Хайот ха кодеш

Для наших читателей: хайот ха кодеш с подробным описанием из различных источников.

Девять чинов ангельских. Икона

Ангельская иерархия (Девять чинов ангельских) в ангелологии — упорядоченное представление гармонического единства мира ангелов, в христианстве, в частности, разработанное на основе принципа триадического построения.

Иудаистические ангельские иерархии

Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош ха-Шана I, 2; Берешит рабба, 48).

Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:

Маймонид в «Мишне Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:

1 хайот ха-кодеш חיות הקדש «святые живые создания» Иез. 1 и Иез. 10
2 офаним אופנים «колёса» Иез. 1:15—20; Иез. 10:12—13; 1 Енох 71:7; 3 Енох 1:8; 3 Енох 7:1; 3 Енох 25:5—6 и т. д.
3 арелим אראלים «доблестные, мужественные» Ис. 33:7
4 хашмалим חשמלים «янтарные, электрические (?)» Иез. 1:4, см. Раши к Иез. 1:4, объясняются в Талмуде (Талмуд, трактат Хагига 13b), как Хайот, которые иногда молчат (Хаш), и иногда говорят (маллел) — «они молчат, когда слово исходит от Святого, благословен Он! они говорят, когда Он перестает говорить»
5 серафим שרפים «пылающие, горящие» Ис. 6:1—8; 1 Енох 20:7; 1 Енох 60:10; 1 Енох 70:7
6 малахим מלאכים «вестники, посланники» Быт. 16:07; Быт. 28:12
7 элохим אלהים «благочестивые существа, „боги“» Быт. 32:31; Пс. 82:6, см. Мидраш Раба на Быт. 78:3
8 бне элохим בני האלהים «сыны благочестивых существ» Быт. 6:2; Иов. 1:6; Иов. 38:7, Пс. 29:1
9 керувим כרבים «подобные цветущей юности» Быт. 3:24; Исх. 25:22; Иез. 10:7—15, см. Талмуд, трактат Хагига 13b
10 ишим אשים «человекоподобные» Быт. 18:2; Быт. 32:25—33; Быт. 37:15; 1Цар. 10:6; Иез. 10:6; Дан. 10:5

В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни: Михаил — Авраам — хесед (милость), Гавриил — Исаак — гвура (строгость), Рафаил — Иаков — тиферет (красота).

В книге «Бахир» (§§ 8, 166) вводятся понятия цура (лицо, вид, форма) и кома (тело, строение, структура) и чины манхигим (вожди) и пкидим (служители). А «Зоар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:

1 арелим אראלים с Михаэлем во главе
2 ишим אשים с Цефаньяху во главе
3 бней элохим בני האלהים с Хофниэлем во главе
4 малахим מלאכים с Уриэлем во главе
5 хашмалим חשמלים с Хашмалом во главе
6 таршишим תרשישים с Таршишем во главе Дан. 10:6; см. Талмуд, трактат Хулин 91b, «блистающие»
7 шинанним שיננים с Задкиэлем (Цадкианом) во главе Пс. 68:18
8 керувим כרובים с Керувом во главе
9 офаним אופנים с Рафаэлем во главе
10 серафимы שרפים с Йехоэлем (Иаэлем) во главе

Авраам бен Исаак из Гранады в своем труде «Брит Менуха» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оцененном Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:

1 малахим מלאכים
2 эрелим אראלים
3 серафим שרפים
4 хайот חיות
5 офаним אופנים
6 хашмаллим חשמלים с Самаэлем во главе
7 элим אלים
8 элохим אלהים
9 бене элохим בני האלהים
10 ишим אשים

В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.

1 серафим שרפים с Самуэлем (Кемуэлем) или Йехоэлем во главе
2 офаним אופנים возглавляемые Рафаэлем и Офаниэлем;
3 керувим כרובים с Херувиэлем (Керувиэлем) во главе
4 шинанним שיננים возглавляемые Цедекиэлем и Гавриэлем
5 таршишим תרשישים возглавляемые Таршишем и Сабриэлем
6 ишим אשים с Цефаниэлем во главе
7 хашмаллим חשמלים с Хашмалем во главе
8 малахим מלאכים с Уззиэлем во главе
9 бене элохим בני האלהים с Хофниэлем во главе
10 арелим אראלים с Михаэлем во главе

Ещё более сложной системой является схема, приведенная в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. 1:1) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.

Христианские ангельские иерархии

Во времена первых веков христианства и вплоть до позднего Средневековья, христианские теологи разработали множество схем ангельских иерархий, выделяя при этом несколько уровней, или ангельских хоров. Все эти схемы в той или иной степени основаны на Ветхом и Новом Заветах, в частности такие ангельские чины, как «начальства», «власти», «силы», «господства» и архангелы, неизвестные из традиции иудаизма, основаны на Кол. 1:16, Еф. 1:21, 6:12 и 1Петр. 3:22, 1Фес. 4:16 и Иуд. 9.

Некоторые схемы опирались друг на друга, зачастую расширяя количество ангельских рангов или уменьшая их, другие предлагали совершенно отличные классификации, в том числе с обратным порядком ранжирования. Зачастую многие авторы (например, Афанасий Великий, Григорий Богослов) ограничивались простым перечислением ангельских чинов, не пытаясь их каким-либо образом систематизировать. Часть их этих иерархических построений представлена ниже:

Псевдо-Климент Римский в «Апостольских постановлениях», (ок. 380):

Трижды подробно перечисляются ангельские чины, но порядки и число их различны, от 9 до 11 чинов, при этом в одном из вариантов приводится их попарная группировка:

Первый вариант (Апостольские постановления, VII 35. 3)

  • серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin)
  • херувы (ср.-греч. χερουβίμ, лат. cherubin)
  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli)
  • архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli),
  • престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni)
  • господства (ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes)
  • начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus),
  • власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes)
  • силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates)

Второй вариант сгруппированный (Апостольские постановления, VIII 12. 8)

  • херувы (ср.-греч. χερουβίμ, лат. cherubin) и серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin)
  • века (ср.-греч. αιώνες, лат. saecula) и воинства (ср.-греч. στρατιἀς, лат. exercitūs)
  • силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates) и власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes)
  • начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus) и престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni)
  • архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli) и ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli)

Третий вариант (Апостольские постановления, VIII 12. 27)

  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι, лат. angeli)
  • архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli)
  • престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni)
  • господства (ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes)
  • начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus)
  • власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes)
  • силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates)
  • воинства (ср.-греч. στρατιἀς, лат. exercitūs)
  • века (ср.-греч. αιώνες, лат. saecula) или вечности (лат. aeterni)
  • херувы (ср.-греч. χερουβίμ, лат. cherubin)
  • серафы (ср.-греч. σεραφίμ, лат. seraphin)

Григорий Богослов в «Слове 28 О богословии второе», 31 (IV век):

  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι)
  • архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι)
  • престолы (ср.-греч. θρόνοι)
  • господства (ср.-греч. κυριότητες)
  • начала (ср.-греч. ἀρχές)
  • власти (ср.-греч. ἐξουσίαι)
  • сияния (светлости) (ср.-греч. λαμπρότητας)
  • восхождения (ср.-греч. ἀναβάσεις)
  • умные силы или умы (разумения) (ср.-греч. νοερὰς δυνάμεις, ἢ νόας)

Характерно, что Григорий упоминает именно девять чинов, причем семь идентичны позднейшей системе Псевдо-Дионисия; что же касается имен херувимов и серафимов, то в списке Григория вместо них стоят «светлости» и «восхождения»; он, очевидно, предпочёл греческие термины еврейским. Григорий, перечислив категории ангелов, также не пытался выстроить их в какую либо схему, однако такую схему он, видимо, предполагал, и в соответствии с ней одни ангелы получают свет непосредственно от Первой Причины, другие — «иным образом».

