2 ноября православный календарь

Для наших читателей: 2 ноября православный календарь с подробным описанием из различных источников.

Поста нет. Глас 4-й

Вмч. Арте́мия Антиохийского (362).

Прав. отрока Арте́мия Веркольского (1545); прп. Гаврии́ла Самтаврийского, архимандрита (1995) (Груз.).

Сщмч. Николая Любомудрова, пресвитера (1918); сщмчч. Зоси́мы Пепенина, Иоа́нна Ганчева, Иоа́нна Речкина, Иоа́нна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоа́нна Талызина и Алекса́ндра Орлова, пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца, диаконов и мч. Павла Бочарова (1937).

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Великомученику Артемию Антиохийскому

Тропарь великомученику Артемию Антиохийскому, глас 4

И́стинною бо Христо́вою ве́рою/ утве́рждься, страстоте́рпче,/ мучи́теля злочести́ва царя́/ победи́л еси́ со и́дольским того́ возноше́нием./ Тем от Царя́ Вели́каго, ве́чно ца́рствующаго,/ пресве́тлым венце́м побе́дным одаре́н бысть,/ вся исцеля́яй боля́щия и призыва́ющия тя, Арте́мие вели́кий,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Истинной верой Христовой укрепившись, страстотерпец, нечестивого царя-мучителя победил ты с его идольскими жертвоприношениями. Потому от Царя Великого, вечно царствующего, пресветлым венцом победы был одарен. Исцеляющий всех болеющих и призывающих тебя, Артемий великий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак великомученику Артемию Антиохийскому, глас 2

Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика,/ на враги́ побе́ды взе́мшаго одоле́ние,/ соше́дшеся, досто́йно пе́сньми восхва́лим Арте́мия,/ превели́каго в му́ченицех,/ чуде́с же да́теля пребога́таго,// мо́лится бо Го́споду о всех нас.

Перевод: Благочестивого и венценосного мученика, захватившего трофей победы над врагом, собравшись, по достоинству прославим молитвенными песнопениями Артемия, превеликого мученика, щедрого дарователя чудес, ибо он молится Господу обо всех нас.

показать все

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому

О, всехва́льный великому́чениче Арте́мие, Госпо́день во́инственниче и все́м на́м кре́пкий побо́рниче! Ско́р бу́ди предста́тельством твои́м у Человеколю́бца Христа́, да да́ст правове́рным лю́дем, почита́ющим тя́ и на поклоне́ние моще́м твои́м приходя́щим, ми́лость и благи́х проше́ний ско́рое исполне́ние. Предстоя́й Престо́лу Бо́жию в лице́ му́ченик, помина́й все́х на́с, беда́ми, напа́стьми и скорбьми́ обстоимых, и в житии́ се́м мно́го стра́ждущих: да твое́ю по́мощию и кре́пким побо́рством преста́нут приходя́щая на на́с зла́я. Мы́ же, твои́ми злостраданиями назидаеми, си́лою благода́ти Христо́вы чрез тебе́ исполня́еми, в терпе́нии крестоноше́ния жи́ти начне́м, во е́же Го́споду покая́нием благоугоди́ти и неизрече́нная блага́я насле́довати, я́же угото́вана лю́бящим Бо́га и прославля́ющим свято́е и́мя Его́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Праведному отроку Артемию Веркольскому

Тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому, глас 2

Вы́шняго повеле́нием,/ тучено́сным облако́м не́бо помрачи́вшим,/ и мо́лниям блиста́ющим,/ гро́му же возшуме́вшу с преще́нием,/ испусти́л еси́ ду́шу твою́ в ру́це Го́сподеви,/ прему́дре Арте́мие,/ и ны́не предстои́ши Престо́лу Влады́ки всех,/ и́же ве́рою и любо́вию приходя́щим к тебе́,/ подая́ исцеле́ние все́м неотло́жно,/ и моля́ся Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: По воле Всевышнего, грозовым облаком небо помрачившего, в блистании молний и угрожающем шуме грома ты отпустил душу свою в руки Господа, премудрый Артемий, и сейчас предстоишь Престолу Владыки всех, с верою и любовью приходящим к тебе подавая исцеление без отлагательств и молясь Христу Богу о спасении наших душ.

