Гефсиманская иерусалимская икона божьей матери

Для наших читателей: гефсиманская иерусалимская икона божьей матери с подробным описанием из различных источников.

Описание

Пребывает Иерусалимская Гефсиманская икона Божией Матери в пещерной церкви Успения Богородицы над Ее гробницей, у подножия западного склона горы Елеон, в Иерусалиме. Это одна из самых почитаемых святынь всего христианского мира, и списки ее известны во всех концах земли, где только славят Иисуса и Слово Божие.
Сама же икона написана была в XVIII веке русской монахиней Сергией. Явилась инокине Матерь Божия в тихом сне и велела ей сей образ сотворить, и изобразила Сергия Пречистую Деву именно такой, какой предстала Она в сем светлом видении. Старец Паисий Святогорец потом говаривал ученикам своим, что Царица Небесная, несколько раз ему являвшаяся, очень похожа на Иерусалимский образ, Сергией написанный. «Именно, точно такая» − говорил старец.
В 1906-ом году икона сия была подарена Царственными мучениками храму Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании, где и по сей день пребывает. Храм этот православный, но чтят Иерусалимскую Богоматерь и католики, и христиане других конфессий, и даже мусульманы-арабы. Многие и многие есть свидетельства о чудесах и исцелениях, от Нее проистекших. По молитвам перед дивным образом сим являет неизреченную милость грешным чадам Своим Царица Небесная.

Одной из самых известных и наиболее почитаемых икон является Иерусалимская икона Божией Матери. На образе запечатлен прижизненный Лик Богородицы, и в точности воплощены черты Ее лица. Матушка помогает верующему люду абсолютно во всем: будь то любовные или семейные отношения, тяжкие недуги, катастрофы.

Изначально этот образ был призван оберегать Иерусалимскую общину. Он считается чудотворным, чему есть множество подтверждений в церковных архивных книгах. Празднование образа совершается ежегодно 25 октября.

История священного образа

Автор Иерусалимской Богородицы — евангелист Лука.

Икона была создана по прошествии 15 лет по Вознесению Христа на Небо. К тому времени христианская община в Иерусалиме была полностью сформирована, поэтому Иерусалимский Лик предназначался именно для нее.

О Святой Земле:

  • Храм Гроба Господня в Иерусалиме
  • Чудеса схождения Благодатного огня в Иерусалиме
  • Что можно привезти из Иерусалима христианину

По своей типологии он имеет сильное сходство с образом Одигитрии-Путеводительницы. А согласно Преданию, Мария Египетская, находившаяся в мольбе у этой иконы, неожиданно услышала величественный глас, повелевающий ей оставить греховную, неправедную жизнь и оставшиеся годы земного жития посвятить служению Богу.

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)

Предание о том, как икона попала в храм Пигий

Ранее неподалеку от Золотых Константинопольских врат существовала раскидистая роща. Она считалась священной и носила имя Богородицы. Посреди рощи бил святой источник. Но со временем роща разрослась и загустела, а родник затерялся среди зеленых и густых зарослей и почти иссяк.

Но в это время Лев I, будучи простым солдатом царской армии, прогуливался по роще и неожиданно повстречал путника. Тот был стар, обессилен и совсем слеп. В душе воина горело желание помочь человеку, но он не знал, как это сделать. Тут он услышал ласковый женский голос, который подсказал ему местонахождение источника и объяснил, что нужно предпринять.

Тот же голос пророчил Льву вскоре быть императором, а когда это событие произойдет, он должен будет очистить Богородичный источник от зарослей, возвести рядом с ним храм и освятить его в честь Царицы Небесной.

Вскоре Лев I исполнил свое обещание: очистил родник, построил храм Пигии и перевез в его стены иконы Иерусалимской Богородицы.

Историческое путешествие иконы

Во времена правления императора Ираклина скифские кочевники пытались завоевать Константинополь. Вокруг чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери собрались в пламенной молитве практически все горожане.

Царица Небесная услышала клич верных и умолила Сына Своего избавить город от нападения. После этого события икона была перевезена во Влахернскую церковь. Здесь она почивала три года.

