Апостол варфоломей житие

Для наших читателей: апостол варфоломей житие с подробным описанием из различных источников.

Варфоломе́й (Нафанаи́л) (арам. בר-תולמי, греч. Βαρθολομαίος, лат. Bartholomaeus) — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, упомянут в Новом Завете.

Художественно изображается в светлой одежде с золотым рисунком и ножом в руке, символом его мученичества: с него содрали кожу.

Новозаветная история

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:3), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Имя «Варфоломей» возможно является арамейским патрономическим именем (отчеством) «bar talamai» — «сын Фалмая», где Фалмай — искажённое на арамейский лад греческое имя Птолемей.

Существует практически единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:45—50) Нафанаил — это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей — один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.

Евангелист сообщает, что Варфоломей был родом из Каны Галилейской (Ин. 21:2). По-видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус, увидев его, говорит о нём «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Более определённых сведений Священное Писание о Варфоломее не сообщает, большая часть его жизнеописания известна по апокрифическим источникам.

Предания

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы.

Согласно армянской традиции, апостол Варфоломей исцелил царя Санатрука или сына царя Трдата от проказы у источника молока. В ознаменование этого события в области Албак была построена церковь святого Варфоломея. Согласно другой традиции, на этом месте ранее стоял языческий храм.

Смерть

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане». Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении».

Существуют при этом различные версии отождествления города Альбаны (Албанополь, Урбанополь):

  • православная традиция отождествляет его с Баку, в котором при раскопках у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола;
  • по мнению Мишеля ван Эсбрука, под Альбаной понимается понтийский город Никополь;
  • по другой версии, апостол Варфоломей захоронен на юго-востоке современной Турции, в армянской исторической области Васпуракан, где в XIV веке на месте предполагаемого захоронения был построен армянский монастырь святого Варфоломея.

Около 410 года мощи Варфоломея были перенесены из Ахбака в Мартирополь, а около 507 года в город Дара (Месопотамия). При нашествии персов в 574 году, по сообщению Григория Турского, раку с мощами бросили в море, и она чудесным образом приплыла к острову Липари. Около 838 года мощи перенесли в Беневенто, где они хранятся в настоящее время в Базилике Сан Бартоломео. С X века часть мощей апостола хранится на острове Тиберина (Рим) в церкви Сан-Бартоломео, посвящённой апостолу. Частицы мощей апостола Варфоломея хранятся также в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку (передана в 2003 году Константинопольским патриархом) и других местах.

Память апостола Варфоломея совершается:

  • в Католической церкви — 24 августа,
  • в Православной церкви — 22 апреля (5 мая), 11 (24) июня (смерть), 30 июня (13 июля) (собор Двенадцати апостолов), 25 августа (7 сентября) (перенесение мощей),
  • в Армянской апостольской церкви почитается как её основатель, к которому возводится апостольская преемственность её иерархии, дни памяти — 25 февраля и 8 декабря.

Апокрифы

С именем Варфоломея связан ряд апокрифических произведений:

  • «Евангелие апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал на греческом.
  • «Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на коптском языке.
  • «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на коптском, арабском, эфиопском и греческом языках.
  • «Деяния апостола Варфоломея» на коптском.
  • «Мученичество апостола Варфоломея» на латыни и армянском.
  • «Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея»)

Память

  • Церковь Святого Варфоломея

См. также

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Апостол Варфоломей
  • Варфоломеевская ночь
  • Акт о единообразии — в соответствии с ним в день святого Варфоломея 24 августа 1662 года («Чёрный Варфоломей») из своих приходов были изгнаны более 2000 английских священнослужителей-нонконформистов
  • Медаль в честь святого апостола Варфоломея — церковная награда Бакинской и Прикаспийской епархии. Учреждена по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
  • Сан-Бартоломеу

Примечания

Ссылки

  • Димитрий Ростовский. Житие и страдания святого апостола Варфоломея
  • Апостол Варфоломей // Православная энциклопедия

Апостол Варфоломей (Нафанаил)

Дни памяти:  Апрель 22,  Июнь 11,  Июнь 30 (12 ап.),  Август 25 (Перенесение мощей)

апостол варфоломей житие апостол варфоломей житие

Нафанаил апостол

Апостол Варфоломей

Кирилл Александрийский

Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 — 51; Ин. 21, 2).

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы.

Ап. Иоанн Богослов

В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля).

Апостол Варфоломей.

Икона XIX в. Москва.

Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение . Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

Наверное, всякий, кто бывал в Риме, посещал великолепную Сикстинскую капеллу. Под головокружительными сводами, изукрашенными картинами Микеланджело, мы видим основные этапы человеческой истории от Адама и Евы до Страшного Суда.

