверка изученного материала осуществляется в режиме теста. Ученики самостоятельно сверяют свои ответы с правильными и оценивают уровень своей компетенции в данном вопросе. На этом этапе формируется рефлексивная составляющая такого важного новообразования младшего школьника, как умения учиться. Игровые формы и методы закрепления пройденного материала, многократное повторение в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками в форме «говорю», «слушаю», упражнение на узнавание предметов по существенным признакам , составление рассказа о храмах расположенных на территории района и города Казани. Всё это способствует развитию мышления, восприятия, речи и воображения детей младшего школьника.

Урок носит обобщающий характер, в христианских праздниках и таинствах описывается вся история христианства и все ее, наиболее значимые ценности.

Работают с учебниками. Могут прочитать информацию с книги и подвести своеобразный итог.

Работа в группах это эффективная форма организации учебной деятельности. Целью , которой является формирование умения и эффективно взаимодействовать, принимать со сверстниками сохранять и реализовать новые цели деятельности. Знакомство школьников с христианскими праздниками, является основой формирования толерантности как неотъемлемой части российской гражданской идентичности. На этом этапе урока ученики знакомятся с понятием о новом и старом стилях времени исчисления. Формирование самостоятельности в изучении нового материала организовано на основе работы с книгой, в процессе последующего обсуждения нового материала в группах Выражая свое понимание прочитанного младшие школьники предпринимают попытку преодолеть зону своего развития Что работает на удовлетворение одной из основных возрастных потребностей младшего школьника в потребности роста над собой.

Визуализация нового материала обеспечивается демонстрацией соответствующих иллюстраций при помощи цифрового оборудования, работа в группе, активное слушание, просмотр презентации, игра «собеседник». Эти формы организации деятельности младших школьников на уроке, обеспечивают равное участие детей в ходе урока в процессе коллективной деятельности. Возможность активно участвовать в работе малой группы, способствует формированию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста. Выделение различий христианских праздников основывается на основе формирования представлений о подвижных и неподвижных праздниках. Впоследствии ученики узнают, что такое дифференциация религиозных праздников присуща и другим религиям.

Разговор о роли специальных обрядов, таинств в жизни христиан построен с опорой на знании школьников полученных в результате самостоятельной работе с учебником, с обращение к обучающимся с вопросом. Как вы понимаете смысл этого слова? Учитель запускает мыслительные процессы и мотивирует школьников к анализу прочитанного. С точки зрения возрастного развития подобная беседа способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, речи, воображения.

Формирование способности младшего школьника к рефлексии происходит на этапе обобщения материала урока.

Домашнее задание носит творческий характер и предполагает совместную работу с родителями или старшими родственниками. На этом этапе учитель разъясняет цели и требования следующего урока.

Тема урока «Христианские праздники и таинства»

Цель:

-формирование у учащихся первоначальных представление о роли и значении богослужения, церковных праздников и таинств, заключенных в них духовно – нравственных ценностей,

-развитие чувства сопричастности с русской культурой,

-воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны

Планируемый результат:

-Познакомить детей с особенностями православных праздников и таинств

– Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины

– Развивать коммуникативные навыки учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: христианский праздник, таинство, православие.

Межпредметные связи: история, литературное чтение.

Дополнительные ресурсы: презентация.

Ход урока.

I Орг. момент и самоопределение к деятельности.

II.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о православном храме. Что же вы запомнили с нашего прошлого урока? Я вам приготовила тесты. Возьмите со стола тест и ответьте на вопросы. На выполнение задания даю вам 1 минуту. Выполнение теста.

Тест

1. Православный храм строится в виде

-креста

-круга

-восьмиугольника

все ответы правильные

Крест это символ христианства, круг символ вечности, восьмиугольник символ Вифлеемской звезды . У кого так поднимите руки. Молодцы.

2. Купола православных церквей по цвету бывают

– золотистые

-синие со звёздами

-зелёные

– все ответы правильные .

У кого так поднимите руки. Молодцы.

3. Вход в храм обращен

на запад

– на восток

– на север

– на юг

Молодцы справились с задание. Теперь поработаем парами, то есть с соседом по плечу.

Соедините, пожалуйста, картинками со словами подсказками. Советуемся , работаем. Соединили, проверяем.

А теперь соедините слова с понятиями – определениями. Работаем соединяем. Проверяем. Молодцы.

Домашнее задание у вас было найти описание храма, церкви, которые находятся в Пестречинском районе или в городе Казани. Поделитесь своей информацией о той церкви, о которой вы нашли сообщение Чтение сообщения друг другу.

