Что такое четыредесятница в православии?

Для наших читателей: что такое четыредесятница в православии? с подробным описанием из различных источников.

Что это – Святая Четыредесятница? Человек, хорошо знакомый с основами православия, сразу поймёт, о чём речь. А вот новичок замешкается, хотя на деле и ему прекрасно известен этот суровый, трудный, но неизмеримо полезный для души и тела период. Кто, какую бы веру он ни исповедовал, не слыхал о Великом посте?

Когда встречать Четыредесятницу?

Если быть до конца точными, Четыредесятница – это не весь пост. По традиции, его принято разделять на:

  • начальные 40 дней, посвящённые воспоминаниям о долгой молитве Христа в пустыне и Его борьбе с искушениями (это и есть Святая Четыредесятница);
  • Лазареву Субботу и Вербное воскресенье;
  • Страстную неделю – 6 дней, во время которых христиане предаются скорби о предательстве Иуды и распятии Спасителя.

В календаре Великого поста 2019 года Святая Четыредесятница начинается 11 марта, сразу следом за Прощёным Воскресеньем, и заканчивается 19 апреля.

Как провести?

Время молитв и воздержания дано нам не из прихоти, а чтобы достойно подготовить себя к большой радости – Христову Воскресению. И провести его требуется как подобает, иначе Пасха превратится в ещё один красный день календаря, не прочувствованный ни умом, ни сердцем.

что такое четыредесятница в православии

Читайте Священное писание и размышляйте над прочитанным

Прежде всего, придётся ограничить себя в пище. Только помните, что отказ от мясного и молочного – не самоцель, а средство для обуздания плоти; пост как чистой воды диета пользы не несёт.

Постарайтесь освободить разум от скверных мыслей, сердце – от тёмных чувств, а совесть – от грехов. Четыредесятница наилучшим образом подходит для покаяния. А ещё для осознания того факта, что ни один человек не потерян для Бога. Недаром 14 апреля, в пятую неделю воздержания, Церковь будет вспоминать Марию Египетскую, великую грешницу, ставшую святой.

Наконец, необходимо посвятить время молитве, посещению храма и глубокому изучению Священного Писания. В будничной суете, вовлечённые в круговерть каждодневных забот, мы редко отдаём Богу должное. Работа, домашние дела и встречи с друзьями съедают массу времени. Пост призывает нас отказаться от приятных, но пустых развлечений и посвятить освободившиеся часы заботе о душе и добрым делам. Поверьте, подойдя к задаче со всем желанием, вы ни мало не потеряете. Зато обретёте душевный покой, ясность мысли и веру в свои силы. Думаете, что жёсткие ограничения вам не по силам? Начните – и сами поразитесь, на что, оказывается, способны.

что такое четыредесятница в православии

Поститься нужно с умом, не доводя себя до приступов язвы

Но не переоценивайте своих возможностей. Пост имеет разные степени строгости: одну – для монахов, другую – для мирян, третью – для больных, беременных и детей. Сообразуйте рацион с состоянием своего здоровья, а лучше, посоветуйтесь с батюшкой. Он подскажет правильное решение.

Видео: пост с пользой для души

Подсказка от телеканала Союз: как начинать Четыредесятницу, как её провести и как победить одолевающие душу страсти?

Видео: Святая Четыредесятница

И немного музыки для укрепления вашей решимости от канала Правжизнь…

Вели́кий по́ст (греч. Μεγάλη Τεσσαρακοστή — Вели́кая Четыредеся́тница со Страстно́й седми́цей) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.

Наименование

Как на Западе, так и на Востоке официальное название Великого поста использует слово, указывающее на число 40. Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница», по-латински «quadragesima» (каковое слово дало название Великому посту в ряде европейских языков: фр. carême, итал. quaresima, исп. cuaresma, ирл. carghas, хорв. korizma и др.). Это слово, в свою очередь, использует греческое название великого поста, τεσσαρακοστή (сороковой), образованное по аналогии со словом πεντηκοστή (пятидесятый, Пятидесятница), которое восходит ещё к временам Ветхого Завета.

Развитие Великого поста

Возникновение поста

Первые христиане, вспоминая крестные страдания Иисуса Христа и Его слова: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15), постились в сам день Пасхи. Учитывая, что большинство христиан тогда были евреями, этот пост совершался ими за своих неразумных соплеменников иудеев-распинателей. Продолжительность Пасхального поста была = 40 часов дневных и 40 часов ночных (80 часов = 3,3 суток).

