Что такое молитва определение?

Для наших читателей: что такое молитва определение? с подробным описанием из различных источников.

Существует большое число определений моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом.

На их основе можно предложить следующее определение: моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

Особенности определения

Новая философская энциклопедия:
«В отличие от магических заклинаний, в теистических религиях, исповедующих личного Бога-Творца, любящего своё творение, молитва является способом установить контакт с Богом, вступить с ним в общение.»

Новая философская энциклопедия:
«Как правило, молитва имеет словесное выражение (канонические молитвословия или свободная молитва «своими словами»), однако она не тождественна произнесению некоторой формулы или текста: молитва предполагает прежде всего интенцию, т. е. душевное и умственное движение, цель которого — достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие.»

Иными словами, согласно предложенному определению, молитва предполагает наличие веры в существование, наряду с видимым, невидимого мира и представляет собой обращение (осуществляемое общественным или частным образом) к его представителям, словесное или мысленное, с благодарением или прославлением, покаянием, просьбой. Из этого определения понятно, что молитвы могут быть как общественными, так и частными. Данное обстоятельство предполагает проведение коллективных богослужений.

Наличие у молитвы словесной формы означает возможность записать её. К полученным записям (текстам молитв) также применяют наименование «молитва». Тексты молитв могут быть собраны в специальные книги, предназначенные как для коллективных богослужений (богослужебные книги), так и для частного использования (молитвословы, иначе называемые молитвенниками). Молитвы могут различаться по содержанию и быть хвалебными, благодарственными, просительными Кроме того, иногда отдельно выделяют такие виды молитв, как покаянные и ходатайственные.

Общественные и частные молитвы

Общественные и частные молитвы во многих религиозных практиках сосуществуют друг с другом. Например, в Православии регулярные молитвы, совершаемые частным образом, вне общественного богослужения (см. «Молитвенное правило»), признаются необходимыми наряду с коллективными молитвами, совершаемыми в ходе литургии, утрени, вечерни, полу́нощницы.

Внутренняя и наружная молитва

Ибо что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных.

Как уже было сказано, молитва может быть как словесной, так и мысленной. Если брать шире, она может быть как наружной, так и внутренней («умной», «сердечной», «умно-сердечной», «тайной»). Взгляды на то, каким должно быть соотношение между наружной и внутренней молитвой, по всей видимости, существенно отличают друг от друга разные религиозные практики.

Представляется очевидным, что в некоторых религиозных традициях приоритет отдается наружной (внешней) молитве или тому, что воспринимается в качестве таковой. В частности, использование в ламаизме (тибетском буддизме) молитвенных барабанов, иногда приводимых в движение даже не человеком, а ветром, или водой, или теплом свечи, заставляет либо считать такие «молитвы» исключительно наружными, либо вообще не считать их таковыми, как не соответствующими определению, поскольку вращение барабана с текстами молитв лишь со значительной натяжкой можно считать обращением к кому бы то ни было, тем более если это действие производится силой воды или ветра, то есть происходит без непосредственного участия человека.

В Православии, напротив, принято ценить, в первую очередь, внутреннюю молитву. Например, святитель Феофан Затворник пишет: «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро её нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва». Иначе говоря, отсутствие внутренней молитвы обесценивает молитву наружную, сколь бы обильной последняя ни была.

Сопровождение молитвы возжиганием свечей и благовоний, омовениями, переодеваниями, координацией по сторонам света, времени суток и др. превращает её в сложный семиотический текст, объединяющий личную и коллективную психологии, традиции и воззрения.

В авраамических религиях молитва зачастую сопровождается коленопреклонениями, поклонами, крестными знамениями (в традиционном христианстве), раскачиванием (в иудаизме), «говорением на языках», смехом, танцами, падениями (у харизматов) и т. п.

Общественные православные богослужения обычно сопровождаются каждением. Однако в Православии любые внешние действия ценятся не сами по себе, а лишь как средства к достижению правильного внутреннего молитвенного настроения.

Хвалебные, благодарственные, просительные и другие молитвы

Так, в Ветхом Завете 103-й псалом является образцом восхваления Бога как премудрого Творца и всемогущего Промыслителя.

Православная Энциклопедия:
Предметом восхвалений являются действия Бога в творении (Пс 103; 138; 147) и истории (Пс 134; 135), восхваления вызваны ожиданием и предвкушением Царства Божия (Пс 46; 92; 95; 98), присутствием Господа в храме и граде Божием (Пс 45; 47; 75; 83; 86).

Как уже было сказано, молитвы могут различаться по содержанию: быть хвалебными, благодарственными, покаянными, просительными и ходатайственными. Согласно православному вероучению, на первое месте ставится молитва хвалебная, известная с древнейших времен: «важнейшим жанром псалмов является восхваление Бога».

Православное богослужение содержит много образцов хвалебных молитв, обращенных ко Господу. Немалое число хвалебных молитв посвящено и Божией Матери, например «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», «Достойно есть». К числу хвалебных молитв следует отнести и акафисты.

Один из самых известных образцов покаянных молитв — 50-й псалом. К числу покаянных молитв относятся молитва мытаря, молитвы, входящие в чин исповеди, Великий покаянный канон Андрея Критского. Иисусова молитва также относится к покаянным молитвам. Покаянные молитвы не всегда выделяют в отдельный разряд (их можно рассматривать как разновидность просительных).

Молитвы просительные, как говорит само название, выражают нужды молящегося, как телесные (материальные), так и духовные. К числу просительных молитв принадлежат ектении.

Ходатайственные молитвы выражают прошения, подаваемые за других людей (их также можно рассматривать как разновидность просительных).

Наконец, благодарственная молитва выражает признательность молящегося Богу за получаемые от него блага. Образец благодарственной молитвы из Ветхого Завета — 17-й псалом. К числу благодарственных православных молитв нужно отнести молитвы из состава благодарственного молебна, молитвы по причащении Святых Тайн.

