9 заповедей нового завета

Для наших читателей: 9 заповедей нового завета с подробным описанием из различных источников.

Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (…).

О заповедях Блаженств — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Азбука.ру

Евангельские заповеди, Заповеди Христовы — духовно-нравственные указатели на пути в Царство Божие, проповеданные Иисусом Христом своим ученикам и последователям. Согласно христианским святым учителям и преподобным отцам исполнение Евангельских заповедей необходимо для спасения человека (получения им вечной жизни).

В ответе на вопрос фарисея о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две следующие заповеди:

Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет.
Он (Иисус) сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Блаженства

  • Блаженны нищие духом , ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  • Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Другие заповеди Нагорной проповеди

1 Указание на необходимость для христиан помогать людям найти путь к Богу (как к Небесному Отцу), прежде всего, своими добрыми делами (своей работой на Бога – своей праведностью).

  • Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям.
  • Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
  • И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
  • Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

2 Указание на то, что приход Иисуса Христа, исполняет пророчества Ветхого Завета:

  • Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
  • Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

3 Пояснение о небесной иерархии.

  • Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
  • А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
  • и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
  • и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
  • Больший из вас да будет вам слуга:
  • ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

4 Указание на необходимость повышения своей праведности (Принесения пользы Богу путём повышения своего духовного уровня и духовного уровня своих ближних.)

  • Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

5 Запрет не только на убийство, но и на гнев, осуждение и оскорбление:

  • Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
  • А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

6 Указание, что следует мириться с ближними прежде своего обращения к Богу:

  • Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
  • оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
  • Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
  • истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

7 Запрет не только на прелюбодеяние, но и похоть:

  • Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
  • А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

8 Указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху:

  • Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
  • И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

9 Пояснение о разводах:

  • Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
  • А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

10 Запрет на клятвы чем-либо:

  • Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
  • А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
  • ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
  • ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
  • Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

11 Запрет на противление злу:

  • Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
  • А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

12 Запрет на сутяжничество, скупость и немилосердие:

  • и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
  • и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
  • Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

13 Заповеди любви:

  • Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
  • По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
  • Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
  • А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
  • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
  • Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
  • И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

14 Призыв к духовному совершенствованию:

  • Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

15 Запрет на показную благотворительность:

  • Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
  • Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
  • У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
  • чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

16 Запрет на показную набожность и показную молитву:

  • И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  • Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

17 Запрет на разглагольствование в молитве:

  • А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
  • не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

18 Указание на молитву и на то, как молиться:

  • Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
  • Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
  • да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
  • хлеб наш насущный дай нам на сей день;
  • и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
  • и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

19 Указание на необходимость прощать других людей с тем, чтобы и Отец наш Небесный простил нам грехи наши:

  • Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
  • а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

20 Запрет на показной пост:

  • Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  • А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
  • чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

21 Указание на существование сердечной привязанности человека к имеющимся у него ценностям…:

  • Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
  • но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
  • ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

22 Указание смотреть на всё с духовной точки зрения:

  • Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
  • если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

23 Указание на то, что стремление к накоплению земных богатств отвлекает от полноценного стремления к Богу (поиска Царствия Небесного):

  • Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
  • Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
  • Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
  • Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
  • И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
  • но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
  • если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
  • Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
  • потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
  • Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
  • Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

24 Запрет осуждения других и стремления исправлять других, пока не исправил себя:

  • Не судите, да не судимы будете,
  • ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
  • И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
  • Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
  • Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

25 Запрет на раскрытие внутренней духовной жизни христиан перед невежами:

  • Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

26 Указание просить Бога о помощи в своих нуждах:

  • Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
  • ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
  • Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
  • и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
  • Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

27 Указание поступать с другими так, как хочешь чтоб поступали другие с тобой:

  • Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

28 Указание на то, что путь в Царствие Божие труден, а указателей на нём мало…:

  • Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
  • потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

29 Указание беречься ложных наставников и критерий их распознания:

  • Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
  • По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
  • Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
  • Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
  • Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
  • Итак по плодам их узнаете их.