Однако вскоре выходцев из язычества среди христиан стало значительно больше, чем из иудейства, поэтому христианская Пасха стала праздноваться несколько позже иудейской Пасхи, что окончательно закреплено Первым Вселенским собором. Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху».

В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения. Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1) святой четыредесятницы и 2) страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста.

Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» (ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P.L., LIV, 633). Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним (P.G., LXVII, 633; P.L., XXII, 475).

Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. В первую очередь следует отметить письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий (Hist. Eccl., V, xxiv). Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. «Ибо, — пишет он, — некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин, переводя Евсевия с греческого на латинский, передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней.

Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах (Tertullian, «De Jejun.», ii и xiv; ср. «de Orat.», xviii; etc.), в его трудах нет никакого указания на какой-либо период в 40 дней, посвящённых продолжительному посту.

И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало.

Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий, когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» (Мф. 9:15).

Как бы там ни было, в начале IV века встречается первое упоминание термина τεσσαρακοστή. Он появляется в пятом каноне Первого Никейского собора в связи с обсуждением подобающего времени для созыва синода, и, возможно, он указывает не на период, а на конкретный праздник, например, Вознесение, или Сретение, который Этерия называет quadragesimæ de Epiphania. Однако следует помнить, что слово «Пятидесятница», πεντηκοστή, также означавшее первоначально пятидесятый день, впоследствии перешло на весь период от Пасхи до Пятидесятницы. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок (календарных) дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели (которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи»), и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы, написал в очень строгих выражениях александрийцам, призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается (послание 11-е, из Рима):

Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея, Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя, что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению, так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

На Востоке

На Востоке же, практически повсеместно, за редкими исключениями, преобладала та практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия, а именно, пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю от Пасхи («Сырную седмицу») уже соблюдается пост, хотя и лёгкий (запрещено только мясо); два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших».

Позднее, под влиянием монашеской практики, субботы и воскресенья тоже стали постными (хотя и в более лёгкой степени), а великопостный период (Великий пост) теперь длится 48 дней, из которых 40 дней (до пятницы 6-й недели) именуются собственно Четыредесятницей, в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы.

Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова:

  • с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером.
  • в субботу и воскресенье — разрешается растительное масло, две трапезы в день.
  • два дня в течение поста — в Вербное воскресенье и Благовещение (если только Благовещение не придётся на Страстную седмицу) — разрешается рыба.

Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино, но в любом случае (даже и в Благовещение) трапеза в эти дни разрешается только один раз.

Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими (напр., Василий Великий, упрекая в одной из своих проповедей слушателей, явно не монахов, говорит: «Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах»; подобное же говорил и Иоанн Златоуст: «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения»), то поздне́е соблюдение этого обычая стало ослабевать, так что в современной православной литературе о каком-либо количестве трапез не говорится вовсе. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются (если не считать некоторых особо строгих монастырей) у старообрядцев, тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления.

На Западе

На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота, общая длительность поста составила 36 дней (6 недель по 6 дней, исключая воскресенья). Святой Григорий Великий (560—604), а вслед за ним и многие средневековые авторы описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. н. «тридентском» миссале, где в молитве secreta в первое воскресенье Великого поста священник говорит о «sacrificium quadragesimalis initii», то есть о жертве начала поста.

Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано (мы впервые находим упоминание об этом у Сократа) стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы (Девятый час, Вечерня и т. д.) представляли скорее некие условные периоды, чем фиксированные моменты времени. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня (как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века). Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым.

Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. н. «collatio». Ещё позже, ближе к XVIII веку, разрешили небольшую трапезу утром. В таком виде (одна полная трапеза и два небольших перекуса) этот тип поста (именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее) просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году.

Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты. Причём, в отличие от поста, воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста. Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации, разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела. В Германии такие диспенсации были известны, как Butterbriefe, считается, что благодаря им там было построено несколько церквей. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане по этой же причине раньше называлась La Tour de Beurre (то есть «масляная башня»). Позднее, однако, большинство запретов были сняты, так что к началу XX века сохранялся лишь запрет на употребление мяса по пятницами и в некоторые другие дни года. В 1966 году Папа Павел VI в своём Motu proprio «Paenitemini» ввёл новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: в Пепельную Среду и Великую Пятницу. Разумеется, подобные правила следует рассматривать, как минимум, который не препятствует желающим брать на себя дополнительные ограничения (не обязательно связанные с пищей) на этот период. Кроме того, многие традиционалисты соблюдают дореформенный пост, который, применительно к Великому посту, выражается обычно в посте шесть дней в неделю (кроме воскресений) и дополнительно в воздержании в пятницу и (не везде) в субботу.

В православии

Подготовка

Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет своё название:

  • Неделя о Закхее (Лк. 19:1-10).

В первую неделю подготовки к посту, Церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление чтобы приблизиться к Богу. Низкорослый Закхей грешен и ограничен, но его желание превосходит и побеждает все это. Он усилием привлекает внимание Иисуса Христа, приводит Его в свой дом.

  • Неделя о мы́таре и фарисе́е (Лк. 18:10-14).

За три седмицы до Великого поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, после чтения 50-го псалма, читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до пятой Недели Святой Четыредесятницы включительно.

Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) был оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осуждён.

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несёт духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу. Типикон (Гл. 49) так говорит об отмене поста в данный период: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси.».

  • Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32)

На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется ещё псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною» (этот псалом, кроме Недели о блудном сыне, поется также в Неделю о Страшном Суде и Неделю Сыропустную).

В течение следующей за нею Мясопустной седмицы ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы.

  • Неделя о Страшном Суде

Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф. 25:31-46), посвящено грядущему Страшному суду — это последний день, когда разрешено вкушения мяса («заговение» на мясо) —Великий мясопуст.

Следующая за ней Сырная седмица: всю седмицу, включая среду и пятницу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако в среду и пятницу, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером, и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается покаянная молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.

  • Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье, называемая ещё как «Неделя Сырная»: после вечерни в этот день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы.

Сроки Великого поста в православном календаре

Великий пост длится почти полные семь седмиц — 48 дней. В него входят:

  1. Святая четыредесятница (40 дней — 5 седмиц и 5 дней);
  2. Лазарева суббота;
  3. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение);
  4. Страстная седмица (имеет только 6 дней).

В зависимости от дня празднования Пасхи, который меняется каждый год, Великий пост может начинаться в период с 2 (15) февраля по 8 (21) марта включительно, и соответственно заканчивается в один из дней с 21 марта (3 апреля) по 24 апреля (7 мая). Таким образом, дни в период с 8 (21) марта по 21 марта (3 апреля) оказываются всегда приходящимися на Великий пост.

Каждая седмица Великого поста именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д., и завершается неделей (воскресным днём).

Великопостное богослужение

Богослужение в течение Четыредесятницы отличается от обычного тем, что:

  • по понедельникам, вторникам и четвергам Божественной литургии не бывает (если нет праздника);
  • по средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных Даров;
  • в течение седмицы вся Псалтирь в храмовых богослужениях прочитывается дважды;
  • с понедельника по пятницу:
    • в конце каждого богослужения Суточного круга читается молитва Ефрема Сирина с четырьмя земными и 12 поясными поклонами;
    • на ектениях и кафизмах особые великопостные напевы;
    • на Утрени: «Аллилуйя» с четырьмя стихами вместо обычного «Бог Господь…»; по гласу Октоиха и дню седмицы подбираются: троичны (вместо тропарей), окончания у которых допеваются хором, седальны по первом стихословии и светильны; канон с библейскими песнями в великопостном порядке;
    • на Вечерни: два прокимена и две паремии; по «Ныне отпущаеши» и Трисвятом поются с тремя земными поклонами: «Богородице Дево радуйся,..», Слава.., «Крестителю Христов…», И ныне.., «Молите за ны…»;
    • на великом Повечерии: особые напевы песнопений «С нами Бог…», «День прешед…», «Помилуй нас Господи…», «Господи сил с нами буди…»; чтение либо канона Андрея Критского, либо вычитывание служб святым, чья память в настоящем году выпадает на Страстную и Светлую седмицы и на другие переходящие праздники.
  • по воскресеньям служится Литургия Василия Великого (пять раз);
  • каждое воскресенье посвящено особому воспоминанию.

