Дни страстной недели

Для наших читателей: дни страстной недели с подробным описанием из различных источников.

Страстна́я седми́ца (др.-греч. Μεγάλη Ἑβδομάς, Великая неделя, Страстная неделя) — седьмая и последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста), во время которой вспоминается Тайная Вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. По другой интерпретации, представляет собой самостоятельную часть литургического года, следующую за Великим постом, но не являющуюся его частью.

В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» — Великий понедельник, Великий вторник и т. д., употребляется также эпитет «Страстной».

В православии первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В католицизме Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота объединены под названием Пасхальное триденствие.

Дни Страстной седмицы

Великий пост состоит из Великой четыредесятницы и Страстной седмицы. Богослужению в Страстную седмицу придается особое значение. В Страстную седмицу пост особенно строг. Самый строгий пост предписывается в Великую пятницу.

Великий понедельник

В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы (Мф. 21:18-22), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Великий вторник

В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников (Мф. 23:1-39), а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (Мф. 22:15-22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23-33), также о Страшном суде (Мф. 25:31-46) и кончине мира (Мф. 24:3-42), о десяти девах (Мф. 25:1-13) и талантах (Мф. 25:14-30).

Великая среда

В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребренников (Мф. 26:14-16). Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению (Мф. 26:6-13).

Великий четверг

В Великий четверг христиане вспоминают четыре события:

  • Тайная вечеря (Мф. 26:20-29).
  • Омовение Христом ног ученикам (Ин. 13:3-17).
  • Молитва Христа в Гефсиманском саду (Мф. 26:36-46).
  • Предательство Иуды (Мф. 26:47-49).

Плащаница, положенная на «гробнице»

Великая пятница

  • Воспоминание о суде, распятии и крестной смерти Спасителя (Мф. 27:1-56).

В православии на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа.

Великая суббота

  • Воспоминание о погребении Иисуса Христа (Мф. 27:57-60), пребывании Его тела во Гробе (Мф. 27:62-66), сошествии Его душею во ад и возвещении пребывавшим там победы над смертью. Освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

Славянские традиции

В народе эта неделя имела множество названий — рус. Красная, Червоная, Великая, Святая неделя, укр. Білий тиждень, Чистий тиждень, белор. Русальная неделя.

В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы. Считалось, что Страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Велик днём или после него предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени.

См. также

  • Светлая седмица — неделя после Пасхи
  • Страсти Христовы — события страстной недели
  • Семана Санта — пасхальные традиции в Испании

Примечания

Литература

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-143-0.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.

Ссылки

  • Страстная Седмица
  • Песнопения Страстной седмицы на «Православие.ru»
  • Страстная неделя // Российский Этнографический Музей
  • События Страстной недели в русской литературе
  • Страстной цикл в русской живописи

Страстная седмица — это последняя неделя Великого поста, период очень значимый для христиан.  Страстная седмица — в переводе с церковнославянского языка — «неделя страданий», во время которой христиане усиленно молятся, усугубляют подвиги поста, вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение.

Последняя неделя по-особенному почитается Православной церковью. Первоначально большинство христиан праздновали не Великое воскресенье, а Страстную, или Крестную пятницу.

Много тяжких споров было у древних христиан по поводу того, в какой день отмечать Великую Пасху. Окончательное решение принял состоявшийся в 326 году новой эры Первый Вселенский собор. С этого момента христиане отмечают сей светлый праздник в Светлое Христово Воскресение.

Еще во времена Иоанна Златоуста, жившего на рубеже 3-4 веков нашей эры, христиане испытывали огромное желание находиться рядом в последние земные дни Иисуса Христа. Святитель Иоанн описывал подвиги, которые совершали люди ради своего Господа в Страстную седмицу. В эти дни, показывая благонравие и милосердие, христиане совершали добрые дела: освобождали на время Страстной недели прикованных узников от кандалов, были снисходительными к болезненным и юродивым, оказывая им всяческую помощь, прекращали судебные тяжбы, споры. Стремились совершать добрые дела, уподобляясь своему Господу, который терпел мучения ради людей.

Православная вера все больше крепла и развивалась. Христиане всех времен продолжали по-особому чтить Страстную седмицу. Так, по описанию современников, жители Руси в последнюю неделю перед Великой Пасхой вели большую подготовку к встрече основного праздника года. В простонародье Страстную неделю называли по-разному: Великая, Святая, Червонная, Красная. В избах тщательно чистили мебель, хозяйственную утварь. Белили набело стены, печи. Во вторую половину недели занимались приготовлением пищи на праздник, красили яйца, изготовляли куличи. Мужчины восстанавливали сломанные предметы быта, ставили качели для гуляний.