Афанасий Великий в «Первом Послании к Серапиону, епископу тмиусскому», 20: 13 (IV век):

  • ангелы, серафимы, херувимы, архангелы, господства, престолы, начала

Кирилл Иерусалимский в «Тайноводственное поучении пятом», 6 (IV век):

  • ангелы (ср.-греч. άγγελοι), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι), силы (ср.-греч. δυνάμεις), господства (ср.-греч. κυριότητες), начала (ср.-греч. ἀρχαι), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι), престолы (ср.-греч. θρόνοι), херувимы (ср.-греч. χερουβίμ), серафимы (ср.-греч. σεραφίμ)

Амфилохий Иконийский в «Слово I „На Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа“», IV (IV век) не приводит конкретного списка (последовательности), однако упоминает следующие ангельские чины:

  • херувимы (ср.-греч. Χερουβίμ, лат. cherubim), серафимы (ср.-греч. Σεραφίμ, лат. seraphim), престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. sēdēs), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγέλοι, лат. archangeli), начала (ср.-греч. ἀρχαι, лат. principatus), силы (ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates), власти (ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes)

Амвросий Медиоланский в «Апология пророка Давида», I 4. 5, 20 (IV век):

  • ангелы (лат. angeli) и архангелы (лат. archangeli)
  • власти (лат. uirtutes) и силы (лат. potestates) и начала (лат. principatus)
  • престолы (лат. throni) и господства (лат. dominationes)
  • херувимы (лат. Cherubin) и серафимы (лат. Seraphin)

Иероним Стридонский (IV век):

  • серафимы, херувимы, силы, владычества (господства), престолы, архангелы, ангелы

Иоанн Златоуст в проповеди 71 «На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: „человек некий имел два сына“» (IV век):

  • ангелы (ср.-греч. ἀγγελοι), архангелы (ср.-греч. ἀρχαγγελοι), начала (ср.-греч. Ἀρχαι), власти (ср.-греч. Ἐξουσίαι), силы (ср.-греч. Δυνάμεις), престолы (ср.-греч. Θρόνοι), господства (ср.-греч. Κυριότητες), херувимы (ср.-греч. Χερουβὶμ), серафимы (ср.-греч. Σεραφὶμ), первозданный Адам (ср.-греч. Ἀδὰμ τὸν πρωτόπλαστον)

Псевдо-Дионисий Ареопагит в «О небесной иерархии» (рубеж V—VI вв.):

В трактате «О небесной иерархии» (труд также известен, как «Ареопагитики») впервые даётся наиболее разработанная с теологической точки зрения иерархия, её позднее с незначительными изменениями использовали как основу все последующие авторы. Иерархия Псевдо-Дионисия иллюстрирует пример «возрастания последовательности», с тем, чтобы показать иерархическую важность того или иного ангельского чина.

Псевдо-Дионисий приводит два варианта иерархии, отличающихся порядком следования ангельских чинов. Несоответствие ангельских порядков поясняется позднее богословами в Схолиях к «Ареопагитикам» (PG. 4. Col. 64).

Первый вариант («О небесной иерархии», 5; «О небесной иерархии», 6, § 2; «О небесной иерархии», 11, § 2)

  • Первая степень в обратном порядке: 1. престолы (ср.-греч. θρόνοι), 2. серафимы (ср.-греч. σεραφὶμ), 3. херувимы (ср.-греч. χερουβὶμ)
  • Вторая степень: 4. власти (ср.-греч. ἐξουσίαι), 5. господства (ср.-греч. κυριότητες), 6. силы (ср.-греч. δυνάμεις)
  • Третья степень в обратном порядке: 7. ангелы (ср.-греч. ἄγγελοι), 8. архангелы (ср.-греч. ἀρχάγγελοι), 9. начальства (начала) (ср.-греч. ἀρχαὶ)

Второй вариант («О небесной иерархии», 7, § 1; «О небесной иерархии», 8 § 1; «О небесной иерархии», 9, § 1) считается наиболее влиятельным и общепринятым

  • Первая степень: 1. серафимы (ср.-греч. σεραφὶμ), 2. херувимы (ср.-греч. χερουβὶμ), 3. престолы (ср.-греч. θρόνοι)
  • Вторая степень: 4. господства (ср.-греч. κυριότητες), 5. силы (ср.-греч. δυνάμεις), 6. власти (ср.-греч. ἐξουσίαι)
  • Третья сфера: 7. начальства (начала) (ср.-греч. ἀρχαὶ), 8. архангелы (ср.-греч. ἀρχάγγελοι), 9. ангелы (ср.-греч. ἄγγελοι)

Григорий Двоеслов в «Беседах на Евангелия» 2, Беседа XXXIII, 7 (VI век):

  • ангелы (лат. angeli), архангелы (лат. archangeli), власти (лат. virtutes), силы (лат. potestates), начала (лат. principatus), господства (лат. dominationes), престолы (лат. throni), херувимы (лат. cherubim), серафимы (лат. seraphim)

Исидор Севильский в «Этимологии, или Начала» VII:5 (VII век):

  • ангелы (лат. angeli), архангелы (лат. archangeli), престолы (лат. throni), господства (лат. dominationes), власти (лат. virtutes), начала (лат. principatus), силы (лат. potestates), херувимы (лат. cherubim), серафимы (лат. seraphim)

Псевдо-Исидор Севильский в «О порядке творений» II:2—12 (VII век), чины ангельские располагает в порядке их сотворения Богом:

  • 1. серафимы (лат. seraphim), 2. херувимы (лат. cherubim), 3. престолы (лат. throni), 4. господства (лат. dominationes), 5. начала (лат. principatus), 6. силы (лат. potestates), 7. власти (лат. virtutes), 8. архангелы (лат. archangeli), 9. ангелы (лат. angeli),

Иоанн Дамаскин в «Изложение православной веры» II, 3 (VIII век) следует, впрочем, классификации Псевдо-Дионисия:

  • первый класс: шестикрылые Серафимы (ср.-греч. εξαπτέρυγων Σεραφίμ), многоочитые Херувимы (ср.-греч. πολυόμματων Χερουβίμ), святейшие Престолы (ср.-греч. αγιώτατων Θρόνων)
  • второй класс: Господства (ср.-греч. Κυριότητες), Силы (ср.-греч. Δυνάμεις), Власти (ср.-греч. Ἐξουσίαι)
  • третий класс: Правители (Начала) (ср.-греч. Αρχαι), Архангелы (ср.-греч. Αρχαγγελοι), Ангелы (ср.-греч. Αγγελοι)

Хильдегарда Бингенская в «Познай пути света, то есть Господа» (Sci vias lucis) I, 6 (1141—1151/1152 годы) От Псевдо-Дионисия Хильдегарда восприняла девятичинную небесную иерархию, а также идею, что церковная иерархия является отражением высшей небесной иерархии. Однако произведение Хильдегарды представляет альтернативное разделение ангельских хоров на два, пять и снова два, и эти её девять хоров могут являться небесными аналогами составляющих человеческой природы. Ангелы и архангелы означает тело и душу, херувимы и серафимы символизируют знания и любовь к Богу, и пять средних хоров представляют собой пять чувств. Прочие аллегорические детали относятся к воплощению и добродетельной жизни.

