День памяти василия великого

Для наших читателей: день памяти василия великого с подробным описанием из различных источников.

14 января Русская Православная Церковь чтит память святого Василия Великого. Что мы знаем об этом святом, его имени и традициях, связанных с его почитанием? 

день памяти василия великого

Житие Василия Великого

Святой Василий был родом из Каппадокии, района в Малой Азии. Он родился в 330 году в городе Кесария и был старшим сыном в большой семье. Родители Василия были людьми верующими, поэтому дали сыну христианское воспитание, но они также были богатыми, благодаря чему Василий, как и его братья, среди которых знаменитый Григорий Нисский, получил блестящее светское образование. Будучи четырнадцатилетним подростком, он осиротел. Его отец  – известный юрист внезапно скончался, и святой Василий остался на попечении своей бабушки Макрины. С ней святой Василий жил в пригороде Кесарии вплоть до ее смерти. Макрина была не только свидетельницей гонений на христиан императора Диоклетиана, она сохранила воспоминания о святом Григории Неокесарийском Чудотворце, о котором многое рассказала святому Василию.

В 17 лет для совершенствования знаний святой Василий переехал сначала в Кесарию, затем в Константинополь, а позже в центр просвещения тогдашнего мира – город Афины. Здесь он учился в одной из Афинских школ вместе со своим другом Григорием Богословом, с которым познакомился еще в Кесарии. Святой Василий Великий с легкостью овладевал науками и непрестанно совершенствовался в них. Он отличался глубокими познаниями не только в естественных науках (математике, естествознании и медицине), но и в риторике, философии, владел несколькими языками. Как пишет Григорий Богослов о Василии Великом, «легче было выйти из лабиринта, чем его переспорить».

В возрасте примерно двадцати лет в 357 году он возвращается в Кесарию и становится адвокатом. В этот же год святой Василий был крещен епископом Кесарии Дианием. Он становится чтецом в церкви и через некоторое время оставляет адвокатскую практику, чтобы отправиться в путешествие, продолжавшееся два года. Святой Василий посетил несколько монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия. Свой опыт впоследствии он положит в основу собственного монашеского устава, который по сей день остается авторитетным для всего христианского мира.

Вернувшись из путешествия, святой Василий раздал бедным свою часть отцовского наследства. И так как его имущество было значительным, он сумел также построить больницы и странноприемные дома. После чего уединился на реке Ирис. Вскоре здесь вместе с единомышленниками святой Василий создал аскетическую, монашескую общину. В своем «понятийском уединении» святой Василий много писал, в том числе им был создан ряд богословских трудов. На основе текстов Нового Завета он составляет сборник правил нравственной жизни.

Очень скоро Василий Великий начал участвовать в догматических спорах, которые волновали регион и Восточную Церковь в целом. А когда в 362 году на епископскую кафедру взошел знатный горожанин Евсевий, далекий от церковных проблем, то святой Василий Великий был приглашен и рукоположен им в пресвитера. Долгое время святитель Василий Великий занимается административными и церковными вопросами епархии, проповедует.

В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святой Василий Великий возглавляет кафедру и остается на посту епископа на десять лет вплоть до своей кончины в 379 году. Он проявлял себя твердым и принципиальным, сдержанным и строгим в соблюдении канонов. Всегда заботится о благе Церкви.

Василий Великий  – богослов и философ много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Наверное, никто из епископов не написал больше писем, чем Василий Великий. Его беседы и переписка дошли до наших дней. Мы обязаны святителю Василию нынешним текстом Символа веры. Им был написан трактат о святом Духе. Ряд творений святой Василий Великий посвятил толкованию Священного Писания, однако, до наших дней дошел только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. Василий Великий написал устав монашеской общины, создал наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии. Еще при жизни за подвижническую жизнь он был прозван в народе Великим.

Значение имени Василий

Имя Василий пришло в Россию из Византии, где оно было весьма популярно. Об этом свидетельствует большое число подвижников с именем Василий, причисленных к лику святых еще в эпоху Средневековья. Среди них отец Церкви святитель Василий Великий. В общей сложности Церковь вспоминает святых с именем Василий за год девяносто шесть раз. Среди них немало и новомучеников.

Имя Василий происходит от греческого прилагательного «βασίλειος», означающего «царский», «царственный». На протяжении нескольких столетий имя Василий было в России вторым по популярности после имени Иван. Имя Василий можно назвать княжеским, не только по его смысловому значению, но и потому, что его носили многие князья из рода Рюриковичей. Начало этому положил князь Владимир, который сам был крещен с именем Василий. С XIV века имя Василий упрочивает свое значение, становясь великокняжеским. Среди князей великого княжества московского можно вспомнить Василия I, Василия II. В любом случае, имя Василий было воспринято всеми сословиями. Так самый известный московский юродивый – Василий Блаженный – был по происхождению крестьянином.

