Блаженны изгнанные за правду

Для наших читателей: блаженны изгнанные за правду с подробным описанием из различных источников.

Как и у всех религий, у христианства есть своё начало и свои традиции. Традиционность религии ни в коей степени не является её основанием. Основа религии, как, впрочем, и любой идеологии — всегда учение, а не более или менее длительное время существования на какой-либо территории.

Во-первых, необходимо принять за аксиому, что любая религия в своём виде, который мы можем наблюдать сегодня, живя в достаточно большом отдалении от её основания, истинной не является, а претерпевает порой значительные изменения. Даже такие изменения, что воскресни их первоначальные приверженцы, они не признали бы эту религию своей. Настолько человек склонен портить всё, к чему только не прикоснётся в своём неуёмном желании приделать любую вещь к хозяйству, чтобы она не болталась зазря.

Самой традиционной религией, как нам говорит история, во все века и на любом месте было язычество, и оно никуда не делось, поскольку является частью природы человека. Языческие боги суровы, строги, воинственны и мстительны, что всегда считалось необходимым для защиты рода от внешних врагов. Со временем врагов стало меньше, но языческое мышление никуда не делось и до сих пор проявляет себя в отсталых странах.

Когда христианство стало распространяться по земле, то самую большую ненависть оно вызывало у язычников, которые и составляли в то время Римскую империю. Победить христианство репрессиями и запретами не удавалось, пока император Константин не увидел в нём замечательную основу для объединения империи не только силой, но и верой, конечно, подправленной для политических нужд. Таким христианство сегодня и остаётся — неразрывно связанным с государством. Между тем нет ничего более отличного друг от друга, чем эти два понятия, если понимать под христианством учение Иисуса Христа и более ничего другого.

Увы, все идеологии в мире претерпевают изменения. Ничего не стоит на месте, кроме Бога. Только Бог всегда один и тот же. Он не меняется, и именно в этом для многих заключается Его привлекательность. Таким образом, и христианство как учение меняться не может.

Называющие себя христианами могут меняться, и меняются в довольно широком диапазоне. Вопрос, зачем им это нужно — именоваться христианами, не будучи ими, — думается мне, вполне прозрачен. В первую очередь, конечно, дань традиции. Традиции вообще играют с людьми дурную шутку, лишая трезвого взгляда на жизнь. Во-вторых, это социальный комфорт, и не только социальный — для многих и вполне себе материальный и политический.

Ученики всегда должны соответствовать своему учителю. В противном случае они просто лжецы и приспособленцы, а никакие не христиане.

Вот мы и попробуем понять, а кто же такой христианин?

Чем он выделяется среди других людей? Ростом? Весом? Красотою лица? Может быть, он имеет особый запах или приятный голос? Не ясно. Как нам отделить его от мимикрирующих под настоящих христиан персонажей?

Некоторые люди одеваются особо и так по улице ходят, чтобы все подумали, что они христиане. Являются ли они христианами на самом деле, неизвестно. Любой прощелыга в наше время может напялить на себя какое ему придёт в голову платье, и красоваться в нём хоть до посинения. Для усиления впечатления бывает, что и цепь с крестом вешают на шею, чтобы уж точно никто не сомневался. Некоторые люди вообще склонны к демонстративности. Мне видится в этом нечто незрелое, женственное и инфантильное. Одни татуировками разрисовываются, другие вставляют в уши и другие части тела множество металлических изделий, иные украшают одежду стразами и цепями. Но оставим их всех в покое, нам важнее понять, кто такой христианин.

Общим местом является убеждение, что это тот, кто покрестился в церкви и носит на груди амулет в виде распятия. Между тем существует официальное определение христианина, как ученика Христа Иисуса, пришедшего во плоти, распятого, умершего и погребённого, сошедшего в ад, воскресшего в третий день из мёртвых, вознесшегося на Небеса и сидящего одесную Бога, всемогущего Отца. Откуда Христос придёт судить живых и мёртвых.

Раз христианин ученик, то должен быть подобен учителю хотя бы в том, чему учитель учил, если не в его делах. И то, надо сказать, не мало.