Вот вы рассказали свою информацию и услышали информацию соседа. Сейчас я хочу послушать нескольких ребят из каждой группы.

Чтение докладов каждой группы.

III.Актуализация опорных знаний.

Ребята, как вы поняли, храм, по представлению христиан – это главное место, где люди могут общаться с Богом. В храме регулярно проводят богослужения.

-А что понимается под Богослужением ?

Подумайте. Повернитесь к своему партнёру по плечу и подумайте, что такое богослужение. Дети общаются с соседом . Спасибо большое завершили работу. Что же вы понимаете под богослужением .Ответы детей.

Богослужение – это совокупность обрядов и культовых действий (молитва, песнопения, поклоны, поцелуи святых предметов). Важен и скрытый смысл назначения этих обрядов и культовых действий. Посредством их у верующих возникает чувство состоявшегося таинства общения с Богом, таким образом, богослужение выражает религиозную веру. Существует особый порядок богослужения, который связан с событиями земной жизни Иисуса Христа, например каждую пятницу в церкви вспоминают распятие Христа, а в субботу молятся за души умерших христиан.

В дни церковных торжеств, вспоминаются значимые религиозные события и чествуются наиболее почитаемые религиозные персонажи.

Мы с вами уже знаем, что в церкви все служит напоминанием. Рождение Христа является главным событием для всех верующих христиан.

После многодневного поста

Ждем, когда взойдёт звезда Христа

Всем желаем помнить день

Пусть двадцать столетий прошло

Как Христос всем людям помогал

Блага, как мы всем сейчас желал

О каком христианском празднике говорится в этом стихотворении. Обсудите это в группе. Работаю в группе.

Ответы детей .

IV. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о христианских праздниках и таинствах .

А какие христианские праздники вы знаете? Ответы детей В

В конце урока я хочу узнать ответ на вопрос: «Почему в христианстве возникли эти праздники?»

И сейчас мы с вами поговорим о христианском празднике Рождестве Христовом. Кто помнит, когда христиане отмечаем этот праздник? Ответы детей

V. Открытие нового знания.

Правильно, Рождество Христово отмечается 7 января по новому стилю. На прошедших уроках мы с вами говорили о единой христианской церкви, которая в 1054 году распалась на Западную или католическую и Восточную православную. Так вот православная церковь отмечает Рождество христово 7 января по новому стилю, а католическая церковь 25 декабря по старому стилю.

Как вы помните, в этот день все жители России отдыхают. Этот праздник объявлен официально праздничным днем. Рождеству предшествует Рождественный пост. Ребята откройте учебник на странице 55 и узнайте, что такое рождественный пост и после этого вы должны обсудить прочитанное с соседом по плечу.

Дети читают учебник и обсуждают.

Что же вы узнали о рождественном посту. Ответы детей.

Рождественные службы и песнопения проводятся во всех православных храмах России. Служба начинается вечером, а заканчивается утром торжественной литургией.

С рождеством начинаются Святки (Святые дни) – зимние праздники, длящиеся 12 дней до крещения. Вечером под Рождество ходят колядники и поют песни о том, как родился Христос. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. Иногда колядники носят с собой звезду в напоминание о той звезде.

Нынче Ангел нам спустился

И пропел: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить

Вот идём мы, пастухи,

Прощены нам все грехи

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим.

Я – С Рождеством Христовым

Сейчас мы переходим к следующему православному празднику Крещение Господне. Который, у нас отмечается когда? Ответы детей. Правильно 19 января. В этот день Иисус Христос принял крещение в водах Иордана, Великое право крестить Иисуса выпало пророку Иоанну. После крещения Иисус вышел из воды и стал молиться отцу своему небесному. И в ответ на его молитву раскрылись небеса. Изумленный Иоанн Креститель увидел, как Святой Дух в виде голубя ниспускался на Иисуса, осеняя его своим светом. И раздался Голос с неба: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Это Богоявление было откровением царства небесного, миру была явлена Святая Троица: Сын Божий, Бог Отец, Святой Дух

В этот день православные священники совершают особый обряд освещения воды. Часто это происходит у вырубленных во льду прорубей в форме креста. Существует также обычай купания верующих в проруби на Крещение. Как бы смывания с себя грехов.

Дрожит морозная округа

От звона всех колоколов,

И мы спешим, тесня друг друга,

На их призывный медный зов.

Сияет солнце после вьюги;

Обедня кончилась; народ,

Подняв иконы и хоругви,

К реке за батюшкой идет.