Кондак праведному отроку Артемию Веркольскому, глас 8

Возсия́ днесь пресве́тлая па́мять прему́драго Арте́мия;/ Богода́нная благода́ть я́ко ре́ки излива́ет от целе́бных моще́й его́ ди́вная исцеле́ния,/ и́миже от многоразли́чных неду́г избавля́емся,/ с ве́рою прие́млюще я́, и взыва́юще:// ра́дуйся, Арте́мие Богому́дре.

Перевод: Воссияла сегодня пресветлая память премудрого Артемия. Богоданная благодать как реки изливает от врачующих мощей его удивительные исцеления, которыми мы избавляемся от многоразличных болезней, с верой принимая их и взывая: «Радуйся, Артемий Богомудрый».

Молитва праведному отроку Артемию Веркольскому

Святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведный Арте́мие, при́сный храни́телю святы́я ве́ры Правосла́вныя и бли́зкий защи́тниче всего́ се́вернаго кра́я Росси́йския страны́! При́зри ми́лостивно на усе́рдную моли́тву нас гре́шных и твои́м благомо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние согреше́ний на́ших, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней диа́вольских. Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии и непременя́емем благополу́чии ве́рных люде́й Свои́х, да пода́ст стране́ на́шей мир и тишину́, а нам нелицеме́рное послуша́ние, да сподо́бит всех нас получи́ти, по христиа́нстей кончи́не, Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси пра́веднии вме́сте с тобо́ю, ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва вторая праведному отроку Артемию Веркольскому

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святы́й пра́ведный Арте́мие, покрови́телю святы́я оби́тели, твои́м и́менем красу́ющияся, си́льный хода́таю о нас ко Го́споду, вели́кий благоде́телю и живу́щих зде и́ноков твоея́ оби́тели и всех с ве́рою и любо́вию притека́ющих к ра́це чудотво́рных моще́й твои́х! При́зри ми́лостивно на убо́гую моли́тву нас, гре́шных и непотре́бных рабо́в, и твои́м всемо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние грехо́в, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней супоста́та, и́щущаго нас погуби́ти. Да́руй бра́тству твоея́ оби́тели, от ста́рших до после́дних, смире́ние и кро́тость, любо́вь и послуша́ние вседу́шное, служе́ние и житие́ благогове́йное, свято́е и во всем ве́рное и благоду́шное исполне́ние и́ноческаго общежи́тия, да, рабо́тающе Го́сподеви непосты́дно и ду́хом горя́ще в непреста́нней моли́тве за благотвори́телей на́ших живы́х и усо́пших, яви́мся ве́рными раба́ми Го́спода, да Це́рковь Правосла́вная всея́ Росси́и, я́ко вертогра́д благонасажде́нный, цвете́т и плодотвори́т бога́то плода́ми ве́ры и благоче́стия! Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии, душе́внем спасе́нии и благопоспеше́нии во всем правосла́вный наро́д наш. Моли́ Го́спода о ми́лости и благода́тных щедро́тах Святе́йшему Патриа́рху на́шему (имярек) и Святе́йшему Сино́ду на́шему. Моли́ Го́спода, да хода́тайством и заступле́нием преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы все мы и зде ми́рное и богоуго́дное житие́ поживе́м и по ми́рней христиа́нстей кончи́не сподо́бимся в пресла́внем Ца́рствии ми́лости Царя́ Не́ба и земли́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, сла́вяще Его́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья праведному отроку Артемию Веркольскому