Куда можно приспособить христианина? К какому делу приставить, чтобы он обрёл себя в профессии и оказался полезен обществу? Первейшее полезное его качество — это честность. Такие люди везде нужны, в любом деле без кристальной честности никак. Глаза разбегаются от широчайших возможностей его применения. Соблюдая заповедь «не кради», он может даже страной управлять. Вот какой полезный человек христианин. А мужа и отца лучше, чем исполняющего заповедь «не прелюбодействуй», не найти. А если пойти дальше, то «не лжесвидетельствуй», «почитай отца и мать», «не убий», «не пожелай имущества ближнего твоего». Просто голова кружится от перспектив такого учения. И это ещё только начало, пойдём дальше:

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  • Нет, всё, больше не надо, не могу этого читать, довольно.

Это просто кладезь всяческих добродетелей, а не человек получается.

Таким был Христос, и такими он хочет видеть своих учеников. Хорошо бы христиан использовать, к примеру, в политике для оздоровления международного климата, но, исходя из христианского учения, христианину в политике делать нечего, он для политики нуль, ничто. Христианина можно уподобить нейтрино, свободно пролетающему сквозь землю, никак не реагируя на все её атомы и молекулы. Уплатив подати (так раньше называли налоги), он, увы, более ничем не способен помочь государству, кроме как своим примером любви к Богу, честному труду, ближнему, истине, свету, сердечной чистоте. Всё. Заповеди блаженств и декалог — это всё его достояние до смерти, его кодекс, написанный в сердце.

Ежели христианину, по какому-то жуткому стечению обстоятельств, придёт в голову заняться политикой, то можете смело вычёркивать его из учеников Христа. Если он решится на это и останется христианином, то в первый же день своей политической деятельности станет блаженным, изгнанным за правду, которой он жаждал, но которой так и не насытился. Ну, кто же из политиков говорит правду, в самом деле?

В той же степени он будет отторгнут в политике за миротворчество, кротость, милостивость, чистоту сердца, нищету духа. Совершенно негодный для государственного строительства персонаж, более того, очень опасный, ввиду возможного следования его примеру других, желающих стать христианами. К тому же христианин — это абсолютный пацифист, ненавидящий всякое орудие, способное убивать, что, как правило, не в тренде идеологии многих государств.

Так кто же такие христиане в этом мире, и зачем они здесь? Для понимания лучше всего, мне кажется, подойдёт аналогия с поисково-спасательным отрядом, осуществляющим свои действия на захваченной врагом территории. Распространяя Евангелие, они находят тех, кто предназначен ко спасению.

Ещё можно уподобить христианина врачу-психиатру, находящемуся среди сумасшедших, которые наотрез отказываются принимать лекарства, врачом назначенные, а наоборот — бегают, буянят, мусорят повсюду и вообще ведут дело к тому, что вся клиника должна скоро рухнуть, погребя под собою весь контингент умалишённых, включая, разумеется, и медицинский персонал.

И эти психи в итоге добьются своего, во что христиане верят в первую очередь, наблюдая полную невменяемость окружающего мира. Христиане лишние здесь, и очень хорошо это понимают. Их отечество на небесах, они ожидают нового неба и новой земли. У них свой царь, свой храм, свои обители. Да, они ещё здесь, но уже и там. Хотите их увлечь земными великими делами? Тщетно. Все дела на земле сгорят. Взываете к патриотизму? Они уже патриоты Царствия Небесного и иных отечеств у них уже нет и быть не может.

Иллюстрация: картина неизвестного художника «Парад революционных войск на Красной площади 4 марта 1917 года»

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Постепенно мы подошли к словам, завершающим заповеди блаженства, с которыми Господь Иисус Христос обращается ко всем нам через Евангелие. Две последние заповеди можно объединить в одну, потому что они логически дополняют друг друга: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 10-12).

Не путать с диссидентами!

блаженны изгнанные за правду

Можно увидеть, что девять блаженств описывают своеобразный круг: Христос обещает Царство Небесное нищим духом, и то же самое обетование дается изгнанным за правду. Круг – это линия без начала и конца. Путь жизни по заповедям блаженства становится не движением из пункта А в пункт Б, а постоянным движением по кругу. Остановка вращающейся вокруг Солнца Земли будет означат ее гибель, ведь именно этим вращением обусловлены жизненно важные земные процессы. С подобным вращением можно сравнить и духовную жизнь. Человек вращается вокруг центра, которым является Христос. Орбитой или траекторией этого движения становятся заповеди блаженства. Они неразрывно связаны между собой и имеют всего одну цель. И эта цель – Царство Небесное, или Царство Божие – пребывание со Христом.