Нет, нам не холодно сегодня –

Крещенье празднуя Господне,

Не платим мы морозу дань!

А вот и прорубь – иордань.

Идет большое водосвятье,

И хоть вокруг снега и льды,

Здесь золоченое распятье

Крест-накрест чертит гладь воды.

И вот, невидимый народу,

Из синевы, что так чиста,

Нисходит Дух Святой на воду,

Как нисходил Он на Христа.

А где у нас в Кулаеве проходит крещение. Все в этот день набирают воду. Мы говорим святая вода, как бы очищенная Богом. Ответы детей.

Христиане также отмечают праздник Рождество Богородицы –Матери Иисуса Христа. Если в обычной жизни день рождения матери считается значимым праздником для любого человека. То для христиан очень важно то, что в этот день родилась женщина , которая подарила миру Спасителя. Празднуя этот день христиане верят , что они отмечают начало своего спасения.

7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы. По преданию в этот день к деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил её благую весть, что у неё родится сын Божий.

Следующий праздник самый главный праздник. Праздник над всеми праздниками. Пасха. Торжество из торжеств.

Колокольный перезвон

Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи…
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес:
И радостно друг другу повторяем,
Христос воскрес!
Все: Воистину воскрес!

Почему этот праздник считается главным? Повернитесь к соседу и подумайте .Ответы детей.

Итог. Воскрешение Иисуса является главным в христианстве. Что вы знаете об этом празднике? Какие символы этого праздника. Дети отвечают. Поработайте в учебнике на странице 56. Может, что – то новое узнаете об этом празднике. Чтение детьми учебника.

Учитель рассказывает о традициях празднования пасхи. О том , почему красят яйца. На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору . Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка. Но когда Мария стала говорить императору о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел он закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

Игра-хоровод «Катись, яичко».

 Дети встают в большой просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо – ребенку в противоположной части.

Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Дети поют:

“Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.”

С последними словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:

“В кружочки, выходите

И вдвоем для нас спляшите.”

Музыка весёлая, пласовая.

Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.

2. Чье дольше крутиться.

В христианстве много праздников. Есть праздники, которые посвящены святым, есть чудотворным иконам, среди которых особое место занимает икона Богоматери. Что касается праздников святых, то они многочисленны, особо почитаются православной церковью Николай Чудотворец, Илья Пророк, Георгию Победоносцу и другие. Праздники в христианстве делятся на подвижные и неподвижные. Подвижные праздники меняют свою дату, которая рассчитывается на основе специальных таблиц – пасхалий . С их помощью вычисляют день Пасхи, который приходится на весеннее месяцы апрель или начало мая. От даты Пасхи определяются дни и остальных подвижных праздников. Неподвижные праздники отмечаются каждый год в один и тот же день.

Важную роль в жизни христиан играют специальные обряды – таинства. Сейчас подумайте со своим партнёром по плечу –что такое таинство. Как вы это понимаете. Дети обсуждают. Завершили свою работу Как вы понимаете смысл слова Таинство. Затем отвечают.

Таинство –это наиболее важные священные действия, имеющие, как считают православные, Божественное происхождение, то есть учреждённые самим Иисусом Христом. Через них верующие получают благодать и силу для спасения. В православной церкви таинств семь. Мы с вами поговорим о всех, но сейчас откройте учебник на странице 61 и прочитайте о таинствах, которые описаны в учебнике, а потом мы поговорим о других таинствах. Чтение учебника детьми. О каких таинствах вы прочитали из книги. Опрос.

-Что символизирует обряд крещения? Обряд крещения символизирует начало новой , христианской жизни. Только после крещения человек считается христианином. После крещения ему одевается христианский крест.

Таинство покаяния, по другому исповедь. Человек приходит в храм и исповедуется, то есть кается священнику в совершённых им грехах, в нарушении Божиих заповедей. Раскаяние должно быть искренним, тогда человек может рассчитывать, что бог простит его грех.

Таинство венчания совершается над девушкой и юношей , которые вступают в брак, создавая при этом семью. Перед Богом и людьми они клянутся в верности друг другу, в знак чего обмениваются кольцами.

Таинство причастия завещал совершать апостолам ещё Иисус Христос во время Тайной вечери. Оно заключается во вкушении хлеба и вина верующими во время Божественной литургии – главного божественного богослужения. Христиане верят , что на литургии хлеб и вино превращаются в тело и кровь Иисуса.

Миропомазание – совершается после крещения (помазание ароматными маслами лба и других частей тела) .Дар святого духа для борьбы с грехом и для духовного роста.