О, великосла́вный уго́дниче Бо́жий, о, вели́кий чудотво́рче, святы́й и пра́ведный Арте́мие, херуви́ме земны́й, челове́че Небе́сный, А́нгелов собесе́дниче, Небе́сный жи́телю! При́зри с высоты́ Небе́сныя све́тлым о́ком твои́м, и ниспосли́ нам лучи́ Бо́жия благода́ти. Свети́льниче Боговозжже́нный, твои́ми святы́ми моли́твами разжени́ мрак грехо́в на́ших, упроси́ у Отца́ све́тов свет благода́ти душа́м на́шим, всех правове́рных ско́рый быв помо́щник и засту́пник. Всяк бо, с ве́рою под кров защище́ния твоего́ моли́твенно притека́яй и заступле́ния Твоего́ у Го́спода прося́й, а́бие посо́бствуем быва́ет, Бо́жию же ми́лость обрета́ет и жела́ния се́рдца своего́ не лиша́ется, но про́сит благода́ти и прие́млет дар на по́льзу проше́ния. Ты еси, пра́ведный Арте́мие, вертогра́д Бо́гом насажде́нный, в не́мже цвет здравотво́рный, процвете́, е́же исцели́тися мно́гим от зе́льнаго трясави́чнаго неду́га. О, коль мно́зи твое́ю чуде́сною по́мощию слепи́и прозре́ша, глуси́и слух прия́ша, хроми́и возскочи́ша и ходя́ша, немощни́и де́йство рук прия́ша, безу́мнии воуми́шася, разсла́блении в жи́лах укрепи́шася, сля́ченнии испра́вишася и иму́щии вре́ды исцеле́ша! Еще́ же и скве́рнии де́мони моли́твою твое́ю отгна́шася, и ини́и неисце́льнии неду́зи разреши́шася. Та́ко, святы́й и пра́ведный Арте́мие, всем всегда ми́лостив явля́ешися. У́бо и о нас неисповеди́мую Бо́жию бла́гость умоли́, да оста́вит нам Госпо́дь до́лги на́ша, и да храни́т госуда́рство Росси́йское в ми́ре и благоде́нствии, в кре́пости и оби́лии, и ве́ру правосла́вную да укрепи́т, церко́вныя же раско́лы да утоли́т, и вся правосла́вныя христиа́ны да спасе́т. Мы же твою па́мять святу́ю от ро́да в род че́стно пра́здновати бу́дем, сла́вяще просла́вльшаго тя Христа́ Го́спода, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно, и в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Священномученику Николаю Любомудрову

Молитва священномученику Николаю Любомудрову

О, всехва́льный о́тче Нико́лае, и́стинный иере́е Бо́жий и добропобе́дный му́чениче Христо́в! Услы́ши у́бо ны́не моле́ние на́ше и ми́лостив сотвори́ся на проше́ния на́ши. Ты́, а́ще и жи́л еси́ на земли́, я́ко про́чии челове́цы, но а́нгельская дела́ твори́л еси́, неукло́нно За́поведи Бо́жии исполня́ше, мно́гия доброде́тели еси́, в ве́ре и наде́жде укреплялся, последи́ же и вы́сшую и́х, любо́вь, стяжа́л еси́. Егда́ зло́бныя мучи́тели тя́ убиваша, я́ко а́гнца незло́биваго, ты́, помина́я Сло́во Бо́жие, враго́в свои́х с любо́вию благослови́л еси́ и о проще́нии и́х Бо́га моли́л еси́. За сие́ в Ца́рствии Небе́сном, иде́же ве́чная любо́вь пребыва́ет, сла́вно воцари́лся еси́. Священному́чениче Нико́лае, при́зри с высоты́ своея́ сла́вы на ны́, гре́шныя лю́ди, с ве́рою ти́ моля́щися, испроси́ на́м у Го́спода ми́лости и по́мощи во бране́х духо́вных, да́руй на́м кре́пость теле́сную для исполне́ния во́ли Бо́жией. Це́рквам ми́р и благоде́нствие да́руй, архиере́ем му́дрость и си́лу, па́стырем кро́тость, милосе́рдие и долготерпе́ние, па́стве послуша́ние, мона́шествующим смиренному́дрие и покая́ние и́стинное в сокруше́нии се́рдца, да вси́ просла́вим Отца́ на́шего, и́же на Небесе́х, и Единоро́днаго Его́ Сы́на и Всесвята́го Ду́ха. Ами́нь.