В самой первой статье о блаженствах говорилось о том, что блаженный – это счастливый. Но те, кого Христос называет счастливым, никак не вписываются в современные представления о счастье и положении человека в мире и обществе. И в последних заповедях Господь говорит о том, что верующие в Него будут изгнаны, будут гонимы и злословимы, то есть будут отвергнуты миром, станут изгоями. Но награда их велика, потому что так всегда поступали с теми, кто верен Богу. Так гнали бывших прежде пророков.

Интересно, что слово «пророк» имеет в Библии двоякое значение, одно из которых практически полностью забыто современными людьми. Сейчас под словом «пророк» в большинстве случаев будут подразумевать того, кто предвидит будущее. В Библии же пророками называли не только тех посланников Божиих, которые говорили о грядущих временах (хотя многие пророки действительно по вдохновению Божию открывали людям тайны будущих времен, особенно же о времени пришествия обещанного Богом Мессии), но и тех, кто говорил о времени настоящем. Пророк взывал к совести тех, кто про свою совесть позабыл, похоронил ее под глыбой грехов и неправд, отступил от Бога и погряз во лжи. По сути проповедь пророка была призывом к праведности.

В четвертой заповеди блаженства Христос говорил об алчущих и жаждущих правды, где правдой была названа праведность Божия. В таком же смысле слово «правда» употребляется и в восьмой заповеди. Изгнанные за правду – это не диссиденты, оппозиционеры или борцы с социальным неравенством. Это прежде всего те, чья праведная жизнь стала обличением неправд этого мира.

Когда правда мешает

Можно возразить: ведь и Сам Христос обличал богатых и власть имущих, оспаривал незыблемость религиозных традиций своих современников и был по сути именно диссидентом. Да, в Евангелии можно найти немало обличительных слов в адрес тех, кого сейчас принято называть элитой. Но обличал Христос прежде всего за то, что тяга к мирским благам и успехам полностью заглушила стремление к Божественному.

Богатых Господь обличал в отсутствии милосердия и любви, книжников и фарисеев – в том, что их мнимая праведность превратилась в гордость и превозношение над другими. Своей жизнью Иисус Христос показал, что единственная истинная власть – это власть Бога, а каждый верующий должен прежде всего искать «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). А ведь многие желали видеть в Спасителя царя, приводящего народ к земному благоденствию. Но Господь призывает к праведности.

Праведность – это жизнь перед Богом. Открытость Богу, верность Божественному слову. Жизнь праведника должна быть свидетельством Божественной истины для других людей.

Но почему Господь говорит о том, что праведники будут изгнаны за свою праведность? Ответ на этот вопрос Сам Господь дает в другом месте Евангелия: «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). Праведная жизнь становится обличением жизни греховной, жизни во зле. Христос приходит, чтобы призвать грешников к покаянию, чтобы явить всем праведность Божию. Все ли услышали Его призыв и последовали за Ним?

Но если учесть все предыдущие слова Христа о том, что необходимо стремиться к осознанию своей нищеты пред Богом, стяжать кротость, алкать и жаждать правды, быть милосердным, означает ли все это, что нужно специально стремиться быть гонимым и злословимым ради Христа? Ведь гнали же пророков…

Слова Христа не означают того, что каждый должен осознать себя пророком и идти обличать соседей, родственников или кого-то еще. Господь призывает нас прежде всего не бояться своей собственной веры, не стесняться ее, не прятать ее от других. Если мы христиане, то не должны пугаться непонимания окружающих.

В первые три века нашей эры непонимание христианской веры со стороны языческого мира нередко заканчивалось гонениями и смертными казнями непонятых. То же самое повторилось и в XX веке в России, а где-то повторяется и сейчас. Но все же большинство христиан не подвергаются гонениям и преследованиям, не отдаются в темницы и не ведутся на казнь. Но это не означает и того, что мир принял Христа, смирился с Его проповедью. Поэтому христианину нужно быть готовым к тому, чтобы свидетельствовать о своей вере перед современным миром. Современный мир и не угрожает смертью и расправой тем, кто стремится жить по правде Христовой, но угроза в другом. Современный мир пытается преподнести христианскую праведность как нечто ненужное, устаревшее, лишающее человека свободы. Зачем тебе все это? Живи полной жизнью, перечеркни все эти устаревшие нормы и правила.