В 988 году Лев Мудрый, император, перевез ее в Корсунь, который позже был завоеван князем Владимиром. Ему была подарена Иерусалимская икона, он же ее перевез в град Киев, где она пробыла совсем недолго. Князь Владимир передал ее в собор святой Софии в Новгороде, где она покоилась целых 4 столетия.

Позже, в 1571 году, Иоанн Грозный пожелал перевезти образ в московский Успенский собор. Но военные события 1812 года негативно сказались на столице: город был разрушен и разграблен, множество реликвий было вывезено за границу. В их числе оказалась Иерусалимская икона Божией Матери.

С тех пор и по сей день она находится во Франции.

Иерусалимская Богоматерь

Отличительные черты

Икона по своей иконографии схожа с Грузинским образом, да и многие иконы написаны по ее подобию: Иверская, Казанская, Споручница грешных. Богоматерь показана в поясном изображении, десницей Она поддерживает Сына, Ее голова склонена. Богомладенец Ликом обращен к Матушке, в левой руке удерживает свиток, а правая поднята в благославляющем жесте.

Лицо Сына, повернутое к Матери, означает всеобъемлющую любовь и внимание к Ней. На иконе показан беззвучный диалог, единение Бога и человека.

Полностью вобрав в Себя человеческую природу, Иисус так и остался Богом, одним из лиц Пресвятой Троицы. Но Царица Небесная стала для Сына проводником в мир людей. Ее душа пронзена множеством острых мечей в день распятия Сына, но Мать с достоинством прошла свой жизненный путь на земле.

Важно! И если каждый человек терпеливо и смиренно пройдет через все невзгоды, то его в конце жизни будет ожидать великая награда — вечность со Христом.

Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

  • на полях иконы изображены апостолы, святители, мученики, но они не являются частью композиции, а просто парят в воздухе слева и справа;
  • рядом с Марией предстоят Ее родители — святые праведные Иоаким и Анна.

Помощь с Небес

Молитва перед Иерусалимской иконой Богоматери поможет:

  • получить выздоровление от недугов, даже самых тяжелых;
  • защитит от неприятностей в дороге, в путешествии;
  • предотвратит стихийные бедствия;
  • оградит дом от посягательства воров;
  • утешит в скорби и унынии;
  • поможет отчаявшимся женщинам обрести радость материнства;
  • воссоединит семью, находящуюся на грани развода.

О чем еще молятся Богородице:

  • Молитва «Богородице, Дево, радуйся»
  • Молитва Богородице об усопших
  • Молитвы в праздник Благовещенья

Правила моления

Перед тем как произнести молитву, следует изучить незамысловатые правила:

  • перед началом моления следует расслабиться, некоторое время постоять молча перед иконой;
  • нельзя представлять в своем сознании никаких образов святых, тем более Господа и Богородицы (подобное представление не отражает реальность, а только искажает ее);
  • следует помнить, что через обращение к Божией Матери и святым мы просим предстательства у Всевышнего;
  • молиться можно вслух (только тихо) или про себя;
  • для молитвы необходима крепкая вера, а не моление из разряда «поможет — не поможет»;
  • потребности должны быть земными: дарование любви, надежды, смирения, веры, духовной мудрости;
  • негоже просить о богатстве, славе и возмездии;
  • молиться можно не только за себя, но и за родных, близких людей, важно в молитве упомянуть их имена.

В церкви можно заказать водосвятный молебен с акафистом пред иконой Божией Матери Иерусалимская. По окончании молебна прихожанам раздается освященная вода. Принимать ее нужно по утрам натощак с молитвой.

Совет! Для того чтобы чудо, испрашиваемое в молитвах, свершилось, необходима твердая вера во Христа, непреложное следование Его заповедям, житие по церковным канонам, частая исповедь, причастие. И тогда Матерь Божия обязательно услышит мольбы и непременно поможет.

