Церковный календарь 1 октября

Для наших читателей: церковный календарь 1 октября с подробным описанием из различных источников.

Воскресенье
Старый стиль
18 сентября
Воскресенье Новый стиль
1 октября

Поста нет. Глас 8-й

Прп. Евме́ния, епископа Гортинского (VII); прп. Евфроси́нии, в миру Феоду́лии, Суздальской (прославление 1698); прп. Иларио́на Оптинского (1873).

Мц. Ариа́дны Промисской (Фригийской) (II); мцц. Софи́и и Ирины Египетских (III); мч. Ка́стора; мчч. Бидзи́ны, Ша́лвы и Элизба́ра, князей Ксанских (1660) (Груз.); Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской.

Сщмчч. Алекси́я Кузнецова и Петра Дьяконова, пресвитеров (1918); сщмчч. Амфило́хия (Скворцова), епископа Красноярского, Иоа́нна Васильева, Бори́са Боголепова, Михаила Скобелева, Влади́мира Чекалова, Вениами́на Благонадеждина, Константина Твердислова, пресвитеров и мч. Се́ргия Ведерникова (1937).

Икон Божией Матери: Старорусская (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.); Целительница; Молченская (1405).

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Преподобному Евмению, епископу Гортинскому

Тропарь преподобному Евмению, епископу Гортинскому, глас 7

Поще́нием житие́ твое́ укра́сил еси́,/ ни́щия возлюби́в,/ и те́м разда́л еси́ все́ име́ние твое́,/ в доброде́телех возсия́л еси́, я́ко со́лнце,/ пла́чущия утеша́я и скорбя́щия веселя́,/ и на́м испроси́, мо́лимся,/ моли́твами твои́ми, Евме́ние о́тче,// от Христа́ грехо́в проще́ние.

Перевод: Пощением жизнь свою украсил ты, нищих возлюбив, и потому раздал ты все имущество свое, добродетелями просияв, как солнце, плачущих утешая и скорбящих радуя. И нам испроси у Христа, молимся, по молитвам твоим, отче Евмений, грехов прощение.

Кондак преподобному Евмению, епископу Гортинскому, глас 2

Све́том Боже́ственным просвети́вся, всеблаже́нне,/ просвеща́еши ны,/ любо́вию пою́щия твое́ честно́е и сла́вное/ и свято́е, о́тче, преставле́ние,/ иера́рше Евме́ние,// моля́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Светом Божественным просветившись, всеблаженный, просвещаешь нас, с любовью воспевающих твое почитаемое и прославляемое и святое, отче, преставление, иерарх Евмений, моля непрестанно обо всех нас.

показать все Преподобной Евфросинии Суздальской

Тропарь преподобной Евфросинии Суздальской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Евфроси́ние, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Евфросиния, дух твой.

Ин тропарь преподобной Евфросинии Суздальской, глас 4

Свята́я твоя па́мять/ Су́ждальскую страну́ весели́т,/ ве́рныя же вся созыва́ет во всечестны́й храм твой,/ иде́же ны́не соверша́ется всесла́вная па́мять твоя́,/ Евфроси́ние преподо́бная,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Святая твоя память Суздальский край радует, верующих же всех созывает в почитаемый храм твой, где сегодня празднуется прославляемая всеми память твоя, Евфросиния преподобная, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобной Евфросинии Суздальской, глас 2

Де́вства чи́стый сосу́д/ еле́ем моли́твы и любве́ испо́лнивши,/ неугаси́мый свети́льник в се́рдце свое́м возжгла́ еси́, преподо́бная,/ с ни́мже бо́дренно в сре́тение Небе́снаго Жениха́ изше́дши,/ в черто́г Того́ пресве́тлый прия́та была́ еси́,/ иде́же ны́не водворя́ющися с ли́ки А́нгелов и святы́х,/ моли́ся, мо́лимся, Христу́ Бо́гу,// ча́сти дев юро́дивых изба́вится нам.