Богослужения Лазаревой субботы, Вербного воскресенья и Страстной седмицы, также входящих в состав Великого поста, имеют множество своих особенностей.

Первая седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом Повечерии читается по частям Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение ко́лива (кутьи). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником».

  • Первая неделя Великого поста — Торжество православия: в современной практике Русской православной церкви возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. До 1919 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше в России — государственных преступников. В настоящее время анафематствование ересей совершается только в соборных храмах. По русской (неканонической) традиции, с этого дня в течение всей Четыредесятницы: на часах вычитывается всё Евангелие, а по особым дням совершается Соборование и Пассия.
  • Вторая неделя Великого поста: Русская православная церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу.
  • Третья неделя Великого поста — Крестопоклонная: после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным. Следующая за неделей четвёртая седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда — Преполовение Святой Четыредесятницы (в просторечии именовалось Средокрестьем); от сего дня до Великой среды на всех литургиях преждеосвященных Даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому просвещению» (крещению).
  • Четвёртая неделя — переходящая память преподобного Иоанна Лествичника. В четверг пятой седмицы на утрене читается весь Великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской — «Андреево стояние», или «стояние Марии Египетской». Получило распространение ещё одно название этой седмицы — «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.
  • Пятая неделя — память преподобной Марии Египетской, образца истинного покаяния, и преподобного святителя Филофея. Шестая седмица — седмица ваий, в пяток которой завершается Святая Четыредесятница; суббота — Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота).
  • Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, (двунадесятый праздник).

Далее начинается Страстная седмица.

Питание в Великий пост

В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
  • не разрешаются «скоромные» продукты (мясо и его субпродукты, животный жир, молочные продукты, яйца);
  • в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без елея (оливкового масла) один раз в день (в вечернее время);
  • во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);
  • по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время);
  • в Великую пятницу ничего есть не положено;
  • в Великую субботу многие верующие отказываются также от пищи до наступления Пасхи, Уставом же допускается вечером этого дня единократный приём сырой пищи с вином;
  • рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.
«мясоед»
«мясоед» рыба «мясоед» рыба «мясоед»
«мясоед»
«мясоед» ничего не едят хлеб, вода сырая
без елея
ничего не едят варёная без
елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
с елеем
сырая
без елея
варёная c
елеем, вино
варёная c
елеем, вино
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная
без елея
сырая
без елея
варёная с елеем,
вино, икра
рыба сырая без елея варёная c
елеем, вино
ничего не едят сырая
без елея, вино

В дни памяти самых почитаемых святых, если они выпали на Великий пост, разрешается также:

  • в понедельник, вторник и четверг — вкушать горячую пищу с растительным маслом;
  • в среду и пятницу — горячая пища без масла, но с вином.

Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста — соления и варения из овощей и фруктов, а также морковь, лук, капуста, свёкла, консервированный зелёный горошек и другие бобовые, яблоки, апельсины, сухофрукты и орехи. Существует множество различных блюд, которые можно приготовить, используя эти и другие продукты.

В римско-католической традиции

Великий пост в римском обряде начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие. До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста также были три подготовительные недели, первая из которых называлась Septuagesima, последующие, соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50). У историков нет единого мнения относительно происхождения этих наименований: Septuagesima отстоит от Пасхи на 63 дня, а не на 70, не совпадают наименования с количеством дней и у двух других недель. Возможно, в древности подготовительный период имел ещё одну дополнительную неделю, которая и дала название Septuagesima. Или же эти названия были просто подобраны по аналогии со словом Quadragesima.

В Средние века перед началом собственно поста, во вторник, было принято исповедоваться, чтобы, очистившись от грехов, вступить в постный период. В английском языке до сих пор сохранилось название этого дня «Shrove Tuesday», от англ. shrive, означающего «получать разрешение грехов в исповеди». В настоящее время такого обычая нет, однако, согласно канонам, каждый католик должен по меньшей мере раз в год, в течение великопостного или пасхального периодов, исповедаться и принять Святое Причастие.