Молитва в сравнении с иными практиками

Наряду с вопросом о том, чем является молитва, важно рассмотреть и другой — чем молитва не является.

Кроме индуизма и буддизма медитация присутствует и в исламе (суфийские практики). Исламские мистики (суфии) используют своеобразную психическую технику для самосовершенствования. В эту технику входят танцы, физические движения (например, систематические качания головой), длительные коллективные произношения молитв под музыку (радения) и прочие психофизиологические состояния, ведущие лишь к изменению человеческого сознания, но не к живому соединению с Богом.

С. В. Посадский

Молитва и медитация

Определение молитвы как обращения, связывающего верующего с невидимым миром, предполагает определённую дистанцию между ними. С этой точки зрения, медитативные практики не являются молитвами; однако некоторые молитвенные традиции и техники (в их числе называют визионерство, «мистицизм сердца» и пр.) занимают как бы промежуточное положение, что отмечают, в том числе, и православные авторы. Например, архимандрит Рафаил (Карелин) пишет:

Если мы сопоставим описание того демонического феномена, который называется «прелестью» в творениях Святых Отцов, молитвенную практику монашеских орденов в католичестве, приёмы йогов и упражнения многих современных психотерапевтов по аутотренингу, то увидим здесь поразительное сходство…

архимандрит Рафаил (Карелин)

В силу этой или иной причины некоторые рассматривают медитацию как форму молитвы (и даже как наивысшую форму), а другие, хотя и признают отличие христианской молитвы от медитации, утверждают, что «трудно провести четкую границу между этими формами религиозной практики». Такой взгляд, однако, решительно отвергают многие православные авторы, в том числе и применительно к Иисусовой молитве.

Можно также отметить, что, отвечая на вопрос о занятиях йогой и медитацией, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», — и предостерег молодёжь от экспериментов с медитациями.

Точка зрения западного христианства

Иной взгляд на связь между молитвой и медитативными упражнениями выработался в западном христианстве. В середине XX века некоторые представители западного монашества, занимавшиеся межрелигиозным диалогом, обратили внимание на то, что в наследии раннехристианских пустынников содержатся определённые рекомендации по молитвенному деланию, которые они посчитали схожими с восточными методами медитации. Одним из тех, кто попытался соединить способ христианской медитации, основанный на рецитации священного слова, с дисциплиной повседневной молитвы, был английский бенедиктинец о. Джон Мейн OSB. Подобный подход к созерцательной молитве, опирающийся на учение о «чистой молитве» (лат. oratio pura)св. Иоанна Кассиана, предлагали также и многие другие современные западные католические монахи, чаще всего имевшие опыт диалога с буддистскими и индуистскими монашескими общинами — среди них Томас Мертон OCSO, Вильям Джонстон SJ, Хуго Макиби Эномия-Лассаль SJ, Беда Гриффитс OSB, Томас Китинг OCSO, Эрнст Ларкин O.Carm.

Критический анализ попыток «скрестить» молитву и медитацию (написанный с точки зрения православного вероучения) даёт в своих работах иеромонах Серафим (Роуз), не понаслышке знакомый с «восточными» практиками.

Молитва и мантра

Имеются ли различия между практикой чтения мантр и молитвой? Если они существуют, каковы они?

Архимандрит Рафаил (Карелин) так отвечает на вопрос о смешении между собой этих понятий:

Вам говорят, что мантры – это молитвы, обращенные к богам. Но в индуизме вообще нет богов, как личностей, а так называемые боги – модальности и атрибуты единого абсолютного духа-брахмана, который единосущен и тождествен с первосущностью человека, называемой атманом. Поэтому йог, отрицающий множественность, как иллюзию, и признающий реально существующим только единого брахмана, в мантрах медитирует сам с собой.

Православный богослов А. И. Осипов, отвечая на подобный вопрос, говорит:

Обращаясь к мантрам, мы входим в сферу иного учения, решительно, если хотите, отличного от христианского, точнее, от православного. Мантры, будучи чем-то внешне похожими на молитву, точнее на молитвенные заклинания, имеют совершенно другой характер. Они сопряжены с верой в действенность самих произносимых слов, часто, безотносительно к пониманию их смысла. Мантры, если хотите, являются одним из элементов магии и употребляются при языческих тайнодействиях.

Молитва в христианстве

Необходимость молитвы

В Новом Завете мы встречаем прямые указания на необходимость молитвы. Наставляя своих учеников, Иисус Христос сказал им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф.26, 41).

Как своим примером, так и в своих поучениях Иисус Христос постоянно указывал на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36).

Апостол Павел в своем послании (1 Фес. 5, 17) жителям Фессалоник (Солуни) также призывает их: «Непрестанно молитесь.»

Исследователи отмечают определённые различия в православном и католическом опытах молитвы. Православные считают подозрительными католические мистические практики, связанные с усиленным представлением страданий Христа. Православные духовные писатели считают многие проявления католической святости душевными (психическими), а не духовными.

Образцы и примеры молитв в Новом Завете

Иисус Христос, придя в мир, предостерегал своих учеников от фарисейского лицемерия в молитве (то есть от показной молитвы ради прославления между людьми) и языческого многословия (Мф. 6:5-8). Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех молитв христианских»—Отче наш. Другой образец молитвы, встречающийся в Евангелии — это молитва мытаря (Лк. 18:13) из притчи о мытаре и фарисее. Сам Христос показал пример горячей молитвы во время моления о чаше (Мф. 26, 39; Мк. 14, 35-36, 39; Лк. 22, 41-44) в Гефсиманском саду и на кресте за своих убийц:

Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
Молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Апостол Павел настоятельно взывает к епископу Тимофею Эфесскому:

Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Порядок совершения молитв

На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя (Мк. 11, 25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).

В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило (1Кор. 11:4).

Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междочасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день.

Молитва в исламе

Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:

  1. Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.
  2. Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определённых действий.

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:

Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан.

Пророк Мухаммед сказал:

Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю.

Отсюда (по мнению мусульман) следует, что пророк Мухаммед установил все обряды, касающиеся молитвы. Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в мечети, имеет наибольшую ценность, за это молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются в сторону Каабы (кибла).

Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день:

  1. на рассвете (до восхода солнца),
  2. в полдень (на 15 мин позже полудня, чтоб не уподобляться солнцепоклонникам),
  3. во второй половине дня,
  4. после заката солнца,
  5. ночью (через 1,5-2 часа после заката).

В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.

Молитва в иудаизме

В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины (Втор. 26:13-15).

Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для совершения молитв: третий, шестой и девятый часы дня.

Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою. Утром на левую руку и на голову налагается тфилин, предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (после 13 лет), которое называется миньян. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке.

Современные евреи могут молиться, раскачиваясь — это символизирует подобие души человека однажды зажжённой свече, а также выражает устремлённость к Всевышнему: «все во мне — взывает к Тебе». Между тем, раскачиваться при молитве еврею не обязательно, так как это не регламентировано никакими правилами.

Молитва в буддизме

В прошлом понятие «молитва» нередко использовалось для обозначения практик буддизма. В частности, так эти практики именуются в «Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». Однако выше уже было указано на механическое отношение к молитве в ламаизме (который иначе именуют «тибетским буддизмом», несмотря на то, что он распространен не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии). Как уже говорилось, далеко не все согласятся признать наличие обращения в чисто механическом процессе вращения так называемого «молитвенного барабана» («молитвенной машины», «молитвенной мельницы»).

Энциклопедия религий мира:
Средством достижения состояния будды в ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.

В настоящее время, описывая практику ваджраяны (к которой относится и «тибетский буддизм»), говорят не о молитве, а о медитации и чтении мантр (см. цитату из «Энциклопедии религий мира» во врезке).

Пожилая тибетская женщина с молитвенным барабаном,

Лхаса

(Тибет)

В учении тхеравады (которую считают той формой буддизма, которая ближе всего к первоначальному учению основателя этой религии) открыто говорится о том, что молитвы не способны поменять внешний мир: «Природа беспристрастна, на неё нельзя повлиять молитвами. Она не идёт на уступки по чьей-либо просьбе». У молитвы попросту нет адресата: «В Буддизме считается, что никакое высшее существо не руководит делами и судьбой человека».

Наименование молитвы в тхеравадских текстах продолжает употребляться. Однако то, что именуется молитвой, не способно воздействовать ни на природу (ввиду её бесстрастности), ни на высшее существо (поскольку предполагается отсутствие такового). Упомянутая «как бы молитва» составляет всего лишь часть процесса медитации и может воздействовать лишь на собственный ум того человека, который её произносит: «Человеческий ум сам отвечает на молитвы».

Из сказанного видно, что в практике тхеравады нет места молитве в собственном смысле этого слова (см. определение молитвы в начале статьи), а само учение в отдельных отношениях удивительно напоминает атеизм.

Молитва в индуизме

Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают прототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами.

Индуисты также используют ранголи (рисунок-молитву). Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле цветным минеральным порошком.

Молитва в древних языческих культах

У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние люди воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.

Молитва в художественной литературе

Молитва в прозе

Виктор Гюго в своем романе «Труженики моря» так написал о молитве: «Молитва — могучая сила души, сила непостижимая. Молитва обращается к великодушию мрака; молитва взывает к тайне, сама подобная тайне, и мнится, что перед неотступной, неустанной мольбой не может устоять Неведомое».

Молитва в стихотворных произведениях

К теме молитвы обращались и продолжают обращаться поэты. При этом некоторые молитвы имеют стихотворные переложения. В частности, покаянная молитва Ефрема Сирина легла в основу известного пушкинского стихотворения.

* * *
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

А. С. Пушкин 1836 г.

Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

М. Ю. Лермонтов, 1839 г.

В истории русской лирики запечатлён негаснущий интерес поэтов к молитвенному слову.

Примечания

  1. Василенко, 1996.
  2. Зорин, 2002.
  3. Кырлежев А. И. Молитва // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. РГЭС, 2002.
  5. Молитвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Молитвы: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная // Скурат, К. Е., Христианское учение о молитве и её значение в деле нравственного совершенствования
  7. Святитель Феофан Затворник о молитве // Православие.Ru
  8. ↑ Мысленной, производимой в уме.
  9. ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ// Православная Энциклопедия
  10. Молитва и медитация
  11. Захария (Захару), архимандрит «Иисусова молитва и медитация — в чём разница?» // Ежедневное интернет-СМИ «Православие и мир»
  12. ↑ «Как православному относиться к йоге» // «Православие и мир»
  13. ↑ Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин «Собеседования египетских отцов», Правило Веры, Москва, 2008, ISBN 978-5-94759-008-5 (ошибоч.)
  14. ↑ William Johnston, S.J. «Christian Zen: A Way of Meditation», Fordham University Press, 1997, ISBN 0823218015 ISBN 978-0823218011
  15. ↑ Hugo M. Enomiya-Lassalle «Zen meditation for Christians», Open Court Publishing Company 1974, ISBN 0875481515
  16. ↑ Bede Griffiths OSB «he New Creation in Christ: Christian Meditation and Community», Templegate Pub 1994, ISBN 0872432092 ISBN 978-0872432093
  17. ↑ Thomas Keating OCSO «Intimacy with God: An Introduction to Centering Prayer», The Crossroad Publishing Company 2009, ISBN 0824525299 ISBN 978-0824525293
  18. ↑ Fr. Ernest E. Larkin «Contemplative Prayer for Today: Christian Meditation», Medio Media 2007, ISBN 1933182555 ISBN 978-1933182551
  19. ↑ Благословите, о. Рафаил! В последнее время нередко случается встречаться с людьми, которые. Проверено 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
  20. ↑ Вопрос заслуженному профессору МДА, академику РАЕН, доктору богословия Осипову А.И.: Молитва, медитация, мантры одно и тоже?.
  21. ↑ ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО В ОПЫТЕ МОЛИТВЫ // Электронная библиотека Одинцовского благочиния.
  22. аль-Бухари «Сахих аль-джами» 631, 6008
  23. ↑ Вопросы раввину / Почему евреи качаются?
  24. ↑ Раввин, реб, раби или ребе?
  25. ↑ Ваджраяна // Энциклопедия религий мира
  26. Смысл молитвы на сайте „Буддизм Тхеравады в Москве“
  27. ↑ «В процессе медитации молитва помогает исправить природу человека.» См. Смысл молитвы на сайте «Буддизм Тхеравады в Москве».
  28. Виктор Гюго. Собрание сочинений. — Т. 8. — М., 1972. — С. 382.
  29. ↑ Афанасьева, Э. М. «Молитва» в русской лирике XIX в. : Логика жанровой эволюции. Введение диссертации (часть автореферата).