  1. ангелы (лат. Angeli), архангелы (лат. Archangeli),
  2. власти (лат. virtutes), силы (лат. potestates), начала (лат. principatus), господства (лат. dominationes), престолы (лат. thronorum),
  3. херувимы (лат. Cherubim), серафимы (лат. Seraphim),

Фома Аквинский в «Сумма теологии» I: 108 § 5, (1225—1274 годы):

  • серафимы (лат. Seraphim) (Ис. 6:1—8), херувимы (лат. Cherubim) (Иез. 10:7—15), престолы (лат. thronorum) (Кол. 1:16),
  • господства (лат. dominationes) (Еф. 1:21), власти (лат. virtutes) (Еф. 1:21, 6:12), силы (лат. potestates) (Еф. 1:21), начала (лат. principatus) (Еф. 1:21, 6:12)
  • архангелы (лат. Archangeli) (Иуд. 9), ангелы (лат. Angeli) (множество мест писания)

Данте Алигьери в «Божественной комедии», Рай XXVIII: 99—126 (1308—1321 годы):

  • первый круг: серафимы (итал. Serafi), херувимы (итал. Cherubi), престолы (итал. Troni)
  • второй круг: господства (итал. Dominazioni), силы (итал. Virtudi), власти (итал. Podestadi)
  • третий круг: начала (итал. Principati), архангелы (итал. Arcangeli), ангелы (итал. Angeli)

В конце концов методом сравнительного анализа Ветхого и Нового Заветов, в том числе этимологического и семантического разбора, христианские богословы (при наличии известных вариаций между отдельными авторами) приняли ареопагитскую ангельскую иерархию в следующем (нисходящем) порядке:

  • Первая степень (сфера) (по ветхозаветным источникам)
    • Серафимы
    • Херувимы
    • Престолы (также и по новозаветным источникам)
  • Вторая степень (сфера) (по новозаветным источникам)
    • Господства
    • Силы
    • Власти
  • Третья степень (сфера) (по ветхозаветным и новозаветным источникам)
    • Начала
    • Архангелы
    • Ангелы

В трудах Бонавентуры (XIII век) вышеуказанные ангельские степени (сферы) называются, соответственно: «эпифания», «гиперфания» и «ипофания». При этом чины (хора) второй и третьей сфер его иерархического списка объединяются также и попарно.

Наличие этих пар чинов богослов выводит из их этимологической близости и очевидного для него сходства в описании их функций. Он также разъясняет, как положение, высказанное в 1Петр. 3:22, применяется к этим парам:

  • Престолы и Господства
  • Начала и Власти
  • Архангелы и Ангелы

Первая сфера

  • Серафимы

В ивр. ‏שׂרף‏‎ (сара́ф) — ед.ч. «пылающий», «огненный». Окончание «-им» указывает на мн. ч. (ивр. ‏שׂרפים‏‎, читается срафи́м); это различие соблюдается в лат. seraph — seraphi, англ. Seraph — Seraphim и т. п. При заимствовании в русском языке форму мн.ч. seraphim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: серафим — серафимы.

Иногда этимологию углубляют до первоисточника древнееврейского слова — у египтян seref означало «грифон» — именно эта словоформа использована в Чис. 21:6 и Ис. 14:29 для обозначения змееподобной молнии. Собственно серафимы упоминаются только в Ис. 6:2-3, где по тексту они явились взору человека шестикрылыми, двумя крыльями покрывали лица, двумя нижнюю часть тела (ноги), двумя летали, вознося хвалу святости Бога. В ангельской иерархии назначение серафимов также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога на земле. В библейском словоупотреблении серафимы — чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей.

В апокрифической Книге Еноха называется Серафиэль. У него голова орла, но он излучает настолько яркий свет, что никто, даже другие ангелы не могут рассмотреть его.

  • Херувимы

Как и в слове «серафим», окончание «-им» указывает на мн. ч. (ивр. ‏כרובים‏‎, читается керуби́м); это различие соблюдается в лат. cherub — cherubi, англ. Cherub — Cherubim или Cherubs. При заимствовании в русском языке форму мн.ч. cherubim восприняли как ед.ч., и уже от неё образовали множественное: херувим — херувимы.

Этимологических гипотез несколько, но решающих аргументов в пользу какой-либо одной нет. В Талмуде ивр. ‏כרוב‏‎ произведено от арам. כרביא — «подобный юноше».. В последней четверти XIX века Фридрих Делич связал эту морфему с kirubu = shedu — ассирийским именем крылатого быка. Ряд ассириологов (Feuchtwang, Teloni, Budge и др.) в 1885 году возразили против этой гипотезы. Позже Делич дал другой вариант связки — «karubu» (великий, могущественный). В 1897 году Karppe, а затем Haupt предположили, что כרוב может быть вавилонским, и тогда оно означает не мощный, а благосклонный, благожелательный, милостивый (синоним ‘damḳu’).

В библейском представлении херувимы вместе с серафимами наиболее близки Всевышнему. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

  • Престолы

Престолы — согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) — на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Вторая сфера

  • Господства, ср.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) — наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
  • Силы, ср.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) — творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
  • Власти, ср.-греч. ἐξουσίαι, лат. virtutes (Кол 1:16) — имеют власть укрощать силу дьявола.

Третья сфера

  • Начала (архонты), ср.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1:21; Кол 1:16) — им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
  • Архангелы (начальники ангелов), ср.-греч. ἀρχάγγελοι — Михаил (Откр 12:7) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
  • Ангелы, ср.-греч. ἀγγελοι — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

Исламские ангельские иерархии

В исламе нет стандартизированной иерархической организации ангелов, так как эта тема не затрагивается непосредственно в Коране. Тем не менее, исламским богословам ясно, что существует множество порядков, существующих меж ангелами, определяющих предназначение и конкретные задачи, поставленные пред ними Богом. Некоторые исламские богословы предполагают, что исламские ангелы могут быть сгруппированы по меньшей мере в четырнадцать категорий или даже более. В исламе выделяют следующие группы ангельских существ, сгруппированных по функциональному назначению:

  • мукаррабун (иначе мукаррабин, макрибун, араб. الْمُقَرَّبُونَ‎ — «приближенные») (ан-Ниса 4:172)
  • ангелы вокруг Трона Аллаха:
    • хамаля аль-арш (араб. حملة العرش‎ — «те, кто несут Трон») — четыре ангела, несущие Трон Аллаха (Гафир 40:7; аль-Хакка 69:17)
    • карубин (араб. كروبين‎) — ангелы, окружающие Трон «те, кто рядом»(аз-Зумар 39:75)
  • хафаза (араб. حفظ‎ — «хранители, защитники, сохраняющие до суда») — стражи, ангелы-хранители (аль-Ан‘ам 6:61):
    • муаккибат (араб. معقبات‎ — «те, кто следит друг за другом») — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости (ар-Ра‘д 13:11).
    • киряман кятибин (араб. كراماً كاتبين‎ — «почтенные писцы») или Атид (араб. عتيد‎ — «готовый») и Ракиб (араб. رقيب‎ — «надсмотрщик») — ангелы-приёмщики, писцы, находящиеся по правое и левое плечо от человека и записывающие каждое его деяние и слово. На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день (Каф 50:17, 18; аль-Инфитар 82:10—12; аз-Зухруф 43:79, 80.
  • мудаббират (араб. مُدَبِّرَات‎ — «те, кто разбираются с делами») — ангелы, исполняющие повеления Аллаха и следящие за соблюдением Вселенских законов и за постоянством миропорядка (ан-Нази‘ат 79:5).
  • муккосимат (араб. مُقَسِّمَات‎ — «те, кто распределяет») — ангелы, распределяющие указания Аллаха (аз-Зарият 51:4).
  • ангелы, управляющие природными явлениями и силами, помощники Микала, :
    • заажират (араб. زَّاجِرَات‎ — «те, кто прогоняют») — ангелы, сгоняющие облака и управляющие другими природными стихиями (ас-Саффат 37:2);
  • ангелы семи небес. Ибн Аббас упоминает следующие формы и имена ангелов, ответственных за каждое небо:
  1. сфера Луны, форма — коровы, ангел — Исмаил;
  2. сфера Меркурия, форма — орлы, ангел — Микаил (или Шамаил);
  3. сфера Венеры, форма — стервятники, ангел — Сайдаяил (или Сайид);
  4. сфера Солнца, форма — лошади, ангел — Салсаил (или Салсафил);
  5. сфера Марса, форма — гурии, ангел — Калькаил;
  6. сфера Юпитера, форма — небесные юноши (гулямы) или человекоголовые птицы, ангел — Самкхаил;
  7. сфера Сатурна, форма — люди, ангел — Руфаил (или Бармаил).
  • малаикат аль-архам (араб. ملائكة الأرحام‎ — «ангелы утробы» от мн. ч. أرحام‎ — «утроба», «чрево») — ангелы, наблюдающие за утробами матерей и записывающие ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу. Как в случае с Ракибом и Атидом, Архам — не имя, а описание ангелов.
  • малаикат аль-маут (араб. ملائكة الموت‎ — букв. «вестники смерти») — ангелы-помощники Азраила, приходящие в мир в час, когда Азраил лишает жизни живых существ. Извлекают души из тел умерших:
    • назиат (араб. نازعات‎ — «вырывающие») или малаикат аль-азаб (ملائكة العذاب‎ — «ангелы наказания, обреченности») — ангелы, ответственные за сбор душ неверующих в момент их смерти. Жестоки и грубы, с силой вырывают души неверующих из тел (аль-Анфаль 8:50; ан-Нази‘ат 79:1);
    • нашитат (араб. نَّاشِطَات‎ — «извлекающие») или малаикат аль-рахмат (ملائكة الرحمة‎ — «ангелы сострадания») — ангелы, отвечающие на покаянные молитвы и забирающие души верующих во время прихода смерти. При заборе душ аккуратно извлекают души верующих из тел (ан-Нази‘ат 79:2; аль-Мурсалят 77:3).
    • сабихат (араб. سَّابِحَات‎ — «плывущие») (ан-Нази‘ат 79:3);
    • сабикат (араб. سَّابِقَات‎ — «опережающие») (ан-Нази‘ат 79:4).
  • хазана-и Джаннат ва Джаханнам — ангелы-стражи рая и ада (аль-Ан‘ам 6:93).
    • аз-Забания (араб. ‏الزبانية‎, возможно «стражи» (аль-А‘ляк 96:18)) — 19 ангелов-истопников, «грубые и сильные», наказывающие грешников в аду и поддерживающие адское пламя (ат-Тахрим 66:6; аль-Муддассир 74:26—31);
    • хазанат-уль-джанна (араб. خازنات ال جنة‎) — стражи рая.
  • джундалла (араб. جند الله‎ — «солдаты Аллаха») — ангелы-воины, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллаха этими людьми (Аль ‘Имран 3:124, 125; аль-Анфаль 8:12; ат-Тавба 9:26; Аль-Ахзаб 33:9—11).
  • саффат (араб. صافات‎ — «стоящие в ряд») — ангелы, выстраивающиеся в ряды для исправного служения Всевышнему (ас-Саффат 37:1).
  • таилят (араб. زَّاجِرَات‎ — «те, кто читает») — ангелы, читающие напоминание (перечитывающие слова, наставления Аллаха) (ас-Саффат 37:3).
  • сайяхуны (sayyāḥūn — «странники, путешественники») — ангелы, странствующие по дорогам в поисках групп молящихся и кающихся людей, поминающих Аллаха (Зикр), и исполняющие их просьбы каждую ночь в месяц Рамадан.
  • ангелы, оценивающие поступки умерших, известны под именами Мункар и Накир (араб. نكير‎) и (араб. منكر‎), внешний вид их описывается, как «вызывающий ужас», а задача их — подробно допросить покойных ещё в их могилах, дабы выделить неверных и правоверных, совершивших большие проступки при жизни. Тем не менее, исламские предания называют ещё два имени ангелов этой категории Мубашир (араб. مبشر‎) и Башир (араб. بشير‎), которые опрашивают только не грешивших правоверных, или приходят в могилу после допроса, осуществленного Мункаром и Накиром, чтобы поздравить ответивших успешно. Ряд богословов, например Али аль-Кари, сообщают, что ангелов всё же двое и к грешникам они приходят в виде Мункара и Накира, дабы мучить их, а к праведникам в виде Мубашира и Башира для благословения.
  • аль-укуль уль-ашара (араб. العشرة العقول‎ букв. «десять разумов») — согласно суфийским представлениям (см. «Гийяс аль-Лугат» (XIX век) и ему подобные трактаты), десять ангелов, которые были созданы Господом в следующем порядке: во-первых, Аллах создал первого ангела, который затем создал первое небо и второго ангела, этот второй ангел затем создал второе небо и третьего ангела, и так далее, пока не были созданы девять небес и десять ангелов. Затем десятый ангел, по приказу Бога, создал весь мир.