Интерес к имени Василий в России стал снижаться только в начале XX века, когда оно с лидирующих позиций по популярности сначала сместилось в первую пятерку, а потом в первую десятку самых распространенных имен. К 60-ым годам XX века за именем Василий закрепился имидж деревенского имени. Поэтому именем Василий стали называть детей еще реже.

Но если в России интерес к имени Василий можно охарактеризовать как волнообразный, то в Греции он не снижается уже много веков. Святитель Василий Великий остается одним из наиболее почитаемых и любимых святых Греции. Оставаясь примером доброго пастыря, заботящегося об обездоленных, больных и сиротах, чуткого к чужим бедам и оберегающего свою общину, он стал прообразом греческого Деда Мороза. Именно от святого Василия дети в Греции получают подарки в Новый год.

Литургия Василия Великого. В чем ее особенность?

Десять раз за год чинопоследование литургии меняется, и служится особое богослужение, которое называется литургия Василия Великого.

Она совершается в день памяти святителя Василия – 14 января по новому стилю (1 января по ст.стилю), а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. В зависимости от того, на какой день недели выпадает празднование Рождества Христова и Крещения Господня, литургия Василия Великого служится либо в сам день праздника, либо накануне в навечерие (сочельник) праздника.

Обычно, первое, на что обращают внимание верующие, это то, что литургия Василия Великого более продолжительная по времени, чем привычная для нас литургия Иоанна Златоуста. Песнопения, которые исполняются на литургии Василия Великого как будто бы протяжнее. Это происходит потому, что длиннее становятся молитвы, которые священник тайно произносит в алтаре, в первую очередь это евхаристическая молитва. Хор своим протяжным исполнением как будто бы заполняет паузы в службе. И конечно же не остается не замеченным отсутствие молитвы «Достойно есть…», вместо которой исполняетя «О Тебе радуется…». Дважды за службу верующие слышат имя Святителя Василия Великого: во время проскомидии и на отпусте.

Собор Василия Блаженного

день памяти василия великого

На Красной площади в Москве стоит многоглавый, расписанный как сказочный терем собор XVI века – храм Покрова Божией Матери на Рву. Это официальное название храма. А неофициальное, но общеизвестное и общепринятое другое – собор Василия Блаженного. Так его называют, потому что под спудом одного из пределов покоятся мощи самого известного в Москве «Христа ради юродивого» Василия.

Материал по теме

день памяти василия великого

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)+ видео

Это собор Василия Блаженного? Неправда. Это был главный храм Москвы? Неправда. Иван Грозный ослепил создателей храма? Неправда. Здесь в советское время был только музей? Неправда. А что же правда?

Сам Василий был выходцем из крестьянского сословия. Родился в 1469 году недалеко от Москвы. Как говорит житие, Василий уже в юности прославился даром «провидения сердец и мыслей человеческих». С шестнадцати лет Василий взял на себя подвиг юродства. И зимой и летом не носил одежды, спал под открытым небом, питался чем Бог подаст. Василий Блаженный без всякого страха обличал человеческое лицемерие и выводил на чистую воду всех, включая Грозного царя Ивана, который к удивлению многих смиренно принимал это. Когда Василий Блаженный скончался после тяжелой болезни в августе 1552 года, царь вместе с боярами нес его гроб на кладбище Троицкой церкви на Рву. Вскоре у гроба Василия Блаженного начали совершаться чудеса. И только тридцать лет спустя, в 1588 году патриархом Иовом Василий Блаженный был прославлен как местночтимый святой. День его памяти приходится на 2 августа.

В память о взятии Казани и по данному обету, царь Иван Грозный повелел возвести на месте Троицкой церкви новую. Ее главный алтарь посвятили празднику Покрова Пресвятой Богородицы, потому что именно в день этого праздника в 1552 году была взорвана одна из крепостных стен Казани, и город был взят. Собор строили  из кирпича, нового по тому времени материала (обычно в ход шел тесанный камень). На одном фундаменте возведено было сразу девять церквей (по числу побед, одержанных царем в ходе похода на Казань), а со временем добавили и два предела-пристройки над могилами блаженного Иоанна и Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного вплоть до конца XVI века был одной из самых высоких построек Москвы. Его высота составляет 65 метров. Почти каждое столетие вносило свои коррективы в облик собора Василия Блаженного. Его перекрашивали, достраивали, реставрировали, снова переделывали, что-то убирали, добавляло новое, при страивали, обносили чугунной оградой. Окончательно облик собора Василия Блаженного, включая сегодняшнюю расцветку маковок, сложился только к середине XIX веку. Храм Василия Блаженного не раз подвергался риску быть уничтоженным. Но храм Василия Блаженного продолжает стоять на своем месте и является визитной карточкой Москвы. В 1993 году банком России была введена в обращение банкнота номиналом в одну тысячу рублей. На одной из сторон банкноты изображен храм Василия Блаженного.