Соборование –совершается над больным человеком. Священник призывает на него Божию благодать для исцеления.

Священство – в таинстве священства человек приобретает способность к власти совершать литургию, таинства, вести людей к богу.

Кто из вас знал обо всех таинствах, поднимите руки. Для кого некоторые таинства были незнакомы. Теперь вы знаете обо всех таинствах, проводящих в христианской церкви.

VI.Первичное закрепление.

Вспомните о том, что мы сегодня с вами говорили на уроке. О каких праздниках и таинствах поделитесь мнениями с соседом по плечу. Так завершили обсуждение. О чем вы узнали на уроке Опрос детей.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности

Какую задачу мы ставили?

С какими праздниками вы сегодня познакомились? Почему в христианстве возникли эти праздники?

Церковные праздники и таинства являются значимыми событиями в жизни верующих. Они приобщают их к миру высоких нравственных ценностей и напоминают верующим о необходимости следовать им.

Что запомнили? Мы с вами закончили блок христианство. Поговорили о возникновении христианства, о христианстве на Руси и России, узнали о православном храме. Сегодня говорили о христианских праздниках и таинствах.

Какой можно сделать вывод? У вас на парте лежит солнышко с грустным и весёлым выражение лица, поднимите его и покажите мне, с каким настроением вы уйдёте с урока.

VIII. Домашнее задание. Собрать материал по теме христианство, чтобы на следующем уроке мы могли поработать с интеллект – картой и выполнили проектную работу.

Христианские таинства

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых под видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак (церковный) и елеосвящение (соборование). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение, брак.

Крещение — таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. При крещении человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквах, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание — таинство, целью которого является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом — миррой.

Причащение (евхаристия) — таинство, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими тело и кровь Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся стелесниками Иисуса Христа, участниками божеского естества.

Покаяние (исповедь) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения (отпущение грехов) именем Христа. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство — таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно церковному вероучению, священство есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью, делающей его посредником между Богом и людьми. Священство имеет три степени: дьякона, пресвитера и епископа.

Брак — таинство, которое совершается при заключении церковного брака. Будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение таинства брака благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таким образом, сам Бог оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридический или экономический, а нравственный элемент, который тождествен религиозному.

Елеосвящение (соборование) — таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, которые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Православная церковь учит, что елеосвящение исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за елеосвящением исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.

Следующая глава >

Тип урока: урок закрепление и формирование УУД

  Цель: Познакомить детей с понятиями: что такое  христианские праздники, когда их отмечают.

 Задачи  урока:

Обучающая –  узнать о том, что такое церковные таинства и праздники.

Развивающая – уяснить, что церковные праздники и таинства с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога 

Воспитывающаяосознать, что церковная жизнь человека связана с его участием в праздниках и  таинствах Церкви

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о христианских праздниках и таинствах, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД:  постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.

Оборудование: Бумага для рисования, цветные карандаши. Слайды с видами икон, праздников и причастий.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент.

Этап подготовки к восприятию нового материала на уроке.

Интерактивная доска. Слайд 1 Тема и цели урока.

 Картина « Поля хлебов»

Начинает урок с высказывания :

Хлеб жизни
Шумят хлеба в широком поле, -Конца и края не видать.
А в храме Божьем, на Престоле,
Им суждено святыней стать.

-Дети, представьте, что вы хотите дома устроить большой праздник и пригласить на него гостей. Возьмите бумагу и цветные карандаши и нарисуйте праздничный стол с разными вкусными блюдами. Расскажите, на какой праздник вы хотите пригласить гостей, кого хотите пригласить, какое угощение на столе.

Видите, как старательно мы всегда готовимся к праздникам! Мы готовим лучшие блюда, украшаем праздничный стол. Всё это мы делаем потому, что очень любим тех людей, которых хотим видеть у себя в гостях. Ведь так хорошо сидеть за одним столом и праздновать что-то с теми, кого мы любим! Этим мы приносим радость нашим близким, показываем им от всего сердца, как они нам дороги.

Слушают учителя.

Практическая работа

Отвечают

на вопрос по

Модели «Инсайд-

Аутсайд секл»

(образуют 2 круга и обмениваются ответами)

5мин

3мин

Актуализация опорных знаний.

Словарно-орфографическая работа.

Цель: создание условий для совершенствования знаний  о христианских праздниках.

 интерактивная доска,

слайд №2

Что такое праздники? Какие православные праздники вы знаете?