Рассматривая фигуры святых, вы наверняка обратите внимание на изображение старца со странным предметом, в руке — плащом? накидкой? Но почему на нем видно человеческое лицо?.. Кто это? Это апостол Варфоломей. И когда вы вспомните, что с него за проповедь о Христе сняли кожу, вас бросит в пот от догадки — что это за накидка. Апостол Варфоломей предстоит перед Богом, держа в руке страшное свидетельство своего подвига.

Итак, Варфоломей… Или правильнее, в другой транскрипции, Бартоломей, что в переводе с арамейского означает «сын Фалмая». Свидетельства Евангелий позволяют сделать вывод, что у него было и еще одно имя — Нафанаил.

Варфоломей (он же Нафанаил) был зажиточным горожанином Каны Галилейской и родственником апостола Филиппа, который и познакомил его со Христом. История этого знакомства сохранена для нас Иоанном Богословом: На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною… Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе, и пророки, Иисуса… из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин 1:43—49).

Эта зарисовка неожиданно много может рассказать человеку, знакомому с реалиями того времени. Нафанаил — прямой и честный человек. Когда от своего родственника Филиппа он слышит о Христе, он реагирует скептично, цитируя известную в те времена поговорку: из Назарета может ли быть что доброе? Жители этого городка, Назарета, не пользовались в Израиле особой любовью и доверием. И Сам Христос, выросший в Назарете, с грустью отмечал, что меньше всего Его хотят видеть и слышать в Его родном городе.

апостол варфоломей житие

Нафанаил не верит, что из Назарета может быть настоящий пророк, наверняка какой-нибудь проходимец, но все же отправляется посмотреть. Слова, которыми встречает Христос Нафанаила, обескураживают его и повергают в трепет: …прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Что это значит? Смоковница — дерево очень важное в истории Израиля, своего рода символ этого государства. Благочестивые евреи любили молиться или о чем-либо размышлять под смоковницей. А размышляли в то время иудеи об освобождении родной земли от тирании Рима, о падении власти сатаны и о торжестве владычества Божия. Своей фразой Христос намекает на то, что Он видел Нафанаила под смоковницей и слышал его молитвы. Для Нафанаила другого знака не требовалось, чтобы понять: перед ним — Тот, к Кому он обращал свои молитвы под инжирным деревом. И Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

И, конечно, эта встреча стала переломным моментом в жизни Нафанаила. Он оставляет свой дом и отправляется вслед за Учителем.

После Вознесения Господня апостол проповедует в Малой Азии вместе со своим родственником Филиппом. Затем отправляется на территорию нынешней Армении. Здесь вместе с апостолом Иудой Фаддеем он основывает армянскую Церковь и здесь же принимает мученическую кончину в городе Альбане (ныне Баку). Взбешенные его проповедью, языческие жрецы подговорили царя казнить Варфоломея как заговорщика против власти и ниспровергателя общественных устоев. Варфоломей был распят вниз головой, но и распятый, он продолжал проповедовать о Христе. Тогда его сняли со креста и содрали кожу, а потом обезглавили.

Христиане погребли тело мученика. Впоследствии его святые останки были выкопаны и переправлены на Запад. Сейчас мощи эти находятся в Риме, на острове Тиберино.

Илл.: Апостол Варфоломей. Маттео ди Джованни, 1480 г.

В продолжение темы номера “12 апостолов” читайте:

  • 4 вопроса о 12 апостолах
  • Апостол Филипп
  • Апостол Фома, называемый Близнец
  • Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
  • Апостол Иаков Алфеев
  • Апостол Симон Кананит
  • Апостол Иаков Зеведеев
  • Апостол Иоанн Богослов
  • Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей
  • Андрей Первозванный
  • Апостол Петр
  • Иуда — один из двенадцати

Автор – редактор сайта “Азбука веры”

На заставке фрагмент картины Рембрандта Ван Рейна “Апостол Варфоломей”.