Перевод: Девства чистый сосуд наполнив елеем молитвы и любви, ты зажгла в сердце своем неугасимый светильник, преподобная, с ним же, бодрствуя, вышла навстречу Небесному Жениху, в чертог Его пресветлый была принята, где сейчас пребываешь вместе с ангелами и святыми, молись, молимся, Христу Богу, от участи дев неразумных избавиться нам (Мф.25:1-13).

Ин кондак преподобной Евфросинии Суздальской, глас 6

Женише́ мой Сладча́йший,/ Христу́ взыва́ше прекра́сная Евфроси́ния,/ и́бо сла́дость любве́ Твоея́ ду́шу ми наде́жею впери́/ и красота́ ми́лости Твоея́ се́рдце ми услади́,/ сопотруди́тися страда́нии по Тебе́,/ иму́щи на Тя наде́жду,/ да досто́йну мя черто́га с му́дрыми де́вами/ и ликовствова́ти у Тебе́ причти́мся./ Те́мже, преподо́бная,/ почита́юще по́двиг трудо́в твои́х, мо́лим тя́:// моли́ не зазри́тися и нам черто́гу две́ри.

Перевод: «Жених мой Сладчайший, – ко Христу взывала прекрасная Евфросиния, – ибо сладость любви Твоей душу мою окрыляет надеждой и красота милости Твоей сердце мое услаждает, потрудиться страдальческим подвигом во имя Твое, имея на Тебя надежду, чтобы Ты причислил меня вместе с мудрыми девами достойной радости в Твоем чертоге» (Мф.25:1-13). Потому, преподобная, почитая подвиг трудов твоих, молим тебя: моли чтобы и для нас не закрылись двери чертога.

Ин кондак преподобной Евфросинии Суздальской, глас 8

Де́вства чистото́ю возжегла́ еси́ свещу́ своего́ ра́зума/ и просвети́ла еси́ душе́вную чистоту́,/ поще́нием же и бде́нием плоть порабо́тила еси́ ду́ху,/ те́мже, преподо́бная Евфроси́ние,/ почита́юще по́двиги трудо́в твои́х, мо́лимся,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Девства чистотой ты зажгла светильник своего разума и озарилась душевной чистотой, пощением же и бдением поработила плоть духу, потому, преподобная Евфросиния, почитая подвиги трудов твоих, молимся, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Молитва преподобной Евфросинии Суздальской

О, пресла́вная ма́ти, ско́рая на́ша помо́щнице и засту́пнице и неусы́пная о нас моли́твеннице! Предстоя́ще ико́не твое́й и на сию́ со умиле́нием, я́ко живе́й ти су́щей, взира́юще, мо́лимся тебе́ усе́рдно: приими́ проше́ния на́ша и принеси́ я́ ко Престо́лу Милосе́рдаго Отца́ Небе́снаго, я́ко дерзнове́ние мно́гое к Нему́ иму́щая. Испроси́ притека́ющим к тебе́ и всем правосла́вным христиа́ном ве́чное спасе́ние и вре́менное благоде́нствие, на вся же блага́я дела́ и начина́ния на́ша ще́дрое благослове́ние и от вся́ких бед и скорбе́й ско́рое избавле́ние. Ей, чадолюби́вая ма́ти на́ша! Тебе́, предстоя́щей Престо́лу Бо́жию, ве́домы суть ну́жды на́ша духо́вныя и жите́йския: при́зри на ня ма́терним о́ком и твои́ми моли́твами вся зла́я от нас отврати́, па́че же злых и богопроти́вных обы́чаев умноже́ние. Утверди́ же во всех ве́ры согла́сное ве́дение, взаи́мную любо́вь и единомы́слие, да во всем житии́ на́шем, словесы́ же и писа́нии и де́лы, сла́вится всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго Бо́га, в Тро́ице покланя́емаго, Ему́же честь и сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 4

Я́ко Пресве́тлая Звездо́, просия́ Боже́ственными чудесы́ святы́й Твой о́браз, Цели́тельнице. Пода́ждь у́бо и нам, Богоро́дице Мари́е, исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Перевод: Как преяркая Звезда, просиял Божественными чудесами святой Твой образ, Целительница. Подай и нам, Богородица Мария, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 1

Любо́вию, Чи́стая Де́во,Твою́ святу́ю ико́ну почита́ющим,/ и Бо́жию Тя и́стинную Ма́теpь пpославля́ющим,/ и ве́pно поклоня́ющимтися/ Цели́тельница яви́ся,/ вся́кое зло и боле́зни от сих удаля́ющая,// я́ко Всемогу́щая.

