Егорий вешний праздник

Для наших читателей: егорий вешний праздник с подробным описанием из различных источников.

егорий вешний праздник

Егорьев день — праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца. В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

Лубок «Егорий вешний». XIX век

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий — Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно — Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря — Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство… К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>>. Доступ может закрыться в любой момент.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

23 апреля — день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же — основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему — завершаются.

Егорий Вешний — суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» — так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

Егорьевской росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней — обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми у Бога ключами святой открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Впрочем, с помощью юрьевской росы в старину ведьмы наводили порчу на скот. Поэтому в некоторых регионах ее считали вредной для животных.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников — еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего — ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки, за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на Пасхальную неделю и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений — чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо — жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой в форме креста.

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала — их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета — если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей — проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки — плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров — к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо — в этом году его вырастет много. Снег, град и иней — к хорошему урожаю гречки.

Ясное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась — урожайными будут поздние. Южный ветер — к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру — ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет — рассчитывать на их урожай не стоит.

Егорий Осенний — традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой — на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных — напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки — «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция — парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие — в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников, чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета — к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви — чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе — сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего — слушать воду в колодцах. По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода — к теплу, шумная — к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия — к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет — к сильному ветру, вьюге. Ветер — к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.

Эта статья — о весеннем дне в народном календаре. Об осенне-зимнем дне см. 

Егорий Осенний

.

Его́рий Ве́шний (Юрьев день) — день в народном календаре славян, приходящийся на 23 апреля (6 мая). Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егория пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал».

У южных славян Гергиев день — основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

Другие названия

рус. Юрьев день, Георгий Победоносец, Егорий вешний, Егорий весенний, Егорий храбрый, День Егория Храброго, Юрий тёплый, День Егория храброго, Егорий голодный, Егорий-скотопас, Егорий — ленивая соха, Юрий Водонос, Отмыкание Земли, Егорий — резвая соха, рус. вят. Лошадушки менильники (именинники), рус. бирюч. Конский праздник, рус. воронеж. Скотский день, рус. тамб. Егорьев день. Егорий; белор. Юрай, Ягорый, Юрый весняный, Юр’я, Юр’е-Ягор’е Частны Леса; полес. Егорий, Юрий весняный, Юрий голодный, Ягорий; укр. Юрій, Сьвято Юр’я; болг. Георгьовден, Гергевден, Джурджовдън, Зелен Гьорги, Цветен Гьорги; макед. Гургевден, Гурговден; серб. Ђурђевдан; хорв. Đurđevo; словен. Jurjevo, Sveti Jurij; польск. św. Jerzy; чеш. Svatý Jiří, словацк. Jurij, D’uro, Svätý Júr, Svätý Júraj.

У восточных славян

Лубок

«Егорий вешний». XIX век

«Пастух». Прялка, деталь. Северная двина. XIX век

«Свято Юрія». Марка Украины. 2005

Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягнёнка.

На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросёнка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягнёнка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

В Чёрной Руси в этот день происходили конские ристалища, сопровождаемые песнями и пиршествами.

У русских в Егорьев день (или один из пасхальных дней) молодёжные группы обходили дома тех, кто поженился менее года назад, и «окликали» их по имени-отчеству, исполняя величальные песни в их честь; за такое «окликание» они получали подарки и угощение (см. Вьюнишник).

На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Егорьев день жгут большие общесельские костры.

У белорусов (на Гродненщине) бытовала легенда как святой Юрий стал опекуном коней. Пастухи считают большим грехом не побывать на святого Юрия в церкви, а крестьяне не сварить в этот день овсяного киселя. Крестьяне старались выгнать скот пастись в Юрьев день, хлеща его тихонько освященной перед пасхой вербой. Но «юрьева роса» в народе считалась целебной, помогающей не только скоту, но и людям. Целебной роса была потому, что Юрий отпирал взятыми у Господа ключами землю, выпускал в мир жизнетворные соки. Росой мазали больные места, особенно глаза. В Витебском уезде росой омывали коров.

Русские Прикамья в Егорьев день «гоняли волков», чтобы они не подходили к скоту и деревне, для чего с шумом и трещотками обходили лесные опушки на окраинах деревни. Марийцы Пермского края проводили аналогичный обряд изгнания шайтана из деревни — сӱрем ужо.