Заключение. Откровение о конце тех, кто не исполняет, и тех, кто исполняет эти заповеди:

  • Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
  • Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
  • И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
  • Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
  • и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
  • А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
  • и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Другие заповеди Иисуса Христа

1 О вере в Иисуса Христа и уподоблении Ему в смирении:

  • Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
  • возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
  • ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

2 О небоязни гонителей:

  • Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой.
  • Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
  • Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

3 Об уподоблении детям в смирении:

  • В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
  • Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
  • и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
  • итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.

4 О не соблазнении детей противными Христу учениями:

  • И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
  • а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

5 Указание на горе соблазняющим:

  • Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

6 О целомудрии в помыслах:

  • Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
  • и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

7 О ветхозаветный заповедях, необходимых для спасения и нестяжании:

  • И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
  • Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
  • Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
  • почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
  • Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
  • Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
  • Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
  • Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
  • и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

8 Указание на необходимость Крещения:

  • Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
  • Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
  • Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
  • Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

9 Указание на необходимость Причастия:

  • Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
  • Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
  • Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
  • И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
  • И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все,
  • ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Пояснения апостола Павла:

  • Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
  • Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
  • Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
  • По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
  • Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
  • Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
  • Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
  • ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют
  • Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
  • Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
  • Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
  • Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

См. также

  • Евангелие
  • Иисус
  • Христианство
  • Заповеди блаженства
  • 10 заповедей

Примечания

Литература

  • Ткаченко А. А. Заповеди блаженства // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — С. 628-629. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  • Юревич Д. В. Десять заповедей // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV. — С. 459-473. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.

Главная –> Молитвы –> Десять Заповедей Ветхого Завета

Общие сведения о заповедях Ветхого и Нового Завета.

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.
Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди – Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.
Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности – полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.
Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).
Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.
Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – взлюби ближнего своего, как самого себя.” И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.”

Десять заповедей Ветхого Завета.

1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убей.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Объяснение Десяти Заповедей Ветхого Завета.

Первая заповедь Ветхого Завета.

“Я – Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня.”

Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его единого истинного Бога, и, кроме Него, никому мы не должны воздавать Божеского почитания. Первой заповедью Бог нас учит правильному Богопознанию и правильному Богопочитанию.
Богопознание – значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшею нашу обязанность.
Для приобретения Богопознания мы должны:
1. Читать и изучать Священное Писание (а дети: книгу Закона Божия).
2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника.
3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.
Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.
Когда мы ходим в храм, молимся дома, соблюдаем посты и почитаем церковные праздники, оказываем послушание своим родителям, помогаем им чем можем, усердно учимся и исполняем домашние задания, когда мы ведем себя тихо, не ссоримся, когда помогаем ближним, когда мы постоянно думаем о Боге и сознаём Его присутствие с нами, – тогда мы истинно почитаем Бога,то есть выражаем свое Богопочитание.
Таким образом, первая заповедь в известной мере содержит в себе остальные заповеди. Или остальные заповеди объясняют, как исполнять первую заповедь.
Грехами против первой заповеди являются:
Безбожие (атеизм) – когда человек отрицает существование Бога (например: коммунисты).
Многобожие: почитание многих богов или идолов (дикие племена Африки, Южной Америки и др.).
Неверие: сомнение в Божественной помощи.
Ересь: искажение той веры, которую нам дал Бог. В мире существует множество сект, учение которых придумано людьми.
Богоотступничество: отречение от веры в Бога или от христианства из-за страха или расчетов получить награду.
Отчаяние – когда люди, забывая, что Бог устраивает всё к лучшему, начинают недовольно роптать или даже покушаются закончить свою жизнь самоубийством.
Суеверие: вера в разные приметы, звезды, гадания.

Вторая заповедь Ветхого Завета.

“Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им.”