Перевод: С любовью, Чистая Дева, Твою святую икону почитающим, и как истинную Матерь Божию Тебя прославляющим, и с верой поклоняющимся Тебе, стань Целительницей, всякое зло и болезни от них удаляющей, как Всемогущая.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница»

О, Пресвята́я Госпоже́ Цари́це Богоро́дице, вы́сшая все́х небе́сных си́л и святе́йшая все́х святы́х! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред всечестны́м и цельбоно́сным о́бразом Твои́м, воспомина́юще ди́вное явле́ние Твое́ боля́щему кли́рику Вике́нтию, и усе́рдно мо́лим Тя́, всеси́льную ро́да на́шего засту́пницу и помо́щницу: я́коже дре́вле подала́ исцеле́ние тому́ кли́рику, та́ко и ны́не исцели́ на́ша ду́ши и телеса́, боле́знующия ра́нами грехо́в и страсте́й многоразли́чных, изба́ви на́с от вся́ких напа́стей, бе́д, скорбе́й и ве́чнаго осужде́ния, сохрани́ от душепа́губных уче́ний и безве́рия, от льсти́вых и на́глых нападе́ний неви́димых враго́в, пода́ждь на́м христиа́нскую кончи́ну, безболе́зненну, ми́рну, непосты́дну, Святы́х Та́ин прича́стну и сподо́би на́с на нелицеприя́тнем суди́щи Христо́ве ста́ти одесну́ю Всепра́веднаго Судии́ и блаже́нный гла́с Его́ услы́шати: «Прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра». Ами́нь.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Молченской»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Молченской»

Дне́сь све́тло красу́ется сла́вный гра́д Москва́ и в Пути́вле ликова́ние ве́лие, я́ко честву́ют, Богома́ти, ди́вную ико́ну Твою́, ме́дом благода́ти все́х напоя́ющую.

Перевод: Сегодня светло радуется славный город Москва и в Путивле торжество великое, так как они чествуют, Богоматерь, удивительную икону Твою, дающую всем утолить духовную жажду медом благодати.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Молченской»

Притеце́м, лю́дие, к Влады́чице на́шей Де́ве Богоро́дице, ико́ну бо Свою́ Молче́нскую на́м дарова́, то́ки исцеле́ний источа́ющую, вся́кую по́мощь в душе́вных и теле́сных неду́зех подаю́щую и к жи́зни ве́чной приводя́щую.

Перевод: Прибегнем, люди, к Владычице нашей Деве Богородице, поскольку Она даровала нам Свою икону Молченскую, источающую потоки исцелений, подающую всякую помощь в душевных и телесных болезнях и приводящую к вечной жизни.

Мысли свт. Феофана Затворника

(Евр.:14–:6; Мк.:34–:1)

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.:34).

За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом. 

Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. 

Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!

Притча дня

У одного врача спросили:

— Есть ли у вас лекарство от греха?

— Есть, — ответил врач, — вот его рецепт: «Нарой корней послушания, собери цветов душевной чистоты, нарви листьев терпения, собери плодов нелицемерия, не упивайся вином прелюбодеяния. Все это иссуши постом воздержания, положи в кастрюлю добрых дел, добавь воды слез покаяния, посоли солью братолюбия, добавь щедрот милостыни, во все это положи порошок смирения и коленопреклонения. Принимай по три ложки в день страха Божия, одевайся в одежды праведности и не входи в пустословие, а то простудишься и заболеешь грехом опять».

(Составила в 20-е годы XX века монахиня Шамординского монастыря)

Проповедь дня

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Препод. Евмений, епископ Гортинский.