На Русском Севере и у коми-пермяков в Егорьев день проводился водосвятный молебен с окроплением и купанием лошадей. Коми-пермяки, помимо этого, омывали в реке иконы и устраивали «стояние» в воде для избавления от мыжи — болезни, насылаемой умершими или святыми.

У южных славян

Св. Георгий (слева) и св. Дмитрий (справа). Фрагмент иконы, средние века.

Весенний Юрьев день считался началом полугодия, называемого у сербов «джурджевско» (юрьевское) и продолжающегося до Дмитриева дня 26 октября (8 ноября), который открывал второе, «митровско» (дмитриевское), полугодие.

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зелёный Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зелёный Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, её молоко всё равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое ещё не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Считалось что нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьём» и иным производством шума: не били бельё вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягнёнка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала всё это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

У сербов в некоторых районах до недавнего времени в этот день ритуальная процессия девушек («кралица») обходила дома с пожеланиями здоровья и счастья всем домочадцам.

У православных гагаузов, перенявших много славянских традиций, 6 мая отмечается «Хедерлез» в день святого Георгия Победоносца — праздник, который своими истоками уходит далеко в язычество.

Образ Георгия у славян

Георгий Победоносец является одним из самых почитаемых у славян святых, считается покровителем Москвы и Русского государства. Обычно назывался Егорием или Юрием. В народном представлении выступает как защитник скота, «волчий пастырь», а по весне отмыкает Землю и выпускает росу. У южных славян Юрьев день — основной календарный рубеж первой половины года, вместе с Дмитриевым днём он делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближен к церковному культу святого Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой, весьма отличный от первого, к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну». Мотив победы святого Георгия известен в устной поэзии восточных и западных славян. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из краковского замка). Русский духовный стих, также следуя иконописному канону, причисляет к змееборцам и Феодора Тирона (см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина), которого восточно- и южнославянские традиции тоже представляют всадником и защитником скота.

Другой народный образ святого связан с началом весны, земледелием и скотоводством, с первым выгоном скота, который у восточных и части южных славян, а также в восточной Польше часто бывает на Юрьев день. В русских (костром., твер.) обходных юрьевских песнях обращаются к св. Егорию и св. Макарию:

Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого

В хорватских песнях того же дня и назначения св. Георгий приезжает на «зелёном», то есть сером в яблоках, коне:

Оригинал
Dobro jutro dobri gospodari!          
Evo zelenog Djure
Na zelenom konju,
Zelen ko travica,
Roaan ko rosica.
Nosi zitni klas
I od Boga dobar glas

Перевод
Доброе утро, дорогие хозяева!
Вот к вам приехал зелёный Юрий
На зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привёз жита колос
И от Бога добрую весть

Некоторые хорватские юрьевские тексты близки к текстам вучаров:

Оригинал
Dajte Juri slanine,
Da vam tjera vuka s planine!          

Перевод
Дайте Юрию сала,
Чтобы он вам прогнал волка с гор!

У хорватов и словенцев в обходе дворов с юрьевскими песнями главная фигура — «Зелёный Юрий» (Zeleni Juraj) — мальчик, покрытый с головы до ног зелёными ветками, изображающий св. Георгия (ср. полес. куст). В тех же хорватских песнях в Юрьев день иногда присутствует мотив змееборчества и похищения змеем девицы. Словенцы в Помурье водили «Зелёного Юрия» или «Весника» (Zeleni Jurij, Vésnik — от словенского диалектного vésna «весна») и пели:

Оригинал
Zelenega Jurja vodimo,          
Maslo in jajca prosimo,
Ježi-babo zganjamo,
Mladoletje trosimo!

Перевод
Зелёного Юрия водим,
Масло и яйца просим,
Бабу Ягу прогоняем,
Весну рассыпаем!

В Штирии ребята пели:

Оригинал
Sveti Jurij, to mas kljuc,          
Odpri nam nebesko luč!

Перевод
Святой Юрий, у тебя есть ключ,
Отвори нам небесный свет!

и при этом деревянным ключом ковыряли землю. В центральной Белоруссии юрьевские обходчики «будили» св. Юрия:

Юры, ўставай рана,
Адмыкай зямлю,
Выпускай расу
На цеплае лета,
На буйнае жыта,
На ядраністае,
На калаcістае!