Евреи почитают золотого тельца, которого сами сделали.
Эта заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам.
В наши дни такое грубое идолопоклонство почти не существует в развитых странах.
Однако, если люди всё своё время и силы, все свои заботы отдают чему-то земному, забывая семью и даже Бога, такое поведение тоже является своего рода идолопоклонством, что запрещается этой заповедью.
Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к этому греху идолопоклонства. Нарушают также вторую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром внимания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушались.
В то же время вторая заповедь не запрещает правильно почитать святой Крест и святые иконы. Не запрещает потому, что, почитая крест или икону, где изображен истинный Бог, человек воздает честь не дереву или краске, из которых эти предметы сделаны, а Иисусу Христу или святым, которые на них изображены.
Иконы напоминают нам о Боге, иконы помогают нам молиться, потому что душа наша так устроена, что на что мы смотрим, о том и думаем.
Почитая святых, изображенных на иконах, мы не воздаем им одинакового почитания как равным Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Богом. Святые – это наши старшие братья. Они видят наши трудности, видят нашу слабость и неопытность и помогают нам.
Сам Бог показывает нам, что Он не запрещает правильное почитание святых икон, напротив – Бог являет через святые иконы помощь людям. Существует множество чудотворных икон, например: Курской Божией Матери, плачущие иконы в разных частях света, множество обновившихся икон в России, Китае и других странах.
В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею сделать золотые изображения херувимов (Ангелов) и поместить эти изображения на крышке Ковчега, где хранились скрижали с написанными на них заповедями.
Изображения Спасителя с древнейших времен почитаются в христианской Церкви. Одно из таких изображений – образ Спасителя, называемый “Нерукотворный.” Иисус Христос приложил к своему лицу полотенце, и изображение лица Спасителя чудесным образом осталось на этом полотенце. Больной царь Авгарь, как только прикоснулся к этому полотенцу, исцелился от проказы.

Третья заповедь Ветхого Завета.

“Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.”

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх.
Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.
Грехами против этой заповеди являются:
Божба: легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божиего в обыкновенных разговорах.
Богохульство: дерзкие слова против Бога.
Кощунство: неблагоговейное обращение со священными предметами.
Запрещается здесь также нарушение обетов – обещаний, данных Богу.
Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания.
Надо всячески избегать рассеянности в молитве. Для этого необходимо понимать смысл молитв, которые мы произносим дома или в храме. Надо перед тем, как говорить молитву, даже немного успокоиться, подумать, что мы собираемся беседовать с вечным и всемогущим Господом Богом, перед Которым даже ангелы предстоят с трепетом; и, наконец, произносить молитвы не спеша, стараясь, чтобы наша молитва была искренней – исходила прямо из нашего ума и сердца. Такая благоговейная молитва угодна Богу, и Господь по вере нашей даст нам те блага, которые мы просим.

Четвертая заповедь Ветхого Завета.

“Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.”

Слово “суббота” по-еврейски значит покой. Так этот день недели назывался, потому что в этот день запрещалось работать или заниматься житейскими делами.
Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.
Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.
В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира. В Новом Завете со времени св. апостолов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье – в воспоминание Воскресения Христова.
В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. К сожалению, теперь многие христиане не такие усердные, как в первые века христианства, и многие стали реже причащаться. Тем не менее никогда нельзя забывать, что воскресный день должен принадлежать Богу.
Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, что хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.
Кроме воскресений христиане посвящают Богу и некоторые другие дни года, в которые Церковь отмечает великие события. Это так называемые церковные праздники.
Самым великим нашим праздником является Пасха – день Воскресения Христова. Это “праздников праздник и торжество из торжеств.”
Есть 12 великих праздников, именуемых двунадесятыми. Некоторые из них посвящены Богу и называются Господскими праздниками, другие из них посвящены Божией Матери и называются Богородичными праздниками.
Господские праздники: (1) Рождество Христово, (2) Крещение Господне, (3) Сретение Господне, (4) Вход Господень во Иерусалим, (5) Воскресение Христово, (6) Сошествие Святого Духа на апостолов (Троица), (7) Преображение Господне и (8) Воздвижение Креста Господня. Богородичные праздники: (1) Рождество Божией Матери, (2) Введение во храм Пресвятой Богородицы, (3) Благовещение и (4) Успение Божией Матери.