Умолкал — особенно это было заметно в селах — громкий людской говор. Были люди, отвечавшие за соблюдений данных правил. Русичи верили, что именно в Страстную седмицу нечисть всех видов радовалась страданиям Иисуса и вела дикий разгул своих грязных дел. Также, согласно традициям древних славян, считалось, что в канун Великой Пасхи на землю возвращались души умерших предков, чтобы отпраздновать это событие.

Страстная седмица по дням

На протяжении Великой недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, таинства брака и крещения (как и в течение всего поста). Верующие скорбят, и каждый день Страстной (Страшной) недели посвящается размышлениям о Христе и Его учении, с каждым из этих дней связаны определенные обряды и обычаи.

Все дни Страстной седмицы особенные, по-своему знаменательные и святые. Православная церковь совершает службы в каждый из этих великих дней. Каждый день в храмах проводятся особые богослужения с проведением апостольских, пророческих, евангельских чтений и обрядов. Богослужения первых трёх дней Страстной седмицы проходят торжественно и печально, в эти дни сокрушаются о греховности человеческой натуры. В среду вечером подобные богослужения, проводимые с великопостным плачем, оканчиваются. Начинается плач совершенно другого характера. О страданиях и муках Иисуса Христа, который расплачивается собой за падшее человечество.

Каждый из дней Страстной недели называется Великим или Страстным. В эти дни мы видим, как церковные обряды сочетаются с народными приметами. Проводится Страстная седмица по дням следующим образом.

Великий понедельник

В этот день в храмах вспоминают евангельский рассказ о том, как Иисус Христос проклял бесплодную смоковницу. Дерево символизирует человека, не приносящего духовного плода; того, в чьем сердце нет любви к ближнему и истинного покаяния.

Вернувшись после церковной службы, наши предки принимались за уборку жилища – мыли, чистили, скребли. В народе говорили: «Страшной понедельник на двор идет – всю дорогу вербой метет!» При чем тут верба? Да при том, что накануне отмечалось Вербное Воскресенье. Считалось: веточки вербы, освященные в этот день в церкви, способы очистить дом от негативной энергии. Поэтому, сделав генеральную уборку, напоследок обязательно проходились веничком из вербы по всем углам – нечистое выметали.

А еще в Великий понедельник обновляли интерьер: белили стены в комнатах и расписывали их цветами. Нарисованные красные маки – не просто любимые цветы, но и символ святой крови Христа, которая когда-то давно была пролита во искупление грехов человеческих.

После Прощёного воскресения перед Великим постом начинается соблюдение строгих режимов питания. Принимать пищу следует два раза в день, ограничивая ее объём.

Великий вторник

Во вторник во время богослужений звучат притчи о верном и неверном рабах, десяти девах, талантах, а также о Страшном суде. Все они заставляют нас задуматься о том, что надо всегда быть готовыми к встрече с Богом, а еще – проявлять смелость, изобретательность, делать добро и никогда не унывать.

А наши предки в этот день искали места, где еще не растаял последний снег, собирали его и талой водой омывали домашних животных, чтобы уберечь их от разных болезней. С такой же целью на рассвете живность поили сеченым (соченным) молоком: семена льна и конопли растирали в ступке и разводили водой – напиток, спасающий от всех хворей, готов!

Великая среда

В храмах во время проповеди сравнивают два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины, уверовавшей в силу добра и покаяния и принявшей спасение, и Иуды, избравшего духовную гибель.

Наши прабабушки в Страстную среду совершали особый магический обряд, который помогал избавиться от всякой «телесной немочи» и весь год оставаться здоровыми.

Ближе к вечеру следовало подойти к колодцу или реке и кружкой зачерпнуть воду. Затем трижды перекреститься, накрыть ее чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестившись, облиться этой водой, оставив немного в кружке. После такой процедуры на влажное тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, что оставалась, выливали через окошко в кусты или цветы рядом с домом (сделать это надо было до наступления 3 часов ночи). Наши предки были уверены, что тело, омытое таким образом, будто заново рождается.

Великий четверг

В храмах во время богослужений в Великий четверг вспоминают одно из важнейших евангельских событий – Тайную вечерю, когда Иисус омыл ноги своим ученикам, показав пример братской любви и смирения.