Святой апостол Варфоломей

Святой апостол Варфоломей в Евангелии святого Иоанна Богослова упоминается под именем Нафанаил (см.: Ин. 1, 45 и далее; 21, 2). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда Господь призвал Филиппа, тот исполнился высокой радости и сердце его стремилось разделить эту радость с другими. Тогда он пошел к знакомому своему Нафанаилу. Мы нашли Того, – с радостным лицом спешит он передать величайшую новость Нафанаилу, – о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова из Назарета (см.: Ин. 1, 45). Но Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа. Назарет был город в Галилее, и в Галилее жило много язычников, с которыми евреи, населявшие Галилею, были в постоянных близких сношениях. За это иудеи презирали галилеян, и Нафанаил разделял это общее предубеждение. Знаком он был и с книжной мудростью иудеев, знал, что Вождь, Который упасет народ Мой Израиля, произойдет из земли Иудейской (см.: Мф. 2, 6). «Не заблуждается ли он?» – подумал Нафанаил о Филиппе. Из Назарета может ли быть что доброе? – возразил он Филиппу. Пойди и посмотри, – ответил Филипп (см.: Ин. 1, 45–46). Он был уверен, что Нафанаил, как только увидит Господа и услышит божественные слова Его, сразу уверует, что Он – обетованный в Ветхом Завете Мессия. Нафанаил пошел. «Вот настоящий израильтянин, в котором нет лукавства», – сказал Христос, увидев приближающегося к нему Нафанаила. «Почему Ты меня знаешь?» – удивился Нафанаил. «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Должно быть, что-то особенное для Нафанаила случилось под смоковницей: один только намек на это обстоятельство поразил его. Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев! – в умилении воскликнул он. «Ты веришь потому, что Я сказал тебе: Я видел тебя под смоковницей, – увидишь больше этого, – продолжал Христос и торжественно сказал: – Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих – то восходящих, то нисходящих к Сыну Человеческому» (см.: Ин. 1, 45–51). Нафанаил с этого времени крепко уверовал во Христа и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов он под именем Варфоломея был причислен Господом к их лику (см.: Лк. 6, 14; Мк. 3, 18).

Когда через 12 лет по вознесении Господа на Небо настало время разойтись апостолам из Иерусалима для проповедования имени Христова, и святой Варфоломей отправился со словом благовестия. Некоторое время он проповедовал один, потом объединился со святым апостолом Филиппом и с ним подвизался в трудах апостольских. Им помогала и святая Мариамна, сестра святого Филиппа. Местом их совместных апостольских трудов были Лидия, Мизия и Фригия – области Малой Азии. Там они встретились со святым Иоанном Богословом, и на непродолжительное время он присоединился к ним. Расстались они в Иерополе, после того как все вместе силою молитвы умертвили ехидну, которую, как богиню, почитали в Иерополе. Видя, что чудесами и проповедью святые благовестники многих обращают ко Христу, жрецы стали просить градоначальника предать их смерти. Градоначальник осудил их на распятие. Распяли сначала святого Филиппа, потом и святого Варфоломея. Тогда произошло страшное чудо: разверзлась земля – и градоначальник, все жрецы и множество язычников исчезли в ее недрах. Это чудо поразило оставшихся в живых, и они, чтобы не постигло их большее наказание, бросились снимать распятых. Святого Варфоломея сняли, но святого Филиппа снять не смогли, и он скончался на кресте. Святой Варфоломей с честью похоронил тело апостола Филиппа. Страшное чудо многих обратило ко Христу, – святой Варфоломей крестил всех уверовавших во Христа. Поставив в Иерополь епископом Стахия, которого он вместе со святым Филиппом исцелил и у которого они обрели приют, и, утвердив новосозданную Церковь, святой Варфоломей отправился в Индию. Там он довольно продолжительное время трудился в благовестии Христовом: многих просветил верой Христовой, устроил им церкви и перевел на их язык Евангелие святого апостола Матфея, которое всегда носил с собой. Уходя из Индии, святой Варфоломей оставил тамошним христианам оба Евангелия, и переведенное на индийский язык, и писанное на языке еврейском.

Из Индии святой Варфоломей перешел в Великую Армению. Как только появлялся святой апостол в каком селении, нечистые духи, обитавшие в идолах, не вынося присутствия его, оставляли это место. И бесноватые исцелялись в одном только присутствии святого Варфоломея. Многие стали обращаться ко Христу. Дочь Полимия, царя той страны, была одержима злым духом. «И отсюда гонишь ты нас, Варфоломей!» – громко кричал устами ее нечистый дух. Полимий велел отыскать святого Варфоломея. И когда святой апостол вошел в комнату к бесноватой царевне, злой дух немедленно покинул ее и она стала здорова. Желая отблагодарить святого Варфоломея по-царски, Полимий послал ему на верблюдах множество золота, серебра и всяких драгоценных вещей. Но святой апостол вернул все дары. «Не этих вещей ищу и не эти вещи приобретаю. Я ищу душ человеческих, и если приобрету я их и введу их на Небеса, явлюсь тогда великим купцом пред Господом», – сказал Варфоломей царю. Полимий умилился этими словами и уверовал во Христа. Святой Варфоломей крестил его со всем семейством, многими вельможами и множеством народа. Сразу десять городов, по примеру царя, приняли веру Христову. Жрецы не могли перенести такого поражения язычества от одного человека. Тяжело им было смотреть, как разрушаются идолы, пустеют их капища, прекращаются жертвоприношения, и еще тяжелее становилось им при мысли, что они скоро, пожалуй, совсем лишатся пропитания. Сильно озлоблены были они на святого Варфоломея и начали подговаривать брата царского, Астиага, чтобы тот отомстил за бесчестие, нанесенное богам, погубил Варфоломея. Астиаг послушался злокозненного совета и, выбрав удобное время, схватил святого Варфоломея и увел в оковах в город Албаку на западном берегу Каспийского моря, нынешний город Баку. Всячески мучил Астиаг святого апостола, а потом распял его на кресте вниз головой. Но святой Варфоломей, испытывая ужасные мучения, радовался, что страдает за Христа, и на кресте не переставал поучать христиан и увещевать язычников. Астиаг совсем обезумел от гнева и в ослеплении измыслил новое ужасное мучение апостолу: приказал с него живого содрать кожу. И исполнились тогда слова Господа, сказанные некогда святому Варфоломею: будучи учеником Христовым, он носил пурпурную одежду, и Христос однажды, указав на нее, сказал святому Варфоломею, что он впоследствии разорвет одежду тела своего… Во время этого ужасного мучения святой Варфоломей оставался твердым, продолжал учить народ и прославлял Бога. Страшно становилось за самого страдальца. Холодный пот выступил у Астиага, и он приказал отрезать страдальцу вместе с кожей и голову. В таких муках за Христа Спасителя скончался святой Варфоломей. Смерть его последовала 11 июня (24 июня по н. ст.), и в этот день Святая Церковь совершает празднование в честь его.