Св. Евмений, память коего совершается ныне, был епископом г. Гортины, на острове Крите, и жил в VII веке. Он имел очень доброе сердце, горячо отзывался на все несчастия ближних и еще в молодых летах роздал все свое имение бедным; кроме сего он был очень миролюбив, не терпел вражды. За свою строгую и благочестивую жизнь, полную дел милосердия, духовнаго и телеснаго, он возведен был во епископа гортинскаго…►

показать все Перейти в раздел «Проповеди»

Книги, статьи, стихи

Юрий Рубан.  Неделя 17 по Пятидесятнице, по Воздвижении.

Однако узнав, что никакой человек не получает оправдание делами Закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами Закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. – Но если мы, ищущие оправдания во Христе, оказались и сами грешниками, то неужели Христос – служитель греха? – Немыслимо! Ведь если я вновь отстраиваю то, что разрушил, то сам себя и выставляю преступником. – Ибо Закон привёл меня к смерти для Закона, чтобы я жил для Бога. Я распят со Христом, и живу уже не я, но живёт во мне Христос…►

  • церковный календарь 1 октября

Оптина пустынь. Фото: www.globallookpress.com

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

1 октября (18 сентября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении (семнадцатый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, и вместе с тем следующий после праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 20 известных поименно угодников Божиих и одной чтимой святыни. Далее коротко расскажем о них.

***

Преподобный Евмений, епископ Гортинский. Кипрский святой VII столетия от Рождества Христова, несмотря на высокий сан, проявивший себя особыми монашескими добродетелями – кротостью, нестяжательством, большой любовью к своей пастве, которой всегда старался помочь в их нуждах, особенно опекая сирот.

С юных лет будущий владыка решил посвятить себя Христу и Его Церкви, а когда вырос, раздал все имущество неимущим и принял монашеский постриг. Когда на Кипре распространилась монофелитская ересь, епископ Евмений ревностно боролся за чистоту Православия, за что был сослан в Фиваиду, где и скончался. Но позднее православные критяне обрели его святые мощи и погребли их в Гортине, где преподобный совершал свое святительское служение.

***

Прославление преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии. Эта русская святая XIII века от Рождества Христова была официально прославлена в лике святых только в 1698 году, однако ее народное почитание проявлялось намного раньше.

Дочь святого благоверного князя Михаила Черниговского, княжна Феодулия родилась в 1212 году от Рождества Христова. С детских лет она воспитывалась в глубокой вере и благочестии. Большое влияние на юную княжну оказывал боярин Феодор, близкий друг ее отца, впоследствии разделивший вместе с князем Михаилом его мученический подвиг.

После внезапной кончины жениха, князя Феодора Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского, юная княжна, прибывшая из родного Чернигова в Северо-Восточную Русь, приняла постриг в Суздальском Покровском монастыре. Со временем она стала его игуменьей. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали далеко за пределами Суздаля. Множество народа посещало Покровскую обитель, чтобы услышать поучения о любви, молитве, послушании, смирении и других христианских добродетелях.

После блаженной кончины преподобной ее почитание распространилось по всей Руси. К мощам святой Евфросинии стали прибегать многие тысячи верующих. В советское время эта великая святыня оказалась в музее. Но и в 1990-е ее не удалось вернуть Церкви. Мощи попали в секту псевдоправославного толка – так называемую Российскую автономную церковь. Только весной 2015 года святыня была, наконец, изъята у сектантов и передана православному Ризоположенскому монастырю, где в 1250 году упокоилась преподобная Евфросиния.

***

Преподобный Иларион Оптинский. Один из числа старцев легендарной Оптиной пустыни, великих духовных наставников XIX – начала XX столетий, чью память особенно чтят в Русской Православной Церкви.

Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в 1805 году в семье благочестивого портного (что удивительно, Никита Пономарев в конце своей земной жизни, как и сын, принял монашество в Оптиной пустыни с именем Нифонт). С юных лет будущий старец стремился к монашеству, но изучил и портновское мастерство.