Готовы ли мы сейчас своей жизнью дать ответ на вызовы современного мира? Этот вопрос каждый христианин может обратить к самому себе. А вызов этот был и будет всегда, пока мир существует. Поэтому, пока существует мир, верующие во Христа должны быть готовы к терпению скорбей от этого мира. Неслучайно ведь Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Но скорбь не не будет безнадежной, потому что Господь продолжает: «Но мужайтесь: Я победил мир» (16, 33). Обещание Царства Божия изгнанным и злословимым, а фактически всем сохранившим верность Богу – это обещание победы над миром, лежащим во зле. Бог побеждает мир Крестом, а верующие в Него – праведностью, которую Бог даровал нам через Крест и Воскресение.

Газета «Саратовская панорама» № 4 (983)

Священник Василий Куценкоhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/blazhenny-izgnannye-za-pravdu

блаженны изгнанные за правду

«Заповеди Блаженств», православная икона

За́поведи блаже́нства (макаризмы, от греч. μακαριος — счастливый, блаженный) — согласно христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, произнесённая им во время Нагорной проповеди и дополняющая десять заповедей Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие (Мф. 5:3—12 и Лк. 6:20—23) и впоследствии в богослужебное употребление.

Своё название заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни.

Десять заповедей и Заповеди блаженства

В представлении христианства, Десять заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства (святости). Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди же блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы приближаться к Богу и обретать святость.

Девять евангельских заповедей о блаженствах по Мф 5, 3-11

  1. Блаженны нищие духом (др.-греч. πτωχοὶ τῷ πνεύματι), ибо их есть Царство Небесное (ὅτι αὐτῶν ἐστιν ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν).
  2. Блаженны плачущие (πενθοῦντες — скорбящие), ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие (πραεῖς), ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (δικαιοσύνην — праведности), ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые (ἐλεήμονες), ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем (καθαροὶ τῇ καρδίᾳ), ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы (εἰρηνοποιοί, в ранних славянских текстах — смиряющиеся, в Остромировом ев. съмирꙗѭщеи), ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду (δεδιωγμένοι ἕνεκεν δικαιοσύνης, букв. «подвергшиеся преследованиям из-за праведности», в Остромировом ев. иꙁъгнании правьды ради)), ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

На церковнославянском языке по Мф 5, 3-11

  1. Бл҃же́ни ни́щїи дꙋ́хомъ: ꙗ҆́кѡ тѣ́хъ є҆́сть црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное.
  2. Бл҃же́ни пла́чꙋщїи: ꙗ҆́кѡ ті́и ѹ҆тѣ́шатсѧ.
  3. Бл҃же́ни кро́тцыи: ꙗ҆́кѡ ті́и наслѣ́дѧтъ ꙁе́млю.
  4. Бл҃же́ни а҆́лчꙋщїи и҆ жа́ждꙋщїи пра́вды: ꙗ҆́кѡ ті́и насы́тѧтсѧ.
  5. Бл҃же́ни млⷭ҇тивїи: ꙗ҆́кѡ ті́и поми́ловани бꙋ́дꙋтъ.
  6. Бл҃же́ни чтⷭ҇їи срⷣцемъ: ꙗ҆́кѡ ті́и бг҃а ѹ҆́ꙁрѧтъ.
  7. Бл҃же́ни миротво́рцы: ꙗ҆́кѡ ті́и сн҃ове бж҃їи нарекꙋ́тсѧ.
  8. Бл҃же́ни и҆ꙁгна́ни пра́вды ра́ди: ꙗ҆́кѡ тѣ́хъ є҆́сть црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное.
  9. Бл҃же́ни є҆стѐ, є҆гда̀ поно́сѧтъ ва́мъ, и҆ и҆жденꙋ́тъ, и҆ рекꙋ́тъ всѧ́къ ѕо́лъ глаго́лъ на вы̀ лжꙋ́ще, менє̀ ра́ди: ра́дꙋйтесѧ и҆ весели́тесѧ, ꙗ҆́кѡ мꙁда̀ ва́ша мно́га на нб҃сѣ́хъ: та́кѡ бо и҆ꙁгна́ша прⷪ҇ро́ки, и҆̀же (бѣ́ша) пре́жде ва́съ.