Литература

  • Василенко Л. И. Молитва // Краткий религиозно-философский словарь. — М.: Истина и Жизнь, 1996. — 256 с.
  • Зорин В. И. Молитва // Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь, 2002. — 407 с.
  • Кырлежев А. И. Молитва // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Молитва // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — Т. 2: З—О. — 720 с.
  • Максим Тирский. О том, следует ли молиться // Античность в контексте современности. М., 1990, с. 196—204

Ссылки

  • Православные молитвы.
  • Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы.
  • Молитвы. Полный православный молитвослов.
  • Молитвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

обычно М. совершается утром

. Но и ночные М. также обращены к Богу

. Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно

. Даниил молился в определ. часы, к-рые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме

для М. существовали специальные места. Это могла быть горница

. Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие – чтобы помолиться в одиночку

. Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища

. После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося

.

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ

Как и Иисус на кресте

(Лк 23:46 = Пс 30:6; Мк 15:34 = Пс 21:2)

, первые христиане совершали М., используя тексты ВЗ:

Деян 4:25 и след. = Пс 2:1 и след.; ср. Рим 8:31 и след. (ст. 31 = Пс 117:6; ст. 36 = Пс 43:23) или Рим 11:32 и след. (ст. 34 = Ис 40:13; Иер 23:18) или Флп 2:5 и след. (ст. 10 = Ис 45:23 и след. и т.д.)

. Тем самым они подтверждали внутр. общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли М., совершавшиеся в синагоге, среди к-рых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургич. форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и М.

(напр., Рим 11:33 и 1Тим 3:16)

. Наряду с этими, установившимися формами М. в Библии встречаются и другие, более свободные

(1Кор 14:2)

; см. также “воздыхания Духа” в

Рим 8:26

. Помимо М., произносимой вслух

(Исх 22:23; 1Цар 7:9; Пс 16:6; Иона 2:3; Лк 23:46; Деян 4:24)

, упоминается и безмолвная М.

(1Цар 1:13)

. Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность

(Мф 6:5)

Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне

(Мф 6:6; ср. 4Цар 4:33)

. Действенность М. зависит не от частоты ее повторения – не следует подражать многословию язычников

(Мф 6:7)

, – а от искренности

(Иак 5:16)

и душевного состояния молящегося

(Лк 18:13)

. Так, древняя Церковь отказалась от нек-рых внешних атрибутов иуд. М. (филактерии и талит). По просьбе учеников

(Лк 11:1)

, Иисус дал им пример истинной М. – “Отче наш”.

V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ

К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление

(Флп 4:6; 1Тим 2:1)

:

1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему

(Исх 20:5; Втор 4:19)

, но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М.

(Пс 21:28; Ис 45:22 и след.)

. Ангелы также взывают к Господу

(Ис 6:3)

и восхваляют Его

(Лк 2:14)

всем небесным воинством

(Неем 9:6)

. Даже Сам Сын молится Отцу

(Мф 11:25)

как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения

(Рим 11:36; Гал 1:5; Еф 3:21; 1Тим 1:17; 2Тим 4:18)

. Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М.

(Откр 5:9 и след.; 7:10 и след.; 11:16 и след.; 19:1)

;

2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение – это М., восхваляющая Божью любовь

(Быт 29:35; Ин 11:41; Рим 1:8; Еф 5:20 и др.)

. С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла

(Рим 1:8; 1Кор 1:4; 2Кор 2:14; Еф 1:16; Флп 1:3 и др.)

. Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения

(Еф 5:4; 5:20; Кол 4:2 и т.д.)

и “бодрствовать в молитве”

(Кол 4:2)

;

3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей

(Мф 6:9 и след.; 9:38; Еф 6:19 и след.)

, но и о вполне материальных вещах. Так, в М. “Отче наш” просьба о хлебе насущном является основной

(Мф 6:11)

. Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле

(см. Мф 6:10)

. Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное “приложится” им

(Мф 6:33)

. Человек прежде всего просит о прощении грехов

(Мф 6:12

, см.

Исповедание, исповедовать

, I), об укреплении в вере

(Лк 22:32; ср. Ин 17:11)

и об избавлении от искушений

(Мф 6:13; Ин 17:15)

. Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия

(Еф 6:19; Кол 4:3; 2Фес 3:1)

, а Иисус особо наставляет Своих последователей молить “Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою”

(Мф 9:38)

. С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли М. о Втором пришествии Иисуса Христа

(1Кор 16:22; Откр 22:20)

;

4) каждый христианин по своей сущности – священник и потому должен совершать священнич. М. – моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. – моление Иисуса о Его врагах

(Лк 23:34)

. По примеру Иисуса поступил и Стефан

(Деян 7:59 и след.)

. Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре

(Быт 18:22 и след.)

. Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством

(Исх 32:32; Рим 9:3)

ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ

(напр., 1Цар 7:5; 12:19; Иер 7:16; 11:14; 14:11; Дан 9:16 и др.)

, наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ

(см. Ин 17:17,20)

, особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах

(Еф 1:16; 3:14 и след.; Флп 1:4,9 и след.; Кол 1:9)

, о начальстве

(1Тим 2:1 и след.)

и об отдельных христианах. Кр. того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников

(Кол 4:3; 1Фес 5:25)

.

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА
В ВЗ молитвы обращены к Богу (Быт 24:26 и след.; Исх 34:8 и след.; 2Цар 12:20; Пс 28:2; 95:9 и др.). Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах (Мф 11:25; 26:39; Лк 10:21 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ин 9:38), и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. (Мф 28:17; Ин 20:28). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, к-рые будут обращены к Нему (Ин 14:14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян 7:59; 2Пет 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу (Ин 5:23). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1Кор 15:28), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5:8 и след.). Слова Иисуса: “Никто не приходит к Отцу, как только через Меня” распространяются и на М. (Ин 6:44; 14:6). В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа.
VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ
К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15:1 и след.) и М. Моисея (Втор 32:1 и след.). Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Суд 5:1 и след.). Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила (1Цар 7:5,9), Илию (3Цар 18:36 и след.), Иеремию (Иер 7:16; 11:14; 14:11) и Даниила (Дан 9:1 и след.). Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2Цар 22:1 и след. и его исповедь в Пс 50), Соломон (3Цар 8:22 и след.) и Езекия (4Цар 19:15; 20:2 и след.). В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам “Отче наш” (Мф 6:9 и след.), первосвященнич. М. (Ин 17:1 и след.), М. в Гефсиманском саду (Мф 26:39,42,44) и М. на кресте (Мф 27:46; Лк 23:34,46). К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии (Лк 1:64,67 и след.), Елисаветы (Лк 1:42 и след.), Марии (Лк 1:46-55) и Симеона (Лк 2:28 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деян 4:24 и след., а также последние слова Стефана (Деян 7:59 и след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах (1Кор 1:4 и след.; 2Кор 1:3 и след.; Еф 1:15 и след.; Флп 1:3 и след.; Кол 1:3 и след.; 2Фес 1:3 и след.), а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8:31 и след.; 11:32 и след.; Еф 3:14 и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни (Откр 5:8 и след.; 11:17 и след.; 19:1 и след.), ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. – одна из центр. тем Откровения.

Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.

Синонимы :

Смотреть что такое “Молитва” в других словарях:

  • МОЛИТВА —     МОЛИТВА (греч. ευχή, лат. oratio) обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам. Молитва является элементом религиозного культа и индивидуальной… …   Философская энциклопедия

  • МОЛИТВА — Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего либо?… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • молитва — Моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение, славосло вие, песнопение (повечерие, полунощница, ектения, кафизма, стихира, Богородичен, прокимен, паремия, лития, шестопсалмие, полиелей, тропарь, антифон, канон, ирмос). Теплая… …   Словарь синонимов

  • молитва — бессловная (П.Соловьева); благостная (И.Аксаков, Фруг); восторженная (Потехин); горячая (Голен. Кутузов); жаркая (Фруг); кроткая (Фруг); немая (Андреев); пламенная (А.Измайлов); святая (Блок, Полежаев, К.Р.); сладкая (Потехин, Сологуб);… …   Словарь эпитетов

  • молитва —     МОЛИТВА, высок. моление …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Молитва —  Молитва  ♦ Prière    Беседа с Богом, обычно в виде просьбы. Спрашивается, зачем говорить с Богом, если он и так все знает? И зачем просить его о чем то, если он лучше нас знает, что нам надо? Молчание выглядит намного достойнее, а по… …   Философский словарь Спонвиля

  • МОЛИТВА — 1) обращение верующего к божеству.2) Канонизированный текст обращения …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОЛИТВА — МОЛИТВА, молитвы, жен. 1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву. 2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • МОЛИТВА — МОЛИТВА, ы, жен. 1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы «Верую», «Отче наш». 2. Моление, обращённое к Богу, к святым. Благодарственная м. М. покаяние. • Стоять на… …   Толковый словарь Ожегова

  • МОЛИТВА — англ. prayer; нем. Gebet. 1. Обращение к объекту поклонения (Богу, святым, сверхъестественным силам), неотъемлемая часть ритуала. 2. Канонизированный текст обращения к божеству. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Молитва — У этого термина существуют и другие значения, см. Молитва (значения). Молящаяся Мария Магдалина Ари Шеффер (1795 1858) …   Википедия

Книги

  • Молитва, Халлесби О.. Бог создал молитву для того, чтобы человек мог установить с Ним тесную связь. Цель этой классической работы – помочь христианам вступить в дружеские, наполненные радостью отношения с Богом.… Подробнее  Купить за 304 руб
  • Молитва, Уайт Е.. «Священное Писание увещевает нас: “Непрестанно молитесь” . Это не означает, что мы должны проводить все свое время на коленях, вознося формальные молитвы. Это значит, что мы должны жить и… Подробнее  Купить за 267 руб
  • Молитва, Оле Халлесби. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Бог создал молитву для того, чтобы человек мог установить с Ним тесную связь. Цельэтой классической… Подробнее  Купить за 250 руб

Другие книги по запросу «Молитва» >>

Полное собрание и описание: что такое молитва определение для детей для духовной жизни верующего человека.

Молитва – это проводник в мир духовного. Советы молящимся

Жизнь человека состоит из грустных и радостных событий. В моменты наивысшего счастья или, наоборот, в минуты величайшей грусти православные обращаются к Богу. Для того чтобы Господь услышал человека, существуют молитвы. Это древнейший, еще с библейских времен, способ передачи своих мыслей, просьб, благодарностей Создателю.