Согласно Евангелию, на Тайной вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии – Святого причастия. Каждая литургия в этот день означает участие присутствующих в храме в Тайной вечере.

С Великим, или Чистым четвергом связано много традиций и обычаев. Один из наиболее древних – очищение водой. Наши предки в этот день купались в реке, озере или парились в бане. Считалось, что это приносит красоту и здоровье. Мыли маленьких детей и даже… поросят, чтобы весь год были чистыми. В колодцах и реках опять набирали воду, на рассвете в нее опускали серебряные и золотые украшения, монетки – чтобы жить в достатке и благополучии.

Девушки заботились о красоте: чтобы кожа лица стала чистой и гладкой, нужно было умыться, а мыло ночью выбросить за порог.

Знали молодые красавицы и еще один секрет: чтобы удачно выйти замуж или пользоваться вниманием других мужчин, во время купания в Чистый четверг следовало приговаривать: «Как светел и красен Чистый четверг, так и я, раба … (имя), для всех буду прекрасной. Аминь». После водных процедур представительницы прекрасного пола подстригали концы своих кос – чтобы волосы были длинными и густыми. Кстати, именно в этот день полагалось в первый раз подстригать волосы ребенку (до года стричь малыша – грех).

В Чистый четверг убирали дом – чтобы все вокруг радовало глаз. После четверга мести пол запрещалось (убирать можно только после Пасхи). Каждая хозяйка украшала свое жилище весенними цветами.

Особые поверья связаны с четверговой солью. Щепотку заворачивали в лоскут ткани и пропекали в печи. Приготовленная таким образом соль считалась очищенной огнем от скверны (от рук Иуды) и наделялась целебными свойствами.

На протяжении всей недели в храмах покупали свечи, которые называли страстными и использовали для разных обрядов. Так, в Чистый четверг огнем страстной свечи выжигали кресты на дверях и потолках – верили, что это убережет дом от нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами.

Но главное в этот день – заботиться о чистоте мыслей и души. Начиная с Чистого четверга, было принято готовить угощение к празднику: печь куличи, пасхи, красить яйца.

Страстная пятница – день траура

Наступает Великая пятница. Это самый скорбный день, день траура. Именно в пятницу Христа предали иудейским властям. Он совершил крестный ход на Голгофу, был распят и, приняв муки, умер.

В Страстную пятницу запрещены работы и развлечения. Наши предки искренне верили: тот, кто смеется в пятницу, будет плакать круглый год. Соблюдается строжайший пост, а в храмах в знак глубокого траура смолкает колокольный звон.

Страшный день заканчивается. С лучами восходящего солнца приходит суббота Страстной недели.

Тихая суббота: ожидая благую весть

Субботу называют Тихой, так как Господь в это время пребывает в гробу и сходит душой в ад, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников и возвестить о победе над смертью. Это день печали и ожидания главного события – Воскресения Христова. Самое время укладывать куличи, пасочки, крашенки и писанки в пасхальную корзину. Помещают туда и другие яства (буженину, домашнюю колбасу). Обязательно надо взять с собой свечу или лампадку.

Великий пост и Страстная неделя заканчиваются, вот-вот начнется долгожданный и радостный праздник Воскресения Христова.

В субботу богослужения начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.

Завершается Страстная неделя по прошествии субботы – в полночь, когда верующие приветствуют друг друга восклицанием «Христос воскрес!», радуясь наступлению самого главного христианского праздника.

В старину люди свято верили, что если бодрствовать в ночь с субботы на воскресенье, то тем самым предохранишь себя от болезней, обеспечишь хороший урожай.

Спешите делать добрые дела!

Издавна считалось, что добрые дела, совершенные на Страстной неделе, способствуют освобождению от грехов и очищению души. В преддверии Пасхи было принято собирать пожертвования для оказания помощи нуждающимся. Не забывали и о животных. Так, например, на Страстной неделе выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить Божьи создания на волю.

Также на Пасху по обыкновению помогали бедным семьям, не имеющим средств, чтобы как следует отпраздновать Торжество торжеств – Светлое Воскресенье Христово.

Встретив праздник Входа Господня в Иерусалим с освященной вербой в руках, православные на следующий же день начинают готовиться к встрече Пасхи. Страстная, в народе СтрашнАя, неделя – время наистрожайшего поста, неделя поминовения страданий Господних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение.

 «Страшной» понедельник

На протяжении всей недели, с самого понедельника, вся Русь крещёная мылась-чистилась: приводили в порядок избы, дворы, огороды, чтобы в чистоте и порядке величать день Светлого Христова Воскресенья. «С Великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горла бабам дела».