Уже сложившимся человеком в 1839 году Родион Пономарев был принят в число братии Оптиной пустыни, став учеником и духовным чадом старцев Макария и Леонида Оптинских. Вскоре отец Иларион стал келейником первого и в этом послушании пробыл около 20 лет вплоть до блаженной кончины старца Макария.

С 1863 года на старца Илариона было возложено одно из самых главных послушаний Оптиной пустыни. Он стал начальником скита и общим духовником всего монастыря, проявив себя мудрым пастырем и преемником традиций первых Оптинских старцев. Преподобный Иларион отошел ко Господу в 1873 году, будучи перед блаженной кончиной постриженным в великую схиму.

***

Мученица Ариадна Промисская (Фригийская). Святая страдалица, проявившая верность Христу и Его Церкви, отказавшись участвовать в жертвоприношении. За это мученица была подвергнута жесточайшим пыткам и казни. Точную дату мученической кончины святой Ариадны указать невозможно, но это было в период правления императора-язычника Адриана, царствовавшего в Римской империи в 117-161 годах от Рождества Христова.

***

Мученицы София и Ирина Египетские. Святые страдалицы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы, будучи усеченными мечом за исповедание христианской веры при императоре-язычнике Аврелиане около 270-272 годов от Рождества Христова.

***

Мученики Бидзин, Шалва и Элизбар, князья Ксанские. Святые Грузинской Православной Церкви, святые князья, освободившие от персидских захватчиков земли Кахетии. Однако в 1660-х они были выданы персам предавшим православную веру грузинским царем Вахтангом V и после долгих истязаний казнены за отказ предать Святое Православие.

***

Мученик Кастор. Святой, о котором известно только то, что в этот день он принял мученический венец за верность Христу и Его Церкви.

***

Священномученики Алексий Кузнецов и Петр Дьяконов, пресвитеры (1918), священномученики Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский, Иоанн Васильев, Борис Боголепов, Михаил Скобелев, Владимир Чекалов, Вениамин Благонадеждин, Константин Твердислов, пресвитеры, и мученик Сергий Ведерников (1937). Православные священнослужители в том числе в архиерейском сане и мирянин, принявшие мученические венцы в этот день в разные года эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Молченская (1405), именуемая “Целительница” (XVIII), и Старорусская иконы Божией Матери. Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, явленные в разные года и в разных землях, празднование которым совершается в один сегодняшний день.

***

Поздравляем всех православных христиан с днем этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: “Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!”

Оставьте email и получайте интересные статьи на почту

*

церковный календарь 1 октября

Православный календарь на 1 октября 2017

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Наступило 1 октября и, дорогие братья и сестры, подготовили для Вас 11-й выпуск ежедневного православного мультимедийного календаря, который содержит публикации следующих рубрик:

• Поучительная притча о том, почему работника платят по-разному
• Церковный календарь на 1 октября.
 Фотография дня – купола православных храмов
• Душевная песня иерея Георгия Галахова под названием «Храм у дороги».
• Вопрос священнику: Что можно есть в день после причастия?
• Загадка-разминка. Логические загадки с подвохом для взрослых и детей!

Почему работникам платят по-разному

«Один работник зашел к барину и говорит:

— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

— Правда, барин. Вроде сено.

— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?

— Не знаю.

— Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит.

— Барин! Точно, с Семеновских.

— А не знаешь, сено первого или второго укоса?

— Не знаю.

— Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.

— Барин! Первого укоса!

— А не знаешь, по чем?

— Не знаю.

— Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:

— Барин! По пять рублей.

— А дешевле не отдают?

— Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:

— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?!»

По материалам передачи “Церковный календарь” православного телеканала “Союз”.
Беседу проводит диакон Михаил Кудрявцев

октября Святая Церковь торжественно празднует память: мц. Ариадны Промисской (Фригийской) II века. Мцц. III века Софии и Ирины Египетских. Прп. Илариона Оптинского, подвижника XIX века.