Что такое молитва

Что означает данное слово? В Большой советской энциклопедии ей дается такое определение: «Обращение верующего к Богу. Канонизированный текст сообщения». Православные христиане относятся к молитве более возвышенно и считают ее не просто способом передачи своих мыслей и желаний.

Верующие считают, что молитва – это связующие нити духовного мира. Они соединяют мир земной и духовный. Можно сказать, что молитва является подобием воздуха. Если наши мысли и поступки во время нее будут чисты, то и духовный «воздух» станет чист и прозрачен. На всей Земле возникнет благодать. Если при совершении молитвы человека будут одолевать мрачные и злые мысли, то и духовный «воздух» вокруг станет мрачным и темным. А это уже является прямым проводником в мир скверны и порока.

Чтобы человеческая душа не оказалась во грехе, и существует молитва. Это своего рода оградительный щит от сил зла. Вот поэтому она так важна для каждого из нас.

Молитва. Что это означает?

Каково христианское значение слова молитва? В Священном Писании достаточно широко раскрыто его определение: «Разговор души с Богом, как Отцом и Создателем, связь с Ним». Исходя из этого определения, можно сказать, что молитва – это любая мысль, обращение, поступок, связанные с Господом.

Поэтому, какое бы деяние ни совершил православный христианин, он это делает с молитвой. А значит, он творит это на глазах у Господа нашего. Чтобы душа после завершения земной жизни не оказалась в пучине адского мрака, необходимо все земные деяния творить во благо жизни на земле, с любовью к Господу нашему и ко всему живому. В этом случае можно надеяться на духовную благодать.

Как правильно молиться

Многих христиан, особенно тех, кто пришел к Господу совсем недавно, волнует вопрос правильности молитвы. Часто можно наблюдать такую ситуацию, когда православные испытывают чувство стеснения при молитве из-за того, что не знают, как правильно обращаться к Богу.

Чтобы разобраться в этом, стоит вспомнить значение слова молитва. Это обращение к нашему Небесному Создателю, способ соединения мира земного и духовного. Поэтому здесь нет определенных правил, которые следует строго соблюдать. Сомневающимся в правильности действий при молитве можно дать только один совет: поступайте и говорите только так, как желает человеческая душа, обращенная к Богу. Только в этом случае, при полной искренности и раскаянии в своих поступках можно говорить об истинной божественной молитве. Такое обращение немедленно будет услышано Господом, ведь оно будет идти от самого сердца.

Не зря говорят, что детская молитва – самая искренняя и чистая. Душа ребенка не способна лгать и скверно мыслить. Поэтому и детскую молитву по своей искренности и чистоте можно сравнить с ангельской.

Каждый христианин, задаваясь вопросом “как правильно молиться”, должен взять на вооружение пример именно детской молитвы. Если он сможет очистить свою душу от греховных и злых помыслов, обращение к Господу поможет его душе возвыситься и попасть в высший небесный мир справедливости и доброты.

В помощь молящимся

В православии существуют определенные рекомендации для совершения молитв. При обращении к Создателю, особенно при нахождении в храме, можно им следовать.

  1. Начинать и заканчивать земной день желательно с совершения молитвы.
  2. При совершении молитвы рекомендуется осенять себя крестным знамением и отдавать поклон.
  3. Находясь в храме, во время молитвы можно поставить святым зажженную свечу.
  4. Обращаясь к Господу, необходимо просить спасения души для всех православных христиан.
  5. Перед совершением трапезы или важного дела рекомендуется также обратиться к небесному Создателю.

Молитва – это обращение человеческой души к Богу. Совершая молитву, она очищается. Человек наполняется радостью и благодатью. Это наилучший способ попасть в мир справедливости и блаженства. Чем чаще человек будет творить молитву, тем чище будет его душа. А значит и он будет намного ближе к Богу.

Ответы на вопросы

Фото: фотобанк Лори

Зачем и почему мы обращаемся к Богу?

Даже люди, далекие от духовной жизни и привыкшие во всем полагаться на себя, иногда чувствуют настоятельную потребность обратиться к Кому-то высшему, более сильному, чем они сами. Чаще всего это происходит в беде, когда человек понимает границы своих сил и своей ответственности, и чувствует, что не может справиться сам. Тогда он обращается к Богу с просьбой помочь, защитить и утешить.

Это еще не истинное христианское понимание молитвы, но и такую молитву Бог не осуждает. Христос звал за собой всех людей, которые терпели скорбь и непосильный труд, и обещал дать им утешение. Он велел ученикам просить у Отца Небесного всё, в чем у них возникнет нужда. Христос призывал быть настойчивыми в молитвах и обещал, что Бог-Отец по молитве даст всё нужное.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», — сказано в Евангелии.

Определение христианской молитвы. Что такое молитва в православии?

Молитва в христианстве — это обращение священника или простого верующего к Богу, Пресвятой Деве, ангелам или Святым.

Верующий может молиться своими словами или уставной молитвой, то есть давно существующей в употреблении, освященной церковным преданием. В молитве могут содержаться просьбы к Богу, благодарности или восхваление Его величия. Христиане считают Бога Отцом и потому обращаются к Нему как к родному отцу.

Православному христианину следует молиться всегда, а не только тогда, когда нуждается в чем-либо. Молитва — это основа нашей жизни. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, постоянно обращаться к Богу. В молитве происходит встреча и диалог с Богом. Это и есть основной смысл молитвы.

Происхождение молитвы

Когда первые люди Адам и Ева жили в Раю, они разговаривали с Богом лицом к лицу, и у них не было потребности в молитве в том виде, в каком мы ее знаем. Однако, они совершили грех и были изгнаны из Рая. Их сыновья, Каин и Авель, впервые совершили жертвоприношение: пастух Авель принес животных из своего стада, земледелец Каин — часть урожая. Так возникли богослужения.