Пятая заповедь Ветхого Завета.

“Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.”

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.
Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью.
Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отношении заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: епископы и священники, заботящиеся о нашем спасении; гражданские власти: президент страны, губернатор штата, полицейские и все вообще из тех, на ком лежит обязанность поддерживать порядок и нормальную жизнь в стране. Также надо поэтому почитать учителей и всех людей старше нас возрастом, которые имеют опыт в жизни и могут нам дать добрый совет.
Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми “отсталыми,” а их понятия “отжившими.” Бог сказал: “Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца” (Лев. 19:32).
Когда младший встречается со старшим, младший должен первый поздороваться. При входе учительницы в класс ученики должны встать. Если в автобус или поезд войдет престарелый человек или женщина с ребенком, то молодой человек должен встать и уступить своё место. Когда слепой человек хочет перейти улицу, надо ему помочь.
Только в том случае, когда старшие или начальники требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны им повиноваться. Закон Божий и послушание Богу являются высшим законом для всех людей.
В тоталитарных странах начальники иногда издают законы и дают распоряжения, противоречащие Закону Божию. Иногда они требуют от христианина, чтобы он отрёкся от своей веры или делал что-то против своей веры. Христианин в таком случае должен быть готов пострадать за свою веру и за имя Христово. Бог обещает в награду за эти страдания вечное блаженство в Царстве Небесном. “Претерпевший до конца, спасется… Кто отдаст жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот снова приобретет ее” (Матф. 10-ая глава).

Шестая заповедь Ветхого Завета.

“Не убей.”

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.
Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.
Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех. Самоубийца обрекает свою душу на вечное мучение в аду. Чтобы не отчаиваться, надо всегда помнить, что Бог нас любит. Он наш Отец, Он видит наши трудности и имеет достаточно сил, чтобы нам помочь даже в самой трудной ситуации. Бог по Своим премудрым планам попускает нам иногда пострадать от болезни или какой-нибудь неприятности. Но надо твердо знать, что Бог всё устраивает к лучшему, и постигшие нас скорби Он обращает к нашей пользе и спасению.
Нарушают шестую заповедь несправедливые судьи, если осуждают подсудимого, невинность которого им известна. Всякий, кто помогает другим совершать убийство или помогает убийце скрыться от наказания, также нарушает эту заповедь. Нарушает эту заповедь и тот, кто ничего не сделал, чтобы избавить ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать. Также тот, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих работников и тем ускоряет их смерть.
Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, ненавидит ближних и причиняет им скорбь своею злобой и словами.
Кроме телесного убийства, есть и еще другое страшное убийство: это духовное убийство. Когда человек соблазняет другого на грех, этим он духовно убивает своего ближнего, потому что грех есть смерть для вечной души. Поэтому нарушают шестую заповедь все те, кто распространяет наркотики, соблазнительные журналы и фильмы, кто учит других, как делать зло или подает плохой пример. Нарушают это заповедь и те, которые распространяют безбожие, неверие, колдовство и суеверия среди людей; грешат те, которые проповедуют разные экзотические верования, противоречащие христианскому вероучению.
К сожалению, приходится в некоторых исключительных случаях допускать убийство для прекращения неизбежного зла. Например, если неприятель напал на мирную страну, воины должны защищать свою родину и свои семьи. В таком случае воин не только убивает по необходимости, чтобы спасти своих близких, но и сам ставит свою жизнь в опасность и жертвует собой ради спасения своих ближних.
Также судьям приходится иногда осуждать на смерть неисправимых преступников, чтобы спасти общество от их дальнейших преступлений против людей.

Седьмая заповедь Ветхого Завета.

“Не прелюбодействуй.”

Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.
Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после развода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.
Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: плохие слова, нескромные шутки, бесстыдные анекдоты и песни, буйную и возбуждающую музыку и танцы. Надо избегать соблазнительных журналов и фильмов, а также чтения безнравственных книг.
Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши “суть члены Христовы и храмы Духа Святого.”
Самым страшным грехом против этой заповеди является противоестественная связь к лицам одинакового пола. В наши дни даже регистрируют своего рода “семьи” между мужчинами или между женщинами. Такие люди часто гибнут от неизлечимых и страшных болезней. За этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние города Содом и Гоморру, о чем рассказывает нам Библия (гл. 19).