Заповеди блаженства по Лк 6, 20-23

В синодальном переводе:

  1. Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
  2. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
  3. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
  4. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.

В переводе Кузнецовой:

  1. Радуйтесь, бедные! Царство Бога ваше.
  2. Радуйтесь, кто голоден теперь! Бог вас насытит.
  3. Радуйтесь, кто плачет теперь! Вы будете смеяться.
  4. Радуйтесь, когда люди вас ненавидят и когда изгоняют, оскорбляют и чернят ваше имя – и всё это из-за Сына человеческого. Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости! Вас ждёт на небесах великая награда!

В переводе Аверинцева:

  1. Блаженны нищие, ибо ваше Царство Божие.
  2. Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены.
  3. Блаженны плачущие ныне, ибо вы посмеетесь.
  4. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, когда отлучат вас, и оклевещут, и подвергнут имя ваше бесчестию из-за Сына Человеческого; радуйтесь в тот день и ликуйте, ибо вот, велика награда ваша на небе!

В современных переводах, учитывающих библейскую критику, в первом макаризме по Лк ничего не говорится о духе.

«Горе вам»

Относительно малоизвестен тот факт, что в Евангелии от Луки (Лк. 6:24-26) Иисус Христос противопоставляет заповедям блаженства «заповеди горя», напротив:

  1. Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение (славянский текст — яко отстоите утешения вашего).
  2. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.
  3. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
  4. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Критика текста

Поскольку макаризмы дошли до нас в двух версиях (по Мф и по Лк), то в библеистике исследуется вопрос об исторической реконструкции источника. Метод истории форм позволяет достоверно определить наличие в общем первоисточнике лишь трёх макаризмов:

  1. Блаженны нищие, ибо их есть Царство Божие.
  2. Блаженны скорбящие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны алчущие, ибо они будут насыщены.

Толкование

При толковании особенно часто вызывает споры первая заповедь по Мф. 5:3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

  • В святоотеческом толковании под нищим духом понимается тот, кто стремится стяжать важнейшую христианскую добродетель — смирение, кто не противостоит Духу Божию своей гордостью, но открыт для познания Бога верой. Святитель Иоанн Златоуст в беседе XV толкования на Евангелие от Матфея говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем». С этим толкованием соглашается святитель Филарет Московский и прибавляет, что «нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога». Блаженный Иероним Стридонский в «Толковании на Евангелие от Матфея» сопоставляет эту цитату с цитатой из Псалтири «И смиренных духом спасет» (Пс. 33:19) и указывает на то, что Господь не проповедует нищету материальную, а нищету духовную, говорит о тех людях, которые бедны по воле Духа Святого. Также блаженный Иероним говорит, что Спаситель говорил через Исайю относительно нищих духовно: «Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61:1). Святитель Игнатий Брянчанинов в своём труде «Аскетические опыты» говорит о том, что нищета духа — это смиренное понятие о себе, вызванное видением падения человечества. Также святитель указывает на то, что «нищета духа рождает следующее за ним блаженство: „плач“. „Плач“ — благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна».
  • Древнерусское слово «нищий», гр. πτωχός, однако, не обозначало человека бедного, но того, кто открыто просит о том, чего ему не хватает: денег ли, одежды, еды, или, другим словом, «побирается». И в данном случае обозначает человека, который стремится к приобретению не материальных, а духовных ценностей, о даровании Духа. Современный перевод этих слов соответствует понятию «блаженны побирающиеся Духом», что отвечало бы, например, и словам Серафима Саровского о том, что «в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской… Стяжание все равно, что приобретение».
  • В работе «Жизненная драма Платона» Владимир Сергеевич Соловьёв сравнил Заповеди блаженства с парадоксами Сократа. «Я знаю, что ничего не знаю» – «Блаженны нищие духом». «Я хочу узнать истину» – «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Я плачу о том, что я не знаю истины» – «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»…
  • Ещё одно толкование встречается у А. Бергсона. Он толкует эту фразу так: «блаженны нищие «по велению своего духа», то есть те, кто сам, по своей воле отказывается от своего богатства. «Прекрасное не в том, чтобы быть лишенным собственности, и даже не в том, чтобы самому себя лишить её, а в том, чтобы не почувствовать лишения». Намерение данной заповеди заключается в том, «чтобы вызвать некоторое состояние души, и «не для бедных, а для себя богатый должен отдать своё богатство». Этот вариант перевода «подтверждается как древними толкованиями, так и наблюдениями над семантикой текстов Кумрана, между тем как традиционная передача «нищие духом» ведет к недоразумениям». В книге И. C. Свенцицкой дано более подробное разъяснение в этом духе знаменитых изречений из Нагорной проповеди Евангелия от Матфея: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” (5.3-6). Они имеют аналогии в Евангелии от Луки и в Евангелии от Фомы (в последнем они приведены в виде отдельных, не связанных друг с другом изречений). Сопоставление этих трех евангелий позволяет ясно представить себе, как использовались изречения разными авторами: “…блаженны нищие {21}, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь” (Лк. 6.20-21). “Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше царствие небесное; Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали; Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено” (Фома. 59, 72, 73).