Также почитается молитвенная память святых ХХ века: Алексия Кузнецова и Петра Дьяконова, пресвитеров; сщмчч. Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова, пресвитеров, и мч. Сергия Ведерникова.

Прославляются иконы Божией Матери: Старорусская, «Целительница» и Молченская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы молитвенно обращаемся к преподобному Илариону Оптинскому. Будущий подвижник Родион Никитич Пономарев родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты Филимоновича и Евфимии Никифоровны Пономаревых. Все детство и юность его прошли в родительском доме в Новохоперском уезде Воронежской губернии.

Мальчик с детства был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом еще и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона с семилетнего возраста предрекала отроку монашество. Он еще с детства чувствовал в себе стремление стать иноком и думал, что портновское ремесло пригодится ему в монашеской жизни.

В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал со своим семейством в город Саратов, где провел девять лет. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Православной Церкви и отечески следил за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели. Родион Никитич обучил своих рабочих церковному пению и чтению, празднословие и непристойные шутки во время работы всячески воспрещались. Сам Родион был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.

В Саратове под покровительством епископа Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту православия. Постепенно, с духовной зрелостью приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу. Еще не зная, какую выбрать обитель, Родион Пономарев часть 1837-го и весь 1838 год проводит в поездках по монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, – старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.

В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с кельей бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники. 13 августа 1849 года Родион Пономарев был пострижен в мантию и стал иноком Иларионом, оставаясь келейником старца до самого дня блаженной кончины святого Макария в 1860 году.

Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нес как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пек хлебы, занимался на пасеке уходом за пчелами. В 1853 году отца Илариона рукоположили в иеродиакона.

На закате своей земной жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона, ставшего весной 1857 года иеромонахом, продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих чад, чем подчеркнул преуспеяние во внутреннем делании своего келейника. Приняв это послушание, святой Иларион нес его до последнего дня своей жизни.

С 8 апреля 1863 года на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Подвижник был истинным добрым пастырем: во всякое время, даже в последние дни своей тяжелой предсмертной болезни, он заботился о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь в их духовных и житейских нуждах. Занимаясь с братией, старец в то же время не отказывал никому из приезжающих. Горя любовью к святой православной вере, святой Иларион каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к Матери Церкви.

Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю – иногда старцу приходилось терпеть хулу и клевету. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением к людским немощам.

В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но, несмотря на это, он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец окончательно слег, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион.

За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. 18 сентября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.

Преподобне отче Иларионе, моли Бога о нас!

Что можно есть в день после причастия?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров)

— Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).

Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».

Дорогие братья и сестры, сегодня у нас с Вами Воскресный день, а значит данную рубрику мы посвятим церковной теме — куполам православных храмов!

Сегодня, в рубрике душевная песня, мы представляем песню иерея Георгия Галахова под названием «Храм у дороги».

..

Дорогие друзья, пришло время разгадать несколько загадок, и начнем с самой простой:

1. Сырым не едят, вареным выбрасывают. Что это?

Ответ → Лавровый лист 

2. Где на Земле дует всегда южный ветер?

Ответ → На Северном полюсе 

3. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?

Ответ → В шахматах 

Дорогие братья и сестры, 11-й выпуск православного ежедневного мультимедийного календаря подошел к концу. Желаем Вам душевного мира, радости и Ангела Хранителя!

церковный календарь 1 октября

←Православный календарь на 30 сентября 2017

церковный календарь 1 октября

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Церковный календарь. 1 октября (18 сентября ст. стиль)

Сегодня прославляется память: мц. Ариадны Фригийской (II); мч. Кастора; мцц. Софии и Ирины Египетских (III); прп. Евмения Гортинского, епископа VII века; прп. Евфросинии Суздальской, подвижницы XIII века;  мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (XVII); прп. подвижника XIX века Илариона Оптинского,

Сщмчч. XX века епископа Красноярского Амфилохия (Скворцова), пресвитеров Алексия Кузнецова, Петра Дьяконова, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова, мч. Сергия Ведёрникова.

Прославление икон Божией Матери: Старорусская; Целительница; Молченская.