Ангельская иерархия в оккультизме

Английский оккультист Френсис Баррет в книге «Маг, или Полная система оккультной философии», Глава XIX, стр. 112 (1801 год), испытавшей сильное влияние «Оккультной философии» Агриппы, и «Гептамерона» Пьетро д’Абано и являющейся по сути компиляцией более ранних оккультных и мистических трудов, увеличил количество ангельских чинов до двенадцати, добавив три позиции из классификации христианских ликов святости:

  • серафимы (англ. Seraphim), херувимы (англ. Cherubim), престолы (англ. Thrones)
  • господства (англ. Dominations), силы (англ. Powers), власти (англ. Virtues)
  • начала (англ. Principalities), архангелы (англ. Archangels), ангелы (англ. Angels)
  • непорочные (англ. Innocents), мученики (англ. Martyrs), исповедники (англ. Confessors)

Согласно христианской каббале в интерпретации Герметического Ордена Золотой Зари, существует десять архангелов, каждый из них — командир одного из десяти хоров ангельских и соответствуют одной из сфирот Древа Жизни. Эта иерархия — переосмысление собственно иудаистических классификаций:

1 хайот-ха-кодеш «святые животные» Метатрон Кетер
2 офаним «колёса» Разиэль Хохма
3 эрелим «бесстрашные» Цафкиэль Бина
4 хашмалим «сияющие, янтарные» Цадкиэль Хесед
5 серафим «пылающие» Хамаэль Гевура
6 малахим «вестники, ангелы» Рафаэль Тиферет
7 элохим «благочестивые существа» Уриэль Нецах
8 бене элохим «сыны благочестивых существ» Михаэль Ход
9 керувим Габриэль Йесод
10 ишим «люди» (человекоподобные существа, фонетически похоже на огонь) Сандальфон Малхут

Примечания

  1. ↑ Maʼamar ha-yiḥud leha-Rambam: (Abhandlung über die Einheit) / Aus dem Arab. des Moses B. Maimonides hebraeisch. v. Isaak B. Natan. Zum ersten Mal herausgegeben, nebst … Erlaeuterungen … von M. Steinschneider. Nebst einem Sendschreiben an d. Herausgeber von S.L. Rapoport. — Berlin: L. Weyl 1846. — S. 10. — 40, xiv S.
  2. Jellinek A., Beiträge zur Geschichte der Kabbala. Heft 1—2. — Leipzig: C.L. Fritzsche, 1852. — Heft. 1. — S. 61, note. — (2), iv, (2), 80 S.
  3. Bacher W., Bibelexegese Moses Maimuni’s. — Strassburg i. E. : K.J. Trübner, 1897. — S. 69. — xv, 176 S.
  4. ↑ Angelic Spirituality: Medieval Perspectives on the Ways of Angels / Translated and introduced by Steven Chase; preface by Ewert H. Cousins. — New York: Paulist Press, 2002. — P. 264. — xxiii, 375 p. — (Classics of Western Spirituality). — ISBN 978-0-8091-3948-4.
  5. Thomas Aquinas. Selected writings / Edited and translated with an introduction and notes by Ralph McInerny. — London; New York: Penguin Books, 1998. — P. 841. — xxxviii, 841 p. — (Penguin classics). — ISBN 978-0-14-043632-7.
  6. Hildegard of Bingen. Scivias / Translated by Columba Hart and Jane Bishop; introduced by Barbara J. Newman; preface by Caroline Walker Bynum. — New York: Paulist Press, 1990. — P. 30. — x, 545 p. — (Classics of Western Spirituality). — ISBN 0-8091-3130-7, ISBN 978-0-8091-3130-3.
  7. Серафимы // Энциклопедия Кольера.
  8. Davidson., Gustav. A Dictionary of Angels, Including The Fallen Angels. — 1967. — P. 267.
  9. ↑ Талмуд, Сукка 5б
  10. Emil G. Hirsch, W. Muss-Arnolt, J. Frederic McCurdy, Louis Ginzberg. Cherub // The Jewish Encyclopedia.
  11. Murata S., The Angels // Islamic Spirituality: Foundations. Vol. III. / Edit. Seyyed Hossein Nasr. — New York, NY: The Crossroads Publishing Co., 1987. — P. 328. — 450 p. — (World spirituality : an encyclopedic history of the religious quest, Vol. 19). — ISBN 0-8245-0767-3
  12. Seyyed Hossein Nasr. Cosmography in PreIslamic and Islamic Persia The Question of the Continuity of Iranian Culture // The Islamic Intellectual Tradition in Persia / Ed. by Mehdi Amin Razavi. — London—New York: Routledge, 2013. — P. 17. — 392 p. — ISBN 978-0-700-70314-2.
  13. Ибн Касир. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим. Т. 1—4. — Каир, б. г. — Т. 2. — С. 141
  14. ↑ Малаика // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М.: Наука, 1991. — С. 154. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2
  15. Muhalawi H., Tempat-tempat Bersejarah Dalam Kehidupan Rasulullah. — Jakarta: Gema Insani Press, 2005. — P. 25—26. — xii, 300 hlm. — ISBN 979-56-0058-3
  16. Munir Ahmad Mughal. Code for Believers. — Lahore: Islamic Book Foundation, 1987. — P. 22. — 184 p. — (IBF publication, № 92). — ISBN 96-942-4092-1.
  17. Muhammad Diyab al-Atlidi. The Martyrdom of Sald-ibn-Jubair // Ilâm-en-nâs: Historical Tales and Anecdotes of the Time of the Early Khalifahs / Transl. from the arabic and annot. by Mrs. Godfrey Clerk. — London: Henry S. King & Company, 1873. — P. 185. — XVIII, 296 p.
  18. ↑ Indian Christian spirituality. / Edit. by D. S. Amalorpavadass. — Bangalore, India: National Biblical Catechetical and Liturgical Centre, 1982. — P. 191. — 384 p.
  19. Gardet L. L’Islam, Religion et Communauté. — Paris: Desclée De Brouwer, 1970. — P. 86. — 496 p. — (Foi vivante, 127).
  20. Hughes T. P., A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 655. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8

См. также

  • Ангелология
  • Лик святости

Литература

  • Иванов М. С. Ангелология // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. 2. — С. 300—306. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Акафист. Молитвы. Чудеса. М.: Даръ, 2009.
  • Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Издательство «Духовное преображение», 2006.
  • Бенчев И. Иконы Ангелов. Образы небесных посланников. М.: Интербук-бизнес, 2007
  • Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898
  • Бриллиантов А. И, Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному. СПб., 1898.
  • Бриллиантов А. И, К вопросу о философии Эригены. Ответ г. проф. В. С. Серебреникову. СПб., 1899.
  • Воскресенский Александр, протоиерей. Слово в день Собора Архангела Гавриила // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 3. С. 29-30.
  • Глушаков Алексий, протоиерей. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим» // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 11. С. 43-44.
  • Зернов М., священник. Победа света над тьмой (к церковному празднику в честь ангелов) // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 11. С. 32-33
  • Книга ангелов: Антология христианской ангелологии. СПб.: Амфора, 2005.
  • Матвеевский П., священник. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.
  • Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. М.: Даръ, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
  • Небесный Архистратиг. Чудеса и явления Архангела Михаила. М.: Русскiй Хронографъ, 2010.
  • Небесных воинств Архистратизи… Каноны, акафисты, молитвы. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001.
  • Невидимый мир Ангелов. (Чудесные явления Ангелов людям, участие Ангелов-Хранителей в жизни человека, явления и чудотворения святых Архангелов). Сост. А. В. Фомин. М.: Новая Мысль, 2010.
  • Озерецкий П. Воззрения древнерусского народа на ангелов и злых духов // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 1. № 16.
  • Палладий, епископ Ижевский и Удмуртский. «Святый Ангеле Божий, моли Бога о мне» // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 11. С. 42-43.
  • Парвов А., священник. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.
  • Переспелов И. Поучение в храмовый праздник — в честь св. Архистратига Божия Михаила // Пензенские епархиальные ведомости. 1869. № * Поляков Сергий, священник. Собор Честных Небесных Сил бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 11/12. С. 54.
  • Потелещенко Николай, протоиерей. Слово в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 11. С. 42-44.
  • Праздник в честь архистратига Михаила и народные представления, соединяемые с именем архистратига // Руководство для сельских пастырей. 1899. Т. 3. № 46.
  • Псевдо-Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии. — 6-е изд. — М.: Синодальная Типография, 1898. — 63 с.
  • Размышления об Ангеле хранителе. Издательство «Неугасимая лампада», 2007.
  • Святые отцы об ангелах // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 11. С. 48.