Посмотрите видео об Иерусалимской иконе Божией матери

Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля)

Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля)

получила название в нач. XVIII в., после того как в 1701-1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (XI в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т. е. из Херсонеса, или Корсуни), как и датированные тем же временем др. «корсунские» иконы Софийского собора – «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ) и «Спас Златая Риза» (под записями XIV, XVII и XIX вв.; Успенский собор Московского Кремля). Так ее впервые называет Новгородская III летопись под 1438/39 г. (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 491) при описании чуда явления древних и давно почивших новгородских владык ночевавшему в Софийском соборе пономарю Аарону, к-рый увидел, как святители поочередно входили в алтарь, а затем молились перед Корсунской иконой Божией Матери. Чудо было истолковано новгородским архиеп. Евфимием II как знак небесного покровительства Новгороду, и в честь этого события был учрежден праздник, отмечавшийся 12 окт. На рубеж XV и XVI вв. приходится распространение списков иконы Божией Матери «Гефсиманская-Иерусалимская».

В Описях московского Успенского собора XVII в. икона упоминается как «Образ пречистые Богородицы Одигитрие обложен серебром, письмо корсунское» (стб. 296) или «греческое письмо» (стб. 389-390). Опись 1701 г. впервые именует ее «образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (стб. 624). В том же году при поновлении иконы, вероятно царским изографом Кириллом Улановым, на ее нижнем поле была исполнена надпись на греч. и рус. языках, излагающая легендарную историю иконы. Согласно этой легенде, она была написана «святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы», в 453 г. имп. Львом I перенесена из Иерусалима в к-польский мон-рь Богородицы Пиги, где с ее заступничеством связывали победу над скифами, а во времена имп. Ираклия ее поместили в храме Богородицы во Влахернах, где хранилась почитаемая реликвия – риза (мафорий) Богоматери. Там икона пребывала до времени правления имп. Льва VI Мудрого (886-912), а в 898 г. «ради нахождения Российских людей, принесена в Херсонь», где крестился киевский кн. Владимир Святославич и откуда он перенес ее в Новгород. Г. и. находилась в новгородском Софийском соборе до 2-й пол. XVI в. В Москву ее перенесли по воле царя Иоанна Грозного, по-видимому в 1572 г. Для Софийского собора выполнили с нее список (НГОМЗ), на к-рый, как это нередко делали с особо чтимыми иконами, был переложен древний басменный оклад (30-50-е гг. XII в., НГОМЗ), «а по полем… на окладе выбиваны святые».

В московском Успенском соборе Г. и. была помещена, так же как и в Софийском, в крайней юж. части местного ряда иконостаса, справа от входа в придел вмч. Димитрия Солунского. В 1652 г., при устройстве раки митр. Филиппа II (Колычева), икону переместили на зап. сторону юго-зап. столпа, а после ее поновления в 1701 г. и устройства для нее в 1702 г. нового, драгоценного оклада с апостолами, мучениками и архангелами на полях (стб. 869-871) – на зап. сторону юго-вост. столпа. В 1812 г. икона вместе с драгоценным окладом была похищена.

На место древней иконы (с 1813 по 1815) поместили список с нее, выполненный, вероятно также Кириллом Улановым, во время поновления древнего образа в 1701 г. и находившийся прежде в дворцовой ц. Рождества Богородицы на Сенях. Этот список, созданный, «ровно как в Успенском соборе», в серебряном окладе (Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 48), в 1733 г. был завещан имп. Анне Иоанновне бывшим подьячим приказа Большой казны Осипом Титовым Бортниковым. В 1854 г., после разборки пристолпных иконостасов, эту икону поместили у юж. стены позади Мономахова трона, где она находится и в наст. время.

Как «Иерусалимская Богоматерь» икона упоминается в рукописных сборниках 1-й четв. XVIII в., содержащих сказания о чудотворных богородичных иконах. В сб. «Солнце Пресветлое», составленном в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым, раздел о чудотворных иконах открывается сказанием об иконе Богоматери «…иже во граде Иерусалиме, в Гефсимании веси», дополнительно упоминается первоисточник легенды: «Со иконы тоя святыя сие писано, по поновлении писмом» (НБ МГУ. Ф. 293. № 10535-22-71. Л. 24 об.- 26). Те же сведения содержатся и в сборнике, датируемом ок. 1720 г. (РНБ. Соф. 1428. Л. 458 об.- 459).