Мысли свт. Феофана Затворника

(Кол.:2–9; Лк.:49–56)

Как относиться к неверам, не исповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к не принявшей Его веси (весь – селение). Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: «не знаете, какого вы духа»… (Лк.:55) Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал не принявшим Его, но, минуя их, «пошел в другую весь» (Лк.:55–56), предоставив их самим себе. 

Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалеть и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину, и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный – и довольно.

Притча дня

Авва Исаак Фивейский пришел в монастырь, увидел брата, падшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми его, и сказал: «Не пущу тебя». Авва умолял его сказать, какая этому причина.

Ангел ответил: «Бог послал меня к тебе, спросить, куда ты велишь Ему бросить падшего брата?» Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: «Согрешил пред Тобою, — прости мне!» Ангел сказал ему: «Встань, Бог простил тебя; но впредь берегись осуждать кого- либо прежде, нежели Бог осудит его».

Проповедь дня

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О тех, кто с нами, и кто против нас, Кол.4:2-9, Лк.9:49-56.

Однажды один из учеников сказал Иисусу Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что не ходит с нами». Но Господь сказал ему: «не запрещайте, ибо, кто не против вас, тот за вас». Этот отрывок часто приводят в доказательство, что вовсе не обязательно быть в едином стаде, в единой видимой Церкви….►

Перейти в раздел «Проповеди»

  • 2 ноября православный календарь

Грузия. Мцхета. У храма Джвари VII века на вершине горы у слияния рек Куры и Арагви. Фото: Анатолий Струнин/ТАСС

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

2 ноября (20 октября по “старому стилю” – церковному юлианскому календарю). Четверг 22-й седмицы по Пятидесятнице (двадцатой второй недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 известных поименно угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

***

Великомученик Артемий Антиохийский. Святой, казненный в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова. Один из военачальников равноапостольного императора Константина Великого, святой Артемий отказался отречься от Истины в годы, когда Христианскую Империю пытались вновь сделать языческой.

Великомученик Артемий всенародно обличил императора-отступника Юлиана в нечестии, за что разгневанный отступник подверг святого жестоким пыткам. Сам Христос в окружении Ангелов явился страдальцу в темнице, сказав: “Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным”. После страшных, нечеловеческих пыток святой Артемий был обезглавлен в 362 году от Рождества Христова.

Подробнее об этом великом святом, его подвиге, а также об одном из подмосковных храмов посвященных великомученику Артемию Антиохийскому вы можете узнать из нашего материала “Воин царя Константина”, опубликованного на страницах “Царьграда”.

***

Святой праведный Артемий Веркольский. Русский святой XVI века, набожный и благочестивый отрок, погибший в 13-летнем возрасте от удара молнией в 1545 году. Сначала суеверные люди думали, что это знак проклятья, а потому не погребли по-христиански юного Артемия. Только 28 лет спустя местный священник увидел благодатный свет над местом гибели отрока. Его святые мощи перенесли в храм, после чего от них стали совершаться чудеса и исцеления.

***

Преподобный Гавриил Самтаврийский. Один из самых почитаемых святых Грузинской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Ургебадзе) отошел ко Господу совсем недавно – в 1995 году от Рождества Христова. Блаженный старец, в годы богоборческих гонений принявший на себя образ мнимого безумия – юродства Христа ради. В последние годы о старце Гаврииле вышли несколько книг, включающих уникальные воспоминания об этом прозорливом чудотворце.

***

Священномученики Николай Любомудров, пресвитер (1918) Зосима Пепенин, Иоанн Родионов, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Николай Фигуров, Леонид Никольский, Иоанн Талызин и Александр Орлов, пресвитеры, Михаил Исаев и Петр Кравец, диаконы и мученик Павел Бочаров (1937). Православных священнослужители в священническом и диаконском санах, а также мирянин, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. Впоследствии все эти страдальцы были прославленны в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святынь и угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: “Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!”