а пасхальные волочебники обращались к святому:

Святы Юрый, з неба ідучы,
3 неба ідучы, вазьмі ключы,
Адамкні зямлю сырусеньку,
Пусці расу цяплюсеньку,
Пусці расу на ўсю вясну,
На ўсю вясну, на ціхае лета,
На ціхае лета, ядранае жыта,
На гэты свет, на ўсякі цвет.

В восточной Моравии в Смертное воскресенье (предпоследнее перед Пасхой) молодежь распевала:

Оригинал
Smrtna nedele,
Kdes klič poděla?          
Dala sem ho, dala
Svatěmu Juři,
Aby nam otevřel
do raja dveři,
Aby Juři vstal
Pole odmykal,
Aby tráva rustla,
Tráva zelená.

Перевод
Смертное воскресенье,
Куда ты дело ключ?
— Я дало его, дало
Святому Юрию,
Чтобы он нам открыл
Двери рая,
Чтобы Юрий
Отомкнул поле,
Чтобы росла трава,
Трава зелёная.

Для болгарских и восточносербских юрьевских песен характерен мотив подковывания коня и объезда полей: «Свети Гиоргия коня кове се от сребро и от злато…» (Святой Георгий подковывает коня серебром и золотом…),

Оригинал
Тръгнал ми е свети Георги          
Сутром рано на Герговден
Да обижда зелени нивя,
Зелени нивя, росни ливади.

Перевод
Направился святой Георгий
Рано утром на Юрьев день
Объезжать зеленые поля,
Зелёные поля, росистые луга.

В Приангарье Егория Храброго чтили как покровителя лошадей, в его день на лошадях не работали. В Пиринской Македонии (Петрич) полагали, что св. Георгий — повелитель весеннего дождя и грома: вместе с пророком Ильёй он разъезжал на коне по небу, и от этого слышался гром. В сёлах около Пловдива воспринимали святого как хозяина и «держателя» всех вод: он убил змея, чтобы дать людям воду.

Поговорки и приметы

  • Два Егорья: один холодный, другой голодный.
  • В этот день сходит весна на землю (укр. В сей день сходить весна на землю).
  • Св. Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
  • Юрьева роса от семи недугов.
  • Сегодня лошадушки менильники (именинники).
  • С Юрия — хороводы, с Дмитрия — вечёрницы (укр. З Юрія хороводи, з Дмитрія вечорниці).

См. также

  • Юр’я в Белоруссии
  • Зелёный Юрий
  • Вождение стрелы
  • Хедерлез
  • Виналии
  • Дионис
  • Егорий Осенний

Примечания

  1. ↑ Холодная. Первый выгон.
  2. ↑ Виноградова, Толстая, 2009, с. 470.
  3. ↑ Трефилова, 2012, с. 604.
  4. Трефилова, 2012, с. 603.
  5. Даль, 1880—1882.
  6. ↑ Даль, 1879, с. 499-502, т. 2.
  7. Агапкина: Дмитрия св. день, 1999, с. 93.
  8. ↑ Некрылова, 1991, с. 168.
  9. ↑ Терентьева, 2012, с. 12.
  10. ↑ Коринфский, 1901, с. 205.
  11. ↑ Афанасьев, 1994, с. Т.3:671.
  12. ↑ Невский, 1990, с. 68.
  13. ↑ Холодная. Егорьев день.
  14. ↑ Пухова, Христова, 2005, с. 16.
  15. ↑ Пухова, Христова, 2005, с. 101.
  16. ↑ Дубровина, 2012, с. 48.
  17. Трефилова, 2012, с. 601.
  18. ↑ Лозка, 2002, с. 107.
  19. ↑ Толстая, 2005, с. 97, 271–273.
  20. ↑ Плотникова, 1996, с. 22.
  21. ↑ Кулишић, 1970, с. 130.
  22. Агапкина, 1995, с. 396.
  23. ↑ Снегирёв, 1838, с. 72.
  24. ↑ Виноградова, 2004, с. 486.
  25. ↑ Агапкина: Костер, 1999, с. 621.
  26. Черных А. В., Вайман Д. И. Сурем ужо в календарной обрядности пермских марийцев // Традиционная культура. 2012. № 1. С. 58-62.
  27. Голева Т. Г. Егорьев день в локальных традициях коми-пермяков // Традиционная культура. 2012. № 1. С. 37-46.
  28. ↑ Плотникова, 2004, с. 314.
  29. ↑ Колева, 1978, с. 26.
  30. ↑ Агапкина, 2002, с. 154.
  31. ↑ Толстой, 1984, с. 55.
  32. ↑ Общественная и семейная жизнь. Народы Зарубежной Европы (lib7.com)
  33. ↑ Квилинкова, 2001.
  34. ↑ Толстой, 1995, с. 496.
  35. ↑ Толстой, 1995, с. 497.
  36. ↑ Никитина, 2013, с. 124.
  37. ↑ Мадлевская, 2005, с. 664.
  38. ↑ Толстой, 1995, с. 496–497.
  39. ↑ Толстой, 1995, с. 496–498.
  40. ↑ Коринфский, 1901, с. 249.
  41. ↑ Грушевський, 1959, с. 183.
  42. ↑ Рыженков, 1991, с. 38.
  43. ↑ Егорьев день // РЭМ
  44. ↑ Скуратівський, 1995, с. 125.