Восьмая заповедь Ветхого Завета.

“Не кради.”

Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
Грехами против этой заповеди могут быть:
Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему.
Воровство – похищение чужой вещи.
Грабительство – отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.
Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки, то есть берет деньги за то, что должен был бы сделать по обязанности своей службы. Нарушают эту заповедь те, кто притворяется больным, чтобы, не работая, получать деньги. Также те, кто нечестно работает, делает кое-что напоказ при начальстве, а когда его нет, бездельничает.
Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть довольными тем, что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.
Христианин должен быть милосердным: часть своих денег жертвовать церкви и бедным людям. Все, что человек имеет в этой жизни, не принадлежит ему навеки, а дается человеку Богом для временного пользования. Поэтому надо делиться с другими тем, что у нас есть.

Девятая заповедь Ветхого Завета.

“Не произноси на другого ложного свидетельства.”

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.
Девятую заповедь нарушают те, кто:
Сплетничает – пересказывает другим недостатки своих знакомых.
Клевещет – сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить.
Осуждает – производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям. Евангелие не запрещает нам оценивать сами поступки с точки зрения того, насколько они хороши или плохи. Мы должны отличать зло от добра, мы должны удаляться от всякого греха и несправедливости. Но не следует на себя брать роль судьи и говорить, что такой-то наш знакомый пьяница, или вор, или распутный человек и так далее. Этим мы осуждаем не столько зло, сколько самого человека. Такое право осуждать принадлежит только Богу. Очень часто мы видим только внешние поступки, но не знаем о настроении человека. Нередко грешники потом сами тяготятся своими недостатками, просят у Бога прощения грехов и с помощью Божией побеждают свои недостатки.
Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим. Большинство наших грехов происходит от ненужных слов, от пустословия. Спаситель сказал, что человек должен будет дать ответ Богу за каждое слово, которое он скажет.

Десятая заповедь Ветхого Завета.

“Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.”

Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает плохие желания и даже плохие мысли по отношению к ним.
Грех против этой заповеди называется зависть.
Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел.
Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом. Священное Писание говорит: “Мерзость перед Богом злые мысли” (Притч. 15:26).
Одной из главных задач истинного христианина является очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты.
Чтобы избежать греха против десятой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца от всякой чрезмерной привязанности к земным предметам. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить Бога.
Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей. Истинный христианин радуется, когда видит у других успех.
Если будем искренне просить Бога, Он нам поможет стать истинными христианами.

Заповеди Блаженства

Иные популярные молитвы:

Православные Иконы Святым угодникам Божьим и Пресвятой Богородице
Десять Заповедей Ветхого Завета
Молитвы Пресвятой Богородице
О молитве: Что такое молитва, Сила молитвы, Молитва-встреча, Молитва-диалог
О молитве: Краткие молитвы, Церковные молитвы, О силе молитв служителей Церкви, Канонические молитвы, Молитва своими словами
О молитве: Почему надо молиться по молитвослову, Какие молитвы входят в молитвослов, Какие книги относятся к церковно-богослужебным, Православный молитвослов, Как молиться за других людей, Как молиться за обидчиков и врагов
Общие тропари. Ангелу Хранителю, Апостолам, Архангелу, Бессребреникам, Всем святым
Молитвослов Православного Воина
Молитвы благодарственные каждодневные
Молитвы при желании иметь дитя мужского пола
Молитвы женщин, совершивших аборт (после абортов)
Молитвы о благополучии второго брака
Молитвы о семейном благополучии
Сильные молитвы от всяких бед, напастей, чар и от колдовства, а так же на удачу
Православный Молитвослов на всякую потребу и помощь

Все молитвы …

Оценка 5 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here