Основные Евангельские чтения в великопостный период были следующими:

  • Пепельная среда — слова Христа о посте из Нагорной проповеди (Мф. 6:16-21)
  • Первое воскресенье поста (лат. Invocavit — воззовёт: от входного песнопения «Invocavit me, et ergo exaudiam eum» Пс.90:15) — Искушение Христа в пустыне (Мф. 4:1-11):
  • Второе воскресенье поста (Reminiscere) — Преображение Христа 1 (Мф. 17:1-9)
  • Третье воскресенье поста (Oculi) — Лк. 11:14-28
  • Четвёртое воскресенье поста (Laetare — от слов начального псалма «Радуйся, Иерусалим» Laetare Jerusalem — Пс.121:1) — Насыщение народа пятью хлебами (Ин. 6:1-15)
  • Пятое воскресенье (Judica — от слов начального псалма «Суди меня, Боже» — Judica me, Deus — Пс.42:1) — Ин. 8:46-59
  • Вербное воскресенье (Palmarum) — Вход в Иерусалим (Мф. 21:1-9) и Страсти Христовы (Мф. 26:1-75, Мф. 27:1-66)

После реформ подготовительный период был упразднён, и Великий пост (Quadragesima) теперь начинается непосредственно в Пепельную среду. Евангельские чтения во все воскресные и праздничные дни года, в том числе и в Великий пост, регулируются трёхлетним циклом. Чтения первых двух и последнего воскресений поста соответствуют друг другу и дореформенным чтениям (только переданы разными евангелистами), а чтения прочих недель характеризуют отдельные аспекты служения Христа:

  • Пепельная среда (все годы) — Слова из Нагорной проповеди о милостыне, молитве и посте (Мф. 6:1-6, -18)
  • Цикл A:
    • 1 воскресенье поста — Искушение Христа в пустыне (Мф. 4:1-11)
    • 2 воскресенье поста — Преображение Христа (Мф. 17:1-9)
    • 3 воскресенье поста — Беседа Христа с самарянкой (Ин. 4:5-42)
    • 4 воскресенье поста — Исцеление слепорождённого (Мф. 9:1-41)
    • 5 воскресенье поста — Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1-45)
    • Вербное (Страстное) воскресенье — Процессия: Мф. 21:1-11, Евангелие Страстей: Мф. 26:14-27:66 или Мф. 27:11-54.
  • Цикл Б:
    • 1 воскресенье поста — Искушение Христа и начало Его служения (Мк. 1:12-15)
    • 2 воскресенье поста — Преображение Христа (Мк. 9:2-10)
    • 3 воскресенье поста — Изгнание торгующих из храма (Ин. 2:13-25)
    • 4 воскресенье поста — Беседа с Никодимом, пророчество о грядущих Страстях (Ин. 3:14-21)
    • 5 воскресенье поста — Пророчество о Страстях (Ин. 12:20-33)
    • Вербное (Страстное) воскресенье — Процессия: Мк. 11:1-10 или Ин. 12:12-16, Евангелие Страстей: Мк. 14:1-15:47 или Мк. 15:1-39
  • Цикл В:
    • 1 воскресенье поста — Искушение Христа в пустыне (Лк. 4:1-13)
    • 2 воскресенье поста — Преображение Христа (Лк. 9:28-36)
    • 3 воскресенье поста — Притча о смоковнице (Лк. 13:1-9)
    • 4 воскресенье поста — Притча о блудном сыне (Лк. 15:1-3, (-32))
    • 5 воскресенье поста — Иисус, прощающий грешницу (Лк. 8:1-11)
    • Вербное (Страстное) воскресенье — Процессия: Лк. 19:28-40, Евангелие Страстей: Лк. 22:14-23:56 или Лк. 23:1-49

Из литургических особенностей следует отметить исключение из богослужения Аллилуйя на период всего поста и отмену Gloria на мессе (кроме праздников). Цвет литургических одежд в большую часть великопостного периода — фиолетовый, цвет, характеризующий обычно покаяние. Такие же, фиолетовые, или другие тёмные цвета используются и в убранстве самого храма. Цветы, украшающие обычно храм, также убираются. Орган разрешается использовать только для сопровождения песнопений, а не сам по себе, а после мессы Великого Четверга он вовсе замолкает до Пасхи.