Литература

  • Дмитрия св. день / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 93–94. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Костер / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 620–627. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Агапкина Т. А. Юрьев день // Славянская мифология. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 396. — 416 с. — ISBN 5-7195-0057-X.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994. — Т. 3. — 840 с. — ISBN 5-85759-013-2. Архивировано 16 апреля 2015 года.
  • Обходные обряды / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 483–487. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Роса / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 470–474. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Егорий-ленива-соха // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1. — С. 529.
  • Месяцеслов // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — М., 1879. — Т. 2. — С. 499—502.
  • Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских диалектах (на материале тамбовских говоров): Монография. — Тамбов, 2012. — 213 с. (недоступная ссылка)
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Квилинкова Е. Н. Хедерлез // «Независимая Молдова», 4 мая, 2001. — Кишинёв, 2001. Архивировано 16 августа 2016 года.
  • Колева Т. А. Георгиев день у южных славян : (обычаи, связанные с животноводством) // Советская этнография — №2, 1978. — М.: Наука, 1978. — С. 25–38.
  • Коринфский А. А. Егорий вешний; Царь-Огонь; Вода-Царица // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 249—260, ,.
  • Максимов С. В. Егорий // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 439—447.
  • Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
  • Мадлевская Е. Л. Егорий Храбрый // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2005. — С. 660–674. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13535-6.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Никитина А. В. Русская традиционная культура. Учебное пособие для иностранцев. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 214 с. — ISBN 978-5-9765-1768-4.
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  • Плотникова А. А. Материалы для этнолингвистического изучения балканославянского ареала. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1996. — 76 с.
  • Плотникова А. А. Этнолингвистическая география Южной Славии. — М.: Индрик, 2004. — 768 с. — ISBN 5-85759-287-9.
  • Русские / В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 3). — М.: Университетская типография, 1838. — 214 с.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. — 286 с.
  • Терентьева Е. Ю. Народные названия церковных праздников в русской и болгарской православной традиции // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ. — М.: МГУ, 2012.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Георгий / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 496–498. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Толстой Н. И. Фрагмент славянского язычеств: архаический ритуал-диалог // Славянский и балканский фольклор. Этногенетическая общность и типологические параллели. — М.: Наука, 1984. — С. 5–72.
  • Юрьев день / Трефилова О. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 601–607. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Юрьев день // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 605. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6.
  • Холодная В. Г. Первый выгон скота (неопр.). Российский этнографический музей. Проверено 21 мая 2015.
  • Холодная В. Г. Егорьев день (неопр.). Российский этнографический музей. Проверено 21 мая 2015.
  • Шаповалова Г. Г. Егорьевский цикл весенних календарных обрядов у славянских народов и связанный с ним фольклор // Фольклор и этнография. — Л., 1974.
  • Грушевський М. С. Історія української літератури. У 5 т. — Нью-Йорк: Книгоспілка, 1959. — Т. 1. — 360 с.  (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Колева Т. Гергьовден у южните славяни. — София, 1981. (болг.)
  • Кулишић Ш. Ђурђевдан // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 130–131. — 317 с. — (Библиотека Синтезе).  (сербохорв.)
  • Скуратівський В. Т. Дiдух. — К.: Освiта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0.  (укр.)