Эта схема может быть охарактеризована как полное «Церемониальное» Древо Жизни. На каждой из Сфир начертаны соответствующие им Божественные Имена цветами, противоположными сфиротическим, или сверкающими цветами, как это делалось на других орудиях. Принцип, лежащий в основе применения сверкающих цветов, является одним из основополагающих в системе Золотой Зари. Каббала, в которой Древо Жизни является основным символом, предполагает наличие противоположностей и желание привести эти противоположности в идеальное равновесие. Сила действует должным образом только тогда, когда присутствует сила, противоположная ей и уравновешивающая её. Таким образом, цвета являются земными аспектами подлинных духовных сил, которые активируются в присутствии своих противоположностей. Сфирот окрашены в цвета Брия, а пути — в цвета Ацилут, что обеспечивает равновесие мужского и женского в одном символе.

Ниже приведены надлежащие цвета Сфирот и Путей, противоположные к которым могут быть легко получены из цветового круга, как уже отмечалось ранее. Полную шкалу цветов в четырёх мирах, разработанную, по-видимому, МакГрегором Мазерсом, можно найти в Золотой Заре Регарди и Liber 777 Кроули.

СФИРОТ:

1. Белый блеск.
2. Серый.
3. Чёрный.
4. Синий.
5. Алый красный.
6. Жёлтый (золотой).
7. Изумрудный.
8. Оранжевый.
9. Фиолетовый.
10. Лимонный, оливковый, каштановый и чёрный.

ПУТИ:

11. Яркий светло-жёлтый.
12. Жёлтый.
13. Синий.
14. Изумрудно-зелёный.
15. Алый.
16. Красно-оранжевый.
17. Оранжевый.
18. Янтарный.
19. Жёлтый, зеленоватый.
20. Зелёный, желтоватый.
21. Фиолетовый.
22. Изумрудно-зелёный.
23. Глубокий синий.
24. Зелёно-синий.
25. Синий.
26. Индиго.
27. Алый.
28. Фиолетовый.
29. Багровый (ультрафиолет).
30. Оранжевый.
31. Жгучий оранжево-алый.
32. Индиго.

Изготовление Диаграммы

1) Из берёзовой фанеры любой толщины вырезать панели некоторого стандартного размера, например 9×12, 11×14 или 16×20. Подойдёт панель любого размера, но стандартный размер позволяет установить её в недорогую рамку.

2) Покройте переднюю и заднюю стороны панели алкидной грунтовкой. Дайте ей высохнуть и слегка зашлифуйте. Повторите эту процедуру со вторым слоем.

3) Используя карандаш, линейку и циркуль, постройте Древо Жизни. Это очень просто, но, как ни странно, даже среди опытных учеников многие не знакомы с этим методом:

ПОСТРОЕНИЕ ДРЕВА ЖИЗНИ

A. Как показано на иллюстрации, разделите панель пополам и проведите центральную линию сверху вниз.

B. Определите длину Древа, исходя из желаемого пространства над и под ним. Установите размер циркуля так, чтобы он составил 1/4 от общей длины диаграммы. Например, если Древо должно быть восьми дюймов (ок. 20 см) длиной, то установить размер циркуля два дюйма (ок. 5 см). Установите циркуль в точке на вершине линии и нарисуйте круг. Затем переставьте циркуль в точку пересечения центральной линии и круга и снова нарисуйте круг. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не получится четыре пересекающихся круга. Так будут установлены точные центры Сфирот.

C. Нарисуйте Сфирот при помощи циркуля. Диаметр каждой Сфиры составляет половину первоначального размера циркуля (см. пункт B; если размер циркуля был два дюйма (ок. 5 см), то теперь нужно установить диаметр в один дюйм (ок. 2,5 см)).

D. Проведите линии Путей между Сфирот.

E. Используя делитель, наметьте ширину Путей, отмерив две точки на равном расстоянии от центральной линии (D). Отметим, что ширина Путей должна быть такой, чтобы пять Путей смогло подойти к верхней части шестой Сфиры, Тиферет. С помощью линейки проведите внешнюю линию на каждом пути.

4) Раскрасьте Сфирот, используя художественные акриловые краски. Проще всего провести контуры при помощи циркуля с водорастворимой краской.

5) Раскрасьте Пути. Контуры могут быть также проведены с помощью рейсфедера и водорастворимой краски. Так как понадобится очень много цветов и может быть необходимо ретуширование, желательно смешивать краски на небольших кусочках алюминиевой фольги. Старайтесь раскрасить пути, имеющие одинаковый цвет, за один раз.

6) Добавьте Змея, который касается каждого Пути (см. цветную иллюстрацию «Храм»).

7) Напишите Божественные Имена на Сфирот и буквы иврита на Путях.

8) Дайте краске высохнуть и, как обычно, покройте диаграмму лаком.

БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СФИРОТ

№ Сфиры Божественное Имя (Ацилут) Имя Архангела (Брия) Хор Ангелов (Йецира)
1. Кетер Эхейе אהיה Метатрон מטטרון Хайот ха-Кодеш חיות הקדש
2. Хокма Иах יה Разиэль רזיאל Офаним אופנים
3. Бина IHVH Элохим יהוה אלהים Цафкиэль צפקיאל Аралим אראלים
4. Хесед Эль אל Цадкиэль צדקיאל Хашмалим חשמלים
5. Гебура Элохим Гибор אלהים גבור Камаэль כמאל Серафим שרפים
6. Тиферет IHVH Элоа ва-Даат יהוה אלוה Рафаэль רפאל Мелеким מלכים
7. Нецах YHVH Цабаот יהוה צבאות Ханиэль האניאל Элохим אלהים
8. Ход Элохим Цабаот אלהים צבאות Михаэль מיכאל Бене-Элохим בני אלהים
9. Йесод Шаддай Эль Хай שדי אלחי Габриэль גבריאל Керубим כרובים
10 Малкут Адонай ха-Арец אדני הארץ Сандалфон סנדלפון Ашим אשים

Перевод © Frater K.B.V. aka Julian
под ред. Frater Nyarlathotep Otis

© O.T.O.

© Thelema.RU

lev_dmitrich lev_dmitrich2013-03-12 00:33:00 На все четыре стороны

Тетраморф (греч. τετραμορφος — четырёхвидный) — в иудео-христианском вероучении и богословии — крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла.

В ассирийской архитектуре он изображен в едином образе ” крылатого быка”, с человеческим лицом и львиным туловищем.

В Каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш» (букв. «святые животные»).

Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали Символами евангелистов и формой их традиционного символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.

хайот ха кодеш

В Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia, они же Четыре живущих, у протестантов — Четыре живых существа), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.

хайот ха кодеш

По многим древним источникам
Четыре стороны света и знака зодиака

Бык – север ( телец )
Лев – юг ( лев)
Орел – восток( скорпион)
Человек ( павлин) – запад ( водолей)

Posted via LiveJournal app for iPad.

Отрывок из Сефер Разиэль ха-малах, показывающий различные магические

сигилы

, или

сегулот (

др.-евр. סגולות

) на древнееврейском

Сефер Разиэль ха-малах (др.-евр. ספר רזיאל המלאך — «Книга ангела Разиэля») — средневековый каббалистический гримуар, изначально написанный на древнееврейском и арамейском языках, известный также и в латинском переводе, как Liber Razielis Archangeli — «Книга Архангела Разиэля», рукописи XIII века, переведенной при Альфонсо X. Известна также, как «Сефер Разиэль» (др.-евр. ספר רזיאל — «Книга Разиэля») и «Разиэль ха-малах» (др.-евр. רזיאל המלאך — «Тайный ангел»).

Путаница

Сефер Разиэль ха-малах часто путают с другой каббалистической книгой Сефер ха-разим, при этом Сефер ха-разим является книгой самостоятельной, однако влияние Сефер ха-разим находит свое отражение в шестом разделе большинства списков Сефер Разиэль ха-малах.

Путаница вероятно возникла благодаря Джеймсу Фрэзеру, написавшему в своей книге «Фольклор в Ветхом Завете», что «Ной о том как строить ковчег, узнал из святого писания. Это писание было дано Адаму ангелом Разиэлем и в нём все знания человеческие и божественные.»

Путаница однако могла возникнуть и потому, что имя Разиэль (др.-евр.  — «тайны Бога») из Сефер Разиэль ха-малах и слово разим (др.-евр. «тайны») из Сефер ха-разим восходят к одному и тому же корню: «раз» (др.-евр. רז). Слово Сефер (др.-евр. ספר) на еврейском языке означает «книга» и часто входит в названия средневековых гримуаров. Ха-малах (др.-евр. המלאך) означает «ангел».

Наконец путаница возможно основана на непонимании содержания. В Сефер ха-разим Ной нашел инструкции по строительству ковчега, но с другой стороны именно Сефер Разиэль ха-малах по легенде Ной взял на кочег. В самой же Сефер Разиэль ха-малах о ковчеге нет ничего.

История текста

Книга по всей видимости создана не ранее XIII века, но возможно в некоторых своих частях восходит к временам Поздней Античности. Наряду с прочими неясными древними текстами, как например Сефер ха-бахир и Сефер Йецира, Сефер Разиэль ха-малах сохранилась в ряде различающихся между собой в той или иной степени версиях.

Поскольку цитаты из неё начинают появляться только в XIII веке, большинство критически настроенных историков расценивают Сефер Разиэль ха-малах, как средневековую работу, вероятно происходящую из среды Хасидей Ашкеназ.

Традиция, сложившаяся вокруг книги, приписывает её авторство ангелу Разиэлю.

Вместе с тем, книга представляет собой компиляцию эзотерических писаний, собранных вероятно одним и тем же компилятором, но являющихся изначально работами не одного а многих авторов. Это видно из того факта, что книга противоречит сама себе в отношении лиц, которым, как утверждается было сообщено её содержание. Первая часть гласит, что она была Разиэлем Адаму (), третья часть (34а) говорит, что она была передана Рафаэлем Ною, прежде чем последний построил и вошёл в ковчег. Книга была выгравирована на сапфировом камне, передававшемся из поколения в поколение, пока он, вместе со многими другими писаниях тайн, перешел во владение Соломона (, 34а)..

На авторство по мнению исследователей могут претендовать либо Исаак Слепой (1160—1235), возможный автор Сефер ха-бахир, либо Элеазар из Вормса (1176—1238), компилятор одной из средневековых версий Книги Разиэля — «Сефер Соде Разия», которая со временем видимо переросла в текст, известный нам, как «Сефер Разиэль ха-малах», «обростя» множеством разнообразных писаний авторов, придерживавшихся различных теологических убеждений, либо Авраам Абулафия (1240—после 1291), известный комментатор Сефер Йецира и автор Сефер ха-Яшар.

Латинский перевод книги Liber Razielis Archangeli выполнен в Толедской школе переводов, учрежденной Альфонсо X Мудрым (1221—1284).

Первый печатный экземпляр Книги Разииля издан в Амстердаме в 1701 году под названием «Это книга Адама Кадмона, данная ему ангелом Разиэлем, и книга эта есть врата, через которые праведники проходят дорогой мира к обители Бога, чтобы разделить божественную благодать» и сразу же был «изгнан» из города.

Структура

Книга во многом основывается на Сефер Йецира и Сефер ха-разим. Известно несколько рукописных списков, содержащих до семи трактатов. Между тем печатный список Сефер Разиэль ха-малах разделен на пять книг, изложенных в форме мистического мидраша о творении. Книга предлагает читателю тщательно продуманную ангелологию, способы магического применения зодиака, гематрию, имена Бога, защитные заклинания и методики составления магических целебных амулетов.

Шестая книга из Liber Razielis Archangeli основана на Сефер ха-разим, с различными дополнениями, включая так называемую «Молитву Адама» из Сефер Адам.

Леопольд Цунц в печатной версии выделяет три основные части:

  • Сефер ха-малбуш («Книга покровов») — 2b-7a
  • Разиэль ха-гадоль («Великий Разиэль») — 7b-33b
  • Сефер ха-разим или Сефер Ноах («Книга тайн» или «Книга Ноя») — 34a и b.

После следуют две короткие части: Творение и Шиур Комах («Измерение высоты»), а после 41а приводятся формулы для амулетов и заклинаний. Первая часть «небольшая по объёму, но весьма туманна по содержанию приписываемая ангелу Разиэлю, описывает всю структуру небес», была составлена самое раннее в одиннадцатом веке, на что указывает содержание и язык, выдуманные слова и имена ангелов, которых насчитывается несколько тысяч.

Библиографические ссылки

Ранние гуманисты, такие как аббат Тритемий (1462—1516) и Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), в своих работах использовали обширные цитаты из Книги Разиэля.

«Молитва Адама» перефразирована Николаем Кузанским (1401—1464) в двух своих проповедях (Sermo I, 4, 16.25; Sermo XX, 8, 10-13), а позднее использована Иоганом Рейхлином (1455—1522) в его «De arte cabbalistica libri V». С книгой был знаком и Гийом Постель (1510—1581).

Существует обширная библиографическая информация о Сефер ха-Разиэль, это в первую очередь упоминание в «Мече Моисея», другой магической книге Поздней Античности. В период немецкого магического ренессанса, наряду с арабским трактатом Пикатрикс, упоминается Джоханнсом Хартлибом (ок.1410—1468), как одна из самых отвратительных негромантических работ. В XV столетии Конрад Боллстаттер (1420/30—1482/83) также показывает знание латинской версии «Молитвы Адама» интерполировав её в «Codex germanicus monacensis (Cgm) 252», заменив при этом фигуру Разиэля Рафаэлем, а Сифа Симом.