Некоторый контраст с этим составляет 4 воскресенье поста, обычно называемое Laetare (то есть «Радуйся», по первым словам поёмого в начале мессы Introitus, Входного песнопения: «Laetare Ierusalem: et conventum facite omnes qui diligitis eam: gaudete cum laetitia qui in tristitia fuistis: ut exsultetis, et satiemini ab uberibus consolationis vestrae», Ис. 66:10-11), когда священнослужители облачаются в одежды розового цвета, разрешаются цветы и орган и т. п. Цель этого воскресенья — несколько приободрить верующих перед второй половиной поста и приближающейся Страстной неделей. В средние века, в четверг перед этой неделей (на двадцатый день четыредесятницы, считая без воскресений) был даже особый день (фр. mi-carême), в который допускалось существенное облегчение поста

Также есть обычай совершать во время Великого поста особые службы, не входящие в богослужебный цикл. Самая распространённая служба такого рода — это богослужение Крестного пути. В некоторых национальных общинах могут совершаться и другие службы, например, польские католики читают т. н. Gorzkie żale. Из числа покаянных практик можно отметить обычай (в настоящее время несколько подзабытый) читать (каждый день поста или только по пятницам) семь покаянных псалмов: псалмы 6, 31, 37, 50, 101, 129 и 142.

О пищевых ограничениях на Великий пост было достаточно подробно сказано выше, здесь стоит лишь отметить, что, поскольку обязательные ограничения затрагивают лишь несколько дней в течение поста, католики имеют возможность принимать на период поста собственные правила или обязательства, учитывающие их личные слабости или пристрастия. Например, это может быть отказ от какой-либо любимой пищи, кофе, алкоголя, или вовсе непищевые ограничения, такие, как отказ от телевидения, музыки и т. п., или же, напротив, усиление обычного молитвенного правила, более частое посещение богослужений и т. п. Пятницы, впрочем, остаются днями воздержания даже в тех странах, где в прочее время года оно не является обязательным. Пищевые правила поста имеют ограничения по возрасту, или по здоровью, о чём подробнее см. в статье Католический пост.

См. также

  • Пост в христианстве
  • Похороны поста в Польше

Примечания

  1. ↑ Пасхальный пост. Толковый Типикон. Проф. Михаил Скабалланович.
  2. ↑ Пасха и пост. Толковый Типикон. Проф. Михаил Скабалланович.
  3. ↑ Удлинение пасхального поста. Толковый Типикон. Проф. Михаил Скабалланович.
  4. ↑ Обычно связанный с «сухоядением» (греч. xerophagiæ), то есть когда вкушали только сухую пищу, хлеб, соль и овощи.
  5. ↑ Коленопреклонения в течение всего периода Пятидесятницы были запрещены канонами. Позднее, впрочем, как Запад, так и Восток в той или иной форме отошли от этой практики.
  6. ↑ Память, которая уместна именно в начале великого поста, а не в разгар полуязыческого праздника набивания желудка, каковым многие века являлась масленица.
  7. ↑ В стихирах на вечерне пятницы 6-й недели поста поётся «душеполезную совершив четыредесятницу».
  8. ↑ Большего числа трапез, чем две, Типикон не знает.
  9. ↑ Вопреки распространённому заблуждению, Типикон не запрещает в пост употребление вина. Оно даже, фактически, считается менее «скоромным», чем масло. При этом, однако, стоит иметь в виду, что вино имелось в виду сухое, сильно разбавленное, по обычаю того времени, водой, которое в палестинских монастырях, ввиду плохого качества тамошней воды, использовалось как обычный напиток, примерно, как у нас компот или чай.
  10. ↑ Что явилось, в своё время, поводом для серьёзных конфликтов с Восточной церковью, где был даже принят канон, отлучающий за пост в субботу.
  11. ↑ Впрочем, и у восточных авторов можно встретить подобные сравнения, например, об этом пишет преп. авва Дорофей.
  12. ↑ протопресвитер Александр Шмеман Великий пост.
  13. ↑ «Скоромные» продукты — животного происхождения: мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их кондитерские изделия (с добавлением молока, яиц или животных жиров)
  14. ↑ Типикон
  15. ↑ В России службы, соединённые с чтением покаянного канона, раньше называли ефимо́нами от искажённого греческого С нами Бог.
  16. ↑ Каша из цельных пшеничных зёрен, или гороха, или риса с добавлением мёда, изюма или ягод.
  17. ↑ Типикон, гл. 32 «О велицей четыредесятнице» и «Начало святаго и великаго поста», гл. 49
  18. ↑ В Типиконе есть только две трапезы: днём после литургии и после вечерней службы.
  19. ↑ Типикон, гл. 49, Великая суббота, 2-е «зри»: И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба: якоже бы просфиры на то уготовлены, в пол литры хлебы, умерены равны, и по 6 смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина.
  20. ↑ «Мясоед»: разрешается есть всё, даже «скоромную» пищу.
  21. ↑ Пост «с ядением рыбы»: растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами.
  22. ↑ Неделя сыропустная
  23. ↑ Пост с «сухоядением»: холодная неварёная растительная пища без елея, неподогретое питьё.
  24. ↑ Пост с «с ядением варения»: горячая растительная пища без елея.
  25. ↑ Устав позволяет желающим в пятницу первой седмицы ограничиться сухоядением: «произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду»
  26. ↑ Пост «с ядением варения с елеем»: горячая растительная пища с растительным маслом.
  27. ↑ Торжество православия
  28. ↑ разрешается масло «труда ради бденнаго» (так как читался канон преп. Андрея Критского
  29. ↑ Лазарева суббота.
  30. ↑ Неделя ваий.
  31. ↑ Страстная пятница.
  32. ↑ Хотя Католическая Церковь, как и Православная, отмечает праздник Преображения 6 августа, данное чтение отражает более древнюю традицию отмечать Преображение во время Великого поста, то есть незадолго до Страстей Христовых, когда оно, в соответствии с Библией, и произошло.
  33. ↑ Интересно отметить, что у православных четвёртая, Крестопоклонная неделя поста служит той же цели, однако пост на этой неделе не ослабляется, а скорее наоборот.