Ссылки

  • Михеев Г. А. Вот и Юрьев день!
  • Дубинина А. А. Егорьевская обрядность в фольклорно-этнографическом наследии Тверской области (cyberleninka.ru)
  • Костромской егорьевский обряд и его музыка (culture.ru)
  • Пастушеская обрядность в Муромском районе Владимирской области (culture.ru)
  • Костромской пастуший барабан (culture.ru)
  • Егорьевская песня «Макарий» в исполнения Сергея Старостина (youtube.com)
  • Гарбуз А. В., Сараева Л. П. Содержательные особенности интерпретации Егорьевских песен

Егорий Вешний (Юрьев день) – день славянского календаря, приходящийся на 23 апреля (по старому стилю) или 6 мая (по новому стилю).

По Далю «Юрий – праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал».

Рано утром проводили обряд выгона скота на пастбища. С наговорами молодежь рано утром, пока не высохла Ярилина роса, обходила все дворы:
«Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!»

У южных славян этот день является календарной границей между первой и второй половинами года. Дмитриев и Юрьев день делит год на «дмитровское» и «юрьевское» полугодия.

В этот день перед выпасом хозяева катали по хребту животных пасхальное яйцо желтого, зеленого или красного цвета, которое потом преподносили пастуху с просьбой быть внимательным, не дремать, чтобы животные были накормлены и напоены вволю. Затем скот вербой выгоняли из хлева и кормили особыми хлебцами (бяшками). Перед тем, как животные в первый раз после зимы покинут двор, они должны переступить через поясок, чтобы не забыли дорогу домой. В день Егория Вешнего животные паслись до высыхания росы.

Покровителя пастухов, Ярило, просили защитить животных от хищных зверей. Обряд обхода начинался по звуку рожка, в который дудел пастух и обходил трижды стадо посолонь (по часовой стрелке) и трижды противосолонь (против Солнца). Завершался обряд замыканием круга на железный замок. Считалось, что вокруг животных воздвигалась невидимая защита, которая их убережет от разной нечисти и диких зверей. Иногда обход посевов и выгон скотины совмещались в одном обряде: животных ненадолго пускали на зеленеющие поля, поскольку считалось, что это благоприятствует урожаю и надоям.

В день Егория Вешнего Ярило отмыкает землю, выпускает росу (оплодотворяет) и травы начинают буйно расти. Проводится особый обряд – Отмыкание Земли (или Зарод).

В это время распахивали пашни и начинали сев. Считалось, если омыться чудодейственной Ярилиной росой, то можно стать здоровым и сильным. Вечером ставились качели и проводились всеобщие гулянья. В этот период начинались весенние свадьбы.

Другие названия дня

Георгий Победоносец Егорий вешний Егорий голодный Егорий теплый Егорий храбрый Егорий – резвая соха Ерило зеленый Комарник Конский праздник Ленивая сошка Лошадиные именины Отмыкание Земли Праздник пастухов Росенник Скотопас и волчий пастырь Скотский день Юрьев день Ярила вешний

В церковном календаре

Русская Православная церковь в этот день почитает Георгия Победоносца и праведную Тавифу, мучеников: Авраамия Болгарского, царицу Александру, Анатолия и Протолеона; отмечает перенесение мощей священномученика Иоанна пресвитера. Георгия Победоносца просят о детях и воинах; просят помощи при недугах, об охране домашних животных; в скорби.

У восточных славян

У восточных славян Юрьев день являлся основным скотоводческим праздником года и первым выгоном скотины на пастбища. В Карпатах совершалось ритуальное доение овец и первые замеры молока. Южные славяне украшали животных и емкости венками из цветов и трав. Магические действия и языческие обряды были направлены на обеспечение благополучия скота на выпасе, повышение плодовитости, защиты от нечистой силы, волков и змей. На Балканах приносили в жертву ягненка.

В Беларуси, Украине и восточных Балканах проводили обряды в поле, осматривали посевы с молебнами и водосвятием, но без участия священнослужителей. Устраивали трапезы с закапыванием остатков пищи в землю, чтобы повысить урожай. Для предотвращения засухи и града хозяева катались по посевам. С этой же целью в землю втыкали вербу, кресты из веток, свечи, освещенные в церкви, вертел после юрьевского ягненка. На пашнях молились, целовали землю, окропляли святой водой посевы. В восточных частях Беларуси всем селом жгли большие костры.

У южных славян

Юрьев день открывал новое полугодие (у сербов – «джурджевско»), которое продолжалось до 26 октября (8 ноября по новому стилю – Дмитриева дня) – начала «митровско» (дмитриевского) полугодия.