Васильев день

14 января, день памяти Василия Великого, в народном календаре называли Васильевым днем, или Овсень. В этот дети ходили по домам с песнями, наподобие колядок. С Васильева дня принято было наниматься на работы, поэтому с этого дня велся отчет хозяйственного года.

Тропарь святителю Василия Великого

глас 1

Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителю Василия Великого

глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.

Изображение 1 – Феофан Грек. Святой Василий Великий. 1405

Изображение 2 – Собор Василия Блаженного – Фото Антона Денисенко

14 Января – Васильев день (день памяти святого Василия Великого)

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), святитель, архиепископ г. Кесария (Малая Азия), церковный писатель и богослов. Родился в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра – прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия. В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения св. отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом. Св. Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли – святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа.

Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница егов алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В Москве в Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине находится икона трех святых: свт. Василия Великого, свт. Николая и вмц. Варвары с частицами мощей (м.”Владыкино”, Алтуфьевское шоссе,4).

На Руси исстари накануне Нового года было принять отмечать Васильев день. Иначе этот праздник называли “Кесаретским”, в честь святого Василия Великого, архиепископа кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому, видимо, что ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним.

Во многих селениях в этот день было принято колоть так называемых “кесаретских” поросят. Зажаренный поросенок считался всеобщим угощением, поэтому все односельчане могли приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен был принести немного денег, которые вручались хозяину. На следующий день все деньги передавались в приходскую церковь для нуждающихся.

В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс». Именно овёс является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный».

Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь. Для девиц Васильев день был весьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло – то и произойдет.

Следующая глава >

1.01.379 (14.01). – День памяти свт. Василия Великого. “Васильев день”

Васильев день

Св. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379) родился в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из знатного христианского рода. Епископами были его дядя и двое братьев – Григорий Нисский и Петр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина (будущая игуменья). Василий получил прекрасное образование в Кесарии, Константинополе и Афинах.

Под влиянием благочестивой сестры Макрины Василий покинул городскую суету и основал подобие монашеской общины. Последующие годы омрачило распространение лжеучения Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий), которому Василий противостоял. Незадолго до смерти Диания Василий был рукоположен во пресвитеры, однако предпочел удаленную монашескую жизнь.

В 363 г., когда нечестивый император Юлиан Отступник начал возвращение язычества и разрушение церквей, «святой Василий Великий молился пред иконою Пресвятой Богородицы, – при которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьём как воина, – чтобы злочестивый царь Юлиан Отступник, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятыя Богородицы, образ святого Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьём. А в то самое время Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас после того сделался невидим» (свт. Димитрий Ростовский. Жития святых, 24 ноября).

В 365 г. Василий вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, в 370 г. Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Тогдашний император Валент поддерживал ариан и противодействовал святителю. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и Церкви, но здоровье свт. Василия было подорвано, он умер в первый день нового 379 г. и в скором времени был причислен к лику святых. Память его совершается 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.

Свт. Василий Великий наряду с Николаем Чудотворцем особо почитается на Руси. За особые заслуги перед Церковью его именуют “Великим” и “Вселенским учителем”; он написал много душеспасительных книг, церковных молитв и божественную литургию. Его друг свт. Григорий Богослов сказал о нем в надгробном слове: “Он был опора веры, правило истины, образец Церкви, обитель Духа, муж, превзошедший меру добродетелей”. Частица его мощей поныне пребывает в Почаевской Лавре.

+ + +

Васильев день – так именуется в нашем народе день памяти свт. Василия Великого. По случаю того, что в этот день в старину начинался гражданский год, после обедни в храмах Божиих всегда пелся молебен на новолетие. После него, возвратясь домой, предки наши встречали посевальщиков – ребятишек, которые впрочем, начинали свои обходы еще перед заутренней.