Именинников поздравляем с днем ангела.

Дорогие братья и сестры, обратимся сегодня к жизнеописанию священномученика Бориса. Родился Борис Иванович Боголепов 18 июня 1889 года в городе Москве. Окончил Московскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. С июля 1936 года он служил в Троицком храме села Коробино Тверской области. Имел большую семью: четырех дочерей и сына. Арестован отец Борис был в 1937 году, и суть произошедшего лучше всего передает допрос от 8-го сентября.

— Расскажите, когда, за что и сколько раз вы судились, — спросил следователь.

— Первый раз я был судим в 1937 году, в январе месяце за невыполнение мясопоставок и финплатежей, за что присужден к одному году и шести месяцам лишения свободы. Срок не отбывал, а обжаловал кассацией и до сего времени ответа не имею. Второй раз судим также в 1937 году, месяца не упомню, за крещение новорожденных и похороны без справок загса, за что приговорен к шести месяцам ИТР, что также мной обжаловано в кассационную коллегию, но ответа не имею. Срок также не отбывал, хотя имел вызов Погорельским Бюро… Все это дело я обжаловал областному прокурору.

— Вы отлично знали советские законы, почему допускали до суда невыполнение их, почему вы сознательно это допускали?

– До перемещения меня в Коробинский сельсовет я не платил мясопоставок и финплатежей в силу отсутствия средств.

— Следствию известно, что вы сознательно не выполняли распоряжений местных властей, стараясь опорочить их, говоря, что «ваша советская агитация болтовня» и прочее.

— Я действовал в соответствии с законом о свободе совести; если меня приглашали на квартиры и в населенные пункты для религиозных обрядов, я шел … и указания райисполкома по данному вопросу считал противоречащими конституции. Да, я говорил, что безбожие идет против религии и агитация против религии является «болтовней» для человека религиозно настроенного.

27 сентября Тройка НКВД приговорила о. Бориса к расстрелу. Священник Борис Боголепов был расстрелян через несколько дней, 1 октября 1937 года.

Хочется обратить внимание на юридическую подкованность отца Бориса. Чаще всего в житиях новомучеников мы встречаем то, что священников арестовывают с первого же доноса, без всяких проволочек, но в этом случае все идет иначе. Конечно, отцу Борису не удалось справиться с жестоким механизмом «мясорубки» 1937 года, но он смог ему хотя бы противостоять. Лишь на третий раз советская власть смогла лишить четырех дочерей и сына их родителя.

Отец Борис знал советские законы, и даже беспредел гонителей не мог просто так справиться со священником, пользующимся оружием права. Батюшка апеллировал к конституции, к кассационной коллегии, областному прокурору, к закону о свободе совести. И это приносило результат.

Братья и сестры, как часто мы не можем отстоять своей христианской позиции просто потому, что не знаем законов и куда обратиться. Часто наши христианские права ущемляются в совершенно бытовом плане. Например, многие даже не знают, как справиться с нестерпимой музыкой, разносящейся в 11 часов ночи и мешающей помолиться. Или как справиться с бессовестными работниками, не выполняющими свои обязанности и пользующимися нашим христианским смирением. Смирение смирением, а закон законом. Каждый из нас должен хорошенько знать Гражданский кодекс, закон «О защите прав потребителей». Все наши навыки отстаивать свои права могут пригодиться в самых разных обстоятельствах.

Вот и священномученику Борису эти навыки пригодились в противостоянии самой страшной безбожной советской власти. Еще в первые века сформировалось целое служение образованных христиан-апологетов, тех, кто защищал наше православное вероучение перед языческими императорами–гонителями. Ведь даже в первые века уничтожение христиан маскировалось нарушением римского законодательства, в частности нелояльностью императору, которая проявлялась в отказе принесения жертвы перед его изваяниями.

Дорогие друзья, надо знать законы родного государства, чтобы в нужный момент суметь послужить своим ближним, Святой Церкви и защититься от зложелателей и нападок врагов Церкви.

Священномучениче Борисе, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here