В северо-западной части Хорватии и в Словении выполняется Зеленый Юрий – обрядовая процессия, которую возглавляет человек, покрытый зеленью с головы до ног. Также сербские мужчины в канун 23 апреля плели большую корзину из зеленых веток, наполняли ее венками и зеленью. Затем, перевернув вверх дном, надевали ее на плечи главаря процессии, состоящей из конных и пеших мужчин, украшенных цветами и играющих на музыкальных инструментах. Около каждого дома они пели песни, а хозяева поливали их водой из подойника.

У хорватов такой персонаж назывался «Юрий» или «Зеленый Юрий». У словенцев молодые мужчины бросали «Зеленого Юрия» в реку. По другим источникам, в воду бросали корзину или просто обливали ряженого.

В этот день отменялись многие запреты на еду. Разрешалось употреблять в пищу молодое мясо, молочные продукты, зеленые овощи; готовили сыр, ягнятину и домашнюю птицу. До этого можно было есть только овощи урожая прошлого года, а мясо и молоко не употребляли с начала Великого поста (или с 1 марта). На молоко запрет был особенно строгим. Если у овцы погибал приплод, ее молоко выливали в реку, чтобы не оскверниться им.

Первый надой предназначался предкам – его лили в воду, раздавали соседям для поминовения душ и так далее. Нарушение этого обычая грозило болезнями скота и гибелью приплода.

Матери, потерявшие грудных младенцев, особенно строго выдерживали запрет на употребление молока, поскольку верили, что их умершие дети живут на молочных деревьях и пьют этот напиток. Если мать нарушит табу, то ребенок отлучается от дерева, голодает и проклинает ее.

Многие славянские традиции и обряды в Юрьев день выполнялись для защиты от града. Словаки и болгары не делали никакую работу, которая сопровождалась шумом: не ткали, не выбивали палками белье, не пользовались мельницами. Также не выносили из дома молоко и не ели продукты из него на улице. Парни, взяв с собой шкуру обрядового ягненка, живую курицу, лопату, задвижку от запруды при мельнице, обходили кругом деревню и поле. Когда круг замыкался, все это закапывали в землю, символически запирая и предохраняя дома и посевы от града.

Егорий Вешний или Юрьев день являлся первым из нескольких праздников, когда растения наделялись, помимо лечебных свойств, еще и магическими качествами. Ими украшали дома и хозяйственные постройки, кормили скотину, сушили для лечения и для оберегов. В обрядности восточных и южных славян этот день принадлежит магии и здоровью. Они занимались сбором росы для лечения в течение всего года, кувыркались по ней в поле, опоясывались зелеными ветками на голое тело, взвешивались на весах, которые укреплялись на молодых деревьях, чтобы быть здоровыми.

Южные славяне в этот праздник гадали по сорванной зелени: если к утру, она оставалась свежей, то это сулило долголетие и здоровье, если же стебли увядали – предвестие болезней и смерти.

В некоторых районах Сербии вплоть до недавнего времени группа девушек (кралица) ритуально обходила хаты с пожеланиями счастья и долгих лет жизни всем домочадцам.

Болгары с 1880 года славят храбрость в день святого Георгия Победоносца. Они проводят воинские парады, освящают боевые знамена – по сути, отмечают день Болгарской армии.

Особое значение эта дата имеет для болгарских цыган. Они считают своим покровителем Георгия Победоносца, их праздник называется Эдерлези. Цыгане закалывают и жарят на вертелах ягнят, вымаливают здоровье больным детям.

Православные гагаузы 23 апреля (6 мая) отмечают Хедерлез, древний языческий праздник. В этот день они также почитают Георгия Победоносца. В обрядах прослеживаются древние скотоводческие традиции, ведь раньше в этот день между хозяевами и пастухами заключались договоры.

Праздник в XIX веке длился 3 дня. Накануне убирали дома и в золе пекли хлеб между 2-х сковород. В день Георгия Победоносца разжигали большой костер посреди деревни и прыгали через него. Потухшие угли засыпали землей.

6 мая 2018 года отмечается церковный праздник Егорий Вешний (Юрьев день) или день памяти Георгия Победоносца

7 мая 2018 года отмечается народный праздник Егорий Вешний или Юрьев день. Церковь вспоминает сегодня праведника и великого мученика Георгия Победоносца, являющегося одним из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные – Егорий и Юрий.