В основе всех этих эсхатологических обещаний лежит возглашение блаженства нищим (в смысле бедным, в первую очередь, трудящимся, страдающим от нищеты, а не занимающимся нищенством, в особенности — профессионально, а также христианам, называвшимся тогда по-арамейски “нищие”), голодным, преследуемым. Выражение Матфея “нищие духом” соответствует также и подобному выражению из кумранской рукописи (один из вариантов чтения — кроткие духом). Одно из объяснений этого выражения — “нищие по духу” (т. е. добровольно). Кроме того, христиане времени жизни самого Иисуса Христа назывались не христианами, а “нищими”. Речение “блаженны кроткие…” не повторяет смысл предыдущего речения “блаженные нищие по духу”, а восходит к ветхозаветному псалму: “А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира” (Пс. 36.11).

См. также

  • Десять заповедей
  • Евангельские заповеди
  • Заповеди любви
  • Церковные заповеди
  • Нагорная проповедь
  • Евангелие
  • Благочестие

Примечания

  1. ↑ Православный календарь (неопр.). Архивировано 27 августа 2011 года.
  2. ↑ Цит. по: «Канонические Евангелия», Перевод с греческого В.Н. Кузнецовой, М.: «Наука», 1993 – стр. 220.
  3. ↑ Цит. по: Аверинцев С. С. Переводы. К., 2004 – стр. 129.
  4. ↑ Славянский текст — егда добре рекут вам вси человецы
  5. ↑ Цит. по: Klaus Koch. Was ist Formgeschichte? Methoden der Bibelexegese. 5. Aufl., Neukirchener Verlag, Neukirchen-Vluyn, 1989 — S. 52: «Demnach lassen sich nur drei Seligpreisungen mit völliger Sicherheit auf die gemeinsame Vorstufe beider Evangelisten zurückführen:
    • Selig sind die Armen, denn ihrer wird das Reich Gottes(?) sein.
    • Selig sind die Trauernden, denn sie werden getröstet werden.
    • Selig sind die Hungernden, denn sie werden gesättigt werden.»
  6. ↑ «Беседы на Евангелие от Матфея».
  7. Святитель Филарет Московский. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви (неопр.).
  8. Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея (неопр.).
  9. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты (неопр.).
  10. ↑ M. R. Vincent Word Studies in the New Testament (1957, Vol. I, p. 36)
  11. ↑ «О цели христианской жизни. Беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым».
  12. ↑ В. С. Соловьёв. Жизненная драма Платона.
  13. ↑ Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. — М., 1994. — С. 62.
  14. ↑ Цит. по: Аверинцев С. С. Иисус Христос. Мифы народов мира // Энциклопедия. Т. 1. — М., 1980 — С. 493.
  15. ↑ Свенцицкая И. С., часть I “Апокрифические евангелия новозаветной традиции” В книге Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. — 336 с. — (Науч.-атеист. б-ка). ISBN 5-244-00269-4

Литература

  • Ткаченко А. А. Заповеди блаженства // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — С. 628-629. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.

Ссылки

  • Заповеди о блаженствах в Библии на сайте «Библия-Центр»

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here