В 10-х гг. XVIII в. Кириллом Улановым было создано неск. списков с древней иконы, в т. ч. 3 – для Троицкой Кривоезерской пуст., где царский изограф принял постриг с именем Корнилий. Списки Г. и. находились также в московских храмах: Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы), арх. Михаила в Бронницах, прор. Илии в Черкизове, Покрова в Вешняках и др.

Иконография Г. и. («Корсунской» или «Иерусалимской») имела древние прототипы. Изображения Богоматери с Младенцем на правой руке (греч. Δεξιοκρατούσσα), отмеченные меньшей иератической строгостью по сравнению с образом Одигитрии, встречаются на печатях уже с VII в., а в иконописи известны с IX в. Древнейшая из них – икона из ц. Санта-Мария Нуова в Риме (IX в.). Мозаичные изображения Дексиократусcы находятся в люнете юж. капеллы кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.) и на иконе кон. XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае.

К софийской иконе восходят неск. сохранившихся до наст. времени икон кон. XV-XVI в. (напр. икона из собрания ЦМиАР, 1-я пол. XVI в.), относящиеся к новгородской художественной традиции, а также московская икона «Богоматерь Иерусалимская», по поздней надписи на обороте называемая «Гребенская» (рубеж XV и XVI вв.). К этому же типу (иногда в зеркальном переводе) относятся нек-рые списки т. н. Грузинской иконы Божией Матери (напр. икона 2-й пол. XV в. из собрания А. В. Морозова, ГТГ).

Иконы, восходящие к «Корсунскому» образу, имеют ряд отличительных черт: мафорий Богородицы обычно изображается с драгоценной каймой, на фоне к-рого помещаются ручка и обнаженная ножка Младенца. Правая благословляющая рука Христа изображается с именословным или двуперстным сложением, а в левой Он держит нераскрытый свиток. Левая рука Богоматери в молении. Палестинские истоки этого иконографического извода проследить не удается. Известно лишь, что в соборе Св. Софии в К-поле находился чудотворный образ Богоматери, принесенный из Иерусалима имп. Львом Мудрым, к-рому «молилась св. Мария Египетская и услышала голос из уст святой Богородицы» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Пер., предисл. и коммент.: Л. М. Санчес. М., 1996. С. 443), его иконография неизвестна. В надписи, помещенной на полях списка, выполненного в 1701 г., соединены легендарные сведения, присущие наиболее почитаемым к-польским образам Богоматери: Одигитрии из мон-ря Богородицы Одигон и Влахернитиссы «Ласкающая» («Умиление»). Источники упоминают также о существовании в К-поле ц. в честь Иерусалимской Богоматери.

Ист.: РИБ. Т. 3. Стб. 296, 389-390, 624, 869-871.

Лит.:

Снегирев И

.

М

. Памятники Моск. древности. М., 1842-1845. С. 18;

Кондаков

. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 280-293;

Николаева Т

.

В

. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 124. С. 22;

Гордиенко Э

.

А

.

, Трифонова А

.

Н

. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника // Музей: Худож. собр. СССР. М., 1986. Вып. 6. Кат. № 2. С. 215-220; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. Русского музея. СПб., 1995. Кат. № 117. С. 192-193; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XVII вв. / Авт.-сост. И. А. Стерлигова. М., 1996. Кат. № 57. С. 243-244; Христ. реликвии в Моск. Кремле / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. Кат. № 44. С. 169-173 ; Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв. / Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. Кат. № 34. С. 155-159;

Комашко Н

.

И

. Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» письма Кирилла Уланова // Визант. мир: искусство К-поля и нац. традиции: К 2000-летию христианства. М., 2005. С. 647-662;

Толстая Т

.

В

. Икона «Богоматерь Иерусалимская Гефсиманская» из Успенского собора Моск. Кремля и ее легенда // Там же. С. 647-662.

Т. В. Толстая

гефсиманская иерусалимская икона божьей матери

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело. Гроб Божией Матери – небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом. Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская. Икона эта была написана относительно недавно (100-120 назад) русской монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан, и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.

Поделиться:

Всего комментариев:

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here