Ссылки

Православие

  • Великая четыредесятница // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Инфографика Великого поста.
  • Все о Великом посте Энциклопедия Великого поста: статьи, календарь, рецепты, проповеди.
  • Библиотека Великого поста на сайте Татьянин День.
  • О богослужении приготовительных дней к великому посту
  • О богослужений святой четыредесятницы
  • Великий пост на сайте Казанской епархии.
  • И. Никодимов. Страницы истории Лавры до, во время и после Великого Поста
  • Великий пост на сайте Православный пост.
  • Великий пост: телесный и духовный
  • Статьи о Великом посте на сайте Азбука веры
  • Валентин (Амфитеатров). Великий Пост — Духовные поучения
  • Альвиан Тхелидзе. О подготовительных неделях // Официальный сайт Волгоградской епархии

Главная –> Церковные Православные праздники –> Великий пост или Святая Четыредесятница

Великий Пост – установленный церковью семинедельный период строгого воздержания, покаяния и молитвы, время духовного совершенствования. Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего.

Великий Пост или Святая Четыредесятница — самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).
Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему.
Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери…”
Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне”, среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.
На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “Прощеным воскресеньем”.

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.
По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.
Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность Великопостного Богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.
Неделя вторая Великого поста чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.
Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.
Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.
Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.
Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
“Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.”
Три субботы – второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы. Так же, как и в субботу мясопустную, в эти дни совершаются усиленные молитвы и служатся панихиды за уже умерших родственников и знакомых, и не знакомых тоже – тех, за кого некому молиться.

По сложившейся традиции Великим постом проводятся Соборования, расписание которых в каждом храме составляется отдельно.

Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступают Великие дни, или Страстная седмица (Седьмая последняя неделя Великого поста).

В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял. Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына. Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.
Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 40).
В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и раздавая учениками, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще “Чистым” – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.
В Великий Четверток вечером в храме совершается “Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа”. Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.
В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.
В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон “О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы”. Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)
Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.
На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.
После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: “разрешение на вся”. Но вступать в супружеские отношения в эти дни, согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные удовольствия не перебивали духовную радость.
В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.
Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

« назад :: далее »

Сегодня православный церковный праздник:

Иверской иконы Божией Матери. Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского. Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского…Завтра праздник:

Преподобного Мартиниана Афинского. Преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого…Ожидаются праздники:27.02.2019 – Преподобного Авксентия. Равноапостольного Кирилла Философа, учителя Славянского. Преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах…

28.02.2019 – Апостола от 70-ти Онисима…
01.03.2019 – Мучеников Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеримии, Исаии…

Православные праздники:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

Другие популярные православные праздники:

Все православные праздники …

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here