Главная –> Церковные Православные праздники –> Ноябрь –> 2 ноября (20 октября по старому стилю)

Cегодня 2 ноября (20 октября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Великомученика Артемия (362). Праведного отрока Артемия Веркольского (23 июня 1545).
Мученицы Ирины (VII). Преподобных Герасима Афонского (1579); Матроны Хиосской (1462). Священномученика Николая (Любомудрова) пресвитера, Ярославского (1918); Германа (Коккеля), епископа Алатырского; Зосимы (Пепенина), Иоанна (Родионова), Иоанна (Ганчева), Иоанна (Речкина), Николая (Фигурова), Леонида (Никольского), Александра (Орлова) пресвитеров, Михаила (Исаева) и Петра (Кравца) диаконов и мученика Павла (Бочарова), Алма-Атинских (1937); Иоанна (Талызина) пресвитера, Ярославского (1937).

Великомученик Артемий

Великомученик Артемий был воином при императоре Константине Великом и при сыне его Констанции; за храбрость в боях был отличен разными наградами и поставлен правителем Египта. Когда, после смерти Констанция, императором стал Юлиан, который, сам отвергшись Христа, хотел восстановить язычество и начал гнать и мучить христиан, – в Антиохии, где он истязал двух пресвитеров, Артемий обличил его в нечестии и жестокости. Юлиан лишил Артемия всех почестей и должностей, подверг разным истязаниям и бросил в темницу. На следующий день император думал склонить Артемия к отречению от Христа льстивыми обещаниями, но, встретив отказ, велел втыкать в тело его раскаленные железные полосы, строгать хребет его острым трезубцем и затем мучить голодом и жаждой. Но святой мученик терпел все и говорил Юлиану, что скоро он получит справедливое возмездие за все зло, которое сделал христианам. Тогда Юлиан еще более разгневался на Артемия и приказал сдавить тело его рассеченным надвое огромным камнем; но так как святой остался жив, то ему отсекли голову. Это было в 362 г. Мощи его были перенесены в Константинополь. Часть мощей хранится на Афоне, в Паятелеимоновом монастыре.

Житие святого праведного отрока Артемия, Веркольского чудотворца

Житие вариант 1

Святый праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы . Родители его, — отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария — были крестьяне того села. Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.
Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома — и блаженный отрок пал мертвый .
Так милосердый и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего.
Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось неотпетым и непогребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.
Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая Чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том Веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб его берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока .
Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавтей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшого сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостию собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемие. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.
С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, — и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви св. Николая Веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.
Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия. — и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнию желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила окорое исцеление.
Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов.
Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получали тогда исцеление.
В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря . Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.
“В тот же час, — рассказывал исцеленный. — я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом — в правой. Он осенил меня крестом и сказалъ:
— Человече что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам.
При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его.”
Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из седа Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете. Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостию поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.
В 1636 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он останавливался в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебен праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия.
Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, — обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом.
После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи в Архангельск . Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ниоткуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой гибели.
Слава исцелений От мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.
В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с серою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешеше всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, до случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены .

Составлено по разным спискам древнего жития.
Пинега — река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль — главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь — село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу.
Кончина св. прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года.
Мощи прав. Артемия были обретены в 1577 году.
Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных.
Мангазея — урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейскаго. Мангазея — первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601 году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранилась лишь одни следы.
Память святого праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: “иже со отцом своим Козьмою земледельцем ишедь на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы”. — В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре.