апостол варфоломей житие

Распятие апостола Варфоломея

Верующие сняли с креста честное тело апостола, положили вместе с главой и кожей в оловянный ковчег и предали погребению в том же городе Албаке. Болящие всякими недугами получали исцеления от мощей святого апостола, и многие неверные, пораженные чудесами исцелений, обращались ко Христу. В начале VI века император Анастасий построил в Месопотамии город Дары. Как-то явился ему святой Варфоломей и сказал, что он сам будет хранить этот город. Тогда Анастасий перенес туда честные мощи святого апостола. Но здесь они оставались недолго. Во второй половине VI века персы завоевали Месопотамию, и некоторые дарские христиане, спасаясь от грозных завоевателей, не верующих во Христа, взяли мощи святого Варфоломея и удалились к берегам Черного моря. Но и здесь настигли их враги, отняли у них честные мощи и бросили их в оловянном ковчеге в море, чтобы потопить. А также бросили мощи святых мучеников: Папиана, Лукиана, Григория и Анания, каждого в отдельном ковчеге. Тогда, по воле Божией, совершилось дивное чудо: ковчеги с мощами не погрузились в море, а спокойно поплыли по нему. Они проплыли все Черное море, прошли через Босфорский пролив, плыли Мраморным морем, переправились Дарданелльским проливом, проплыли Эгейское и Ионическое моря, достигли острова Сицилии и, оставив слева Сиракузы и обернувшись к западу, приблизились к острову Лопару. Здесь ковчег с мощами святого Варфоломея пристал к берегу, а ковчеги с мощами святых мучеников поплыли снова по морю и пристали к берегу в разных местах. Между тем епископу острова Лопара, Агафону, было откровение от Бога о мощах святого апостола. В сопровождении всего клира и множества народа он вышел на морской берег и увидел ковчег с честными мощами святого Варфоломея. Все были в великом изумлении, возрадовались и славили Бога. Ковчег торжественно внесли в церковь, и от мощей истекло миро, которым исцелялись самые неизлечимые болезни. Много лет мощи святого Варфоломея находились на острове Лопаре. В первой половине IX века островом Лопар овладели арабы. Тогда Сикард, правитель города Венеида, в Италии, недалеко от Рима, давно слышавший о чудесах от мощей святого Варфоломея, подвигнутый теплою верою к нему, поручил искусным пловцам привезти с Лопара честные мощи апостола. Сикард думал, что не следует оставлять их в стране, которой владеют неверные, потому что неверные не станут относиться к ним с честью. Благочестивое желание Сикарда было исполнено: пловцы, посланные им в Лопар, благополучно возвратились с мощами святого Варфоломея. Сикард с епископом Венеида и множеством народа с радостью встретили драгоценное сокровище. С торжеством и великою честью внесены были честные мощи в Венеид и поставлены в соборном храме. Тогда же установлено было ежегодное празднование в память перенесения мощей святого апостола Варфоломея с острова Лопара в Венеид. Празднование это и до сих пор совершается Церковью 25 августа (7 сентября по н. ст.). В Венеиде от честных мощей святого Варфоломея совершалось много чудесных исцелений. Здесь честные мощи оставались до X века, когда они перенесены были в Рим. В Риме они находятся и до сих пор.

Кроме 11 июня, когда празднуется преставление святого апостола Варфоломея, и 25 августа, дня празднования перенесения честных мощей апостола в Венеид, празднование святому Варфоломею совершается еще 22 апреля (5 мая по н. ст.). – вместе со святыми апостолами Лукой и Климентом.

Следующая глава >

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here