Великий вторник

В Великий вторник, как и во все дни Страстной седмицы, Православная церковь вспоминает события последних дней жизни Иисуса на земле, совершает торжественные и продолжительные богослужения.

В народной же традиции каждый день Страшной недели отмечен особыми поверьями и обычаями, зачастую обусловленными хозяйственными, бытовыми нуждами. Во вторник было положено делать «сочёное молоко».  Рано утром, до рассвета сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступах и разводили водой – «молоко» готово!

Этим зельем поили домашний скот, чтобы уберечь от болезней, поили опять же до восхода солнца. Любопытно, что женщины ни в коем случае не показывали «соченого молока» мужчинам, иначе «никакого толку не от лечения не будет».

Великая среда

В этот день Иуда Искариот предал своего Учителя за 30 серебряников, в чём раскаялся после распятия и удавился.

А русскому крестьянину всё хлопоты и заботы: из предосторожности, чтобы уберечь скотину от сглаза, нужно было вывести животных на двор, облить во талой водой, собранной по оврагам, посыпанной прошлогодней целебной «четверговой» солью. Так отвращали всякую напасть от двора, оберегали «своё» от нечистого, неведомого «чужого», таившегося повсюду в Страшные дни, пока жизнь не восторжествует над тьмою.

Чистый четверг

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», – сказал Иисус, преломив хлеб во время Тайной вечери. Затем подал ученикам чашу с вином и молвил: «Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так Спаситель принёс себя в жертву, слова и действия его стали основой таинства евхаристии, причащения, которое перед Пасхой совершают в Чистый четверг.

В народном представлении телесное и духовное очищение достигалось посредством бытовых действий и обрядов. В этот день хозяйки особенно рьяно мыли, выскабливали полы, лавки, окна, перемывали посуду, вытряхивали половики, стирали белье, постельную и домашнюю утварь – нигде ни пылинки, ни соринки! В Чистый четверг – на то он и чистый –  топили баню, мылись все домочадцы, а так же «приглашали» умерших родителей совершить омовение. Чтобы прогнать прочь болезни и нечисть окуривали жилые и хозяйственные постройки, людей, скот. Изгоняли из дома тараканов и клопов. Очерчивали дом магическим кругом, «закрещивали»: рисовали углём или копотью от четверговой среды кресты на дверях, окнах, заслонке печи, матице – всё, чтобы уберечь от дурного влияния.

В Великий четверг пережигали в печи соль, которая по народному поверью сама по себе целебна, а «четверговая» – особенно. С этого дня начинали стряпать пасхальное праздничное угощение: пекли куличи, делали творожную пасху, красили яйца, варили пиво, готовили мясные яства.

Великая пятница

День распятия и крестных мук Спасителя, день строжайшего поста, день, когда выносят из алтаря плащаницу, покрывало с изображением снятого с креста Иисуса, и кладут в центре храма.Священник кадит плащаницу, произносит молитвы, затем её украшают цветами, зажигают свечи, после чего прихожане подходят «прощаться со Спасителем», целуют образ Христа.

В Страстную пятницу русский человек не работал – грешно.

Великая суббота

В Великую субботу, предшествующую Светлому Воскресению Господню, крестьяне на Руси перед сумерками заклинали утренники-морозы, просили их не губить яровые хлеба, лен и коноплю.

В этот день начинали святить пасхальные угощения, памятуя о пребывании Иисуса Христа во гробе.

Светлое Христово Воскресенье

«Христос воскресе! Воистину воскресе!» – слова ликования, очищения, просветления, которыми мы приветствуем друг друга, поздравляем в Праздник праздников – в светлый день Пасхи. Приступая к утренней освященной пасхальной трапезе, разговляясь после самого долгого и строгого поста, русский крестьянин, преисполненный неизъяснимой радости, отождествлял воскресение Спасителя с возрождением природы. Матушка-природа вместе с человеком торжествовала, праздновала великое евангельское событие – светлую победу над тьмою смерти.

Повсеместно ходила слава-молва о «солнечных заигрышах»: будто солнце красное, поднимаясь над землей, очищенной воскресением Христа, радостно играет-пляшет своими лучами. «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покажись, красное, снарядись!» – так детвора и молодежь встречала первые солнечные лучи, а за песней и пляс, и хоровод, и еще хоровод. Хороводами и веселыми гуляньями славилась Светлая Пасхальная неделя, приходившая на смену Страстной.

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here