Этот обряд посевания известен под разными именами: авсеня, овсеня, усеня, говсеня, бадценя, баусеня и таусеня. Все эти названия происходят от испорченного слова “овес”, который имеет главное значение при отправлении этого древнего обряда.

Сущность его состоит в том, что дети ходят в новый год по домам односельчан и “сеют” из рукава или мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов, при этом распевая засевальные песни:

Сею – вею, посеваю,
С новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
С малым детушкам!

Этот обряд является остатком какого-то забытого сельскохозяйственного праздника, а святого пророка Илию поминают здесь как помощника в земледельческом труде. Маленьких “сеятелей”, в которых видят предвестников будущего урожая и нового счастья, одаривают, чем только могут.

Вслед за ребятишками и взрослые ходят поздравлять друг друга, «сусед к суседу идет на беседу». Придя в избу гость молится на иконы, а затем, обращаясь к хозяину, хозяйке и другим домочадцам, говорит:

– Здорово, Иван Григорьевич! С новым годом вас, с новым счастьем!

Хозяин ответствует:

– Также и вас, Иннокентий Иванович, проходи-ко доброжаловать.

Еще в некоторых местах есть обыкновение на Васильев день ходить по домам и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Поселяне, совершающие это обхождение, приговаривают под окном домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляет главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских святок. У людей зажиточных целую неделю от Рождества Христова до Нового года стоит на столе свиная голова. Вот почему и св. Василий Великий, память которого наша церковь празднует 1 января, считается покровителем свиней в нашем народе. Пастухи наши глубоко чтут св. Василия и боятся прогневить его. В Орловской губернии на Новый год приготовляют жареного поросенка и называют его касарецким, очевидно, от названия св. Василия Великого – Кесарийским. (Иерей Евгений Пуртов)

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 5 ноября 2018; проверки требуют

33 правки

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 5 ноября 2018; проверки требуют

33 правки

.

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Василий

.

Васи́лий Вели́кий (греч. Ἅγιος Βασίλειος ὁ Μέγας (А́йос Васи́лиос о Ме́гас), ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами), многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

Жизнеописание

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Мать Василия — преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где пять лет (350—355) обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его принять крещение, повести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими товарищами покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины.

В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие в Сирию и Египет (Фиваида), после чего возобновил аскетическую практику. В 360 году в качестве чтеца сопровождал каппадокийских епископов на Собор в Константинополь.

Решение Собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей.

В 364 году Василий был рукоположён во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда тяготел.

В 365 году Василий вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха Антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.

Сочинения

  • Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
  • Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию»;
  • Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
  • Письма: ок. 365 писем к различным лицам, в том числе к Афанасию Великому, Григорию Богослову и Амвросию Медиоланскому.
  • Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Учение

Шестоднев

Одно из фундаментальных сочинений Василия Великого — «Шестоднев», состоящий из девяти бесед. Интерпретируя 1-ю главу Книги Бытия, он раскрывает идею сотворённости мира (креационизм), хотя не чужд Василий и идеи самозарождения (например, он утверждает, что угри образуются из тины). При этом подчеркивается, что «Божие слово созидает естество», а не конкретные вещи, поэтому над вещами время властно, а над естеством — нет. Под небом Василий понимает твердь, которую отождествляет с воздухом, поскольку она плотнее наднебесного эфира. Описывая звёзды, он критикует науку халдеев о составлении гороскопов, так как «злотворные звёзды причину своей злотворности переносят на Творца». Вне обитаемых стран Василий полагает море, в котором «нет твёрдой земли». Сотворённые существа различаются разной степенью совершенства: водные существа менее совершенны («у них нет ни памяти, ни представления»), чем сухопутные (они хоть и бессловесны, но не безгласны). Растения хотя и живы, но не одушевлены. Классификация птиц отличается от современной. К ним Василий относит не только пернатых (собственно птиц), но также нетопырей, плевокрылых (осы) и жесткокрылых (жуки). По мысли Василия, животные находятся под управлением Бога («ни одно существо не оставлено без Промысла») и служат для назидания людей. Описывая их, он восклицает: «неприлично многобрачие» или «похвально чадолюбие». Наблюдая животных, Василий замечает, что некоторые из них воплощают добродетель («муравей трудолюбив, собака благодарна»), которая имеет естественную природу. Само же добро он уподобляет здоровью. Метаморфозы шелкопряда служили Василию аналогией грядущего воскресения людей.

О ересях

Василий противопоставляет ереси расколам. Крещение от еретиков нельзя принимать, но от раскольников оно допустимо. К еретикам он относит маркионитов, пепузинов, манихеев и валентинян.