Впоследствии, у иудеев стало регламентироваться, как нужно проводить богослужение, какие слова при этом произносятся, какие действия при этом совершает священник, что делают молящиеся, как нужно стоять, когда становиться на колени или воздевать руки. Все эти элементы унаследовало христианское богослужение: оно подразумевает коллективное служение Богу молитвами и участие в церковных таинствах.

При этом помимо общей молитвы, еще до Христа существовала и личная молитва. Верующие обращались к Богу с просьбами о помощи или о прощении грехов, а нередко и с благодарностью. Люди молились Богу своими словами или читали псалмы Давида.

Образец молитвы — молитву «Отче наш» — Христос дал Своим ученикам, поэтому эта молитва также называется Господней молитвой и считается самой главной христианской молитвой.

В ней перечислено всё, о чем христианин должен просить Бога и каким должен быть:

  • жить праведно
  • стремиться к святости
  • принимать и исполнять Божию волю, не сомневаться, что Он как отец заботится о людях и всегда дает им необходимое для земной жизни
  • уметь прощать обидчиков и воздерживаться от соблазнов и зла.

Основные источники текста для составления молитв в православии

Некоторые молитвы упоминаются в Священном Писании (то есть, в Библии) — Евангелии («Отче наш», Молитва мытаря) и Ветхом Завете (Псалтирь царя Давида). Кроме того, за праведность Господь иногда дает святым дар составлять молитвы. Многие известные молитвы еще в древности были составлены святыми и признаны Церковью.

Большинство русских православных молитв написаны на церковнославянском языке. Однако с XIX века стали появляться молитвы и на русском (акафист «Слава Богу за всё», молитва Оптинских старцев). С появлением новых святых появляются и новые молитвы.

Составлением, редактированием и утверждением текстов новых молитв и чинопоследований в Русской православной церкви занимается Синодальная Богослужебная комиссия

Разновидности молитв и их классификация

Молитвы по своему содержанию бывают:

  • покаянные
  • просительные
  • благодарственные
  • хвалебные (славословные)
  • ходатайственные

Покаянные молитвы – самые важные, в них верующие просят Бога простить их грехи – дурные поступки, слова и помыслы. Обращены покаянные молитвы к Господу Иисусу Христу и Богородице. Верующие просят Христа как Бога простить их, а Богородицу — заступиться перед Богом и помолиться о прощении молящегося. Любое просительное обращение к Богу должно начинаться с покаянной молитвы.

Просительная молитва, или молитва прошения, как можно судить по названию, предназначена для того, чтобы просить чего-либо для себя. У Бога просят здоровья, благополучия для семьи, помощи в делах. Просят у Бога не только земных благ, но и сил в борьбе с искушениями.

В благодарственных молитвах верующие благодарят Бога за всё, что Он им дает: за пищу, за благополучно прожитые день или ночь и за любые благодеяния. Читаются благодарственные молитвы Господу Богу каждый день утром, вечером и после приема пищи.

В хвалебных молитвах прославляется величие Божие: Бог — вседержитель, благой и милостивый ко всем. Святые отцы считают хвалебные молитвы высшим, самым чистым видом молитвы.

В ходатайственных молитвах верующие просят у Бога милостей не для себя, а для своих ближних, то есть ходатайствуют о них перед Богом.

Нельзя молиться Богу о содействии в греховных делах и об исполнении недобрых помыслов

Например, нельзя просить Бога о том, чтобы Он покарал наших врагов или помог кого-нибудь обмануть или соблазнить. Подобная молитва — кощунство.

Также не следует просить у Бога богатства, известности и прочих суетных, избыточных для нас вещей. Христос заповедал просить о хлебе насущном, а не об излишествах.

Как молиться? Глубина молитвы

В православии молитва различается по степеням, в зависимости от того, насколько глубоко человек молится, всем ли существом обращается к Богу. Молитвы могут быть

Словесная молитва, иначе называемая телесной или устной, предполагает чтение вслух текстов молитв, созданных христианскими деятелями и утвержденных церковью. Человек произносит слова молитвы, в положенное время совершает поклоны, старается не отвлекаться мыслью от молитвы, но вовлечен в молитву неглубоко. Устная молитва — единственная доступная большинству мирян и даже монахов. Это первая, низшая степень молитвы.

Мысленная молитва – это особая активность мыслей и чувств, сосредоточенно обращенных к Богу.

Мысленная молитва – это особая активность мыслей и чувств, сосредоточенно обращенных к Богу. В этом состоянии слова молитвы не произносятся вслух, но только в уме. Мысленные молитвы, в свою очередь, тоже различаются:

  • умная молитва (или внутренняя) – вторая степень глубины. При этом ум молящегося всецело сосредоточен в молитве и возносится к Богу непрерывно, независимо от того, чем человек занят. Такую молитву нельзя практиковать без духовного наставника.
  • молитва сердечная, или умно-сердечная, – третья степень молитвы, когда в молитву вовлечен не только разум, но и чувства человека. Она доступна очень немногим монахам и описана в монашеских сочинениях о молитве.
  • духовная молитва – высшая степень молитвы, когда дух молящегося всецело пребывает в Боге. На это способны только ангелы и очень немногие святые.

В каких условиях молиться?

Молитвы могут быть

  • коллективные (общественные или частные)
  • индивидуальные

Коллективные общественные молитвы совершаются в храме, во время богослужения (например, на литургии). Особенность таких молитв в том, что они совершаются совместно с незнакомыми людьми. На богослужении за всех собравшихся молитвы произносят священник, диакон, чтецы, хор. Участие собравшихся в молитве состоит в том, что они внимательно слушают слова службы.