        Итак, в православии есть свои праздники и причастие. Как это происходит во время Богослужений? Обычно мы видим, как в определённый момент Богослужения люди подходят к пастору и алтарю. Пастор и его помощники «причащают» людей: верующие съедают маленький круглый кусочек хлеба и пьют вино из общей большой и красивой чаши.

                 В начале  урока мы рисовали праздничный стол с угощениями и говорили, что приглашаем на праздник тех, кого мы любим. А теперь представьте себе такую картину: две тысячи лет тому назад Иисус тоже пригласил своих любимых учеников к праздничному столу.  Иисус и Апостолы собрались поздно вечером в одном из домов в городе Иерусалиме. На столе, кроме прочих угощений, был пресный хлеб и виноградное вино.

Ученики читают вопрос и отвечают на него.

Ученики называют праздники, которые знают.

5 мин

Изучение нового материала

Исследовательская работа

учебник

Стр61

               Но это было не просто праздничное угощение. Раздавая ученикам хлеб и вино, Иисус сказал, что хлеб – это Его Тело, а вино – Его Кровь. С одной стороны, Иисус и Его ученики собрались за праздничным столом. Но, с другой стороны, Иисус знал, что на следующее утро, на заре Он будет предан в руки людей, которые распнут Его на Кресте. Поэтому Он и произнёс над вином и хлебом эти слова, сказав апостолам, что они после Его смерти на Кресте, должны будут совершать это всегда – в память о Нём. Поэтому и по сей день православные празднуем Причастие в Церкви.

                 Иисус любил людей. Любил их так сильно, что нам порой трудно себе это представить. Он Сам, добровольно пошёл на Крест, чтобы умереть за нас, чтобы наши грехи были прощены. За нас на Кресте был распят Иисус – Он отдал за нас Всего Себя – Свои Тело и Кровь. Иисус взял на себя грехи всего человечества – и наши в том числе.  Поэтому наши грехи прощены. И, каждый раз, когда  принимают Святое Причастие, люди принимают «истинные» или «настоящие» Тело и Кровь Христа – в хлебе и вине. Каким образом всё это происходит – мы никогда не поймём до конца. Это – тайна Божия. Но Иисус чётко говорит, что отдаёт за нас Тело и Кровь и что  должны совершать эту «трапезу» или «вечерю» всегда – чтобы помнить Его и никогда не забывать о том, что Он ради нас совершил. В нашей Церкви эта «трапеза» получила название «Причастие»: мы «причащаемся» к Телу и Крови Христа, становимся едиными с Ним, знаем о том, что Он всегда рядом с нами и помогает нам во всех наших трудностях. Мы становимся частью Его тела.

Ученики закрепляют знания о трапезе «Причастие» ответы учеников

7мин

Физминутка

Модель «Лидер» (по кругу выполняют упражнение за лидером)

Работа детей

1мин

Изучение нового материала

интерактивная доска, слайд № 3,4

   Ро       Рождество – светлый, чистый религиозный праздник.

 Еще наши предки славили Коляду. Коляда — языческий бог пиршеств и мира. Тут перемешались христианские и языческие обычаи. Ряженые заходили в дома, на окнах которых горели свечи, устраивали пляски, пели колядки, тешили хозяев шутками. За это радушные хозяева угощали ряженых сладостями и дарили подарки.

На сегодняшний день Рождество не потеряло своей актуальности. Это семейный, домашний праздник, который сближает различные поколения. Катания на санках, песни, пляски, театрализованные представления, конкурсы и неизменные подарки.

Ученики определяют смысловую связь этого праздника

3 мин

Изучение нового материала

интерактивная доска, слайд № 7

Занимательна история праздника Крещения. Праздник посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Считается, что отметив этот праздник по всем правилам, верующий избавляется от всех болезней и недугов.

Обряд Крещения – особое таинство православной церкви, при совершении которого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни. На Руси в день Православного крещения принято нырять в прорубь. Считается, что вода в ночь на Крещение приобретает сверхъестественные свойства, обладает необыкновенной целительной силой, излечивает всевозможные недуги, исцеляет как тело, так и дух. Для многих православных праздник Крещенья становится доброй традицией укрепления веры, духа и тела.

Для этих целей прорубается специальная купальня, куда могут попасть все желающие совершить обряд Крещения. Купание в проруби проходит цивилизованно, под наблюдением спасателей и медиков. Купание в проруби замечательная закалка и очищение организма, бодрость духа и масса впечатлений и восторженных рассказов.

Кто был на крещении и как оно проходит? Ответы детей

5мин

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here