Житие вариант 2

Праведный Артемий родился в 1532 году на Пинеге, в селе Верколе. Родители его, Косьма и Аполлинария, были простыми крестьянами и кормились земледелием. Оба они были благочестивы и добродетельны.
Таким же благочестивым и добродетельным был и их маленький сын Артемий. Он “удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением, так что казался не по годам умным. Почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией”. Отличался тихим нравом, и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде. О его внутреннем мире, переживаниях можно лишь догадываться. Как и о том, что он был одним из тех детей, чьи Ангелы, по слову Спасителя, “на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного” (Мф. 18, 10).
23 июня 1544 года (по другим источникам – 1545 г.), когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего тот “от ужаса скончался”. Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах. А самое главное – внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди – без покаяния. И как, по традиционным представлениям, умирают только грешники.
Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении. “Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое”.
Спустя 32 года праведный отрок Артемий, безвинно оклеветанный, даже лишенный христианского погребения своими односельчанами, стал почитаться ими же уже как святой. В 1577 г. дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет. Подойдя к месту, откуда он исходил, Агафоник с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Приблизившись, он увидел, что оно “совершенно цело и невредимо”. Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.
Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали выздоравливать больные. Первым чудом стало выздоровление сына местного крестьянина от лихорадки, косившей в это время окрестное население. После того, как в 1584 году после молитвенного обращения к праведному Артемию исцелился человек по имени Павел, у которого “было болезненно обращено лицо назад и закрыты глаза так, что он ничего не видел” , жители Верколы перенесли мощи праведного Артемия в сделанный для этого при Никольской церкви особый придел, поместив их в новом гробу.
На досках старого гроба было написано несколько икон святого Артемия Веркольского. При этом “один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление”. Так постепенно имя праведного отрока Артемия Веркольского становилось известным и за пределами Пинежья.
“В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия”.
В XVII веке в Верколе в честь праведного Артемия был основан мужской монастырь. Причем к возникновению его оказался причастен человек, который вошел в историю как “человек предприимчивый, смелый и энергичный, опытный администратор, вместе с тем отличавшийся жестокостью в обращении с подчиненными”. Это воевода Афанасий Пашков.
У этого человека был единственный сын – Еремей, которого он беззаветно любил. В 1636 году, когда Афанасий Пашков прибыл на воеводство в Мезень и Кевролу, Еремей “тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти”. Обезумевший от горя отец счел болезнь сына наказанием за то, что будучи в Верколе, он не удосужился поклониться гробнице праведного Артемия и не отслужил перед нею молебен. После того, как Афанасий Пашков пообещал, что непременно совершит богомолье в Верколу, его сын выздоровел. Причем только-только встав на ноги, он стал спрашивать отца, как добраться до Верколы. “Обрадованный отец, в благодарность за чудесное благодеяние, выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу святого великомученика Артемия на том самом месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и кельи для монашествующих. Так возник; близ Веркольского прихода монастырь”. Этот монастырь существует в Верколе и поныне. В нем в минувшие времена в каменном храме в честь святого Артемия Веркольского (храм этот был построен в 1793 г.) и находились мощи праведного Артемия, поклониться которым шли паломники со всех концов России.
В настоящее время мощи праведного Артемия Веркольского утрачены. По рассказам местных жителей, в двадцатые годы, когда монастырь был закрыт, иноки, желая спасти их от поругания, увезли мощи и скрыли в неизвестном ныне месте. Поэтому в нынешнем Веркольском монастыре (он был возвращен Церкви в 1991 г.) сохранилась только рака, где они находились. Кто знает, может быть, по милости Господней, когда-нибудь они будут найдены? И снова, как в далекие времена Святой Руси, к мощам праведного Артемия Веркольского будут приходить люди в непостыдной надежде на его заступление и помощь.
Память праведного Артемия Веркольского празднуется 23 июня (по новому стилю – 6 июля) и 20 октября (2 ноября).

Все Православные Святые угодники: житие, память, страдание …

« предыдущий Церковный Православный праздник :: 2 ноября :: завтра Церковный Православный праздник »

Сегодня православный церковный праздник:

Преподобного Иоанна Ветхопещерника. Блаженной Матроны Московской…Завтра праздник:

Преподобного Феодора Трихины. Преподобного Иосафа Сербского, Метеорского. Преподобного Александра Ошевенского. Мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого чудотворца…Ожидаются праздники:04.05.2019 – Мучеников Феодора Пергийского и матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия. Священномученика Ианнуария епископа и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона…

05.05.2019 – Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского. Благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского…
06.05.2019 – Великомученика Георгия Победоносца…

Другие популярные православные праздники:

Все православные праздники …

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here