Коллективные частные (или семейные) молитвы читаются дома в кругу семьи: слова молитвы хором повторяют все члены семьи, за исключением совсем маленьких детей. Так молятся в торжественных случаях, по праздникам, перед принятием пищи и после него, так же совершается молитва супругов о даровании детей. Семья – это малая церковь, и общую семейную молитву можно считать разновидностью общественной молитвы.

Индивидуальная молитва совершается человеком в уединении: дома, на улице, в храме, когда там нет богослужения.

Православная молитва совершается стоя или на коленях, сидеть на молитве позволено только в ограниченном количестве случаев: либо при болезни и крайней усталости, либо когда молящийся не имеет возможности встать на молитву (например, едет в транспорте).

Что нужно, чтобы Бог услышал молитву?

Когда Бог слышит нашу молитву?

Богу известны все наши деяния и намерения, и потому Он всегда слышит все наши молитвы. Однако Он может не исполнить того, о чем мы просим.

Почему порой Бог не отвечает на наши молитвы?

Бог не отвечает на наши молитвы, если мы молимся о том, о чем молиться грешно, либо тогда, когда исполнение нашей просьбы не принесет нам пользы. В этом случае Бог может не ответить на нашу молитву или ответить, но не сразу и не в той форме, в какой мы просили.

Поэтому когда просят о чем-либо, нужно добавлять: «Боже, не моя воля, но Твоя да будет».

Бог не отвечает на молитвы людей, которые живут во грехе и не хотят покаяться, а также тех, кто кается и просит у Бога прощения, но не хочет прощать тех, кто виноват перед ними.

Бог также не принимает небрежной молитвы, которая совершается наспех, невнимательно.

Не следует также просить у Бога о том, что под силу сделать самому. В этом случае неуместно возлагать упование на Бога.

Как вести себя во время молитвы?

Когда человек молится своими словами, он может привнести в молитву свои греховные помыслы и страсти и начать молиться о не богоугодных вещах. Поэтому в первую очередь предпочтительно читать молитвы, текст которых установлен Церковью и един для всех, и уже после этого обратиться к Богу со своей личной просьбой.

Прежде чем молиться, нужно попросить прощения у тех людей, перед которыми виноваты. Так велел сам Христос. Если такой возможности нет — например, человек, которого вы обидели, далеко от вас, — просите Бога послать вам эту возможность и помириться с человеком лично.

В христианской церкви издавна сложились правила молитвы, единые для всех как в храме, так и дома.

  • Еще со времен апостолов существует обычай креститься во время молитвы.
  • Стоя на молитве, не отвлекайтесь на посторонние мысли.
  • Молитесь неторопливо и благоговейно.
  • Чтобы сосредоточиться на молитве, произносите слова молитвы вслух или шепотом, осмысляя каждое ее слово.
  • Молиться небрежно, спешить, стараясь быстрее завершить молитву – грех.

Кому ещё, кроме Бога, можно молиться?

Верующие молятся не только Богу, но и

Все они наши заступники перед Богом, которые молятся Ему о нас. Всем им нужно оказывать глубокое почитание и обращаться в молитвах.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Определения молитвы

Иисус “сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Луки 18:1).

Молитва — это обращение человеческой души к Богу

Несмотря на другие определения, которые я буду использовать, характеризуя молитву, основное определение (в подзаголовке) остается прежним: молитва — это обращение человеческой души к Богу. Задумайся об этом на минуту.

Молитва — это общение с Богом

“Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть” (Псалом 64:3). Молитва — общение между твоим духом и Великим Духом вселенной, который есть Живой Бог.

Молитва — это исследование сердца

Молитва — это исследование сердца, потому что во время молитвы ты начинаешь видеть свое сердце так же, как видит Бог. Молитва — это школа, где учатся истинам, которым невозможно больше нигде научиться. Вместо того чтобы попусту терять время, беспокоясь о возникшей проблеме или трудности, я начинаю молиться. Когда я молюсь, Бог показывает мне выход из создавшейся ситуации.

Молитва — это сильное желание

Молитва — это сильное желание увидеть, как что-то происходит или исполняется, может быть, желание, вложенное Богом. Именно об этом говорит Слово Божье: “Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Римлянам 8:26).

Молитва — это духовный компас

На всех кораблях и самолетах есть компасы, которые являются жизненно важной составляющей навигационного оборудования. Наряду с другими функциями компасы помогают пилотам и штурманам определить направление движения и в любое время указать точное месторасположение. Во время одного из полетов на небольшом самолете пилот указал на маленький городок, лежащий под нами, и сказал: “Думаю, вот наш пункт назначения”. Но, сверившись с компасом, понял, что мы сбились с курса на пятнадцать миль. Это был не тот город, в который мы направлялись.

Молитва — это работа с Богом

Благодаря божественному средству — молитве — мы можем достигнуть самого Бога. Эта истина скрыта в словах пророка Исаии: “И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его подержала Его” (Исайя 59:16).

Молитва — божественное почтение

Если мы хотим, чтобы наши молитвы были эффективными, мы должны приходить в божественном благоговении перед Отцом. Кажется, что в сегодняшнем мире непочтение в порядке вещей. Мы можем видеть вокруг неуважение к своей стране, флагу, правительству, даже к самому Богу. Если хотим, чтобы наши молитвы стали сильными, тогда мы не должны позволить духу неуважения овладеть нами.

Молитва — божественное послушание

Прежде чем ты дочитаешь эту главу до конца, остановись и спроси себя: “Скрываю ли я дух непослушания в себе?”

Молитва — это сила, открывающая Божьи сокровища

Молитва — это ключ, сила, энергия, мощь, отпирающая небесные сокровища и высвобождающая их на землю.

Молитва — первый шаг в познании Господа Иисуса Христа

“Ибо “всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Римлянам 10:13). Первый шаг в познании Господа Иисуса — встретиться с Ним в молитве, говоря: “Господь Иисус, войди в мое сердце. Прости меня за мои грехи. Очисти от всех беззаконий. Сделай меня чадом Божьим”.

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here