О монашестве

Василий ценил монашество, которое заключалось в «подражании лику ангелов», безбрачии, уединении, «удалении от мира», молитвах и песнопениях. Из одежды монахам предписывается хитон и недорогая обувь. Из еды: хлеб, вода и «варенье из семян». Причём принятию пищи отводится один час в день. Упоминается и умное делание

См. также

  • Базилианский орден
  • Литургия Василия Великого
  • Васильев вечер

Литература

Basilii Magni Opera, 1540

Почтовая марка Ватикана, посвящённая Василию Великому

Оригиналы

  • PG 29-32

Переводы

Древнерусские переводы

  • Литургия св. Василия Великого. Вводные сведения. Греческий и славянский тексты. / Критич. изд. М. И. Орлова. — СПб., 1909. — LXXXVIII, 413 стр.

Русские переводы

  • Беседы … на шестоднев, сиречь на шесть дней творения… — М., 1782. — 249 стр. (также перевод Л. Сечкарева: Ч. 1. — М., 1785)
  • Нравственные слова…, избранные Симеоном Метафрастом. 2-е изд. — СПб., 1824. — 354 стр.
  • Беседы … на разныя материи… 2-е изд. — СПб., 1824. — 542 стр.
  • Беседы … на псалмы. 2-е изд. — СПб., 1825. — 344, 72 стр.
  • Нравственные сочинения. — М., 1838. — XXX, 552 стр.
  • Творения. В 7 ч. — М., 1845—1848. переизд., например: Сергиев Посад, 1900—1902.
  • Творения. / Исправл. пер. Московской духовной академии. В 3 т. — СПб.: Сойкин. 1911. (есть репринты)
    • Т. 1. Беседы на шестоднев. Беседы на псалмы. Толкование на пророка Исаию. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. О Святом Духе. — 644 стр.
    • Т. 2. Нравственные правила. Беседы. О подвижничестве. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Подвижнические уставы. — 530 стр.
    • Т. 3. Письма к разным лицам.
  • Письма. — М., 2007. — 559 стр.

Новые переводы:

  • Девять бесед на Шестоднев. / Пер. Л. А. Фрейберг . Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20. / Пер. Т. А. Миллер . О том, как молодым людям извлечь пользу из языческих книг. / Пер. Л.А. Фрейберг . // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М.: Наука, 1968. — С. 45-69.
  • Гомилия на св. Рождество Христово. / Пер. А. Р. Фокина. // Богословский сборник. — 2000. — № 5. — С. 104—117.
  • Переписка с Аполлинарием (письма 361—362). / Пер. П. Б. Михайлова. // Богословский сборник. — 2003. — № 12. — С. 71-78.
  • На слова: Внемли себе / Пер. О.В. Алиевой // Свт. Василий Великий. На слова: Внемли себе. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 2016.
  • Гомилия против гневающихся / Пер. А. Грюнерт // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — №2(1). — С. 93-116.

Исследования

  • Алиева О.В. Пайдейя как малые мистерии: Василий Кесарийский о греческой литературе // Вестник древней истории. — 2017. — № 77(2). — С. 341-355.
  • Алиева О.В. Послания к юношам об образовании в Каппадокии IV в. // Аристей. Вестник классической филологии и античной истории. — 2017. — Т. XV. — C. 77-89.
  • Архимандрит Киприан (Керн). Св. Василий Великий. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Лебедева Е. А. Св. Василий Великий. (Очерк жизни и трудов его). — СПб., 1902. — 216 стр.
  • Мурадян К. М. Василий Кесарийский и его «Шестоднев» в древнеармянской литературе. Автореф. дисс. … к. филол. н. — Ер., 1970.
  • Михайлов П. Как познать Бога. Василий Великий о познании Бога. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Михайлов П. Языковой аргумент в полемике святителя Василия против Евномия. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Михайлов П. Б.,Турилов А. А., Э. Н. Л., Иером. Дионисий (Шлёнов), Литвинова Л. В., Муравьёв А. В., Э. П. А., Лукашевич А. А., Маханько М. А. Василий Великий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 131—191. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Попов И. В. Василий Великий // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 179
  • Порфирий (Попов Г. И.) Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийския. — М., 1864.
  • Ульянов О. Г. La liturgia di San Basilio nella tradizione dell’Est // Basilio di Cesarea e il monachesimo basiliano. Trento, 1997.

Примечания

Ссылки

  • Святитель Василий Великий: биография и собрание творений
  • Святитель Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского. // «Азбука веры», интернет-портал.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here