Сефер ха-Разиэль упоминается в двадцати пяти изданиях различных книг XIX века. Упомянута Джеймсом Гастингсом (1852—1922) в «Энциклопедии религии и этики», в «Словаре ангелов» Густава Давидсона и в приложениях к переводу Сефер Йецира Арье Каплана. Йошуа Трахтенберг пишет в своей книге «Еврейская магия и суеверия», что существует немецкое издание Сефер ха-Разиэль, значительно отличающееся от версии, изданной в Амстердаме.

Издание еврейских списков книги, а также латинской версии «Sefer ha-Razim» осуществили Билл Ребиджер и Петер Шэфер (Sefer ha-Razim I und II — Das Buch der Geheimnisse I und II, Mohr Siebeck Verlag: Tübingen 2009).

Легенды

После изгнания Адама и Евы из рая, первые люди осознали последствия своего греха. Адам молился Богу и в своей молитве принес извинения за непослушание Евы (др.-евр. חוה), которая обманом была понуждена вкусить от «Дерева Познания» (др.-евр. עץ הדע). Согласно Книге Разиэля, Бог услышав молитву первочеловека послал высочайшего из ангелов Разиэля, чтобы научить Адама законам природы и жизни на Земле, в том числе знаниям о планетах, звездах и духовным законам мироздания, и знания эти должны были привести первых людей обратно в рай.

Ангел Разиэль также преподал Адаму знания власти слова и энергии содержащейся в 22 буквах еврейского алфавита, их комбинациям и значениям имен, также учил знаниям силы мысли и силы человеческого духа в пределах физического тела и мира материального, в основном обучив знаниям с помощью которых можно гармонизировать физическое и духовное существование в физическом мире.

В некоторых иудейских легендах говорится, что ангел пришел к Адаму, когда последнему было 130 лет. В других же вариантах легенды, Адаму было в момент встречи с ангелом 635 лет. Святое письмо, даное ангелом Адаму, по легенде было высечено на стелле из цельного сапфира.

Согласно раввинской традиции, книга была выкрадена херувимами, несогласными с передачей таких знаний Адаму, и брошена ими в морскую глубину. Тогда Бог повелел ангелу Рехабу нырнуть и подняв книгу с глубины, снова передать её Адаму.

После Адама книга попала в руки Ноя. Она сохранила семейство Ноя от потопа и впоследствии досталась Аврааму, а много веков спустя, сорок лет скитавшемуся с евреями в пустыне Моисею, была открыта ангелом Метатроном (Енох). Через Моисея, перешла к царю Давиду и затем к царю Соломону.

В народе считалось, что Книга Разиэля защищала от пожара дом в котором хранилась, по всей видимости это суеверие связано с одной из функций Разиэля, защищающего ангелов служения от пылающих хайот ха-кодеш.

Издания

  • ספר רזיאל המלאך. / Ben Abraham, Isaac. — Amsterdam: M. Mindis, 1701. — 90 p.
  • ספר רזיאל המלאך. — Vilna, 1877. — 79 p.
  • ספר רזיאל המלאך. — Warsaw: N. p., 1881.
  • Steve Savedow, Sepher Rezial Hemelach: The Book of the Angel Rezial, Red Wheel/Weiser (2000), ISBN 978-1-57863-193-3.
  • Giovanni Grippo, Sepher Raziel: Das Buch des Erzengels Raziel (German/Hebrew), G. G. Verlag (2009), ISBN 978-3-9810622-4-3.
  • Giovanni Grippo, Sepher Raziel ha Malakh: Book of Raziel (English/Hebrew), G. G. Publisher (2010), ISBN 978-3-9810622-7-4.

Гептамерон

Книга-справочник по церемониальной магии Гемтамерон или магические элементы (наиболее раннее издание видимо: Venice, 1496), ложно приписываемая Петру Абанскому (1250—1316), основана на Книге Разиэля.

Liber Salomonis

Liber Salomonis, английский гримуар XVI века из т. н. «Соломоновой серии» известен также под названием Сефер Разиэль, и также разделен на семь разделов, текст тесно связан с Сефер Разиэль ха-малах, хотя кажется, непосредственно не основан на последнем.

Примечания

  1. Raziel, Book of at jewishencyclopedia.com
  2. Raphael Patai, The Hebrew goddess — Jewish folklore and anthropology. 3rd enl./ Ed. Detroit, Mich.: Wayne State University Press, 1990. — p.237
  3. Zunz L. Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden historisch entwickelt («G.V.»). — 2d ed. — Frankfurt am Main: Kauffmann, 1892. — pp. 176 et seq.
  4. Zunz L. Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden historisch entwickelt («G.V.»). — 2d ed. — Frankfurt am Main: Kauffmann, 1892. — pp. 176 et seq.
  5. Zunz L. Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden historisch entwickelt («G.V.»). — 2d ed. — Frankfurt am Main: Kauffmann, 1892. — pp. 176 et seq.
  6. Wilhelm Schmidt-Biggemann, Reuchlin-Tagung Pforzheim, 2001
  7. Codex germanicus monacensis (Cgm) 252, f. 142r—144r
  8. Encyclopaedia Judaica 1, 777
  9. Joshua Trachtenberg Jewish magic and superstition: a study in folk religion (Première édition 1939), University of Pennsylvania Press, 2004, — pp. 90-100,
  10. Ginzberg, Louis (1909), The Legends of the Jews, Volume 1, Chapter IV, at sacred-texts.com
  11. Raziel, Book of at jewishencyclopedia.com
  12. Davidson, Gustav (1967), A Dictionary of Angels, Including The Fallen Angels, Entry: Galizur, p. 120, Library of Congress Catalog Card Number: 66-19757
  13. Hebrew Visions of Hell and Paradise (1893), Journal of The Royal Asiatic Society, London, The Royal asiatic Society, at sacred-texts.com
  14. Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science, vol. II. — New York: Columbia University press, Macraiilan, 1923. — 1038 pp. — p. 912. ISBN 0-231-08795-0
  15. Peter de Abano: Heptameron, or Magical Elements / Digital edition Joseph H. Peterson, 1998, 2008
  16. Liber Salomonis: Cephar Raziel. (British Library Sloane MS 3826: 2r−57r) / Transcribed, annotated, and introduced by Don Karr, 2002-6
  17. Sepher Raziel (Sl. 3846). Book of the Angel Raziel / Digital edition Joseph H. Peterson, 1999, 2006

Ссылки

  • Сефер Разиэль ха-малах, амстердамская редакция 1701 года

Литература

  • Avilés, A.G., Alfonso X y el Liber Razielis: imágenes de la magia astral judía en el scriptorium alfonsí. // Bulletin of Hispanic Studies, Volume 74, № 1, 1 January 1997. — pp. 21-39
  • Finkel A. Y. Kabbalah: Selections From Classic Kabbalistic Works From Raziel Hamalach To The Present Day. — New York: Targum Press, 2002. — 414 p. — (Torah Classics Library) ISBN 1-56871-218-9, ISBN 978-1-56871-218-5

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here