Георгий Победоносец — христианский святой, особенно почитаемый на Руси. Во время правления императора Диоклетиана он пострадал за веру, после восьмидневных мучений был обезглавлен. Перед смертью Георгий сумел сокрушить идолов в храме Аполлона и обратить в христианство жену самого императора — Александру. Также этому святому приписывается победа над змеем, опустошавшим земли. Этот сюжет известен каждому, кто хоть раз видел герб Москвы.

По преданию, святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

Палачи тщетно старались выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

По приметам, если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес. Если день выдался теплым – лето будет ранним.

Традиции и обряды на Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года

Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года, будучи народным праздником, имеет массу традиций и обрядов, примет и поверий, многие из которых все еще актуальны.

Традиционно в народе этот день посвящают земле, а также домашним животным и уходу за ними. Именно с Егория Вешнего люди начинают заниматься основными полевыми работами. В этот праздник народ проводит специальные обряды, чтобы земля была плодородной и дала хороший урожай. Для этого на засеянных нивах проходят молебны, а также землю окропляют святой водой.

Хозяева в Юрьев день 6 мая уделяют особое внимание скоту и домашним животным, чистят их, моют, дают вкусный и сытный корм.

егорий вешний праздник

Также Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года считается праздником пастухов.

А потому в этот день народ задабривает этих работников, дарит им подарки, угощает яичницей.

егорий вешний праздник

Согласно народному поверью, в Юрьев день 6 мая нельзя работать с шерстью. Женщины не прядут и не вяжут и вообще стараются не прикасаться к шерсти в этот праздник. Так как в народе говорят, что в противном случае волки могут утащить овец.

День святого Юрия (праздник Георгия Победоносца): приметы и что нельзя делать в этот день

Известно, что Георгий Победоносец всегда по-особенному почитался в христианской вере. В честь воина-великомученика в армии даже был учрежден георгиевский орден. История гласит, что когда его попросили отказаться от христианства, он не просто не отказался, но и пережил пытки над телом. После 7 дней жестоких пыток он чудесным образом исцелялся, а на 8-й день его казнили. Но видя чудесное исцеление, люди увидели силу веры и многие обратились в христианство, за что его чтят и сегодня. 6 мая в праздник Георгия Победоносца люди соблюдают приметы и главные запреты Дня святого Юрия.

День святого Юрия: приметы праздника

6 мая издавна наши предки внимательно следили за природой в попытках спрогнозировать свое будущее. Рекомендуем ознакомиться и вам.

егорий вешний праздник

  1. Сильный дождь на Юрия — травы много вырастет.
  2. Теплая погода на Юрия — скоро лето наступит.
  3. Растущая луна, сильный ветер, который гонит облака на сумрачном небе — такая погода будет сохранятся еще довольно долго.
  4. Появилась роса — будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, или же на деревьях заметен иней — гречиха уродится.
  5. Комары 6 мая в стаи сбиваются — жди потепления.
  6. Сильно разлились реки на Георгия Победоносца — примета того, что много травы будет на Николин день (22 мая).
  7. Ясное, безветренное утро 6 мая — ранние посевы будут удачными и будет богатый урожай.
  8. На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет — урожай огурцов будет богатым.
  9. Ночь с 6 на 7 мая очень теплая — хлеб успеет созреть до первых морозов.

Немало примет в Юрьев день 6 мая 2018 года связано с погодой.

Если Юрьев день выдался теплым и погожим, то лето наступит рано.

Мороз в этот день говорит о том, что уродятся овес и просо.

Если на Егория Вешнего 6 мая 2018 года будет ливень, то это говорит о том, что летом будет много травы, а соответственно и сена.

Если ветер в этот день с севера подует, то осенью рано ударят морозы.

Крупные листья на березах сулят урожайное лето.

В народе говорят, что в Юрьев день 6 мая нельзя ни с кем ругаться и ссориться, а также громко разговаривать, кричать и спорить. Иначе может ударить грозой.

егорий вешний праздник

Что нельзя делать в праздник Георгия Победоносца

Запреты в День святого Юрия такие же, как и в любой другой религиозный праздник (нельзя шить, вышивать, заниматься полевыми работами, ругаться). Но есть и своя специфика.

Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Более того, говорят, что их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались, иначе ждите негативных последствия.

  • если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • такими действиями вы можете потерять свою кормилицу (в данном случае речь про корову, которая больше не сможет давать молока).

Источник, Источник

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here